программа педагога-библиотекаря

  • Культурные мероприятия
  • Разработки уроков
  • docx
  • 20.12.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала проект по чтению.docx

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/09c9/00074940-d99d0919/hello_html_m69c71c2b.jpgМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

г. Оби Новосибирской области

 

633102 Обь Новосибирской области,                                                       e-mail: s_2.g_ob@mail.ru

ул. Геодезическая д.25

телефон: (8-38373) 50-320

 

Региональный сетевой конкурс «Школьная библиотека. Современный формат»

Номинация «Инновационный проект по привлечению детей к чтению»

 

 

 

ПРОЕКТ

Развитие читательской компетенции школьников на уроке литературы

средствами театрализации

 

 

Актуальность

 

Одним из эффективных путей развития читательской компетенции является интеграция предметов гуманитарного и художественного (урок музыки и урок изобразительного искусства) цикла на уроках литературы. Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир. Во время подготовки к таким урокам и во время них школьник учится находить необходимую информацию из различных источников, работать с ней (т.е. обрабатывать аналитически), знакомится с книгами из смежных с литературой областей знаний, анализирует читаемое более глубоко, с помощью учителя пытается систематизировать полученные знания и приобретает навык публичного представления прочитанного. Настоящую литературу читать сложно, она требует от читателя работы: переживания, осмысления, поиска. Как же организовать преподавание литературы так, чтобы она стала интересна для современного ученика?

Опыт показывает, что школьникам необходимы две вещи: знания и общение. Ведь именно в их полноценном взаимодействии дети учатся сопереживать героям произведения, различать добро и зло, постигать тайну человеческой души.

Поэтому одним из средств, позволяющих активизировать процесс познания и сотворчества, считаю проведение театральных уроков.

 

Главная цель театральных уроков литературы – заинтересовать детей чтением, познакомить их с лучшими произведениями мировой литературы и их авторами, активизировать и углубить знания, полученные на школьных

уроках литературы, повысить уровень текстового мышления учащихся. Также в ходе театральных уроков дети знакомятся с историей и средствами художественной выразительности театра.

 

Задачи:

1 включение учащихся в процесс чтения книги;

2.формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний;

3.формирование литературного вкуса (художественный уровень предлагаемых произведений);

4.формирование основ читательской культуры, эстетического вкуса учащихся;

5.формирование у школьников представлений об особенностях творчества известных русских и зарубежных детских писателей, композиторов и художников.

6.Сформировать нравственные качества личности школьников, такие как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим.

7.Привлечь родителей к участию в воспитательном образовательном процессе.

 

Нормативная база

1.Закон об образовании РФ

2.Национальная программа поддержки и развития чтения.

 

Необходимые материальные ресурсы:

1.Художественные книги из фонда библиотеки 

2. Художественные книги из фонда Информационно-библиотечного центра Новосибирской области http://biblio.edu54.ru

3.Учебник литературы 5класс под редакцией Коровиной В.Я.

 

План реализации проекта

№п/п

Мероприятие проекта

Сроки

1

Устное народное творчество

 

 

Постановка эпизода из сказки «Царевна-лягушка»

1.Работа с текстом в классе:

¾ прочтение текста;

¾ подготовка иллюстраций к фрагментам текста (по группам), создание «целостной» иллюстративной

галереи.

2.Разработка фрагмента постановки на основе выбранного произведения:

¾ учет максимального охвата детей класса;

¾ выявление возможности использования музыкально-хореографических компонентов постановки, определение их места в постановке;

¾ организация читок и распределение ролей с учетом «успешности попадания в образ».

3. Работа над музыкальными компонентами постановки

4. Репетиционная работа

5. Сценографическая работа (подготовка декораций, костюмов, светового, музыкального оформления и т.д.)

6. показ

Сентябрь-октябрь

2

Инсценировка рассказа и басни

 

 

Инсценировка басни И.А. Крылова «Свинья под дубом» и «Ворона и лисица»

Работа с текстом в классе:

¾ прочтение текста;

¾ подготовка иллюстраций к фрагментам текста (по группам), создание «целостной» иллюстративной

галереи, иллюстрированной аудиокниги.

Инсценировка рассказа А.П. Чехов «Хирургия»

1.Работа с текстом в классе:

¾ прочтение текста

¾ чтение по ролям

-подготовка костюмов героев.

2.Репетиционная работа

3.Показ

Ноябрь

 

 

 

 

Январь

3

Лирические произведения

 

 

Постановка отрывков из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

1. .Работа с текстом в классе:

¾ прочтение текста

¾ чтение по ролям

¾ подготовка иллюстраций к фрагментам текста (по группам), создание «целостной» иллюстративной

галереи.

3. Работа над музыкальными компонентами постановки

4. Репетиционная работа

5. Сценографическая работа (подготовка декораций, костюмов, светового, музыкального оформления и т.д.)

6. показ

Февраль

4

Драматические произведения

 

 

Постановка отрывков из пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

1. Работа с текстом в классе:

¾ прочтение текста

¾ чтение по ролям

¾ подготовка иллюстраций к фрагментам текста (по группам), создание «целостной» иллюстративной галереи.

2. Работа над музыкальными компонентами постановки

3. Репетиционная работа

4. Сценографическая работа (подготовка декораций, костюмов, светового, музыкального оформления и т.д.)

5. показ

Апрель

 

 

Бесспорно, все дети – творцы: одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к сочинительству, третьи – к конструированию. Для каждого нужно найти интересное ему занятие – то, в котором он может творчески реализоваться.

Немаловажную роль играет и знакомство с театром. После просмотра спектакля во время обсуждения ребятам рассказывать о том, что скрыто по ту сторону кулис: как создается спектакль, как работают актеры и режиссер, как делают театральных кукол, в чем заключается работа звукорежиссера, бутафора, осветителя.

Работая над конкретной постановкой, можно разделить класс на «артистов» и «группу обеспечения», которая помогает изготовить реквизит, костюмы, декорации, рисует афиши.

Театральные уроки можно разделить на три группы: по одному литературному произведению; по нескольким произведениям; использование инсценировки как части урока.

В зависимости от количества задействованных учащихся инсценировка может предполагать:

1) индивидуальную работу. Возможна при инсценировании лирических произведений, эпизодов-монологов эпических или драматических произведений

2) групповую работу. Класс делится на группы или учителем, или самими учащимися по желанию. Роли ребята выбирают самостоятельно. При такой форме работы учащиеся одновременно выступают и «актерами», и зрителями, учатся ответственности, сопереживанию, оценке выступлений других групп, самооценке.

3) коллективную работу. Она сплачивает классный коллектив, исключается соревновательный момент. Играют все, даже самые «тихие» актеры, высказывают внимание и интерес к такой работе.

Важную роль играет поддержка и взаимовыручка. Такая форма работы подходит для инсценирования крупных эпических и драматических произведений и эпизодов. На самом уроке учитель лишается авторитарной роли обучающего, ибо он выполняет функции организатора представления, зрителя. Желательно предусмотреть этап подведения итогов и связанную с ним тщательную подборку критериев оценки, учитывающих все виды деятельности учащихся на уроке (их основные положения должны быть заранее известны всем ребятам), повторить и обобщить использованный в инсценировке материал, оценить игру и знания учащихся.

Опыт доказывает положительное влияние приема инсценирования на уроках русской литературы на развитие детского интеллекта, читательских пристрастий, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться на «сцене», на выработку правильной, ясной и богато интонированной речи, на формирование чувства ответственности. Пятиклассники зачастую подражают любимым героям, они сопровождают свою речь жестами, мимикой, характерными движениями. Такая форма организации учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам.

Использование приема инсценирования на уроках русской литературы формирует у учащихся:

 1. Аналитические способности (глубина, критичность, гибкость, самостоятельность, инициативность мышления).

 2. Событийно-зрелищное мышление (способность к перевоплощению).

3. Экспрессивные способности (пластика, мимика, жесты, речь и прочее).

4. Творческие способности (интеллектуальная активность, умение импровизировать, «играть», анализировать поступки героев, давать оценку).

 

Описание проекта

 

Проект реализуется с 2018 года; представляет собой цикл постановок в

течение года на уроке литературы в 5 классе:

1.Постановка эпизодов  из сказки «Царевна-лягушка»

Срок реализации сентябрь-октябрь

 

2.Инсценировка басни И.А. Крылова «Свинья под дубом» и «Ворона и лисица»

Срок реализации ноябрь

 

3.Инсценировка рассказа А.П. Чехов «Хирургия»

Срок реализации январь

 

4.Постановка отрывков из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

Срок реализации февраль

5.Постановка отрывков из пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

Срок реализации апрель

Участники:

¾учащиеся 5 классов

¾руководитель театральной студии «Росток», педагог-библиотекарь Бондарева Галина Георгиевна

¾ учитель русского языка и литературы Бессонова Наталья Валерьевна

¾родители обучающихся

 

 

Результативность:

¾повышение читательской активности школьников через ожидание

будущей постановки;

¾развитие коммуникативной культуры и творческой активности;

¾результативное участие в конкурсах с номерами из постановки

 

Список используемых источников

¾ Информационно-библиотечный центр Новосибирской области http://biblio.edu54.ru

¾ фонд школьной библиотеки

¾Смирнова Н.Л. Моделирование читательской деятельности (на примере драматургии). Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007,201с.

¾ Македон Т.А. Сценическо-игровая деятельность на уроках литературы в средних классах http://old.ipkpr.ru/index.php/pedagogicheskij-vestnik-eao/item/620-stsenichesko-igrovaya-deyatelnost-na-urokakh-literatury-v-srednikh-klassakh

¾ Бондырева, С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избранные труды / С.К. Бондырева. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 269 с.

¾ Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Учебник литературы в двух частях 5 класс.

¾ Что такое инсценирование?  https://scribble.su/work/childrid/39.html

¾  Ершова, А. П. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 37–50.

 ¾  Ершова, А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.

 


 

Скачано с www.znanio.ru