Комплексный подход использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании
Оценка 4.6

Комплексный подход использования информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании

Оценка 4.6
docx
27.05.2021
Комплексный подход использования  информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании
статья комплексный подход.docx

О.Г.Оконешникова, старший воспитатель

МБДОУ «Центр развития ребенка – детского сада «Чуораанчык» с.Чурапча

Чурапчинского улуса Республики Саха (Якутия)

 

Комплексный подход использования  информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании

 

Стремительный рост информационного потока, развитие новых информационных технологий, их возможности – все это предъявляет свои требования к молодому поколению. Имеющийся в настоящее время отечественный и зарубежный опыт информатизации среды образования свидетельствует о том, что она позволяет повысить эффективность воспитательно-образовательного процесса.

Сегодня перед педагогическим коллективом встают огромного значения и объема задачи формирования информационной культуры педагогов, родителей и детей, для чего необходимо внедрить информационно-коммуникационные технологии в практику детского сада [1, с. 3].

Информатизация в дошкольном образовании осуществляется в нескольких направлениях: педагогическом и организационном, первое из которых способствует повышению эффективности воспитательно-образовательного процесса, а второе - модернизации управления посредством использования ИКТ. Сущностью информатизации управления ДОУ является процесс информационного обеспечения управленческой деятельности на основе применения современной вычислительной техники и средств связи, с целью оптимизации функционирования педагогической системы, развития её потенциала и расширения возможностей реализации социального заказа. Деятельность ДОУ непосредственно зависит от того, в какой степени руководитель, его заместители, специалисты и педагоги владеют информацией, как быстро они могут обработать информацию и довести её до сведения участников образовательного процесса. Применение ИКТ позволяет на порядок поднять качество и культуру управленческой деятельности, создать резервы для работы в режиме развития. Внедрение ИКТ в сферу управления ДОУ позволяет повысить такие показатели, как:

•экономия затрат труда и времени;

•информированность о состоянии управляемой системы;

•оперативность принятия управленческих решений;

•адекватность и продуктивность управленческих решений;

•оптимизация и автоматизация информационных процессов;

•интеллектуальный потенциал коллектива.

Отличительной особенностью современной системы образования является резкое возрастание прямых и обратных потоков информации по всей вертикали управления. На смену традиционным формам работы с информацией приходят компьютерные технологии управленческого назначения. Хранение, обработка, получение, передача, анализ информации, уменьшение бумажного потока посредством компьютерных сетей представляет возможность ускорения процесса управленческой деятельности и, в целом, повышения её эффективности [3, с.102].

Эффективность создания информационной среды в первую очередь зависит от заинтересованности и активной роли руководителя ДОУ в данном процессе. Важно понять, что хорошо подготовленный в сфере ИТ руководитель способен организовать в своем образовательном учреждении такую информационную среду, которая будет отвечать всем требованиям к программно-аппаратному обеспечению ресурсов, к учебно-методическому наполнению её информационных ресурсов, а также к обучению и организации работы педагогического коллективах

Обстоятельства складываются так, что сегодня системе управления дошкольным образованием требуется не только новая техника, но и люди – технические специалисты, умеющие и, главное, желающие ее использовать и применять в том месте нашего бытия, которое называется образование. А для этого надо:

- эффективно использовать техническое и программно-методическое обеспечение;

- поощрять педагогические инновации, основанные на использовании современных информационных технологий;

- уделять большое внимание самообразованию по вопросам применения ИТ;

- активно участвовать в процессе апробации образовательных электронных изданий и ресурсов;

- участвовать в научно-методической работе, пропагандировать возможности ИТ в образовании [2, с. 45].

Информатизация дошкольного образования открывает педагогам новые возможности для широкого внедрения в педагогическую практику новых методических разработок, которые направлены на интенсификацию и реализацию инновационных идей воспитательно-образовательного процесса. Эффективность компьютеризации обучения в дошкольных образовательных учреждениях зависит от качества применяемых педагогических программных средств, от умения рационального и умелого их использования в образовательном процессе. Информационно-компьютерные технологии могут использоваться как в воспитательно-образовательной работе педагога, так и в методической, административной работе ДОУ, а также как сотрудничество с родителями, общественностью, как популяризация деятельности детского сада.

По результатам анализа информационной образовательной системы дошкольных образовательных учреждений Чурапчинского улуса на сегодня – это:

-  подключение к сети Интернет- 92 % детских садов;

- создание собственных Интернет-сайтов – 73 % детских садов, интернет-странички – 27%;

- количество педагогов, прошедших курсы повышения квалификации по информатизации составляет – 78%;

- в профессиональной деятельности используют компьютеры – 81 % педагогов, - и 33 % имеют собственную электронную почту.

Но вместе с тем, существует ряд серьезных проблем, важнейшими из них являются:

- низкая скорость Интернета;

- невысокий уровень информационной культуры пользователей;

- недостаточный уровень готовности педагогов к массовому применению информационных и Интернет-технологий в образовательном процессе;

- недостаточная обеспеченность компьютерной и коммуникационной техникой;

- отсутствие методики использования ИКТ в образовательном процессе;

- не сформулированы единые программно-методические требования к применению ИКТ на занятиях;

- жизненная необходимость введения в штатное расписание образовательных учреждений должностей системного администратора, инженера по обслуживанию компьютерной техники.

И наша задача на сегодня – решить эти проблемы…

В настоящее время наш детский сад «Чуораанчык»  с.Чурапча подключен к высокоскоростному Интернету через беспроводную связь Чурапчинской республиканской спортивной средней общеобразовательной школы интернат имени Дмитрия Петровича Коркина, а также установлена внутренняя сеть, где одновременно могут подключатся 5 компьютеров. Также, детский сад имеет свой электронный адрес: chuoran@rambler, и постоянно действующий динамический web-сайт: http://www.chuoran.ucoz.ru/.  В наличии имеются информационно-коммуникационные средства: 2 компьютера, 2 ноутбука, 10 ноутбуков, интерактивная доска, 2 проектора, экран и т.д.

Педагоги детского сада с помощью ИКТ активно внедряют новые образовательные технологии в педагогический процесс, такие как метод проектов, технологию портфолио, игровые технологии и т. д. Из 16 педагогов детского сада 100 % владеют ИКТ-технологиями, из них имеют:

- базовый уровень – 12,5 %;

- пользовательский уровень –  56,3%;

- профессиональный уровень – 31,2 %;  

- 75 % – подключены к сети Интернет, имеют собственную электронную почту.

Наличие у детского сада собственного сайта в сети Интернет предоставляет возможность нашим родителям получать оперативную информацию о жизни детского сада, группы, сетки непосредственно-образовательной деятельности, о проводимых мероприятиях, праздниках, развлечениях. Проведенный мониторинг обеспеченности компьютерами воспитанников детского сада и компьютерной грамотности родителей показал, что 90 % воспитанников имеют дома компьютеры и 42% из них подключены к сети Интернет. 81 % родителей владеют ИКТ-технологиями. В данный момент в детском саду разрабатывается технология мультимедийного сопровождения образовательного процесса в области повышения информационной компетентности педагогов и родителей, разработана медиазона наглядных, демонстрационных электронных материалов к занятиям; конспекты занятий с использованием информационных технологий, банк данных: воспитанников, педагогов, родителей и т.д.

2011 учебный год в нашем улусе среди образовательных учреждений был объявлен годом Информатизации, проведены различные конкурсы: онлайн-олимпиада по ИКТ среди педагогов школ и детских садов, «Лучший web-сайт образовательного учреждения», конкурс мультимедийных пособий, интернет-тестирование педагогов по ИКТ грамотности и т.д. Педагоги нашего учреждения стали  победителями Онлайн-олимпиады по ИКТ и конкурса мультимедийных пособий, 100% прошли интернет-тестирование, web-сайт детского сада заняла 2 место среди образовательных учреждений Чурапчинского улуса. Педагоги ДОУ активно используют Интернет-ресурсы для повышения педагогического мастерства, участвуют в различных интернет-конкурсах.

Таким образом, информатизация дошкольного образования – это комплексный, многоплановый, ресурсоемкий процесс, в котором участвуют и дети, и педагоги, и администрация ДОУ. Это и создание единого информационного образовательного пространства ДОУ, района, страны; и использование информационных технологий в воспитательно-образовательном процессе ДОУ; и разработка интегрированных занятий; и проектная деятельность; и активное использование Интернет в образовании. Реализуя программу информатизации в ДОУ можно с уверенностью сказать, что с помощью ИКТ-технологий можно значительно разнообразить административную, методическую, учебно-воспитательную работу, а также повысить рейтинг и имидж дошкольного учреждения среди родителей и общественности.

 

Список литературы:

1.     Комарова Т.С. Информационно-коммуникационные технологии в дошкольном образовании. – М.: Мозаика-Синтез, 2011. – с. 128.

2.     Горвиц Ю.М. Новые информационные технологии в дошкольном образовании.  – М., 1998 – с. 167.

3.     Цветкова М.С. Информационная активность педагогов: методическое пособие.  – М., 2010 – с. 134.


 

Скачано с www.znanio.ru

О.Г.Оконешникова, старший воспитатель

О.Г.Оконешникова, старший воспитатель

Эффективность создания информационной среды в первую очередь зависит от заинтересованности и активной роли руководителя

Эффективность создания информационной среды в первую очередь зависит от заинтересованности и активной роли руководителя

Но вместе с тем, существует ряд серьезных проблем, важнейшими из них являются: - низкая скорость

Но вместе с тем, существует ряд серьезных проблем, важнейшими из них являются: - низкая скорость

Информатизации, проведены различные конкурсы: онлайн-олимпиада по

Информатизации, проведены различные конкурсы: онлайн-олимпиада по
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
27.05.2021