Коммуникативные методы
Пока язык рассматривается как замкнутая система, можно ограничиться изучением его структуры и механизмов.
Но, когда мы выходим в область прагматики, т.е. использования языка в ситуациях общения, неизбежно встают вопросы:
· о мотивах, целях высказывания, о его смысле, т.е. о содержании, обусловленном мотивами;
· о выборе вербальных и невербальных средств (к числу невербальных средств общения относятся жесты, мимика, прикосновения -тактильное общение, интонации, умолчания и пр.);
· о коммуникативной целесообразности выбора тех или иных средств;
· о механизме выбора слов, об их порядке в предложении...
В современной лингвистике используется понятие «дискурс» (в переводе с фр. - «речь»). Согласно теории дискурса любая языковая конструкция рассматривается со следующих точек зрения:
· мотивационной,
· вербальной,
· акустической (или графической),
· кинической (греч. кинема - «движение»),
· пространственной.
Изучая лексику, школьники осознают знаковую функцию слов и зависимость значений от условий коммуникации.
На уровне морфем школьники исследуют их функции в передаче значений, в создании «продукта» языка, использования его единиц - взаимопонимания в общении.
Грамматику школьники усваивают как средство оптимального взаимопонимания в общении, уясняют роль предложения в обмене мыслями.
В коммуникативной методике заложены основы не только понимания речи других и языка литературных произведений, но и усложнение самого языка:
· потребности выражения мысли требуют введения новых слов,
· усложненных синтаксических структур.
Коммуникативные методы в наибольшей степени вводят школьников в мир языковой целесообразности, способствуют пониманию необходимости каждой, казалось бы, мелочи в системе языка.
Язык предстает перед школьниками как логически целостная система.
Коммуникативные методики не противоречат никаким другим методам, они дополняют и углубляют их.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.