Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Макарово»
ул.Полевая 12, с. Макарово, Киренский район, Иркутская область, 666 731
телефон, факс: 8(39568)26324. Е-mail: makаr@38kir.ru
Комната психологической разгрузки (сенсорная комната)
проект
Автор: Кувайшина Евгения Михайловна,
педагог-психолог, I квалификационной категории
с. Макарово, 2019 г.
Содержание
1. Введение…………………………………………………………………………. ..3
2. Основная часть…………………………………………………………...….…… 4
2.1. Области применения сенсорной комнаты…………..…………….….......5
2.2. Ресурсная база……………………………………………………….…….. 6
2.3. Методики работы в сенсорной комнате …………….…………...……….8
2.4. Социальная значимость сенсорной комнаты……….………..….….….…10
2.5. Экономическое обоснование……….……………..………………….…....11
3. Заключение……………………………………………………………………….…12
4. Литература……………………………………………………………………..…... 13 Приложение………………………………………………………………..…….
Введение
При разработке федеральных государственных стандартов второго поколения приоритетом общего образования становится формирование общеучебных умений и навыков, а также способов деятельности, уровень освоения которых в значительной мере предопределяет успешность всего последующего обучения.
В настоящее время всё более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приёмов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать новые знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.
В системе образования начинают превалировать методы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой учебной деятельности учащихся, направленной на решение реальных жизненных задач. Признанными подходами здесь выступают деятельностно-ориентированное обучение; умение, направленное на решение проблем (задач); проектные формы организации обучения [1]. Следовательно, образовательная среда как «… система влияний и условий формирования личности по заданному образцу, а также возможностей для её развития, содержащихся в социальном и пространственно-предметном окружении» [2] должна обеспечивать ребенку возможности для получения опыта в выявлении и решении проблем различного плана, в различных областях деятельности.
Проектируя образовательную среду школы и разрабатывая технологии организации жизни и деятельности ребенка в этой среде, мы создадим условия для развития познавательных способностей ребёнка через различные каналы восприятия, используя возможности сенсорной комнаты в школе.
Основная часть
Потребность в сенсорной комнате возникла по ряду причин. В условиях нового стандарта дети больше времени проводят в школе, поэтому необходимы условия для отдыха, расслабления. В связи с тем, что в последнее время отмечается увеличение количества детей с различными нарушениями в развитии, с затруднениями в обучении, в адаптации, для профилактики школьных трудностей, предупреждения дезадаптации, улучшения результатов обучения в школе, укрепления психического и соматического здоровья необходимо проведение комплексной развивающей и психокоррекционной работы. Число новорожденных детей с различными недостатками развития неуклонно растет. Все чаще наблюдаются нарушения психического здоровья, нервно-психические расстройства у детей. По данным некоторых исследований, в возрасте одного-трех лет каждый четвертый ребенок «заработал» предпосылки к развитию невроза.
В нашей школе воспитываются дети с нарушениями эмоционально-волевой сферы (несформированностью навыков общения, агрессивные, конфликтные, замкнутые, инфантильные и т. д.); с низким уровнем развития высших психических функций; с повышенной невротизацией. В нашей школе наблюдается увеличение количества детей с ОВЗ:
Дети с ОВЗ (умственная отсталость)
2017-2018 учебный год |
2018-2019 учебный год |
2019-2020 учебный год |
7 чел. |
8 чел. |
12 чел. |
Практически 40% детей воспитываются в социально запущенных семьях и как следствие, обделены родительским вниманием, любовью и заботой – отсюда их страхи, неадекватное поведение, тревожность, неуверенность в себе. Проблемы детей усугубляются тем, что многие имеют крайне негативный жизненный опыт.
Психическое и физическое здоровье педагога-залог эффективности воспитательно-образовательного процесса с этими детьми. Профессия педагога, работающего с детьми, имеющие проблемы в поведении, детьми с ОВЗ относится к разряду стрессогенных, требующих от него больших резервов самообладания и навыков саморегуляции. Недостаточный уровень психологической культуры и навыков саморегуляции делают педагога в стрессовых ситуациях и " палачом", и "жертвой" одновременно. Страдают и дети, ибо попадают в невротизирующую среду обитания, и сам педагог, расплачивающийся за все, соматическими и нервно-психическими болезнями. Здорового ребенка может воспитать только здоровый педагог. В школе психологом проводятся тренинги по снятию психо-эмоционального напряжения, но из-за отсутствия специально оборудованного помещения данная работа не дает должного эффекта.
Поэтому создание комнаты психологической разгрузки является актуальным для нашей школы.
Цель: создание комнаты психологической разгрузки для формирования здоровьесберегающей среды для учащихся, педагогов и родителей.
Задачи:
- приобрести необходимое оборудование и материалы;
- оборудовать комнату для психологической разгрузки;
- организовать проведение тренингов и занятий для развития эмоциональной сферы и коммуникативных навыков; снижения уровня психоэмоционального напряжения; развития психических процессов (мышления, памяти, речи, воображения) учащихся и укрепления психологического здоровья педагогов.
Гипотеза проекта: создание комнаты психологической разгрузки будет способствовать снятию психо-эмоционального напряжения и оказывать благоприятное влияние на микроклимат в коллективе, что послужит укреплению психологического здоровья учащихся и педагогов и повысит качество образования.
Ожидаемый результат реализации проекта:
Учащиеся и педагоги укрепят психологическое здоровье, нормализуется эмоционально-волевая сфера детей, повысится мотивация к учебной деятельности у школьников и интерес к работе у педагогов.
Сроки реализации проекта: 2020-2021 учебный год.
Риски: отсутствие финансирования данного проекта.
Основным итогом реализации нашего проекта будет являться создание и оснащение комнаты психологической разгрузки, где можно проводить релаксационные занятия с детьми; мероприятия, направленные на снятие усталости, восстановление работоспособности, снятие стресса и саморегуляция – для взрослых.
Реализация данного проекта послужит решению оздоровительных задач средствами психологического воспитания с использованием методов и приемов снятия психоэмоционального напряжения и релаксации; развитие эмоциональной сферы, коррекцию поведения; дальнейшей социализации.
Так же на базе нашей школы проводят муниципальные мероприятия, где привлекается педагог-психолог (проводит тренинги, занятия по сплочению участников мероприятий, настрою детей на мероприятие, снятию усталости, упражнения и игры по развитию уверенности), организуются занятия с дошкольниками по подготовке к школе «Азбука дошколенка», и создание комнаты послужит для качественного уровня проведения мероприятий.
Занятия, проводимые в комнате психологической разгрузки, послужат целостной коррекции личности и развитию эмоциональной, познавательной сфер детей с проблемами в развитии; формированию основы самосознания, социальной мотивации поведения.
Области применения сенсорной комнаты
Сенсорную комнату в своей работе могут использовать разные специалисты (логопеды, психологи, коррекционные педагоги).
Сеансы в сенсорной комнате могут быть направлены на решение следующих задач:
- Снятие мышечного и психоэмоционального напряжения, достижение состояния релаксации и душевного равновесия.
- Активизация различных функций центральной нервной системы за счет создания обогащенной мультисенсорной среды.
- Стимуляция ослабленных сенсорных функций (зрение, осязание, слух и т.д.)
- Создание положительного эмоционального фона.
- Развитие двигательных функций.
В образовательных учреждениях сенсорная комната используется для:
- педагогической коррекции детей;
- решения школьных проблем (снятие стрессов, коррекция психических процессов);
- реабилитации детей с повышенной агрессивностью и аномальным поведением;
- для снятия нервно - психического напряжения сотрудников (педагогов и других специалистов).
Основные направления деятельности сенсорной комнаты
Сказкотерапия — направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет детям развить самосознание, стать самими собой и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.
Визуализация - свойство человеческого сознания, способного воспроизводить видимые и невидимые образы визуального (зрительного) ряда в своем сознании. По сути- картинки, которые наше сознание воспринимает как зрительный образ, или ощущение такого зрительного образа.
Релаксация (от лат. relахаtiо - уменьшение напряжения, ослабление)- состояние покоя, расслабленности, возникающее у субъекта следствие снятия напряжения, после сильных переживаний или физических усилий.
Аутотренинг - один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга.
Целевая группа: учащиеся школы и школ района, педагоги, родители и общественность.
Ресурсная база
В сенсорной комнате школы необходимо следующее оборудование:
№п/п |
Наименование оборудования |
Количество (шт.) |
1 |
Комплект для сенсорной комнаты «РOGUMAX Designer» максимальный |
1 |
2 |
Чемодан психолога «Семаго» |
1 |
3 |
Шкаф для психолога «Развитие 7 знаний» мобильный СП |
1 |
4 |
Панель пузырьковая СП мобильная |
1 |
5 |
Аромалампа электрическая |
1 |
6 |
Набор эфирных масел |
1 |
7 |
Панель сенсорная интерактивная, светозвуковая «Лестница света» |
1 |
8 |
Душ фибероптический «Солнышко» СП |
1 |
9 |
Стол для рисования песком «Мультиколор» СП+ 2 кг песка в комплекте |
1 |
10 |
Стол игровой «Серпантинка» |
1 |
11 |
Лабиринт настенный СП |
2 |
12 |
Душ сухой для сенсорной окмнаты СП |
1 |
13 |
Кресло-мешок |
3 |
14 |
Сухой бассейн СП |
1 |
15 |
Соляная лампа "Минерал" |
|
План мероприятий проекта
Мероприятие
|
Результат
|
Организационное собрание команды проекта |
Комната
|
Проведение ремонта в отведенном помещении |
Отремонтированная комната
|
Заказ и покупка, мебели, оборудования, пособий и др. |
Оборудование, мебель
|
Оформление интерьера комнаты |
Готовая комната |
Открытие. Проведение мастер-классов для детей и родителей |
Праздничное мероприятие для детей и педагогов. Эмоциональный подъем |
Организация тренингов, занятий для учащихся и педагогов Свободное посещение комнаты релаксации педагогами Посещение комнаты релаксации родителями с детьми |
Снятие психо-эмоционального напряжения
|
Итоги работы над проектом |
Ожидаемые результаты - Улучшение качества здоровья всех участников образовательного процесса, создание атмосферы благоприятного психологического комфорта |
Оборудование в сенсорной комнате можно разделить на два основных функциональных блока:
· релаксационный – в него входят мягкие покрытия, пуфики, подушечки, настенные маты, сухой бассейн с безопасными зеркалами, водный матрас, приборы, создающие рассеянный свет, установка для аромотерапии и библиотека релаксационной музыки. Ребенок, лежа в бассейне или на мягких формах, может принять комфортную позу и расслабиться. Медленно проплывающий рассеянный свет в сочетании с успокаивающей музыкой создают атмосферу безопасности и покоя;
· активационный блок – в него входит все оборудование со светооптическими и звуковыми эффектами, сенсорные панели для рук и ног, интерактивное оборудование последнего поколения. Яркие светооптические эффекты привлекают, стимулируют и поддерживают внимание, создают радостную атмосферу, эмоционально стимулируют человека к новым открытиям, действиям. Применения оборудования этого блока СК направлено на стимуляцию исследовательского интереса, развитие ориентировочно-исследовательской деятельности, стимулирует двигательную активность.
Все оборудование в СК можно разделить на блоки в зависимости от чувств, на которые воздействует оборудование:
мягкая среда – обеспечивает уют, комфорт и безопасность, ее цель — создание условий для релаксации и спокойного состояния.
зрительная и звуковая среда – спокойная музыка и медленно меняющиеся расплывчатые световые эффекты действуют на человека успокаивающе и расслабляюще. Яркие светооптические и звуковые эффекты привлекают и поддерживают внимание, используются для зрительной, слуховой и речевой стимуляции, вызывают двигательную активность и исследовательский интерес.
тактильная среда – позволяет освоить новые ощущения и развить тактильную чувствительность, учит различать свойства предметов и улучшает зрительно-моторную координацию.
Занятия проводятся 2-3 раза в неделю, что позволяет не пресыщать ребенка сенсорными стимулами, сохранить новизну ощущений и мотивационный компонент деятельности. Средняя продолжительность занятий 20-30 минут.
Занятия в сенсорной комнате назначает психолог после комплексного обследования. Психолог определяет наиболее приемлемую форму занятий (индивидуальную, групповую, сочетание индивидуальной и групповой форм), дает рекомендации по содержанию занятий. Групповые или индивидуальные занятия
назначаются в зависимости от возраста, интеллектуальных, коммуникативных возможностей ребенка.
Методики работы в сенсорной комнате
Для работы в сенсорной комнате используются методики свето -, цвето -, звуко - и ароматерапии для воздействия на состояние человека через соответствующие органы чувств.
Зрению принадлежит наиболее ответственная роль в процессе познания внешнего мира. Посредством глаз мы получаем до 90% информации. Помимо этого, "красивая пища для глаз" - лучшее средство для снятия нервного и мышечного напряжения. Свето - и цветотерапия основаны на воздействии на организм человека через орган зрения - глаза.
Светотерапия может помочь тем, кто страдает сезонной депрессией. Чаще всего её симптомы проявляются тогда, когда организму так не хватает солнца (обычно в осенне-зимний период). Элементарные частицы света - фотоны - воздействуют на процессы, происходящие в организме:
· осуществляют передачу информации из окружающей среды, а также внутри организма между клетками, тканями и органами;
· улучшают состояние иммунной системы;
· регулируют функции многих гормонов;
· задают и поддерживают ритм суточных колебаний.
Цветотерапия используется для влияния на настроение и общее состояние человека. Вот описанные в литературе примеры воздействия на организм некоторых цветов:
КРАСНЫЙ - активизирует, стимулирует;
ОРАНЖЕВЫЙ - восстанавливает, согревает, стимулирует,
ЖЕЛТЫЙ - укрепляет, тонизирует,
ЗЕЛЕНЫЙ - компенсирует энергетические потери, ослабляет напряжение, успокаивает,
СИНИЙ - успокаивает, сдерживает, охлаждает эмоции.
ФИОЛЕТОВЫЙ - вдохновляет, успокаивает, снимает напряжение.
Со всех сторон нас окружают самые разнообразные звуки. Они могут быть для человека приятны и полезны или вызывать в нем отторжение, диссонируя с его душевным миром. Известно, что шум нарушает логику мышления, вызывает неуверенность, раздражительность. Чтобы избежать этого, необходимо правильное понимание воздействия музыки и любых звуков на живой организм.
Звукотерапия - одно из наиболее интересных и пока малоисследованных направлений традиционной медицины. Терапевтический эффект этой методики базируется на частотном колебании различных звуков, резонирующих с отдельными органами, системами или всем организмом человека в целом.
Поскольку звуков множество, то и методика звукотерапии подразделяется на ряд более узких и специфических направлений. Так, от нее отделилась и в последнее время получила большое признание музыкотерапия. Музыкотерапия - психотерапевтический метод, основанный на целительном воздействии музыки на психологическое состояние.
С древних времен известно благоприятное влияние музыкальных произведений на состояние здоровья человека. Положительные эмоциональные переживания во
время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему.
Различают пассивную и активную формы музыкотерапии. При пассивной музыкотерапии людям предлагают прослушивать различные музыкальные произведения, соответствующие состоянию их психологического здоровья.
При активной музыкотерапии люди сами участвуют в исполнении музыкальных произведений, применяя при этом как обычные музыкальные инструменты, так и необычные, например, собственное тело (хлопки, постукивания и пр.) Основной целью в данном случае является интеграция индивида в социальные группы, т.к. в музыкальном сотворчестве хорошо отрабатываются различные коммуникативные навыки, устраняется повышенная застенчивость, кроме того, формируется выдержка и самоконтроль.
Спокойная классическая музыка увеличивает интеллектуальную работу мозга человека, понижает давление и активизирует иммунную систему организма.
К еще одному терапевтическому направлению звукотерапии можно отнести лечение звуками природы. Этой методики как самостоятельной не существует, но она органично вписывается во многие направления традиционной медицины; в частности, в психотерапию.
Ароматерапия. Обоняние у людей развито не так сильно, как другие ощущения, но его значение часто недооценивается. Ароматы сопровождают нас всю жизнь, именно они способны вызывать самые отдаленные и дорогие воспоминания, они поэтичны и прекрасны, но, оказывается, еще и полезны. В основе ароматерапии лежит принцип воздействия на организм человека натуральных эфирных масел, которые применялись для лечения и профилактики заболеваний с древних времен. Ароматические растения и масла тысячелетиями используются в качестве фимиамов, в парфюмерии и косметике, кулинарии и медицине.
Древние греки открыли, что растительные эссенции оказывают различное действие и могут: возбуждать, освежать, расслаблять, усыплять.
Каждому аромату присущи свои достоинства:
- чабрец, ромашка, бергамот, лимон - это ароматы широкого спектра действия;
- лимонник, мелисса, шалфей - являются стимуляторами;
- ладан, сандал, душица - релаксаторами;
- роза, сосна, герань, мирра, розовое дерево - обладают восстанавливающими свойствами;
- мускатный орех, шалфей - согревающими и тонизирующими свойствами;
- ладан, лаванда, мята - охлаждающими.
Одним из основных правил подбора эфирных масел является "одобрение" запаха. Если аромат эфирного масла не нравится человеку, его следует заменить другим, сходным по свойствам.
Сказкотерапия - направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими.
Аутотренинг — один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга.
Аутотренингом можно заниматься как в группе под руководством психолога (в кабинете психологической разгрузки), так и индивидуально, в свободное время, на природе, перед сном. Частота занятий зависит от степени психоэмоционального
напряжения и колеблется от 1—2 раз в день до 1—2 раз в неделю. Важным условием является спокойная обстановка, исключающая яркий свет, шумы, дефицит времени. Для усиления эффекта аутотренинговых упражнений рекомендуется использовать спокойную, мягкую музыку.
Социальная значимость сенсорной комнаты
Значимость использования сенсорной комнаты в структуре образования велика, так как в условиях сенсорной комнаты занятия могут быть направлены:
· на стимуляцию сенсорных систем, развитие перцептивного восприятия, сенсорных функциях (развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия);
· возможность упорядочить получаемые сенсорные стимулы (раздражители);
· развитие способов взаимодействия, игровой деятельности;
· развитие коммуникативных навыков, что способствует преодолению социальной депривации;
· развитию произвольности и саморегуляции в поведении ребенка;
· возможности сенсорной комнаты позволяют работать над снятием психоэмоционального напряжения, преодоление стрессовых ситуаций.
Важным преимуществом сенсорной комнаты является возможность проведения комплексной коррекции. В одном занятии можно развивать и мелкую моторику через игры со светооптическими нитями, и воображение, и снижать эмоциональную напряженность через релаксацию. Сенсорная комната позволяет обогатить чувственный мир и обрести уверенность в себе.
Противопоказаний к проведению занятий в сенсорной комнате практически нет, но есть ограничения, которые определяет врач:
· при эпилепсии и судорожной готовности не рекомендовано использовать мигающие, сверкающие, раздражающие стимулы, а также ритмичную музыку;
· также специалист, работающий в кабинете, в своей работе учитывает рекомендации, которые предоставляют специалисты в листе здоровья. Это может касаться групп детей, страдающих ранним детским аутизмом, детей, переживших психическую травму.
· при работе с гипервозбудимыми детьми (с дефицитом внимания, двигательной расторможенностью) педагогу необходимо снизить нагрузку, исключить элементы активной стимуляции;
· при работе с тревожными детьми следует исключать резкие переходы от одного стимула к другому.
Процесс реабилитации и восстановления, утраченных или ослабленных функций организма напрямую зависит от психоэмоционального состояния человека.
В условиях сенсорной комнаты используется массированный поток информации на каждый анализатор. Такая активная стимуляция всех анализаторных систем приводит не только к повышению активности восприятия, но и к ускорению образования межанализаторных связей.
Упражнения, включаемые в каждое занятие, позволяют улучшить психомоторное и эмоциональное состояние ребенка и тем самым создать основу для усвоения больших объемов информации. Дети активно осваивают новые ощущения, что стимулирует познавательную деятельность и мотивацию.
Занятия по релаксации могут проводиться и со взрослыми, в данном случае с сотрудниками учреждения.
Чаще всего потребность в таких занятиях возникает у людей, неудовлетворенных своим состоянием, самочувствием или возникшей жизненной ситуацией. Деструктивный социум, внутренний дискомфорт оказывают пагубное воздействие на психическое состояние, вызывают стрессы, которые приводят к неврозоподобным реакциям и сказываются на профессиональной деятельности. Психорегулирующие воздействия, например, проводимые в СК имеют восстановительный эффект, снимающий утомление и нервно-психическое перенапряжение как аутогенной тренировкой, так и комплексом воздействий, сочетающих, к примеру, внушение или функциональную музыку Занятия в СК с помощью релаксационных состояний (мышечных расслаблений) помогут вывести человека из такого состояния и вернуть ему возможность активного, практического управления ходом своей жизни. Занятия по саморегуляции проводятся под музыкально-шумовое сопровождение в затемненной комнате.
Экономическое обоснование
п/п |
Наименование оборудования |
Цена за 1шт. |
Кол-во |
Сумма |
1 |
Комплект для сенсорной комнаты «РOGUMAX Designer» максимальный |
152400 |
1 |
152400 |
2 |
Чемодан психолога «Семаго» |
18020 |
1 |
18020 |
3 |
Шкаф для психолога «Развитие 7 знаний» мобильный СП |
76800 |
1 |
76800 |
4 |
Панель воздушно-пузырьковая СП мобильная |
32130 |
1 |
32130 |
5 |
Аромалампа электрическая |
1604 |
1 |
1604 |
6 |
Набор эфирных масел |
100 |
10 |
1000 |
7 |
Панель сенсорная интерактивная, светозвуковая «Лестница света» |
15876 |
1 |
15876 |
8 |
Душ фибероптический «Солнышко» СП |
22890 |
1 |
22890 |
9 |
Стол для рисования песком «Мультиколор» СП+ 2 кг песка в комплекте |
8820 |
1 |
8820 |
10 |
Стол игровой «Серпантинка» |
11340 |
1 |
11340 |
11 |
Лабиринт настенный СП |
6300 |
2 |
12600 |
12 |
Душ сухой для сенсорной комнаты СП |
5250 |
1 |
5250 |
13 |
Кресло-мешок |
4000 |
5 |
20000 |
14 |
Сухой бассейн СП + шарики |
18500 |
1 |
18500 |
15 |
Соляная лампа "Минерал" |
2000 |
1 |
2000 |
|
итого |
|
29 |
399 230 |
Заключение
Разрабатывая проект, я пришла к выводу, что сенсорные комнаты можно использовать в работе как с детьми, так и со взрослыми. Отсутствие опасных предметов, "мягкий пол и стены" дают ребенку ощущение безопасности при передвижении, а значит, способствуют развитию психических навыков. В условиях этой комнаты можно снимать страхи, невротические состояния, проводить коррекцию поведения. В ней можно проводить специальные занятия или просто использовать для релаксации. Сенсорная комната может использоваться для релаксации людей с невротическими и психосоматическими расстройствами и для стимуляции различных функций организма (слуха, зрения, осязания, обоняния, двигательных функций). В сенсорной комнате будут созданы условия, в которых человек будет получать только положительные эмоции (приложение). Это, в свою очередь, даёт возможность достичь максимальной релаксации за минимальное время. В наше время у молодёжи много стрессовых ситуаций, вследствие которых случается множество случаев суицида, психических расстройств, нервных срывов. Тем самым создание таких комнат актуально, необходимо и важно в каждой школе будущего.
Литература
http://detpsy.net/index/vozmozhnoe_oborudovanie_sensornoj_komnaty/0-107
http://www.sensroom.ru/catalog/recommended-complete/
http://www.servis-resurs.ru/page11907/page11913/57/
http://www.sensroom.ru/catalog/
http://kartinaopt.ru/1vo.html
http://rehabmedical.ru/catalog/sensornaja_komnata/document8822/
http://interior-relax.narod.ru/sensornie_komnati/
http://www.akvamarin.kz/index.php?page=metodiki
Приложение
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.