Государственное бюджетное профессиональное
образовательное учреждение Краснодарского края
«ЕЙСКИЙ ПОЛИПРОФИЛЬНЫЙ КОЛЛЕДЖ»
Комплекс игр и заданий для детей с нарушением в развитии
СТУДЕНТКИ ОТДЕЛЕНИЯ ШКОЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ И ПРИКЛАДНОЙ ИНФОРМАТИКИ
Специальность 44.02.02 Преподавание в
начальных классах
ГРУППЫ Ш-32
Годяцкая Алина Юрьевна
Преподаватель: Великановская Л.А.
Ейск, 2019
СОДЕРЖАНИЕ
1.Введение………………………………………………3
2.С сенсорным нарушением………………………...…..5
3.С интеллектуальным нарушением……………….….11
4.С нарушением речи………………………………..…15
5.С нарушением опорно-двигательного аппарата……19
6.С искаженным развитием……………………………24
7.Заключение……………………………………...…….26
Введение
«Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Особенности психофизического развития детей с выраженной степенью умственной отсталости определяют весьма ограниченные их возможности в обучении и развитии Важнейшим методом обучения таких детей, как и любых других младших школьников, является игра. Однако детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии следует обучать игре специально и целенаправленно.
Возможности формирования и развития у детей памяти, произвольности поведенческих реакций, навыков общения, овладения детьми способов усвоения общественного опыта, заключенные в игре как форме обучения, заставляют педагогов уделять данному разделу специальное внимание. В данный подбор вошли игры с сенсорным нарушением, с интеллектуальным, с нарушение речи, а так же и на нарушение опорно-двигательного аппарата и т.д.
С сенсорным нарушением
1.Игра «Чудесный мешочек»
Цель: Учить узнавать на ощупь знакомые предметы, не просто держать предмет в руках, а ощупывать, передвигая ладонь и пальцы по предмету.
Оборудование: Игрушки различной формы, величины, фактуры; «чудесный мешочек» - мешочек из непрозрачной ткани с завязкой, в который складываются игрушки.
Ход игры: Ребенок сидит за столом, на столе разные игрушки. Взрослый предлагает поиграть с ними. Через некоторое время показывает «чудесный мешочек», говорит, что в него можно спрятать игрушки, а потом найти их. Предлагает ребенку положить игрушки в мешочек (не более трех). Взрослый затягивает шнурок, трясет мешочек и просит ребенка найти игрушку (например, зайчика), не заглядывая в мешочек. Если ребенок правильно выбрал игрушку (ощупывает одной рукой), он называет ее сам, вытаскивает из мешочка и проверяет тем самым правильность ответа. Если же игрушка выбрана неверно, взрослый вместе с ребенком рассматривает и ощупывает ее, показывая, как передвигаются пальцы по предмету, обращая внимание на форму, величину, фактуру, части предмета.
2.Игра «Маленькая няня»
Цель: Учить находить по словесной инструкции теплый, холодный, горячий предметы.
Оборудование: Три одинаковые маленькие бутылочки с подкрашенной водой разной температуры (холодная, теплая, горячая, но не обжигающая), три куклы в колясках.
Ход игры: Взрослый ставит на стол три бутылочки, Ввозит в комнату коляску с куклой, она плачет. Взрослый говорит, что кукла хочет есть, ей нужна няня, и просит ребенка помочь. Просит дать кукле теплого молока из бутылочки. Ребенок на ощупь выбирает бутылочку с теплой водой и дает кукле. Та успокаивается и засыпает. Если бутылочка выбрана неверно, кукла плачет сильнее, отказывается от молока. Это побуждает ребенка выбрать нужную бутылочку. Аналогично игра проводится и с другими бутылочками.
3. Игра «Почтовый ящик»
Цель: Учить видеть форму в предмете, соотносить форму прорези и фигуры, подбирая с помощью проб и примеривания.
Оборудование: Почтовый ящик – пластмассовая или деревянная коробка с прорезями разной формы; десять объемных геометрических форм, соответствующих прорезям коробки.
Ход игры: Взрослый ставит перед ребенком коробку, обращая его внимание на прорези, а рядом выкладывает объемные формы так, чтобы основания каждой фигуры, соответствующее форме прорези, оказалось вверху. Ребенку предлагается опустить все «посылки» в почтовый ящик, т.е. определить, к какой прорези подходит та или иная форма. В случае затруднения взрослый просит ребенка примерить фигуру к прорези, поворачивая нужной стороной.
4. Игра «Магазин игрушек»
Цель: Учить выбирать объемные формы по плоскостному образцу, отвлекаясь от функционального назначения предмета.
Оборудование: игрушки разной формы (мяч, воздушный шар, пирамидка, дом из двух кирпичиков, часы, телевизор, кубики и др.), карточки с изображением плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал).
Ход игры: Взрослый раскладывает на столе игрушки, называет их и говорит, что у него магазин игрушек и он продавец. Потом достает карточки с геометрическими фигурами: «Это будут деньги. Кто захочет купить в магазине игрушку, должен найти такую же форму. Например, я хочу купить мяч. Мне нужны такие деньги (показывает карточку с изображением круга)». Далее ребенок выбирает себе игрушку и подает продавцу карточку с изображением соответствующей фигуры. В дальнейшем роль продавца выполняет ребенок.
5. Игра «Матрешки»
Цель: Познакомить ребенка с принципом складывания матрешки (маленькая прячется в большую); вызывать положительное эмоциональное отношение к игрушке и действиям с нею.
Оборудование: Матрешки 3-6-местные.
Ход игры: Взрослый дает ребенку трехместную матрешку (пять элементов – четыре половинки и одна целая матрешка) и предлагает спрятать всех матрешек в одну большую. Если у ребенка осталась лишняя половинка, взрослый предлагает снова раскрыть матрешку и постараться правильно сложить ее, помогает ребенку разложить части на столе так, чтобы элементы одной величины не находились рядом. Когда ребенок научится складывать трехместную матрешку, ему дают 4-6-местную. Желательно, чтобы расцветка матрешек была разнообразной, с разным орнаментом, чтобы, по возможности, ребенку давалась каждый раз новая матрешка, иначе он не будет учитывать величину, а просто запомнит последовательность складывания рисунка-узора на матрешке.
С интеллектуальным нарушением
1.«Найди свою пар».
Цель: формирование у детей умений в наблюдении, классификации предметов, самоконтроль.
Организация: игра проводится фронтально; заранее подбираются парные флажки разного цвета (например: 2 красных, 2 оранжевых, 2 желтых) и бубен.
Ход игры: педагог раздает флажки, по одному для каждого ребенка. По сигналу бубна дети разбегаются по классу (комнате), затем по другому сигналу останавливаются и каждый ищет свою пару – того, у кого флажок такого же цвета. При продолжении игры дети вновь разбегаются, а педагог дает им флажки другого цвета. Ориентируясь на новый цвет флажка, они опять ищут свою пару. Ошибки разбираются коллективно.
2. «Найди лишнюю картинку»
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Ход игры: Подберите серию картинок, среди которых три картинки можно объединить в группу по какому-либо общему признаку, а четвертая - лишняя. Предложите ребенку найти лишнюю картинку. Спросите, почему он так думает. Чем похожи картинки, которые он оставил.
3.«Найди лишнее слово»
Цель: развитие мыслительных процессов обобщения, отвлечения, выделения существенных признаков.
Ход игры: Прочитайте ребенку серию слов. Предложите определить, какое слово является "лишним".
Примеры:
Старый, дряхлый, маленький, ветхий;
Храбрый, злой, смелый, отважный;
Яблоко, слива, огурец, груша;
Молоко, творог, сметана, хлеб;
Час, минута, лето, секунда;
Ложка, тарелка, кастрюля, сумка;
Платье, свитер, шапка, рубашка;
Мыло, метла, зубная паста, шампунь;
Береза, дуб, сосна, земляника;
Книга, телевизор, радио, магнитофон.
4. «Поможем Незнайке»
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Ход игры: К детям приходит Незнайка и приносит из дома свои игрушки. Он говорит, что они ему надоели, потому что он не знает, что с ними делать. Игрушки раздаются детям, и им предлагается рассказать о каждой игрушке и ответить на вопрос, что с ней можно делать? Все дети говорят, что с ними можно играть. Педагог говорит: «Ребята, вы сказали, что со всеми этими предметами можно играть, значит, это всѐ… (игрушки). Что же принѐс нам Незнайка? (игрушки).
5.«Угостим куклу Катю чаем»
Цель: формирование умений наблюдения предметов или их изображений, обобщения, самоконтроля.
Ход игры: к детям в гости приходит кукла Катя. Дети предлагают ей сесть за стол, попить чаю. Для этого накрывается стол. Дети называют предметы чайной посуды. В конце игры дети отвечают на вопрос: «Что мы с вами красиво расставляли на столе?» (посуду).
С нарушением речи
1. Назови по порядку( Речевое дыхание )
Цель: развитие речевого дыхания, умения произносить на одном выдохе несколько слов.
Закрепление в памяти детей названий чисел, времен года, дней недели, месяцев.
Описание упражнения
Детям младшего и среднего возраста предлагается сосчитать свои пальчики, игрушки или предметы на картинке – «один, два,
три, четыре, пять …» (количество названных на одном дыхании чисел не должно превышать количества лет ребенка) Дошкольникам
среднего и старшего возраста, кроме того, дается задание перечислить по порядку времена года, дни недели, месяцы.
2. Подарок
Цель: выразить мимикой и общими (торопливыми) движениями большую заинтересованность.
Оборудование: коробка, перевязанная лентой, в коробке игрушка.
Описание игровой ситуации
Мальчику на День рождения сделали подарок. Мальчик развязывает коробку с подарком, ему поскорее хочется узнать, что внутри.
3. Раздумье
Цель: выразить мимикой и позой (подпереть голову рукой) глубокое раздумье.
Описание игровой ситуации
Девочка заблудилась в лесу. Наконец она вышла на дорогу. Но в какую сторону идти?
Этюд разыгрывается под музыку.
4. Тишина
Цель: изменение силы голоса, выразительное чтение стихотворения.
Описание упражнения
Изменяя силу голоса, ребенок читает стихотворение:
Была (произносится голосом обычной силы) тишина, тишина, тишина. (произносится тихим голосом)
Вдруг (сила голоса начинает постепенно нарастать) грохотом (громче) грома (еще громче) сменилась она. (громко)
И вот уже дождик (произносится голосом обычной силы) тихонько (произносится очень тихо)
Ты слышишь? (произносится тихим голосом)
Закапал, закапал, (произносится голосом обычной силы) Закапал по крыше…
5.Лягушки и кукушки
Цель: изменение высоты голоса, автоматизация звука К.
Описание упражнения
Ребенок читает стихотворение, по ходу чтения изменяя высоту голоса.
Ква, ква - (произносится низким голосом) урчат лягушки.
Ку – ку - (произносится высоким голосом) кричит кукушка.
Целый день по лесу:
Ква – ква (произносим низким голосом),
ку – ку (произносим высоким голосом).
Ква –ква ( произносим низким голосом),
ку – ку ( произносим высоким голосом).
С нарушением опорно-двигательного аппарата
1. Игра "Зайка серый умывается"
Все участники, кроме одного, садятся в кружок. Тот, который остался, заходит в его
центр и провозглашается зайчиком. Все остальные говорят:
"Зайка любит погостить,
Мы с ним тельце будем мыть.
Вот он вымыл ротик, ушки.
Ах, какой же он послушный!
Не забудет он о лапках -
Их протрет чистейшей тряпкой.
И давай потом скакать -
"Нужно в гости ведь бежать!"
Тем временем, зайчонок должен совершать все движения, о которых идет речь в
стишке. А остальные участники обязаны повторять их за ним. Потом главный игрок
выбирает кого-то одного из них, и он становится новым зайцем.
2.Игра "Прокати мяч с горки»
Для того, чтобы заняться этой подвижной игрой, нужно скатывать мячик по
наклонной плоскости. При этом один участник должен бросать его сверху, а другой –
ловить этот предмет снизу. После таких бросков игроков нужно менять местами. Эта
малоподвижная игра хорошо влияет на координацию движений и подвижность
суставов.
Игра по развитию вестибулярного аппарата.
3."Пройди, не задев ворота"
Чтобы приступить к игре, нужно сделать из стульев ворота (четыре штуки), проход в
которых будет равняться 50-ти см. Через них детишкам нужно пройти так, чтобы
ничего не задеть и не сбить. Сначала участники действуют с открытыми глазами, а
потом пробуют осуществить то же самое без задействования органов зрения.
Победителем объявляется тот, кто смог пройти препятствия без помех. Эти
подвижные игры учат осторожности и хорошей концентрации.
Дети усаживаются на стулья, и им в руки даются палочки, на кончиках которых
привязаны веревочки. К ним прикреплены игрушки-лошади на колесах. Эти
предметы ставятся в двадцати шагах от участников этой малоподвижной игры.
Победителем объявляется тот, кого лошади быстрее докатятся до хозяина. Для этого
нужно наматывать веревку на палочку.
4. «В кругу»
Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, умения концентрировать и переключать внимание, согласованности действий.
Количество игроков — 4 и более.
Инвентарь: мячи.
Инструкция. Детей делят на две команды (два круга). По сигналу ведущего в каждой команде начинается переброска мяча друг другу. На сигнал «хлопок в ладоши» следует менять направление, на сигнал «раз» —- подбрасывать мяч вверх, на сигнал «два» — бросать через круг, то есть команды меняются местами. Выигрывает команда, которая, перебрасывая мяч, не уронила его и закончила задание быстрее другой команды.
Методические указания. Ведущий может давать до 10 сигналов.
5. «Серсо»
Цель: развитие меткости, глазомера, координации движений, силы мышц пояса верхних конечностей, воспитание чувства партнерства.
Количество игроков — 2 и более.
Инвентарь: кольца, палки.
Инструкция. Двое детей становятся друг против друга на расстоянии 2—3 метров. Один из них бросает в сторону другого кольца, а тот ловит их на палку.
Вариант: разделившись на пары, дети становятся друг против друга На расстоянии 3—4 метров. У одного из них в руках палка, у другого — палка и несколько колец (2—4). Последний надевает на кончик палки кольца и бросает их по одному в сторону своего партнера, который ловит кольца па палку. Когда все кольца брошены, производится подсчет пойманных колец, после чего дети меняются ролями. Выигрывает тот, кто поймает больше колец.
Методические указания. Игра средней интенсивности, может повторяться несколько раз.
С искаженным развитием
1. Игра «Съедобное – несъедобное»
Оборудование: мяч.
В зависимости от названного предмета (съедобен он или нет) ребенок должен ловить или отбивать мяч, брошенный ему взрослым.
2.Игра «Нос, пол, потолок»
Дети выполняют различные команды, сказанные взрослым. Взрослый произносит слово «нос» - дети должны дотронуться рукой до кончика своего носа. «Пол» - показать вытянутой рукой на пол, «потолок» - показать рукой на потолок. Взрослый запутывает детей, одновременно с ними показывая неверные движения.
3. «Будь внимательным»
Ход игры: Педагог говорит детям: «я буду называть четыре слова, одно слово сюда не подходит. Вы должны слушать внимательно и назвать лишнее слово».
Например: матрешка, неваляшка, чашка, кукла; стол, диван, цветок, стул и т.д. После каждого выделенного «лишнего» слова педагог просит ребенка объяснить, почему это слово не подходит в данную группу слов.
4. «Новоселье у матрешек»
Цель: учить детей сравнивать предметы, видеть в предметах разные их свойства, располагать предметы в определенном порядке, выделив при этом существенный признак.
Ход игры: педагог рассказывает: «матрешки поселились в новом доме. Каждая получила свою квартиру. Самая маленькая – на первом этаже, на втором – немного побольше, на третьем – еще побольше, на четвертом – еще больше. А на пятом, последнем этаже – самая большая. Они порадовались своим квартирам и пошли в парк гулять. Пришли вечером и забыли, кто где живет. Помоги же матрешкам найти свои квартиры. Расскажи им, где их квартиры.
5.Игра «Что тяжелее?»
Цель: учить детей раскладывать изображения предметов в определенной последовательности, ориентируясь на качество предметов.
Оборудование: набор карточек с изображением следующего вида одежды: зимнее посеннее пальто, зимнее платье, летнее платье, купальник; на обратной стороне полоски соответствующей длины: самая длинная изображает зимнее пальто, короче – осеннее пальто, еще короче – зимнее платье и т.д.
По аналогии проводятся следующие игры: «Кто старше?», «Что ярче светит?», «Что быстрее?», «Кто быстрее?»
Заключение
В ходе проведенной коррекционно-развивающей работы с младшими школьниками с нарушением интеллекта при применении различного рода упражнений и уроков, воспитатель сможет исправить недостатки не только внимания, но и мелкой моторики, которые отрицательно влияют на изображение предметов окружающей действительности.
В процессе использования данных упражнений у учащихся с нарушением интеллекта развивается умение длительно сосредотачивать внимание на объекте, интенсивно выполнять несложную однообразную работу, повышая показатели устойчивости внимания и т.д.
Рекомендуется уделять большое внимание заданиям, требующим высокого уровня обобщения и осмысления воспринятого. Предварительно стимулировать и активно знакомить с предъявляемыми объектами, что позволяет несколько увеличить объем внимания учеников младших классов с нарушением интеллекта. Организовывать разнообразные виды деятельности на уроке таким образом, чтобы учащиеся младшего школьного возраста с нарушением интеллекта не испытывали трудности при переключении внимания с одного изображаемого объекта на другой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.