КОММУНИКАТИВНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
С УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ (ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫМИ
НАРУШЕНИЯМИ) В УРОЧНОЙ И ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
И. Ф. Аббазова, учитель начальных классов,
ГБОУ СО «Североуральская ШИ».
г. Североуральск
В последние годы с тревогой отмечается, что многие дети испытывают трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Они не только не способны обратиться к другому человеку и не могут ответить на заданные вопросы, но даже в некоторых случаях не проявляют никакой инициативы при обращении к ним. При поступлении в образовательную организацию ребенок приходит со своим запасом коммуникативных навыков и не всегда их достаточно для того, чтобы благополучно влиться в коллектив детей и начать с ними взаимодействие. Особого внимания в этом плане / требуют дети с умственной отсталостью.
Согласно новым требованиям ФГОС ОО с УО (ИН) одним из ведущих приоритетов и необходимым условием успешности обучения является сформированность коммуникативных компетенций, развитие которых происходит в рамках возрастных особенностей и познавательной сферы обучающихся. А так как это в младшем возрасте играет главную роль, поэтому актуальность данной темы неоценима.
За годы моей работы сложился определенный механизм по включению обучающихся в учебное общение. Всю работу делю на три блока:
1) коммуникация, направленная на передачу информации: способность строить понятные окружающим высказывания; умение с помощью вопросов находить необходимые сведения; планирование речи;
2) коммуникация как взаимодействие: обмен информацией и готовность спрашивать; умение слушать и слышать собеседника; владение монологической и диалогической речью; умение устанавливать взаимопонимание;
3) коммуникация как сотрудничество (усилия по достижению общей цели): умение договариваться; решение конфликтов с сохранением доброжелательных отношений; способность взять на себя контроль и помощь при выполнении задания.
По всем блокам в начале обучения дети имели своеобразные особенности развития коммуникативных компетенций: присутствовало неадекватное поведение относительно происходящей ситуации из-за недопонимания речи, затруднен диалог, резко было снижено взаимодействие с окружающими.
С целью получения положительной динамики в этой области главную задачу педагога я видела в том, чтобы найти действенные пути работы по раскрепощению и развитию каждого обучающегося.. Принцип от простого к сложному срабатывает везде, и в коррекционной педагогике он тоже самый надежный. Технология формирования коммуникативных навыков у младших умственно отсталых ребят внедрялась на уроке с игр и загадок, а создание игровых ситуаций было эффективно на занятиях, посвященных практическому опыту. Это ставило детей в такие условия, когда надо активно включаться в процесс общения. Речевые игры, игры-путешествия, дидактические игры и приемы мнемотехники расширяют словарный запас и развивают образное восприятие.
Параллельно с игровой деятельностью развивалась речь, восприятие смысла и воспроизведение чужой речи. Это обусловило, в дальнейшем, обучающимся строить и излагать собственные мысли. Постановка проблемных задач заставляла ребят задуматься и попытаться объяснить: «Почему осенью одни птицы улетают с наступлением первых заморозков, а последними – водоплавающие птицы?». Осуществлением дифференцированного личностно-ориентированного подхода решались задачи разноуровневого обучения, позволяющие каждому ребёнку осваивать доступные ему знания, умения и навыки на одинаковом для всех материале. Предмет: Мир природы и человек.
«Дикие животные зимой». I группа |
II группа |
III группа |
медведь орехи дупло; белка берлога осина; заяц кора зима |
Медведь берлога Белка осина Заяц дупло |
Медведь Белка заяц |
Установи соответствие между словами |
Объедини слова из 2 столбиков» |
«Раскрась того, кто зимой спит в берлоге» |
Урок с использованием ИКТ более интересен и эффективен в плане усвоения знаний. У моих детей небогатая жизненная практика, и поэтому для них многие образы окружающего мира, изучаемые по программе, незнакомы. А при помощи ИКТ мы имеем возможность подобрать иллюстрационный материал в качестве дополнения к учебнику.
В работе педагога большую роль играют не только технологии, но и выбранная форма ее применения. Для развития коммуникативных компетенций часто использую групповую работу. Главная ее цель приблизиться вместе к изучаемой проблеме, независимо от назначенной роли. Дети учатся общению, учатся задавать вопрос, слушать товарища, успешнее проявлять себя в различных деятельностях. На занятиях, с целью поднятия духа соперничества, мотивации к обучению, использую жетонную систему, то есть за каждый правильный ответ, даю жетон. Это может быть любой предмет или фигурка. Работу в паре, как простейший вид групповой, использую с первых дней обучения: при составлении звуковых схем слов на уроках обучения грамоте, счете предметов на уроке математики. Это способствует более прочному усвоению знаний. Например, урок чтения, не все обучающие еще умеют читать. Тема: Л.Толстой «Косточка» (3 класс). Ребят делю на три группы, после прочтения текста мной и разбора, предлагаю задания, первая группа – читает по ролям, вторая группа – подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, а третья – рисует сливы на тарелке. Коллективный труд делают урок живым, активизирует мыслительную деятельность и общение.
Традиционный урок является основной формой обучения. Поиск новых форм «оживления» процесса объяснения материала и получения обратной связи привел к проведению нестандартных и интегрированных уроков, экскурсий, которые органично связали такие предметы, как мир природы, изобразительная деятельность, занимательный труд с окружающей действительностью, способствовали осуществлению межпредметных связей, расширяли кругозор ребят, и тем самым повышали уровень коммуникативных навыков обучающихся. Дети делились впечатлениями, а к следующему занятию готовили свои сообщения (пересказывали одноклассникам, подобранный с родителями материал, демонстрировали фотографии, рисунки). В классном кабинете хранится собранный ими дидактический материал «Животные и растения нашего края», «Моя малая Родина», подборка на тему «Осень», фотоотчёты с уроков.
Интересны задания, направленные на развитие творческого воображения. Представьте, что вам нужно нарисовать картинку к тексту. Подумайте, какие краски вы используете, чтобы нарисовать небо, облака, зелень, землю. А задания, направленные на социализацию обучающихся и их дальнейшую адаптацию? Например, по теме «Моя семья», учат уметь подчинять свои желания требованиям старших и распорядку жизни, принятому в семье; учат выполнять закреплённые за ними обязанности и нести ответственность за порученное дело. «Моя школа» - учит выполнять требования старших (учителей), подчинять свои желания режимным моментам учебного процесса. Темы «Улица», «Общественный транспорт», «Общественные места», «Службы быта» позволяют сформировать у ребёнка правила поведения в общественных местах, познакомить с правилами речевого этикета (умению обратиться к другому человеку с вопросом, построить беседу по телефону и т.д.)
Немаловажную роль в формировании коммуникативных компетенций играют методы обучения, у моих обучающихся, есть любимые методы: аналогии с животным и растительным миром, подражание голосу, (например:«покажи ромашку, одуванчик», «покажи, как ходит лиса, медведь»); метод театрализации, где я – режиссер, используя игровую атрибутику, активизирую пространственно-образное мышление, способствую высвобождению скрытых творческих и оздоровительных возможностей. Игры проводим в виде сказочных путешествий по подводному царству, «погуляем по зоопарку или фантазий, когда дети сами придумывают встречи с животными, «ко мне в гости пришёл ёжик».
Коммуникативные навыки формируются и через реализацию внеурочной программы «Вместе весело шагать», которая содержит шесть блоков:
1. «Здоровье»
2. «Интеллектуальное»
3. «Духовно – нравственное»
4. «Патриотическое»
5. «Профилактика правонарушений»
6. «Семья»
Родители мои помощники в освоении учебной программы, в реализации речевой активности и участия обучающихся в различных конкурсных движениях: конкурс к 135 - летию К.И. Чайковского, 2017 г.; ежегодный конкурс чтецов, посвященный Дню матери; викторина, Мир природы, «Идет волшебница – зима!», 2018 г.; Межрегиональный эколого-просветительский проект «Письма животным», 2018г; областная дистанционная викторина по математике, по обслуживаемому труду, 2018 г.; викторина «Басни И. А. Крылова», 2019г.
Проектная деятельность в условиях образовательной организации носит интегрированный характер, объединяет урочную и внеурочную деятельность и создает условия для коммуникативной компетенции обучающихся, она учит мыслить, рассуждать.
Обучающаяся 2 класса выполнила под руководством учителя проект «Проращивание огурца» и выступила с ним в рамках Дня открытых дверей на общешкольном собрании.
Каждый свой урок начинаю с организационного психологического настроя. Создаю ситуации успеха на уроке, выбираю наиболее подходящий стиль общения: стихи, музыка, звуки природы.
Не только мониторинги по учебным предметам, но и беседы с родителями свидетельствуют о том, что большая часть детей активны, коммуникабельны, умеют вступать в диалог, умеют обращаться за помощью и принимать ее, пользуясь формами речевого этикета.
Литература: 1. Ащина Н.В. Система работы по теме «Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности» [Электронный ресурс] / Н.В. Ащина // Система работы по теме «Формирование коммуникативной компетенции как средство развития личности младшего школьника на уроках и во внеурочной деятельности»: [сайт]. ‑ URL: 2. Архипова,С.В., Бибина,О.А.Современные технологии обучения и воспитания учащихся с ограниченными возможностями здоровья (материалы межрегионального семинара-практикума)/ С.В.Архипова, О.А. Бибина// Гуманитарные науки и образование.– 2013.– №213). – С.32–35.
3.Дереклеева, Н. И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на
уроках и во внеклассной работе. Москва, 2005 г, с.124-135.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.