КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++
Оценка 4.9
Научные работы
docx
библиотека
Взрослым
14.12.2018
Проведен анализ структуры и содержания ФГОС ВО направления 44.03.01 и 44.03.05 Педагогическое образование различных поколений и версий. Выявлены тенденции и недостатки. Анализ проведен в сопоставлении с требованиями профессионального стандарта педагога. Указывается на не соответствие некоторых понятий. Обобщенный характер ФОГС ВО и ПООП вызывает определенную трудность при разработке рабочих программ.
КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3.docx
КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++:
КРИТИЧЕСКИЙ АНАЛИЗ
Тоискин В.С.
г. Ставрополь
С 1 июля 2016 года вступил в силу федеральный закон от 02.05.2015
№122ФЗ «О внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации и
статьи 11 и 73 Федерального Закона «Об образовании в Российской
Федерации», предусматривающий учет требований профессиональных
стандартов во ФГОС профессионального образования в части
профессиональных компетенций, что потребовало создания нового формата
(актуализации) ФГОС ВО 3+ и связанной с ним примерной основной
образовательной программы (ПООП). Введение актуализированных ФГОС
осуществляется с 1 сентября 2018 г.
Структура ФГОС ВО 3++ приведена на рисунке 1.
Федеральный государственный образовательный стандарт высшего образования ФГОС ВО 3++
Структура ФГОС
I. Общие положения
Совокупность обязательных требований
Форма, сроки и объем образовательной программы
Области и (или) сферы профессиональной деятельности
Типы профессиональных задач
II. Требования к структуре программы
Минимальный объем обязательной (базовой) части
Структура программы (минимальный объем дисциплин, модулей и практик)
Государственная итоговая аттестация
Универсальные компетенции
Общепрофессиональные компетенции и элементы содержания базовой части программы, необходимые для формирования этих компетенций
III. Требования к
результатам освоения программы
IV. Требования к
условиям реализации программы
Общесистемные требования
Материально-техническое и учебно-методическое обеспечение
Кадры
Оценка качества
Приложение
Перечень профессиональных стандартов, сопряженных с ФГОС ВО Рисунок 1 – Структура ФГОС ВО 3++
Сравнительный анализ общей структуры всех федеральных
государственных образовательных стандартов показывает, что наблюдается
постепенное уменьшение количества тематических блоков. Так во ФГОС 3 их
8, во ФГОС ВО 3+ – 7, а во ФГОС ВО 3++ всего 4. Очевидно, что ФГОС ВО
3++ изложен более компактно.
В блоке «Общие положения» ФГОС ВО 3++ указывается только общий
объем программы, а объем программы, реализуемый за один год ограничен
верхним значением (для бакалавриата – 70 зачетных единиц). В предыдущих
стандартах этот объем жестко регламентирован – 60 зачетных единиц. Это,
безусловно, позволит сделать учебный план более гибким. Во ФГОС ВО 3++
предусматривается реализации программы по индивидуальному плану, что
впервые было введено во ФГОС ВО 3+.
Области профессиональной деятельности (ПД) в ФГОС ВО 3++
укрупнены (для бакалавриата направления Педагогическое образование –
область профессиональной деятельности 01 Образование и наука) с
конкретизацией сферы ПД (начальное общее, основное общее, среднее общее
образование, профессиональное обучение, профессиональное образование,
дополнительное образование). В стандарте ФГОС ВО 3+ область ПД включала
образование, социальную сферу и культуру. (Под областью ПД понимается
совокупность видов ПД, имеющая общую основу (аналогичные или близкие
назначение, объекты, технологии, в т.ч. средства труда) и предполагающая
схожий набор трудовых функций и соответствующих компетенций для их
выполнения [86]).
Во ФГОС ВО 3++ подчеркивается, что выпускники могут осуществлять
ПД и в других областях и (или) сферах профессиональной деятельности при
условии соответствия уровня их образования и полученных компетенций
требованиям к квалификации работника. Это возможность реализуема,
поскольку вуз вправе самостоятельно выбирать профессиональные стандарты,
соответствующие ПД выпускников, из числа указанных в приложении к ФГОС
ВО 3++ и (или) иные профессиональные стандарты, соответствующие ПД
выпускников, из реестра профессиональных стандартов, для определения
профессиональных компетенций.
Во ФГОС ВО 3++ в отличие от ФГОС 3 и ФГОС ВО 3+ объекты и задачи
ПД не определены, вуз устанавливает их самостоятельно при разработке
программы с учетом Примерных образовательных программ.
Во ФГОС 3 и ФГОС ВО 3+ определены виды ПД, к которым готовятся
выпускники, освоившие программу: педагогический, проектный, научно
исследовательский, культурнопросветительский. А во ФГОС ВО 3++ указаны
типы задач ПД: педагогический, проектный, методический, организационно
управленческий, культурнопросветительский, сопровождения. Заметим, что тип и вид не являются синонимической парой. Они
действительно близки, но не по смысловому значению, а по тому, что с ними
связано понятие типизации, то есть отбора и классификации какихлибо
общих, видовых признаков.
В Национальном реестре профессиональных стандартов к области 01
Образование и наука отнесены следующие виды ПД: 01.001 Дошкольное
образование, Начальное общее образование, Основное общее образование,
Среднее общее образование; 01.002 Деятельность по психолого
педагогическому сопровождению образовательного процесса; 01.003
Педагогическая деятельность в дополнительном образовании детей и
взрослых; 01.004 Педагогическая деятельность в профессиональном
обучении,
дополнительном
профессиональном образовании; 01.005 Педагогическая деятельность в
области воспитания обучающихся. Следовательно, во ФГОС ВО 3++ понятие
«вид» используется корректно как соподчиненное понятию «область», что в
неявной форме отражено в п.1.11 стандарта.
профессиональном
образовании,
Словарьсправочник современного российского профессионального
образования [1] определяет вид профессиональной деятельности (ПД) как: 1)
определенные методы, способы, приемы, характер воздействия на объект
профессиональной деятельности с целью его изменения, преобразования; 2)
совокупность трудовых функций, требующих обязательной профессиональной
подготовки, рассматриваемых в контексте определенной сферы их
применения, характеризующейся специфическими объектами, условиями,
инструментами, характером и результатами труда.
Исходя из приведенных определений, можно считать, что во ФГОС ВО
3+ приведены перечни профессиональных задач, которые должен быть готов
решать выпускник, объединенные понятиями «вид» согласно п.2 из Словаря
справочника. В ФГОС ВО 3++ не представлен перечень конкретных
профессиональных задач и не используется понятие «вид профессиональной
деятельности», что обосновывается разработчиками совпадением этого
термина с термином из профессионального стандарта педагога (ПС) [2]. На
наш взгляд, данная аргументация является недостаточной. Перечень типов
задач ПД во ФГОС ВО 3++
может служить для идентификации
направленности (профиля) образовательной программы, которая сближает
компетенцию выпускника с определёнными видами ПД на рынке труда. При
этом под типом задач ПД понимается их условное подразделение по
характеру действий, выполняемых для достижения заданной цели. А задача –
цель, заданная в определённых условиях, которая может быть достигнута при
реализации определённых действий над объектом (совокупностью объектов)
ПД.
С целью установления соответствия между понятийными аппаратами
ФГОС ВО 3++ и ПС проведем анализ иерархической структуры этих
документов на основе системнодеятельностного подхода. Произведенные ФГОС ВО 3++
Слой 1: Сфера ПД
Слой 2: Тип задач ПД
Профессиональный
стандарт
Слой 1: Вид ПД
Слой 2: Обобщенные
трудовые функции
Слой 3: Задачи ПД
Слой 3: Трудовые функции
Слой 4: Компетенции
Слой 4: Трудовые действия
Слой 5: Способность
Слой 6: Знания
Слой 5: Необходимые
умения
Слой 6: Необходимые
знания
декомпозиции позволили установить соответствие между требованиями
ФГОС ВО 3++ и ПС (рисунок 2).
Рисунок 2 – Иерархические структуры ФГОС ВО 3++ и ПС
педагогический,
Во ФГОС ВО 3++ вместо относительно жёстких требований –
выпускник «должен быть готов решать», используется более мягкая
формулировка: «В рамках освоения программы бакалавриата выпускники
могут готовиться к решению задач профессиональной деятельности
следующих типов:
методический,
организационноуправленческий,
культурнопросветительский,
сопровождения» (п. 1.12) [3]. Такая формулировка, как справедливо
отмечается в [58], приводит к нечеткости понимания формы освоения
образовательной программы: с одной стороны, указанное положение ФГОС
ВО должно быть отражено в ОПОП в виде перечня ПК, которые должны быть
сформированы у выпускника (п. 3.1 ФГОС ВО 3++), а с другой стороны –
образовательные программы (организации) не вправе требовать от
обучающихся обязательного освоения таких ПК, предоставив им возможность
выбора в соответствии с указанными типами профессиональных задач.
проектный,
Из новых стандартов исключено деление на академический и
прикладной бакалавриат.
Вуз вправе самостоятельно определять
направленность образовательных программ по области, типам и задачам профессиональной деятельности. Но, следует отметить, что в отличие от
ФГОС ВО 3+ в стандарте ФГОС ВО 3++ отсутствуют научно
исследовательский тип деятельности и соответствующие компетенции. В
Профессиональном стандарте педагога [5] также не определены трудовые
действия,
связанные с научно
исследовательской деятельностью. Т.е. ФГОС ВО 3++, по сути, является
стандартом прикладного бакалавриата и существенно суживает области и
задачи профессиональной и образовательной деятельности обучающихся.
Научноисследовательская работа в образовательной программе присутствует
только в виде одного из типов учебной практики (п. 2.4) [3].
необходимые знания и умения,
В блоке II «Требования к структуре программы магистратуры»
ФГОС ВО 3++ отсутствует разделение на базовую и вариативные части,
базовые дисциплины не определены. Требования к соотношению вариативной
и базовой частей, объем базовой части, практики устанавливаются вузом
самостоятельно с учетом Примерной образовательной программы.
Отличительной особенностью ФГОС 3++ является указание на связь
между дисциплинами (модулями),
практиками и формируемыми
компетенциями. К обязательной части программы бакалавриата относятся
дисциплины (модули) и практики,
обеспечивающие формирование
общепрофессиональных компетенций (ОПК), а также профессиональных
компетенций (ПК), установленных, примерной образовательной программой в
качестве обязательных (при наличии). Дисциплины (модули) и практики,
обеспечивающие формирование универсальных компетенций (УК), могут
включаться в обязательную часть программы и в часть, формируемую
участниками образовательных отношений.
В отличие от ФГОС ВО 3+ в ФГОС ВО 3++ отсутствует формулировка
«дисциплины (модули) по выбору». Но п. 2.8 стандарта гласит: «При
разработке программы бакалавриата обучающимся обеспечивается
возможность освоения элективных дисциплин (модулей) и факультативных
дисциплин (модулей)». Под элективной дисциплиной понимается дисциплина,
содержание которой позволяет удовлетворить профессиональные интересы
(углубить свою квалификацию) в соответствии с личностными наклонностями
(дисциплины по выбору). Выбранные студентом дисциплины становятся
обязательными для изучения.
Представленный в блоке III «Требования к результатам освоения
программы» перечень обязательных компетенций объединен в две группы: УК
и ОПК.
1. Универсальные компетенции (УК), представляющие собой те
качества личности, от которых зависит ее успех практически во всех областях
профессиональной деятельности. УК являются общими для уровня высшего
образования и призваны способствовать формированию личностных и
межличностных качеств выпускника, в том числе с учётом подготовки в
сфере профессиональной деятельности. Анализ приведенных в стандарте УК показывает, что УК1 (способен
осуществлять поиск, критический анализ и синтез информации, применять
системный подход для решения поставленных задач) и УК2 (способен
определять круг задач в рамках поставленной цели и выбирать оптимальные
способы их решения, исходя из действующих правовых норм, имеющихся
ресурсов и ограничений), по существу, являются неразрывно связанными
этапами разработки и реализации проектов.
В работе [4, с.68] справедливо отмечено, что «пропущены существенные
этапы разработки и реализации проектов на основе системного подхода, в
частности формулирование проблемы (научной гипотезы), декомпозиция
целей и задач (выбор альтернатив), выбор критериев эффективности проекта.
То есть круг задач (целей) следует определять в рамках поставленной
проблемы (а не цели), на основе выбора альтернатив, критериев
оптимальности. Только после этого возможно вначале нахождение, а потом
выбор оптимального способа решения задач».
2. Общепрофессиональные компетенции (ОПК), отражающие запросы
рынка труда в части владения выпускниками программы высшего образования
по направлениям (специальностям) подготовки, тенденции развития отрасли.
ОПК определяют базовые основы профессиональной деятельности
выпускников для укрупнённых групп специальностей и направлений
подготовки (УГСН), они шире требований утвержденного ПС. Таким
образом, требования ФГОС ВО 3++ не ограничены содержательно
конкретными профессиональными стандартами.
УК и ОПК возлагается на обязательную часть образовательной
программы, основные индикаторы достижения которых формулируются
соответствующими ПООП, включая задание требований к уровню знаний,
умений, навыков, формирующих данные компетенции.
В стандарте компетенции сопоставлены с категориями (группами)
компетенций, под которыми понимается сквозная характеристика ключевых
аспектов деятельности выпускника, отражающая в ФГОС ВО 3++ разного
уровня высшего образования преемственность соответствующих
компетенций.
Во ФГОС 3++ все компетенции задают требования к результатам
освоения образовательной программы на уровне «способен», а во ФГОС 3+
присутствуют компетенции, задающие требования через «готовность»,
«способность» и «владение». Во ФГОС 3++ устранена неоднозначность
подходов к формулированию компетенций, принято единое основание:
выпускник «способен». Способность понимается как совокупность свойств
личности, являющихся условиями успешного осуществления определённого
рода деятельности. Способности развиваются из задатков в процессе
деятельности (в частности, учебной) и общения.
Быть способным и быть готовым к определенной деятельности – не
одно и то же. Наличие какойлибо способности является необходимым условием успешности деятельности. Но, к примеру, без соответствующей
психологической готовности к выполнению трудовых функций в реальной
ситуации у педагога могут возникнуть серьезные трудности в применении
своих потенциальных способностей. В связи с этим, спорным является вопрос:
что же является результатом освоения образовательной программы –
способность или готовность к чемулибо?
Формирование профессиональных компетенций возлагается на
разработчиков основных профессиональных образовательных программ
(ОПОП) с учетом рекомендаций ПООП.
При включении ПООП в реестр примерных основных образовательных
программ организация разрабатывает с учетом ПООП образовательную
программу для лиц, поступающих на обучение, в год, следующий за годом
включения ПООП в реестр. По требованиям, предъявляемым к организации
приемной кампании вуз должен разместить на официальном сайте и на
информационном стенде информацию о приеме на обучение по программам
бакалавриата, программам специалитета, программам магистратуры не
позднее 1 октября предшествующего года. Следовательно, ОПОП должны
быть утверждены до этой даты. Отсутствие ОПОП по направлению
подготовки Педагогическое образование позволяет предполагать, что даже в
случае ее принятии до конца 2018 года вполне ожидаема ситуация, когда
ОПОП по профилям подготовки и все методическое обеспечение к новому
учебному году будет разрабатываться в спешке, без должного обсуждения,
осмысления, что, в свою очередь, чревато весьма негативными последствиями.
Во ФГОС 3++ введено понятие «Индикаторы достижения
компетенций», неотъемлемой частью которых являются используемые знания,
умения и навыки (ЗУН). Запланированные ЗУН должны обеспечивать
формирование у выпускников всех компетенций, установленных ОПОП
согласно логической связи «компетенция индикатор ЗУН». Индикаторы
могут быть представлены либо в виде результатов обучения, либо в виде
конкретных действий, выполняемых выпускником по усмотрению ФУМО или
других участников разработки ПООП. Это касается всех компетенций
универсальных, общепрофессиональных, профессиональных обязательных и
рекомендуемых.
Выполненный анализ позволит осознанно подходить к разработке,
актуализации ОПОП.
Литература
1.
Словарьсправочник
российского
профессионального образования /авторысоставители: Блинов В.И., Волошина
И.А., Есенина Е.Ю., Лейбович А.Н., Новиков П.Н. – Выпуск 1. – М.: ФИРО –
2010. –19 с.
современного 2.
Пилипенко С.А., Жидков А.А., Караваева Е.В., Серова А.В.
Сопряжение ФГОС и профессиональных стандартов: выявленные проблемы,
возможные подходы, рекомендации по актуализации // Высшее образование в
России. – 2016. – № 6. – С. 5–15.
3.
Приказ Минобрнауки от 22 февраля 2018 г. «Об утверждении
федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования – бакалавриата по направлению подготовки 44.03.01
Педагогическое образование».
4.
Мишин И.Н. Критическая оценка формирования перечня
компетенций в ФГОС ВО 3++ // Высшее образование в России. – 2018. – №
(202). – С. 66–75.
5.
Профессиональный стандарт.
(педагогическая
деятельность в дошкольном, начальном общем, основном общем, среднем
общем образовании) (воспитатель, учитель). Утвержден приказом Минтруда и
социальной защиты РФ от 18 октября 2013 г. № 544н.
Педагог
КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++
КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++
КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++
КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++
КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++
КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++
КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++
КОМПЕТЕНЦИИ И УСЛОВИЯ ИХ ФОРМИРОВАНИЯ ПО ФГОС ВО 3++
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.