Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 2
г. Оби Новосибирской области
633102 Обь Новосибирской области, e-mail: s_2.g_ob@mail.ru
ул. Геодезическая д.25
телефон: (8-38373) 50-320
Региональный сетевой конкурс «Школьная библиотека. Современный формат» Номинация «Инновационный проект по привлечению детей к чтению» |
ПРОЕКТ
Развитие читательской компетенции школьников на уроке литературы
средствами театрализации
Актуальность
Одним из эффективных путей развития читательской компетенции является интеграция предметов гуманитарного и художественного (урок музыки и урок изобразительного искусства) цикла на уроках литературы. Интеграция способствует преодолению фрагментарности и мозаичности знаний учащихся, обеспечивает овладение ими комплексным знанием, системой универсальных человеческих ценностей, служит формированию системно-целостного взгляда на мир. Во время подготовки к таким урокам и во время них школьник учится находить необходимую информацию из различных источников, работать с ней (т.е. обрабатывать аналитически), знакомится с книгами из смежных с литературой областей знаний, анализирует читаемое более глубоко, с помощью учителя пытается систематизировать полученные знания и приобретает навык публичного представления прочитанного. Настоящую литературу читать сложно, она требует от читателя работы: переживания, осмысления, поиска. Как же организовать преподавание литературы так, чтобы она стала интересна для современного ученика?
Опыт показывает, что школьникам необходимы две вещи: знания и общение. Ведь именно в их полноценном взаимодействии дети учатся сопереживать героям произведения, различать добро и зло, постигать тайну человеческой души.
Поэтому одним из средств, позволяющих активизировать процесс познания и сотворчества, считаю проведение театральных уроков.
Главная цель театральных уроков литературы – заинтересовать детей чтением, познакомить их с лучшими произведениями мировой литературы и их авторами, активизировать и углубить знания, полученные на школьных
уроках литературы, повысить уровень текстового мышления учащихся. Также в ходе театральных уроков дети знакомятся с историей и средствами художественной выразительности театра.
Задачи:
1 включение учащихся в процесс чтения книги;
2.формирование умений и навыков комплексного осмысления знаний;
3.формирование литературного вкуса (художественный уровень предлагаемых произведений);
4.формирование основ читательской культуры, эстетического вкуса учащихся;
5.формирование у школьников представлений об особенностях творчества известных русских и зарубежных детских писателей, композиторов и художников.
6.Сформировать нравственные качества личности школьников, такие как доброта, сострадание, внимательность, сопереживание, ответственность, уважение к старшим.
7.Привлечь родителей к участию в воспитательном образовательном процессе.
Нормативная база
1.Закон об образовании РФ
2.Национальная программа поддержки и развития чтения.
Необходимые материальные ресурсы:
1.Художественные книги из фонда библиотеки
2. Художественные книги из фонда Информационно-библиотечного центра Новосибирской области http://biblio.edu54.ru
3.Учебник литературы 5класс под редакцией Коровиной В.Я.
План реализации проекта
№п/п |
Мероприятие проекта |
Сроки |
1 |
Устное народное творчество |
|
|
Постановка эпизода из сказки «Царевна-лягушка» 1.Работа с текстом в классе: ¾ прочтение текста; ¾ подготовка иллюстраций к фрагментам текста (по группам), создание «целостной» иллюстративной галереи. 2.Разработка фрагмента постановки на основе выбранного произведения: ¾ учет максимального охвата детей класса; ¾ выявление возможности использования музыкально-хореографических компонентов постановки, определение их места в постановке; ¾ организация читок и распределение ролей с учетом «успешности попадания в образ». 3. Работа над музыкальными компонентами постановки 4. Репетиционная работа 5. Сценографическая работа (подготовка декораций, костюмов, светового, музыкального оформления и т.д.) 6. показ |
Сентябрь-октябрь |
2 |
Инсценировка рассказа и басни |
|
|
Инсценировка басни И.А. Крылова «Свинья под дубом» и «Ворона и лисица» Работа с текстом в классе: ¾ прочтение текста; ¾ подготовка иллюстраций к фрагментам текста (по группам), создание «целостной» иллюстративной галереи, иллюстрированной аудиокниги. Инсценировка рассказа А.П. Чехов «Хирургия» 1.Работа с текстом в классе: ¾ прочтение текста ¾ чтение по ролям -подготовка костюмов героев. 2.Репетиционная работа 3.Показ |
Ноябрь
Январь |
3 |
Лирические произведения |
|
|
Постановка отрывков из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос» 1. .Работа с текстом в классе: ¾ прочтение текста ¾ чтение по ролям ¾ подготовка иллюстраций к фрагментам текста (по группам), создание «целостной» иллюстративной галереи. 3. Работа над музыкальными компонентами постановки 4. Репетиционная работа 5. Сценографическая работа (подготовка декораций, костюмов, светового, музыкального оформления и т.д.) 6. показ |
Февраль |
4 |
Драматические произведения |
|
|
Постановка отрывков из пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев» 1. Работа с текстом в классе: ¾ прочтение текста ¾ чтение по ролям ¾ подготовка иллюстраций к фрагментам текста (по группам), создание «целостной» иллюстративной галереи. 2. Работа над музыкальными компонентами постановки 3. Репетиционная работа 4. Сценографическая работа (подготовка декораций, костюмов, светового, музыкального оформления и т.д.) 5. показ |
Апрель |
Бесспорно, все дети – творцы: одни склонны к изобразительному творчеству, другие – к сочинительству, третьи – к конструированию. Для каждого нужно найти интересное ему занятие – то, в котором он может творчески реализоваться.
Немаловажную роль играет и знакомство с театром. После просмотра спектакля во время обсуждения ребятам рассказывать о том, что скрыто по ту сторону кулис: как создается спектакль, как работают актеры и режиссер, как делают театральных кукол, в чем заключается работа звукорежиссера, бутафора, осветителя.
Работая над конкретной постановкой, можно разделить класс на «артистов» и «группу обеспечения», которая помогает изготовить реквизит, костюмы, декорации, рисует афиши.
Театральные уроки можно разделить на три группы: по одному литературному произведению; по нескольким произведениям; использование инсценировки как части урока.
В зависимости от количества задействованных учащихся инсценировка может предполагать:
1) индивидуальную работу. Возможна при инсценировании лирических произведений, эпизодов-монологов эпических или драматических произведений
2) групповую работу. Класс делится на группы или учителем, или самими учащимися по желанию. Роли ребята выбирают самостоятельно. При такой форме работы учащиеся одновременно выступают и «актерами», и зрителями, учатся ответственности, сопереживанию, оценке выступлений других групп, самооценке.
3) коллективную работу. Она сплачивает классный коллектив, исключается соревновательный момент. Играют все, даже самые «тихие» актеры, высказывают внимание и интерес к такой работе.
Важную роль играет поддержка и взаимовыручка. Такая форма работы подходит для инсценирования крупных эпических и драматических произведений и эпизодов. На самом уроке учитель лишается авторитарной роли обучающего, ибо он выполняет функции организатора представления, зрителя. Желательно предусмотреть этап подведения итогов и связанную с ним тщательную подборку критериев оценки, учитывающих все виды деятельности учащихся на уроке (их основные положения должны быть заранее известны всем ребятам), повторить и обобщить использованный в инсценировке материал, оценить игру и знания учащихся.
Опыт доказывает положительное влияние приема инсценирования на уроках русской литературы на развитие детского интеллекта, читательских пристрастий, на сферу чувств, на умение красиво и свободно держаться на «сцене», на выработку правильной, ясной и богато интонированной речи, на формирование чувства ответственности. Пятиклассники зачастую подражают любимым героям, они сопровождают свою речь жестами, мимикой, характерными движениями. Такая форма организации учебного процесса помогает надолго сохранить в памяти яркие и глубокие впечатления от изученного произведения, так как обращается не только к разуму ученика, но и к его чувствам.
Использование приема инсценирования на уроках русской литературы формирует у учащихся:
1. Аналитические способности (глубина, критичность, гибкость, самостоятельность, инициативность мышления).
2. Событийно-зрелищное мышление (способность к перевоплощению).
3. Экспрессивные способности (пластика, мимика, жесты, речь и прочее).
4. Творческие способности (интеллектуальная активность, умение импровизировать, «играть», анализировать поступки героев, давать оценку).
Описание проекта
Проект реализуется с 2018 года; представляет собой цикл постановок в
течение года на уроке литературы в 5 классе:
1.Постановка эпизодов из сказки «Царевна-лягушка»
Срок реализации сентябрь-октябрь
2.Инсценировка басни И.А. Крылова «Свинья под дубом» и «Ворона и лисица»
Срок реализации ноябрь
3.Инсценировка рассказа А.П. Чехов «Хирургия»
Срок реализации январь
4.Постановка отрывков из поэмы Н.А. Некрасова «Мороз, Красный нос»
Срок реализации февраль
5.Постановка отрывков из пьесы-сказки С.Я. Маршака «Двенадцать месяцев»
Срок реализации апрель
Участники:
¾учащиеся 5 классов
¾руководитель театральной студии «Росток», педагог-библиотекарь Бондарева Галина Георгиевна
¾ учитель русского языка и литературы Бессонова Наталья Валерьевна
¾родители обучающихся
Результативность:
¾повышение читательской активности школьников через ожидание
будущей постановки;
¾развитие коммуникативной культуры и творческой активности;
¾результативное участие в конкурсах с номерами из постановки
Список используемых источников
¾ Информационно-библиотечный центр Новосибирской области http://biblio.edu54.ru
¾ фонд школьной библиотеки
¾Смирнова Н.Л. Моделирование читательской деятельности (на примере драматургии). Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2007,201с.
¾ Македон Т.А. Сценическо-игровая деятельность на уроках литературы в средних классах http://old.ipkpr.ru/index.php/pedagogicheskij-vestnik-eao/item/620-stsenichesko-igrovaya-deyatelnost-na-urokakh-literatury-v-srednikh-klassakh
¾ Бондырева, С.К. Психолого-педагогические проблемы интегрирования образовательного пространства: избранные труды / С.К. Бондырева. – М.: МПСИ; Воронеж: МОДЭК, 2003. – 269 с.
¾ Коровина В.Я, Журавлёв В.П. Учебник литературы в двух частях 5 класс.
¾ Что такое инсценирование? https://scribble.su/work/childrid/39.html
¾ Ершова, А. П. Театрально-творческие методы работы на уроке литературы // Театр и образование. – М., 1992. – С. 37–50.
¾ Ершова, А. П. Уроки театра на уроках в школе. – М., 1992.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.