Рассматривание и составление рассказа по пейзажной картине А. К. Саврасова. «Грачи прилетели»
Цель. Обобщить знания детей о перелетных птицах. Формировать умение правильно воспринимать, чувствовать настроение, отраженное художником в пейзаже и передавать его в своих высказываниях. Воспитывать эстетические чувства, развивать интонационную выразительность речи. Развивать навыки конструирования из бумаги по схеме.
Предварительная работа.
Заучивание стихов о весне, рассматривание иллюстраций на которых изображена ранняя весна. Рассматривание репродукций картин художника А. Саврасова. Листы черного цвета, схема, ножницы, клей.
Ход занятия
Воспитатель:
- «Травка зеленеет, солнышко блестит, ласточка с весною в сени к нам летит». Не правда ли ребята, в этих строках описано несколько примет весны. И одна из них – возвращение перелетных птиц. С их прилетом было связано много народных примет: «Грачи на дворе- весна на горе», «Грач зиму расклевал». Что означают эти приметы? Правильно, с прилетом грачей начинается активное таяние снегов, зима окончательно уступала место весне. По весне к нам с юга мчится черная, как ворон птица.
Для деревьев наших врач - насекомых ест всех…
(Грач)
- Ребята, посмотрите на эту картину художника А. К. Саврасова. Как она называется, я пока не скажу. Название вы можете придумать сами. – Какое время года изобразил художник на картине?
Дети. Ранняя весна.
Воспитатель. А как вы определили, что это именно ранняя весна?
Дети. Тает снег, растаял лед на пруду, прилетели грачи.
Воспитатель. Да, грачи прилетают к нам первыми из всех перелетных птиц. О чем заботятся грачи, возвратившись из теплых стран?
Дети. Грачи на березах чинят свои старые гнезда, или строят новые.
Воспитатель. Посмотрите на березы и расскажите о них. (1-2 ребенка делают описание). Какие краски использовал художник?
Дети. – Серые, коричневые и голубые цвета.
Воспитатель. - Что написано голубым цветом? (полоска леса, небо, нежно-голубые небеса).
Дети. Серым – забор. Коричневым – избушку и берег около пруда. Белым– пятна снега, колокольню, облака.
Воспитатель Как вы думаете, о чем же эта картина?
Дети О том, что наступила весна и прилетели грачи.
Воспитатель. Как бы вы назвали эту картину?
Дети дают свои названия.
Воспитатель. Картина так и называется «Грачи прилетели».
Воспитатель включает музыку и ведет рассказ по всему содержанию картины. Воспитатель. Перед вами картина художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели». Он изобразил на ней раннюю весну. На белых березах, на их голых ветках, множество грачиных гнезд. Грачи шумными стаями суетятся над своими жилищами. Среди обычных сельских строений возвышается колокольня старой церкви. Прозрачный, свежий, весенний воздух чувствуется пруд. Кое-где меж облаков проглядывает ярко голубое весеннее небо. Художник так написал весну, что мы не только слышим гомон грачей, но и ощущаем дыхание, обновления и запах весны. Саврасов превосходно знал и любил русскую природу. Это помогло ему создать незабываемый образ русской природы.
Сейчас вы прослушали композицию Чайковский П Времена Года Март
Кто расскажет стихотворение о весне отвечающее настроению этой картины.
(Дети рассказывают знакомые стихи).
На речке - закатного солнца лучи.
Крича, собираются в стаи грачи.
С церквушек, с полей беспокойного хлеба
Кругами грачи поднимаются в небо -
Всё выше и выше, покуда вдали
Не скроется солнце за краем земли.
И, полные тайны, под куполом звёздным,
Грачи величаво
Садятся по гнёздам.
Бушует полая вода,
Шумит и глухо, и протяжно.
Грачей пролетные стада
Кричат и весело, и важно.
Дымятся черные бугры,
И утром в воздухе нагретом
Густые белые пары
Напоены теплом и светом.
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит,
Снег худеет, мякнет, тает.
Грач горластый прилетает.
Сегодня мы по настоящему встретили раннюю весну.
Физкультминутка: Ветер дует нам в лицо, Закачалось деревцо, Ветер, тише, тише, тише, Деревцо все выше, выше!
Художник Саврасов изобразил грачей с помощью красок и кисти. А я сегодня предлагаю вам сделать грачей из бумаги в технике оригами.
Внимательно рассмотрите схему которую я вам приготовила.
Воспитатель. Давайте подведем итог нашего занятия. Какую картину мы с вами сегодня рассматривали?
Дети картина художника А. К. Саврасова «Грачи прилетели».
Воспитатель. В какое время года прилетают грачи?
Дети ранней весной
Воспитатель. С помощью какого вида искусства мы сделали наших птиц?
Дети оригами
Воспитатель. Искусство оригами создано, для того, чтобы приносить людям радость, я думаю, мы сегодня доставили радость себе и нашим гостям.
Последовательность работы:
1. Берем квадрат бумаги черного цвета.
2. Загибаем все четыре угла к середине образуя базовую форму оригами стрелу.
3. Отгибаем нижние углы назад в исходное положение.
4. Берем ножницы и разрезаем по намеченным линиям как показано на фотографии.
5. Загибаем углы как показано на фотографии.
6. Заготовку складываем по полам.
7. Формируем клюв и голову грача.
8. Наклеиваем глазки, птица - грач готова.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.