Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Брюховская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья»
Комплексный подход
к развитию связной речи
обучающихся старших классов с ОВЗ
(ШМО учителей-предметников)
Подготовила: Масленникова М.В.,
учитель-логопед, высшая
квалификационная категория
31 октября 2022 год
Согласно новым требованиям государственного стандарта образования в Российской Федерации одним из ведущих приоритетов является коммуникативная направленность учебного процесса. Жизнь в обществе предполагает постоянный процесс общения.
Способность к общению не является врожденной, она формируется в процессе приобретения жизненного опыта, контактов с другими людьми.
Обучающиеся с ОВЗ не всегда адекватно могут выразить свои мысли, чувства, ощущения, что является препятствием для установления полноценного контакта с окружающими. Поэтому одна из задач нашей школы — создать условия для такого речевого развития обучающихся, которое станет опорой в их дальнейшей социализации и откроет широкие возможности для реализации приобретенных коммуникативных умений и навыков.
Некоторые ребята, обучаясь уже в старших классах, не умеют по собственной инициативе обращаться к другому человеку, порой даже стесняются ответить соответствующим образом, если к ним обращается кто-либо. Они не могут поддержать и развить установившийся контакт, адекватно выражать свою симпатию, сопереживание, поэтому часто конфликтуют или замыкаются в одиночестве.
Недостаточно четко воспринимая слова в целом, такой ребенок не может различать оттенки значений многих слов. Это затормаживает общее развитие речи, замедляя овладение словарным составом и грамматическим строем языка. Фонетические недостатки речи влекут за собой большие трудности в овладении не только русского языка, но и предметов других областей знаний.
При наличии дефектов произношения у ребят возникают: неуверенность в своих силах и знаниях, застенчивость, нерешительность, речевая замкнутость, что в свою очередь уменьшает любознательность и интерес к окружающему.
Следующая особенность речи таких детей заключается в ее недостаточной выразительности. Речь их бедна интонациями, монотонна, с наличием необоснованных пауз и неправильных ударений.
Недостаточность словарного запаса школьников с ОВЗ легко прослеживается при назывании предметов, явлений, выполняемых действий. Запас слов их беден. Порой ребята старших классов затрудняются назвать постоянно встречающиеся предметы. Бедность словарного запаса мешает обучающимся понимать обращенную к ним речь.
В процессе обучения запас слов значительно увеличивается. Однако происходит накопление в большей степени пассивного словаря, а переход слов в активный словарь происходит очень медленно.
Обогащение словаря непосредственно связано с жизнью, с конкретными представлениями детей, с такими важными проблемами, как понимание изучаемого материала, усвоение его, а также развитие мышления.
Для запоминания нового слова такие обучающиеся нуждаются в неоднократном его повторении. Поэтому необходимо, чтобы слово, встретившееся на одном занятии, употреблялось учениками в новой ситуации на других предметах.
Еще раз обращаю внимание всех, что же такое связная речь? Связная речь - это не просто последовательность слов и предложений - это последовательность связанных друг с другом мыслей, которые выражены точными словами в правильно построенных предложениях. (устная и письменная). Основные виды: описание – характеристика предмета в статике, повествование – связный рассказ о каких-нибудь событиях, рассуждение – логическое изложение материала в форме доказательства.
Учителей коррекционных школ волнует-как организовать работу по развитию связной речи обучающихся, какие виды упражнений дают более ощутимые результаты, какие методы и приемы работы возможно использовать на уроках? Как обеспечить индивидуальный и дифференцированный подход в работе по развитию речи, умственно отсталых учащихся?
Наибольшие трудности возникают в связи с работой по развитию связной письменной речи. Именно в этом виде речи ярко проявляются многие особенности мыслительной деятельности умственно отсталых детей, упрощенное изложение материала, ошибки в построении предложения, как простого, так и сложного, нарушение логики, последовательности в изложении своих мыслей, большое количество грамматико-орфографических и лексико-стилистических ошибок.
Грамматические понятия и орфографические правила в силу своей абстрактности, отвлеченности не возбуждают у умственно отсталых детей интереса, что в свою очередь служит значительным препятствием к усвоению этого материала.
Школьники формально усваивают основные положения и часто не могут применить полученные знания на практике.
Необходимо помнить, что у умственно отсталых обучающихся при увлечении учителя словесными методами срабатывает охранительная система, включается запредельное торможение.
Психологи утверждают, что от услышанного обучающимися умственно отсталыми в течение урока в памяти остается меньше 10% содержания, от воспринятого через чтение - 30%, при наблюдении предмета (т. е. при опоре на наглядность) остается в памяти детей приблизительно 37% воспринятого. Практические же действия с учебным материалом оставляют в памяти до 70%.
- Развитие связной письменной речи умственно отсталых учеников на уроках русского языка в старших классах.
Уроки русского языка – это огромное «поле» деятельности, на которых идет непосредственное обучение связной речи обучающихся с умственной отсталостью. Это и работа с грамматическими категориями, это творческие работы (изложения, сочинения, описание картин-иллюстраций, работа с деформированным текстом). Это работа с деловыми бумагами (объявление, заявление, телеграммы, адрес на письмо, автобиография и др. ОБЯЗАТЕЛЬНО ИСПОЛЬЗУЮ НАГЛЯДНОСТЬ – бланки документов, образцы написания). Данные работы в коррекционной школе носят обучающий характер и направлены на обогащение словаря умственно отсталых обучающихся. Они формируют навык построения различных типов предложений; способствуют овладению связной речью; кроме того оказывают положительное влияние на воспитание нравственных качеств обучающихся через тексты учебных материалов, которые способствуют формированию взглядов и убеждений умственно отсталых детей. Причем творческой работе может быть отведена часть урока русского языка или отдан весь урок целиком.
Например: предложить учащимся ответить на вопросы, дописать предложения, начальные слова которых даны (работа с деформированным текстом).
К работам творческого характера, рассчитанной на целый урок, относятся составление, например рассказа по картине Ф. Решетникова «Опять двойка», рассказов по опорным словам ,типа «Заблудился», «Случай на реке».
Заблудился
Мальчик, заблудился, стал звать на помощь, близко, стояла, тишь, ночь, темно, страшно, на дереве, вдали, огонёк, лесная сторожка, провел ночь, утром, отвел домой.
Случай на реке
Лето, удочки, рыбная ловля, край мостика, клевали хорошо, наклонился вперед, потерял равновесие, упал, на берегу, два мальчика, сели в лодку, на помощь.
При изучении темы «Имя существительное» умственно отсталые дети испытывают трудности при определении склонений, правописания падежных окончаний существительных. Учащиеся - олигофрены редко употребляют как специальные так и общие термины. Так, например, почти не пользуются такими терминами, как «посуда, одежда», а предпочитают говорить «чашка», «тарелка», «шапка», «пальто», и др.
Они не всегда видят смысловую разницу между словами, обозначающими видовые и родовые понятия, поэтому им предлагаются упражнения на дифференциацию этих понятий.
Рекомендую такие виды упражнений:
1. Прочитать словосочетания, определить род (варёный картофель, горячий кофе, вкусное яблоко, большая прорубь).
2. К существительным, трудным для определения рода, представить местоимение мой, твой или наводящие по смыслу прилагательные (мой, моя) санаторий; (мой, моя, моё) пальто; (мой моё) повидло; (моя моё) фамилия.
3. Образовать один род существительного от другого (учитель- учительница; герой-героиня; заяц-зайчиха и т.д.). На логопедических занятиях образовываем наоборот: львица – лев, тигрица-тигр и т.д.
В русском языке значительное количество слов имеет не одно, а несколько лексических значений. Для обогащения словаря учащихся используют на уроках работу над синонимами, антонимами:
· Бой, битва, сражение;
· Враг, противник, недруг;
· Счастье-горе; день-ночь; правда-ложь; смех-плач; начало-конец и так далее.
Или упражнения такого вида: (поиграем вместе с вами)
Подобрать к данным существительным
I склонение +антоним:
Свет-тьма, грязь-чистота, шум-тишина.
II склонение:
Приход-уход, радость-горе, болезнь-здоровье.
III склонение:
Правда-ложь, сила-слабость, веселье-грусть.
Также одной из главных задач по развитию речи является обогащение словаря умственно отсталых обучающихся именами прилагательными, делающими речь более точной и образной, а предложение более полным.
Чтобы активизировать словарь прилагательных, следует чаще практиковать на уроках работу над синонимами, антонимами, прилагательными, употребляемыми в прямом и переносном смысле «золотое кольцо», «золотой характер», «золотые руки».
Например, прилагательное «тяжелый» употребленное в разных значениях несёт разный смысл: тяжёлый чемодан-большой вес; тяжёлая работа-требует больших усилий; тяжёлое заболевание-серьёзное заболевание и т.д.
Учить правильно согласовывать прилагательные с существительными; практиковать упражнения на отыскивание нужного прилагательного в ряду данных, которое соответствовали бы ситуации. (эта работа применима на любом предмете в нашей школе).
Глагол-сложная грамматическая категория русского языка. Не случайно больше всего часов отводится на эту часть речи.
У ребят коррекционной школы VIII вида используется в речи очень небольшой круг глаголов, преимущественно бесприставочных.
При работе над глагольным словообразованием ребята должны усвоить, что приставка может изменить лексическое значение глагола, при этом создается новое слово.
Очень часто наши дети неправильно ставят ударение в глаголах прошедшего времени женского рода типа: пилá, спалá, взялá, рвалá, понялá, началá, и др. Следует им указать, что в таких глаголах ударение ставится, как правило, на окончании.
На уроках русского языка я использую элементы вариативности. Класс разделен на 3 группы (с учётом психофизических индивидуальных особенностей детей, уровня развития). Это сильные (Илья, Женя К.), средние (Женя Кокорин, Дима, Инзиль, Диана, Матвей) и слабые (Андрей, Антон, Сергей).
Описательно-повествовательная речь умственно отсталых детей отличается неполнотой и непоследовательностью, что обусловлено различными причинами. Развить её можно путём систематических упражнений. Умение передавать в связной форме чужие мысли вырабатываются прежде всего на основе разного рода устных и письменных сочинений.
В изложениях и сочинениях учащиеся делают много ошибок, помимо орфографических допускают многочисленные лексические ошибки (неправильно употребляют слова), синтаксические (неправильно строят предложения). Кроме того, нарушают логику, последовательность изложения. Именно эти виды работ вызывают значительные затруднения у ребят и являются самыми нелюбимыми для них.
Значение слов лучше осознается детьми, если учитель использует на работе различные средства наглядности, натуральные предметы, картинки, рисунки, макеты и т.д. (тоже самое на любом другом предмете!)
2. Развитие связной устной речи у школьников старших классов на материале уроков чтения.
Учащиеся овладевают правильным, полным и последовательным пересказом, на основе системы работы, направленной на понимание содержания произведений, на обогащение и уточнение словарного запаса, обучение правильному построению предложений, и в процессе упражнений в воспроизведении прочитанного.
В связных устных высказываниях умственно отсталых детей имеются существенные недостатки по сравнению с нормальными развивающимися детьми.
Устные связанные высказывания детей-олигофренов отличаются малой развёрнутостью: они состоят обычно из небольшого количества, как предложений, так и слов.
Высказывания этих детей характеризуется фрагментарностью, схематичностью, непоследовательностью. Часто центральное место в высказываниях занимает описание второстепенных деталей, причем важнейшие логические звенья опускаются. Эта характерная особенность присуща и на других уроках.
В устных высказываниях умственно отсталых детей обычно отсутствует оценочное отношение к описываемому, и они характеризуются большим количеством речевых недостатков.
Поэтому программа предусматривает большую работу с текстом: необходимо не просто прочитать, нужно ответить на вопросы, выделить главную мысль произведения, дать характеристику героям, чтение отрывков по ролям, разделить текст на части, озаглавить, составить пересказ с опорой на данный план и т.д. (работа очень огромная!). Обязательно при работе по чтению использую работу с тетрадями.
Для того, чтобы проверить насколько хорошо ребята запомнили произведение использую итоговые тесты по прочитанному произведению, игры-викторины, блиц-вопросы, карточки с заданиями на восстановление последовательности события в произведении и т.д.
В процессе работы по чтению (как и по другому предмету, сразу делаю акцент, так как приходилось и приходится порой работать с разными предметами) сделала один очень важный вывод: всегда готовить детей на ответы по вопросам произведения тем, что присутствуют в учебнике (или заранее подготовлены и розданы ребятам учителем). Почему? Готовясь по такому принципу к уроку ребенок вырабатывает алгоритм работы ПО АЛГОРИТМУ! Таким образом идет на урок более уверенный, раскрытый, у него повышается самооценка, а значит я ему как педагог создала СИТУАЦИЮ УСПЕХА! После такой систематической работы у школьников возрастает интерес к работе над литературным текстом. А соответственно, возрастает качество обучения по предмету.
А вот теперь возвратимся к термину «Комплексный подход». Я позволю его процитировать полностью: Комплексный подход это один из основных педагогических принципов означает требования всестороннего тщательного обследования, оценки и развития особенностей ребёнка. Этот подход охватывает не только речевую, интеллектуальную, познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, его неврологический, психический и речевой статусы.
От того насколько мы всесторонне будем на всех предметах школьного цикла оказывать правильное, своевременное, комплексное воздействие на развитие связной речи будет зависеть успешность нашего выпускника в самостоятельной жизни, в дальнейшем его обучении.
Результаты логопедического обследования обучающихся старшего звена позволяют еще раз внимательно посмотреть на каждого ребенка для осуществления правильного комплексного подхода над развитием речи. (прилагаются)
Как вы уже поняли, в своей работе по развитию связной речи старших школьников делаю упор на современные образовательные технологии. Использую игровые технологии, проблемное обучение, проектную технологию.
Но всегда при работе опираюсь на Классификацию учащихся СКОШ VIII вида по В.В.Воронковой (характеристика учащихся по возможности обучения).
Группа |
Характеристика особенностей детей |
Коррекционно-воспитательные мероприятия |
I. Ученики, наиболее успешно овладевающие программным материалом. |
Задания, как правило, выполняют самостоятельно. Используют имеющийся опыт при выполнении новой работы. Сознательно усваивают программный материал. Им доступен некоторый уровень обобщения. Полученные знания и умения успешно применяют на практике. При выполнении более сложных заданий нуждаются в незначительной активизирующей помощи взрослых. |
Помощь в виде побуждения (подумай, вспомни) или незначительная помощь при выполнении очень сложных заданий. |
II. Достаточно успешно обучаются, испытывая несколько большие трудности, чем учащиеся I группы. |
Понимают фронтальное объяснение учителя, запоминают изученный материал, но без помощи сделать выводы и обобщения не могут. Отмечаются меньшей самостоятельностью, нуждаются в помощи учителя. При переносе знаний в новые условия снижают темп работы, допускают ошибки, которые исправляют с незначительной помощью. Свои действия объясняют недостаточно точно. |
Помощь в виде наводящих вопросов, подробного плана, различных видов наглядности. |
III. Учащиеся с трудом усваивающие программный материал. |
Недостаточно осознают сообщаемый материал, с трудом определяют главное, не могут установить логическую связь. Нуждаются в дополнительном объяснении. Низкая самостоятельность. Темп усвоения материала значительно ниже. Умеют применять знания и умения при выполнении аналогичных заданий. Требуют постоянной организации своей деятельности. |
Нуждаются в разнообразных видах помощи (словесно-логических, наглядных предметно-практических). Меньший объем материала, помощь в выполнении. Работа по образцу. |
IV. Учащиеся овладевающие учебным материалом на самом низком уровне. |
Самостоятельно сделать простейшие выводы, даже повторить не могут. Знания усваивают механически, быстро забываются. |
Требуется неоднократное объяснение. Использование наглядности. Подкреплять большим количеством примеров и упражнений. Помощь в виде прямой подсказки. |
Комплексный подход как один из основных педагогических принципов означает требования всестороннего тщательного обследования, оценки и развития особенностей ребёнка. Этот подход охватывает не только речевую, интеллектуальную, познавательную деятельность, но и поведение, эмоции, уровень овладения навыками, а также состояние зрения, слуха, двигательной сферы, его неврологический, психический и речевой статусы.
Упражнения по формированию связной речи.
Упражнение 1.
Цель:
Оборудование:
Выполняется в устной форме. 1 и 2 группа – самостоятельно по карточкам, 3 и 4 – при помощи учителя.
Найди в каждой группе прилагательных лишнее. Объясни, почему оно лишнее.
Упражнение 2.
Цель:
Оборудование:
Выполняется коллективно со всей группой учащихся. Замени выделенное сочетание прилагательными. Составь предложения с полученными словосочетаниями.
Учащимся 1 и 2 группы предлагается записать коллективно составленные предложения. 3 группа – списывает с карточки. 4 группа работает над чтением составленных предложений вместе с учителем.
Упражнение 3.
Цель:
Оборудование.
Выполняется в устной форме. Фронтальный вид работы.
Усвоение слов обобщающего характера.
Упражнение 4.
Цель:
Оборудование: одинаковые наборы предметных картинок для каждой группы учащихся.
1, 2, 3 группы выполняют самостоятельно в письменном виде. 4 группе предложены картинки, которые нужно разложить на две группы. При проверке задания учащиеся читают записанные слова, 4 группа сопровождает чтение показом картинок. Продолжи список слов.
Упражнение 5.
Цель:
Оборудование: мультимедиа.
Выполняется коллективно в устной форме. Идёт фронтальная беседа о профессиях родителей, о родном городе. Подбери конкретные имена существительные. Поставь к ним вопросы.
Упражнение 6.
Цель:
Оборудование:
1 группа выполняет самостоятельно в письменном виде. 2, 3, 4 группы с помощью учителя устно. Из данных ниже слов выделите и сгруппируйте слова, которые обозначают растения и места, где они растут:
Ельник, пион, дубрава, мак, бор, болото, боровик, тайга, рис, рыжик, клюква, кедр, пальма, василёк, роза, брусника, шиповник, рожь, рябина, берёза, одуванчик, клумба, овёс, подберёзовик, березняк, сыроежка, пшеница, поле, тюльпан, кукуруза, дуб, малина, парк, незабудка, черника, приусадебный участок, маслёнок, сосна, оазис, земляника, ель, роща, степь, смородина, кабачок, арбуз, помидор, бахча, сад, груша, огород, дыня, вишня.
Работа над усвоением значения слова в словосочетании, предложении.
Упражнение 7.
Цель:
Оборудование: мультимедиа.
Выполняется всеми письменно. Подобрать к существительным подходящие по смыслу прилагательные.
Упражнение 8.
Цель:
Оборудование:
Выполняется коллективно устно. Составить предложения с данными словосочетаниями.
Упражнение 9.
Цель:
Оборудование: карточки со словосочетаниями у каждого учащегося.
Выполняется коллективно устно. Объясните данные ниже словосочетания; дайте им определения по образцу. Составьте с каждым словосочетанием по два предложения.
Образец. Овощной магазин – это магазин, в котором продают овощи. В наш овощной магазин завезли в мае свежие огурцы. Машина остановилась у овощного магазина.
Развитие функции словоизменения и словообразования.
Упражнение 10.
Цель:
Оборудование:
Дети записывают слова под диктовку, затем объясняют, выделяют корень слова. Объясните значение данных слов. Какая часть слова помогает это сделать?
Упражнение 11.
Цель:
Оборудование: мультимедиа.
Фронтальная работа. Руководствуясь смыслом и рифмой, закончить предложения словами с безударными гласными в корне.
Упражнение 12.
Цель:
Оборудование: карточки с текстом заданий у учащихся каждой группы.
Выполняется в парах. Учащиеся помогают друг другу. Предложения записываются. С учащимся 4 группы ведётся индивидуальная работа. Закончите предложения, используя данные ниже слова.
Слова для справок: парк, бассейн, станция, остановка, центр города, почта, вокзал.
Усвоение предикативных отношений внутри речевого высказывания.
Упражнение 13.
Цель:
Оборудование:
Выполняется коллективно устно. Затем запись составленного текста под диктовку учителя с комментированием у доски. Дана тема «Вечер» и три нераспространённых предложения.
Посмотрите, как можно этот маленький текст сделать интереснее. Найдём «друзей» подлежащему и сказуемому, опираясь на схемы.
Формирование внутреннего программирования речевого высказывания
Упражнение 14.
Цель:
Оборудование: серия сюжетных картинок.
Учащиеся 1, 2 группы выполняют самостоятельно. 3 и 4 группы – с помощью учителя. Посмотрев внимательно на четыре картинки, ответь письменно на вопросы.
Используйте в своих ответах слова: стала подкрадываться, застрекотала, сигнал тревоги.
Упражнение 15.
Цель:
Оборудование: серия сюжетных картинок.
Выполняется индивидуально с каждым учащимся. Детям предложена серия сюжетных картинок.
Задания:
19.03.2011
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.