ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ САМАРСКОЙ ОБЛАСТИ
« ГУБЕРНСКИЙ КОЛЛЕДЖ Г. СЫЗРАНИ»
УТВЕРЖДАЮ
Заместитель директора
по учебно-производственной работе
руководитель технического профиля
_______________В.В. Колосов
« 30 » июня 2016 г.
Заместитель директора по учебно-производственной работе
руководитель технического профиля
_______________В.В. Колосов
« _____» _____________ 20__ г.
Заместитель директора
по учебно-производственной работе
руководитель технического профиля
_______________В.В. Колосов
« _____» _____________ 20__ г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
ОУД.11 Информатика общеобразовательного цикла
программы подготовки специалистов среднего звена по специальности: 18.02.09 Переработка нефти и газа
Сызрань, 2016 г.
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией ____________ Протокол № от «___» _____ 20 г. Председатель ПЦК ___________ / Н.В. Семагина / (подпись) (Ф.И.О.)
|
|
Протокол № от «___» ______ 20 г. Председатель ПЦК ____________ / _____________ / (подпись) (Ф.И.О.) |
|
Протокол № от «___» ______ 20 г. Председатель ПЦК ____________ / ____________ / (подпись) (Ф.И.О.) |
|
Авторы ___________ /Н.В. Семагина/ (подпись) (Ф.И.О.) ___________ /А.И. Хабиева/ (подпись) (Ф.И.О.) «___» ______ 20 г.
|
Эксперт _________ /_______________/ (подпись) (Ф.И.О.) ___________________________ (ученая степень или звание, должность, наименование организации, научное звание)
|
Дата актуализации |
Результаты актуализации |
Подпись разработчика |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Эксперты:
Внутренняя экспертиза:
Техническая экспертиза: ____________ Барабанова Л.Н., методист технического профиля ГБПОУ СПО «ГК г. Сызрани»
Содержательная экспертиза: ______________ Копылкова Л.П., заведующий отделом по учебной работе технического профиля ГБПОУ СПО «ГК г. Сызрани»
Рабочая программа общеобразовательной учебной дисциплины предназначена для специальности среднего профессионального образования технического профиля 18.02.09 Переработка нефти и газа.
Рабочая программа разработана на основе примерной программы общеобразовательной учебной дисциплины Информатика для профессиональных образовательных организаций, рекомендованной Федеральным государственным автономным учреждением «Федеральный институт развития образования» (ФГАУ «ФИРО») в качестве примерной программы для реализации программы подготовки специалистов среднего звена среднего профессионального образования на базе основного общего образования с получением среднего общего образования
(протокол № 3 от 21 июля 2015 г. Регистрационной номер рецензии 381 от 23 июля 2015 г. ФГАУ «ФИРО»)
Программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины Информатика и в соответствии с Рекомендациями по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учѐтом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой специальности среднего профессионального образования (письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259).
СОДЕРЖАНИЕ
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ …………………………. 5
1.1. Область применения программы учебной дисциплины ………............................ 5
1.2. Место учебной дисциплины в структуре программы подготовки специалистов
среднего звена ……………………………………………………………
5
1.3. Планируемые результаты освоения учебной дисциплины ……............................ 5
1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины ……………… 8
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ И ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ ………………………………………………………………………
9
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы …………………………… 9
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины ………………………... 10
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ………………………… 17
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ
ДИСЦИПЛИНЫ …………………………………………………………………………
20
5. ЛИСТ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ, ВНЕСЁННЫХ В ПРОГРАММУ … 24
ПРИЛОЖЕНИЕ 1 ……………………………………………………………………….. 25
ОУД.11 ИНФОРМАТИКА
Программа учебной дисциплины Информатика является частью общеобразовательного цикла образовательной программы СПО – программы подготовки специалистов среднего звена (далее – ППССЗ) по специальности среднего профессионального образования 18.02.09 Переработка нефти и газа естественнонаучного профиля профессионального образования.
1.2. Место учебной дисциплины в структуре ППССЗ
Учебная дисциплина является дисциплиной общеобразовательного учебного цикла в соответствии с естественнонаучным профилем профессионального образования.
Учебная дисциплина относится к предметной области ФГОС среднего общего образования Математика и информатика общей из обязательных предметных областей.
Уровень освоения учебной дисциплины в соответствии с ФГОС среднего общего образования профильный.
Реализация содержания учебной дисциплины предполагает соблюдение принципа строгой преемственности по отношению к содержанию курса ОУД.11 Информатика на ступени основного общего образования.
В то же время учебная дисциплина Информатика для профессиональных образовательных организаций обладает самостоятельностью и цельностью.
Рабочая программа учебной дисциплины Информатика имеет межпредметную связь с общеобразовательными учебными дисциплинами Математика, Физика и Русский язык и литература и профессиональными дисциплинами Информационные технологии в профессиональной деятельности, Компьютерная графика, Экономика и организация труда и производства.
Изучение учебной дисциплины Информатика завершается промежуточной аттестацией в форме дифференцированного зачета в рамках освоения ППССЗ на базе основного общего образования.
Планируемые результаты освоения учебной дисциплины:
личностные результаты:
−− чувство гордости и уважения к истории развития и достижениям отечественной информатики в мировой индустрии информационных технологий;
−− осознание своего места в информационном обществе;
−− готовность и способность к самостоятельной и ответственной творческой деятельности с использованием информационно-коммуникационных технологий;
−− умение использовать достижения современной информатики для повышения собственного интеллектуального развития в выбранной профессиональной деятельности, самостоятельно формировать новые для себя знания в профессиональной области, используя для этого доступные источники информации;
−− умение выстраивать конструктивные взаимоотношения в командной работе по решению общих задач, в том числе с использованием современных средств сетевых коммуникаций;
−− умение управлять своей познавательной деятельностью, проводить самооценку уровня собственного интеллектуального развития, в том числе с использованием современных электронных образовательных ресурсов;
−− умение выбирать грамотное поведение при использовании разнообразных средств информационно-коммуникационных технологий как в профессиональной деятельности, так и в быту;
−− готовность к продолжению образования и повышению квалификации в избранной профессиональной деятельности на основе развития личных информационно-коммуникационных компетенций; метапредметные результаты:
−− умение определять цели, составлять планы деятельности и определять средства, необходимые для их реализации;
−− использование различных видов познавательной деятельности для решения информационных задач, применение основных методов познания (наблюдения, описания, измерения, эксперимента) для организации учебно-исследовательской и проектной деятельности с использованием информационно- коммуникационных технологий;
−− использование различных информационных объектов, с которыми возникает необходимость сталкиваться в профессиональной сфере в изучении явлений и процессов;
−− использование различных источников информации, в том числе электронных библиотек, умение критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников, в том числе из сети Интернет;
−− умение анализировать и представлять информацию, данную в электронных форматах на компьютере в различных видах;
−− умение использовать средства информационно-коммуникационных технологий в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности;
−− умение публично представлять результаты собственного исследования, вести дискуссии, доступно и гармонично сочетая содержание и формы представляемой информации средствами информационных и коммуникационных технологий; предметные результаты:
−− сформированность представлений о роли информации и информационных процессов в окружающем мире;
−− владение навыками алгоритмического мышления и понимание методов формального описания алгоритмов, владение знанием основных алгоритмических конструкций, умение анализировать алгоритмы;
−− использование готовых прикладных компьютерных программ по профилю подготовки;
−− владение способами представления, хранения и обработки данных на компьютере;
−− владение компьютерными средствами представления и анализа данных в электронных таблицах;
−− сформированность представлений о базах данных и простейших средствах управления ими;
−− сформированность представлений о компьютерно-математических моделях и необходимости анализа соответствия модели и моделируемого объекта (процесса);
−− владение типовыми приемами написания программы на алгоритмическом языке для решения стандартной задачи с использованием основных конструкций языка программирования;
−− сформированность базовых навыков и умений по соблюдению требований техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации;
−− понимание основ правовых аспектов использования компьютерных программ и прав доступа к глобальным информационным сервисам;
−− применение на практике средств защиты информации от вредоносных программ, соблюдение правил личной безопасности и этики в работе с информацией и средствами коммуникаций в Интернете.
Освоение содержания учебной дисциплины Информатика обеспечивает формирование и развитие универсальных учебных действий в контексте преемственности формирования общих компетенций.
Виды универсальных учебных действий |
Общие компетенции (в соответствии с ФГОС СПО по специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа) |
Личностные (обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся и ориентацию в |
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес, |
социальных ролях и межличностных отношениях) |
ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность, ОК8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. |
Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль (коррекция), саморегуляция, оценка (обеспечивают организацию обучающимися своей учебной деятельности) |
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество, ОК3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. |
Познавательные (обеспечивают исследовательскую компетентность, умение работать с информацией) |
ОК4. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития, ОК5. Использовать информационнокоммуникационные технологии в профессиональной деятельности, ОК9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности. |
Коммуникативные (обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, взаимодействовать и сотрудничать со сверстниками и взрослыми) |
ОК6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями, ОК7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. |
Максимальная учебная нагрузка обучающегося 150 часа, в том числе: - обязательная аудиторная учебная нагрузка обучающегося 100 часов; - самостоятельная работа обучающегося 50 часов.
В том числе часов вариативной части учебных циклов ППССЗ: не предусмотрено.
Вид учебной работы |
Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) |
150 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) |
100 |
в том числе: |
|
лабораторные занятия |
не предусмотрено |
практические занятия |
68 |
контрольные работы |
не предусмотрено |
Индивидуальный проект |
не предусмотрено |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) |
50 |
в том числе: |
|
работа с учебником, со справочниками, опорно-логическими конспектами, с ресурсами сети Интернет |
50 |
Промежуточная аттестация в форме дифференцированного зачета |
|
Профильное изучение общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.11 Информатика осуществляется частичным перераспределением учебных часов и отбором дидактических единиц в зависимости от важности тем для специальности 18.02.09 Переработка нефти и газа.
Наименование разделов и тем |
Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работа (проект) |
Объѐм часов |
Уровень освоения |
||
Раздел 1. Введение. |
|
2 |
1 |
||
Тема 1.1 Введение. |
Содержание учебного материала |
|
|
||
1. |
Инструктаж по охране труда. Техника безопасности. Введение. (Инструктаж по охране труда. Техника безопасности. Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах.) |
1 |
|
||
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|||
Практические занятия |
не предусмотрено |
|
|||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
1 |
|
|||
1. |
Изучить тему: Роль информационной деятельности в современном обществе: экономической, социальной, культурной, образовательной сферах. |
|
|||
Раздел 2. Информационная деятельность человека. |
|
14 |
|
||
Тема 2.1 Информационное общество. |
Содержание учебного материала |
|
|
||
1. |
Основные этапы развития информационного общества. Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. |
1 |
2 |
||
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|||
Практические занятия |
не предусмотрено |
||||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
||||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
||||
1. |
Изучить тему: Этапы развития технических средств и информационных ресурсов. |
||||
Тема 2.2 Виды профессиональной информационной деятельности человека. |
Содержание учебного материала |
|
|
||
1. |
Виды профессиональной информационной деятельности человека с использованием технических средств и информационных ресурсов (в соответствии с техническим направлением профессиональной деятельности). Стоимостные характеристики информационной |
1 |
2 |
||
|
|
деятельности. |
|
|
2. |
Правовые нормы, относящиеся к информации, правонарушения в информационной сфере, меры их предупреждения. |
1 |
2 |
|
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
||
Практические занятия |
|
|||
1. |
Правовые нормы информационной деятельности |
2 |
||
2. |
Лицензионное программное обеспечение. |
2 |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|||
1. |
Изучить тему: Стоимостные характеристики информационной деятельности |
|||
2. |
Изучить тему: Свободно распространяемые программные продукты |
|||
Раздел 3. Информация и информационные процессы. |
|
28 |
|
|
Тема 3.1 Представление и обработка информации. |
Содержание учебного материала |
|
|
|
1. |
Подходы к понятию информации и измерению информации. Системы счисления. |
1 |
2 |
|
2. |
Универсальность дискретного (цифрового) представления информации. |
1 |
2 |
|
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
||
Практические занятия |
|
|||
1. |
Представление информации в различных системах счисления. |
2 |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
|||
1. |
Изучить тему: Представление информации в двоичной системе счисления |
|||
Тема 3.2 Основные информационные процессы. |
Содержание учебного материала |
|
|
|
1. |
Принципы обработки информации. Принципы обработки информации компьютером. Арифметические и логические основы работы компьютера. Компьютер как исполнитель команд. Программный принцип работы компьютера. Примеры компьютерных моделей различных процессов. |
1 |
2 |
|
2. |
Хранение информационных объектов различных видов на различных цифровых носителях. Определение объѐмов различных носителей информации. Архив информации. Поиск информации с использованием компьютера. Программные поисковые сервисы. |
1 |
2 |
|
3. |
Алгоритмы и способы их описания. Использование ключевых слов, фраз для поиска информации. Передача информации между компьютерами. Проводная и беспроводная связь. |
2 |
2 |
||
Лаб |
ораторные работы |
|
не предусмотрено |
|
||
Пра |
ктические занятия |
|
|
|||
1. |
Программный принцип работы компьютера. |
|
2 |
|||
2. |
Работа архива данных. |
|
2 |
|||
3. |
Файл, его объѐм, хранение и передача. |
|
2 |
|||
Кон |
трольные работы |
|
не предусмотрено |
|||
Сам |
остоятельная работа обучающихся |
|
4 |
|||
1. |
Изучить тему: Различные цифровые носители |
|
||||
2. |
Использование ключевых слов, фраз для поиска информации |
|
||||
Тема 3.3 Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социально- экономической сфере деятельности |
Сод |
ержание учебного материала |
|
|
|
|
1. |
Управление процессами. |
|
|
1 |
2 |
|
2. |
Представление об автоматических и управления. |
автоматизированных |
системах |
1 |
2 |
|
Лаб |
ораторные работы |
|
|
не предусмотрено |
|
|
Пра |
ктические занятия |
|
|
|
||
1. |
АСУ различного назначения. |
|
|
2 |
||
Кон |
трольные работы |
|
|
не предусмотрено |
||
Сам |
остоятельная работа обучающихся |
|
|
3 |
||
1. |
Изучить тему: Области применения АСУ |
|
|
|||
Раздел 4. Средства информационных и коммуникационных технологий. |
|
|
|
|
24 |
|
Тема 4.1. Архитектура компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к |
Сод |
ержание учебного материала |
|
|
|
|
1. |
Архитектура компьютеров. Основные Многообразие компьютеров. |
характеристики компьютеров. |
1 |
2 |
||
2. |
Внешние устройства ПК. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Примеры комплектации компьютерного рабочего места в соответствии с целями его использования для различных направлений |
1 |
2 |
компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. |
|
профессиональной деятельности (в соответствии с направлениями технической профессиональной деятельности). |
|
|
3. |
Виды программного обеспечения компьютеров. |
2 |
2 |
|
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
||
Практические занятия |
|
|||
1. |
Операционная система. Графический интерфейс пользователя. |
2 |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
|||
1. |
Изучить тему: Различные виды компьютеров |
|||
2. |
Изучить тему: Многообразие специализированного и профессионального ПО |
|||
Тема 4.2. Объединение компьютеров в локальную сеть. |
Содержание учебного материала |
|
|
|
1. |
Объединение компьютеров в локальную сеть. Организация работы пользователей в локальных компьютерных сетях. Защита информации, антивирусная защита. |
2 |
2 |
|
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
||
Практические занятия |
|
|||
1. |
Топология ЛВС. |
2 |
||
2. |
Защита информации, антивирусная защита. |
2 |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
4 |
|||
1. |
Изучить тему: Виды сетей |
|||
2. |
Изучить тему: Виды вирусов и способы защиты от них |
|
||
Тема 4.3 Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. |
Содержание учебного материала |
|
|
|
1. |
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. |
1 |
2 |
|
2. |
Требования к компьютерному рабочему месту. |
1 |
2 |
|
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
||
Практические занятия |
не предусмотрено |
|||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
3 |
|||
1. |
Изучить тему: Профилактические мероприятия для компьютерного рабочего места |
|||
Раздел 5. |
|
61 |
|
Технологии создания и преобразования информационных объектов. |
|
|
|
||
Тема 5.1. Понятие об информационных системах и автоматизации информационных процессов. |
Содержание учебного материала |
|
|
||
1. |
Возможности MS Word.. |
2 |
2 |
||
2. |
Возможности настольных издательских систем. Создание, организация и основные способы преобразования (верстки) текста |
2 |
2 |
||
3. |
Возможности электронных таблиц. Возможности динамических (электронных) таблиц. Математическая обработка числовых данных |
2 |
2 |
||
4. |
Организация БД в СУБД. Структура данных и система запросов на примерах баз данных различного назначения. Базы данных различного назначения: юридические, библиотечные, налоговые, социальные, кадровые и др. Использование системы управления базами данных для выполнения учебных заданий из различных предметных областей. |
2 |
2 |
||
5. |
Возможности растрового редактора Paint. Достоинства и недостатки растрового изображения. |
2 |
2 |
||
6. |
Создание презентаций в MS Power Point. Возможности MS Power Point. |
2 |
2 |
||
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
|||
Практические занятия |
|
||||
1. |
Создание документов в MS Word. |
2 |
|||
2. |
Оформление абзацев документов. Колонтитулы. |
2 |
|||
3. |
Создание и форматирование таблиц в MS Word. |
2 |
|||
4. |
Построение диаграмм в MS Word. |
2 |
|||
5. |
Создание списков и колонок в текстовых документах. |
1 |
|||
6. |
Создание компьютерных публикаций в MS Publisher. |
2 |
|||
7. |
Организация расчетов в MS Excel |
2 |
|||
8. |
Использование функций в MS Excel. |
2 |
|||
9. |
Относительная и абсолютная адресация в MS Excel. |
2 |
|||
10. |
Построение и форматирование диаграмм в MS Excel. |
2 |
|||
11. |
Проектирование БД в СУБД MS Access. |
2 |
|||
12. |
Создание таблиц для ввода данных в СУБД MS Access. |
2 |
|||
13. |
Модификация таблиц и создание запросов в СУБД MS Access. |
2 |
|||
|
14. |
Работа с данными и создание отчетов в СУБД MS Access. |
2 |
|
15. |
Создание и редактирование рисунков в редакторе Paint. |
2 |
||
16. |
Разработка презентации в MS Power Point. |
2 |
||
17. |
Создание управляющих кнопок и гиперссылок в презентации. |
2 |
||
18. |
Задание эффектов и демонстрация презентации. |
2 |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
14 |
|||
1. |
Изучить тему: Использование систем проверки орфографии и грамматики |
|||
2. |
Изучить тему: Основные способы верстки текста |
|||
3. |
Изучить тему: Возможности динамических таблиц |
|||
4. |
Изучить тему: Возможности систем управления базами данных |
|
||
5. |
Изучить тему: Примеры геоинформационных систем |
|
||
6. |
Изучить тему: Использование видео в презентациях |
|
||
Раздел 6. Телекоммуникационные технологии |
|
20 |
|
|
Тема 6.1. Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий
|
Содержание учебного материала |
|
|
|
1. |
Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. (Представления о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Способы и скоростные характеристики подключения.) |
1 |
2 |
|
2. |
Интернет-технологии. Провайдер. |
1 |
2 |
|
3. |
Методы создания и сопровождения сайта. |
2 |
2 |
|
Лабораторные работы |
не предусмотрено |
|
||
Практические занятия |
|
|||
1. |
Браузер. Интернет- услуги. |
2 |
||
2. |
Создание и настройка параметров ящика электронной почты. |
2 |
||
Контрольные работы |
не предусмотрено |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
5 |
|||
1. |
Изучить тему: Способы и скоростные характеристики подключения |
|||
2. |
Изучить тему: Провайдер |
|||
3. |
Изучить тему: Создание сайта |
|||
Тема 6.2. |
Содержание учебного материала |
|
|
Возможности сетевого программного обеспечения для организации коллективной деятельности в глобальных и локальных компьютерных сетях |
1. |
Организация деятельности в компьютерных сетях. |
|
2 |
2 |
2. |
Этические нормы коммуникации в Интернете. |
|
1 |
2 |
|
Лабораторные работы |
|
не предусмотрено |
|
||
Практические занятия |
|
|
|||
1. |
Организация форумов в сети Интернет. |
|
1 |
||
Контрольные работы |
|
не предусмотрено |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
3 |
|||
1. |
Изучить тему: Интернет-протоколы |
|
|||
2. |
Изучить тему: Примеры сетевых информационных систем для профессиональной деятельности |
|
|||
Зачетный раздел |
|
|
1 |
|
|
|
Содержание учебного материала |
|
не предусмотрено |
|
|
Лабораторные работы |
|
не предусмотрено |
|||
Практические занятия |
|
не предусмотрено |
|||
Контрольные работы |
|
не предусмотрено |
|||
Дифференцированный зачѐт. |
|
1 |
|||
Самостоятельная работа обучающихся |
|
не предусмотрено |
|||
|
Всего: |
150 |
|
3.1. Требования к материально-техническому обеспечению
Реализация и освоение программы общеобразовательной учебной дисциплины «Информатика» требует наличия учебного кабинета с возможным доступом к сети Интернет во время учебного занятия и в период внеучебной деятельности обучающихся.
Помещение кабинета должно удовлетворять требованиям Санитарно-
эпидемиологических правил и нормативов (СанПиН 2.4.2 № 178-02) и оснащено типовым оборудованием, указанным в настоящих требованиях, в том числе специализированной учебной мебелью и средствами обучения, достаточными для выполнения требований к уровню подготовки обучающихся.
В кабинете необходимо наличие мультимедийного оборудования, при помощи которого участники образовательного процесса могут просматривать визуальную информацию по ОУД.11 Информатика, создавать презентации, видеоматериалы, иные документы.
В состав учебно-методического и материально-технического обеспечения программы учебной дисциплины «Информатика» входят:
• многофункциональный комплекс преподавателя;
• технические средства обучения (средства ИКТ): компьютеры (рабочие станции с CD ROM (DVD ROM); рабочее место педагога с модемом, одноранговая локальная сеть кабинета, Интернет); периферийное оборудование и оргтехника (принтер на рабочем месте педагога, сканер на рабочем месте педагога, копировальный аппарат, гарнитура, веб-камера, цифровой фотоаппарат, проектор и экран);
• наглядные пособия (комплекты учебных таблиц, плакаты): «Организация рабочего места и техника безопасности», «Архитектура компьютера», «Архитектура компьютерных сетей», «Виды профессиональной информационной деятельности человека и используемые инструменты (технические средства и информационные ресурсы)», «Раскладка клавиатуры, используемая при клавиатурном письме», «История информатики»; схемы: «Моделирование, формализация, алгоритмизация», «Основные этапы разработки программ», «Системы счисления», «Логические операции», «Блок-схемы», «Алгоритмические конструкции», «Структуры баз данных», «Структуры веб-ресурсов», портреты выдающихся ученых в области информатики и информационных технологии и др.);
• компьютеры на рабочих местах с системным программным обеспечением (для операционной системы Windows или операционной системы Linux), системами программирования и прикладным программным обеспечением по каждой теме программы учебной дисциплины «Информатика»;
• печатные и экранно-звуковые средства обучения;
• расходные материалы: бумага, картриджи для принтера и копировального аппарата, диск для записи (CD-R или CD-RW);
• учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование;
• модели: «Устройство персонального компьютера», «Преобразование информации в компьютере», «Информационные сети и передача информации», «Модели основных устройств ИКТ»;
• вспомогательное оборудование;
• комплект технической документации, в том числе паспорта на средства обучения, инструкции по их использованию и технике безопасности;
• библиотечный фонд.
3.2. Информационное обеспечение обучения Основные источники (для студентов):
Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М.,
2014
Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: Пособие для подготовки к ЕГЭ: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2013.
Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник для студ. Учреждений сред. проф. образования. — М., 2014
Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей : учеб. пособие для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2014.
Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: электронный учеб.-метод. комплекс для студ.
учреждений сред. проф. образования. — М., 2015.
Для преподавателей:
Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (в ред. федеральных законов от 07.05.2013 № 99-ФЗ, от 07.06.2013 № 120-ФЗ, от 02.07.2013 № 170-ФЗ, от 23.07.2013 № 203-ФЗ, от 25.11.2013 № 317-ФЗ, от 03.02.2014 № 11ФЗ, от 03.02.2014 № 15-ФЗ, от 05.05.2014 № 84-ФЗ, от 27.05.2014 № 135-ФЗ, от 04.06.2014 № 148-ФЗ, с изменениями, внесенными Федеральным законом от 04.06.2014 № 145-ФЗ).
Приказ Минобрнауки России от 17.05.2012 № 413 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования» (зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2012 № 24480).
Приказ Минобрнауки России от 29.12.2014 № 1645 «О внесении изменений в Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 мая 2012 г. № 413 ―Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования‖».
Письмо Департамента государственной политики в сфере подготовки рабочих кадров и ДПО Минобрнауки России от 17.03.2015 № 06-259 «Рекомендации по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учетом требований федеральных государственных образовательных стандартов и получаемой профессии или специальности среднего профессионального образования».
Астафьева Н. Е., Гаврилова С. А., Цветкова М. С. Информатика и ИКТ: практикум для профессий и специальностей технического и социально-экономического профилей / под ред. М. С. Цветковой. — М., 2014.
Великович Л. С., Цветкова М. С. Программирование для начинающих: учеб. издание.
— М., 2011.
Залогова Л. А. Компьютерная графика. Элективный курс: практикум / Л. А. Залогова — М., 2011.
Логинов М. Д., Логинова Т. А. Техническое обслуживание средств вычислительной техники: учеб. пособие. — М., 2010.
Малясова С. В., Демьяненко С. В. Информатика и ИКТ: пособие для подготовки к ЕГЭ/ под ред. М. С. Цветковой. — М., 2013.
Мельников В. П., Клейменов С. А., Петраков А. В. Информационная безопасность: учеб.пособие / под ред. С. А. Клейменова. — М., 2013.
Назаров С. В., Широков А. И. Современные операционные системы: учеб. пособие. — М., 2011.
Новожилов Е. О., Новожилов О. П. Компьютерные сети: учебник. — М., 2013.
Парфилова Н.И., Пылькин А.Н., Трусов Б. Г. Программирование: Основы алгоритмизации и программирования: учебник / под ред. Б. Г. Трусова. — М., 2014.
Сулейманов Р. Р. Компьютерное моделирование математических задач. Элективный курс: учеб. пособие. — М.: 2012
Цветкова М. С., Великович Л. С. Информатика и ИКТ: учебник. — М., 2014.
Цветкова М. С., Хлобыстова И.Ю. Информатика и ИКТ: Практикум для профессий и специальностей естественно-научного и гуманитарного профилей. — М., 2014.
Шевцова А.М., Пантюхин П. Я. Введение в автоматизированное проектирование: учеб.
пособие с приложением на компакт диске учебной версии системы АДЕМ. — М., 2011.
Дополнительные источники:
Бешенков С.А., Кузьмина Н.В., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 11 кл. – М., 2002.
Бешенков С.А., Ракитина Е.А. Информатика. Учебник 10 кл. – М., 2001.
Кузнецов А.А. и др. Информатика, тестовые задания. – М., 2006.
Михеева Е.В. Практикум по информации: учеб. пособие. – М., 2004.
Михеева Е.В., Титова О.И. Информатика: учебник. – М., 2005.
Самылкина Н.Н. Построение тестовых задач по информатике. Методическое пособие. – М., 2006. Семакин И.Г. и др. Информатика. Структурированный конспект базового курса. – М., 2004.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Задачник-практикум 8–11 кл. (в 2 томах). – М., 2002.
Семакин И.Г., Хеннер Е.К. Информатика. Учебник 10-11 кл. – М., 2007.
Уваров В.М., Силакова Л.А., Красникова Н.Е. Практикум по основам информатики и вычислительной техники: учеб. пособие. – М., 2005.
Угринович Н.Д. и др. Практикум по информатике и информационным технологиям 10– 11 кл. – М., 2002.
Угринович Н.Д. Информатика и информационные технологии. Учебник 10–11 кл. – М., 2002. Угринович Н.Д. Преподавание курса «Информатика и ИКТ» 7–11 классы. – М., 2005.
Интернет-ресурсы:
www.fcior.edu.ru (Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов — ФЦИОР). www. school-collection. edu. ru (Единая коллекция цифровых образовательных
ресурсов). www. intuit. ru/studies/courses (Открытые интернет-курсы «Интуит» по курсу «Информатика»).
www. lms. iite. unesco. org (Открытые электронные курсы «ИИТО ЮНЕСКО» по
информационным технологиям). http://ru. iite. unesco. org/publications (Открытая электронная библиотека «ИИТО ЮНЕСКО» по ИКТ в образовании).
www.megabook. ru (Мегаэнциклопедия Кирилла и Мефодия, разделы «Наука / Математика. Кибернетика» и «Техника / Компьютеры и Интернет»).
www. ict. edu. ru (портал «Информационно-коммуникационные технологии в
образовании»).
www. digital-edu. ru (Справочник образовательных ресурсов «Портал цифрового
образования»).
www. window. edu. ru (Единое окно доступа к образовательным ресурсам Российской Федерации).
www. freeschool. altlinux. ru (портал Свободного программного обеспечения). www. heap. altlinux. org/issues/textbooks (учебники и пособия по Linux).
www. books. altlinux. ru/altlibrary/openoffice (электронная книга «ОpenOffice. org: Теория и практика»).
4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
Контроль и оценка результатов освоения общеобразовательной учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Содержание обучения |
Результаты обучения (основные виды деятельности обучающихся) |
Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
Введение |
Знать классификацию информационных процессов по принятому основанию.
Уметь осуществлять поиск сходства и различия протекания информационных процессов у человека, в биологических, технических и социальных системах. Уметь выделять основные информационные процессы в реальных системах |
Оценка устных и письменных опросов, дифференцированный зачет. Оценка практических работ, дифференцированный зачет.
|
Информационная деятельность человека |
Знать классификацию информационных процессов по принятому основанию. Знать систему базовых знаний, отражающих вклад информатики в формирование современной научной картины мира. Знать базовые принципы организации и функционирования компьютерных сетей. Знать принципы обеспечения информационной безопасности, способы и средства обеспечения надежного функционирования средств ИКТ. Уметь исследовать с помощью информационных моделей структуры и поведения объекта в соответствии с поставленной задачей. Уметь выявлять проблемы жизнедеятельности человека в условиях информационной цивилизации и оценка предлагаемых путей их разрешения. Уметь использовать ссылки и цитирования источников информации. Уметь пользоваться нормами информационной этики и права. |
Оценка устных и письменных опросов, дифференцированный зачет.
Оценка практических работ, дифференцированный зачет.
|
Представление и обработка информации |
Знать о дискретной форме представления информации. Знать способы кодирования и декодирования информации. Знать роль информации и связанных с ней процессов в окружающем мире. |
Оценка устных и письменных опросов, дифференцированный зачет.
|
|
Знать математические объекты информатики. Знать математические объекты информатики, в том числе логические формулы Уметь оценивать информацию с позиций ее свойств (достоверности, объективности, полноты, актуальности и т. п.). Уметь пользоваться компьютерными средствами представления и анализа данных. Уметь отличать представление информации в различных системах счисления. |
Оценка практических работ, дифференцированный зачет.
|
Основные информационные процессы |
Уметь пользоваться навыками алгоритмического мышления и понимание необходимости формального описания алгоритмов. Уметь понимать программы, написанные на выбранном для изучения универсальном алгоритмическом языке высокого уровня. Уметь анализировать алгоритмы с использованием таблиц. Уметь реализовывать технологии решения конкретной задачи с помощью конкретного программного средства выбирать метод ее решения. Уметь разбивать процесс решения задачи на этапы. Уметь определять по выбранному методу решения задачи, какие алгоритмические конструкции могут войти в алгоритм |
Оценка практических работ, дифференцированный зачет. |
Управление процессами. Представление об автоматических и автоматизированных системах управления в социальноэкономической сфере деятельности. |
Уметь оценивать и организовывать информацию, в том числе получаемой из средств массовой информации, свидетельств очевидцев, интервью. Уметь анализировать и сопоставлять различные источники информации |
Оценка практических работ, дифференцированный зачет.
|
Архитектура компьютеров. Многообразие внешних устройств, подключаемых к компьютеру. Виды программного обеспечения компьютеров. |
Уметь анализировать компьютер с точки зрения единства его аппаратных и программных средств. Уметь анализировать устройства компьютера с точки зрения организации процедур ввода, хранения, обработки, передачи, вывода информации. Уметь определять средства, необходимые для осуществления |
Оценка практических работ, дифференцированный зачет.
|
|
информационных процессов при решении задач. Уметь анализировать интерфейс программного средства с позиций исполнителя, его среды функционирования, системы команд и системы отказов. Уметь выделять и определять назначения элементов окна программы |
|
Объединение компьютеров в локальную сеть. |
Знать типологии компьютерных сетей. Знать определение программного и аппаратного обеспечения компьютерной сети. Знать возможности разграничения прав доступа в сеть |
Оценка устных и письменных опросов, дифференцированный зачет.
|
Безопасность, гигиена, эргономика, ресурсосбережение. Защита информации, антивирусная защита |
Знать основы правовых аспектов использования компьютерных программ и работы в Интернете.
Уметь соблюдать требования техники безопасности, гигиены и ресурсосбережения при работе со средствами информатизации. Уметь реализовывать антивирусную защиту компьютера |
Оценка устных и письменных опросов, дифференцированный зачет. Оценка практических работ, дифференцированный зачет.
|
Технологии создания и преобразования информационных объектов |
Знать способы хранения и простейшей обработке данных. Знать основные сведения о базах данных и средствах доступа к ним; уметь работать с ними. Уметь работать с библиотеками программ. Уметь использовать компьютерные средства представления и анализа данных. Уметь осуществлять обработку статистической информации с помощью компьютера. Уметь пользоваться базами данных и справочными системами |
Оценка устных и письменных опросов, дифференцированный зачет.
Оценка практических работ, дифференцированный зачет.
|
Телекоммуникационные технологии |
Знать понятия о технических и программных средствах телекоммуникационных технологий. Знать способы подключения к сети Интернет. Знать понятия о компьютерных сетях и их роли в современном мире. Знать общие принципы разработки и функционирования интернетприложений. Знать способы создания и сопровождения сайта. Знать возможности сетевого программного обеспечения. |
Оценка устных и письменных опросов, дифференцированный зачет.
|
|
Уметь определять по ключевым словам, фразам для поиска информации. Уметь использовать почтовые сервисы для передачи информации. Уметь планировать индивидуальную и коллективную деятельность с использованием программных инструментов поддержки управления проектом. Уметь анализировать условия и возможности применения программного средства для решения типовых задач |
Оценка практических работ, дифференцированный зачет.
|
ВНЕСЁННЫХ В РАБОЧУЮ ПРОГРАММУ
№ п/п |
Дата внесения изменения |
Внесѐнные изменения |
№ страницы |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
Приложение 1
ПЛАНИРОВАНИЕ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ АКТИВНЫХ И
ИНТЕРАКТИВНЫХ ФОРМ И МЕТОДОВ ОБУЧЕНИЯ
№ п/п |
Тема учебного занятия |
Колво часов |
Активные и интерактивные формы и методы обучения |
формируемые универсальные учебные действия |
|
1. |
Разработка презентации в MS Power Point. |
2 |
Использование средств мультимедиа |
Работа с ПК |
|
2. |
Объединение компьютеров в локальную сеть. |
2 |
Технология полноценного сотрудничества |
Презентация, раздаточный материал |
|
3. |
Создание компьютерных публикаций в MS Publisher. |
2 |
Технология моделирования, или метод проектов |
|
Работа с ПК |
4. |
Организация расчетов в MS Excel. |
2 |
Использование мультимедиа |
средств |
Работа с ПК |
5. |
Проектирование БД в СУБД MS Access. |
2 |
Использование мультимедиа |
средств |
Работа с ПК |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.