Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи:
Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:
Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом плане, так и в физиологическом. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным создать наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.
Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней. Необходим подбор индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности. Личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса улучшит восприятие предлагаемого учителем материала. Здоровьесберегающие технологии в школе предполагают проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилирование образования и медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся в школе.
Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности. Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центре образовательной системы видят личность ребенка. Это обеспечивает безопасные, комфортные условия ее развития и реализации природных возможностей ребенка. Личность ребенка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются:
Проявления гуманного отношения к детям — любовь и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования и терпимость к детским недостаткам способствуют формированию здоровой личности подростка. Право ребенка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения благоприятно воздействует на его психику. Это способствует формированию высокого уровня психологического здоровья и положительной Я-концепции личности подростка.
Педагогику сотрудничества можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.
Цель школы, реализующей педагогику сотрудничества, — разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путем наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики приоритет воспитания над обучением — позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.
Технологии развивающего обучения строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности на его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.
Характеристики развивающего обучения, разработанные Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, характеризуют принципы здоровьесберегающей педагогики. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике и на его здоровье, является принятый в технологии развивающего обучения характер оценки учебной деятельности.
Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации.
У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые — меньше ощущают свое отставание от сильных учеников.
Важной отличительной особенностью дайной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию знаний учащихся.
К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощенного развития детей», разработанную физиологом В. Ф.Базарным.
Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:
При использовании этой технологии наблюдается снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья, т.е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников.
Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым. В ее основе — активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения. Именно психогенные воздействия на здоровье детей являются причиной развития многих психосоматических нарушений.
Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый стиль жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.
Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном процессе и социальном пространстве, способствует созданию прочной мотивации к обучению, раскрытию творческих способностей, снижает риск возникновения асоциального поведения.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.