Представленный комплекс артикуляционной гимнастики мржет быть использован как в группе компенсирующей направленности, так и в общеразвивающей. Способствует разитию атрикуляционного аппарата. Можетприменяться как в фронтальных так и в индивидуальных видах деятельности педагога с детьми. В комплексе прослеживается поэтапное становление звуков детей дошкольного возраста.комплекс артикуляционной гимнастики
АРТ. ГИМН. 5-6 лет.doc
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
ДЛЯ ЗВУКА Л
Блинчик
Цель. Вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его
широким, распластанным.
К р а т к о е о п и с а н и е . Улыбнуться, приоткрыть рот, положить
широкий передний край языка на нижнюю губу, пошлепывая язык губами,
произносить звуки пяпяпя...(месим тесто) Удерживать широкий язык в
спокойном положении при открытом рте под счет от одного до пяти —
десяти.(жарим блинчик), Втягиваем распластанный язык за нижние зубы
(убираем на тарелочку)Прикусываем язык (кушаем блинчик)
У к а з а н и я . 1. Губы не растягивать в сильную улыбку. 2. Следить, чтобы
не подворачивалась нижняя губа. 3. Не высовывать язык далеко: он
должен только накрывать нижнюю губу. 4. Боковые края языка должны
касаться углов рта. 5. Похлопывать язык губами надо несколько раз на
одном выдохе. Следить,
чтобы ребенок не задерживал при этом
выдыхаемый воздух.
Лошадка
Цель. Укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
К р а т к о е о п и с а н и е . Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и
пощелкать кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
У к а з а н и я . 1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе,
потом быстрее. 2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только
язык 3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т. е.
чтобы ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Вкусное варенье
Ц е л ь. Вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и
положение языка, близкое к форме чашечки, которое оп принимает при
произнесении звука ш.
К р а т к о е о п и с а н и е . Слегка приоткрыть рот и широким передним
краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз,
но не из стороны в сторону.
У к а з а н и я . 1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть
не помогала, не «подсаживала» язык наверх — она должна быть
неподвижной (можно придерживать ее пальцем). 2. Язык должен быть
широким, боковые края его касаются углов рта.
Индюк
Цель. Вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней
части.
К р а т к о е о п и с а н и е . Приоткрыть рот, положить язык на
верхнюю губу и производить движения широким передним краем
языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык
от губы — как бы поглаживать ее. Сначала производить медленные
движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится
блбл (как индюк болбочет).
У к а з а н и я . 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался. 2.
Чтобы движения языком были впередназад, а не из стороны в сторону. 3.
Язык должен «облизывать» верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
Качели
Цель. Вырабатывать умение быстро менять положение языка,
необходимое при соединении звука л с гласными а, ы, о, у.
К р а т к о е о п и с а н и е . Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот,
положить широкий язык за нижние зубы (с внутренней стороны) и
удерживать в таком положении под счет от 1 до 5. Потом поднять
широкий язык за верхние зубы (тоже с внутренней стороны) и удерживать
под счет от одного до пяти. Так, поочередно менять положение языка 4—
б раз.
У к а з а н и я . Следить, чтобы работал только язык, а нижняя
челюсть и губы оставались неподвижными.
Молоток
Цель. Вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку
определить место языка при произнесении звука л.
К р а т к о е о п и с а н и е . Ребенок должен постукивать кончиком
языка за верхними зубами
Парус Цель. Вырабатывать подъём языка
Указания . поднять широкий язык и зацепить за верхние зубы ,
удерживать в таком положении на счет от 1 до 5
ПЕРВЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
(для свистящих звуков С, 3, Ц)
Для произнесения свистящих звуков требуются сложные и тонкие движения
языка (участвуют кончик языка, боковые края языка, спичка языка),
движение губ, нижний челюсти и наличие воздушной струи (достаточно
сильной и направленной посередине языка). Выработке необходимых
движений языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения:
Упражнение: Загнать мяч в ворота"
Цель упражнения. Вырабатывать длительную, целенаправленную воздушную
струю.
Выполнение упражнения. Вытянуть губы вперёд трубочкой и длительно дуть
на лежащий перед ребенком ватный шарик, загоняя его между двумя
кубиками, стоящими впереди на столе.
Мет одические указания.
1.Следить, чтобы не надувались щёки, для этого их можно слегка
придерживать пальцами.
2. Загонять шарик на одном выдохе, не допускать прерывистую струю.
Упражнение "Наказать непослушный язык"
Цель упражнения: способствовать расслаблению мышц языка. Выполнение
упражнение. Чтобы язык был широким и спокойным, надо немного
приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывать
его губами, произносить звуки " п я п я п я ". Удерживать широкий язык в
спокойном положении при открытом рте под счёт от одного до пяти—
десяти.
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его должны касаться уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. При
этом следить, чтобы ребёнок не задерживал выдыхаемый воздух. Это можно
легко проконтролировать: надо поднести ватку ко рту, и она при
правильном выполнении упражнения будет отклоняться. Одновременно это
упражнение способствует выработке целенаправленной воздушной струи.
Упражнение "Сделать язык широким"
Цель упражнения: вырабатывать умение удерживать язык в спокойном
расслабленном положении.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий
передний край языка на нижнюю губу. Удерживать в таком положении под
счет логопеда от одного до 510.
Методические указания.
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не поворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
5. Если это упражнение не получается, надо вернуться к упражнению
"Наказать непослушный язычок".
Упражнение "Кто дальше загонит мяч"
Цель упражнения : вырабатывать плавную, длительную, непрерывную
воздушную струю, идущую посередине языка.
Выполнение упражнения. Улыбнуться, положить широкий передний край
языка, на нижнюю губу и, как бы произнося длительно Ф, сдуть ватку на
противоположный край стола.
Методические указания.
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы дети произносили звук Ф, а не звук X, т.е. чтобы струя
была узкая, а не рассеянная. посередине языка был желобок и сдуть ватку, положенную на кончик носа
Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе. Если это не
получается, можно слегка придерживать.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние губы.
Упражнение "Присоси конфетку"
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъем языка вверх.
Выполнение: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый
край языка положить тоненький кусочек ириски и попросить ребенка
приклеить кусочек к небу за верхними зубами.
Упражнение "Грибок"
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, присосать язык к небу и не
отпуская языка, открывать рот. Губы находятся в положении "улыбки". При
повторении упражнения рот надо стараться открывать все шире и все
дальше язык в верхнем положении.
Методические указания.
1. Когда открывается рот, следить, чтобы губы были не подвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая в верхнем положении под счет от
310
ВТОРОЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ (для шипящих звуков Ш, Ж,
Ч, Щ)
Для произнесения шипящих звуков требуются сложные и тонкие движения
языка, губ, нижней челюсти и наличие воздушной струи, достаточно сильной
и направленной посередине языка. Выработке необходимых движений языка
и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
Упражнение "Наказать непослушный язык" (см. выше)
Упражнение "Сделать язык широким" (см. выше)
Упражнение "Вкусное варенье"
Цель: вырабатывать движение широкой передней челюсти языка вверх и
положение близкое к форме "чашечки", которое принимает язык при
произнесении звуча "Ш"
Выполнение: слегка приоткрыть рот и широким передним краем облизать
верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, а не из стороны в
сторону.
Методические указания.
1. Следить, чтобы работал язык, чтобы нижняя челюсть не помогала и не
"не подсаживала" язык вверх, она должна быть неподвижной.
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
З. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению
"Наказать непослушный язычок". Как только язык будет распластанным, так
шпателем поднять вверх и завернуть верхнюю губу.
Упражнение "Фокус"
Цель: вырабатывать подьем языка вверх, умение придавать языку форму
ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний
край языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а Сначала производить медленные движения, затем убыстрять темп и
добавлять голос, пока не послышатся звуки "бл бл" (как индюк болбочет).
Методические указания.
1. Следить, чтобы кончик языка был широким, не сужался.
2. Чтобы движения языком вперед были вперед назад, а не из стороны в
сторону.
3. Язык должен облизывать верхнюю губу, а не выдвигаться вперед.
Упражнение "Качели"
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое
при соединении звука Л с гласными а, ы, о, у.
Выполнение: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий язык, за
нижние зубы (с внутренней стороны) и удерживать в таком положении под
счет от одного до пяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы тоже
с внутренней стороны и удерживать под счет от 15. Так поочередно менять
положение языка через шесть раз.
Методические указания.
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались
неподвижными.
Упражнение "Пощелкать кончиком языка"
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Выполнение: приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, как лошадка
цокает копытами.
Методические указания.
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться, работает только язык.
3. Если у ребенка пощелкивание не получается, нужно выполнить
упражнение "Присоси конфетку".
4. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы
ребенок щелкал языком, а не чмокал.
Упражнение "Беззвучно пощелкать кончиком языка"
Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь определить место его
при произнесении звука Л.
Выполнение: ребенок должен производить те же движения языком, что и в
предыдущем упражнении, только беззвучно.
ТРЕТИЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ (для звука Л)
Для произнесения звука Л требуются достаточно сложная
и/дифференцированная работа различных частей языка. Выработке
необходимых движений языка способствуют следующие упражнения.
Упражнение 'Наказать непослушный язык" (см.выше)
Упражнение "Сделать язык широким" (см. выше)
Упражнение "Вкусное варенье" (см. выше)
Упражнение "Гудит пароход"
Цель: вырабатывать подъём спинки языка вверх.
Выполнение упражнения. Приоткрыть рот и длительно произносить звук "Ы"
(как гудит пароход).
Методические указания.
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а
спинка была поднята к небу.
Упражнение "Индюки"
Цель: вырабатывать подъём языка вверх и подвижность его передней части.
Выполнение упражнения. Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу
и производить движения широким передним краем языка по верхней губе
вперед назад, стараясь не отры¬вать язык от губы, как бы поглаживая её. Методические указания.
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны, упражнение
выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается
изо рта.
ЧЕТВЕРТЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ (для звука Р)
Для произнесения звука Р необходима сложная работа всех мышц языка и
сильная выдыхаемая воздушная струя. Выработке необходимых движений
языка и воздушной струи способствуют следующие упражнения.
Упражнение "Пощелкать кончиком языка" (см. выше)
Упражнение "Вкусное варенье" (см. выше)
Упражнение "Индюки" (см. выше)
Упражнение "Маляр"
Цель: учить ребенка поднимать язык вверх.
Выполнение: улыбнуться, открыть рот и погладить кончиком языка твердое
небо, делая движения языком впередназад.
Методические указания.
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следить, чтобы язык доходил до внутренней поверхности верхних зубов и
не высовывался изо рта.
Упражнение "Чьи зубы чище?"
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть им.
Выполнение: приоткрыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с
внутренней стороны, делая движение языком из стороны в сторону.
Методические указания.
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а
находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна, работает только язык.
Упражнение "Барабанщики"
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и
умение владеть им.
Выполнение: улыбнуться, открыть рот, и постучать кончиком языка за
верхними зубами: ддд. Сначала звук Д произносить медленно. Постепенно
убыстрять темп.
Методические указания.
1. Рот должен быть все время приоткрыт, губы в улыбке, нижняя челюсть
неподвижна; работает только язык
2. Следить, чтобы звук Д носил характер четкого удара, а не хлюпал.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук Д нужно производить так, чтобы ощущалась выдыхаемая воздушная
струя. Для этого поднести ко рту полоску бумаги. При правильном
выполнении упражнения она будет отклоняться.
ПЯТЫЙ КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ
(для дифференциации свистящих и шипящих звуков сш, зж, цч)
Упражнение "Качели" (см. выше)
Упражнение "Насос"
Цель: уточнить артикуляцию и произнесение звука С.
Выполнение. Предложить ребенку длительно произнести звук С так, как
воздух свистит, когда выходит из насоса. Обратить его внимание на то, что
при произнесении звука С язык находится за нижними зубами, губы в
улыбке, выдыхаемая струя воздуха холодная.
Упражнение "Шар лопнул"
Цель: уточнить артикуляцию и произнесение звука Ш.
Выполнение. Предложить ребенку длительно произнести звук Ш так, как
воздух выходит из проколотой шины. Обратить внимание на то, что при
произнесении звука Ш передний край языка находится за верхними зубами, губы округлены, выдыхаемая струя воздуха теплая.
Упражнение "Угадай, что это?"
Цель: научить ребенка различать звуки С и Ш при их сопоставлении.
Выполнение: поочередно, не спеша, нужно произносить звуки С и Ш, а
ребенок соответственно звуку должен показывать то на картинку,
изображающую велосипедный насос (если он слышит звук С), то на
картинку, изображающую проколотую шину (если он слышит звук Ш).
Потом вы показываете то на картинку с насосом, то на картинку с шиной, а
ребенок соответственно называет или звук С, или звук Ш.
Упражнение "Будь внимательным, смотри, без ошибки повтори"
Цель: научить ребенка различать и правильно произносить звуки С и Ш в
слогах.
Выполнение: Предложить ребенку повторить за вами попарно слоги,
соблюдая определенную последовательность: са ша, со шо, су шу, сы
ши.
При повторении упражнения взрослый должен располагать слоги в ином
порядке: ша са, шо со, шу су, ши сы и т.д. Произносить звуки надо
громко. При повторении упражнения взрослый прикрывает листком бумаги
свой рот (держа бумагу па расстоянии 1520 см ото рта), чтобы ребенок не
видел артикуляции этих звуков, а воспринимал их только на слух.
Упражнение "Если звук угадал, верно слово ты назвал"
Цель: показать ребенку, что с изменением звука может измениться и смысл
слова.
Выполнение: Предложите ребенку правильно повторять за взрослым два
слова, в которых с изменением дифференцируемых звуков С и Ш меняется
их смысл. Ребенок должен после повторения каждой пары слов раскрыть их
смысловое значение. Например, объяснить, что такое мишка и что такое
миска, и указать, в каком слове звук С, а в каком Ш: кашка каска, мишка
миска, крыша крыса и др.
Упражнение "На картинку посмотри, ее верно назови"
Цель: научить ребенка не смешивать звуки С и Ш, когда они встречаются в
одном и том же слове.
Выполнение: подберите картинки, в названии которых одновременно
встречаются звуки С и Ш и попросите ребёнка правильно их назвать: Саша,
шоссе, сушки, старушка, солнышко, машинист, стеклышко, пушистый снег и
др. При отсутствии картинок можно предложить ребенку повторить эти
слова за взрослыми.
Упражнение "Кто лучше придумает"
Цель: научить ребенка правильно употреблять звуки С и Ш во фразах.
Выполнение: по картинкам, подобранным для предыдущего упражнения,
ребенок должен составить предложения и правильно произнести их. Если
нет картинок, взрослый называет слово, а ребенок составляет с этим словом
предложение. Можно соревноваться, чье предложение интереснее. Сначала
предложение должен составить взрослый, а затем ребенок, например со
словом "шоссе" можно составить такую фразу: "Саша шла по тропинке
вдоль шоссе".
Упражнение "Выучите с ребенком стихотворение"
Простокваши дали Клаше,
Недовольна Клаша:
Не хочу я простокваши,
Дайте просто каши!
Дали вместо простокваши
Каши нашей Клаше:
Не хочу я просто каши
Так без простокваши!
Дали вместе с простоквашей
Каши Клаше нашей,
Ела, ела Клаша кашу
Вместе с простоквашей.
А поела встала, "Спасибо" сказала.
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука
P
1. Чьи зубы чище?
Цель: вырабатывать подъем языка вверх и умение владеть языком.
Описание: широко открыть рот и кончиком языка "почистить" верхние зубы с внутренней стороны, делая движения языком из стороны в сторону.
Внимание!
1. Губы в улыбке, верхние и нижние зубы видны.
2. Следить, чтобы кончик языка не высовывался, не загибался внутрь, а
находился у корней верхних зубов.
3. Нижняя челюсть неподвижна; работает только язык.
2. Маляр
Цель: отрабатывать движение языка вверх и его подвижность.
Описание: улыбнуться, открыть рот и "погладить" кончиком языка нёбо,
делая языком движения впередназад.
Внимание!
1. Губы и нижняя челюсть должны быть неподвижны.
2. Следите, чтобы кончик языка доходил до внутренней поверхности
верхних зубов, когда он продвигается вперед, и не высовывался изо рта.
3. Кто дальше загонит мяч?
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю,
идущую посередине языка.
Описание: улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю
губу и, как бы произнося длительно звук "ф", сдуть ватку на
противоположный край стола.
Внимание!
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук "ф", а не звук "x", т.е. чтобы
воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
4. Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и
положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при
произнесении шипящих звуков.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка
облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из
стороны в сторону.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не
"подсаживала" язык наверх она должна быть неподвижной (можно
придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
5. Индюк.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить
движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад,
стараясь не отрывать язык от губы как бы поглаживать ее. Сначала
производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос,
пока не послышится блбл (как индюк болбочет).
Внимание! 1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Следить, чтобы движения языком были впередназад, а не из стороны в
сторону.
3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
6. Барабанщики.
Цель: укреплять мышцы кончика языка, вырабатывать подъем языка вверх и
умение делать кончик языка напряженным.
Описание: улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка по верхним
альвеолам, многократно и отчетливо произнося звук, напоминающий
английский звук "д". Сначала звук "д" произносить медленно, постепенно
увеличивать темп.
Внимание!
1. Рот должен быть все время открыт, губы в улыбке, нижняя челюсть
неподвижна; работает только язык.
2. Следить, чтобы звук "д" носил характер четкого удара, не был
хлюпающим.
3. Кончик языка не должен подворачиваться.
4. Звук "д" нужно произносить так, чтобы ощущалась выдыхаемая
воздушная струя. Для этого надо поднести ко рту кусочек ваты. При
правильном выполнении упражнения она будет отклоняться.
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения звука
Л
1. Наказать непослушный язычок. Цель: вырабатывать умение расслабив мышцы языка, удерживать его
широким, распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю
губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пяпяпя… Удерживать
широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от
одного до пятидесяти.
Внимание!
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2.Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3.Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить,
чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка,
если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.
Одновременно это упражнение способствует выработке направленной
воздушной струи.
2. Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и
положение языка, близкое к форме чашечки.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка
облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из
стороны в сторону.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не
"подсаживала" язык наверх она должна быть неподвижной (можно
придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению
"Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным,
нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
3. Пароход гудит.
Цель: вырабатывать подъем спинки языка вверх.
Описание: приоткрыть рот и длительно произносить звук "ы" (как гудит
пароход).
Внимание!
Следить, чтобы кончик языка был опущен и находился в глубине рта, а
спинка была поднята к небу.
4. Индюк.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, подвижность его передней части.
Описание: приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить
движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад,
стараясь не отрывать язык от губы как бы поглаживать ее. Сначала
производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос,
пока не послышится блбл (как индюк болобочет).
Внимание!
1. Следить, чтобы язык был широким и не сужался.
2. Чтобы движения языком были впередназад, а не из стороны в сторону.
3. Язык должен "облизывать" верхнюю губу, а не выбрасываться вперед.
5. Качели.
Цель: вырабатывать умение быстро менять положение языка, необходимое
при соединении звука л с гласными а, ы, о, у. Описание: улыбнуться,
показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы (с
внутренней стороны) и удерживать в таком положении под счет от одного
до пяти. Так поочередно менять положение языка 46 раз.
Внимание!
Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались
неподвижными.
6. Лошадка.
Цель: укреплять мышцы языка и вырабатывать подъем языка вверх.
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать
кончиком языка (как лошадка цокает копытами).
Внимание!
1. Упражнение сначала выполняется в медленном темпе, потом быстрее.
2. Нижняя челюсть не должна двигаться; работает только язык.
3. Следить, чтобы кончик языка не подворачивался внутрь, т.е. чтобы
ребенок щелкал языком, а не чмокал.
7. Лошадка едет тихо. Цель: вырабатывать движение языка вверх и помочь ребенку определить
место языка при произнесении звука "л".
Описание: ребенок должен производить те же движения языком, что и в
предыдущем упражнении, только беззвучно.
Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть и губы были неподвижны: упражнение
выполняет только язык.
2. Кончик языка не должен загибаться внутрь.
3. Кончик языка упирается в небо за верхними зубами, а не высовывается
изо рта.
8. Дует ветерок.
Цель: вырабатывать воздушную струю, выходящую по краям языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, прикусить кончик языка передними
зубами и подуть. Наличие и направление воздушной струи
проконтролировать ваткой.
Внимание! Следить, чтобы воздух выходил не посередине, а из углов рта.
Комплекс упражнений для выработки правильного произношения
шипящих звуков (ш, ж, щ, ч)
1. Наказать непослушный язычок.
Цель: вырабатывать умение, расслабив мышцы языка, удерживать его
широким, распластанным.
Описание: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю
губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки пяпяпя… Удерживать
широкий язык в спокойном положении, при открытом рте под счёт от
одного до пятидесяти.
Внимание!
1. Нижнюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы.
2. Язык должен быть широким, края его касаются уголков рта.
3. Похлопывать язык губами надо несколько раз на одном выдохе. Следить,
чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух.
Проконтролировать выполнение можно так: поднести ватку ко рту ребёнка,
если тот делает упражнение правильно, она будет отклоняться.
Одновременно это упражнение способствует выработке направленной
воздушной струи.
2. Сделать язык широким.
Цель: выработать умение удерживать язык в спокойном, расслабленном
положении.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на нижнюю губу. Удерживать его в таком положении под счёт от
одного до пятидесяти.
Внимание!
1. Губы не растягивать в сильную улыбку, чтобы не было напряжения.
2. Следить, чтобы не подворачивалась нижняя губа.
3. Не высовывать язык далеко, он должен только накрывать нижнюю губу.
4. Боковые края языка должны касаться углов рта.
3. Приклей конфетку.
Цель: укрепить мышцы языка и отработать подъём языка наверх.
Описание: положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край
языка положить тоненький кусочек ириски, приклеить кусочек конфетки к
нёбу за верхними зубами.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, нижняя челюсть должна быть
неподвижна.
2. Рот открывать не шире, чем на 1,52 см.
3. Если нижняя челюсть участвует в выполнении движения, можно поставить
чистый указательный палец ребёнка сбоку между коренными зубами (тогда
он не будет закрывать рот).
4. Выполнять упражнение надо в медленном темпе.
4. Грибок.
Цель: вырабатывать подъём языка вверх, растягивая подъязычную связку
(уздечку).
Описание: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий
язык всей плоскостью к нёбу, широко открыть рот. (Язык будет напоминать
тонкую шляпку гриба, а растянутая подъязычная связка его ножку.)
Внимание!
1. Следить, чтобы губы были в положении улыбки.
2. Боковые края языка должны быть прижаты одинаково плотно ни одна
половина не должна опускаться. 1. Следить, чтобы при открывании рта губы были неподвижны.
2. Открывать и закрывать рот, удерживая его в каждом положении под счёт
от трёх до десяти.
3. Следить, чтобы при открывании рта не провисала одна из сторон языка.
8. Фокус.
Цель: вырабатывать подъем языка вверх, умение придавать языку форму
ковшика и направлять воздушную струю посередине языка.
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край
языка на верхнюю губу так, чтобы боковые края его были прижаты, а
посередине языка был желобок, и сдуть ватку, положенную на кончик носа.
Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Внимание!
1. Следить, чтобы нижняя челюсть была неподвижной.
2. Боковые края языка должны быть прижаты к верхней губе; посередине
образуется щель, в которую идет воздушная струя. Если это не получается,
можно слегка придержать язык.
3. Нижняя губа не должна подворачиваться и натягиваться на нижние зубы.
3. При повторении упражнения надо открывать рот шире.
5. Кто дальше загонит мяч.
Цель: вырабатывать плавную, длительную, непрерывную воздушную струю,
идущую посередине языка. Описание: улыбнуться, положить широкий
передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук ф,
сдуть ватку на противоположный край стола.
Внимание!
1. Нижняя губа не должна натягиваться на нижние зубы.
2. Нельзя надувать щёки.
3. Следить, чтобы ребёнок произносил звук ф, а не звук х, т.е. чтобы
воздушная струя была узкой, а не рассеянной.
6. Вкусное варенье.
Цель: вырабатывать движение широкой передней части языка вверх и
положение языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при
произнесении шипящих звуков.
Описание: слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка
облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из
стороны в сторону.
Внимание!
1. Следить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не
"подсаживала" язык наверх она должна быть неподвижной (можно
придерживать её пальцем).
2. Язык должен быть широким, боковые края его касаются углов рта.
3. Если упражнение не получается, нужно вернуться к упражнению
"Наказать непослушный язык". Как только язык станет распластанным,
нужно поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
7. Гармошка.
Цель: укреплять мышцы языка, растягивать подъязычную связку (уздечку).
Описание: улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не опуская
языка, закрывать и открывать рот (как растягиваются меха гармошки, так
растягивается подъязычная уздечка). Губы находятся в положении улыбки.
При повторении упражнения надо стараться открывать рот всё шире и всё
дольше удерживать язык в верхнем положении.
Внимание!
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
КОМПЛЕКС АРТИКУЛЯЦИОННОЙ ГИМНАСТИКИ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.