Компетенции экологического мышления и экология культуры.
Оценка 4.7

Компетенции экологического мышления и экология культуры.

Оценка 4.7
Семинары
doc
экология +1
Взрослым
24.01.2018
Компетенции экологического мышления и экология культуры.
Вопросы экологии и экологического мышления в современном мире выступают как один из императивов обновления традиционного подхода к взаимодействию человека и природы. Научная и публицистическая литература, посвященная данной теме, без преувеличения огромна. В ней рассматриваются самые разные аспекты и подходы к пониманию проблематики экологии и экологического мышления. При этом во всем многообразии теоретических и практических взглядов образовательная стратегия занимает одно из краеугольных мест, поскольку формирование и развитие экологических компетенций представляет собой направленный на овладение экологической культурой процесс обучения, развития, воспитания.
Экологическая культура.doc
Компетенции экологического мышления  и экология культуры. Введение. Педагогическая   задача   формирования   и   развития   компетенций экологического мышления не является самоцелью, идеалом которой было бы владение   этими   компетенциями   само   по   себе.   Экологическое   мышление составляет   существенную   часть   экологической   культуры,   которая,   в   свою очередь, имеет своей предельной целью экологию культуры. Понятие   экологии   культуры   в   научный   оборот   ввел   академик   Д.С. Лихачев.   Под   экологией   культуры   он   понимает   целостность   природного   и культурного мира, которая является общим домом для всего человечества. Безопасность проживания в этом доме составляет главную цель построения экологии   культуры.   Понятие   культуры   в   таком   случае   является многоуровневым и включает в себя все проявления деятельности человека – науку,   экономику   политику, повседневность, которые не просто помещены в природное пространство, но составляют с ним одну общую целостность.   технологии,   традиции,   общество, В   понятии   экологии,   в   свою   очередь,   в   предыдущих   лекциях   было выделено   два   основополагающих   смысла   –   смысл   «опасности»   и   смысл «ответственности».   Эти   два   смысла   определяют   характер   экологического подхода к культуре. Во­первых, культурные процессы нельзя рассматривать исключительно как   некое   само   собой   разумеющееся   благо.  Дело   в  том,  что   деятельность человека по определению является фактом культурного мира, этим человек и отличается от животного. Нетрудно заметить, что человеческая деятельность несет   не   только   конструктивное   гуманистическое   содержание,   но   также оказывает негативное влияние на природу (в виде промышленных и военных технологий   и   антропогенного   воздействия),   социально­общественное обустройство   (в   виде   социально­экономического   неравенства,   ограничения доступа к социальным благам), человека (в виде интегрального управления с помощью социальных и биотехнологий). Во­вторых,   указание   Д.С.   Лихачева   на   необходимость   безопасных изменений, означает, что вносимые человеком в мир трансформации, требуют основывать   цели   и   содержание   любой   деятельности   на   принципе ответственности. Ценностная установка на развитие безопасных технологий должна   ставиться   во   главу   угла   любых   реформационных   действий. Ответственность должна, в таком случае, стать основой личности человека, определять   каждый   его   поступок   и   каждую   мысль.   При   этом   принцип ответственности   следует   рассматривать   как   внутриличностное   осознанное согласие,  свободно   принятое   руководство   к   образу   мышления   и   действий. Только   в   таком   случае,   а   не   в   случае   внешнего   принуждения   к 1 ответственности,   безопасность   станет   основой   мысли   и   действия   каждого отдельного   человека,   а   значит   и   общества   в   целом.  Прежде   чем   изменять культурный   и   социальный   мир,   руководители   таких   изменений   должны измениться   сами   в   лучшую   сторону.   В   этом   плане   нельзя   не   вспомнить известное выражение «Врач, исцелись сам». Принципы   «опасности»   и   «ответственности»   выступают   не   только основанием   теоретического   содержания   экологии   культуры,   но   также являются  методологическим  основанием экологического   видения культуры как целого – поиска целостности в условиях меняющегося мира и увеличении рисков в ходе технологического прогресса. Многоуровневость экологии культуры  и экологическое мышление. С точки зрения экологического подхода понимания культуры, последняя предстает как многоуровневая система, чья многоуровневость определяется входящими   в   нее   компонентами.   Наиболее   значимыми   компонентами экологии культуры являются: 1. Социальную экологию. В данном случае имеется в виду деятельность, обеспечивающая  безопасное  состояние социального многообразия и социальной   толерантности.   То   есть   тех   аспектов   социальных отношений, которые обеспечивают социальный прогресс в отношении понятии свободы и ответственности. Готовность активно участвовать в   жизни   общества   означает   готовность   разделять   экологическую заботу о природе и культуре. 2. Политическую экологию. В данном случае имеется в виду характер политических   процессов,   направленных   на   расширение   свободного доступа граждан к реализации своих политических взглядов и прав, обеспечение   поддержания   политического   многообразия.   Можно сказать,   что   политическая   общность   выступает   условием сообщительной   связи   людей,   их   способности   рассматривать   свою жизнь как принципиально свободное пространство. 3. Экологию   хозяйствования.   Экология   хозяйствования   имеет двусторонний характер. Во­первых, она затрагивает область природо­ хозяйственной   деятельности,   в   отношении   которой   главенствует принцип   преобразования   природы   сообразно   способности   природы выдерживать   оказываемые   воздействия.   Во­вторых,   речь   идет   о 2 собственно   экономической   целесообразности   хозяйственной деятельности и справедливом распределении экономических благ. 4. Экологию   науки   и   техники.   Научно­техническая   деятельность предстает   в   современном   мире   одним   из   важных   аспектов цивилизационного   преобразования   природы.   Наука   и   технологии предлагают сегодня столь масштабные возможности изменения, что органическая взаимосвязь человека и окружающей среды подвержена разрушительным воздействиям. вопрос о научном познании и технике предстает как двойственный ­ научно­технический мир и возвышает человеческое   творчество   на   невиданную   высоту   и   отчуждает   от органического   единства   с   природой.   Поэтому   необходимо   искать наименее инвазивные способы преобразования мира. 5. Экологию   образования.   Образовательные   стратегии   находятся   в отношении к экологии культуры в неоднозначном положении. На них лежит   важная   задача   формирования   компетенций   экологического мышления и экологической культуры, а значит и экологии культуры. Поэтому   экология   образования   выступает   фундаментом   духовно­ нравственного преобразования личности человека и всего общества. Но   для   этого   образовательный   процесс   сам   должен   стать экологическим,   то   есть   в   своих   собственных   образовательно­ педагогических   основах   исходить   из   принципа   ответственности   за формируемый образ будущего. 6. Экологию повседневности. Повседневная сфера человеческого опыта определяет значительную часть объема и содержания образа жизни и манеры поведения человека. Она влияет на социальные отношения и личностный   характер   человека   на   уровне   микроконтекстов деятельности,   ситуативных   актов   коммуникации,   нравственных установок   обыденной   жизни.   Нередко   приходится   наблюдать противоречие   между   повседневным   образом   поведения   человека   и декларируемыми им ценностями и смыслами. Академик Д.С. Лихачев говорил о мысленном эксперименте. Человек один остается в лесу – остается ли он при этом тем же самым человеком, что и в социальной среде, сохраняются ли у него высоконравственные установки, или без взгляда   другого   человека   он   теряет   свою   культурную   оболочку. Культура повседневности служит маркером духовно­нравственного и социально   ответственного   отношения   человека   к   своей   личности   и личности других людей. Культура как многоуровневая система предполагает и многоуровневый экологический   подход   к   ее   сущности   и   ее   разнообразным   проявлениям. 3 Соответственно   каждому   из   определенных   уровней   в   рамках   подхода экологии   культуры   следует   использовать   понятия   опасности   и ответственности как определяющие методологические принципы.  Следовательно,   в   пространстве   экологии   культуры   можно   получить следующие проблемные направления: ­ Проблемы социальной опасности и ответственности. ­ Проблемы политической опасности и ответственности. ­   Проблемы   природо­хозяйственной   и   хозяйственно­экономической опасности и ответственности. ­   Проблемы   опасности   и   ответственности   научно­технического прогресса. ­ Проблемы опасности и ответственности в сфере образования. ­ Проблемы опасного и ответственного повседневного образа жизни. В   отношении   каждого   из   этих   проблемных   направлений   компетенции экологического   мышления   могут   сыграть   положительную   роль.   Для   этого принципы экологического мышления следует рассматривать не как внешнее приложение   к   находящимся   за   границами   этих   принципов   культурных уровней,   но   как   саму   суть   каждого   из   них.   Другими   словами,   каждый   из культурных уровней в самой своей сущностной основе и следующей за этим практике разработки образовательных экологических стратегий должен стать по определению экологически концептуальным и целенаправленным. Само   собой   разумеется,   что   каждый   из   указанных   уровней   культуры обладает   своими   характерными   процессами   и   явлениями.   Поэтому компетенции   экологического   мышления   должны   быть   гибкими   и   в   то   же время комплексными.  Гибкость   компетенций   экологического   мышления   означает,   что   эти компетенции, имея определенную строгую структуру и четкий образ целей, в то же время могут быть продуктивно использованы в отношении разных видов деятельности, в разных обстоятельствах с различным набором установок и смыслов   людей.   Например,   такой   принцип   как  ориентированность мышления   на   экологические   проблемы  в   отношении   экологии   науки   и техники   и   экологии   повседневности   будет   разворачиваться   в   содержании конкретных   научно­технических   проблем   (например,   биотехнологий),   а   в отношении   экологически   целесообразного   повседневного   образа   действий (например,   культура   поведения   человека   в   лесу)   как   моральные   нормы   и предписания   ответственного   поведения   человека.   Хотя   принцип ответственности   присутствует   и   в   отношении   научно­технического   уровня культуры и в отношении повседневного образа деятельности, в каждом из них он присутствует таким образом, который соотносится со спецификой этих уровней. Комплексность   компетенций   экологического   мышления   является характерной   особенностью   современного   состояния   экологии   культуры,   в 4 котором   многосоставность   уровней   в   пределах   культурной   целостности трансформировалась в специфичную сложность. Такая сложность возникла в результате   взаимодействия   всех   аспектов   культурных   уровней   в горизонтальном   (между   собой   как   равными   аспектами   культуры)   и вертикальном (как иерархически выстроенном культурном мире) измерении. Можно сказать, что понятие экологии культуры как раз и выражает это новое качество сложности, в отношении которого традиционные схемы понимания стали   нефункциональными.   В   качестве   примера   можно   указать   на   такое направление   исследований   и   практик   как  big  data  (большие   данные),   в котором   предлагается   преобразовывать   и   анализировать   сложные   и разноуровневые   потоки   информации.   В   отношении   экологической проблематики   область  big  data  находит   сегодня   применение   в   отношении биоинформатики, обработки потоковых данных метеоспутников и др. В более простом измерении комплексности экологических компетенций можно   говорить   о   том,   что   каждая   из   компетенций   включает   в   свое предметное поле как свои аспекты каждый из указанных культурных уровней. В   свою   очередь,   каждый   из   этих   уровней   предполагает   для   изучения   и практической   оптимизации   применение   всех   компетенций   экологического мышления   как   одного   единого   методологического   компетентностного принципа. Конкретные   педагогические   задачи,   которые   возникают   в   отношении формирования   компетенций   экологического   мышления   как   гибких   и комплексных состоят в следующем: 1.  Формирование образа мира, в котором принцип многообразия и разнообразия   проявления   форм   жизни   занимает   доминирующее   и основополагающее место. 2.   Формирование   универсальных   познавательных   учебных действий,   направленных   на   интеграцию   биоразнообразия   в   устойчивый теоретико­методологический принцип мышления. 3.   Формирование   компетенций   экологически   ориентированного управления разных культурных уровней в целом и их отдельных процессов на основе принципа стратегического проектирования. 4. Формирование   компетенций   экологического   мышления   как социально­личностного   выбора   и   установки   на   активное   продвижение   в обществе экологических ценностей. 5. Формирование экологического образа мышления направленного на синтез экологической информации во всеобщий информационный поток в 5 качестве единого биоинформационного пространства существования человека на планете в истории и в будущем. Инновационные педагогические технологии в экологическом образовании. Задача   формирования   компетенций   экологического   мышления     на современном   этапе   развития   информационного   общества   заставляет исследователей   и   руководителей   образовательных   организаций совершенствовать   принципы   управления   экологическим   пространством образования.   Одним   из   важных   управленческих   принципов   является организационно­педагогическое экспериментальной деятельности педагога в процессе формирования и развития экологической культуры. Инновационные педагогические проекты направлены на создание новых   механизмов,   стимулирующих   социально­активную   эколого­ формирующую деятельность обучающегося через его включение в проектную деятельность. обеспечение     С точки зрения поиска лучших педагогических инструментов решения проблем   формирования   компетенций   экологического   мышления, инновационные   проекты   могут   реализовываться   как   создание   сетевого взаимодействия   образовательных   организаций.   К   таким   проектам   можно отнести   развитие   эколого­образовательной   системы   через   организацию компьютерного   сетевого   взаимодействия   образовательных   организаций, управление   системой   экологического   образования   через   комплексное использование   развитие информационной инфраструктуры управления экологическим образованием.  и взаимодействие позволяет разрабатывать инновационные экспериментальные экологические   образовательные   проекты.   Сюда   включается   разработка содержания и механизма сетевого управления как способа горизонтального взаимодействия,   создание   ассоциации   экологических   образовательных организаций с участием местных сообществ с помощью социальных сетей.   новых   информационных   Коммуникативно­сетевое проектирование технологий,     компьютерное   В инновационном проектировании управленческих моделей найдет место развитие   форм   экологического   мониторинга,   который   в   широком   смысле может   быть   направлен   на   все   уровни   системы   культуры.   Например, представляется   перспективным   разрабатывать   проекты,   связанные   с разработкой   проблем   экологизации   экономики   образования,   расширения сферы государственно­частного партнерства и других форм взаимодействия образовательной организации с участниками образовательных отношений. Безусловный   интерес   в   инновационных   процессах   вызывает   поиск   Это   различные эффективных   эколого­образовательных   технологий. 6 технологии,   в   основе   которых   лежат   как   формы   и   средства   организации учебно­воспитательного   процесса   формирования   экологической   культуры, так   и   способы   самостоятельной   учебно­познавательной   деятельности учеников в экологической среде.  Современные направления поисков в области эффективных технологий   разработки   технологии должны   быть   сосредоточены   вокруг дифференцированного   экологического   образования,   учитывающего индивидуальные   образовательные   потребности.   Развитие   экологической культуры обучающихся в условиях дифференциации образовательной среды, а   также   организация   системы   обучения   как   выбора   индивидуальной образовательной   стратегии   будет   способствовать   развитию   процесса экологической   образовательной   деятельности   в   быстроменяющихся современных условиях.  Индивидуально ориентированное обучение, технология индивидуального обучения   на   основе   сотрудничества   детей   и   взрослых,   создание   стратегии индивидуального   образования   раскрывает   такой   педагогический   механизм экологического   образования,   который   позволяет   сочетать   принципы коллективного воспитания и индивидуального подхода к ученику в процессе формирования компетенций экологического мышления.  Инновационные   педагогические   проекты,   направленные   на   решение различных аспектов проблем здоровьесбережения, свидетельствует о высокой потребности участников образовательных отношений в развитии совместной экологически целесообразной деятельности родителей, педагогов и учеников. Инновационное   проектирование   предлагает   рассматривать   категорию здоровье   как   показатель   и   критерий   оценки   эффективности   процесса формирования экологического мышления и экологической культуры. К числу наиболее перспективных, хорошо теоретически и практически обоснованных задач экологического инновационного проектирования можно отнести   поиск   путей   и   условий   внедрения   экологического   воспитания   в широкий социальный контекст, выработку здоровьесберегающих технологий как основ решения проблемы повышения качества экологической культуры учеников, экологическое сопровождение педагогического процесса.  Интеграция теории экологического образования и практических мер по укреплению здоровья учеников в учебно­воспитательном процессе, а также комплексный подход к  организации  экологического  образования позволяет направить   здоровьесберегающие   технологии   на   снижение   уровня психофизических расстройств.  Эта   модель   включает   в   себя   формирование   системы   непрерывного экологического   образования,   разработку   системы   медико­педагогической работы оздоровительной и развивающей работы, мониторинга за здоровьем, интеграцию образовательной, оздоровительной и развивающей деятельности образовательной организации, разработку технологии здоровьесберегающего режима   обучения,   самостоятельное   овладение   здоровьесберегающими 7 технологиями,   рассмотрение   дополнительного   (а   также   домашнего, кружкового)   образования   как   системного   компонента   единого   эколого­ развивающего образовательного пространства. Включение в инновационную эколого­образовательную деятельность всех участников   образовательных   отношений   способствует   развитию   интереса   к научно­исследовательской   и   учебно­творческой   работе,   способствует развитию   диалога   педагогов   с  учеными,  различными  научными  центрами   и экологическими площадками. Тем самым происходит развитие   личностно­ профессиональных   качеств   самих   педагогов,   осуществляющих образовательно­воспитательную деятельность по формированию компетенций экологического мышления и экологической культуры. 8

Компетенции экологического мышления и экология культуры.

Компетенции экологического мышления и экология культуры.

Компетенции экологического мышления и экология культуры.

Компетенции экологического мышления и экология культуры.

Компетенции экологического мышления и экология культуры.

Компетенции экологического мышления и экология культуры.

Компетенции экологического мышления и экология культуры.

Компетенции экологического мышления и экология культуры.

Компетенции экологического мышления и экология культуры.

Компетенции экологического мышления и экология культуры.

Компетенции экологического мышления и экология культуры.

Компетенции экологического мышления и экология культуры.

Компетенции экологического мышления и экология культуры.

Компетенции экологического мышления и экология культуры.

Компетенции экологического мышления и экология культуры.

Компетенции экологического мышления и экология культуры.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.01.2018