Комплекс практических занятий по литературе (2 семестр)

  • docx
  • 21.04.2021
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала 5.1.КИМы.docx

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение  высшего

образования «Югорский государственный университет» (ЮГУ)

 

Лянторский нефтяной техникум  

(филиал) федерального государственного бюджетного образовательного учреждения

высшего образования  «Югорский государственный университет»

( ЛНТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»)

 

РАССМОТРЕНО

На заседании ПЦК общеобразовательных, гуманитарных и социально-экономических дисциплин

Протокол № __  «____»___________20__ г.

Председатель ПЦК________Гимаметдинова Г.Ш.

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР ЛНТ (филиала)

ФГБОУ ВО «ЮГУ»

«____»___________20__ г.

 ________________Кийдан О.В.

 

 

 

 

комплект контрольно-измерительных

 материалов по учебной дисциплине

ЛИТЕРАТУРА

программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ)

по специальности СПО

13.02.11  Техническая  эксплуатация  и обслуживание  электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

базовой подготовки

 

 

 

 

 

 

 

 

Лянтор, 2018

Комплект контрольно-измерительных материалов по учебной дисциплине  «Литература» разработан в соответствии  с  Письмом МИНОБРНАУКИ РФ от 17 марта 2015г № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования»   по  специальности 13.02.11 Техническая  эксплуатация  и обслуживание электрического и электромеханического оборудования (по отраслям) и примерной программой учебной дисциплины Литература профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования, одобренной  ФГАУ  «Федеральный институт развития образования»  от  21. 07. 2015 г.

 

 

 

Разработчик:

ЛНТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»         преподаватель                    Г.С. Абдулманафова

                           (место работы)                                                   (занимаемая должность)                                 (инициалы, фамилия)

 

 

 

 

Эксперт:

ЛНТ (филиал) ФГБОУ ВО «ЮГУ»         преподаватель                    Д.З.Шомова

                           (место работы)                                                   (занимаемая должность)                           (инициалы, фамилия)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 1. Паспорт комплекта контрольно-измерительных материалов

1.1. Область применения

Комплект контрольно-измерительных материалов предназначен для проверки результатов освоения учебной дисциплины (далее - УД) программы подготовки специалистов среднего звена (ППССЗ) по специальности СПО 13.02.11 Техническая  эксплуатация  и обслуживание  электрического и электромеханического оборудования (по отраслям)

 

Комплект контрольно-измерительных материалов позволяет оценивать:

1.1.1.      Достижение результатов

Достигнутые   результаты

№№ заданий для проверки

1

2

личностные результаты:

 

-сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

- сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

- толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

- готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

- эстетическое отношение к миру

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

- совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, культурам других народов

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словарей, энциклопедий, Интернет-ресурсов и др.)

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

метапредметные результаты:

 

- умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

- умение самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

- умение работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

- владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

предметные результаты:

 

сформированность устойчивого интереса к чтению как средству познания других культур, уважительного отношения к ним

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

сформированность навыков различных видов анализа литературных произведений

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

владение умением анализировать текст с точки зрения наличия в нем явной и скрытой, основной и второстепенной информации;

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

владение умением представлять тексты в виде тезисов, конспектов, аннотаций, рефератов, сочинений различных жанров

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

знание содержания произведений русской, родной и мировой классической литературы, их историко-культурного и нравственно-ценностного влияния

на формирование национальной и мировой культуры

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

сформированность умений учитывать исторический, историко-культурный контекст и контекст творчества писателя в процессе анализа художественного произведения

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

способность выявлять в художественных текстах образы, темы и проблемы и выражать свое отношение к ним в развернутых аргументированных устных

и письменных высказываниях

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

владение навыками анализа художественных произведений с учетом их жанрово-родовой специфики; осознание художественной картины жизни, созданной в литературном произведении, в единстве эмоционального личностного восприятия и интеллектуального понимания

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

сформированность представлений о системе стилей языка художественной литературы.

устные опросы, самостоятельная работа,  практические занятия

 

1.2. Система контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины

1.2.1. Формы промежуточной аттестации по ППССЗ при освоении учебной дисциплины

Учебная дисциплина

 

Формы промежуточной аттестации

1

2

Литература

Диференцированный зачет

1.2.2. Организация контроля и оценки освоения программы учебной дисциплины

Текущий  контроль по дисциплине  Литература осуществляется на учебных занятиях с использованием следующих форм и методов: устный опрос, проверка выполнения практических занятий

Условием допуска к  дифференцированному зачету является положительная оценка по всем выполненным работам, оценка освоения всех личностных, метапредметных, предметных результатов.

Промежуточный контроль по дисциплине Литература осуществляется на дифференцированном зачете.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.  Задания для оценки освоения и  усвоения результатов

к комплекту КИМ по УД

Перечень вопросов по литературе (устный опрос)

 

Вопросы по разделу 1.  Русская литература ХIХ века.

 Введение. Историко-культурный процесс и периодизация русской литературы. Специфика литературы как вида искусства. Взаимодействие русской и западноевропейской литературы в XIX веке. Самобытность русской литературы (с обобщением ранее изученного материала).

7.1. Жизненный и творческий путь А.С.Пушкина.

Основные темы и мотивы лирики А.С. Пушкина. Поэма «Медный всадник».

Поэма «Медный всадник».

7. 2. М.Ю. Лермонтов.  Сведения из биографии. Характеристика творчества. Этапы творчества. Основные мотивы лирики. Поэтический мир М. Ю. Лермонтова.

7.3. Н.В.Гоголь.  Сведения из биографии. Значение творчества Н.В. Гоголя в русской литературе. «Петербургские повести»: «Портрет».

Вопросы по разделу 2. Особенности развития русской литературы во второй половине XIX века

8. 1. А.Н.Островский. Сведения из биографии. Социально-культурная новизна драматургии А.Н. Островского. Драма «Гроза».

8. 2. И.А.Гончаров. Сведения из биографии. Роман «Обломов».

8. 3. И.С.Тургенев. Сведения из биографии. Роман «Отцы и дети».

8. 4. Сведения из биографии Н.С.Лескова. Повесть «Очарованный странник». Образ Ивана Флягина.

8. 5. Сведения из биографии М.Е. Салтыкова-Щедрина. «История одного города» (обзор) Гипербола и гротеск как способы изображения действительности.

8. 6. Сведения из биографии  Ф.М. Достоевского. «Преступление и наказание» Своеобразие жанра.

-Отображение русской действительности в романе. Теория «сильной личности» и ее опровержение в романе.

-Драматичность характера и судьбы Родиона Раскольникова. Эволюция идеи «двойничества». Роль пейзажа.

8. 7. Жизненный и творческий путь Л.Н.Тостого. Духовные искания писателя. Жанровое своеобразие романа.

-Духовные искания Андрея Болконского, Пьера Безухова, Наташи Ростовой. Авторский идеал семьи.

-«Мысль народная» в романе. Проблема народа и личности. Картины войны 1812 года.

-Идейные искания Толстого. Обзор творчества позднего периода. Мировое значение творчества Л. Толстого.

8. 8. Сведения из биографии. Периодизация творчества А.П.Чехова. Рассказы: «Ионыч», «Человек в футляре», «Дом с мезонином».

-Комедия «Вишневый сад». Драматургия Чехова. Критика о Чехове

Вопросы по разделу 3. Поэзия второй половины XIX века.

9.1. Сведения из биографии  Ф.И.Тютчева. Философичность – основа лирики поэта

9.2. Сведения из биографии А.А.Фета. Связь творчества Фета с традициями немецкой школы поэтов.  Лирический герой в поэзии А.А. Фета.

9.3. Сведения из биографии А.К.Толстого. Жанровое многообразие творчества А.К. Толстого. Основные мотивы лирики поэт.

9.4. Сведения из биографии  Н.А.Некрасова. Гражданский пафос лирики. Жанровое своеобразие лирики Некрасова.

-Поэма «Кому на Руси жить хорошо». Замысел поэмы. Жанр. Композиция. Сюжет. -Нравственная проблематика поэмы, авторская позиция.

Вопросы по разделу 4. Литература ХХ ВЕКА. Русская литература на рубеже веков

Введение. Серебряный век как культурно-историческая эпоха. Основные тенденции развития прозы.

10.1.Сведения из биографии И.А.Бунина. Философичность лирики Бунина.

Рассказы: «Чистый понедельник», «Господин из Сан-Франциско».

10.2. А.И.Куприн. Сведения из биографии. Нравственные и социальные проблемы в рассказах Куприна. Повесть «Гранатовый браслет».

Вопросы по разделу 5. Серебряный век русской поэзии

11.1. Истоки русского символизма. Истоки акмеизма. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика.

11.2. Сведения из биографии. Ранние рассказы: «Челкаш», «Коновалов», «Старуха Изергиль».

Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл.

11.3. Сведения из биографии А.А.Блока. Поэма «Двенадцать».

Вопросы по разделу 6. Особенности развития литературы 1920-х годов

12. 1. Литературные группировки и журналы. Крестьянская поэзия 20-х годов. Альтернативная публицистика 20-х годов.

12. 2. Сведения из биографии В.В.Маяковского. Тема поэта и поэзии. Образ поэта-гражданина.

12. 3. Сведения из биографии С.А.Есенина. Поэма «Анна Снегина» поэма о судьбе человека и Родины.

Вопросы по разделу 7. Особенности развития литературы 1930 -  начала 1940-х годов

13. 1. Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина.  Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков).

13. 2. Сведения из биографии М.И.Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.

13. 3. Сведения из биографии О.Э.Мандельштама. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова.

13. 4. Сведения из биографии А.П.Платонова. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Повесть «Котлован».

13. 5. Сведения из биографии И.Э.Бабеля. Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль», книга рассказов «Конармия».

13. 6. Сведения из биографии М.А.Булгакова. «Мастер и Маргарита». Система образов.

Фантастическое и реалистическое в романе.

13. 7. Сведения из биографии М.А.Шолохова.  «Тихий Дон». Столкновение старого и нового мира.

Патриотизм и гуманизм романа. Основные образы.

Вопросы по разделу 8. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

14.1. Деятели литературы и искусства на защите Отечества.  Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.).

14.2. Публицистика военных лет (М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой).

14.3. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.

14.4. Жизненный и творческий путь А.А.Ахматова. Поэма «Реквием».

14. 5. Сведения из биографии. Б.Л.Пастернака. Основные мотивы лирики.

Вопросы по разделу 9. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов

15.1.  Развитие литературы 1950—1980-х годов.  Литература периода «оттепели».

Вопросы по разделу 10. Творчество писателей-прозаиков в 1950—1980-е годы

16. 1. Художественное своеобразие

прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В. Распутина.

16.2. Историческая тема в советской литературе.

16.3. Развитие жанра фантастики.

16.4. В. Шаламов. «Сентенция», «Надгробное слово», «Крест». В. Шукшин. «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Чудик» (по выбору).

Вопросы по раздел 11. Творчество поэтов в 1950—1980-е годы

17. 1. Лирика поэтов-фронтовиков.

17. 2. Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта.

17. 3. Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова.

17. 4. Поэзия Б. Окуджавы, А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя.

Вопросы по разделу 12. Драматургия 1950—1980-х годов

18. 1. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов.

Драматургия В. Розова, А. Арбузова, А. Володина в 1970—1980-х годах.

18. 2. Сведения из биографии А.Т. Твардовского. Поэма «По праву памяти».

18. 3. Сведения из биографии А.И. Солженицына. Рассказ «Один день Ивана Денисовича».

18. 4. Сведения из биографии А.В. Вампилова. Драма «Утиная охота».

Вопросы по разделу 13. Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции)

19. 1. Первая, вторая и третья  волны эмиграции русских писателей.

Вопросы по разделу 14. Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов

20. 1. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Творческий путь писателей: П. Коэльо.  «Алхимик» (обзор); Э. М. Ремарк «Три товарища»  (обзор);  Г. Маркес. «Сто лет одиночества» (обзор).

 

Критерии оценки:

-Оценка «отлично» ставится, если студент: 1) полно и аргументировано отвечает по содержанию задания; 2) обнаруживает понимание материала, может обосновать свои суждения, применить знания на практике, привести необходимые примеры не только по учебнику, но и самостоятельно составленные; 3) излагает материал последовательно и правильно.

-Оценка «хорошо» ставится, если студент дает ответ, удовлетворяющий тем же требованиям, что и для оценки «5», но допускает 1-2 ошибки, которые сам же исправляет.

-Оценка «удовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает знание и понимание основных положений данного задания, но: 1) излагает материал неполно и допускает неточности в определении понятий или формулировке правил; 2) не умеет достаточно глубоко и доказательно обосновать свои суждения и привести свои примеры; 3) излагает материал непоследовательно и допускает ошибки.

-Оценка «неудовлетворительно» ставится, если студент обнаруживает незнание ответа на соответствующее задание, допускает ошибки в формулировке определений и правил, искажающие их смысл, беспорядочно и неуверенно излагает материал. Оценка «2» отмечает такие недостатки в подготовке студента, которые являются серьезным препятствием к успешному овладению последующим материалом.

 

 

Составитель      ____________ / Абдулманафова Г.С./

                                                    подпись                                       Ф.И.О.

                          «        » _____________ 20___ г.

 

 

 

 

 

к комплекту КИМ по УД

КОМПЛЕКТ ЗАДАНИЙ

ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПРАКТИЧЕСКИХ ЗАНЯТИЙ 

по учебной дисциплине Литература

 

 

 

Раздел 5. Серебряный век русской поэзии

Тема 1. Истоки русского символизма. Истоки акмеизма. Манифесты футуризма, их пафос и проблематика.

Задание 77. Беседа по вопросам:

-  Каково значение термина «Серебряный век»?

-  Какие направления играли ведущую роль в литературе рубежа веков?

-  Каковы причины эстетического размежевания этих направлений?

 

9. Какой из поэтов не принадлежит к Серебряному веку?

Задание 78. Выполнить тест.

1. а) К. Бальмонт                в) А. Фет

б)  Н.Гумилёв                  г) В. Брюсов.

2. Литературное течение рубежа Х1Х-ХХ веков, основными принципами эстетики которого являются «тайнопись неизречённого, создание художественных образов – выразителей непостижимой сущности предметов и явлений:

а) футуризм

б) акмеизм

в) символизм

г) имажинизм

3. Укажите фамилии поэтов-футуристов

а) Бурлюк

б) Брюсов

в) Есенин

г) Маяковский

4. Центральной фигурой какого течения русской поэзии рубежа Х1Х-ХХ веков был А.Блок?

а) футуризм

б) акмеизм

в) символизм

г) имажинизм

5. Укажите фамилии поэтов «серебряного века», покинувших Россию в первую волну эмиграции.

а) Д.Мережковский

б) А.Блок

в) И.Бунин

г) А.Ахматова

6. Соотнесите литературное течение начала ХХ века с «ключевым» словом:

1.Символ.

2.Образ.

3.Высшая степень чего-либо, цветущая сила.

4.Будущее.

Акмеизм

Футуризм

Имажинизм

Символизм

7. Какое литературное течение соотносится с ключевым словом будущее?

а) символизм;

б) акмеизм;

в) футуризм.

 

Тема 2. Сведения из биографии А.М.Горького. Ранние рассказы: «Челкаш», «Коновалов», «Старуха Изергиль».

Пьеса «На дне». Изображение правды жизни в пьесе и ее философский смысл.

Задание 79. Выполнить тест.

1. Какому  герою пьесы «На дне» принадлежат слова: «Человек – это звучит гордо!»

А) Сатину        В) Актёру                Б) Луке                        Г)  Бубнову.

2. Что является главным предметом изображения в пьесе А.М.Горького «На дне»:

1.Социальные противоречия действительности.

2.Пути разрешения социальных противоречий.

3.Проблемы обитателей ночлежки.

4. Сознание и психология обитателей «дна» во всей их противоречивости.

3. Ведущей темой рассказа М.Горького «Старуха Изергиль» являетя:

а) тема свободы, самопожертвования

б) тема милосердия

в) тема босячества

г) тема одинокой старости

4. Кого из героев М.Горького отличает неудовлетворённость реальностью, критическое отношение к миру, в то  же время полная неготовность к тому, чтобы изменить мир к лучшему?

а) Буревестника

б) Старуху Изергиль

в) Барона

г) Ваську Пепла

5. Для какого произведения А.М.Горького не характерна композиция «рассказ в рассказе»?

а) «Макар Чудра»;

б) «Старуха Изергиль»;

в) «Челкаш».

6. Героем какого рассказа А.М.Горького является Данко?

а) «Старуха Изергиль»;

б) «Макар Чудра»;

в) «Челкаш»;

г) «Коновалов».

 

Тема 3. Сведения из биографии А.А.Блока. Поэма «Двенадцать».

Задание 80. Выполнить тест.

1.Кому посвящён поэтический цикл А.А.Блока «Стихи о Прекрасной Даме»:

1.Н.Н.Волоховой.

2.Л.Д.Менделеевой.

3.Л.А.Дельмас.

4.Другой женщине

2.К какому мотиву творчества А.Блока можно отнести приведённый отрывок:

«Но к цели движется поэт,

Стремится, истиной влекомый,

И вдруг провидит новый свет

За далью, прежде незнакомой».

1.Тема Родины.

2.Интимная лирика.

3.Тема поэта и поэзии

3.Центральной фигурой какого течения русской поэзии рубежа Х1Х-ХХ веков был А.Блок?

а) футуризм

б) акмеизм

в) символизм

г) имажинизм

4.В каком произведении А.Блока упоминается лозунг «Долой учредительное собрание»?

а) «Соловьиный сад»

б) «Фабрика»

в) «Двенадцать»

г) «Скифы»

5.Кому посвящён поэтический цикл А.Блока «Стихи о Прекрасной даме»?

а) Н.Волоховой

б) Л.Менделеевой

в) А.Дельмас

г) Л.Блок

6.Из какого произведения А.Блока приведена цитата:

И вечный бой! Покой нам только снится

Сквозь кровь и пыль…

Летит, летит степная кобылица

И мнёт ковыль…

а) «Россия»

б) «На поле Куликовом»

в) «Скифы»

г) «Сытые»

7. Какой мелодии не слышно в поэме А.Блока «Двенадцать»?

а) марша;

б) танго;

в) частушки;

г) романса

 

Раздел 6. Особенности развития литературы 1920-х годов

Тема 1. Литературные группировки и журналы. Крестьянская поэзия 20-х годов. Альтернативная публицистика 20-х годов.

Задание 81. Ответить на вопросы.

1.Литературные группировки ЛЕФ (Левый фронт искусства) «ПЕРЕВАЛ», КОНСТРУКТИВИЗМ, ИЛИ ЛЦК (Литературный центр конструктивистов) ОБЭРИУ (Объединение реального искусства)

2. Поэзия 20х годов. Основные художественные направления и тенденции.

 

Тема 2. Сведения из биографии В.В.Маяковского. Тема поэта и поэзии. Образ поэта-гражданина.

Здание 7. Ответить на вопросы

1.    Художественное своеобразие стихотворений В. В. Маяковского.

2.    Тема любви в лирике В. Маяковского

3.    Своеобразие ранней лирики В. Маяковского

 

Тема 3. Сведения из биографии С.А.Есенина. Поэма «Анна Снегина» поэма о судьбе человека и Родины.

Задание 83. Выполнить тест.

1. Стихотворение С.Есенина «Шаганэ ты моя, Шаганэ…» входит в цикл:

а) «Арабские мотивы»

б) «Персидские мотивы»

в) «Грузинские сказки»

г) «Персидские песни».

2. Назовите произведение С.Есенина, в котором есть следующие строки:

Лицом к лицу

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянье.

а) «Письмо к женщине»

б) «Анна Снегина»

в) «Не жалею, не зову, не плачу…»

г) «Письмо к матери»

3. Отметьте стихотворения, автором которых является С. Есенин.

а) «Письмо другу»

б) «Письмо женщине»

в) «Письмо к матери»

г) «Письмо сестре»

4. Какую тему раскрывает С.Есенин с помощью образа собаки, её щенят в стихотворении «Песнь о собаке»:

1.Тему любви ко всему живому в мире и милосердия.

2.Тему Родины.

3.Тему природы.

4.Тему материнства.

5. В стихотворении С.Есенина «Я покинул родимый дом» есть строки:

а) Стережёт голубую Русь

Старый клён на одной ноге…

б) Скоро белое дерево сронит

С головы моей жёлтый лист…

в) Русь нечёсаная

Русь немытая…

г) Вы помните,

Вы всё, конечно, помните…

 

Раздел 7. Особенности развития литературы 1930 -  начала 1940-х годов

Тема 1. Историческая тема в творчестве А. Толстого, Ю. Тынянова, А. Чапыгина. 

Задание 84. Подготовить краткую информацию по твореству Ю. Тынянова, А. Чапыгина. 

 

Тема 2. Сведения из биографии М.И.Цветаевой. Своеобразие стиля поэтессы.

Задание 85. Ответить на вопрос.

1. Своеобразие лирики Марины Цветаевой

 

Тема 3. Сведения из биографии О.Э.Мандельштама. Петербургские мотивы в поэзии. Теория поэтического слова.

Задание 86. Ответить на вопрос.

1.Особенности поэтического языка  Мандельштама

 

Тема 4. Сведения из биографии А.П.Платонова. Рассказ «В прекрасном и яростном мире». Повесть «Котлован».

Задание 87. Ответить на вопросы

1. Кто главный герой романа? (Вощев)

2. За что его уволили ? Борется ли он за свои права? Почему? (Формулировка была такая: «устраняется   с   производства   вследствие    роста слабосильности в нем и задумчивости среди общего темпа труда»,  «Ему снова предстояло жить и

питаться, поэтому он пошел в завком -- защищать  свой  ненужный

труд»).

3.  Зачем рабочие роют котлован? Что будет построено? ( Они готовят фундамент светлого будущего. Общежитие для пролетариата) 

4. Чем является  для Вощева  новая работа:

     -  это рытье котлована

     -  это строительство коммунистического рая

     -  это заработок

     -  это способ занять себя хоть чем- нибудь

     - это повод задуматься о смысле жизни? (каждый отвечает самостоятельно и обоснованно)

5. Зачем Платонов  ставит рядом образы кузнеца – работяги и инвалида Жачева?( Человек труда противопоставлен человеку паразитирующему на чужом труде, приносящий пользу – бесполезному)

    Кто из них чувствует себя значимым и нужным и почему? ( Жачев чувствует себя значимым, это ему позволяет новая идеология: «Ты  что  ж,  буржуй,  иль  забыл, за что я тебя терплю? Тяжесть хочешь получить в слепую кишку? Имей в  виду  -  любой

кодекс для меня слаб!

    Здесь инвалид вырвал из земли ряд роз, бывших под рукой, и,

не пользуясь, бросил их прочь»).

6. Зачем в романе появляется новое действующее лицо – Настя? Какова ее история?(Образ Насти – образ будущего, ради которого все трудятся сейчас)

7. Как в романе отразилась эпоха раскулачивания? ( Всех кулаков посадили на плот и отправили вниз по реке. « раскулаченные уплывали по течению и смотрели на оставшихся на Оргдворе последних счастливых людей» ).

8. К каким выводам пришла комиссия, побывавшая на котловане? (Котлован слишком мал.  Он не вместит всех трудящихся, поэтому нужно рыть в 4 раза больше)

9. Может ли увеличение котлована в 4 раза сделать людей счастливыми? (Ответ очевиден. Нет).

10.Отчего умирает Настя? (Она не дождалась светлого будущего, ее утомило безрадостное  настоящее).

11.Чем символично захоронение Насти?( Как будто рабочие прощаются со своей мечтой о счастье, хоронят его).

12.Как Платонову удается показать, что  у героев романа нет  и не может быть счастливого будущего? (Если так тяжело настоящее и так туманно, далеко  будущее, то кто и когда доживет до него- вот вопрос который каждый из рабочих задает себе. Даже идеолог строительства Прушевский хочет покончить жизнь самоубийством: «  И  решив  скончаться, он лег в кровать и заснул со счастьем равнодушия к жизни).

13.Понимают ли они сами это? Докажите. (Рабочие не способны понимать они работают и умирают на работе).

14. По-вашему, чего не хватает героям романа «Котлован» для счастья? (каждый отвечает самостоятельно и обоснованно)

 

Тема 5. Сведения из биографии И.Э.Бабеля. Рассказы: «Мой первый гусь», «Соль», книга рассказов «Конармия».

Задание 88. Подготовить планы разбора рассказов.

1.        «Мой первый гусь» (план разбора).

2.        «Соль» (план разбора)

 

Тема 6. Сведения из биографии М.А.Булгакова. «Мастер и Маргарита». Система образов.

Фантастическое и реалистическое в романе.

Задание 89. Выполнить тест

1. Какие цветы были у Маргариты, когда она впервые встретила Мастера?

а) жёлтые

б) сиреневые

в) красные

г) белые.

Сатирическое обличение нового быта (М. Зощенко, И. Ильф и Е. Петров, М. Булгаков).

На Ангаре построена плотина ГЭС, и искусственное море должно затопить деревню, расположенную на одноимённом речном острове. Укажите автора и название произведения, о котором идёт речь.

а) В.Распутин «Прощание с Матёрой»

б) В.Астафьев «Царь – рыба»

в) В.Распутин «Пожар»

г) Ч.Айтматов «Плаха»

2.За что Иешуа Га-Ноцри вынесли смертный приговор?

а) за оскорбление власти кесаря

б) за убийство

в) за сбор податей

г) за воровство

3.Где проживали в Москве Воланд и его компания?

а) садовая улица, №302-бис, кВ. 50

б) Коровьев переулок, № 104-а, кВ.40

в) Преображенская застава, д.4, кВ.20

г) канал Грибоедова, д.5, кВ.50

4. В финале романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита» о главном герое говорится, что он «не заслужил света».А что «заслужил» Мастер?

а) наказание

б) рай

в) покой

г) любовь

5. Чей это портрет: «Усики у него, как куриные перья, глазки маленькие, а брючки клетчатые, подтянутые настолько, что видны грязные белве носки»?

а) Азазелло

б) Коровьев

в) Варенуха

г) Бездомный

6. Кто не является героем романа М.Булгакова «Мастер и Маргарита»:

а) Воланд

б) Бегемот

в) Берлиоз

г) Рокк

д) Шариков

7. О чём просит Маргариту, героиню романа М.Булгакова, Фрида на балу у Воланда?

а) о бессмертии

б) о возвращении ей ребёнка

в) не подавать ей платок

г) не забывать о её существовании

 

Тема 7. Сведения из биографии М.А.Шолохова.  «Тихий Дон». Столкновение старого и нового мира.

Патриотизм и гуманизм романа. Основные образы.

Задание 90. Письменно ответить на вопросы:

1. Как в романе изображена Первая мировая война? Напишите о двух убийствах, совершённых Григорием. Как меняется его отношение к убийству? Каково отношение автора к поступкам героя?

2. Проследите судьбу Григория Мелехова. Отметьте этапы его жизненного пути. Запишите в тетрадь. Найдите в тексте высказывания Григория Мелехова или автора, характеризующие каждый этап жизни Григория, объяснения решений, сыгравших решающую роль в его судьбе. Запишите в тетрадь.

3. Запишите этапы пути Мелехова в революции. Ответьте на вопросы:

-Почему так мечется Григорий Мелехов?

-Что становится причиной его перехода с одной стороны на другую?

-Что говорит Григорий о власти?

 

Раздел 8. Особенности развития литературы периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет

Тема 1. Деятели литературы и искусства на защите Отечества.  Лирический герой в стихах поэтов-фронтовиков (О. Берггольц, К. Симонов, А. Твардовский, А. Сурков, М. Исаковский, М. Алигер, Ю. Друнина, М. Джалиль и др.).

Задание 91. Выполнить тест

1. Какие из поэм А.Твардовского рассказывают о войне:

а) «Дом у дороги»

б) «Страна Муравия»

 в) «Василий Теркин»

 г) «За далью – даль»

2.Что такое композиция художественного произведения:

а) основная мысль;

б) построение, расположение, взаимосвязь частей;

в) основной круг вопросов.

3. Назовите основные роды литературы:

а) эпос

б) лирика

в) трагедия

г) комедия

д) драма.

4. Автором стихотворения «Я убит подо Ржевом…» является

 а) А.Твардовский

б) О.Берггольц

в) Е.Евтушенко

г) К.Симонов

5. Какое из перечисленных произведений не относится к «прозе лейтенантов»,

созданной  писателями-фронтовиками 1923-1924 годов рождения?

а) «Батальоны просят огня» Ю.Бондарева;

б) «Живые и мёртвые» К. Симонова;

в) «Третья ракета» В.Быкова;

г) «Навеки девятнадцатилетние» Г.Бакланова.

 

Тема 2. Публицистика военных лет (М. Шолохов, И. Эренбург, А. Толстой).

Задание 92. Ответьте на вопросы

1.    Назовите продуктивными жанры прозы первых двух военных лет

2.    Жизнь и творчество военного корреспондента М.А. Шолохова в 1941-1945 гг.»

3.    Статьи об Алексее Толстом

4.    Публицистика Эренбурга в годы Великой Отечественной войны

 

Тема 3. Реалистическое и романтическое изображение войны в прозе: рассказы Л. Соболева, В. Кожевникова, К. Паустовского, М. Шолохова и др.

Задание 93. Анализы рассказов Л. Соболева, В. Кожевникова.

 

Тема 4. Жизненный и творческий путь А.А.Ахматова. Поэма «Реквием».

Задание 94. Выполнить тест

1. Когда была впервые опубликована в России поэма А.Ахматовой «Реквием»?

а) в 1937 г.

б) в 1952 г.

в) в 1988 г.

г) в 1948 г.

2. Анна Андреева Ахматова – это псевдоним. Какова фамилия поэтессы?

а) Суворова

б) Горенко

в) Гумилёва

г) Цветаева

3. К какому литературному течению принадлежала А.Ахматова?

а) акмеизму

б) символизму

в) имажинизму

г) футуризму

4. В поэме А.Ахматовой «Реквием» звучит тема памятника. Кому хочет установить памятник поэтесса?

а) народу-победителю

б) народному страданию

в) себе

г) новой власти

 

Тема 5. Сведения из биографии. Б.Л.Пастернака. Основные мотивы лирики.

Задание 95. Ответить на вопросы

1.    Определить основные темы и мотивы лирики Б. Л. Пастернака.

2.    Лирический герой в поэзии Пастернака.

 

Раздел 9. Особенности развития литературы 1950—1980-х годов

Тема 1.  Развитие литературы 1950—1980-х годовЛитература периода «оттепели».

Задание 96. Ответить на вопросы

1.    Раскрыть общественно-культурную обстановку в стране во второй половине XX века.

2.    Осветить развитие литературы 1950—1980-х годов.

 

Раздел 10. Творчество писателей-прозаиков в 1950—1980-е годы

Тема 1. Художественное своеобразие  прозы В. Шаламова, В. Шукшина, В. Быкова, В. Распутина.

Задание 97. Ответить на вопросы

1.    Проблема жизни и смерти в повести В. Распутина "Последний срок".

2.    Система образов в повести В. Быкова "Знак беды".

 

Тема 2. Историческая тема в советской литературе.

Задание 98. Назовите лучших писателей советской литературы.

 

Тема 3. Развитие жанра фантастики.

Задание 99. Ответить на вопросы

1.    Развитие жанра фантастики в современной литературе

2.    Фантастика в XX-XXI вв.

 

Тема 4. В. Шаламов. «Сентенция», «Надгробное слово», «Крест». В. Шукшин. «Выбираю деревню на жительство», «Срезал», «Чудик» (по выбору).

Задание 100. Выполнить тест

1. Назовите произведение, посвящённое узникам сталинских лагерей, о котором В.Шаламов писал: «Рассказ или будет  ледоколом, или маятник качнётся в обратную сторону»:

а) «Дети Арбата» А.Рыбакова;

б) «Один день Ивана Денисовича» А.Солженицына;

в) «Колымские рассказы» В.Шаламова;

г) «Прокляты и убиты» В.Астафьева.

2. По определению В.Шаламова, в его рассказах человеческая природа исследуется «в крайне важном, не описанном ещё состоянии, когда человек приближается к состоянию, близкому к состоянию зачеловечности». Эти рассказы называются:

а) «Лагерные рассказы!

б) «Колымские рассказы»

в) «Рассказы заключённого»

г) «Таёжные рассказы»

3. Проблема экологии является одной из центральных в произведении:

а) «Жизнь и судьба» В.Гроссмана

б) «Царь-рыба» В.Астафьева

в) «Сотников» В.Быкова

г) «Калина красная» В.Шукшина

 

Раздел 11. Творчество поэтов в 1950—1980-е годы

Тема 1. Лирика поэтов-фронтовиков.

Задание 101. Подготовить творчество Мусы Джалиля.

 

Тема 2. Поэзия Н. Рубцова: художественные средства, своеобразие лирического героя. Тема родины в лирике поэта.

Задание 102. Ответить на вопросы.

1.Какие худ.приёмы помогают автору предать взволнованность и любовь к родине и природе? 

2. Особенности поэзии Н.Рубцова

 

Тема 3. Поэзия Р. Гамзатова: функции приема параллелизма, своеобразие лирического героя. Тема родины в поэзии Р. Гамзатова.

Задание 103. Подготовить информацию по темем «Расул Гамзатов - яркий представитель литературы Дагестана».

 

Тема 4. Поэзия Б. Окуджавы, А. Вознесенского: художественные средства создания образа, своеобразие лирического героя.

Задание 104. Особенности творчества А. Вознесенского и  Б. Окуджавы.

 

Раздел 12. Драматургия 1950—1980-х годов

Тема 1. Жанры и жанровые разновидности драматургии 1950—1960-х годов. Драматургия В. Розова, А. Арбузова, А. Володина в 1970—1980-х годах.

Задание 105. Рассказать о русской  драматургии конца ХХ – начала XXI века

 

Тема 2. Сведения из биографии А.Т. Твардовского. Поэма «По праву памяти».

Задание 106. Выполнить тест

1.Какая поэма А.Твардовского имеет подзаголовок «Лирическая хроника»:

а) «За далью-даль»

б) «Страна Муравия»

в) «Дом у дороги»

г) «Василий Тёркин»

2.В основу какой поэмы А.Твардовский положил полусказочный сюжет о поисках обетованной земли?

а) «За далью-даль»

б) «Страна Муравия»

в) «Дом у дороги»

г) «Василий Тёркин»

3.Из какого произведения А.Твардовского взяты эти строки:

Я видел, может быть, полсвета

И вслед за веком жить спешил.

А между тем дороги этой

За столько лет не совершил.

а) «За далью – даль»

б) «Страна Муравия»

в) «Дом у дороги»

г) «Василий Тёркин

4.Где родился главный герой А.Твардовского «Василий Тёркин»?

а) на Смоленщине

б) на Орловщине

в) на Брянщине

г) в Поволжье

 

Тема 3. Сведения из биографии А.И. Солженицына. Рассказ «Один день Ивана Денисовича».

Задание 107. Ответить на вопросы

1.    Система образов персонажей

2.    Пространственная организация рассказа (по схеме «План зоны»)

3.    Временная организация рассказа (символика понятии «один день»)

 

Тема 4. Сведения из биографии А.В. Вампилова. Драма «Утиная охота».

Задание 108. Просмотр и анализ фильма «Утиная охота»

 

Раздел 13. Русское литературное зарубежье 1920—1990-х годов (три волны эмиграции)

Тема 1. Первая, вторая и третья  волны эмиграции русских писателей.

Задание 109 Рассказать о трех  волнах эмиграции русской литературы в XX веке

 

Раздел 14. Особенности развития литературы конца 1980—2000-х годов

Тема 1. «Задержанная» и «возвращенная» литература. Творческий путь писателей: П. Коэльо.  «Алхимик» (обзор); Э. М. Ремарк «Три товарища»  (обзор);  Г. Маркес. «Сто лет одиночества» (обзор).

Задание 110. Обзор произведений  «Алхимик», «Три товарища», «Сто лет одиночества».

 

Критерии оценки:

˗          оценка «отлично» выставляется студенту, если - 90-100% выполнения задания;

˗          оценка «хорошо» - 80%  выполнения задания;

˗          оценка «удовлетворительно» - 60% выполнения задания;

˗          оценка «неудовлетворительно» - менее 60% выполнения задания

 

Составитель      ____________ / Абдулманафова Г.С./

                                                    подпись                                       Ф.И.О.

                          «        » _____________ 20___ г.

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Посмотрите также