КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++
Оценка 4.9

КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++

Оценка 4.9
Научные работы
docx
библиотека
Взрослым
14.12.2018
КОМПЕТЕНЦИИ  И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++
Проведен анализ структуры и содержания ФГОС ВО направления 44.03.01 и 44.03.05 Педагогическое образование различных поколений и версий. Выявлены тенденции и недостатки. Анализ проведен в сопоставлении с требованиями профессионального стандарта педагога. Указывается на не соответствие некоторых понятий. Обобщенный характер ФОГС ВО и ПООП вызывает определенную трудность при разработке рабочих программ.
КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3.docx
КОМПЕТЕНЦИИ  И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++:  КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ Тоискин В.С. г. Ставрополь С 1 июля 2016 года вступил в силу федеральный закон от 02.05.2015 №122­ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и статьи   11   и   73   Федерального   Закона   «Об   образовании   в   Российской Федерации»,   предусматривающий   учет   требований   профессиональных стандартов   во   ФГОС   профессионального   образования   в   части профессиональных компетенций, что потребовало создания нового формата (актуализации)     ФГОС   ВО   3+   и   связанной   с   ним   примерной   основной образовательной   программы   (ПООП).   Введение   актуализированных   ФГОС осуществляется с 1 сентября 2018 г. Структура ФГОС ВО 3++ приведена на рисунке 1. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования ФГОС ВО 3++ Структура ФГОС I. Общие положения Совокупность обязательных требований Форма, сроки и объем образовательной программы Области и (или) сферы профессиональной деятельности Типы профессиональных задач II. Требования к структуре программы Минимальный объем обязательной (базовой) части Структура программы (минимальный объем дисциплин, модулей и практик) Государственная итоговая аттестация Универсальные компетенции Общепрофессиональные компетенции и элементы содержания базовой части программы, необходимые для формирования этих компетенций III. Требования к результатам освоения программы IV. Требования к условиям реализации программы Общесистемные требования Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение Кадры Оценка качества Приложение Перечень профессиональных стандартов, сопряженных с ФГОС ВО Рисунок 1 – Структура ФГОС ВО 3++ Сравнительный   анализ   общей   структуры   всех   федеральных государственных   образовательных   стандартов   показывает,   что   наблюдается постепенное уменьшение количества тематических блоков. Так во ФГОС 3 их 8, во ФГОС ВО 3+ – 7, а во ФГОС ВО 3++ всего 4. Очевидно, что ФГОС ВО 3++ изложен более компактно. В блоке «Общие положения» ФГОС ВО 3++ указывается только общий объем программы, а объем программы, реализуемый за один год ограничен верхним значением (для бакалавриата – 70 зачетных единиц). В предыдущих стандартах этот объем жестко регламентирован – 60 зачетных единиц. Это, безусловно, позволит сделать учебный план более гибким. Во ФГОС ВО 3++ предусматривается   реализации   программы   по   индивидуальному   плану,   что впервые было введено во ФГОС ВО 3+. Области   профессиональной   деятельности   (ПД)   в   ФГОС   ВО   3++ укрупнены   (для   бакалавриата   направления   Педагогическое   образование     – область   профессиональной   деятельности   01   Образование   и   наука)   с конкретизацией сферы ПД (начальное общее, основное общее, среднее общее образование,   профессиональное   обучение,   профессиональное   образование, дополнительное образование). В стандарте ФГОС ВО 3+ область ПД включала образование, социальную сферу и культуру. (Под областью ПД понимается совокупность видов ПД, имеющая общую основу (аналогичные или близкие назначение, объекты, технологии, в т.ч. средства труда) и предполагающая схожий   набор   трудовых   функций   и   соответствующих   компетенций   для   их выполнения [86]). Во ФГОС ВО 3++ подчеркивается, что выпускники могут осуществлять ПД и в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при условии   соответствия   уровня   их   образования   и   полученных   компетенций требованиям   к   квалификации   работника.   Это   возможность   реализуема, поскольку вуз вправе самостоятельно выбирать профессиональные стандарты, соответствующие ПД выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС ВО   3++   и   (или)   иные   профессиональные   стандарты,   соответствующие   ПД выпускников,   из   реестра   профессиональных   стандартов,   для   определения профессиональных компетенций. Во ФГОС ВО 3++ в отличие от ФГОС 3 и ФГОС ВО 3+ объекты и задачи ПД   не   определены,   вуз   устанавливает   их   самостоятельно   при   разработке программы с учетом Примерных образовательных программ.  Во ФГОС 3 и ФГОС ВО 3+ определены виды ПД, к которым готовятся выпускники,   освоившие   программу:   педагогический,   проектный,   научно­ исследовательский, культурно­просветительский. А во ФГОС ВО 3++ указаны типы задач ПД: педагогический, проектный, методический, организационно­ управленческий, культурно­просветительский, сопровождения. Заметим,   что   тип   и   вид   не   являются   синонимической   парой.   Они действительно близки, но не по смысловому значению, а по тому, что с ними связано   понятие   типизации,   то   есть   отбора   и   классификации   каких­либо общих, видовых признаков.  В Национальном реестре профессиональных стандартов к области 01 Образование   и   наука   отнесены   следующие   виды   ПД:   01.001   Дошкольное образование,   Начальное   общее   образование,   Основное   общее   образование, Среднее   общее   образование;   01.002   Деятельность   по   психолого­ педагогическому   сопровождению   образовательного   процесса;   01.003 Педагогическая   деятельность   в   дополнительном   образовании   детей   и взрослых;   01.004   Педагогическая   деятельность   в   профессиональном обучении, дополнительном профессиональном   образовании;   01.005   Педагогическая   деятельность   в области воспитания обучающихся. Следовательно,  во ФГОС ВО 3++ понятие «вид» используется корректно как соподчиненное понятию «область», что в неявной форме отражено в п.1.11 стандарта. профессиональном     образовании,   Словарь­справочник   современного   российского   профессионального образования [1] определяет вид профессиональной деятельности (ПД) как: 1) определенные   методы,   способы,   приемы,   характер   воздействия   на   объект профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования; 2) совокупность трудовых функций, требующих обязательной профессиональной подготовки,   рассматриваемых   в   контексте   определенной   сферы   их применения,   характеризующейся   специфическими   объектами,   условиями, инструментами,  характером и результатами труда. Исходя из приведенных определений, можно считать, что во ФГОС ВО 3+ приведены перечни профессиональных задач, которые должен быть готов решать выпускник, объединенные понятиями «вид» согласно п.2 из Словаря­ справочника.   В   ФГОС   ВО   3++   не   представлен   перечень   конкретных профессиональных задач и не используется понятие «вид профессиональной деятельности»,   что   обосновывается   разработчиками   совпадением   этого термина с термином из профессионального стандарта педагога (ПС) [2]. На наш  взгляд, данная  аргументация  является  недостаточной.  Перечень  типов задач   ПД   во   ФГОС   ВО   3++     может   служить   для   идентификации направленности   (профиля)   образовательной   программы,   которая   сближает компетенцию выпускника с определёнными видами ПД на рынке труда.  При этом   под   типом   задач   ПД   понимается   их   условное   подразделение   по характеру действий, выполняемых для достижения заданной цели. А задача – цель, заданная в определённых условиях, которая может быть достигнута при реализации определённых действий над объектом (совокупностью объектов) ПД.  С целью установления соответствия между понятийными аппаратами ФГОС   ВО   3++   и   ПС   проведем   анализ   иерархической   структуры   этих документов   на   основе   системно­деятельностного   подхода.   Произведенные ФГОС ВО 3++ Слой 1: Сфера ПД Слой 2: Тип задач ПД Профессиональный стандарт Слой 1: Вид ПД Слой 2: Обобщенные трудовые функции Слой 3: Задачи ПД Слой 3: Трудовые функции Слой 4: Компетенции Слой 4: Трудовые действия Слой 5: Способность Слой 6: Знания Слой 5: Необходимые умения Слой 6: Необходимые знания декомпозиции   позволили   установить   соответствие   между   требованиями ФГОС ВО 3++ и ПС (рисунок 2). Рисунок 2 – Иерархические структуры ФГОС ВО 3++ и ПС   педагогический, Во   ФГОС   ВО   3++   вместо   относительно   жёстких   требований   – выпускник   «должен   быть   готов   решать»,   используется   более   мягкая формулировка:   «В   рамках   освоения   программы   бакалавриата   выпускники могут   готовиться   к   решению   задач   профессиональной   деятельности следующих   типов:   методический, организационно­управленческий, культурно­просветительский, сопровождения»   (п.   1.12)   [3].   Такая   формулировка,   как   справедливо отмечается   в   [58],   приводит   к   нечеткости   понимания   формы   освоения образовательной программы: с одной стороны, указанное положение ФГОС ВО должно быть отражено в ОПОП в виде перечня ПК, которые должны быть сформированы у выпускника (п. 3.1 ФГОС ВО 3++), а с другой стороны – образовательные   программы   (организации)   не   вправе   требовать   от обучающихся обязательного освоения таких ПК, предоставив им возможность выбора в соответствии с указанными типами профессиональных задач.   проектный,   Из   новых   стандартов   исключено   деление   на   академический   и прикладной   бакалавриат.   Вуз   вправе   самостоятельно   определять направленность     образовательных   программ   по   области,   типам   и   задачам профессиональной   деятельности.   Но,   следует   отметить,   что   в   отличие   от ФГОС   ВО   3+   в   стандарте   ФГОС   ВО   3++   отсутствуют   научно­ исследовательский   тип   деятельности   и   соответствующие   компетенции.   В Профессиональном стандарте педагога [5] также не определены   трудовые действия,   связанные   с   научно­ исследовательской   деятельностью.   Т.е.   ФГОС   ВО   3++,   по   сути,   является стандартом   прикладного   бакалавриата   и   существенно   суживает   области   и задачи   профессиональной   и   образовательной   деятельности   обучающихся. Научно­исследовательская работа в образовательной программе присутствует только в виде одного из типов учебной практики (п. 2.4) [3].    необходимые   знания   и   умения, В   блоке   II   «Требования   к   структуре   программы   магистратуры» ФГОС ВО 3++   отсутствует   разделение   на   базовую   и   вариативные   части, базовые дисциплины не определены. Требования  к соотношению вариативной и   базовой   частей,   объем   базовой   части,   практики   устанавливаются   вузом самостоятельно с учетом Примерной образовательной программы. Отличительной   особенностью   ФГОС   3++   является   указание   на   связь между   дисциплинами   (модулями),   практиками   и   формируемыми компетенциями.   К   обязательной   части   программы   бакалавриата   относятся дисциплины   (модули)   и   практики,   обеспечивающие   формирование общепрофессиональных   компетенций   (ОПК),   а   также   профессиональных компетенций (ПК), установленных, примерной образовательной программой в качестве   обязательных   (при   наличии).   Дисциплины   (модули)   и   практики, обеспечивающие   формирование   универсальных   компетенций   (УК),   могут включаться   в   обязательную   часть   программы   и   в   часть,   формируемую участниками образовательных отношений. В отличие от ФГОС ВО 3+  в ФГОС ВО 3++ отсутствует формулировка «дисциплины   (модули)   по   выбору».   Но   п.   2.8   стандарта   гласит:   «При разработке   программы   бакалавриата   обучающимся   обеспечивается возможность  освоения элективных  дисциплин  (модулей) и факультативных дисциплин (модулей)». Под элективной дисциплиной понимается дисциплина, содержание  которой   позволяет   удовлетворить   профессиональные   интересы (углубить свою квалификацию) в соответствии с личностными наклонностями (дисциплины   по   выбору).   Выбранные   студентом   дисциплины   становятся обязательными для изучения.  Представленный   в   блоке  III  «Требования   к     результатам   освоения программы» перечень обязательных компетенций объединен в две группы: УК и ОПК.  1.   Универсальные   компетенции   (УК),   представляющие   собой   те качества личности, от которых зависит ее успех практически во всех областях профессиональной деятельности.  УК являются общими для уровня высшего образования   и   призваны   способствовать   формированию   личностных   и межличностных   качеств   выпускника,   в   том   числе   с   учётом   подготовки   в сфере профессиональной деятельности. Анализ приведенных в стандарте УК показывает, что УК­1 (способен осуществлять   поиск,  критический   анализ  и  синтез  информации,  применять системный   подход   для   решения   поставленных   задач)   и   УК­2   (способен определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные способы   их   решения,   исходя   из   действующих   правовых   норм,   имеющихся ресурсов   и   ограничений),   по   существу,   являются   неразрывно   связанными этапами разработки и реализации проектов.  В работе [4, с.68] справедливо отмечено, что «пропущены существенные этапы разработки и реализации проектов на основе системного подхода, в частности   формулирование   проблемы   (научной   гипотезы),   декомпозиция целей и задач (выбор альтернатив), выбор критериев эффективности проекта. То   есть   круг   задач   (целей)   следует   определять   в   рамках   поставленной проблемы   (а   не   цели),   на   основе   выбора   альтернатив,   критериев оптимальности. Только после этого возможно вначале нахождение, а потом выбор оптимального способа решения задач». 2.  Общепрофессиональные  компетенции  (ОПК),  отражающие  запросы рынка труда в части владения выпускниками программы высшего образования по направлениям (специальностям) подготовки, тенденции развития отрасли. ОПК   определяют   базовые   основы   профессиональной   деятельности выпускников   для   укрупнённых   групп   специальностей   и   направлений подготовки   (УГСН),   они   шире   требований     утвержденного   ПС.   Таким образом,   требования   ФГОС   ВО   3++   не   ограничены   содержательно конкретными профессиональными стандартами.   УК   и   ОПК   возлагается   на   обязательную   часть   образовательной программы,   основные   индикаторы   достижения   которых   формулируются соответствующими   ПООП,   включая   задание   требований   к   уровню   знаний, умений, навыков, формирующих данные компетенции. В   стандарте   компетенции   сопоставлены   с   категориями   (группами) компетенций, под которыми понимается сквозная характеристика ключевых аспектов   деятельности   выпускника,   отражающая   в   ФГОС   ВО   3++   разного уровня   высшего   образования   преемственность   соответствующих компетенций.  Во   ФГОС   3++   все   компетенции   задают   требования   к   результатам освоения образовательной программы на уровне «способен», а во ФГОС 3+ присутствуют   компетенции,   задающие   требования   через   «готовность», «способность»   и   «владение».   Во   ФГОС   3++   устранена   неоднозначность подходов   к   формулированию   компетенций,   принято   единое   основание: выпускник «способен». Способность понимается как  совокупность свойств личности, являющихся условиями успешного осуществления определённого рода   деятельности. Способности развиваются   из   задатков   в   процессе деятельности (в частности, учебной) и общения.  Быть   способным   и   быть   готовым   к   определенной   деятельности  –  не одно   и   то   же.   Наличие   какой­либо   способности   является   необходимым условием   успешности   деятельности.   Но,   к   примеру,   без   соответствующей психологической   готовности   к   выполнению   трудовых   функций   в   реальной ситуации   у   педагога   могут   возникнуть   серьезные   трудности   в   применении своих потенциальных способностей. В связи с этим, спорным является вопрос: что   же   является   результатом   освоения   образовательной   программы   – способность или готовность к чему­либо? Формирование   профессиональных   компетенций   возлагается   на разработчиков   основных   профессиональных   образовательных   программ (ОПОП) с учетом рекомендаций ПООП.  При включении ПООП в реестр примерных основных образовательных программ   организация   разрабатывает   с   учетом   ПООП   образовательную программу для лиц, поступающих на обучение, в год, следующий за годом включения ПООП в реестр. По требованиям, предъявляемым к организации приемной   кампании   вуз   должен   разместить   на   официальном   сайте   и   на информационном стенде информацию о приеме на обучение по программам бакалавриата,   программам   специалитета,   программам   магистратуры   не позднее   1   октября   предшествующего   года.   Следовательно,   ОПОП   должны быть   утверждены   до   этой   даты.   Отсутствие   ОПОП   по   направлению подготовки Педагогическое образование позволяет предполагать, что даже в случае ее принятии  до конца 2018  года  вполне  ожидаема  ситуация, когда ОПОП по профилям подготовки и все методическое обеспечение к новому учебному году будет разрабатываться в спешке, без должного обсуждения, осмысления, что, в свою очередь, чревато весьма негативными последствиями. Во   ФГОС   3++   введено   понятие   «Индикаторы   достижения компетенций», неотъемлемой частью которых являются используемые знания, умения   и   навыки   (ЗУН).   Запланированные   ЗУН   должны   обеспечивать формирование   у   выпускников   всех   компетенций,   установленных   ОПОП согласно логической связи «компетенция ­ индикатор ­ ЗУН».   Индикаторы могут   быть   представлены   либо   в   виде   результатов   обучения,  либо   в  виде конкретных действий, выполняемых выпускником по усмотрению ФУМО или других   участников   разработки   ПООП.   Это   касается   всех   компетенций   ­ универсальных,   общепрофессиональных,   профессиональных   обязательных   и рекомендуемых. Выполненный   анализ   позволит   осознанно   подходить   к   разработке, актуализации ОПОП. Литература 1. Словарь­справочник российского профессионального образования /авторы­составители: Блинов В.И., Волошина И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. – Выпуск 1. – М.: ФИРО – 2010. –19 с.    современного 2. Пилипенко   С.А.,   Жидков   А.А.,   Караваева   Е.В.,   Серова   А.В. Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы, возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в России. – 2016. – № 6. – С. 5–15. 3. Приказ   Минобрнауки   от   22   февраля   2018   г.   «Об   утверждении федерального   государственного   образовательного   стандарта   высшего образования   –   бакалавриата   по   направлению   подготовки   44.03.01 Педагогическое образование». 4. Мишин   И.Н.   Критическая   оценка   формирования   перечня компетенций в ФГОС ВО 3++ // Высшее образование в России. – 2018. – № (202). – С. 66–75. 5. Профессиональный   стандарт. (педагогическая деятельность   в   дошкольном,   начальном   общем,   основном   общем,   среднем общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Минтруда и социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н.   Педагог

КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++

КОМПЕТЕНЦИИ  И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++

КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++

КОМПЕТЕНЦИИ  И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++

КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++

КОМПЕТЕНЦИИ  И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++

КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++

КОМПЕТЕНЦИИ  И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++

КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++

КОМПЕТЕНЦИИ  И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++

КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++

КОМПЕТЕНЦИИ  И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++

КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++

КОМПЕТЕНЦИИ  И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++

КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++

КОМПЕТЕНЦИИ  И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
14.12.2018