Развитие творческой деятельности учащихся на уроках географии
Оценка 4.8
Педсоветы
doc
география
5 кл—11 кл
16.01.2019
Сочетание разнообразных форм, средств и методов — эффективный путь формирования умения учиться, поскольку, при такой организации деятельности учащихся, происходит не просто овладение знаниями, но и накопление творческого опыта, передачи этого опыта другим ученикам, потребность в приобретении знаний, обсуждение своих учебных действий с учителем, сверстниками,
Развитие творческой деятельности.doc
Развитие творческой деятельности учащихся
на уроках географии
Одним из главных направлений развития творческих способностей учащихся
является личностноориентированный подход к каждому ребенку на любом уроке. Каждый
ученик — носитель индивидуального, личного (субъективного) опыта. Он, прежде всего,
стремится к раскрытию собственного потенциала, данного ему от природы в силу
индивидуальной организации, и нужно только помочь ему, предоставив соответствующие
условия. Обучение играло огромную роль уже в самой начальной стадии развития
человечества. Но понадобились тысячелетия, чтобы непрерывно развивающееся общество
породило такую современную коллективную форму обучения, как урок. С того времени
произошло много изменений. Совершенствовались как формы организации урока, так и
методы обучения. Были попытки даже отказаться от классноурочной системы. Но до сих
пор урок остается главным компонентом в школьном обучении и воспитании.
Как известно, урок является формой реализации педагогических воздействий,
где происходит непосредственное и систематическое общение учителя и учеников,
направленное на активизацию познавательных возможностей школьников и развития
их творческого потенциала. По итогам урока судят и о педагогическом и
методическом мастерстве учителя, и об уровне подготовки ученика.
Поэтому, урок — это своеобразная визитная карточка каждого учителя, позво
ляющая коллегам, присутствующим на уроке, судить о методическом стиле, качестве
работы и потенциале дающего урок учителя.
Конечно, каждый урок — это сложная организационнопедагогическая система,
все компоненты которой взаимосвязаны и взаимообусловлены; это звено целостного
учебновоспитательного процесса. Но в тоже время урок — это завершенный само
стоятельный фрагмент образования со своими задачами и результатами, поэтому и один
урок — будь это урок открытый (конкурсный и т.д.) или обычный рабочий урок —
позволяет сделать вывод о стиле работы учителя, проливает свет на его методический
почерк. Поэтому я стараюсь проводить каждый урок так, чтобы он запомнился
ученикам, и мне не было стыдно за свою работу. Ведь учитель — это подлинный творец
и автор каждого конкретного урока, даже если он готовил его, используя методические
пособия, т.е. изучая и заимствуя опыт коллег.
В уроке географии взаимодействуют все основные элементы учебновоспитательного
процесса: цели и содержание, средства, методы и формы организации обучения.
От того, насколько правильно учитель определил цель конкретного урока, отобрал
необходимый материал, сумел выбрать адекватные ему методы и средства обучения,
зависят качество обучения, успешность достижения конечных результатов. Я считаю, что характер современного урока определяет:
1. Состав содержания, которое выносится на урок, — а это не только современные
географические знания, но и обязательно включенные в содержание оценочные и
методологические знания.
Оценочные знания предполагают постепенное открытие объективного научного и
общественного значения изучаемого материала, формирование норм личностного
отношения к нему.
Методологические знания отображают методы познания, способы получения зна
ний. Важно раскрыть в процессе усвоения механизм изучаемых процессов, обеспечить
усвоение учащимися знаний о способах действий при работе с различными источниками
географической информации.
2. Выбор адекватных изучаемому содержанию методов обучения, позволяющих так
организовать познавательную деятельность школьников на уроке, что запланированные
результаты обучения будут успешно усвоены в классе.
3. Выбор таких форм и средств обучения, которые будут способствовать развитию
творческих способностей и интереса школьников к изучению в целом и к предмету
географии в частности.
4. Объективная оценка результатов деятельности школьников на уроке, опираю
щаяся на достижение планируемого результата обучения, о котором школьникам
сообщается в начале урока.
5. Создание доброжелательной деловой атмосферы, обеспечивающей творческое
сотрудничество на уровне учитель—ученик, ученик—ученик.
Что же следует сделать, чтобы урок был более эффективным?
Вопервых, четко определять цели каждого урока с учетом места его в системе
уроков по теме и курсу в целом, т.е. планировать не один урок, а все уроки по теме и курсу
во взаимосвязи.
Рациональное тематическое планирование позволяет определить основные вопросы
каждой темы, наметить наиболее приемлемые для данной темы типы уроков, их
соотношение друг с другом.
На основе тематического планирования определяются цель, содержание, особенно
сти методического построения каждого урока. При планировании урока необходимо
четко выделить:
• образовательновоспитательные задачи, решаемые на уроке;
• знания и умения, которые приобретут учащиеся, т.е. планируемый результат обучения;
• УУД, без активизации которых трудно усвоить новый материал;
• методы обучения, адекватные изучаемому материалу; • необходимые средства обучения;
• содержание, объем, способы выполнения и формы фиксации результатов домашней
работы.
При выборе типа урока, при планировании способов изучения и закрепления
нового материала необходимо учитывать уровень подготовки учащихся. Не только
ориентация на среднего ученика, но и по стоянное внимание к сильным и слабым
позволит обеспечить достижение всеми школьниками планируемых результатов
обучения. Желательно предусмотреть сочетание различных видов и уровней дея
тельности, обучение учащихся развернутым ответам по плану, предложенному учителем
или самостоятельно составленному. Такой подход к организации урока поможет
обеспечить рациональное использование учебного времени и нормальную учебную нагрузку
ученика в классе и дома. При применении технологии дифференцированного обучения
учащиеся класса делятся на условные группы с учетом типологических особенностей
школьников. При формировании групп учитываются личностное отношение школьников к
учебе, степень обученности, обучаемости, интерес к изучению предмета, к личности
учителя. Создаются разноуровневые задания, дидактический материал, различающийся по
содержанию, объему, сложности, методам и приемам выполнения заданий, а также для
диагностики результатов обучения.
Вовторых, четко знать, из каких элементов состоит урок, чтобы найти опти
мальные взаимодействия между элементами урока. Именно умение оптимально построить
взаимодействия между элементами урока определяет методическое мастерство учителя.
Существуют следующие основные элементы урока:
• проверка отдельных знаний и умений;
• изучение нового материала;
• закрепление пройденного материала;
• контроль и оценка знаний и умений учащихся;
• домашнее задание;
• обобщение и систематизация знаний.
Как показывает моя практика и опыт других учителей попытка исключать при
модернизации урока какойлибо из его элементов, как недостаточно творческий и
развивающий, например, закрепление пройденного или выявление
уровня
предшествующей подготовки, приводит к снижению качества обучения. Специфика
школьной географии состоит в том, что содержание предмета насыщено
теоретическими знаниями и практическими работами, а времени на изучение
объемного материала не так много. Поэтому на уроках географии чаще всего при
сутствуют все названные выше элементы урока, и преобладающим является урок
комбинированный. Выполняя поставленные задачи, я в первую очередь придерживаюсь
практикоориентированному обучению. Чтобы те знания, которые получают ребята на
уроках, пригодились в их дальнейшей жизни. Пусть не сейчас, но в дальнейшем они были
востребованы.
Втретьих, выбирать адекватные целям и содержанию методы обучения. Напри
мер, если урок посвящен изучению нового материала, включающего объективно
трудные теоретически знания, целесообразно использовать рассказ или лекцию учителя
с обязательным последующим закреплением основных вопросов.
Использование активных методов обучения приводит к изменению привычных
форм общения на уроке, когда учитель излагает материал, опрашивает и оценивает
учеников, которые отвечают на вопросы учителя, проявляя тем самым свою активность и
самостоятельность. Нашедшие в настоящее время широкое распространение уроки
беседы, урокиисследования, урокиконференции, уроки с ролевой и деловой игрой и
т.д. позволяют каждому
ученику принять участие в подготовке и проведении урока, выступить на какомто этапе урока в роли учителя. Технология коммуникативно
диалоговой деятельности требует от меня, как учителя, творческого подхода к организа
ции учебного процесса, владения приемами эвристической беседы, умений вести
дискуссию с классом и создать условия для возникновения дискуссии между школь
никами. У школьной географии есть большие возможности для применения комму
никативнодиалоговой технологии. В темах каждого курса немало проблем, вопросов для
организации учебного спора: «Карта правильное или кривое зеркало?», «Ветер враг или
друг человека?», «Надо ли орошать Сахару?», «Есть ли перспективы развития атомной
энергетики?» и др. Применять этот вид технологии мне помогает богатый методический
аппарат многих учебников географии. Поэтому учителю надо только обратить внимание на
богатые возможности организации специальной работы учащихся с различными
компонентами учебной книги. Естественно, что необходимо специально обучать
школьников правилам ведения дискуссии на уроке.
Уроки, на которых сочетается большое разнообразие форм, средств и методов —
один из наиболее эффективных путей формирования умения учиться, поскольку, при
такой организации деятельности учащихся, происходит не просто овладение
знаниями, но и накопление опыта творчества, передачи этого опыта другим ученикам,
осознание при этом потребности в приобретении знаний, обсуждение своих учебных
действий с учителем, сверстниками, т.е. сотрудничество с ними.
Только творческая личность учителя сможет решить в школе проблему становле
ния творческой личности ученика.
Развитие творческой деятельности учащихся на уроках географии
Развитие творческой деятельности учащихся на уроках географии
Развитие творческой деятельности учащихся на уроках географии
Развитие творческой деятельности учащихся на уроках географии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.