Программа педагога-библиотекаря
Оценка 4.7

Программа педагога-библиотекаря

Оценка 4.7
Культурные мероприятия +1
docx
Междисциплинарный 3
Взрослым
20.12.2018
Программа педагога-библиотекаря
Публикация является частью публикации:
проект по чтению.docx

https://ds04.infourok.ru/uploads/ex/09c9/00074940-d99d0919/hello_html_m69c71c2b.jpgМуниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 2

г. Оби Новосибирской области

 

633102 Обь Новосибирской области,                                                       e-mail: s_2.g_ob@mail.ru

ул. Геодезическая д.25

телефон: (8-38373) 50-320

 

Региональный сетевой конкурс «Школьная библиотека. Современный формат»

Номинация «Инновационный проект по привлечению детей к чтению»

 

 

 

ПРОЕКТ

Развитие читательской компетенции школьников на уроке литературы

средствами театрализации

 

 

Актуальность

 

Одним из эффективных путей развития читательской компетенции является интеграция предметов гуманитарного и художественного (урок музыки и урок изобразительного искусства) цикла на уроках литературы. Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир. Во время подготовки к таким урокам и во время них школьник учится находить необходимую информацию из различных источников, работать с ней (т.е. обрабатывать аналитически), знакомится с книгами из смежных с литературой областей знаний, анализирует читаемое более глубоко, с помощью учителя пытается систематизировать полученные знания и приобретает навык публичного представления прочитанного. Настоящую литературу читать сложно, она требует от читателя работы: переживания, осмысления, поиска. Как же организовать преподавание литературы так, чтобы она стала интересна для современного ученика?

Опыт показывает, что школьникам необходимы две вещи: знания и общение. Ведь именно в их полноценном взаимодействии дети учатся сопереживать героям произведения, различать добро и зло, постигать тайну человеческой души.

Поэтому одним из средств, позволяющих активизировать процесс познания и сотворчества, считаю проведение театральных уроков.

 

Главная цель театральных уроков литературы – заинтересовать детей чтением, познакомить их с лучшими произведениями мировой литературы и их авторами, активизировать и углубить знания, полученные на школьных

уроках литературы, повысить уровень текстового мышления учащихся. Также в ходе театральных уроков дети знакомятся с историей и средствами художественной выразительности театра.

 

Задачи:

1 включение учащихся в процесс чтения книги;

2.формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний;

3.формирование литературного вкуса (художественный уровень предлагаемых произведений);

4.формирование основ читательской культуры, эстетического вкуса учащихся;

5.формирование у школьников представлений об особенностях творчества известных русских и зарубежных детских писателей, композиторов и художников.

6.Сформировать нравственные качества личности школьников, такие как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим.

7.Привлечь родителей к участию в воспитательном образовательном процессе.

 

Нормативная база

1.Закон об образовании РФ

2.Национальная программа поддержки и развития чтения.

 

Необходимые материальные ресурсы:

1.Художественные книги из фонда библиотеки 

2. Художественные книги из фонда Информационно-библиотечного центра Новосибирской области http://biblio.edu54.ru

3.Учебник литературы 5класс под редакцией Коровиной В.Я.

 

План реализации проекта

№п/п

Мероприятие проекта

Сроки

1

Устное народное творчество

 

 

Постановка эпизода из сказки «Царевна-лягушка»

1.Работа с текстом в классе:

¾ прочтение текста;

¾ подготовка иллюстраций к фрагментам текста (по группам), создание «целостной» иллюстративной

галереи.

2.Разработка фрагмента постановки на основе выбранного произведения:

¾ учет максимального охвата детей класса;

¾ выявление возможности использования музыкально-хореографических компонентов постановки, определение их места в постановке;

¾ организация читок и распределение ролей с учетом «успешности попадания в образ».

3. Работа над музыкальными компонентами постановки

4. Репетиционная работа

5. Сценографическая работа (подготовка декораций, костюмов, светового, музыкального оформления и т.д.)

6. показ

Сентябрь-октябрь

2

Инсценировка рассказа и басни

 

 

Инсценировка басни И.А. Крылова «Свинья под дубом» и «Ворона и лисица»

Работа с текстом в классе:

¾ прочтение текста;

¾ подготовка иллюстраций к фрагментам текста (по группам), создание «целостной» иллюстративной

галереи, иллюстрированной аудиокниги.

Инсценировка рассказа А.П. Чехов «Хирургия»

1.Работа с текстом в классе:

¾ прочтение текста

¾ чтение по ролям

-подготовка костюмов героев.

2.Репетиционная работа

3.Показ

Ноябрь

 

 

 

 

Январь

3

Лирические произведения

 

 

Постановка отрывков из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

1. .Работа с текстом в классе:

¾ прочтение текста

¾ чтение по ролям

¾ подготовка иллюстраций к фрагментам текста (по группам), создание «целостной» иллюстративной

галереи.

3. Работа над музыкальными компонентами постановки

4. Репетиционная работа

5. Сценографическая работа (подготовка декораций, костюмов, светового, музыкального оформления и т.д.)

6. показ

Февраль

4

Драматические произведения

 

 

Постановка отрывков из пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

1. Работа с текстом в классе:

¾ прочтение текста

¾ чтение по ролям

¾ подготовка иллюстраций к фрагментам текста (по группам), создание «целостной» иллюстративной галереи.

2. Работа над музыкальными компонентами постановки

3. Репетиционная работа

4. Сценографическая работа (подготовка декораций, костюмов, светового, музыкального оформления и т.д.)

5. показ

Апрель

 

 

Бесспорно, все дети – творцы: одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к сочинительству, третьи – к конструированию. Для каждого нужно найти интересное ему занятие – то, в котором он может творчески реализоваться.

Немаловажную роль играет и знакомство с театром. После просмотра спектакля во время обсуждения ребятам рассказывать о том, что скрыто по ту сторону кулис: как создается спектакль, как работают актеры и режиссер, как делают театральных кукол, в чем заключается работа звукорежиссера, бутафора, осветителя.

Работая над конкретной постановкой, можно разделить класс на «артистов» и «группу обеспечения», которая помогает изготовить реквизит, костюмы, декорации, рисует афиши.

Театральные уроки можно разделить на три группы: по одному литературному произведению; по нескольким произведениям; использование инсценировки как части урока.

В зависимости от количества задействованных учащихся инсценировка может предполагать:

1) индивидуальную работу. Возможна при инсценировании лирических произведений, эпизодов-монологов эпических или драматических произведений

2) групповую работу. Класс делится на группы или учителем, или самими учащимися по желанию. Роли ребята выбирают самостоятельно. При такой форме работы учащиеся одновременно выступают и «актерами», и зрителями, учатся ответственности, сопереживанию, оценке выступлений других групп, самооценке.

3) коллективную работу. Она сплачивает классный коллектив, исключается соревновательный момент. Играют все, даже самые «тихие» актеры, высказывают внимание и интерес к такой работе.

Важную роль играет поддержка и взаимовыручка. Такая форма работы подходит для инсценирования крупных эпических и драматических произведений и эпизодов. На самом уроке учитель лишается авторитарной роли обучающего, ибо он выполняет функции организатора представления, зрителя. Желательно предусмотреть этап подведения итогов и связанную с ним тщательную подборку критериев оценки, учитывающих все виды деятельности учащихся на уроке (их основные положения должны быть заранее известны всем ребятам), повторить и обобщить использованный в инсценировке материал, оценить игру и знания учащихся.

Опыт доказывает положительное влияние приема инсценирования на уроках русской литературы на развитие детского интеллекта, читательских пристрастий, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться на «сцене», на выработку правильной, ясной и богато интонированной речи, на формирование чувства ответственности. Пятиклассники зачастую подражают любимым героям, они сопровождают свою речь жестами, мимикой, характерными движениями. Такая форма организации учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам.

Использование приема инсценирования на уроках русской литературы формирует у учащихся:

 1. Аналитические способности (глубина, критичность, гибкость, самостоятельность, инициативность мышления).

 2. Событийно-зрелищное мышление (способность к перевоплощению).

3. Экспрессивные способности (пластика, мимика, жесты, речь и прочее).

4. Творческие способности (интеллектуальная активность, умение импровизировать, «играть», анализировать поступки героев, давать оценку).

 

Описание проекта

 

Проект реализуется с 2018 года; представляет собой цикл постановок в

течение года на уроке литературы в 5 классе:

1.Постановка эпизодов  из сказки «Царевна-лягушка»

Срок реализации сентябрь-октябрь

 

2.Инсценировка басни И.А. Крылова «Свинья под дубом» и «Ворона и лисица»

Срок реализации ноябрь

 

3.Инсценировка рассказа А.П. Чехов «Хирургия»

Срок реализации январь

 

4.Постановка отрывков из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»

Срок реализации февраль

5.Постановка отрывков из пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»

Срок реализации апрель

Участники:

¾учащиеся 5 классов

¾руководитель театральной студии «Росток», педагог-библиотекарь Бондарева Галина Георгиевна

¾ учитель русского языка и литературы Бессонова Наталья Валерьевна

¾родители обучающихся

 

 

Результативность:

¾повышение читательской активности школьников через ожидание

будущей постановки;

¾развитие коммуникативной культуры и творческой активности;

¾результативное участие в конкурсах с номерами из постановки

 

Список используемых источников

¾ Информационно-библиотечный центр Новосибирской области http://biblio.edu54.ru

¾ фонд школьной библиотеки

¾Смирнова Н.Л. Моделирование читательской деятельности (на примере драматургии). Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007,201с.

¾ Македон Т.А. Сценическо-игровая деятельность на уроках литературы в средних классах http://old.ipkpr.ru/index.php/pedagogicheskij-vestnik-eao/item/620-stsenichesko-igrovaya-deyatelnost-na-urokakh-literatury-v-srednikh-klassakh

¾ Бондырева, С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избранные труды / С.К. Бондырева. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 269 с.

¾ Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Учебник литературы в двух частях 5 класс.

¾ Что такое инсценирование?  https://scribble.su/work/childrid/39.html

¾  Ершова, А. П. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 37–50.

 ¾  Ершова, А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 2 г

Настоящую литературу читать сложно, она требует от читателя работы: переживания, осмысления, поиска

Настоящую литературу читать сложно, она требует от читателя работы: переживания, осмысления, поиска

Нормативная база 1.Закон об образовании

Нормативная база 1.Закон об образовании

Работа над музыкальными компонентами постановки 4

Работа над музыкальными компонентами постановки 4

Постановка отрывков из поэмы

Постановка отрывков из поэмы

Работая над конкретной постановкой, можно разделить класс на «артистов» и «группу обеспечения», которая помогает изготовить реквизит, костюмы, декорации, рисует афиши

Работая над конкретной постановкой, можно разделить класс на «артистов» и «группу обеспечения», которая помогает изготовить реквизит, костюмы, декорации, рисует афиши

Пятиклассники зачастую подражают любимым героям, они сопровождают свою речь жестами, мимикой, характерными движениями

Пятиклассники зачастую подражают любимым героям, они сопровождают свою речь жестами, мимикой, характерными движениями

Срок реализации апрель Участники: ¾ учащиеся 5 классов ¾ руководитель театральной студии «Росток», педагог-библиотекарь

Срок реализации апрель Участники: ¾ учащиеся 5 классов ¾ руководитель театральной студии «Росток», педагог-библиотекарь

Ершова, А. П. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы //

Ершова, А. П. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы //
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.12.2018