Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 16»
Комплексно-целевая программа ученического самоуправления школы
2016-2021гг.
Автор: Гаджиева Татьяна Васильевна,
педагог-организатор
МБОУ СШ №16,
г. Новый Уренгой, ЯНАО
2016
Содержание
Паспорт Программы ученического самоуправления школы
Введение
Раздел 1. Содержательно-методические основы комплексно-целевой
программы ученического самоуправления школы
1.1. Актуальность Программы
1.2. Цели и задачи Программы
1.3. Нормативно-правовые основания для разработки Программы
1.4. Основные приоритеты Программы
Раздел 2. Структурная модель ученического самоуправления в школе
2.1. Принципы работы органов ученического самоуправления
2.2. Структура школьного ученического самоуправления
2.3. Структура классного ученического самоуправления
2.4. Основные направления деятельности ученического самоуправления
2.5. Законы школьного ученического самоуправления
2.6. Правила школьного ученического самоуправления
2.7. Нормативно-правовые документы деятельности ученического
самоуправления
Раздел 3. Организационно-управленческие основы комплексно-целевой
программы ученического самоуправления школы
2.1. Этапы и сроки реализации Программы
2.3. Ожидаемый результат Программы
2.4. Мониторинг результатов реализации Программы
Паспорт программы
Наименование Программы |
Комплексно-целевая программа ученического самоуправления школы |
Цель программы
|
Содействие становлению правовой, демократической, самоуправляющей школы, обеспечивающей свободное развитие личности, формирование социальной активности, воспитание гражданственности, ответственности, уважительного отношения учащихся к правам других людей. |
Задачи программы |
· Развитие интеллектуальной и духовно – нравственной сфер жизни детей и подростков · Формирование нравственных качеств, воспитание чувство коллективизма, товарищества, ответственности, социальной дисциплины · Гуманизация и гармонизация взаимоотношений педагогов, учащихся и родителей, вовлечение их в школьную работу |
Сроки реализации программы |
2016 год – 2021 год |
Нормативно-правовые основания для разработки программы развития |
· Конвенция о правах ребенка; · Конституция Российской Федерации; · Гражданский кодекс Российской Федерации; · Закон Российской Федерации «Об образовании»; · Устав муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя школа №16» г. Новый Уренгой |
Основные разработчики программы |
Гаджиева Т.В. – педагог-организатор, первая категория. |
Исполнители основных мероприятий программы |
Участники микросоциума (педагоги, родители, ученики, администрация, социальные партнеры). |
Ожидаемые результаты программы |
Повышение значимости роли ученического самоуправления в осуществлении совместной деятельности семьи и образовательного учреждения по воспитанию и развитию личности ребенка: · раскрытие личностного потенциала учащихся в воспитательной системе школы; · развитие познавательной, коммуникативной и мотивационной сферы личности учащихся через деятельность в органах ученического самоуправления; · формирование системы отношений учащихся к миру и самим себе. |
Введение
Системный подход к гражданскому образованию предполагает широкое использование внеурочных форм деятельности, воспитательной работы в школе, которые обладают большим потенциалом для формирования гражданских качеств личности. Максимальное использование возможностей этих форм работы позволяют учащимся получать реальное, практическое освоение навыков, направленных на овладение социальными отношениями между людьми. Этому может служить создание социальной практики, участие в которой поможет школьникам получить опыт. Наиболее удачной формой, позволяющей создать условия для формирования гражданских навыков, является школьное ученическое самоуправление.
Школа должна предоставить учащимся возможность попробовать себя в организации и деятельности клубов, кружков, ассоциаций, в работе школьных средств массовой информации, «избирать и быть избранным в руководящие органы», получать удовлетворение от процесса и результата своей деятельности, направленной на благо других.
Однако идея школьного самоуправления порой не срабатывает, не выполняет тех функций, которые на нее возложены. Так, требования Закона «Об образовании» о создании школьных советов, где полноправными членами являются учащиеся, практически не работают. Падает заинтересованность учащихся в работе органов школьного самоуправления. Изучение литературы по организации органов школьного самоуправления и опыта последних пяти лет позволяет выделить ряд проблем в развитии ученического самоуправления:
1. Идея создания школьного самоуправления не нова, поэтому нередко в настоящее время переносятся все ценности, виды деятельности с учащимися, подходы к организации школьного самоуправления без учета изменившихся социально-экономических условий в обществе;
2. Иногда педагоги оказывались не готовы к сотрудничеству, взаимодействию с учащимися при решении вопросов, связанных с управлением;
3. Декларирование прав учащихся на школьное самоуправление сверху и в то же время отсутствие механизма реализации этих прав на самом деле не позволяют детям в полной мере использовать эти права на практике, отсюда, как следствие, формальная деятельность, не вызывающая интереса у школьников;
4. К организации школьного самоуправления оказались не готовы и дети: ведь участие в школьном самоуправлении предполагает наделение учащихся определенными правами, а значит, и определенной ответственностью, которую учащиеся не спешат брать;
5. Дети, как и все взрослые, поддерживают лишь то, что сами создают.
Выделенные проблемы организации школьного самоуправления, сложность задач, стоящих перед школой и общественностью в воспитании детей, а также необходимость грамотного и научного управления совместной деятельностью коллектива школы диктует целесообразность привлечения программно-целевого подхода для создания и развития ученического самоуправления.
Раздел 1. Содержательно-методические основы
комплексно-целевой программы
ученического самоуправления
школы
1.1 Актуальность Программы
Школьное ученическое самоуправление способствует эффективной социализации подрастающего поколения, накоплению им социального опыта, подготовке к жизни, к решению социальных проблем различной сложности.
Актуальность и необходимость вовлечения детей в процесс школьного самоуправления объясняется с двух позиций:
1) С точки зрения возрастных психологических особенностей для подростка характерна повышенная восприимчивость к социальным явлениям; для него необходимо признание, должно быть наличие мотивации на взаимодействие в группе; ребенок готов к изменениям, испытывает потребность в своих достижениях и своем самоопределении;
2) С точки зрения педагогов, участие в школьном самоуправлении или в деятельности общественной организации способствует формированию гражданской позиции и ценностного отношения к себе и другим; позволяет учащимся повысить социальную компетенцию; развивать социальные навыки поведения и установок на самостоятельное принятие решения социальных проблемных ситуаций.
Самоорганизация и самоопределение дают возможность естественного вхождения в систему открытых гражданских отношений. В условиях совместной деятельности поведение человека становится более плодотворным, чем в условиях индивидуального поведения. У подростков возникает желание действовать в соответствии с теми ожиданиями, которые они имеют по отношению друг к другу, что впоследствии проявляется в их поведении. На поведение подростков влияют также требования социальной среды в виде обязанностей, традиций, правил поведения и моральных норм. При этом вырабатываются необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. В сообществе сверстников, где взаимодействие строится на равных и статус надо заслужить и уметь поддерживать, подросток вырабатывает необходимые взрослому коммуникативные навыки, партнерские и лидерские качества. Подростки стремятся к групповому объединению тогда, когда видят в этом перспективу интересной жизни, возможность решить свои проблемы. Сознание групповой принадлежности, солидарности дает подростку чрезвычайно важное чувство эмоционального благополучия, устойчивости, формирует чувство ответственности за себя, за других. Этим и определяется важность и необходимость создания эффективного школьного ученического самоуправления.
1.2 Цель и задачи Программы
Цель ученического самоуправления определяется моделью выпускника общеобразовательной школы.
Выпускник школы – это не только высокообразованная, всесторонне развитая творческая личность, но и личность, которой свойственны следующие качества:
Выпускник современной школы, должен обладать определенными качествами личности, в частности:
- вести здоровый образ жизни, осознанно относиться к здоровью и физической культуре;
- быть интеллектуально развитым и способным к продолжению образования;
- осознанно проявлять познавательные интересы и стремиться реализовать их;
- быть способным использовать знания на практике;
- быть коммуникативным, культурным в общении;
- владеть способностью к адекватной самооценке;
- уметь проявлять честность, принципиальность, отстаивать свои взгляды и убеждения;
- найти себя в будущей профессии;
- проявлять достаточный уровень воспитанности;
- быть человеком и гражданином.
Цель ученического самоуправления основана на решении следующих задач:
§ развитие интеллектуальной и духовно – нравственной сфер жизни учащихся;
§ формирование нравственных качеств, воспитание чувства коллективизма, товарищества, ответственности, социальной дисциплины;
§ гуманизация и гармонизация взаимоотношений педагогов, учащихся и родителей, вовлечение их в школьную работу.
1.3 Нормативно-правовые основания для разработки Программы
Школьная программа ученического самоуправления общеобразовательной школы разработана на основе следующих нормативно-правовых документов:
1.4 Основные приоритеты Программы
Ученическое самоуправление в содержании своей деятельности объединяет различные социальные институты вокруг решения таких важных проблем современности как формирование гражданской позиции, нравственной ответственности в духе ценностей гражданского общества.
Функционирование системы самоуправления основано на следующих принципах:
1) Разделение полномочий органов самоуправления школы и их тесное взаимодействие;
2) Выборность всех органов совместного и раздельного самоуправления педагогов, учащихся и родителей;
3) Равноправие всех членов в органах самоуправления;
4) Подотчетность всех органов самоуправления и руководителей избравшим их людям;
5) Систематическая сменяемость, обновляемость руководителей и органов самоуправления, преемственность в их работе;
6) Широкая гласность и открытость в деятельности органов школьного самоуправления;
7) Самостоятельность и свобода действий подчиненных, обсуждение решений с исполнителями до их принятия;
8) Коллегиальность принятия решений и персональная ответственность за их выполнение;
9) Учет объективных закономерностей, конкретных условий и обстоятельств;
10) Представительство первичных коллективов, их тесная связь с центральными органами самоуправления;
11) Законность принимаемых решений;
12) Свобода критики и обмена мнениями по вопросам школьной жизни, деятельности органов самоуправления;
13) Гуманность к каждому отдельному человеку, приоритетность интересов учащихся.
Реализация перечисленных принципов позволяет благоприятные условия для свободного развития личности, а, следовательно, и ученического самоуправления.
Основаниями для развития ученического самоуправления служат следующие принципы:
ü Принцип педагогического руководства («целенаправленное развитие детского самоуправления»);
ü Принцип социальной значимости деятельности («есть деятельность – есть орган самоуправления»);
ü Принцип единства планирования деятельности и учета интересов учащихся;
ü Принцип динамичности структуры органов ученического самоуправления;
ü Принцип регулярной сменяемости видов деятельности, функций руководства и подчинения;
ü Принцип сознательности при выборе в состав органов ученического самоуправления;
ü Принцип согласия;
ü Принцип взаимосвязи педагогического и ученического самоуправления.
Раздел 2. Структурная модель ученического
самоуправления в школе
2.1 Принципы работы органов ученического самоуправления
Работа органов ученического самоуправления основана на принципах:
§ открытость и доступность – все школьники могут принимать участие в самоуправленческой деятельности;
§ добровольность и творчество – свободный выбор деятельности, формы работы для достижения личных и коллективных целей;
§ равенство и сотрудничество – и выборный актив, и рядовые члены занимают равное положение, строят отношения на основе сотрудничества и равноправного партнерства;
§ непрерывность и перспективность – органы ученического самоуправления действуют в учебное и каникулярное время; органы ученического самоуправления выражают волеизъявления и социальные потребности самих учащихся.
На этих принципах реализуется содержание деятельности всех органов ученического самоуправления, начиная от классных коллективов и заканчивая общешкольным коллективом учащихся.
2.2 Структура ученического самоуправления
Структурными подразделениями Совета старшеклассников являются профильные отделы, в полномочия которых входит работа по реализации основных направлений воспитательной деятельности школы.
1. Отдел по социальным вопросам:
• Защита прав и интересов учащихся, разрешение конфликтных ситуаций в пределах своей компетентности.
• Контроль за дисциплиной и порядком, выполнением правил внутреннего распорядка, дежурством по школе, организацией свободного времени учащихся.
• Помощь в организации общешкольных мероприятий.
• Организация взаимопомощи в классах и младшему звену, 5-м классам
• Организация и проведение общешкольных акций,
• Участие в собраниях Совета.
2. Отдел культуры и досуга:
• Несёт ответственность за все культурно-массовые мероприятия школы.
• Заботится о проведение творческих встреч, концертов.
• Разрабатывает сценарии школьных мероприятий. Организация подготовки интеллектуальных марафонов, игр и т.д.
• Участие в собраниях Совета.
3. Отдел Здоровья и Спорта:
• Пропаганда здорового образа жизни.
• Представление школы на конференциях, семинарах, соревнованиях разных уровней, а также на других волонтерских мероприятиях.
• Организация и проведение соревнований по различным видам спорта в параллелях классов.
• Участие в собраниях Совета.
4. Отдел связи и информации:
• Отвечает за распространение информации на сайте школы.
• Своевременное информирование о предстоящих школьных мероприятиях и подведении итогов прошедших (фото или видео отчеты).
• Отвечает за оформление мероприятий, проводимых в школе.
• Участие в собраниях Совета.
Возглавляют отделы Координаторы, входящие в состав Совета.
Высшим законодательным органом ученического самоуправления является Совет старшеклассников.
Целью деятельности Совета старшеклассников является реализация права учащихся на участие в управлении школой.
Задачами деятельности Совета старшеклассников являются:
o Представление интересов учащихся в процессе управления школой;
o Поддержка и развитие инициатив учащихся в школьной жизни;
o Защита прав учащихся.
Совет старшеклассников собирается не реже одного раза в четверть. Он самостоятельно определяет свою структуру, избирает из своего состава Президента школьного самоуправления, решает общие вопросы связанные с ученическим самоуправлением. Деятельность Совета старшеклассников регламентируется Положением о совете старшеклассников МБОУ СШ №16.
2.3 Структура классного ученического самоуправления
Первичным коллективом ученического самоуправления является коллектив класса, в котором создается актив, состоящий из: старосты и его заместителя.
Староста класса – ответственное лицо, уполномоченное одноклассниками для организации самоуправления в классе и помощи классному руководителю, который в своей деятельности стремиться к сохранению и развитию лучших традиций класса и школы. Староста избирается и переизбирается общим собранием класса из числа учащихся этого класса. Кандидатура старосты согласовывается с классным руководителем. Срок полномочий старосты определяется общим собранием класса. Староста класса входит в состав совета школьного самоуправления.
Организация ученического самоуправления в классах действует на тех же принципах, что и ученическое самоуправление школы и преследует цель – вовлечение всех учащихся класса в общественную деятельность, способствующую улучшению учебно-воспитательного процесса в классе и в школе в целом.
С целью активизации деятельности коллективов классов в школе проводится конкурс «Класс года». Итоги его в конце учебного года.
2.4 Основные направления деятельности ученического самоуправления
Достижение цели и решение задач Программы будет осуществляться по основным направлениям деятельности ученического самоуправления:
№ п/п
|
Виды деятельности |
Содержание деятельности |
1 |
Управленческая деятельность |
· участие ученического совета в обсуждении школьных проблем и принятии решений; · выработка мнения учеников по вопросам школьной жизни; · участие в работе органов общешкольного самоуправления. |
2 |
Информационная деятельность |
· информирование школьников о школьных проблемах и путях их решения; · информирование школьников о деятельности ученического совета. |
3 |
Организаторская деятельность |
· поддержка социально-значимых и иных инициатив школьников; · развитие досуговой деятельности учащихся. |
4 |
Правозащитная деятельность |
· отстаивание прав учеников школы; · защита прав учеников в школе. |
5 |
Посреднеческая деятельность |
· посредничество в разрешении внутришкольных конфликтов на принципах добровольности; · участие в разрешении ученических конфликтов на основе сотрудничества с социально-психологической службой школы. |
6 |
Работа с социумом |
· сотрудничество с внешкольными структурами; · привлечение внешних ресурсов к решению проблем учеников и школы в целом. |
2.5 Законы ученического самоуправления
Закон ответственности:
· Члену органов ученического самоуправления школы есть дело до всего, что делается в школе. Он пользуется своим правом принимать ответственные решения, брать на себя ответственность;
· Член органов ученического самоуправления настойчиво добивается выполнения решений органов ученического самоуправления школы, он не ждет указаний, а сам принимает решение и организует дело;
· Член органов ученического самоуправления школы не забывает о взятых на себя обязательствах, каждое дело доводит до конца. Он - пример в отношении к делу, к учебе и к труду;
· Член органов ученического самоуправления школы отвечает перед органом ученического самоуправления за свои действия, которые он совершал. За эти действия и за свою работу член органов ученического самоуправления школы отчитывается на заседании органов ученического самоуправления, а также на общем собрании учащихся школы или на общешкольной ученической Конференции
Закон внимательности:
· Член органов ученического самоуправления школы внимателен к людям, к их мнениям и пожеланиям, ко всему, что делается в школе.
· Член органов ученического самоуправления внимательно читает объявления о заседаниях органов ученического самоуправления.
Закон точности:
· Член органов ученического самоуправления школы точен во времени и в делах;
· Член органов ученического самоуправления держит свое слово.
Закон дисциплины:
· Член органов ученического самоуправления выполняет Устав школы, все законы, правила, решения и поручения органов ученического самоуправления;
· Член органов ученического самоуправления поступает в соответствии с Положением, регламентирующем деятельность конкретного органа ученического самоуправления.
2.6 Правила ученического самоуправления школы
Правило свободного микрофона:
§ Высказываться может каждый член органов ученического самоуправления, но после того, как выступающий закончит говорить или истечет время его выступления;
§ Президент имеет исключительное право передавать «микрофон» (слово) кому-либо другому;
§ Если ведущий не передаст никому «микрофон», его берет тот, кто раньше других приготовился говорить - поднял руку (приоритетное условие для того, чтобы взять микрофон) и ближе других находится к закончившему выступление;
§ Выступающего внимательно выслушивают.
Правило двух минут для выступления:
§ Свободный микрофон можно «держать в одних руках» не дольше двух минут;
§ Выступая, помните: «Не говори длинно, а говори сжато».
Правило семи минут для доклада:
§ Доклад может длиться не дольше семи минут;
§ Для очень важного и содержательного доклада по решению органов ученического самоуправления может быть дано дополнительное время.
Правило поднятой руки:
§ Если хочешь сказать важное - подними руку, и тебя должны выслушать;
§ Но если кто-то поднял руку - ты, как и все, должен его выслушать внимательно, не перебивая;
§ Если поднято несколько рук, то очередность выступающих определяет Президент.
Правило реплик:
§ Реплики с мест принимаются, но выступающие не перебиваются.
Правило свободы мнений:
§ Для совета ровно значит: «Думаешь ли ты как все или думаешь иначе».
Правило конструктивной критики:
§ Ты такой обычай знай: «Критикуешь - предлагай!»
Правило блокнота и ручки:
§ На заседания члены органов ученического самоуправления приходят с блокнотом и ручкой (карандашом) для того, чтобы записать все самое главное, чтобы не забыть и потом рассказать учащимся.
2.7 Нормативно-правовые документы деятельности ученического самоуправления
К документам, регламентирующим деятельность органов ученического самоуправления, относятся:
В ходе своей работы органы ученического самоуправления школы ведут следующую документацию: протоколы заседаний Совета старшеклассников.
Раздел 3. Организационно-управленческие основы
комплексно-целевой программы
ученического самоуправления школы
3.1. Этапы и сроки реализации Программы
Реализация школьной Программы ученического самоуправления общеобразовательной школы осуществляется на трех этапах сроком с 2017 года по 2022 год.
№ п/п |
Этап |
Сроки |
Содержание |
1 |
Подготовительный этап |
2016 год |
Обоснование участниками педагогического процесса актуальности проблемы развития детского самоуправления. Разработка школьной Программы ученического самоуправления общеобразовательной школы и ее утверждение на педагогическом совете школы. |
2 |
Основной этап |
2016 год –2020 год |
Реализация цели и задач Программы ученического самоуправления общеобразовательной школы». Промежуточный анализ деятельности участников микросоциума (педагогов, учащихся, родителей, социальных партнеров) по реализации модели ученического самоуправления. |
3 |
Заключительный этап |
2021год |
Экспертиза реализации цели и задач Программы ученического самоуправления общеобразовательной школы. Определение перспективы дальнейшего развития системы школьного самоуправления. Обобщение опыта участников микросоциума школы (педагогов, учащихся, родителей) и его распространение. |
3.2 Ожидаемый результат Программы
Конкретное представление приведенной цели программы выражается в формулировании основного ожидаемого результата, который представляется как повышение значимости роли ученического самоуправления в осуществлении совместной деятельности семьи школы по воспитанию и развитию личности ребенка. Прогнозируемый результат Программы заключен в совокупности трех составляющих:
ü раскрытие личностного потенциала учащихся в образовательной системе школы;
ü развитие познавательной, коммуникативной и мотивационной сферы личности ученика через деятельность в органах ученического самоуправления;
ü формирование системы отношений учащихся к миру и самим себе.
3.3 Мониторинг результатов реализации Программы
Критериями реализации Программы выступает достижение цели и задач Программы ученического самоуправления общеобразовательной школы.
Показателем достижения цели и задач Программы является эффективность социализации личности учащегося, которая определяется на основе трех параметров:
1) сформированность интеллектуальных навыков, позволяющих ученику самостоятельно и ответственно принимать решения в ситуациях учебного, личностного, социального, гражданского выбора;
2) сформированность основных способов деятельности, необходимых для позитивного общения, продолжения учебы или трудовой деятельности, реализации своих прав и выполнение гражданских, семейных, профессиональных обязанностей;
3) сформированность личных качеств, позволяющих продуктивно действовать для реализации своих целей в соотнесении с правами, потребностями и целями окружающих людей, общества, государства.
Мониторинг результатов реализации Программы включает в себя следующие компоненты:
Управление реализацией Программы и контроль за ее результатами осуществляет директор школы, заместитель директора по учебно-воспитательной работе и педагог-организатор школы.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.