Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Оценка 4.8

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

Оценка 4.8
docx
07.06.2024
Комплексное использование личностно-ориентированных технологий
Комплексное использован.docx

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологии личностно-ориентированного обучения, учитывающие особенности каждого ученика и направленные на возможно более полное раскрытие его потенциала. Сюда можно отнести технологии проектной деятельности, дифференцированного обучения, обучения в сотрудничестве, разнообразные игровые технологии.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи:

  • создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса;
  • стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться;
  • создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы;
  • создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Для решения этих задач могут применяться следующие компоненты:

  • создание положительного эмоционального настроя на работу всех учеников в ходе урока;
  • использование проблемных творческих заданий;
  • стимулирование учеников к выбору и самостоятельному использованию разных способов выполнения заданий;
  • применение заданий, позволяющих ученику самому выбирать тип, вид и форму материала (словесную, графическую, условно-символическую);
  • рефлексия, обсуждение того, что получилось, а что — нет, в чем были ошибки, как они были исправлены.

Исходя из вышеизложенного, становится очевидным, что эти технологии позволяют параллельно решать и задачи охраны здоровья школьников как в психологическом плане, так и в физиологическом. Именно благодаря использованию современных технологий оказывается возможным создать наиболее комфортные условия каждому ученику, учесть индивидуальные особенности ребенка, а следовательно, минимизировать негативные факторы, которые могли бы нанести вред его здоровью.

Это предполагает использование индивидуальных заданий разных типов и уровней. Необходим подбор индивидуального темпа работы, выбор учебной деятельности. Личный выбор учащимися блочно-модульных систем образовательного процесса улучшит восприятие предлагаемого учителем материала. Здоровьесберегающие технологии в школе предполагают проведение обучающих игр, проектную деятельность, коллективную деятельность, профилирование образования и медико-психолого-педагогическое сопровождение учащихся в школе.

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности. Личностно-ориентированные (антропоцентрические) технологии в центре образовательной системы видят личность ребенка. Это обеспечивает безопасные, комфортные условия ее развития и реализации природных возможностей ребенка. Личность ребенка превращается в приоритетный субъект, становится целью образовательной системы. В рамках этой группы в качестве самостоятельных направлений выделяются:

  • гуманно-личностные технологии;
  • технологии сотрудничества;
  • технологии свободного воспитания.

Проявления гуманного отношения к детям — любовь и оптимистичная вера в них, отсутствие прямого принуждения, приоритет положительного стимулирования и терпимость к детским недостаткам способствуют формированию здоровой личности подростка. Право ребенка на свободный выбор, на ошибку, на собственную точку зрения благоприятно воздействует на его психику. Это способствует формированию высокого уровня психологического здоровья и положительной Я-концепции личности подростка.

Педагогику сотрудничества можно рассматривать как создающую все условия для реализации задач сохранения и укрепления здоровья учащихся и педагогов.

Цель школы, реализующей педагогику сотрудничества, — разбудить, вызвать к жизни внутренние силы и возможности ребенка, использовать их для более полного развития личности. Это в полной мере совпадает с механизмами формирования и укрепления здоровья путем наращивания адаптационных ресурсов человека, потенциала его психологической адаптации. Важнейшая черта этой педагогики приоритет воспитания над обучением — позволяет в рамках формирования общей культуры личности последовательно воспитывать культуру здоровья школьника.

Технологии развивающего обучения строятся на плодотворных идеях Л. С. Выготского, в частности на его гипотезе о том, что знания являются не конечной целью обучения, а лишь средством развития учащихся.

Характеристики развивающего обучения, разработанные Д. Б. Элькониным и В. В. Давыдовым, характеризуют принципы здоровьесберегающей педагогики. Ориентация на «зону ближайшего развития» ученика при построении его индивидуальной образовательной программы позволяет в максимальной степени учесть его способности, возможности, темпы развития, влияние окружающей среды и условий. Важным моментом, положительно влияющим на психологическое состояние ученика, а в динамике и на его здоровье, является принятый в технологии развивающего обучения характер оценки учебной деятельности.

Технология уровневой дифференциации обучения на основе обязательных результатов была разработана В. В. Фирсовым как один из вариантов развития технологии уровневой дифференциации.

У учителя появляется возможность дифференцированно помогать слабому ученику и уделять внимание сильному, более эффективно работать с трудными детьми. Сильные учащиеся активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые — меньше ощущают свое отставание от сильных учеников.

Важной отличительной особенностью дайной технологии, которую можно рассматривать как системообразующую для целой группы образовательных технологий, является разработанный подход к оцениванию знаний учащихся.

К числу здоровьесберегающих технологий следует отнести и «технологию раскрепощенного развития детей», разработанную физиологом В. Ф.Базарным.

Отличительные особенности этой технологии, основное внимание которой обращено главным образом на учащихся начальной школы, состоят в следующем:

  • 1. Учебные занятия в классе проводятся в режиме смены динамических поз, для чего используется специальная ростомерная мебель с наклонной поверхностью — парты и конторки. Часть урока ученик сидит за партой, а другую часть — стоит за конторкой. Тем самым сохраняется и укрепляется позвоночник, формируется осанка.
  • 2Для разминок и упражнений на мышечно-телесную и зрительную координацию, а также на развитие внимания и быстроты реакции на уроке используются схемы зрительных траекторий, расположенные на потолке, и специальные офтальмотренажеры, «бегущие огоньки». Упражнения сочетают в себе движения глазами, головой и туловищем, выполняются в позе свободного стояния и базируются на зрительно- поисковых стимулах, которые несут в себе мотивационно активизирующий заряд для всего организма. Результатами таких упражнений являются: развитие чувства общей и зрительной координации и их синхронизация. Происходит развитие зрительно-моторной реакции, в частности скорости ориентации в пространстве, реакции ребенка в экстремальных ситуациях, таких как ситуации на дорогах с целью профилактики дорожно-транспортных происшествий.
  • 3. С целью расширения зрительных горизонтов, развития творческого воображения, целостного восприятия и познания мира па уроках по всем предметам применяется специально разработанный «Экологический букварь» (картина- панно). Он расположен на одной из стен класса и изображает уходящую в бесконечность и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность, на которой с помощью специальных манекенов и карточек разворачиваются сюжеты урока. Это дает возможность, не пользуясь книгой при обучении в начальной школе, снизить нагрузку на зрение.
  • 4. Важная особенность уроков состоит в томчто они проводятся в режиме движения наглядного учебного материалапостоянного поиска и выполнения заданийактивизирующих детей. Для этого учитель использует подвижные «сенсорные кресты», карточки с заданиями и возможными вариантами ответов. Эти карточки, по воле учителя, могут оказаться в любой точке класса, и дети должны найти и использовать их в своей работе, а также специальные «держалки», позволяющие переключать зрение детей с ближних целей на дальние.
  • 5. В процессе овладения детьми письмом применяются специальные художественно-образные каллиграфические прописи перьевой ручкой. Это формирует утонченное художественное чувство и развивает психомоторную систему «глаз — рука».
  • 6. Обязательным предметом в технологии является детское хоровое пение у основанное на народных песнях и классической музыке.
  • 1. В школах, использующих эту технологию, дети совместно с педагогами и родителями создают собственными руками по законам искусства окружающую их жизненную среду.
  • 8. В технологии предусмотрено введение раздельно-параллельного образования мальчиков и девочек. Это означает, что, учась в классах раздельно, они, как и обычно, общаются друг с другом на переменах, в творческих кружках, на совместных вечерах и праздниках.
  • 9. Одно из требований технологии — условие, отличающее все здоровьесберегающие технологии, — регулярное проведение экспресс-диагностики состояния детей и отчет перед родителями о полученных результатах.

При использовании этой технологии наблюдается снижение показателей заболеваемости детей, улучшение психологического климата в детских и педагогическом коллективах, активное приобщение родителей школьников к работе по укреплению их здоровья, т.е. все признаки, которые характерны для школ, в которых целенаправленно занимаются здоровьем своих воспитанников.

Технология психологического сопровождения учебной группы разработана М. Ю. Громовым и Н. К. Смирновым. В ее основе — активное участие психологов в образовательном процессе школы, превращение школьного психолога в одну из ключевых фигур учебно-воспитательного процесса, основанного на принципах здоровьесбережения. Именно психогенные воздействия на здоровье детей являются причиной развития многих психосоматических нарушений.

Учителям, освоившим эту технологию, становится легче и интереснее работать, поскольку исчезает проблема учебной дисциплины и происходит раскрепощение учителя, открывается простор для его педагогического творчества. Здоровый образ жизни не занимает пока первое место в иерархии потребностей и ценностей человека в нашем обществе. Если мы научим детей ценить, беречь и укреплять свое здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый стиль жизни, то можно надеяться, что будущие поколения будут здоровы и развиты не только личностно, интеллектуально, духовно, но и физически.

Наблюдения показывают, что использование здоровьесберегающих технологий в учебном процессе позволяет учащимся более успешно адаптироваться в образовательном процессе и социальном пространстве, способствует созданию прочной мотивации к обучению, раскрытию творческих способностей, снижает риск возникновения асоциального поведения.


 

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

Комплексное использование личностно-ориентированных технологий

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

Образовательные технологии здоровьесберегающей направленности

Сильные учащиеся активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые — меньше ощущают свое отставание от сильных учеников

Сильные учащиеся активно реализуют свое стремление быстрее продвигаться вперед и вглубь, слабые — меньше ощущают свое отставание от сильных учеников

Это формирует утонченное художественное чувство и развивает психомоторную систему «глаз — рука»

Это формирует утонченное художественное чувство и развивает психомоторную систему «глаз — рука»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.06.2024