Результаты российских школьников в международных исследованиях PISA – 2006(Programme for International Student Assessment) осуществляется Организацией Экономического Сотрудничества и Развития ОЭСР (OECD – Organization for Economic Cooperation and Development).
По всем направлениям исследования PISA-2006 результаты российских учащихся статистически значимо ниже, чем результаты по странам ОЭСР или средние международные результаты. Рейтинг российских учащихся среди своих сверстников из 57 стран с учетом ошибки измерения составляет:
33-38 по естественнонаучной грамотности;
32-36 по математической грамотности (29-31 в 2003 году из 40 стран);
37-40 по грамотности чтения (32-34 в 2003 году из 40 стран и 27-29 в 2000 году из 32 стран).
По сравнению с результатами предыдущих циклов исследования по математике не произошло существенных изменений, а по чтению результаты стали статистически ниже, чем в 2000 году (centeroko.ru)
Чему противостоит компетентностный подход в образовании?
Традиционному предметному обучению, в основу которого заложена идея трансляции и усвоения знаний (информации)
Селективной, двухуровневой (знает – не знает) отметочной системе, построенной на принципе «кнута и пряника»
Принудительным формам организации учебных занятий сходной с конвеерным способом организации труда
Вертикальной, иерархически организованной системе административного руководства
Компетентностный подход в образовании основывается на иных принципах:
Образование для жизни, для успешной социализации в обществе и личностного развития на основе имеющихся способностей и освоения социально значимых умений (компетенций)
Оценивание для обеспечения возможности учащемуся самому планировать свои образовательные результаты, преодолевать затруднения и совершенствовать их в процессе постоянной самооценки
Разнообразные формы организации самостоятельной, осмысленной деятельности учащихся на основе собственной мотивации и ответственности за результат
Матричная система управления, делегирование полномочий, привлечение родителей, учащихся и людей из внешнего окружения к управлению ОУ и оценке его деятельности, свобода учителя в выборе средств достижения учащимся социальных приоритетов (компетенций)
Как приобретается «знание»?
Основное условие «приобретения» учащимся знания, это его собственная самостоятельная мыслительная активность, его попытка породить знание на основе своих интересов, желаний, а затем и сомнений, предположений, рассуждений и выводов в самостоятельной деятельности, в ситуации поиска.
Прибрести знание можно лишь путем его порождения!
Понятие «знание» - резюме
Знание не равно информированности/сведению
Знание нельзя передать
Знание нельзя усвоить
Знание вырабатывается в значимой для человека деятельности, т.е. направляемой его интересами, желаниями, целями
Знание равно умению достигнуть результат в соответствии с поставленной себе целью
Знание результат учения на основе собственной мотивации и ответственности
Дети могут научиться делать только то,к чему они способны, что им хочется!
Компетентность и компетенция
Компетентность – это характеристика человека способного эффективно действовать и добиваться требуемого результата. В юридическом смысле – обладающий должностными полномочиями.
Компетенции – это те способности и умения, которые позволяют эффективно действовать и добиваться требуемого результата.
Компетентный – обладающий способностью
силой, властью, умением, знанием и т.п.
(чтобы сделать то, что требуется)
Ключевые компетенции
Компетенция –Способность
Умение
необходимые для эффективного достижения требуемого результата
Ключевые компетенции – качества,
способности, умения необходимые
каждому человеку, чтобы быть успешным
в своей профессиональной,
личной и общественной жизни в
современном обществе.
Ключевые компетенции – это такие
умения, которые можно применять в ситуациях,
которые невозможно спрогнозировать
заранее относительно будущих задач и
необходимых для их решения знаний.
Ключевая компетенция формируется
из комплекса умений
Компетенция – содержание понятия
Компетенция определяется как способность человека успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования, выполняя задание или осуществляя деятельность чаще в проблемных, неопределенных ситуациях, требующих самостоятельного поиска недостающих средств и принятия решений.
Компетентностная модель выпускника – ответ на вызовы современного общества и социальные требования
Выработка на основе существующих в данном обществе социальных ожиданий и требований к комплексу качеств и умений, нужных каждому члену общества для достижения успеха в своей профессиональной, личной и общественной жизни, является необходимым условием создания системы управления качеством образования в любом образовательном учреждении.
Какие способности, умения необходимы человеку в любой профессиональной деятельности (по Дж. Равену)?
способность работать самостоятельно без постоянного руководства;
способность брать на себя ответственность по собственной инициативе;
способность проявлять инициативу, не спрашивая других, следует ли это делать;
готовность замечать проблемы и искать пути их решения;
умение анализировать новые ситуации и применять уже имеющиеся знания для такого анализа;
способность уживаться с другими;
способность осваивать какие-либо знания по собственной инициативе (т. е. учитывая свой опыт и обратную связь с окружающими);
умение принимать решения на основе здравых суждений - т. е. не располагая всем необходимым материалом и не имея возможности обработать информацию математически.
Совет Европы
«… политические и социальные компетенции, такие как способность брать на себя ответственность, участвовать в принятии групповых решений, разрешать конфликты ненасильственно, участвовать в поддержании и улучшении демократических институтов;
компетенции, связанные с жизнью в многокультурном обществе. Для того, чтобы контролировать проявление расизма и ксенофобии и развития климата нетолерантности, образование должно «оснастить» молодых людей межкультурными компетенциями, такими как принятие различий, уважение других и способность жить с людьми других культур, языков и религий;
компетенции, относящиеся к владению устной и письменной коммуникацией, которые особенно важны для работы и социальной жизни, с акцентом на то, что тем людям, которые не владеют ими, угрожает социальная изоляция. В этом же контексте коммуникации все большую важность приобретает владение более, чем одним языком;
компетенции, связанные с возрастанием информатизации общества. Владение этими технологиями, понимание их применения, слабых и сильных сторон и способов к критическому суждению в отношении информации, распространяемой массмедийными средствами и рекламой;
способность учиться на протяжении жизни в качестве основы непрерывного обучения в контексте как личной профессиональной, так и социальной жизни
DeSeCo (Definition and Selection of Competencies - Определение и отбор ключевых компетентностей)
Ключевые компетенции для успешной жизни и эффективно функционирующего общества:
Критич ское мышление | Действовать автономно |
Интерактивно использовать инструменты | |
Функционировать в социально неоднородных группах |
Виды ключевых компетентностей
Коммуникация (участие в дискуссии, работа с информацией, понимание текстов, написание текстов, выступление)
Операции с числами (Касается интерпретации численной информации, проведения вычислений и презентации выводов и заключений. Данные компетенции необходимы при проведении замеров, сборе информации, представленной в форме диаграмм и графиков, при расчетах объемов и размеров, при использовании таблиц для представления результатов расчетов).
Информационные технологии (Данные компетенции потребуются при использовании компьютера для поиска необходимой клиенту информации или для реализации проекта, разработки способов решения проблемы, построения таблиц и графиков, написания писем или отчетов).
Работа с людьми (Касается того, как работать совместно с людьми при планировании и осуществлении деятельности, направленной на достижение общих целей).
Усовершенствование способностей к обучению и повышение результативности (Имеет отношение к управлению персоналом, развитию карьеры и способности к обучению)
Разрешение проблем (Данные компетенции необходимы при разрешении проблем рабочего характера, при обучении или в личной жизни, когда используются различные методы поиска решений и проверяется результативность применения этих методов. (Cambridge and RSA Examinations 2000)
Оксфордско – Кембриджская
модель ключевых компетенций (2000 г.):
Виды ключевых компетентностей (продолжение)
Австрийская модель:
Компетенции в определенных сферах деятельности –
язык и коммуникация, творчество и дизайн, человек и общество,
здоровье и движение, природа и техника.
Социальные компетенции -способность и готовность брать на себя ответственность, способность к коммуникации, способность работать в команде, умение разрешать конфликты, способность к адаптации, способность понимать других, контактность и др.
Личностная компетенция -развитие собственных
способностей, знание своих сильных и слабых сторон, а также готовность познавать и испытывать себя в новых ситуациях.
Немецкая модель:
Предметные компетентности
Компетентность методов (умение учиться)
Личностные компетентности
Социальные компетентности
По типам деятельности:
Научные (исследовательские)
Педагогические
Управленческие
Экспертные
Инженерные и т.д.
Виды ключевых компетенций (обобщение):
Коммуникативные (понимание текстов, работа с информацией, выступление, написание текстов).
Информационные технологии (компютерные – Интернет, эл. почта, программирование и т.д.)
Исследовательские (описание явления, выдвижение гипотезы и т.д.).
Проектные (проектное мышление – разработка проектов и участие в их реализации).
Работа с числами (вычисления, использование мат. методов для решения практических задач).
Организационные (работа с людьми).
Работа в группе (взаимодействие с другими в процессе достижения общей цели).
Умение учиться (рефлексия, самооценка, самостоятельная работа по теме, поиск информации из разных источников и т.д.)
Личностная (рефлексия сильных и слабых сторон своей личности, характера, приспособление к своим личностным особенностям, принятия себя, своего «Я»).
Решение проблем.
Компетентностный стандарт
Вид стандарта, рассматриваемый в настоящее время международным экспертным сообществом в качестве идеала.
В компетентностных стандартах выделяется комплекс компетенций как для учителя, так и для учащихся. Общие или относящихся к какому-либо предмету компетенции и уровни их достижения. Кроме этого описываются рамочные стандарты условий организации образовательного процесса и взаимодействия с учащимися.
Используется принцип «минимального стандарта» - определяется минимальный уровень достижения обязательный для всех учащихся.
Получившаяся в результате модель компетентностей кладется в основу иллюстрационных заданий двух типов – дидактического и проверочного, которые не должны совпадать. Дидактические задания показывают пример заданий, которые способствуют развитию той или иной компетентности, а проверочные, задания являются инструментом диагностики системы, то есть мониторинга. Разделение иллюстративных заданий на дидактические и проверочные преследует цель избежать или хотя бы минимизировать эффект «натаскивания на тесты». Достижение требуемых компетенций проверяется при помощи заданий типа PISA или PIRLS.
Оценивание компетенций
Критериальное оценивание:
По качеству результата, продукта деятельности – экспертная оценка.
По процессу деятельности в конкретной ситуации (дискуссия, проект, исследование) – экспертная оценка.
При помощи специальных тестовых заданий типа PISA.
PISA
Например, при работе с текстами, а также с диаграммами, графиками и таблицами учащемуся требуется проявить следующие умения наиболее общего интеллектуального характера:
Уметь приводить доводы, аргументы в доказательство какой-либо известной точки зрения.
Уметь выработать свою собственную точку зрения и обосновать ее, выбрав для этого нужные аргументы из приведенной совокупности фактов.
Уметь выбрать наиболее взвешенную аргументацию, подтверждающую или опровергающую данную точку зрения.
Уметь понимать зависимости, выраженные в графической форме (диаграммы, графики, таблицы).
Уметь извлекать нужную информацию из текста, таблиц, графиков для решения практической задачи.
Уметь обобщать факты и делать вывод. Например, при ответе на вопрос: «Как Вы думаете, чувства отца и его поведение по отношению к сыну типичны и для нашего времени?»).
Уметь сравнивать объекты или информацию, представленную в той или иной форме и делать на основе сравнения выводы.
Уметь анализировать имеющиеся факты или высказывания и делать на основе анализа выводы объясняющие что-либо.
Уметь различать мнения и факты в высказывании человека.
Уметь определять к какой деятельности относится то или иное действие.
Уметь осуществлять выбор из нескольких альтернатив.
Уметь искать закономерности, определять тенденции на основе имеющихся фактов.
Уметь определять причины поступков людей (персонажей данной ситуации) или явлений.
Стратегическая схема управления изменениями в рамках управления качеством образования
Достижения
ученика
Что мы собой представляем?
К чему мы стремимся?
Что мы еще
должны попытаться достичь?
Мы начали меняться?
Каковы результаты?
Что нам удалось достичь?
Каковы наши новые действия?
Что мы должны для этого сделать?
Основные вопросы внутренней экспертизы (эвалюации)
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.