Логинова О.В.
Комплекс развивающих упражнений, направленных на коррекцию звукопроизношения у детей старшего дошкольного возраста с ОНР III уровня.
A set of developmental exercises aimed at correcting sound reproduction in older preschool children with level III ONR.Keywords: written speech, letter, dysgraphja, self-checking, innovation.
Нарушенное звукопроизношение является серьезной проблемой, которое влечет за собой осложнения не только устной, но и письменной речи. Даже после исправленного звукопроизношения ошибки на письме долго остаются, так как не подавлены условно-рефлекторные связи дефектного произношения в коре головного мозга, нарушены фонематические процессы. У ребенка с дефектным произношением зачастую нарушено полноценное общение со сверстниками, что ведет к формированию комплекса неполноценности. [ 1]
В настоящее время в отечественной практической логопедии публикуется большое количество авторских методических рекомендаций по использованию речевого материала при автоматизации звукопроизношения.
Одной из главных составляющих профессионализма логопеда – владение методикой постановки звуков является. Этой проблемой занимались многие ученые: Т.Б. Филичева, Г.В. Чиркина, Л.Н. Ефименкова, М.Ф. Фомичева и другие. Много написано книг, где даны четкие рекомендации по преодолению нарушенного звукопроизношения у детей и определена
последовательность в работе над звуком. [ 3]
При подборе комплекса упражнений необходимо провести кинетический анализ дефектных звуков и артикуляционной моторики, что позволит определить моторный механизм нарушенного звукопроизношения и обосновать программу коррекционной работы.
При составлении комплекса артикуляционной гимнастики логопед должен представлять цели выполнения каждого упражнения и давать ребенку четкие, лаконичные инструкции в доступной форме. Необходимо также обозначить последовательность действий, точки и способы контроля за правильностью выполнения упражнений, а также специфические требования степень напряженности, длительность удержания позиции, темп движений.
После выработки умения принимать и удерживать заданную артикуляционную позицию можно переходить от статических упражнений (удержание позы) к упражнениям, направленным на развитие координации речевых движений. Возможен и другой вариант, когда изолированное произвольное движение (например, подъем языка вверх) недоступно, но сохранно в непроизвольном двигательном акте (облизывание верхней губы). В этом случае выработка произвольного статического положения идет от доступного движения через замедление темпа и привлечения для контроля визуального канала. [ 2]
Перестройка отношения к собственной артикуляции, направление внимания ребенка на моторный компонент, который ранее им не осознавался, позволяет сформировать осознанное отношение к статике и динамике звука.
Ребенка-логопата можно и нужно специально обучать созданию двигательных программ, умению анализировать и контролировать артикуляцию и коартикуляцию (совместные движения и взаимные приспособления языка и губ при звукопроизношении).
В силу особенностей дефекта выполнение артикуляционных упражнений вызывает серьезные трудности, кропотливое и поэтапное преодоление которых просто необходимо, так как несоблюдение требований к выполнению упражнений резко снижает результативность коррекционной
работы. [ 7]
Количество упражнений, число повторений и продолжительность занятий определяются логопедом с учетом структуры дефекта. При необходимости диапазон отрабатываемых позиций и зрительных опор может быть существенно расширен.
Литература
1. Александрова Т. В. Живые звуки, или фонетика для дошкольников. [Текст]. Учебно-методическое пособие для логопедов и воспитателей. - СПб.: Детствопресс, 2005. 48 с.]
2. Методика развития речи детей дошкольного возраста [Текст]. / Под ред. Л. П. Федоренко.- М., 1984.
3. Чиркина Г.В. . [Текст]. Основы логопедической работы с детьми: Учебное пособие для логопедов, воспитателей детских садов, учителей начальных классов, студентов педагогических училищ. / Под общ. ред. д. п. н., проф. Г. В. Чиркиной . - 2-е изд., испр. - М.: АРКТИ, 240стр.
4. Фомичева М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения [Текст]. - М., 1989.
5. Филичева Т.Е. Особенности формирования речи детей дошкольного возраста.
[Текст]. - М., 2000.
6. Филичева Т.Е., Чиркина Г.В. Изучение детей с общим недоразвитием речи в специальном детском саду [Текст]. //Дефектология. 1985. №6. С. 55-62.
7. Филичева Т. Б., Чиркина Г. В. [Текст]. Устранение общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста. М., 2004.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.