Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
Оценка 4.8 (более 1000 оценок)

Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Оценка 4.8 (более 1000 оценок)
docx
07.03.2020
Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития
игры на разв коммуникац.docx

Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития.

Задержка психического развития (ЗПР) — нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память, внимание, мышление, эмоционально-волевая сфера) отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.

 О. А. Защиринская отмечает черты незрелости в психическом облике и поведении детей с ЗПР: непосредственность, поверхностность переживаний, преобладание эмоционального мотива поведения, слабость волевого усилия, несамостоятельность и внушаемость, лабильность настроения – качества которые характеризуют личностную незрелость.

Работая с  детьми  с ЗПР,  педагоги сталкиваются с такими проблемами как: недоразвитие дифференцированного восприятия, произвольного внимания и, как следствие — логического запоминания. В основе этих трудностей могут лежать такие факторы, как слабое развитие интеллектуальной активности, несовершенство навыков и умений самоконтроля, а также интереса к учению.             Дети с ЗПР не  умеют общаться друг с другом, некоторые не сдержанны, вспыльчивы, проявляют склонность к агрессии, не желают делиться игрушками, помочь товарищу в трудной ситуации. У детей слабо развиты навыки сочувствия, сопереживания. Дети с ЗПР во многом инфантильны и им сложно воспринимать нормы и правила поведения, поэтому к таким детям необходим особый подход, с более подробным объяснением их поступков, действий, подсказка правильных решений, чтобы сформировать у ребёнка культуру правильного поведения.

Проблема обучения детей с ЗПР разрабатывалась отечественными учеными: К.С. Лебединской, Т.А. Власовой, М.С. Певзнер, В.И. Лубовским, Н.А. Цыпиной, Л.И. Переслени, В.В. Лебединским, И.Ф. Марковской, У.В. Ульенковой и другими. Все исследователи отмечают, что у детей с задержкой психического развития отмечаются несформированность коммуникативных навыков.

Важно помнить, что у дошкольника ведущей формой деятельности, по Л.С. Выготскому, является игровая, поэтому  формирование коммуникативных навыков должно происходить в процессе игры.

         Игра и есть та деятельность, которая обеспечивает всестороннее развитие ребёнка. Является одним из могучих средств обучения и воспитания, в которой ребёнок осваивает эмоционально, а затем интеллектуально всю систему человеческих отношений. Она позволяет развивать внимание, мышление, память и другие психические процессы, а так-же  коммуникативные навыки, поэтому в системе обучения и воспитания детей с ЗПР, игры занимают не только значительное место, но и представлены во всём их многообразии.

Окружающий мир, в который входит ребенок, подбрасывает с каждым годом все более сложные задачки,  для решения которых недостаточно просто видеть, слышать, чувствовать, а очень важно отмечать, запоминать, выделять связи, отношения между явлениями. Гармоничное развитие ребенка невозможно без такого важного процесса, как речь.

Развитие речи у дошкольников с задержкой психического развития является актульным и своевременным фактором.

Коммуникативные способности (или умение общаться)

Это умения и навыки общения человека с людьми, от которых зависит его успешность, обеспечивающие эффективность его общения и совместимость с другими людьми.                      (Немов Р.С.)

Особенности коммуникативной сферы дошкольников с ЗПР

 - Эмоциональная незрелость ведет к эмоциональной поверхности контактов (слабое переживание и сочувствие к собеседнику)

- Расторможенность психических процессов ведет к импульсивному поведению (крик, ссоры, драки)

- Быстрое закрепление аффективных реакций и повторение вне реальных конфликтов.

В целях приоритетного направления развития общения дошкольников с ЗПР, следует считать комплекс коммуникативных и речевых игр, объединённых общим названием «Школа юных волшебников»

Цель: развитие коммуникативных навыков дошкольников по средствам игровых технологий

Задачи:

Повышение потребности общения со сверстниками и взрослыми

Развитие способности к самоконтролю

Развитие способности к эмпатии

Повышение культуры вербального и невербального взаимодействия

Обогащение запаса знаний об окружающем

Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению

«Волшебные очки»

Цель: научить быть внимательным друг к другу, говорить

комплименты. (перед началом игры педагог объясняет, что надев «волшебные очки», дети будут видеть в своих товарищах только хорошее, дети с большим удовольствием делятся комплиментами).

Игры на развитие умения входить в контакт, вести диалог

Игра «Телефон»

Имитируя диалог на заданную тему «Как пригласить друга на День рождения» или «Как договориться о встречи»

Игры-ситуации

«У тебя не получается застегнуть пуговицу, попроси товарища помочь тебе» или «Тебе хочется поиграть в игрушку, в которую играет другой ребёнок, попробуй найти выход из сложившейся ситуации»

Игры на развитие речевых навыков

«Превращалки»

Цель: научить образовывать слова с уменьшительно- ласкательным суффиксом. (дети с помощью «волшебной палочки» превращают большие предметы в маленькие, отрабатывая при этом навык образования слов)

 «Наоборот»

Цель: научить образовывать слова с противоположным значением. (вооружившись волшебной палочкой и представив себя волшебником, дети без труда обогащают свой словарный запас)

Ленточку передавай, слова быстрее называй

«Кто быстрее и больше?» Педагог показывает детям ленточки разных цветов. Задача дошкольников состоит в том, чтобы назвать как можно больше предметов, овощей, фруктов, животных и т.п., которые соотвествуют определённому цвету. Например: жёлтый – груша, карандаш, солнце, лимон…; красный – яблоко, помидор, вишня… зелёный – жаба, кузнечик, огурец, трава… и т.д.

Игры на развитие невербального общения

Дети, рассматривая сюжетные изображения различных чувств, подробно беседуя с педагогом, высказывая собственное мнение о разных эмоциях, в дальнейшем без труда могут показать с помощью мимики и жестов, а также угадать эмоции играющего.

 «Угадай, кто ты?»

Игра тренирует внимание, развивает выразительность движений, расширяет кругозор. (Ведущий, надев на голову весёлый ободок с карточкой (не видя и не зная кто он) пытается догадаться, внимательно наблюдая за другими игроками, которые с помощью движений показывают Кто? или Что? он)

«Исправь предложение», когда нужно ложную информацию заменить на верную.

Например: «Осенью часто идет снег» или «Шарф надевают на ноги» и т. д. Или исправь слова в предложении: Мы слепили высокую ГОРКА, Мама купила Маше красивую ЮБКА.

Так же «Стихи небылицы»

Есть ли в поле светлячки?
Есть ли в море рыбки?
Есть ли крылья у теленка?
Есть ли клюв у поросенка?

Есть ли берег у ручья?
Есть ли двери у норы?
Есть ли хвост у петуха?
Есть ли нос у жучки?

При достаточно сформированном словаре можно предложить игры с близкими по звучанию словами, например:

Закричал охотник: «Ой, Двери гонятся за мной!» Посмотрите-ка, ребятки, Раки выросли на грядке. Куклу выронив из рук, Маша мчится к маме: Там ползёт зелёный Лук с длинными усами. Говорят, один рыбак в речке выловил башмак, Но зато ему потом на крючок попался Дом. Мы собрали васильки, на голове у нас Щенки. Русская красавица своей коЗою славится. Тащит мышонок в норку огромную хлебную Горку. Поэт закончил строчку, в конце поставил Дочку.

По ходу прочтения, уточнять, все ли поэт написал правильно. Если нет, то где ошибка.

Анализируя опыт использования игр и упражнений из цикла «Школа юных волшебников» можно сделать вывод о том, что дети стали общаться, взаимодействовать друг с другом, овладевая при этом новыми для них способами общения.

Спасибо за внимание!

Библиографический список:

  • Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Воспит. и обуч. детей с наруш. в развитии. – 2004. — № 1. – с. 10
  • Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002 – 64 с. (Коррекционно-развивающе обучение и воспитание дошкольников с ЗПР) – Режим доступа: http: //wwwklex. ru/ bmp
  • Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
  • Волковская, Т.Н. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей [Текст] / Т.Н. Волковская//Коррекционная педагогика. – 2003. — №2. -С. 5-17
  • Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов/ ОН. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. -375, [1]с.: ил. – (Писихологический практикум).
  • Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет/О. Н. Истратова. – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 317, [1]с.: ил. – (Писихологический практикум).
  • Методика психолого – педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития: учебно – методическое пособие / под науч. редакцией проф. Н. В. Новоторцевой. — Ярославль: Изд –во ЯГПУ, 2008. -111с.
  • Плигин, А.А. Образовательные компоненты и разработка внутрисубъектных образовательных технологий / А.А. Плигин // Психология обучения. — 2009. — №5. — С. 50-52.
  • Слепович Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте. – М.: Владос, 1994. – 124с.
  • Тесты для подготовки к школе. [Текст] / Авт. — сост. Е.Сеничева М.: Мой МирГмб Ко. КГ, 2007. – 256с. – (Азбука дошкольного воспитания).
  • Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.

 

 

 

 

 

 

Такая система коррекционно-развивающей работы позволила нам наиболее эффективно формировать положительные модели поведения у детей старшего дошкольного возраста в группе ЗПР.

 Детей с задержкой психического развития (ЗПР) отличает от нормы сниженный уровень познавательной деятельности, незрелость эмоционально – волевой сферы. Это изменяет ход речевого развития ребенка с ЗПР, которое проявляется в отставании речевого развития, низкой познавательной и речевой активности. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, она хороший проводник между взрослыми и детьми, развивает детей как физически, так и умственно. Ребенок в процессе игровой деятельности выполняет множество движений, где решаются задачи общения со взрослыми и сверстниками, реализовывается потребность в речевой активности, расширяется словарный запас, совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Именно в игре воспитываются такие черты характера ребенка, как целеустремленность, активность, коммуникабельность. Осознание правил и норм поведения проявляется в самостоятельности и активности ребенка. Это проявляется в том, как ребенок реагирует на столкновение с трудностями, необходима ли ему помощь и контроль взрослого при выполнении действия, умеет ли ребенок оценивать конечный результат своей деятельности, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Включая в традиционную игру разные виды двигательной активности, педагоги решают большой круг задач:

  • по развитию у детей движений;
  • воспитанию физических и нравственно-волевых качеств;
  • развитию речи, коррекции звукопроизношения;
  • формированию математических представлений;
  • развитию внимания, памяти, мышления.

В настоящее время в образовательном процессе все более значимым становится использование в обучении приёмов и методов, которые позволяют формировать умение самостоятельно добывать новые знания, делать умозаключения, пользоваться ими в новой ситуации. Педагогами детского сада разработаны и апробируются различные варианты дифференцированных игр с включением разных форм двигательной активности, способствующих разностороннему развитию ребенка на протяжении всего дошкольного периода.

Дошкольники с нарушениями речи и психофизического развития не умеют организовать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Поэтому для формирования инициативы у детей педагоги используют косвенные методы руководства, например, такой как метод проблемных ситуаций.

В процессе апробации игр с воспитанниками, имеющими задержку психического развития и общее недоразвитие речи, было отмечено: повысилась познавательная и речевая активность детей, проявился интерес к освоению программного материала, обогатился активный словарь, а так же формируются все психические процессы, происходит становление разных форм произвольного поведения. Формируя познавательную активность у ребенка, мы развиваем и его инициативу.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Поэтому особая роль принадлежит самостоятельной игровой деятельности, которая отличается от занятия тем, что возникает по инициативе самого ребенка, а, следовательно, ему интересна и может быть особенно продуктивной.

Развитие инициативности требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать это качество личности. Но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной.

 

В процессе работы над формированием коммуникативных навыков у дошкольников, важно следовать базовым принципам:

  • Постепенное усложнение поставленных задач. Разделить задание на несколько упрощенных этапов. Для каждого этапа необходимо подготовить подробную словесную инструкцию, с помощью которой ребёнок наверняка справится с поставленной задачей. Со временем нужно усложнить действия и увеличить их объем.
  • Удержание инструкции в памяти. Многократное проговаривание (взрослым или самим ребенком) полученной инструкции – залог того, что малыш запомнит заданный алгоритм действий и сам сможет контролировать их выполнение.
  • Формирование самоконтроля. При выполнении задания ребенок сам себя проверяет, объясняя себе или окружающим, что нужно сделать. Дополнительным стимулом может стать одна из особенностей детской психологии – желание посоревноваться (победитель, выполнивший задачу самостоятельно и без ошибок, поощряется).

Взаимодействие с детьми должно носить системный и конструктивный характер, реализоваться через различные виды игр (обучающие, обобщающие, познавательные, развивающие, продуктивные, коммуникативные, творческие, предметные, сюжетные, ролевые, вербальные, подвижные и т. д.), Поддерживать эмоциональное благополучие в процессе деятельности детско-взрослого коллектива. Поощрять индивидуальность и инициативу ребенка. Устанавливать правила взаимодействия в разных ситуациях. Обеспечивать возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения. Следовать принципу: не рядом, а вместе!

Библиографический список:

  • Борякова Н.Ю. Психологические особенности дошкольников с задержкой психического развития // Воспит. и обуч. детей с наруш. в развитии. – 2004. — № 1. – с. 10
  • Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррекция задержки психического развития у детей [Электронный ресурс]: учебно-методическое пособие/ Н.Ю. Борякова. – М.: Гном-Пресс, 2002 – 64 с. (Коррекционно-развивающе обучение и воспитание дошкольников с ЗПР) – Режим доступа: http: //wwwklex. ru/ bmp
  • Веракса, А.Н. Индивидуальная психологическая диагностика ребенка 5-7 лет: Пособие для психологов и педагогов. – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012. – 128 с.
  • Волковская, Т.Н. Генезис проблемы изучения задержки психического развития у детей [Текст] / Т.Н. Волковская//Коррекционная педагогика. – 2003. — №2. -С. 5-17
  • Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов/ ОН. Истратова, Т.В. Эксакусто. – Изд. 2-е. — Ростов н/Д: Феникс, 2006. -375, [1]с.: ил. – (Писихологический практикум).
  • Истратова, О.Н. Психологическое тестирование детей от рождения до 10 лет/О. Н. Истратова. – Изд. 3-е – Ростов н/Д: Феникс, 2011. – 317, [1]с.: ил. – (Писихологический практикум).
  • Методика психолого – педагогического обследования дошкольников с задержкой психического развития: учебно – методическое пособие / под науч. редакцией проф. Н. В. Новоторцевой. — Ярославль: Изд –во ЯГПУ, 2008. -111с.
  • Плигин, А.А. Образовательные компоненты и разработка внутрисубъектных образовательных технологий / А.А. Плигин // Психология обучения. — 2009. — №5. — С. 50-52.
  • Слепович Е.С. Психологическая структура задержки психического развития в дошкольном возрасте. – М.: Владос, 1994. – 124с.
  • Тесты для подготовки к школе. [Текст] / Авт. — сост. Е.Сеничева М.: Мой МирГмб Ко. КГ, 2007. – 256с. – (Азбука дошкольного воспитания).
  • Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 336 с.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] – Режим доступа: http: //www. vedu. ru/BigEncDic/34640.

«Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»

Детей с задержкой психического развития (ЗПР) отличает от нормы сниженный уровень познавательной деятельности, незрелость эмоционально – волевой сферы. Это изменяет ход речевого развития ребенка с ЗПР, которое проявляется в отставании речевого развития, низкой познавательной и речевой активности. Основным видом деятельности в дошкольном возрасте является игра, она хороший проводник между взрослыми и детьми, развивает детей как физически, так и умственно. Ребенок в процессе игровой деятельности выполняет множество движений, где решаются задачи общения со взрослыми и сверстниками, реализовывается потребность в речевой активности, расширяется словарный запас, совершенствуется мелкая моторика, координация движений. Именно в игре воспитываются такие черты характера ребенка, как целеустремленность, активность, коммуникабельность. Осознание правил и норм поведения проявляется в самостоятельности и активности ребенка. Это проявляется в том, как ребенок реагирует на столкновение с трудностями, необходима ли ему помощь и контроль взрослого при выполнении действия, умеет ли ребенок оценивать конечный результат своей деятельности, его взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.

Включая в традиционную игру разные виды двигательной активности, педагоги решают большой круг задач:

  • по развитию у детей движений;
  • воспитанию физических и нравственно-волевых качеств;
  • развитию речи, коррекции звукопроизношения;
  • формированию математических представлений;
  • развитию внимания, памяти, мышления.

В настоящее время в образовательном процессе все более значимым становится использование в обучении приёмов и методов, которые позволяют формировать умение самостоятельно добывать новые знания, делать умозаключения, пользоваться ими в новой ситуации. Педагогами детского сада разработаны и апробируются различные варианты дифференцированных игр с включением разных форм двигательной активности, способствующих разностороннему развитию ребенка на протяжении всего дошкольного периода.

Дошкольники с нарушениями речи и психофизического развития не умеют организовать свою деятельность, наполнить ее смыслом. У большинства не развито воображение, они творчески безынициативны, не умеют самостоятельно мыслить. Поэтому для формирования инициативы у детей педагоги используют косвенные методы руководства, например, такой как метод проблемных ситуаций.

В процессе апробации игр с воспитанниками, имеющими задержку психического развития и общее недоразвитие речи, было отмечено: повысилась познавательная и речевая активность детей, проявился интерес к освоению программного материала, обогатился активный словарь, а так же формируются все психические процессы, происходит становление разных форм произвольного поведения. Формируя познавательную активность у ребенка, мы развиваем и его инициативу.

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании. Инициативность является непременным условием совершенствования всей познавательной деятельности ребенка, но особенно творческой. Поэтому особая роль принадлежит самостоятельной игровой деятельности, которая отличается от занятия тем, что возникает по инициативе самого ребенка, а, следовательно, ему интересна и может быть особенно продуктивной.

Развитие инициативности требует доброжелательного отношения взрослых, которые должны всеми силами поддерживать и развивать это качество личности. Но инициативность должна быть разумной и нравственно оправданной.

Игровая деятельность ориентирована на детей с разной степенью подвижности.

 

 


 

Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Комплекс занимательных игр и упражнений для развития коммуникативных навыков детей дошкольного возраста с задержкой психического развития

Проблема обучения детей с ЗПР разрабатывалась отечественными учеными:

Проблема обучения детей с ЗПР разрабатывалась отечественными учеными:

Коммуникативные способности (или умение общаться)

Коммуникативные способности (или умение общаться)

Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению «Волшебные очки»

Игры на развитие внимания, интереса к партнеру по общению «Волшебные очки»

Наоборот» Цель: научить образовывать слова с противоположным значением

Наоборот» Цель: научить образовывать слова с противоположным значением

Например: «Осенью часто идет снег» или «Шарф надевают на ноги» и т

Например: «Осенью часто идет снег» или «Шарф надевают на ноги» и т

Спасибо за внимание! Библиографический список:

Спасибо за внимание! Библиографический список:

Плигин, А.А. Образовательные компоненты и разработка внутрисубъектных образовательных технологий /

Плигин, А.А. Образовательные компоненты и разработка внутрисубъектных образовательных технологий /

Именно в игре воспитываются такие черты характера ребенка, как целеустремленность, активность, коммуникабельность

Именно в игре воспитываются такие черты характера ребенка, как целеустремленность, активность, коммуникабельность

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании

Инициативность проявляется во всех видах деятельности, но ярче всего в общении, предметной деятельности, игре, экспериментировании

Обеспечивать возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

Обеспечивать возможность выбора детьми материалов, видов активности, участников совместной деятельности и общения

Включая в традиционную игру разные виды двигательной активности, педагоги решают большой круг задач: по развитию у детей движений; воспитанию физических и нравственно-волевых качеств; развитию речи,…

Включая в традиционную игру разные виды двигательной активности, педагоги решают большой круг задач: по развитию у детей движений; воспитанию физических и нравственно-волевых качеств; развитию речи,…

Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»

Дифференцированные игры для детей с нарушением речи и психофизического развития как средство развития партнерских отношений с родителями»
Скачать файл
Приз 200 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.