Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, в рамках дополнительной общеразвивающей программы "Маленькая страна" для обучающихся 1-4 классов
Оценка 5

Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, в рамках дополнительной общеразвивающей программы "Маленькая страна" для обучающихся 1-4 классов

Оценка 5
pdf
21.03.2023
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики, в рамках дополнительной общеразвивающей программы "Маленькая страна" для обучающихся 1-4 классов
Комплекс упражнений артикуляционной гимнастики.pdf

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей

«Дом Детского Творчества»

 

 

        РАССМОТРЕНО                                                                                                УТВЕРЖДАЮ

Заседанием МС МБУ ДО «ДДТ»         Приказ № 152-0  Протокол № 5 от 18. 11.  2022 г.          От 18. 11.  2022г.

      Зам. директора по НМР  С. В. Синицына                                      Директор МБУ ДО «ДДТ» 

 Е. В. Агафонова 

  

 

 

Комплекс упражнений речевого тренинга,  в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Маленькая страна»

для обучающихся 1-4 классов 

  

 

составил:  Лискович Юлия Васильевна

педагог дополнительного образования

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Вихоревка, 2022г.

Комплекс упражнений речевого тренинга,

в рамках дополнительной общеразвивающей программы «Маленькая страна» для обучающихся 1-4 классов

 

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА   

       

Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции. Выработать чёткие и согласованные движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика.

Артикуляционная гимнастика – это совокупность специальных упражнений, направленных на укрепление мышц артикуляционного аппарата, развитие силы, подвижности и дифференцированности движений органов, участвующих в речевом процессе.

Регулярное использование этих упражнений способствует:

       улучшению кровоснабжения органов артикуляции;

       подвижности органов артикуляции;

       укреплению мышечной системы;

       уменьшению напряженности органов речи;

       прекращению заикания;

       формированию яркой и выразительной речи.

Все артикуляционные органы связаны с мозговой деятельностью человека, поэтому можно говорить о том, что гимнастика будет способствовать не только грамотной и красивой речи, но и развитию других психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Кроме того, успешный ребенок отличается от сверстников эмоциональным и физическим здоровьем, стремлением к обучению и общению, дисциплиной, высокими познавательными функциями, хорошим настроением, уверенностью в себе.

Каждое упражнение имеет свое название. Названия эти условные, но очень важно, чтобы дети их запоминали. Во-первых, название вызывает у ребенка интерес к упражнению, во-вторых, экономит время, так как не нужно всякий раз объяснять способы выполнения, а достаточно лишь назвать его.

Данный комплект упражнений для артикуляционной гимнастики рекомендован  для использования в театральных объединениях для младшего школьного возраста, а так же (выборочно) для физкультминуток на школьных уроках в начальной ступени.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рекомендации по проведению упражнений артикуляционной гимнастики:

 

       Артикуляционные упражнения следует проводить ежедневно, в некоторых случаях несколько раз в день в течение 2-3 минут.

 

       Артикуляционную гимнастику следует проводить сидя. Для того чтобы ребенок мог лучше контролировать свои движения, целесообразнее выполнять упражнения перед зеркалом. 

 

       Каждое упражнение выполняется 6 – 8 раз.

 

       Необходимо соблюдать последовательность: не предлагайте детям вначале сложных заданий, а постепенно переходите от упражнения к упражнению, от простого – к более сложному.

 

 

Упражнения для проведения артикуляционной гимнастики:

 

1.      «Заборчик» - Улыбнуться без напряжения, так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы. Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.

 

2.      «Трубочка» - Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой. Удерживать в таком положении губы под счет от 1 до 5 – 10.

 

3.      «Загони мяч в ворота» - Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик (лежит на столе перед ребенком), загоняя его между двумя кубиками.

 

4.      «Накажем непослушный язычок» - Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя…». Удерживать широкий язык в спокойном положении при открытом рте под счет от 1 до 10.

 

5.      «Лопатка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счет от 1 до 10.

 

6.      «Кто дальше загонит мяч?» - Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф, сдуть ватку на противоположный конец стола.

 

7.      «Почистим зубы» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх; так же верхние.

 

8.      «Грибок» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать тонкую шляпку грибка, а растянутая подъязычная связка - его ножку.)

 

9.      «Вкусное варенье» - Язык по часовой стрелке облизывает сначала верхнюю, затем нижнюю губу.

 

10.  «Гармошка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки. При повторении упражнения надо стараться открывать рот шире и все дольше удерживать язык в верхнем положении.

 

11.  «Фокус» - Улыбнуться, положить широкий передний край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.

 

12.  «Пароход гудит» - Приоткрыть рот и длительно произносить звук ы (как гудит пароход).

 

13.  «Индюк» - Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы – как бы поглаживая её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится бл-бл (как индюк болбочет).

 

14.  «Качели» - Улыбнуться, показать зубы, открыть рот, положить широкий язык на нижнюю губу и удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять широкий язык на верхнюю губу и удерживать под счет до 5. Так поочередно менять положение языка 4-6 раз.

 

15.  «Лошадка» - Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).

 

16.  «Маляр» - Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое нёбо, делая движения языком вперед-назад.

 

17.  «Барабанщик» - Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук д: д-д-д. Сначала звук д произносить медленно, постепенно убыстрять темп.

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Дом

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования детей «Дом

Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции

Правильное произношение звуков детьми обеспечивается хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляции

Артикуляционные упражнения следует проводить ежедневно, в некоторых случаях несколько раз в день в течение 2-3 минут

Артикуляционные упражнения следует проводить ежедневно, в некоторых случаях несколько раз в день в течение 2-3 минут

Гармошка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка)

Гармошка» - Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к нёбу и, не опуская язык, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошка, так растягивается подъязычная уздечка)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.03.2023