Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой) на три группы в соответствии с тремя основными аспектами коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием, коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием интериоризации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Учитель физкультуры: Добрышев С.А
Коммуникативные универсальные учебные действия на
уроках физкультуры
функций участников,
•
• умение слушать и вступать в диалог;
•
• интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное
Коммуникативные действия обеспечивают:
социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров
по общению или деятельности;
участвовать в коллективном обсуждении проблем;
взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
• планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
— определение цели,
способов
взаимодействия;
• постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и
сборе информации;
• разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы,
поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта,
принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера — контроль, коррекция, оценка
•
его действий;
• умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами и условиями коммуникации;
•
владение монологической и диалогической формами речи в
соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами
родного языка.
Коммуникативные действия можно разделить (с неизбежной долей
условности, поскольку они исключительно тесно связаны между собой)
на три группы в соответствии с тремя основными аспектами
коммуникативной деятельности: коммуникацией как взаимодействием,
коммуникацией как сотрудничеством и коммуникацией как условием
интериоризации.
Коммуникативные универсальные учебные действия:
Управление поведением партнёра — контроль, коррекция, оценка
его действий, умение с достаточной полнотой и точностью выражать
свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Существенное значение для формирования коммуникативных
универсальных действий, как и для формирования личности ребенка в
целом, играет организация совместной работы учащихся в группе:
возрастает сплоченность класса;
меняется характер взаимоотношений между детьми, они начинают
лучше понимать друг друга и самих себя;
растет самокритичность; ребенок, имеющий опыт совместной
работы со сверстниками, более точно оценивает свои возможности,
лучше себя контролирует;
дети, помогающие своим товарищам, с большим уважением
относятся к труду учителя;
дети приобретают навыки, необходимые для жизни в обществе:
ответственность, такт, умение строить свое поведение с учетом позиции
других людей.
Общение и взаимодействие с партнёрами по совместной деятельности.
комментирование выполняемых упражнений, дополнение ответов
других, высказывание своих версий.С достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в
соответствии с задачами.
учить не только показывать двигательное действие, а и проговаривать
упражнение, объяснять его актуальность для решения поставленных
задач.
учить аргументировать свою позицию.
Способность действовать с учётом позиции другого и уметь
согласовывать свои действия .
создавать условия для понимания того, что всегда есть несколько
точек зрения на проблему.
учить находить плюсы и минусы в каждой точке зрения, усилению
коллективной позиции за счёт суммирования плюсов и устранения
минусов.
Организация и планирование учебного сотрудничества с учителем и
сверстниками
учить работе в группах, парах, соперничающих командах.
создавать условия для решения задач формирования
коммуникативных умений в процессе групповой работы.
Следование моральноэтическим и психологическим принципам
общения и сотрудничества.
создаются прекрасные возможности решения этих задач в условиях
соревновательной деятельности.
построение действий целеполагания и рефлексии с приоритетом на
воспитательные аспекты соревновательной деятельности.
Речевые действия как средства регуляции собственной деятельности
проговаривание возникающих чувств, мыслей, побуждений, состояний.
поощрение попыток делать обобщения и выводы
стимулирование к вскрытию причинноследственных связей,
построению доказательств.
На уроках физкультуры дети учатся взаимодействовать друг с другом
не только в игре, но и вне неё – в повседневной жизни. Участвуя в играх
и соревнованиях, дети расширяют круг друзей.
Необходимо поощрять детей высказывать свою точку зрения, а
также воспитывать у них умение слушать других людей и терпимо
относиться к их мнению.
Решающая роль в этом принадлежит учителю, который сам должен
быть образцом неавторитарного стиля ведения дискуссии и обладать
достаточной общей коммуникативной культурой. Учитель должен
давать учащимся речевые образцы и оказывать им помощь в ведении
дискуссии, споров, приведении аргументов и т. д.