Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера
Оценка 4.9

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
музыка +1
Взрослым
23.01.2018
Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для  профессиональной деятельности концертмейстера
Работая десять лет в данной группе, а до этого 9 лет в кружке гимнастики концертмейстером – «пианистом», накопился определенный опыт, который лёг в основу данной методической рекомендации. Поле деятельности концертмейстера в детском хоровом коллективе очень обширно и значимо. Перед ним стоит благородная миссия: • приобщить ребенка к миру прекрасного; • помочь ему выработать навыки пения в ансамбле и хоре; • развить музыкальность; • формировать его жизненную позицию.Время, в которое мы живем, сложное и противоречивое. Сложившийся уклад жизни людей подвергается коренным изменениям. Происходят политические, экономические и социальные преобразования, и, как результат этого – переоценка ценностей. Ведущая роль в этом процессе принадлежит эстетической сфере, которая объединяет все виды человеческой деятельности: познавательную, нравственную, художественную и т.д. В данном случае, хочется сказать о музыкальных ценностях, о роли музыкального образования детей. Реализацией важнейших задач музыкального образования и воспитания занимается образцовая шоу-группа «Поющие Звёзды» МОУ лицей «МОК №2» г. Джанкой, Крым, Россия, которая создает широкий общекультурный, эмоционально-значимый фон по эстетическому музыкальному направлению, который способствует адаптации и самореализации личности.
Комплекс способностей.doc
Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для  профессиональной деятельности концертмейстера из опыта работы концертмейстера  образцовой шоу­группы  «Поющие звезды» МОУ лицей «МОК № 2» г. Джанкой» Гаврилович Елены Станиславовны Время, в которое мы живем, сложное и противоречивое. Сложившийся уклад   жизни   людей   подвергается   коренным   изменениям.   Происходят политические, экономические и социальные преобразования, и, как результат этого   –   переоценка   ценностей.   Ведущая   роль   в   этом   процессе   принадлежит эстетической сфере, которая объединяет все виды человеческой деятельности: познавательную, нравственную, художественную и т.д. В   данном   случае,   хочется   сказать   о   музыкальных   ценностях,   о   роли музыкального образования детей. Реализацией   важнейших   задач   музыкального   образования   и   воспитания занимается образцовая шоу­группа «Поющие Звёзды» МОУ лицей «МОК №2» г. Джанкой,   Крым,   Россия,   которая   создает   широкий   общекультурный, эмоционально­значимый   фон   по   эстетическому   музыкальному   направлению, который способствует адаптации и самореализации личности. Работая десять лет в данной группе, а до этого 9 лет в кружке гимнастики концертмейстером – «пианистом», накопился определенный опыт, который лёг в основу данной методической рекомендации. Поле деятельности концертмейстера в детском хоровом коллективе очень обширно и значимо. Перед ним стоит благородная миссия:  приобщить ребенка к миру прекрасного;  помочь ему выработать навыки пения в ансамбле и хоре;  развить музыкальность;  формировать его жизненную позицию. Отсюда следует, что к концертмейстеру предъявляются большие требования. Он должен обладать: 1. Общей музыкальной одаренностью. 2. Хорошим музыкальным слухом, воображением. 3. Умением охватить образ и форму произведения. 1 Он должен быть: артистичным; суметь воплотить замысел автора;    быстро освоить музыкальный текст;  читать 3­х строчную и 4­х строчную партитуру;  быть личностью. Концертмейстеру необходимы и профессиональные навыки: 1. Уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать смысл   произведения,   играть   аккомпанемент,   ясно   представляя   партию солиста. 2. Транспонировать текст в пределах кварты. 3. Владеть навыками игры в ансамбле. 4. Читать хоровые партитуры и транспонировать их на 0,5 тона и 1 тон вверх и вниз. 5. Знать основные дирижерские жесты и приемы. 6. Знать   основы   вокала:   постановка   голоса,   дыхания,   фразировку артикуляции,   нюнсов:   темп   и   характер   произведения,   если   надо   – незаметно подыграть мелодию (хору). 7. Уметь на «слух» подобрать мелодию и аккомпанемент, импровизировать, фрактурно   (там,   где   нужно))   изобразить   заданную   тему,   подбирать гармоническую основу к теме в простой фактуре. 8. Знать   основы   музыкальной   культуры,   изобразительного   искусства   и литературы,   чтобы   грамотно   отразить   стиль   и   образный   строй произведения. 9. Должен овладеть навыками общения с младшими и старшими хоровыми коллективами. 10.Помогать дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные виды упражнений, а так же задать четкий ритм работы. Ведь   не   секрет,   что   не   только   от   дирижера,   но   и   от   профессионализма аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений. Пианист следит за жестами дирижера постоянно, поэтому он, зная основы дирижерской техники, умеет играть «по руке» дирижера. Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского исполнения отличается рядом дополнительных сложностей. На занятиях вокала (на  этапе   разучивания  репертуара)   иногда   надо  показать  звучание  отдельных 2 голосов   в   хоровой   партитуре   и   звучание   всего   музыкального   полотна.   Здесь нужна способность беглого чтения с листа как с партитуры, так и совмещения хоровой партитуры с аккомпанементом в произведении, при этом необходимо добиться   выразительности.   Через   показ   на   инструменте   концертмейстер обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку и ритм. При   первом   исполнении   вокального   сочинения   на   фортепиано   пианист должен увлечь и заинтересовать певцов. Ему следует точно передать авторский музыкальный   текст,   создать   целостный   художественный   образ,  взять   нужный темп,   верно   распределить   кульминации.   Играть   партитуру   нужно   так,  чтобы максимально   приблизить   звучание   инструмента   к   вокальной   звучности. Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным вокально­хоровым   законам   (певучесть,   плавное   голосоведение,   исполнение цезур,  штрихов,  соблюдение   цезур   для  взятия  дыхания  и  т.д.).  Это   поможет хористам понять сущность нового произведения. Музыкальные   образы,   которые   слышит   концертмейстер   внутренним слухом, он в какой­то степени делает видимыми. Неверное движение головы или любой другой необоснованный жест аккомпаниатора может вызвать ошибку в звучании   ансомюля:   неверное   вступление   голосов,   ошибочный   динамический нюанс,   неточное   взятие   дыхания,   ритмическое   колебание   и   др.   Строгость   и выразительность движений концертмейстера во время исполнения влияет и на восприятие   слушателей   зала,   в  котором   выступает   вокальный     коллектив   во время концерта. Участие концертмейстера в повседневной работе вокального коллектива требует   от   него   хорошо   развитого   гармонического   слуха   и   комплексного музыкального мышления. Поэтому уже при первом беглом, но внимательном взгляде   на   партитуру   он   должен   видеть   весь   объем   фактуры,   мгновенно воспринимать и оценивать логику гармонического, тембрового и ритмического содержания произведения, предвидеть движение музыкального материала. 3 Существуют   критерии,   которым   должен   соответствовать   концертмейстер­ профессионал:  достигать верного звучания и соотношения голосов в хоре: выразительное исполнение   мелодии,   ощущение   гармонической   основы   баса,   звучание гармонических фигураций;  пользоваться   грамотной   динамикой   и   тембром   звучания   в   момент перехода от вступления к исполнению сопровождения;  правильно   соотносить   динамику,   темп,   нюансировку   аккомпанемента   с характером звучания солирующей партии; в момент концертного исполнения аккомпаниатору необходимо постоянно  контролировать себя, помнить о том, что он также несет ответственность за исполнение хоровых партий;  чувствовать   себя   уверенно   во   время   исполнения,   а   для   этого   лучше готовиться к выступлению и не допускать срывов во время общения с аудиторией;  обладать сценическим опытом музыканта. Концертная   деятельность   оказывает   огромное   влияние   на   развитие творческого исполнительства концертмейстера.  Хорошо   играющий   концертмейстер,   обладающий   широким   репертуаром, всегда будет пользоваться в глазах слушателей большим авторитетом. Данная   методическая   рекомендация   предлагается   концертмейстерами хоровых   и   вокальных   коллективов   разных   возрастных   групп   в   кружках учреждений дополнительного образования. Музыкально­исполнительские навыки концертмейстера на примере песни Е.П. Крылатова «Крылатые качели». Аккомпанемент «гармонические фигурации». Это   произведение   –   один   из   лучших   образцов   школьной   песни   в репертуаре   старшего   хора   музыкально­хоровой   студии.   Несмотря   на   то,   что каждый   год   учащиеся   обновляют   песенный   репертуар,  «Крылатые   качели» – любимая песня не только у ребят, но и у слушателей  любого возраста. Она волнует   сердца   людей   своей   певучей   мелодией,   тематическим   материалом, яркостью и эффектным фортепианным изложением партии сопровождения. Имя 4 Евгения   Павловича   Крылатова,   советского   композитора   широко   известно   в нашей стране. Он писал музыку в разных жанрах – это и балет, эстрадная и симфоническая   музыка,   произведения   для   хора   и   музыка   к   драматическим спектаклям. Очень   популярны   и   отдельные   песни,   написанные   для   детей,   это «Прекрасное далеко» и, конечно, «Крылатые качели», песня «Три белых коня» из кинофильма «Чародеи». Песня   «Крылатые   качели»,   написанная   на   слова   популярного   детского поэта­песенника   Юрия   Энтина,   отличается   легкостью   и   проникновенностью звучания. Музыка создает светлое и ласковое настроение. Композитор умело использовал сочетание радостного и грустного в характере сочинения. Темп   песни   не   быстрый,   размер4,   написана   в   куплетной   форме.   Запев звучит   в   тональности   d­moll,   а   припев   в   D­dur.   Средства   музыкальной выразительности   просты,   ярки   и   образны.   Фактура   аккомпанемента   – гомофонно­гармоническая   с   волновыми   мелодическими   фигурациями,   что создает в музыке ощущение теплоты и широкой наполненности. Песня начинается с музыкального вступления, при исполнении которого концертмейстеру   надо   добиться   предельного   legato.   Ему   нужно   помнить   о ровности и цельности мелодической линии, так как композитор применяет в аккомпанементе волнообразные переливы, переходящие из одной руки в другую. Пианисту нужно стараться исполнить их певуче и задушевно. В сопровождении звучат постоянно восьмые и, конечно, играть их нужно совершенно свободными руками. Педаль можно держать полный такт . Весь куплет партия фортепиано носит   такой   же   характер,   что   и   во   вступлении.   Музыкальный   материал   не меняется, поэтому особых сложностей в отношении техники нет. Слегка  грустный,  минорный  характер  куплета, сменяется одноименным мажором в припеве. И сразу меняются оттенки – краски светлеют, появляются активные   интонации.   В   аккомпанементе   возникает   трудная   для   исполнителя ритмическая задача – синкопы. Здесь нужно правильно распределить опорные точки между партиями правой и левой рук, а так же четко ощущать сильные 5 доли такта. Полезно поучить сопровождение в медленном темпе, акцентируя при этом первую и третью долю такта, приходящиеся на левую руку.  Главную   роль   в   припеве   занимает   басовая   партия.   Чтобы   придать исполнению цельности, концертмейстеру нужно ясно чувствовать ритмический пульс. Партию баса надо играть весом руки. Для этого рекомендуется поучить сначала отдельно левую руку и только после вводить аккорды правой руки. В   заключении   песни   на   фоне   последнего   и   очень   долгого   звучания залигованного аккорда (5 тактов) у хористов в сопровождении вновь проводятся мелодические   фигурации,   аналогичные   по   структуре   вступлению   и   куплету. Последний аккорд, который звучит в аккомпанементе, необходимо додержать до   конца   такта   в   отличие   от   солирующей   партии,   которая   оканчивается   на первую четверть. В песне «Крылатые качели» большое значение имеет цезуры, написанном   для   солиста,   хора   и   сопровождения.   Поэтому   пианисту   следует особенно строго соблюдать все паузы, указанные в произведении композитором. Список рекомендуемой литературы 1. Асафьев   Б.В.   Избранные   статьи   о   музыкальном   просвещении   и образовании. ­ М., Л., 1965 г. 2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. ­ Л., М., 1973 г. 3. Ванелов   В.В.   Всестороннее   развитие   личности   и   виды   искусства.  ­   М., 1966 г. 4. Гуренко   Е.Г.   Исполнительское   искусство:   методические   проблемы.   ­ Новосибирск, 1985 г. 5. Коган Г.М. Работа пианиста. ­ М., 1963 г. 6. Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента. ­ Л., 1972 г. 7. Николаева Р.Р. Воспитание навыков чтения с листа и транспортирование в классе   концертмейстерского   мастерства   //Музыкознание.   ­   Алма­ата, 1975. Выпуск 7. 8. Пустовит В.И. Концертмейстерский класс. /Отв.ред. Э.Ф. Новикова./ ­ М., 1987. 9. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. ­ М., 1994 г. 6 10.Эстетическая культура и воспитание. ­ М., 1983 г. 7

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для  профессиональной деятельности концертмейстера

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для  профессиональной деятельности концертмейстера

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для  профессиональной деятельности концертмейстера

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для  профессиональной деятельности концертмейстера

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для  профессиональной деятельности концертмейстера

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для  профессиональной деятельности концертмейстера

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера

Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для  профессиональной деятельности концертмейстера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.01.2018