Компетентностный подход в образовании.

  • Документация
  • docx
  • 18.03.2025
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

В статье рассматривается описание и методика реализации компетентностного подхода в образовании
Иконка файла материала Компетентностный подход в образовании.docx

КОМПЕТЕНТНОСТНЫЙ ПОДХОД В ОБРАЗОВАНИИ

 ОСНОВНАЯ ЗАДАЧА УЧИТЕЛЯ –   содействие развитию сущностных сил человека.
 «Дети должны воспитываться  не для  настоящего, а для будущего»        Иммануил Кант

к-               креативность
о-                организованность
м-               модернизация
п-               планирование
е-                единство
т-                толерантность
е-                единомышленники
н-               новизна
т-                творчество
н-               научность
о-                осведомленность
с-                сотрудничество
т-                терпимость
ь-               

Компетентностный подход это совокупность общих принципов определения целей образования, отбора содержания образования, организации образовательного процесса  и оценки образовательных результатов.      О.Е.Лебедев

Смысл образования

Развитие у обучаемых способности самостоятельно решать проблемы
в разных сферах деятельности на основе использования социального опыта, элементом которого является и собственный жизненный опыт.

Содержание образования

Дидактически   адаптированный социальный   опыт   решения познавательных, мировоззренческих, нравственных   и   других   проблем.

Смысл организации образовательного процесса

Создание условий для формирования
у обучаемых опыта самостоятельного решения познавательных, коммуникативных, организационных
и других проблем, составляющих содержание образования.

Оценка образовательных результатов

основывается на анализе уровней образованности,   достигнутых обучающимися на определенном этапе обучения.

Основной образовательный результат

набор ключевых компетентностей в  различных сферах деятельности

Алгоритм построения учебного занятия в системе компетентностного образования

1-й этап – целеполагание. Определяется место учебного занятия, устанавливаются цели и основные задачи.

2-й этап – проектирование и его компетентная интерпретация

3-й этап – выбор формы организации учебно-познавательной деятельности.

4-й этап – подбор методов и форм обучения (какими учебно-практическими действиями знание преобразуется в способ деятельности). 

5-й этап (заключительный) -учитель подбирает диагностический инструментарий (первичный, промежуточный, итоговый) для проверки уровней освоения компетенции, а также процедур анализа и коррекции.

Отличия компетентностного подхода к обучению от традиционного

Традиционный подход

Компетентностный подход

Цель обучения

· Передача/приобретение теоретической суммы преимущественно абстрактных ЗУНов, составляющих содержание образования

Цель обучения

· Ориентация на практическую составляющую содержания образования, обеспечивающую успешную жизнедеятельность (компетенции)

Формула результата образования

· «Знаю, что»

Формула результата образования

· «Знаю, как»

Характер образовательного процесса

· Репродуктивный

Характер образовательного процесса

· Продуктивный

Доминирующий компонент процесса

· Контроль

Доминирующий компонент процесса

· Практика и самостоятельная работа

 

Характер контрольных процессов

· Статистические методы оценки учебных достижений

Характер контрольных процессов

· Комплексная отметка учебных достижений (портфолио – продукт творческого обучения)

 

Что даёт компетентностный подход?

·        Согласованность целей обучения, поставленных педагогами, с собственными целями учащихся, т.к. самостоятельность школьников с каждым годом возрастает.

·        Подготовку учеников к сознательному и ответственному обучению в дальнейшем.

·        Подготовку учащихся к успеху в жизни.

·        Повышает степень мотивации учения.

·        Не в теории, а на практике обеспечивает единство учебного и воспитательного процессов, когда учащиеся понимают значимость собственного воспитания и собственной культуры для его жизни.

 

Учитель должен уметь:

·        Сам должен быть самостоятельным, инициативным, ответственным.

·        Понимать, какие умения потребуются ученикам в жизни.

·        Связывать изучаемый материал с повседневной жизнью и с интересами учащихся, характерными для их возраста.

·        Закреплять знания и умения в учебной и во внеурочной практике.

·        Планировать урок с использованием всего разнообразия форм и методов учебной работы, и, прежде всего, всех видов самостоятельной работы (групповой и индивидуальной), диалогических и проектно-исследовательских методов.

·        В совершенстве использовать метод «Создание ситуации успеха».

·        Оценивать продвижение класса в целом и отдельных учеников не только по предмету, но и в развитии тех или иных жизненно важных качеств.

·        Оценивать достижения учащихся не только отметкой-баллом, но и содержательной характеристикой.

·        Видеть пробелы не только в знаниях, но и в готовности к жизни.

·        Учитель должен понимать:

·        Стабильности в мире уже не будет, нужно быть постоянно готовым к любым неожиданностям.

·        Строить сегодняшнее и завтрашнее поведение на основе вчерашних знаний и вчерашнего опыта невозможно.

·         Главная задача – обеспечить максимум успеха и минимум неудач в будущей жизни своих учеников, поэтому родители – его самые верные союзники.

По видам компетенции можно классифицировать следующим образом: ключевые, базовые и функциональные. Под ключевыми  понимаются компетенции, необходимые для жизнедеятельности человека и связанные с его успехом в профессиональной деятельности в быстроизменяющемся обществе. Под базовыми компетенциями понимаются компетенции, отражающие специфику определенной профессиональной деятельности. Функциональные компетенции представляют собой совокупность характеристик конкретной деятельности и отражают набор функций, характерных для данного рабочего места.

Компетентностный подход  в обучении русскому языку в начальной школе   по учебно -  методическому комплекту «Начальная школа XXI века» под редакцией Н.Ф. Виноградовой уже предполагает яркую  практическую направленность на пользование языком, на развитие чутья к языку. Структурирование курса строится на основе объективно существующих связей между теоретическими и практическими разделами и разными темами внутри каждого раздела.

В теме «Родственные слова»  2 класс есть следующие задания:
Допиши три родственных слова, добавляя разные приставки:
писать, тянуть  ,бежать     .    
Вставь нужные слова. Проверь по словарю, правильно ли написаны вставленные  слова.
    При встрече с человеком нужно говорить  ,а при прощании -     

Главный город нашей страны -          .                                                         

- это столица нашей страны.

Поставь в них ударение. Подчеркни зелёным цветом,
если они написаны правильно.

1) разноуровневый,  многоаспектный анализ текста, предложения, слова (обеспечивается единством лексического, грамматического смысла и звуков/букв),  например:
Найдите имена существительные из  текста,  соответствующие схеме:            к приставка, корень, суффикс, окончание.
Объясните написание суффикса - ек в слове  платочек.   
 
2) задания с недостающими данными:

К данной схеме составьте  предложение: и     , и     , и     , и     , и     .
  3) задания с избыточными данными (определение понятия, избыточный план, «лишнее» слово или предложение):
Определите склонение у следующих слов:
    Окно, воробей, осень, волшебная,  хлопушка, висят.          
    4) исследование противоречия между уже известным и новым знанием или условием:
       • Запиши  слова в два столбика: 1) слова мужского рода; 2) слова женского рода.  Работа, ученик, посуда, Женя, плакса, сирота.

Из всего сказанного следует, что сущность обучения языку состоит не в заучивании правил, а в формировании навыков активного, осознанного, правильного и адекватного использования и понимания языковых средств  в речи. Иными словами, учитель должен создать условия для того, чтобы ребёнок научился адекватно действовать в любой речевой ситуации.

Компетентностный подход на уроках литературного чтения
помогает  каждому ребёнку с первых шагов обучения  включиться в активный познавательный процесс формирования специальных читательских умений: умения ориентироваться в книгах,  понимать особенности литературного произведения.   Используется метод моделирования — введение системы «заместителей» (условных обозначений) жанров, тем, героев, а также составление схематических планов и моделей обложек, что развивает активную читательскую позицию.

Компетентностный подход в обучении
  
математике  по учебно -  методическому комплекту 
«Начальная школа XXI века» под редакцией
Н. Ф. Виноградовой также предполагает практическую направленность. Содержание курса строиться на интегрированной основе. При решении некоторых математических задач ученики самостоятельно получают не только вычислительные навыки, но и историческую информацию, например:
          Первая газета вышла в России 2 января 1703 года, а первая книга напечатана в Москве на 139 лет 8 месяцев 5 дней раньше. Когда вышла в свет первая книга?

Анализ заданных условий выводит на самостоятельное открытие нового знания в математике: 
1. Запиши числа арабскими цифрами:   XX, II, XX I X
2. Запиши числа римскими цифрами:    35, 18, 24, 33, 26.
3. Рассмотри равенства:  СLХ=160ХL = 40
Какие новые цифры в них использованы? Определи их значение.

В третьем классе несколько тем образуют тот математический «фон», который дает возможность расширить и углубить общематематическую подготовку младших школьников, повысить теоретический уровень обучения, подготовить учащихся к изучению курсов математики пятого-шестого классов.   Это темы:
1. Симметрия на клетчатой бумаге.
2. Уравнение и его корень.
3.  Деление окружности на равные части.
4. Построение вписанных многоугольников.
5. Построение симметричных фигур с помощью  угольника и линейки и другие.

Практическую направленность носит и курс «Окружающий мир», построенный на интегрированной  основе.
       Так, при изучении темы «Природные зоны»,  ставятся вопросы:
 Какими качествами должны обладать люди, отправляющиеся в неизведанные края? Если бы вы входили в команду Семена Дежнева, какое время года вы предложили бы для начала похода? Почему? А если бы вы отправились в Антарктиду?

Эти вопросы выводят ребенка на осмысление конкретных жизненных ситуаций, и при поиске ответа он должен переосмыслить не только прежде изученный материал, но и обратиться к собственному жизненному опыту. Так знание по конкретному учебному предмету выходит за его рамки, приобретая обобщенный надпредметный вид и практическое значение.

Таким образом, компетентностный подход при обучении в начальной школе предполагает  исследовательский подход вместо обучения на основе информации, обучение основе анализа и обработки знаний вместо механического обучения; совместную деятельность педагога и учащегося по созданию системы знаний вместо обучения, жёстко направляемого учителем, применение различных способов обучения вместо исключительно формального обучения; обучения по инициативе с учётом личностных смыслов и личностного опыта вместо обучения по указанию.

Вывод:  успешная самореализация личности.