Комплексный анализ стихотворения А.К. Толстого «Когда природа вся трепещет и сияет…»
Оценка 4.6

Комплексный анализ стихотворения А.К. Толстого «Когда природа вся трепещет и сияет…»

Оценка 4.6
docx
02.02.2020
Комплексный анализ стихотворения А.К. Толстого  «Когда природа вся трепещет и сияет…»
комплексный анализ стихотворения А. Толстого.docx

Комплексный анализ стихотворения А.К. Толстого

«Когда природа вся трепещет и сияет…»

 

Давидович Зинаида Владимировна, учитель русского языка и литературы ГУО «Средняя школа № 14 г.Молодечно»

 

Ты не спрашивай, не распытывай,

Умом-разумом не раскидывай:

Как люблю тебя, почему люблю,

И за что люблю? и надолго ли?..

                 А.К. Толстой

         За окошком осень… Время года, всегда вдохновлявшее на творчество многих русских поэтов. Вспоминается Пушкин с его «очей очарованьем»… Но Александру Сергеевичу буйство красок в природе нравилось и никак не мешало создавать поэтические шедевры. А вот Алексей Константинович Толстой открыт вдохновению лишь в скромные, тихие осенние дни, «когда и воздух сер, и тесен кругозор». Поистине каждый из творцов уникален! У каждого свой тайный, личный мир.   

Я считаю, что одним из шедевров пейзажной лирики поэта можно по праву считать прекрасное, проникновенное стихотворение «Когда природа вся трепещет и сияет…». При чтении произведения возникает ощущение, что это дневник – так близок автору его лирический герой, человек глубоко эмоциональный, испытывающий желание тишины, покоя, гармонии с природой. Осенние зарисовки поэта завораживают душу, влекут тебя вслед за героем… И вот ты уже «оставляешь дом», идёшь «чернеющей дорогой», видишь «кучу скирд», «сломанный забор», пруд, мельницу – и вместе с героем входишь в «ближний лес». И уже нет никакой разницы, кто литературный герой, а кто читатель, – важно только то, что ты видишь, слышишь и чувствуешь…

         В одном из своих писем жене поэт очень точно сформулировал своё представление о поэзии: «Чтобы не портить и не губить то, что мы хотим внести в наш мир, нужны либо очень зоркий взгляд, либо совершенно полная отрешённость от внешних влияний, великая тишина вокруг нас самих и сосредоточенное внимание, или же любовь, подобная моей, но свободная от скорби и тревог». И в подтверждение этому Толстой пишет своё стихотворение «Когда природа вся трепещет и сияет…». Здесь есть всё: и «зоркий взгляд», позволяющий автору увидеть красоту и непревзойдённость «скромного, тихого дня, осеннею погодой», и «полная отрешённость от внешних влияний», способствующая творческому процессу («А мысли между тем слагаются в созвучья»), и «сосредоточенное внимание» не только на том, что видишь, но и что чувствуешь («Сосредоточен я живу в себе самом, И сжатая мечта зовёт толпы видений»), и, конечно, всеобъемлющая любовь ко всему живому («И на душе легко, и сладостно, и странно»), позволяющая услышать, как «мягко мокрый лист шумит благоуханный».

Таким образом, картины природы в этом стихотворении сопровождаются философскими размышлениями поэта о влиянии природы на человека, об их единстве в создании гармонии в мире. По мнению автора, поэт способен творить именно в минуты спокойствия и умиротворения, когда «на душе легко, и сладостно, и странно».

Понять направление авторской мысли, на мой взгляд, позволяет композиция стихотворения. Повествование ведётся от первого лица («Не развлекаюсь я», «Сосредоточен я живу», «Я оставляю дом»), при этом двусоставные предложения сменяются определённо-личными («Иду меж озимей», «Смотрю на кучу скирд», «И в ближний лес вхожу»), что говорит о причастности каждого человека к природе.

Произведение представлено двумя строфами: 1-я строфа состоит из 12 строк, а 2-я – из 15. Чтобы расширить интонационно синтаксическое звучание стихотворения, автор использует астрофизм, в котором нет симметричного деления на строфы,  а это даёт поэту больше композиционной свободы. И он умело этой свободой пользуется: в 1-ой строфе поэт описывает взаимовлияние природы и человека («природа вся трепещет и сияет», а  душа человека в это время «бездейственно в пространстве утопает»; «воздух сер, и тесен кругозор» - «мой трезвый ум открыт для сильных вдохновений»), 2-ая строфа – описание единения человека и природы: скромная, неприхотливая сельская местность («куча скирд», «сломанный забор», мельница,  «берег ручейка болотисто-отлогий») вызывает поток мыслей, которые «меж тем слагаются в созвучья». Следует отметить необычность связи между строфами: последняя строка 1-ой строфы рифмуется с первой строкой 2-ой строфы («стеклом» - «дом»), тем самым мастер слова достигает поразительного единства формы и содержания. Как тут не восхититься совершенством владения стихом Толстого?!

Раскрыть идею стихотворения помогает рифма: в 1-ой строфе – перекрёстная, а во 2-ой – опоясывающая сменяется парной и заканчивается снова перекрёстной. Кажется, что поэт специально выделяет парной рифмой две строки, на которые стремится обратить наше внимание: «И виснут надо мной полунагие сучья, А мысли между тем слагаются в созвучья». Природа вдохновляет поэта, и этот процесс уже не остановить: «Свободные слова теснятся в мерный строй».

Хочется отметить, что стихотворение богато средствами выразительности. Олицетворения («природа трепещет и сияет», «расходятся лучи», «берёзы…свои стряхают слёзы», «мечта зовёт»), эпитеты («сильных вдохновений», «трезвый ум», «воздух сер», «сжатая мечта», «скромный день», «дикий косогор», лист «благоуханный»), метафоры («цвета горячи», «мысли слагаются», «слова теснятся», «душа утопает») помогают читателю не только представить картину природы, так утончённо переданную мастером слова, но  и почувствовать то, чем наполнена его душа.

По моему мнению, в этом стихотворении автору удалось мастерски использовать звукопись (аллитерацию). Частое повторение звуков [р] и [р'] позволяет нам услышать сдержанное негодование героя при виде уродующего осенний пейзаж сельского вида:

…Иду меж озимей, чернеющей дорогой,

Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор,

На пруд и мельницу, на дикий косогор,

На берег ручейка болотисто-отлогий…

И совершенно иначе воспринимается повторение звуков [с] и [с']. Мы словно слышим лёгкий, как дуновение ветерка, полёт мыслей, которые «слагаются в созвучья»:

…А мысли между тем слагаются в созвучья,

Свободные слова теснятся в мерный строй…

Торжественность и серьёзность придают творению автора использованные им инверсии: «И в неге врозь её расходятся лучи», «Не развлекаюсь я смиренною природой». Анафора «Когда природа вся трепещет и сияет, Когда её цвета ярки и горячи» передаёт единство и экспрессивность описываемых действий.

Интересна морфология текста. Алексей Константинович Толстой из 172 слов использует 46 существительных, что показывает точность, номинативность образов. Краткие формы имён прилагательных и причастий («ярки», «горячи», «сер», «тесен», «открыт», «сосредоточен», «погружён») создают ощущение кратковременности происходящего. Тем ценнее становится то, что видит, слышит и чувствует лирический герой.

Раскрытию идеи способствует и синтаксис произведения. Сложные предложения усиливают глубину авторской мысли и указывают на философскую направленность стихотворения. Автор использует параллелизм («Когда природа вся трепещет и сияет, Когда её цвета ярки и горячи»), тем самым показывая, что красота природы и любовь к ней неразделимы. Необходимо отметить, что подчинительная связь частей сложного предложения используется только в самом начале произведения («Когда природа вся трепещет и сияет, Когда её цвета ярки и горячи»), причём временная придаточная часть осложнена добавочным условным значением. Такое построение приводит к большей отвлечённости и обобщённости описываемого явления. Последнее же предложение представляет собой сложное предложение, состоящее из восьми частей, связанных между собой бессоюзной и сочинительной связью. Именно в этот момент происходит единение лирического героя, его душевного состояния и природы («И на душе легко, и сладостно, и странно, И тихо всё кругом…»). Союз И является связующим звеном в процессе торжества гармонии человека и природы.

 К этому стремится лирический герой, и этому помогает автор, используя в своём стихотворении синтаксический параллелизм («Смотрю на кучу скирд, на сломанный забор, На пруд и мельницу, на дикий косогор, На берег ручейка болотисто-отлогий») и многосоюзие (полисиндетон):

И на душе легко, и сладостно, и странно,

И тихо всё кругом, и под моей ногой

Так мягко мокрый лист шумит благоуханный.

В произведении использованы слова цветовой семантики (цветопись): «чернеющей дорогой», «покрасневший клён», «зелёный дуб», «жёлтые берёзы». Именно это помогает нам представить картину природы более ярко и наглядно.

Стихотворение «Когда природа вся трепещет и сияет…» притягивает к себе лёгким, ясным и понятным языком, образностью и экспрессивностью. На мой взгляд, поэту удалось не только описать осенний день и душевное состояние лирического героя, но и повлиять на читателя: обратить внимание на тихую гармонию, разлитую в окружающем мире. Ведь любовь Алексея Константиновича Толстого к родной природе безгранична, чиста  и бескорыстна. Он отдавал ей всю свою душу, не требуя ничего взамен. Она же, в свою очередь, дарила ему бесценное вдохновение и бесконечную красоту слова.

Край ты мой, родимый край!

         Конский бег на воле!

В небе крик орлиных стай!

         Волчий голос в поле!

Гой ты, родина моя!

         Гой ты, бор дремучий!

Свист полночный соловья!

         Ветер, степь да тучи!


 

Комплексный анализ стихотворения

Комплексный анализ стихотворения

Таким образом, картины природы в этом стихотворении сопровождаются философскими размышлениями поэта о влиянии природы на человека, об их единстве в создании гармонии в мире

Таким образом, картины природы в этом стихотворении сопровождаются философскими размышлениями поэта о влиянии природы на человека, об их единстве в создании гармонии в мире

Иду меж озимей, чернеющей дорогой,

Иду меж озимей, чернеющей дорогой,

Так мягко мокрый лист шумит благоуханный

Так мягко мокрый лист шумит благоуханный
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
02.02.2020