Песни военных лет
Оценка 4.8

Песни военных лет

Оценка 4.8
Исследовательские работы
doc
русская литература +1
5 кл—11 кл
19.11.2018
Песни военных лет
Собрано песни военных лет. Самыми популярными на фронте были песни о любви. О том, что это было именно так, свидетельствует судьба «Землянка». Секрет её необыкновенного успеха, может быть, в том, что она не писалась для пения. Это письмо, частное, личное, письмо к любимой женщине. Вот и воины, сочиняя новые и новые варианты песни, говорили о любви. В особых условиях фронта, когда сами понятия Жизнь, Смерть, Родина, Любовь становится обостренно, трагически конкретными . воин говорит в письмах своей подруге самое сокровенное, интимное. Сложили свои песни из удивительно простых слов, которыми сумел передать и радость, и горе своего народа, и слова эти стали поистине народными песнями.
ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ.doc
ПЕСНИ ВОЕННЫХ ЛЕТ «…ПОБЕДА за нами слова мира перед нами.       Исполним же – каждый из нас, художников, ­ до конца со всей высокой  добросовестностью свой высокий долг: творить сурово, честно, страстно, так,  чтобы русский человек под стальным шлемом крякнул от удовольствия:  «Интеллигенция наша не подкачала…» А. Толстой.                                                                              Музыка А.В.Александрова. СВЯЩЕННАЯ ВОЙНА                                                                                 Слова В.И. Лебедева­ Кумача Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой!         Пусть ярость благородная         Вскипает, как волна, ­         Идет война народная,         Священная война! Дадим отпор душителям Всех пламенных идей, Насильникам, грабителям, Мучителям людей! Вставай, страна огромная, Вставай на смертный бой С фашистской силой темною, С проклятою ордой!         Пусть ярость благородная         Вскипает, как волна, ­         Идет война народная,         Священная война!                                             1941год.     Уже 24 июня 1941 года в газетах «Красная Звезда» и « Известия» было  опубликовано стихотворение В.Лебедева – Кумача «Священная война».    «.. В сердце ударила строка «Священная война», вынесенная поэтом в  заголовок стихотворения. Да, священная война! – эти слова жили в мыслях и  чувствах нашего сражающегося народа. В.И.Лебедев­ Кумач первым произнес  их вслух на страну»­ так говорил об этом песне Д. Ортенбург, работавший  в   первые годы войны редактором «Красной Звезды». 27 июня ансамбль под управлением А.В.Александрова  впервые исполнил  песню на Белорусском вокзале столицы перед бойцами, отправлявшимися на  фронт. И пошла песня в бой!     Эти стихи сразу стали главной песней Великой Отечественной войны! Её  пели всюду: на переднем крае, в партизанских отрядах, в тылу, где повалось  оружие победы. Каждое утро после боя кремлевских курантов она звучала по  радио.     Сплачивающая, организующая и  вдохновляющая роль этой песни во  многом определялась тем, что в ней о войне была сказана суровая правда. Она была проникнута ощущением тяжести испытаний, выпавших на долю  советского народа, пафосом справедливости в борьбе « с фашистской силой  темною, с проклятою ордой ».                                                     Слова М.Исаковского. ОГОНЁК На позиции девушка Провожала бойца, Темной ночью простилась На ступеньках крыльца.                   И пока за туманами                   Видеть мог паренёк,                   На окошке на девичьем                   Все горел огонёк.  Парня встретила славная Фронтовая семья, Всюду были товарищи, Всюду были друзья.                    Но знакомую улицу                    Позабыть он не мог:                    ­Где же ты, девушка, милая,                    Где ж ты, мой огонёк? И подруга далёкая Парню весточку шлёт, Что любовь её девичья Никогда не умрёт.                     Все, что было загадано,                     В свой исполнится срок,                     Не погаснет без времени                     Золотой огонёк. И просторно, и радостно На душе у бойца. От того хорошего, От её письмеца.                     И врага ненавистного                     Крепче бьет паренёк                     За Советскую Родину,                     За родной огонёк.         1942.                                                                  Имя Михаила Васильевича Исаковского (1900­1973) широко известно в  нашей стране. Но его безымянная слова несравненно больше его известности.  Ведь миллионы людей пели «Дан приказ ему на запад…», «В лесу  прифронтовом…»,  «Враги сожги родную хату…», не вспоминая имени  автора. Они искренно грустили, напевая «старинный» вальс «Осенний сон»,  смахивали слезу вместе с солдатом, который  «… в широком поле травой  заросший бугорок.»     Исаковский сложил свои песни из удивительно простых слов, которыми  сумел передать и радость, и горе своего народа, и слова эти стали поистине  народными песнями.     Сгущаются тучи над нашими западными  рубежами. Становится ясно, что,  защищая родную землю, вот­вот примет на себя первый удар воин в зеленой  фуражке. На него смотрят с любовью и надеждой, ему посвящаются стихи и  песни. О защитниках передних рубежей пишет в эти годы несколько  стихотворений И.М.Исаковский. Среди них особое место занимает «Катюша», которую уже полвека поет страна. КАТЮША                                              Слова М.Исаковского                                             Музыка М.Блантера Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег  Катюша, На высокий  берег на  крутой. Выходила, песню заводила Про степного сизого орла, Про того, которого любила, Про того, чьи письма берегла. Ой ты, песня, песенка девичья, Ты лети за ясный солнцем вслед И бойцу на дальнем пограничье От Катюшии передай привет. Пусть он вспомнит девушку простую, Пусть услышит , как она поет, Пусть он землю бережет родную, А любовь Катюша сбережет.  Расцветали яблони и груши, Поплыли туманы над рекой. Выходила на берег  Катюша, На высокий  берег на  крутой.                                                 1938.     Стихотворение «Катюша» было написано в 1938 году. А песней оно  стало в следующем году ­1939м. Её появление именно  в то время было не случайным. Поэзия тех лет остро переживала состояние приближающейся военной грозы.  Николай Тихонов пишет тогда свои знаменитые стихи:        Я хочу, чтоб в это лето, Лето, полное угроз,     Синь военного барежа           Не коснулась ваших кос.    «Катюша» стала популярной песней тех лет. Почему ? Да, наверное, потому, что в ней оказались счастливо сплавлены  лучшие песенные качества:  музыкальность спита и простота сюжета, близкого и понятного многим:  обращение девушки к возлюбленному, полное заботы о нём. На привет­ послание девушки бойцу­пограничнику последовали песенные же ответы с  пограничных застав. В них воины обращались к подругам, реальным или  воображаемым, называя  их одним ласковым именем:      Не растут здесь яблони и груши, Здесь леса прекрасные растут.                  Каждый кустик здесь бойцу послушен,                                           И враги границу не пройдут.   Не забыл тебя я , дорогая,          Помню, слышу песенку твою.        И в дали безоблачного края Я родную землю берегу.  Не забудь и про меня, Катюша,      Про того, кто письма часто шлет,      Про того, кто лес умеет слушать,   Про того, кто счастье бережёт. Настоящим бойцом «Катюша» стала в годы Великой Отечественной войны.  Солдаты­фронтовики сочинили большое количество песен о любимой  героине.     «Чтоб ненависть была сильнее. Давай говорить о любви»,­ писал поэт  фронтовик Александр Прокофьев. Вот и воины, сочиняя новые и новые  варианты песни, говорили о любви. В особых условиях фронта, когда сами  понятия Жизнь, Смерть, Родина, Любовь становится обостренно, трагически  конкретными . воин говорит в письмах своей подруге самое сокровенное,  интимное, которое звучит вдруг возвышено­обобщенно:                                                       …Милая Катюша,    Буду метко бить я по врагам.  Наши нивы, яблони и груши     На позор фашистам не отдам. ЗЕМЛЯНКА                                              Слова А.Суркова.                                                 Музыка К.Листова. Бьется в тесной печурке огонь, На поленьях смола, как слеза, И поет мне в землянке гармонь Про улыбку твою и глаза. Про тебя мне шептали кусты В белоснежных полях под Москвой. Я хочу, чтобы слышала ты, Как тоскует мой голос живой. Ты сейчас далеко­далеко, Между нами  снега и снега. До тебя мне дойти нелегко, А до смерти ­ четыре шага. Пой, гармошка, вьюге назло, Заплутавшее счастье зови. Мне в холодной землянке тепло От моей негасимой любви.                                               1941.   Самыми  популярными на фронте были песни о любви. О том, что это было  именно так, свидетельствует судьба «Землянка». Секрет её необыкновенного успеха, может быть, в том, что она не писалась для пения. Это письмо,  частное, личное,  письмо к любимой женщине.     Сам поэт вспоминал об этом так: «Оно не собиралось быть песней. И даже  не претендовало стать нечитаемым стихотворением. Это были шестнадцать  «домашних» строчек из письма жене. Письмо было написано в конце ноября  1941 года, после одного очень трудного для меня фронтового дня под истрой, когда нам пришлось ночью, после тяжелого боя, пробиваться из окружения со штабом одного из гвардейских полков».Как видим, это не просто письмо. Оно было написано сразу после того, как смерть была наверняка ближе, чем за  четыре шага. Может быть, потому, что смерть отступила, поэт так благодарен жизни. За то, что она есть , за этот потрескивающий огонь а землянке, за  смоляную слезу, за друзей, играющих на гармони, и за самое светлое чувство,  переполняющее сердце нежностью и грустью, тревогой  и теплом. И он спешит сказать любимой «о своей негасимой любви» и тем поблагодарить её и саму  жизнь, саму судьбу.     «Землянка» выражала мысли и чувства сотни тысяч солдат, оказавшихся в  такой же ситуации. Текст переписывался в записные книжки, а вскоре  солдаты стали посылать домой стихотворные письма, в которых легко  узнавалась интонация , отдельные слова, а иногда и целые строфы  «Землянки». А затем эти песни , сочиненные солдатами на мотив «Землянки», начали петь.       Не остались равнодушными  к стихотворным посланиям из землянок и  окопов и те, для кого они сочинялись, ­ жены и невесты воинов. В этих  ответах, которые женщины  отправляли на фронт,  слова поддержки, нежной  любви, стремление ободрить любимого, укрепить его силы: Слышу голос, тоскующий твой,  Слышу песню двухрядки твоей.         Не грусти, мой желанный , родной,                                                    Что­нибудь поиграй веселей.     Часто в таких письмах женщина, объединяя воспоминания и мечту,  пытается мысленно приставить образ своего любимого, обстановку, которая   его окружает. Но заканчиваются такие письма­песни обычно убежденностью в том, что любовь поможет преодолеть, победить и зимнюю стужу, и разлуку,  победить врага, приблизить Победу: Не грусти, не печалься, родной,    Пусть огонь не погаснет  в груди­ Я в холодной землянке с тобой,                                         И победа нас ждет впереди.

Песни военных лет

Песни военных лет

Песни военных лет

Песни военных лет

Песни военных лет

Песни военных лет

Песни военных лет

Песни военных лет

Песни военных лет

Песни военных лет

Песни военных лет

Песни военных лет
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.11.2018