Государственное бюджетное образовательное учреждение
лицей (технологический) с. Хрящевка
Выступление по теме
«Компетентностный подход в преподавании физики в условиях модернизации регионального образования»
Подготовила: Сафонова Мария Ивановна,
учитель физики ГБОУ лицея (технологического) с. Хрящевка
м. р. Ставропольский Самарской области
2016-2017 уч. г.
Оглавление
1. Введение
2. Основная часть:
· основные положения компетентностного подхода в обучении;
· учебно-познавательная и информационные компетенции, пути их формирования в школьном курсе физики;
· изменения в образовательном процессе, произошедшие в результате применения компетентностного подхода в обучении.
3. Заключение
4. Используемая литература
Введение
Начало ХХI века определяется общественными деятелями, учеными и аналитиками по-разному: и как постиндустриальное общество, и как информационное общество, и как эпоха глобализации, и как технократическое общество. Все эти определения, так или иначе, свидетельствуют о том, что во многом изменилось представление современного человека о мире и о своем месте в этом мире. В связи с этим наступивший век - это, безусловно, век реформирования системы образования. Происходящие в российском обществе социально-экономические изменения, влекущие за собой ревизию прежних ценностных ориентиров, предъявляют к школе новые требования. Современное образование призвано формировать у учащихся активную гражданскую позицию, способность самостоятельного принятия решений в разных жизненных ситуациях, а также готовность нести за них ответственность. Новые задачи, которые перед собой ставит современное образование, неизбежно приводят к возникновению новых методик и технологий, призванных эти задачи решить. В Концепции модернизации российского образования ставится задача формирования ключевых компетентностей, которые представляют собой целостную систему, включающую знания, умения, навыки, опыт самостоятельной деятельности и личную ответственность обучающихся. Есть основания предполагать, что решению указанных проблем будет способствовать введение в систему образования компетентностного подхода.
Компетентностный подход – это приоритетная ориентация на цели – векторы образования: обучаемость, самоопределение (самодетерминация), самоактуализация, социализация и развитие индивидуальности. В качестве инструментальных средств достижения этих целей выступают принципиально новые метаобразовательные конструкты: компетентности, компетенции и метакачества.
Компетенция включает совокупность взаимосвязанных качеств личности - знаний, умений, навыков, способов деятельности, задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним.
Проблема проектирования содержания образования приобрела сегодня особую актуальность в связи с разработкой и предстоящим принятием на правительственном уровне осенью 2002 года стандартов общего образования.
В рамках реализуемого Министерством образования РФ проекта "Стандарт общего образования" при участии сотрудников РАО в настоящее время ведется разработка методологических оснований конструирования образовательных стандартов, а также самих стандартов. Принципиальное отличие разрабатываемой концепции стандарта от имеющейся ранее предметно ориентированной концепции состоит в попытке реализовать средствами стандарта личностную ориентацию образования, его деятельностно-практическую и культурологическую составляющую, сохранив традиционную фундаментальность и универсальность.
Наиболее полно на сегодняшний день основные психологические условия и механизмы процесса усвоения, а также структуру учебной деятельности обучающихся описывает системно-деятельностный подход, базирующийся на теоретических положениях Л. С. Выготского, А. Н. Леон тьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина, В. В. Давыдова, А. Г. Асмолова,
В. В. Рубцова. Следование этой теории предполагает выделение четырех аспектов: ключевые компетентности, обобщенные предметные умения, прикладные предметные умения, навыки практической деятельности. «Компетентность — это на самом деле стандарт, связанный с обеспечением того или иного эффективного действия. Компетентность — это способность к осуществлению эффективного поведения при решении разного рода задач» (из интервью А. Асмолова). Идея компетентностно - ориентированного
образования — один из ответов на вопрос о направлениях модернизации образования.
Таким образом выявляется следующее противоречие: с одной стороны государству нужны компетентные граждане, а с другой стороны школа создает условия для освоения традиционных знаний и лишь частично компетенций.
2.1. Основные положения компетентностного подхода в обучении
Формирование компетентностей обучающихся, т.е. способности применять знания в реальной жизненной ситуации, является одной из наиболее актуальных проблем современного образования. Поэтому проблема ключевых компетенций находит все более широкое обсуждение и применение. Компетенции в общем смысле помогают индивидууму в решении стоящих перед ним задач, в том числе крайне специфических, дают возможность строить жизнь, приносящую удовлетворения и активно участвовать в дальнейшем политическом и культурном развитии общества, а также позволяют личности быть постоянно востребованной на рынке труда. Cтратегия модернизации образования предполагает, что в основу обновления общего образования должны быть положены «ключевые компетентности». От нынешнего ученика требуется умение управлять своей образовательной деятельностью на рефлексивной основе, для этого необходимо овладеть диагностическими навыками самоконтроля и самооценки. Компетентность ученика дополняется знаниями методологического характера и навыками организационной, конструктивной, коммуникативной деятельности. Становится понятно, что новое качество обучения требует наполнения деятельности учителя новым содержанием.
Ключевые компетентности многофункциональны, межпредметны и надпредметны, многомерны, поэтому технология их формирования достаточно сложна, однако ряд позиций компетентностного подхода можно реализовывать в образовательном процессе любого урока, в том числе урока физики. Это формирование у детей способов организации собственной деятельности, качественное усиление практически-продуктивной направленности обучения, формирование интегральных информационных и коммуникативных способностей, то есть развитие компетентности в сфере самостоятельной познавательной деятельности, основанной на усвоении способов приобретения знаний из различных источников информации. Таким образом, концептуальным направлением моей деятельности является реализация компетентностного подхода в образовательном процессе. Считаю, что если коренным образом изменится моя деятельность на уроке, то изменится деятельность моего ученика и качество его обучения.
Цель моей профессиональной деятельности - средствами своего предмета научить учащихся думать, самостоятельно принимать решение, делать открытия, самостоятельно добывать знания, решать возникающие проблемы, нести ответственность за принятое решение.
Реализация компетентностного подхода выражается в решении следующих основных задач:
· освоение структуры деятельности с позиции компетентностного подхода;
· дифференциация предметного содержания, обеспечивающая освоение базового и повышенного уровня обучения;
· разработка и отбор средств, методов, приемов, использование технологий, обеспечивающих деятельностный подход в обучении;
· создание простой и объективной системы мониторинга.
При этом в своей практической деятельности руководствуюсь принципами:
· в любой деятельности на уроке предоставлять ученику право выбора;
· создавать проблемные ситуации, решения которых лежат за пределами изученного;
· освоение учениками знаний, умений, навыков и различных способов деятельности;
· регулярно осуществлять рефлексию процесса обучения;
· максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся с целью повышения результативности.
2.2. Учебно-познавательная и информационные компетенции, пути их формирования в школьном курсе физики
Собственную деятельность выстраиваю на основе структуры методической деятельности с позиции компетентности. Содержание деятельности составляют три взаимосвязанные этапы урока: целеполагание, самостоятельная продуктивная деятельность, рефлексия.
Этап целеполагания занимает ведущее место и в структуре традиционного урока, но в новой позиции предусматриваются качественные изменения: учитель не транслирует свою цель, а создает условия, включающие каждого ученика в процесс целеполагания. В компетентностном уроке именно на данном этапе возникает внутренняя мотивация ученика на активную, деятельностную позицию, возникают побуждения: узнать, найти, доказать. В организации данный этап не прост, требует продумывания средств, приемов, мотивирующих учащихся на предстоящую деятельность. Наиболее эффективным приемом для моих уроков является создание проблемной ситуации с помощью демонстрационного и фронтального эксперимента, физического парадокса, яркого примера природного феномена. Целенаправленная системная работа в данном направлении дает следующий результат: 63% моих учеников умеют на уроке ставить цель собственной образовательной деятельности.
Вторым элементом методической структуры компетентностного урока является этап самостоятельной продуктивной деятельности. В структуре традиционного урока самостоятельная деятельность понимается как выполнение учащимися того или иного задания, определяемого учителем. В компетентностном уроке самостоятельная работа приобретает качественно новый смысл. Это работа, спланированная учеником для достижения его образовательной цели, ее можно называть продуктивной, так как результат ее, продукт (способы действий, знания, умения), лично создается учеником.
Анализируя деятельность учителя и ученика можно отметить, что ведущая роль на уроке в обучении принадлежит ученику, задача учителя – обеспечить условия, предоставить учащимся выбор средств обучения, способов действия и форм работы. На уроках физики предлагаю в основном следующее: учебники и задачники, справочную, энциклопедическую, научно-популярную литературу, видеоматериалы, презентации, физический эксперимент. Форма работы ученика может быть индивидуальной, парной, групповой.
Предъявление учащимися новых знаний происходит в разных формах: устное сообщение, ответ учителю, рассказ в группе, составленный опорный конспект, структурная схема или таблица, рисунки и др., часто учащиеся предлагают свои творческие, нестандартные формы: «Реклама физической величины, физические загадки, физические сказки, кроссворды.»
Выстраиваемая таким образом работа на уроке формирует у учащихся умение планировать свою деятельность и достигать поставленные цели. Мониторинг учебно-организационных умений, осуществляемый мной на уроках физики, показывает, что в среднем 43 % учащихся владеют организационным умениями планировать свою деятельность и достигать поставленной цели («стратеги»), 36% - умеют планировать свою деятельность, но испытывают некоторые трудности в достижении поставленной цели («мыслители»), 21% - ведомые «исполнители».
Последним элементом методической структуры компетентностного урока является рефлексия. В структуре традиционного урока рефлексия, как отдельный этап не присутствовала, так как деятельность педагога была ведущей, и всю ответственность за образовательный результат брал на себя учитель. В новой позиции ответственность за результат в большей степени делегируется ученику, поэтому рефлексия результата и процесса необходима. В урочной деятельности разные ее виды присутствуют на всех этапах урока: промежуточная при отработке знаний, анализе усвоения и коррекции, итоговая определяет обратную связь, то есть, соответствие поставленной цели результату всей деятельности, как для отдельного ученика, так и для группы или класса в целом. Предлагаю учащимся проводить рефлексию по следующему алгоритму:
1. Оцени результаты своей деятельности и выбранных способов деятельности через отношение, эмоции, чувства.
2. Соотнеси собственную цель урока с полученным результатом, (проведи самоконтроль).
3. Сравни полученный результат с эталоном (проведи самооценку).
Таким образом, у учащихся формируются навыки самоконтроля и самооценки. Возникает мотивация на дальнейшую учебную работу, на самореализацию через творческую и практическую деятельность, удовлетворение собственных познавательных интересов.
В своей практической деятельности я применяю различные формы организации познавательной деятельности: индивидуальную, групповую, коллективную. В работе опираюсь на принцип индивидуализации обучения. Знаю и учитываю различия в уровне развития способностей и возможностей детей, их познавательных интересов. Моя задача обеспечить развитие каждого ребенка, предоставив ему право выбора своего образовательного уровня, способа деятельности, объема заданий (не ниже обязательного минимума содержания образования). Результаты предварительного тестирования определяют уровень подготовки и фиксируют личностный «рост» ребенка. С учащимися, имеющими повышенный интерес к предмету, организую индивидуальные консультации, помогаю им организовать самостоятельную образовательную деятельность в форме индивидуальных заданий и заданий для самоподготовки, знакомлю их с возможностями компьютерных технологий для подготовки к ЕГЭ, олимпиадам. Привлекаю таких учащихся для обучения других в качестве консультантов. Результатом учета образовательных потребностей учащихся, считаю:
· овладение всеми учащимися знаниями на уровне федеральных государственных стандартов, о чем свидетельствует положительная динамика результатов государственной (итоговой) аттестации:
Учебный год |
Форма/класс |
Кол-во обучающихся, охваченных данной форм. охвата, чел. / % |
Ср. балл |
Успеваемость, % |
2012-2013 |
ГИА / 9 |
5/30 |
4,0 |
100 |
2013-2014 |
ЕГЭ/11 |
4 / 30 |
57 |
100 |
2014 - 2015 |
ГИА/9 |
5/35 |
4,2 |
100 |
2015 - 2016 |
ЕГЭ/11 |
4/30 |
60 |
100 |
· участие учащихся в предметных окружных олимпиадах;
· участие учащихся в интернет-олимпиадах;
· повышение интереса к предмету у большей части учащихся (64%);
· наличие у детей положительной внутренней учебной мотивации.
Основным средством реализации компетентностного подхода в обучении физике является для меня изучение и использование современных образовательных технологий проблемного, дифференцированного обучения, информационно-коммуникационные технологии, технологии проектного обучения, потому что заложенная в технологиях структура деятельности совпадает со структурой деятельности компетентностного подхода и позволяет включать каждого ученика в самостоятельные виды деятельности.
В практике работы наиболее часто использую технологию проблемного обучения на этапах целеполагания и самостоятельной продуктивной деятельности учащихся. Чаще всего проблемную ситуацию создаю на основе демонстрационного или фронтального эксперимента, с этой целью собрана папка «Проблемные опыты» с классификацией и описанием опытов по темам и классам. Элементы технологии уровневой дифференциации применяю на этапе целеполагания, когда учащиеся имеют возможность в соответствии с уровнем содержания (базовый, повышенный, высокий) и собственными способностями поставить свою цель. Соответственно присутствует уровневый контроль усвоения знаний и способов действий и разноуровневое домашнее задание.
Одним из важнейших направлений, решающих проблему информационной адаптации учащихся, является внедрение информационных средств в процесс обучения, формирование у учащихся информационной компетенции. Осознавая важную роль информатизации образования на уроках, я применяю информационно-коммуникационные технологии в учебном процессе: организую, разнообразные формы деятельности учащихся по самостоятельному извлечению и представлению знаний; совместно с учащимися моделируем объекты, явления, процессы, проводим некоторые виртуальные лабораторные работы и опыты; готовлю мультимедийные презентации по учебным блокам, многие становятся продуктом творческой деятельности детей. Так, например, совместно с учащимися созданы «Уроки — презентации» по многим темам школьного курса.
Использую компьютерные мультимедийные курсы «Физикон», «Открытая физика», «Физика в картинках», эти модели органично вписываются в урок. Они позволяют организовать новые, нетрадиционные виды учебной деятельности учащихся и индивидуализировать деятельность обучаемых по добыванию знаний, повысить интерес к изучению физики.
Для контроля знаний использую в основном готовые тесты, предлагаемые в электронных учебниках и некоторые материалы, создаваемые совместно с учащимися: кроссворды, тесты.
За время работы я утвердилась в мнении о том, что успешным ученик становится лишь тогда, когда он умеет самостоятельно добывать знания, умеет анализировать и обобщать, делать выводы, а так же грамотно презентовать свою работу. Поэтому во внеурочной деятельности я использую технологию проектного обучения, в основе которой лежит методика создания, анализа и презентации своей деятельности.
Самостоятельная работа – неотъемлемая часть моих уроков. Учу ребят эффективному распределению времени в самостоятельной работе, формирую личную ответственность школьников за результаты своего труда.
Перечисленные технологии являются ведущими в моей работе, они позволяют результативно реализовывать идеи компетентностного подхода. Часто использую другие интерактивные приемы и традиционные лекционные, семинарские, зачетные занятия.
По результатам психолого-педагогической диагностики более 60% обучающихся имеют высокий уровень мотивации к учебной деятельности не только в плане самосовершенствования, но и в плане повышения образовательного уровня в области физики. Считаю, что определяющую роль в формировании учебной мотивации играет оценка результатов работы ребенка. Оценка - фактор, стимулирующий обучающихся к саморазвитию и самосовершенствованию. В практике часто использую прием самооценки и коллективной оценки (с необходимым педагогическим комментарием при подведении итогов урока). Оценка результатов происходит в сравнении с предыдущими отметками. Убеждена, что едва ли не главными качествами системы оценивания являются прозрачность и понятность для ученика. Дети достаточно охотно принимают предложенные «правила игры», даже весьма строгие, если будут уверены в их строгом соблюдении и обязательности для всех. При этих условиях в практике работы никогда не возникает почвы для обид и конфликтов, что на сегодня немаловажно (мы живем не в идеальном обществе; авторитет учителя и степень доверия к нему, не всегда таковы как хотелось бы). Большая часть детских обид связана не самой оценкой, а с ощущением допущенной несправедливости. Таких ситуаций я стараюсь избегать.
Все свои уроки я провожу в форме доброжелательной, творческой, непринуждённой беседы. Считаю, что атмосфера такого духовного общения на уроках поднимает сам процесс обучения на высокий уровень творчества.
Работая по реализации компетентностного подхода, я утвердилась в понимании не только особой методической структуры урока, но и пришла к необходимости проработки содержания школьного курса физики, направленного на формирование компетентности ученика. Завершающей задачей в реализации компетентностного подхода является для меня создание целостной системы мониторинга знаний и способов действий. Использую готовые дидактические материалы учебных комплектов, разных видов, провожу их отбор по уровням сложности и систематизирую.
В повышении своего профессионального мастерства большое место отвожу самообразованию, широко использую интернет - ресурсы для своей методической подготовки и организации методической работы в школе. За последний год прошла курсы повышения квалификации, обучение на которых позволило мне модернизировать образовательный процесс в соответствии с новыми требованиями. Полученными на курсах знаниями, своими методическими находками делюсь с коллегами. Выступаю на заседаниях школьных МО и окружных МО.
Убеждена, что успешность в педагогическом труде возможна только при систематическом мониторинге. Результат мониторинга качества знаний и успеваемости по физике представлен ниже:
№ |
Результаты (среднее значен.) |
2013-2014 уч. г.
|
2014-2015 уч. г. |
2015-2016 уч. г. |
1 |
Качество |
53,5% |
57,8% |
65,1% |
2 |
Успеваемость |
100% |
100% |
100% |
3 |
Средний балл |
3,72 |
3,8 |
3,9 |
Итак, анализируя работу по реализации компетентностного подхода в образовательном процессе, отмечаю, что мною отработаны элементы структуры деятельности на уроке: этапы целеполагания, самостоятельной продуктивной деятельности и рефлексии, 70 % уроков изучения нового строятся именно с этих позиций. О результативности данного подхода свидетельствует мониторинг общеучебных умений и навыков учащихся, осуществляемый в течение учебного года, а также положительная динамика результатов итоговой аттестации учащихся 9, 11 классов.
Компетентностный подход создает оптимальные условия для индивидуализации обучения. Выстраивая в системе индивидуальную работу с учащимися, выбирающими повышенный уровень физического образования, вижу необходимость индивидуальной поддержки учащихся, проявляющих интерес к предмету и стремящихся к повышенным результатам собственной учебной деятельности. Задачей следующего этапа работы будет являться более высокий уровень применения ИКТ: учебные модули и компьютерное моделирование физических процессов. Кроме того, во внеурочной работе сложилась система обучения проектным и исследовательским методам, это позволит максимально использовать данные методы в образовательном процессе урока.
В своей профессиональной деятельности сталкиваюсь с такими трудностями, как:
· неоднородный состав учащихся в классе, необходимость развить каждого, приводит к некоторому перекосу в сторону учащихся, имеющих низкие учебные способности и низкий уровень мотивации (им порой уделяю больше времени в ущерб способным детям);
· несоответствие материально-технической базы школы утвержденному перечню нормативного учебного оборудования для ОУ России;
Таким образом, мои перспективные задачи в реализации компетентностного подхода:
· обеспечение дифференциации содержания дидактическим материалом, создание учащимся условий выбора;
· выстраивание с учащимися, проявляющими интерес к предмету, индивидуальных учебных планов;
· системное применение в образовательном процессе урока проектных и исследовательских методов, конструктивное использование информационно-коммуникационной технологии.
2.2. Изменения в образовательном процессе, произошедшие в результате применения компетентностного подхода в обучении
В результате применения компетентностного подхода в преподавании физики произошли следующие изменения в образовательном процессе:
а) кадровые - повышение компетентности и профессионализма педагога (семинары, круглые столы, курсовая подготовка по обучению практической деятельности преподавателей по вопросам использования современных технологий);
б) научно – методические изменения (разработка методических копилок и буклетов для обучающихся и родителей, проектная деятельность, исследовательская работа, тесты, КИМы);
в) материально – технические изменения (оснащение кабинета физики необходимым высокотехническим оборудованием (компьютеры, интерактивная доска, ноутбук, проектор, электронные учебники, мультимедийное оборудование);
г) нормативно – правовые изменения (заключение договоров с родителями по организации экскурсий и поездок в технические музеи);
д) информационные изменения (подборка и создание картотеки книг по физике, информационные плакаты достижений и открытий физики, портреты Нобелевских лауреатов, интернет – ресурсы, использование ИКТ);
е) организационные изменения (организация встреч с известными деятелями науки, организация поездок на научные конференции).
Заключение
Компетентностный подход в преподавании физики позволяет:
• подготовить учащихся к успеху в жизни, развивающейся по непредсказуемым законам;
• облегчить труд учителя за счёт постепенного повышения степени самостоятельности и ответственности учащихся в учении;
• обеспечить единство учебного и воспитательного процессов, когда одни и те же задачи разносторонней подготовки к жизни решаются различными средствами урочной и внеурочной деятельности;
• согласовать цели обучения, поставленные педагогами, с собственными целями учащихся;
• подготовить учеников к сознательному и ответственному обучению в вузе;
• повысить степень мотивации учения, за счёт осознания его пользы для сегодняшней и последующей жизни учащихся.
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА
1.Акулова О.В. Концепция системных изменений школьного процесса обучения в условиях перехода к информационному обществу. Дисс. . д-ра пед. наук. СПб. 2004. - 385 с.
2.А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская и др Как проектировать универсальные учебные действия ; от действия к мысли: пособие для учителя . -М. : «Просвещение».-2009.-105с.
3.Беспалько И.И. Компьютерные модели в системе средств обучения физике //Проблемы учебного физического эксперимента.: Сборник научных и методических работ. Вып.2, Глазов: ГГПИ, 1996, с.73-74
.
4.Грабиленков М.В.. В каком обновлении нуждается школьный курс физики. «Физика» приложение к газете «Первое сентября». 2000, № 29. с 86
5.Дусавицкий А.К., Кондратюк Е.М., Толмачева И.Н., Шилкунова З.И. Урок в развивающем обучении: Книга для учителя. – М.:ВИТА-ПРЕСС, 2008 с 4-8
6.Матвеев В.Л., Темнов Д.Э., Трофимова С.Ю., Фрадкин В.Е. Компьютер на уроке физики (Рабочая тетрадь для учителя) – СПб АППО, 2008 – 36 с.
7.Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.- М. « Народное образование».- 1998. – 98с
8.Сидорова Е.В., Фрадкин В.Е. Информационная компетентность учителя// (Монография) – СПб, ИПО РАО, 2008. – 126 с.
10. ФЗ « Об образовании в РФ» № 274// [http://www.fgosvpo.ru.] 30.10.2013.
11.ФГОС второго поколения по физике//[ Электронный ресурс. ]. http://standart.edu.ru/. 30.10.2013.
12.Чирцов А. С.. Информационные технологии в обучении физике. «Компьютерные инструменты в образовании».– 1999, №2, стр.3 - 6.
13. Шиян Н. В. Системные изменения обучения физике в условиях обновления общего образования // Физика в системе современного образования (ФССО): Труды седьмой международной конференции. Т. 3. СПб: РГПУ им. А.И. Герцена, 2007.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.