Компетентностный подход в преподавании английского языка.
З.Н. Бутина
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Подлопатинская СОШ»
Село Подлопатки
Аннотация
Отличительные для конца ХХ- начала ХХ1 века изменения в характере образования – в его направленности, целях, содержании – все более явно ориентируют его на «свободное развитие человека», на творческую инициативу, самостоятельность обучаемых, конкурентоспособность, мобильность будущих специалистов.
Эти накапливающиеся изменения нашли отражение в Федеральном законе «Об образовании». Концепция модернизации отечественного образования означает, по сути, процесс смены образовательной парадигмы.
Происходящие в мире и России изменения в области целей образования, соотносимые, в частности, с глобальной задачей обеспечения вхождения в социальный мир, его продуктивной адаптации в этом мире, вызывают необходимость постановки вопроса обеспечения образования более полного, личностно и социально интегрированного результата.
В качестве общего определения такого интегрального социально – личностно – поведенческого феномена как результата образования и выступает понятие «компетенция/компетентность». Это означает формирование новой парадигмы «результата образования».
Общеобразовательная школа должна формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, то есть ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Эти подходы нашли свое отражение в новых государственных образовательных стандартах, предложенных в настоящее время для реализации в школах.
Концепция компетентностного подхода в образовании идея сравнительно новая.
Компетентностный подход имеет много точек соприкосновения с системой развивающего обучения и в части образовательных целей, и в части методики. Поэтому переход на практике к формированию у учащихся ключевых компетенций вполне ограничен.
Сама же необходимость перехода не вызывает сомнений, поскольку самым важным звеном модернизации образования является изменение результата: выпускник должен быть не просто учеником «знающим», а учеником «Умеющим», что и призван обеспечить компетентностный подход.
Новые тенденции в определении роли и характера развития системы образования, в том числе и языкового, носит глобальный характер и совпадает не только в европейских странах, но и во всем мировом сообществе.
Современную парадигму российского образования отличает ряд общих постулатов, а именно: от послушания к инициативности; от знаний к компетенциям; от образования на всю жизнь к образованию через всю жизнь[5].
На сегодняшний день основной тенденцией, затрагивающий концептуальный базис образовательной системы, следует считать переход на компетентностную основу. Как известно компетентностный подход взаимодействует с личностно ориентированным, который является методологической базой на этапе среднего образования[2]. Справедливо считается, что компетентностно – ориентированное образование является глобальной тенденцией в мировой образовательной системе. Совершенно очевидно, что в русле компетентностного подхода выстраивается и система филологического образования в области иностранных языков. В качестве одного из методологических решений поставленной задачи является включение в структуру образовательного стандарта общепредметного содержания образования[4].
Общепредметный образовательный минимум разрабатывается на основе целей общего образования и охватывает четыре элемента содержания образования: опыта познавательной деятельности, фиксированной в форме ее результатов- знаний; опыта осуществления известных способов деятельности – в форме умений действовать по образцу; опыта творческой деятельности – в форме умений принимать стандартные решения в проблемных ситуациях; опыта осуществления эмоциональных отношений в форме личностных ориентаций. Освоение этих четырех типов опыта позволяет сформировать у учащихся способности осуществлять сложные культуросообразные виды действий, которые в современной педагогической литературе носят название компетентностей.
Образовательные компетенции обусловлены личностнодеятельностным подходом к образованию, поскольку относятся исключительно к личности ученика и проявляются, а также проверяются только в процессе выполнения им определенным образом составленного комплекса действий.
Компетенция в переводе с латинского competentia означает круг вопросов, в которых человек хорошо осведомлен, обладает познаниями и опытом. Компетентный в определенной области человек обладает соответствующими знаниями и способностями, позволяющими ему обоснованно судить об этой области и эффективно действовать в ней.
Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Понятие компетентности включает не только когнитивную и операционно–технологическую составляющие, но и мотивационную, этическую, социальную и поведенческую. Оно включает результаты обучения (знания и умения), систему ценностных ориентаций, привычки и др.
Таким образом, под компетенцией имеется в виду некоторое отчужденное, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика, а под компетентностью – уже состоявшееся его личностное качество. Общеобразовательные компетенции относятся не ко всем видам деятельности, в которых участвует человек, а только к тем, которые охватывают основные образовательные области и учебные предметы. Такие компетенции отражают предметно – деятельностную составляющую общего образования и призваны обеспечивать комплексное достижение его целей.
Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и проявляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблем – от бытовых до производственных и социальных.
Введение понятия образовательных компетенций в нормативную и практическую составляющую образования позволяет решать проблему, типичную для российской школы, когда ученики могут хорошо овладеть набором теоретических знаний, но испытывают значительные трудности в деятельности, требующей использования этих знаний для решения конкретных задач или проблемных ситуаций.
В комплексности образовательных компетенций заложена дополнительная возможность представления образовательных стандартов в системном виде, допускающем построение четких измерителей по проверке успешности их освоения учениками. С точки зрения требований к уровню подготовки выпускников образовательные компетенции представляют собой интегральные характеристики качества подготовки учащихся, связанные с их способностью целевого осмысленного применения комплекса знаний, умений и способов деятельности в отношении определенного междисциплинарного круга вопросов[4].
Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностно и социально значимой продуктивной деятельности.
В соответствии с разделением содержания образования на общее метапредметное (для всех предметов), межпредметное (для цикла предметов) и предметное (для каждого предмета) доктор педагогических наук А.В.Хуторской предлагает трехуровневую иерархию компетенций:
1) ключевые компетенции – относятся к общему образованию;
2) общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов;
3) предметные компетенции – частные по отношению к двум предыдущим уровням компетенции.
Таким образом, ключевые образовательные компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.
Перечень ключевых образовательных компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика, позволяющих ему овладеть социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в современном обществе.
С данных позиций А.В.Хуторской выделяет 7 ключевых образовательных компетенций:
1. Ценностно - смысловая компетенция. Эта компетенция в сфере мировоззрения, связанная с ценностными ориентирами ученика, его способностью видеть и понимать окружающий мир, ориентироваться в нем, осознавать свою роль и предназначение, уметь выбирать целевые и смысловые установки для своих действий и поступков, принимать решения. Данная компетенция обеспечивает механизм самоопределения ученика в ситуациях учебной и иной деятельности. От нее зависит индивидуальная образовательная траектория ученика и программа его жизнедеятельности. Формирование ценностно – смысловой компетенции – очень важное условие становления личности, развития ее качеств, уяснение общечеловеческих принципов бытия. Уроки иностранного языка – благодатная почва для этого, поскольку, используя язык как средство, мы изучаем окружающий нас мир во всех его проявлениях. Учащиеся овладевают данной компетенцией, участвуя в нравственных беседах, в ситуациях морального выбора поступков.
2. Общекультурная компетенция. Круг вопросов, по отношению к которым ученик должен быть хорошо осведомлен, обладать познаниями и опытом деятельности, это – особенности национальной и общечеловеческой культуры, духовно - нравственные основы жизни человека и человечества, отдельных народов, культурологические основы семейных, социальных, общественных явлений и традиций, роль науки и религии в жизни человека, их влияние на мир, компетенции в бытовой и культурно – досуговой сфере, например, владение эффективными способами организации свободного времени. Сюда же относится опыт освоения учеником научной картины мира, расширяющийся до культурологического и всечеловеческого понимания мира. Выполнение этой задачи позволяет учащимся приобщиться к диалогу культур, необходимость которого с каждым годом все возрастает, выработать у себя толерантность[1].
3. Учебно – познавательная компетенция. Это совокупность компетенций ученика в сфере самостоятельной познавательной деятельности, включающей элементы логической, методологической, общеучебной деятельности, соотнесенной с реальными познавательными объектами. Сюда входят знания и умения организации целеполагания, планирования, анализа, рефлексии, самооценки учебно – познавательной деятельности. По отношению к изучаемым объектам ученик овладевает креативными навыками продуктивной деятельности: добыванием знаний непосредственно из реальности, владением приемами действий в нестандартных ситуациях, эвристическими методами решения проблем. В рамках данной компетенции определяются требования соответствующей функциональной грамотности: умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятных, статистических и иных методов познания. Реализация данной компетенции перекликается с технологией развивающего обучения, формированием навыков учебной деятельности. На каждом этапе работы ученик должен уметь анализировать свои достижения: «Достаточно ли я подготовлен, чтобы переходить к следующему уровню? Если нет, где пробелы в моих знаниях?» Формированию этого навыка способствует самопроверка учащимися собственных работ, расшифровка слов, распределение слов на группы по различным принципам, заполнение пропусков в словах, составление диалогов, выполнение творческих заданий .
4. Информационная компетенция. При помощи реальных объектов (телевизор, магнитофон, телефон, факс, компьютер, принтер, модем, копир) и информационных технологий (аудио - видеозапись, электронная почта, СМИ, Интернет) формируются умения самостоятельно искать, анализировать и отбирать необходимую информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее. Данная компетенция обеспечивает навыки деятельности ученика по отношению к информации, содержащейся в учебных предметах и образовательных областях, а также в окружающем мире. Обучение иностранному языку дает достаточно возможностей для формирования этой компетенции. На сегодняшний день компьютеры прочно вошли в обиход большинства детей, они имеют доступы к Интернету, пользуются электронной почтой, и это является их жизненной потребностью. Ученики обращаются к дополнительным информационным источникам за получением какой-либо интересной информации или каких-то неизвестных фактов, представляющих ценность для выполнения задания. Информационные компьютерные технологии заняли прочное место в процессе обучения. Практика показывает, что они имеют немало преимуществ перед традиционными методами обучения. Среди них индивидуализация обучения и интенсификация самостоятельной работы учащихся. Повышение познавательной активности и мотивации.
Программа «Профессор Хаггинс» ставит цель – научить учащихся английскому языку, а именно: произношению, правильности чтения и умению распознавать звуки, слова, речь на слух. Практические разделы ее состоят из тренировок произношения звуков, слов, фраз, скороговорок, пословиц, диалогов. Уроки с использованием компьютера всегда вызывают оживление и интерес.
5. Коммуникативная компетенция. Включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими и удаленными людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе. Ученик должен уметь представить себя, написать письмо, анкету, заявление, задать вопрос, вести дискуссию и диалог по различным темам. На старшей ступени условия заданий усложняются. Теперь ученик умеет уже не только сообщить о себе, но и подобрать те сведения, которые интересны и необходимы собеседнику. Ученики 11 класса овладевают полезной компетенцией – умение написать резюме. Для освоения данной компетенции в учебном процессе фиксируется необходимое и достаточное количество реальных объектов коммуникации и способов работы с ними для ученика каждой ступени обучения в рамках изучаемого предмета или образовательной области. Работа над данной компетенцией реализует важнейшую функцию обучения иностранному языку – коммуникативную.
6. Социально-трудовая компетенция. Эта компетенция означает владение знаниями и опытом в сфере гражданско-общественной деятельности, в социально-трудовой сфере, в сфере семейных отношений и обязанностей, в вопросах экономики и права, в области профессионального самоопределения. В данную компетенцию входят, например, умения анализировать ситуацию на рынке труда, действовать в соответствии с личной и общественной выгодой, владеть этикой трудовых и гражданских взаимоотношений. Ученик овладевает минимально необходимым для жизни в современном обществе навыками социальной активности и функциональной грамотности. Умение вести диалог – очень важное умение, которое формируется на протяжении всего процесса обучения иностранному языку. Основной способ – ролевая игра. Ученики не просто практикуются в употреблении лексики и грамматики, а готовят себя к будущим социальным ролям, к жизни в обществе со своими законами и правилами.
7. Компетенция личностного самосовершенствования. Личность ученика, его нравственные качества, стремление к самопознанию – то, что является объектом данной компетенции, - растет и развивается под воздействием среды, в которую он попадает. Поэтому в данной формации большую роль играет сам учитель, стиль его общения с детьми, его духовные ценности и приоритеты.
Размышляя над целями уроков, необходимо продумывать такие варианты деятельности, которые давали бы детям возможность развивать внутреннюю культуру. Правильное мировоззрение. Возможность развития данной компетенции наличествует при работе над любой темой. Поиск таких возможностей – одна из важнейших задач учителя[6].
Обучение английскому языку – взаимосвязанная система начальной, средней и старшей ступеней, поэтому переход с одной ступени на другую не является для ребенка стрессом.
Учащиеся с удовольствием учат язык, поскольку в процессе работы находят применение своим талантам, потребности общаться, изучать окружающий мир, попробовать ранее незнакомые роли. На каждой ступени обучения учебный процесс выстраивается так, чтобы дать детям возможность реализовать себя[3].
Итак, компетентностный подход, наряду с личностно ориентированным, являясь ведущей образовательной парадигмой в методологическом плане, оказывает влияние на основные компоненты филологического образования, позволяет осуществлять обучение иностранному языку с учетом реальных потребностей общества, практики социального межкультурного взаимодействия, основывать учебный процесс на мотивации учащихся, формировать и развивать ценностные ориентиры. В значительной степени решению этих задач способствует развитие ключевых компетенций в процессе обучения иностранному языку[4].
Литература:
1.Биболетова М.З., Трубанева Н.Н. Программа курса английского языка в УМК «Enjoy English» для учащихся 2-9 классов общеобразовательного учреждения. - Обнинск: Титул, 2006. -8 с.
2.Бим И.Л. Компетентностный подход к образованию и обучению иностранным языкам // Компетенции в образовании: опыт проектирования. Сб. научных трудов. – М.: ИНЭК, 2007. – С. 156-163.
3.БимИ.Л.,БиболетоваМ.З.,ЩепиловаА.В.КопыловаВ.В. Иностранный язык в системе школьного филологического образования. // Иностр. языки в школе. – 2009. -№1. -С.4-8.
4.Колесников А.А. Реализация компетентностной парадигмы при обучении иностранным языкам в профильной школе. Иностр. языки в школе. – 2011. - №10. С. 11-18.
5.Фадеева Н.Ю. Текстовый материал как средство формирования социокультурной компетенции при обучению французскому языку. // Иностр. языки в школе. - 2009. -№6. С. 5-6.
6.Штарина А.Г. Английский язык. Компетентностный подход в преподавании. – Волгоград. Издательство «Учитель», 2008 г. С.8-28
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.