Комплексная безопасность в образовательном учреждении
Работа образовательного учреждения в области безопасности заключается в создании необходимых условий для сохранения жизни и здоровья обучающихся и сотрудников, а также для сохранения материальных ценностей школы от вероятных несчастных случаев, таких как пожары, аварии и другие чрезвычайные ситуации.
Цель школы в сфере безопасности – защитить учащихся во время учебной деятельности, используя для этого современные технологии, и реализовать государственную политику и требования закона в области обеспечения безопасности школы, направленные на защиту здоровья и сохранение жизни обучающихся и сотрудников от возможных непредвиденных ситуаций (пожаров, аварий) во время их учебной и трудовой деятельности.
План
мероприятий по предупреждению травматизма учащихся
№ п/п |
Мероприятия |
Сроки проведения |
Ответственные |
1 |
Вводный инструктаж и инструктаж на рабочем месте с персоналом школы |
Август |
Руководитель ОУ |
2 |
Прием и аттестация кабинетов к началу учебного года выполнению санитарно-гигиенических требований к учебным занятиям |
Август |
Аттестационная комиссия |
3 |
Производственное совещание «Детский травматизм-его причины и профилактика» |
Сентябрь |
Руководитель ОУ |
4 |
Организация дежурства учителей и учащихся перед началом занятий и на переменах |
В течение учебного года |
Зам.директ. по ВР |
5 |
Беседы учителей и медицинского работника школы с учащимися по предупреждению детского травматизма при проведении каникул и учебных экскурсий |
В течение учебного года |
Кл. руководители медработник |
6 |
Беседы о правилах поведения в школьном автобусе, при посадке, высадке. |
В течение года |
Кл. руководители
|
7 |
Оформление в классах уголков по профилактике детского травматизма, создание папки методической литературы по обучению детей дорожной безопасности |
Сентябрь-ноябрь |
Кл. руководители
|
8 |
Проведение занятий с учащимися по предупреждению травматизма согласно программе ОБЖ |
В течение года |
Кл. руководители
|
9 |
Инструктаж по пожарной безопасности
|
В течение года |
Кл. руководители |
10 |
Инструктаж по технике безопасности при проведении уроков физкультуры
|
В течение года
|
Учителя физкультуры
|
11 |
Инструктаж по технике безопасности на уроках технологии |
В течение года |
Учителя технологии |
12 |
Инструктаж по технике безопасности на уроках химии, при проведении лабораторных и практических работ |
В течение года
|
Учитель химии
|
13 |
Инструктаж по технике безопасности на уроках физики, при проведении лабораторных и практических работ |
В течение года
|
Учитель физики
|
14 |
Инструктаж по технике безопасности при работе на компьютерах на уроках информатики, ПК
|
В течение года
|
Учитель информатики
|
15 |
Беседы с учащимися по предупреждению бытового травматизма
|
В течение года
|
Кл. руководители
|
16 |
Инструктаж перед работой на пришкольном участке
|
В течение года
|
Учитель технологии
|
17 |
Изучение учащимися правил оказания первой доврачебной помощи |
В течение года
|
Преподаватель-организатор ОБЖ, медработник |
18 |
Инструктаж при организации выездных мероприятий (экскурсий, поездок в театр и т.д.)
|
В течение года
|
Кл. руководители
|
19 |
Инструктаж по предупреждению терроризма
|
В течение года
|
Кл. руководители
|
20 |
Инструктаж при проведении дней здоровья, спортивных мероприятий
|
В течение года
|
Кл. руководители, учителя физкультуры,
|
21 |
Тематический утренник в начальной школе «Добрый доктор Айболит» |
Сентябрь |
Медработник Кл. руководители 1-4 кл. |
22 |
Классные родительские собрания по предупреждению детского травматизма |
В течение учебного года |
Кл. руководители |
23 |
Проведение лекций сотрудниками ГИБДД и МЧС с учащимися школы |
Октябрь
|
Зам.директ. по ВР
|
24 |
Классные часы «Безопасный маршрут» для учащихся 1-4 классов |
Сентябрь |
Кл. руководители |
25 |
Учебные эвакуации учащихся и сотрудников школы для отработки навыков при возникновении ЧС в школьном здании во время учебного процесса |
2 раза в течение учебного года |
Руководитель ОУ
|
26 |
Встречи с врачами больницы
|
Ноябрь Апрель
|
Зам. директ. по ВР
|
27 |
Тематический утренник в начальной школе «Красный, желтый, зеленый» |
Декабрь |
Кл. руководители Сотрудник ГИБДД |
28 |
Проведение цикла бесед, показ иллюстрационного материала «Поведение в школе и на улицах города» на классных часах с учащимися 1-11 классов |
Октябрь |
Кл. руководители |
29 |
Занятия по профилактике детского травматизма на уроках ОБЖ в 5-9 классах |
В течение года |
Преподаватель-организатор ОБЖ |
28 |
Повторный инструктаж на рабочем месте с персоналом |
Февраль- март |
Руководитель ОУ |
27 |
Инструктаж по предупреждению терроризма |
В течение года |
Кл. руководители |
28 |
Встречи и беседы с участковым инспектором |
Ноябрь, май |
Зам.директ. по ВР Соц. педагог |
29 |
Необходимое приобретение методической литературы, плакатов, тематических фильмов по безопасности для школьников |
В течение года |
Администрация ОУ |
30 |
Беседы о причинах травматизма
|
Декабрь Май
|
Зам. по воспитат. работе, медработник, кл. руководители |
31 |
Итоговое производственное совещание о состоянии травматизма в школе |
Май Июнь |
Руководитель ОУ |
Безопасность труда в школе
Работники образовательного учреждения должны и имеют право трудиться в условиях, отвечающих требованиям безопасности. Обязанность работодателя – принимать меры по охране труда, ориентированные на выполнение этих условий. Этого требуют статьи 212 и 219 ТК РФ.
Работодатель несет административную и уголовную ответственность за необеспечение безопасности сотрудников в школе во время исполнения ими трудовых обязанностей.
В комплекс мер по обеспечению охраны труда входят:
- безопасность работников школы при проведении образовательного процесса;
- разработка и функционирование системы управления охраной труда;
- разработка необходимых локальных нормативных актов по охране труда, в том числе инструкций; режим труда и отдыха работников медицинское и санитарно-бытовое обслуживание работников; непременные медицинские осмотры, психиатрические освидетельствования работников;
- обучение по охране труда, проверка знаний на предмет охраны труда;
- обучение навыкам оказания первой помощи;
- снабжение средствами индивидуальной защиты;
- проведение специальной оценки условий труда;
- расследование несчастных случаев.
Внутренняя безопасность в школе
Согласно правилам безопасности, в школе должен реализовываться внутриобъектовый (пропускной) режим, контролируемый дежурной сменой. Основанием для организации пропускного режима служит Положение об организации пропускного режима и правилах поведения посетителей школы, утвержденное приказом директора.
Учащиеся проходят на территорию учебного заведения свободно и выходят из учебного заведения лишь после окончания всех занятий. Ученикам запрещается покидать здание во время уроков без разрешения заместителя директора. Часто школьники посещают дополнительные кружки или секции за пределами здания ОУ. В таком случае преподаватели встречают своих подопечных в холле на первом этаже, сопровождают на занятия и точно так же провожают обратно.
Родители, на основании приказа директора школы о пропускном режиме, могут быть допущены на территорию учебного заведения на переменах или после занятий в заранее согласованное с руководством время. Обязательно по предъявлению паспорта и в сопровождении дежурного администратора или педагога, с которым договорились о встрече. Сотрудник охраны заносит данные о посетителях в специальный журнал регистрации.
В целях безопасности запрещен вход в школу любых посетителей, если они отказываются предъявить документы, удостоверяющие личность (паспорт, водительские права и т.д.), а также не могут объяснить цель своего посещения.
Пакет документов, обязательно присутствующий на вахте в школе:
- список педагогического состава;
- список обслуживающего персонала;
- список должностных лиц руководящего состава школы;
- список лиц, официально допущенных к охране учебного заведения;
- инструкция по охране школьных объектов.
Безопасность жизнедеятельности в школе, профилактика несчастных случаев
Школа отвечает за безопасность учащихся, однако на родителях лежит большая часть ответственности, связанная с предупреждением возникновения случаев, опасных для жизни и здоровья. Безусловно, нельзя предугадать, что именно случится с ребенком, никто не застрахован от несчастного случая. Но предупредить несчастье можно, объяснив ребенку правила поведения в общественных местах, в том числе в стенах учебного заведения.
Школьные травмы у детей нередко возникают вследствие недостаточной физической нагрузки. Родителям рекомендуется отдать ребенка в спортивную секцию. Так школьник станет более спокойным и уравновешенным, а вся энергия будет расходоваться на тренировках. Кроме того, на занятиях ребенок получит представление о безопасном поведении во время тренировок. Это поможет ему стать более осторожным и дисциплинированным, что положительным образом скажется на его безопасности в школе.
Обучение в школе учащихся правилам здорового образа жизни
В современном мире многие школьники «подсаживаются» на вредные привычки - это курение, нездоровый образ жизни, наркотики, спиртные напитки и т.д. Перед образовательными учреждениями всегда стоят задачи: привить учащимся смысл и мотив к тому, чтобы заняться своим здоровьем, помочь каждому ученику сформировать здоровый образ жизни уже со школы. Так, ученики должны регулярно информироваться о том, к каким плачевным результатам приводит увлечение вредными привычками, особенно в школьном возрасте.
Санитарно-эпидемиологическая безопасность в школах
В пределах образовательного учреждения в обязательном порядке должны обеспечиваться нормы СанПина. Образовательное учреждение обязано выполнять санитарные нормы. Жесткие требования, а также многочисленные санитарные проверки обусловлены заботой о физическом состоянии детей. Даже если все остальные элементы безопасности в школе будут соблюдены, несоответствие нормам питания и бытового обеспечения является законным основанием для ликвидации образовательного учреждения.
Информационная безопасность школьников
Чтобы обеспечить информационную безопасность детей в школе, необходимо сформировать у них представления об интернет-культуре и привить привычку грамотно использовать сеть интернет не только в образовательных, но и в развлекательных целях. Заниматься этим должны совместно учителя и родители. Проводя родительские собрания, педагоги должны рассказывать об эффективности подобной работы с детьми. Также администратор школьной сети должен установить контент-фильтры, то есть исключить доступ к порнографическим сайтам, информации о суициде и наркотиках.
Одним из направлений такой работы в ОУ должно стать развитие у школьников способности к самостоятельному распознаванию недостоверной информации; защите самих себя от сетевого негатива и формированию внутренних принципов безопасного поведения в интернет-среде.
Безопасность психического здоровья учащихся
Нередкое, к сожалению, явление для школы – травля детей другими детьми. Психологи сходятся во мнении: главную роль в конфликте, в решении проблемы гонения ребенка должны играть взрослые – учителя и школьная администрация. Закон об образовании возлагает ответственность за «жизнь и здоровье обучающихся…. во время образовательного процесса» именно на школу (статья 32, п. 3, пп. 3). Важно пресекать преследование учащихся на ранних стадиях, не давать ему закрепиться. Учитель должен занять четкую позицию даже не против обидчиков, а против самой практики гонения.
Работа с правоохранительными органами
Взаимодействие школы с правоохранительными органами имеет немаловажное значение для обеспечения безопасности. Причем это может быть как тесно связанная деятельность, так и совместно проводимые мероприятия, например, неделя безопасности в школе, проводимая вместе с сотрудниками МВД.
Инспекторы МВД и иные сотрудники госслужб могут регулярно посещать школу для проверки антикоррупционной деятельности или обнаружения наркотических веществ. Сотрудники МВД и ФСБ в рамках профилактики могут принимать участие во внеклассных мероприятиях, читать лекции, проводить уроки. Именно в такой форме можно наиболее полно донести до детей информацию: о наличии распространенных терактов; об обнаружении взрывных веществ; о профилактике нарушения общественного порядка на территории учебного заведения; об обнаружении подозрительных предметов и о выявлении лиц, способных совершить правонарушение.
Пожарная безопасность в школе
Основными нормативными документами, отражающими требования к противопожарному режиму, являются Федеральный закон от 21.12.1994 №69-ФЗ «О пожарной безопасности» и «Правила противопожарного режима в РФ», утв. постановлением Правительства РФ от 25.04.2012 №390. 26 сентября 2017 года вступили в силу изменения в Правилах противопожарного режима в РФ.
Работнику, ответственному за пожарную безопасность в школе, вменяется в обязанности проводить внутренние мероприятия, которые смогут предотвратить пожары в зданиях учебного заведения. К таким мероприятиям относятся:
- размещение табличек с номерами пожарной охраны в помещениях;
- проведение мероприятий по эвакуации (разработка инструкции, проведение тренировок не реже одного раза в полугодие);
- контроль состояния эвакуационных путей и выходов, вентиляционного оборудования, систем и установок противопожарной защиты;
- проверка состояния отопительных устройств;
- комплектация пожарных шкафов и поставка огнетушителей, контроль их исправности;
- контроль проведения массовых мероприятий; обеспечение доступа пожарным бригадам.
Помимо внутренних мероприятий, Правила противопожарного режима предусматривают действия, которые необходимо выполнить в целях обеспечения безопасности детей на территории школы или на внешнем периметре здания. К наружным мероприятиям относятся:
- размещение информационных табличек на наружных установках;
- контроль исправности наружных пожарных лестниц и ограждений на крышах;
- контроль состояния оконных проемов подвальных и цокольных этажей;
- контроль состояния источников наружного противопожарного водоснабжения.
Кроме того, следует учесть три ситуации, когда к образовательному учреждению предъявляют особые требования:
- если на занятиях используют пожароопасные вещества;
- если учащиеся остаются на ночь в образовательном учреждении;
- если организуется детский летний отдых.
Электробезопасность в школе
Электрические щиты, установленные в учебных заведениях, представляют собой наибольшую опасность. В целях обеспечения безопасности детей в школе необходимо соблюдать следующие меры:
- входная дверь всегда должна быть закрыта на замок;
- лучше обить ее со всех сторон трудноснимающимся материалом, например, жестью;
- с внешней стороны двери электрощитовой обозначается место хранения ключей;
- обязательно нанесение предупреждающего знака с надписью «Осторожно! Напряжение!»;
- на полу электрощитовой должны располагаться резиновые коврики, исключены посторонние предметы в защищенном помещении;
- любая электрощитовая площадка оснащается огнетушителями и диэлектрическими перчатками.
Безопасность дорожного движения
С целью профилактики детского дорожно-транспортного травматизма в сфере образования Главным управлением по обеспечению безопасности дорожного движения МВД России (ГУ ОБДД) был разработан проект типового паспорта дорожной безопасности образовательного учреждения, однако на сегодняшний день нет единого образца паспорта и не существует методических рекомендаций по его заполнению. Все существующие проекты паспорта дорожной безопасности в школах носят рекомендательный характер, поскольку этот документ нигде не упоминается.
В настоящее время разработан проект нового Наставления, которые прошел правовую экспертизу и на данный момент находится на рассмотрении руководства ГУ ОБДД МВД России. Согласно тексту нового Наставления, сотрудники Гоставтоинспекции должны регулярно обследовать территорию вокруг образовательного учреждения на предмет безопасности дорожного движения, контролировать состояние технических средств регулирования на маршрутах передвижения детей и в местах их концентрации, участвовать в разработке паспортов дорожной безопасности, вносить в них необходимые коррективы.
Педагогам, в свою очередь, рекомендуется оповещать сотрудников дорожной службы о возникших неисправностях (неработающем светофоре, отсутствующей разметке пешеходного перехода).
Антитеррористическая безопасность в школе
Антитеррористическая безопасность в школах обеспечивается следующими техническими и организационными мерами:
- устанавливается сигнал тревоги на случай террористического акта, а также телефон (могут быть использованы для антитеррористических и противопожарных мероприятий);
- вводится аппаратура наружного и внутреннего наблюдения;
- нанимается охрана образовательного учреждения специальными организациями (должна быть лицензия);
- учащиеся, во время нахождения в школе, ограждаются от влияния криминальной среды, от преступных элементов;
- ограничивается проход посторонних лиц на территорию учебного заведения (ответственные - охрана, администратор, дежурный педагог);
- ведется постоянный учет лиц, посещающих школу;
- осуществляются ежедневные дежурства, как администрацией, так и самими учащимися - дежурным классом;
- разрабатывается план эвакуации при возникновении угрозы взрыва, с ним знакомят учащихся школы;
- обеспечивается сохранность дорогостоящих средств и опасных веществ, используемых в обучении.
В обязательном порядке должен быть разработан Паспорт антитеррористической защищенности образовательного учреждения. Директор школы выступает ответственным лицом за разработку, согласование, актуализацию и корректировку данного документа. Основная цель разработки паспорта – повышение безопасности в школах и содействие оперативным службам в получении проверенной информации при возникновении ЧС.
Должностные инструкции по обеспечению безопасности в школе
Исполнитель |
Задачи и функции |
Педагогический (попечительский) совет
|
Заслушивает отчет руководителя образовательного учреждения о реализации плана профилактической работы. Занимается рассмотрением вопросов обеспечения безопасности учащихся и работников ОУ, принятие перспективных мер по улучшению условий жизнедеятельности в ОУ.
|
Руководитель ОУ
|
Следит за организацией образовательного процесса в рамках трудового законодательства, устава и локальных нормативных актов по охране труда. Контролирует безопасную эксплуатацию оборудования и инженерно-технических коммуникаций в ОУ, организует ремонтные работы в помещениях школы. Приказом назначает ответственных за соблюдение правил охраны труда в помещениях ОУ, утверждает должностные инструкции касательно обеспечения безопасности. Курирует обеспечение сотрудников школы и учащихся во время коллективного труда или лабораторных работ средствами индивидуальной защиты. Проводит профилактические меры по снижению заболеваемости, принимает на работу новых сотрудников после получения положительного медзаключения. Проводит вводный инструктаж по безопасности для педработников, планирует систематическое обучение работников основам обеспечения безопасности. Незамедлительно сообщает о тяжелом несчастном случае или групповой травме вышестоящему руководству. Совместно с медицинскими работниками стремится улучшить качество медобслуживания в школе. При возникновении опасных для здоровья условий, запрещает осуществление учебного процесса. Совместно с родительскими комитетами стремится улучшить качество пищи и ассортимент продуктов в столовой. Отвечает за обеспечение безопасных и здоровых условий реализации учебного процесса. Отчитывается о проделанной в рамках обеспечения безопасности работе, мероприятиях по оздоровлению работников и учащихся. |
Заместитель директора по УВР |
Следит за тем, чтобы в ходе реализации учебного процесса использовались безопасные приборы и оборудование. Контролирует соблюдение норм безопасности и правил охраны труда в учебном процессе. На основании данных медучреждения формирует списки работников, подлежащих регулярным медосмотрам. Не реже одного раза в пять лет проверяет актуальность инструкции по охране труда, методические указания касательно безопасности жизнедеятельности. |
|
Выбирает методику обучения правилам поведения на улице и воде, правилам дорожного движения и пожарной безопасности, проверяет знания учащихся. Контролирует безопасность хранения и применения химреактивов, оборудования, мебели. Проверяет своевременность проведения профилактического инструктажа. Расследует обстоятельства травм и несчастных случаев с работниками и учениками.
|
Заместитель директора по воспитательной работе |
Контролирует, насколько воспитатели и классные руководители выполняют обязанности по обеспечению безопасности. Участвует в расследовании случаев травматизма, в осуществлении административно-общественного контроля. Осуществляет методическую помощь учителям и классным руководителям по вопросам профилактики травматизма, обеспечения охраны труда учеников; Организует для детей и их родителей мероприятий по профилактике несчастных случаев, ДТП и травматизма. Контролирует соблюдение санитарно-гигиенических норм. |
Заместитель директора по АХР (завхоз)
|
Контролирует соблюдение правил охраны труда в ходе эксплуатации зданий и построек ОУ, технического оборудования, организует текущие ремонтные работы. Следит за обеспечением пожарной безопасности, исправностью средств тушения пожара. В текущем времени контролирует санитарно-гигиеническое состояние кабинетов, спортзала и мастерских, составляет паспорт санитарно-технического состояния ОУ. Ежегодно осуществляет проверки состояния электросетей, паровых и водогрейных котлов, воздушной среды в ОУ, проверяет уровень освещенности, радиации и шума. Не реже одного раза в пять лет разрабатывает инструкции по охране труда для технического персонала. Проводит периодический и первичный инструктаж обслуживающего и техперсонала. Закупает средства индивидуальной защиты, ведет учет и хранение противопожарного инвентаря.
|
Председатель профкома
|
Обеспечивает общественный контроль безопасности жизнедеятельности и работы администрации по ее реализации. Защищает социальные права работников. Анализирует статистику заболеваемости и травматизма, принимает участие в разработке профилактических мероприятий. Следит за выполнением соглашений и колдоговоров по охране труда, разработкой планов обеспечения безопасности. В спорных моментах касательно охраны труда представляет интересы членов профсоюза.
|
Преподаватель-организатор ОБЖ
|
Осуществляет деятельность согласно действующему законодательству, уставу и положениям о службе охраны труда. Планирует мероприятия по охране здоровья и жизни учеников. Сотрудничает с организациями и учреждениями, обеспечивающими безопасность жизнедеятельности. Хранит средства индивидуальной защиты, следит за готовностью средств коллективной защиты. Консультирует работников и учеников по безопасности жизнедеятельности, планирует гражданскую оборону в ОУ. Отвечает за сохранность здоровья и жизни учеников.
|
Заведующий кабинетом, мастерской, спортзалом
|
Организует безопасность на рабочих местах, контролирует состояние спортинвентаря, учебного оборудования. Запрещает проведение занятий, работу секций и кружков, если помещения не оборудованы должным образом, а ученики не имеют средств индивидуальной защиты. Разрабатывает инструкции по охране труда. Инструктирует или организует инструктаж учащихся по охране труда. Оформляет заявки на средства индивидуальной защиты. В случае травматизма или ЧП сообщает о случившемся руководству.
|
Классный руководитель, учитель
|
Контролирует соблюдение инструкций по охране труда и безопасность образовательного процесса. Оказывает доврачебную помощь, информирует руководство о несчастных случаях. Инструктирует учеников по безопасности труда на уроках, организует обучение детей правил поведения на воде и в быту, правил дорожного движения и охраны труда. Отвечает за сохранность здоровья и жизни учеников.
|
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.