Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера
Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
музыка +1
Взрослым
23.01.2018
Работая десять лет в данной группе, а до этого 9 лет в кружке гимнастики концертмейстером – «пианистом», накопился определенный опыт, который лёг в основу данной методической рекомендации.
Поле деятельности концертмейстера в детском хоровом коллективе очень обширно и значимо. Перед ним стоит благородная миссия:
• приобщить ребенка к миру прекрасного;
• помочь ему выработать навыки пения в ансамбле и хоре;
• развить музыкальность;
• формировать его жизненную позицию.Время, в которое мы живем, сложное и противоречивое. Сложившийся уклад жизни людей подвергается коренным изменениям. Происходят политические, экономические и социальные преобразования, и, как результат этого – переоценка ценностей. Ведущая роль в этом процессе принадлежит эстетической сфере, которая объединяет все виды человеческой деятельности: познавательную, нравственную, художественную и т.д.
В данном случае, хочется сказать о музыкальных ценностях, о роли музыкального образования детей.
Реализацией важнейших задач музыкального образования и воспитания занимается образцовая шоу-группа «Поющие Звёзды» МОУ лицей «МОК №2» г. Джанкой, Крым, Россия, которая создает широкий общекультурный, эмоционально-значимый фон по эстетическому музыкальному направлению, который способствует адаптации и самореализации личности.
Комплекс способностей.doc
Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для
профессиональной деятельности концертмейстера
из опыта работы концертмейстера
образцовой шоугруппы
«Поющие звезды»
МОУ лицей «МОК № 2»
г. Джанкой»
Гаврилович Елены Станиславовны
Время, в которое мы живем, сложное и противоречивое. Сложившийся
уклад жизни людей подвергается коренным изменениям. Происходят
политические, экономические и социальные преобразования, и, как результат
этого – переоценка ценностей. Ведущая роль в этом процессе принадлежит
эстетической сфере, которая объединяет все виды человеческой деятельности:
познавательную, нравственную, художественную и т.д.
В данном случае, хочется сказать о музыкальных ценностях, о роли
музыкального образования детей.
Реализацией важнейших задач музыкального образования и воспитания
занимается образцовая шоугруппа «Поющие Звёзды» МОУ лицей «МОК №2» г.
Джанкой, Крым, Россия, которая создает широкий общекультурный,
эмоциональнозначимый фон по эстетическому музыкальному направлению,
который способствует адаптации и самореализации личности.
Работая десять лет в данной группе, а до этого 9 лет в кружке гимнастики
концертмейстером – «пианистом», накопился определенный опыт, который лёг в
основу данной методической рекомендации.
Поле деятельности концертмейстера в детском хоровом коллективе очень
обширно и значимо. Перед ним стоит благородная миссия:
приобщить ребенка к миру прекрасного;
помочь ему выработать навыки пения в ансамбле и хоре;
развить музыкальность;
формировать его жизненную позицию.
Отсюда следует, что к концертмейстеру предъявляются большие требования.
Он должен обладать:
1. Общей музыкальной одаренностью.
2. Хорошим музыкальным слухом, воображением.
3. Умением охватить образ и форму произведения.
1 Он должен быть:
артистичным;
суметь воплотить замысел автора;
быстро освоить музыкальный текст;
читать 3х строчную и 4х строчную партитуру;
быть личностью.
Концертмейстеру необходимы и профессиональные навыки:
1. Уметь читать с листа фортепианную партию любой сложности, понимать
смысл произведения, играть аккомпанемент, ясно представляя партию
солиста.
2. Транспонировать текст в пределах кварты.
3. Владеть навыками игры в ансамбле.
4. Читать хоровые партитуры и транспонировать их на 0,5 тона и 1 тон вверх
и вниз.
5. Знать основные дирижерские жесты и приемы.
6. Знать основы вокала: постановка голоса, дыхания, фразировку
артикуляции, нюнсов: темп и характер произведения, если надо –
незаметно подыграть мелодию (хору).
7. Уметь на «слух» подобрать мелодию и аккомпанемент, импровизировать,
фрактурно (там, где нужно)) изобразить заданную тему, подбирать
гармоническую основу к теме в простой фактуре.
8. Знать основы музыкальной культуры, изобразительного искусства и
литературы, чтобы грамотно отразить стиль и образный строй
произведения.
9. Должен овладеть навыками общения с младшими и старшими хоровыми
коллективами.
10.Помогать дирижеру в распевании участников хора, предлагая различные
виды упражнений, а так же задать четкий ритм работы.
Ведь не секрет, что не только от дирижера, но и от профессионализма
аккомпаниатора зависит правильность выбора упражнений.
Пианист следит за жестами дирижера постоянно, поэтому он, зная основы
дирижерской техники, умеет играть «по руке» дирижера.
Работа концертмейстера, в связи с возрастными особенностями детского
исполнения отличается рядом дополнительных сложностей. На занятиях вокала
(на этапе разучивания репертуара) иногда надо показать звучание отдельных
2 голосов в хоровой партитуре и звучание всего музыкального полотна. Здесь
нужна способность беглого чтения с листа как с партитуры, так и совмещения
хоровой партитуры с аккомпанементом в произведении, при этом необходимо
добиться выразительности. Через показ на инструменте концертмейстер
обращает внимание на чистоту интонирования, характер звучания, фразировку и
ритм.
При первом исполнении вокального сочинения на фортепиано пианист
должен увлечь и заинтересовать певцов. Ему следует точно передать авторский
музыкальный текст, создать целостный художественный образ, взять нужный
темп, верно распределить кульминации. Играть партитуру нужно так, чтобы
максимально приблизить звучание инструмента к вокальной звучности.
Показывая хоровую партитуру, концертмейстер обязан подчиняться основным
вокальнохоровым законам (певучесть, плавное голосоведение, исполнение
цезур, штрихов, соблюдение цезур для взятия дыхания и т.д.). Это поможет
хористам понять сущность нового произведения.
Музыкальные образы, которые слышит концертмейстер внутренним
слухом, он в какойто степени делает видимыми. Неверное движение головы или
любой другой необоснованный жест аккомпаниатора может вызвать ошибку в
звучании ансомюля: неверное вступление голосов, ошибочный динамический
нюанс, неточное взятие дыхания, ритмическое колебание и др. Строгость и
выразительность движений концертмейстера во время исполнения влияет и на
восприятие слушателей зала, в котором выступает вокальный коллектив во
время концерта.
Участие концертмейстера в повседневной работе вокального коллектива
требует от него хорошо развитого гармонического слуха и комплексного
музыкального мышления. Поэтому уже при первом беглом, но внимательном
взгляде на партитуру он должен видеть весь объем фактуры, мгновенно
воспринимать и оценивать логику гармонического, тембрового и ритмического
содержания произведения, предвидеть движение музыкального материала.
3 Существуют критерии, которым должен соответствовать концертмейстер
профессионал:
достигать верного звучания и соотношения голосов в хоре: выразительное
исполнение мелодии, ощущение гармонической основы баса, звучание
гармонических фигураций;
пользоваться грамотной динамикой и тембром звучания в момент
перехода от вступления к исполнению сопровождения;
правильно соотносить динамику, темп, нюансировку аккомпанемента с
характером звучания солирующей партии;
в момент концертного исполнения аккомпаниатору необходимо постоянно
контролировать себя, помнить о том, что он также несет ответственность
за исполнение хоровых партий;
чувствовать себя уверенно во время исполнения, а для этого лучше
готовиться к выступлению и не допускать срывов во время общения с
аудиторией;
обладать сценическим опытом музыканта.
Концертная деятельность оказывает огромное влияние на развитие
творческого исполнительства концертмейстера.
Хорошо играющий концертмейстер, обладающий широким репертуаром,
всегда будет пользоваться в глазах слушателей большим авторитетом.
Данная методическая рекомендация предлагается концертмейстерами
хоровых и вокальных коллективов разных возрастных групп в кружках
учреждений дополнительного образования.
Музыкальноисполнительские навыки концертмейстера на примере песни
Е.П. Крылатова «Крылатые качели».
Аккомпанемент «гармонические фигурации».
Это произведение – один из лучших образцов школьной песни в
репертуаре старшего хора музыкальнохоровой студии. Несмотря на то, что
каждый год учащиеся обновляют песенный репертуар, «Крылатые качели» –
любимая песня не только у ребят, но и у слушателей любого возраста. Она
волнует сердца людей своей певучей мелодией, тематическим материалом,
яркостью и эффектным фортепианным изложением партии сопровождения. Имя
4 Евгения Павловича Крылатова, советского композитора широко известно в
нашей стране. Он писал музыку в разных жанрах – это и балет, эстрадная и
симфоническая музыка, произведения для хора и музыка к драматическим
спектаклям.
Очень популярны и отдельные песни, написанные для детей, это
«Прекрасное далеко» и, конечно, «Крылатые качели», песня «Три белых коня»
из кинофильма «Чародеи».
Песня «Крылатые качели», написанная на слова популярного детского
поэтапесенника Юрия Энтина, отличается легкостью и проникновенностью
звучания. Музыка создает светлое и ласковое настроение. Композитор умело
использовал сочетание радостного и грустного в характере сочинения.
Темп песни не быстрый, размер4, написана в куплетной форме. Запев
звучит в тональности dmoll, а припев в Ddur. Средства музыкальной
выразительности просты, ярки и образны. Фактура аккомпанемента –
гомофонногармоническая с волновыми мелодическими фигурациями, что
создает в музыке ощущение теплоты и широкой наполненности.
Песня начинается с музыкального вступления, при исполнении которого
концертмейстеру надо добиться предельного legato. Ему нужно помнить о
ровности и цельности мелодической линии, так как композитор применяет в
аккомпанементе волнообразные переливы, переходящие из одной руки в другую.
Пианисту нужно стараться исполнить их певуче и задушевно. В сопровождении
звучат постоянно восьмые и, конечно, играть их нужно совершенно свободными
руками. Педаль можно держать полный такт . Весь куплет партия фортепиано
носит такой же характер, что и во вступлении. Музыкальный материал не
меняется, поэтому особых сложностей в отношении техники нет.
Слегка грустный, минорный характер куплета, сменяется одноименным
мажором в припеве. И сразу меняются оттенки – краски светлеют, появляются
активные интонации. В аккомпанементе возникает трудная для исполнителя
ритмическая задача – синкопы. Здесь нужно правильно распределить опорные
точки между партиями правой и левой рук, а так же четко ощущать сильные
5 доли такта. Полезно поучить сопровождение в медленном темпе, акцентируя
при этом первую и третью долю такта, приходящиеся на левую руку.
Главную роль в припеве занимает басовая партия. Чтобы придать
исполнению цельности, концертмейстеру нужно ясно чувствовать ритмический
пульс. Партию баса надо играть весом руки. Для этого рекомендуется поучить
сначала отдельно левую руку и только после вводить аккорды правой руки.
В заключении песни на фоне последнего и очень долгого звучания
залигованного аккорда (5 тактов) у хористов в сопровождении вновь проводятся
мелодические фигурации, аналогичные по структуре вступлению и куплету.
Последний аккорд, который звучит в аккомпанементе, необходимо додержать
до конца такта в отличие от солирующей партии, которая оканчивается на
первую четверть. В песне «Крылатые качели» большое значение имеет цезуры,
написанном для солиста, хора и сопровождения. Поэтому пианисту следует
особенно строго соблюдать все паузы, указанные в произведении композитором.
Список рекомендуемой литературы
1. Асафьев Б.В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и
образовании. М., Л., 1965 г.
2. Баренбойм Л.А. Путь к музицированию. Л., М., 1973 г.
3. Ванелов В.В. Всестороннее развитие личности и виды искусства. М.,
1966 г.
4. Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методические проблемы.
Новосибирск, 1985 г.
5. Коган Г.М. Работа пианиста. М., 1963 г.
6. Люблинский А.А. Теория и практика аккомпанемента. Л., 1972 г.
7. Николаева Р.Р. Воспитание навыков чтения с листа и транспортирование в
классе концертмейстерского мастерства //Музыкознание. Алмаата,
1975. Выпуск 7.
8. Пустовит В.И. Концертмейстерский класс. /Отв.ред. Э.Ф. Новикова./ М.,
1987.
9. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности. М., 1994 г.
6 10.Эстетическая культура и воспитание. М., 1983 г.
7
Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера
Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера
Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера
Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера
Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера
Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера
Комплекс способностей, умений и навыков, необходимых для профессиональной деятельности концертмейстера
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.