Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание
Оценка 4.9

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Оценка 4.9
Рабочие листы
doc
обществознание
11 кл
17.03.2018
Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание
В материале содержится подборка заданий для отработки умений: характеризовать с научных позиций основные социальные объекты (факты, явления, процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы; анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы (дифференциация в социальной информации фактов и мнений); осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах (рисунок, таблица, диаграмма); характеризовать с научных позиций основы конституционного строя, права и свободы человека и гражданина, конституционные обязанности гражданина РФ; осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных знаковых системах; систематизировать, анализировать и обобщать неупорядоченную социальную информацию (определение терминов и понятий, соответствующих предлагаемому контексту); применять ее в заданном контексте; характеризовать (или объяснять, или конкретизировать) текст или его отдельные положения на основе изученного курса, с опорой на контекстные обществоведческие знания; использовать информацию текста в другой познавательной ситуации, самостоятельно формулировать и аргументировать оценочные, прогностические и иные суждения, связанные с проблематикой текста; самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в заданном контексте ; конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курс; применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам; систематизировать и обобщать социальную информацию; устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов, явлений, процессовФайл содержит комплект учебных задания для учащихся 11 класса
Конструирование-учебных-заданий-по-обществознанию-при-подготовке-к-ЕГЭ.doc
ГБОУ СОШ пос. Красный Строитель м.р. Челно­Вершинский Самарской области Комплект учебных заданий для учащихся 11 класса по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ Составил(а) учитель  обществознания  ГБОУ СОШ пос. Красный Строитель  Абрамова Н.М. 2015 Содержание Характеризовать  с  научных позиций основные социальные объекты  (факты,  явления,  процессы, институты), их место и значение в жизни общества как целостной системы.........3 Анализировать  актуальную информацию  о  социальных объектах, выявляя их общие черты и  различия; устанавливать соответствия  между существенными  чертами  и признаками   изученных социальных  явлений  и обществоведческими терминами и понятиями................4 Осуществлять  поиск социальной  информации, представленной  в  различных знаковых  системах; различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы (дифференциация в  социальной информации фактов и мнений).................................................................................5 Осуществлять  поиск социальной  информации, представленной  в  различных знаковых  системах (рисунок, таблица, диаграмма).....................................................................................6 Характеризовать  с  научных позиций  основы конституционного строя, права и свободы  человека и гражданина, конституционные  обязанности гражданина РФ.................................7 Осуществлять  поиск социальной  информации, представленной  в  различных знаковых   системах; систематизировать, анализировать  и  обобщать неупорядоченную  социальную  информацию  (определение терминов  и  понятий, соответствующих предлагаемому  контексту).......................................................................................................................................8 Применять ее в заданном контексте.............................................................................................9 Характеризовать (или объяснять, или конкретизировать) текст или его отдельные положения  на основе изученного курса, с опорой на контекстные  обществоведческие  знания............10 Использовать информацию текста в другой познавательной ситуации, самостоятельно   формулировать  и  аргументировать  оценочные, прогностические и иные суждения, связанные с проблематикой текста..............................................................................................................11 Самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих понятий и применять их в  заданном контексте......................................................................................................................12 Конкретизировать примерами изученные теоретические положения и понятия общественных  наук, формирующих обществоведческий курс.........................................................................13 Применять обществоведческие знания в процессе решения познавательных задач по  актуальным социальным проблемам..........................................................................................14 Систематизировать  и  обобщать социальную информацию;...................................................15 Устанавливать и отражать в структуре плана структурные, функциональные, иерархические и  иные связи социальных объектов, явлений, процессов.............................................................16 1.Характеризовать  с  научных позиций основные социальные объекты   (факты,  явления, процессы, институты), их место и значение в жизни  общества как целостной системы  Задание 1. Найдите в приведенном списке свойства человека, имеющие социальную природу. Запишите  цифры, под которыми они указаны.   1) способность к совместной преобразовательной деятельности 2) стремление к самореализации 3) умение приспосабливаться к природным условиям 4) устойчивые взгляды на мир и свое место в нем 5) потребность в воде, пище, отдыхе Задание 2 . Выберите верные суждения о социальных институтах и запишите цифры, под которыми они указаны.   1)  Социальные   институты   рассматриваются   наукой   как   исторически   сложившиеся, устойчивые формы организации совместной деятельности людей. 2)  Поскольку   общество   представляет   собой   динамичную   систему,   одни   социальные институты могут исчезать, а другие — появляться. 3)  Социальные   институты   представляют   собой   определенные   этапы   исторического развития человечества. 4) Социальные институты — это определенные стереотипы человеческого поведения. 5)  Социальные   институты   создаются   людьми,   объединяющимися   для   совместной деятельности и общения. 2.Анализировать  актуальную информацию  о  социальных объектах,  выявляя их общие черты и различия; устанавливать соответствия  между  существенными  чертами  и признаками  изученных социальных  явлений  и обществоведческими терминами и понятиями Задание 1 Установите соответствие между событиями и связанными с ними видами социальной  мобильности: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую  позицию из второго столбца.   СОБЫТИЯ А) учитель школы назначен ее директором. Б) доцент кафедры получил должность профессора. В) старший менеджер перешел работать на другое предприятие. Г) инженер переехал работать и жить в другой город. Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами.      ВИДЫ СОЦИАЛЬНОЙ МОБИЛЬНОСТИ 1)  вертикальная 2)  горизонтальная А Б В Г           Задание 2 Установите соответствие между особенностями общественных отношений и типом социальной стратификации: к каждой позиции, данной в первом столбце, подберите соответствующую  позицию из второго столбца.   ОСОБЕННОСТИ ОБЩЕСТВЕННЫХ ОТНОШЕНИЙ А) юридическое закрепление прав и обязанностей за основными  социальными группами Б) преимущественно наследственный характер принадлежности к элите  общества В) запрещение перемещения из одной социальной группы в другую Г) в основе деления на группы — различия в характере труда и размерах и  формах его оплаты Д) запрет на браки с представителями других групп   Запишите в таблицу выбранные цифры под соответствующими буквами. 3.Осуществлять  поиск социальной  информации, представленной  в   различных знаковых системах (рисунок, таблица, диаграмма) Задание 1. Социологи опросили 23­летних работающих юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Зачем Вы работаете, какова Ваша трудовая мотивация?». Полученные результаты (в % от  числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.   1) Половина юношей работает для того, чтобы обеспечить материальное благополучие. 2) Доли девушек, связывающих трудовую мотивацию с потребностью в самореализации и с возможностью путешествий, общения с разными людьми, равны. 3) Доля тех, кто работает, потому что им интересно то, чем они занимаются, больше среди девушек, чем среди юношей. 4)  Равные   доли   опрошенных   каждой   группы   прилагают   усилия,   чтобы   подняться   по карьерной лестнице. 5)  Бóльшая доля юношей, по сравнению с девушками, работает потому, что их работа очень нужна обществу. Задание 2   Социологи провели репрезентативные опросы 1600 юношей и девушек станы Z. Им задавали  вопрос: «Что в наши дни формирует основы жизненного опыта молодёжи?» Полученные  результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы. Найдите в приведённом списке выводы, которые можно сделать на основе диаграммы, и запишите цифры, под которыми они указаны.   высших учебных заведениях.     значение. 1)  Треть респондентов уверены, что основы жизненного опыта молодёжь приобретает в 2) Большая доля молодых людей считает, что основы жизненного опыта формирует семья. 3) Каждый третий юноша указал, что жизненный опыт, полученный в армии, имеет большое 4) Равные доли опрошенных считают, что основы жизненного опыта формируются школой, компанией товарищей и средствами массовой информации. 5)  Книги   перестали   быть   основой   жизненного   опыта   для   более   90   %   современной молодёжи. 4.Характеризовать  с  научных позиций  основы конституционного строя,  права и свободы человека и гражданина, конституционные  обязанности  гражданина РФ Задание 1. Российская   Федерация   –   светское   государство.   Какие   из   перечисленных   положений раскрывают смысл этого конституционного принципа? Запишите цифры, под которыми они указаны.   1) Никакая религия не может  устанавливаться в качестве  государственной или  обязательной. 2) Никакая идеология не может  устанавливаться в качестве  государственной или обязательной. 3) Религиозные объединения  отделены от государства и равны  перед законом. 4) В Российской Федерации  признаются политическое  многообразие,  многопартийность. 5) Российская Федерация  обеспечивает целостность и  неприкосновенность своей  территории. 6) Во взаимоотношениях с  федеральными органами  государственной власти все  субъекты Российской Федерации  между собой равноправны. Задание 2  В Статье 7 Конституции РФ зафиксирован один из основополагающих принципов российской государственности — социальное государство. Запишите цифры, под которыми указаны его характеристики.   1) создание экономических и юридических условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека 2) осуществление комплекса мер по поддержанию неимущих групп 3) признание прав и свобод человека и гражданина 4) провозглашение свободы мнений и действий 5) создание эффективных механизмов, гарантирующих правовую защищенность личности 6)  обеспечение   активного   и   беспрепятственного   использования   личностью конституционных прав и свобод 5.Осуществлять  поиск социальной  информации, представленной  в   различных знаковых системах; различать в ней факты и мнения,  аргументы и выводы (дифференциация в социальной информации фактов  и мнений) Задание 1 Социологи   выделяют   несколько   факторов   социальной   мобильности.   (В)Часть   из   них являются   объективными   —   государственный   режим,   социально­экономическая   и политическая ситуация в обществе, процессы модернизации. (В)Некоторые факторы связаны с активностью   самой   личности   —   уровень   образования,   карьера   и   др.   (Г)Но   как   бы   ни складывались внешние обстоятельства, индивидуальная мобильность, очевидно, определяется уровнем притязаний и активностью деятельности человека.       Определите, какие положения текста носят 1) фактический характер 2) характер оценочных суждений Запишите   в   таблицу   под   буквой,   обозначающей   положение,   цифру,   выражающую   его характер. A Б В Г         Задание 2 А) Термин  «социология» был введен в науку французским ученым и философом Нового времени О. Контом. (Б) Предметом внимания и изучения социологии является социальная жизнь.   (В)   Она   воспроизводится   как   система   взаимодействия   многих   процессов, обеспечивающих реализацию различных функций. (Г) Функции эти постоянно расширяются, усложняются,   что   привело   к   оформлению   новых   социальных   структур,   новых   субъектов социальной жизни. (Д) По­видимому, не только теперь, но и прежде, на более ранних стадия развития, система воспроизводства социальной жизни не была простой.   Определите, какие положения текста носят 1) фактический характер 2) характер оценочных суждения 3) характер теоретических утверждений Запишите   в   таблицу   под   буквой,   обозначающей   положение,   цифру,   выражающую   его характер. A Б В Г Д 6.Осуществлять  поиск социальной  информации, представленной  в   различных знаковых  системах; систематизировать, анализировать  и   обобщать неупорядоченную  социальную информацию  (определение  терминов  и  понятий, соответствующих предлагаемому контексте Задание 1  Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из  предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.   «В социологии известны четыре основных типа социальной ________(А)рабство, касты, сословия и классы. Первые три характеризуют закрытые ________(Б), а последний тип — открытые.   Всякая   социальная   ________(В)   представляет   собой   совокупность   всех функционирующих   социальных   ________(Г).   Человек,   занимающий   в   этой   структуре определенное ________(Д), имеет возможность переходить с одного ________(Е) на другой, повышая или понижая при этом свой социальный статус».   Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово (словосочетание) может быть использовано только один раз.Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание  на то, что в списке  слов больше,  чем вам потребуется для заполнения пропусков.   Список терминов: 1) общество 4) стратификация 7) общность 2) структура 5) государство 8) положение 3) уровень 6) мобильность 9) развитие   В данной ниже таблице приведены буквы, обозначающие пропущенные слова. Запишите в таблицу под каждой буквой номер выбранного вами слова.   A Б В Г Д Е             Задание 2  Прочитайте приведённый ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из  предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков.   «Определённый этап биологической жизни человека учёные называют __(А). Её конкретные возрастные   рамки,   связанный   с   ней   социальный   ___   (Б)   и   социально­психологические особенности зависят от социальных ___ (В). Так, в первобытных обществах, с их сравнительно простой и стабильной социальной ___ (Г), человек достаточно легко усваивал социальные ___ (Д) и трудовые навыки, необходимые для взрослой жизни. Низкая продолжительность жизни не давала возможности особенно затягивать «подготовительный период». Постепенное   усложнение   трудовой   деятельности   повлекло   за   собой   удлинение необходимых сроков ___ (Е). В настоящее время новые поколения значительно позже, чем их ровесники в прошлом, начинают самостоятельную взрослую жизнь».   Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что слов в списке больше, чем Вам потребуется для заполнения пропусков.   1) статус 4) страта 7) роль 2) обучение 5) жизнь 8) структура 3) молодость 6) условия 9) окружение   Запишите в ответ цифры, расположив их в порядке, соответствующем буквам:  7. Находить, осознано воспринимать и точно воспроизводить информацию,  содержащуюся в тексте в явно виде Задание 1 Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один   из   самых   главных   барьеров   возникает   из­за   того,   что   социальные   классы   обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы… Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение  «различие в стартовых возможностях»… Всякое социальное перемещение происходит не просто в связи с возникновением желания, а   путём   преодоления   более   или   менее   существенных   барьеров.   Даже   переезд   человека   с одного места жительства на другое предполагает определённый период адаптации к новым условиям. Все   социальные   перемещения   личности   или   социальной   группы   включают   в   процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина «под социальной мобильностью понимается любой   переход   индивида,   или   социального   объекта,   или   ценности,   созданной   или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой»… Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъём и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъём из низшего слоя в высший и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом   с   существующими   группами   этого   слоя   или   вместо   них.   Аналогично,   нисходящая мобильность   существует   как   в   форме   выталкивания   отдельных   индивидов   с   высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы… Для   того   чтобы   понять,   как   происходит   процесс   восхождения,   важно   изучить,   каким образом   отдельный   индивид   может   преодолеть   барьеры   и   границы   между   группами   и подниматься   вверх,   т.е.   повышать   свой   социальный,   профессиональный,   экономический   и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида, и связано его потребностью   добиваться   успехов   и   избегать   неудач   в   социальном   аспекте.   Актуализация этого мотива порождает в конечном счёте силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз.   Какое определение социальной мобильности приводит автор? Какие виды (формы)  мобильности (по двум разным основаниям) рассмотрены в тексте? Задание 2  Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением   к   конформизму.   Примером   успешной   социализации   может   служить   группа школьных   сверстников.   Дети,   завоевавшие   авторитет   среди   сверстников,   устанавливают образцы   поведения;   все   остальные   либо   ведут   себя   так   же,   как   они,   или   хотят   этого. Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются интеллектуальные,   социальные   и   физические   навыки,   необходимые   для   исполнения   наших социальных   ролей.   В   какой­то   мере   они   тоже   учатся   у   нас   ­   социализация   не   является односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение некоторых   школьников   расходится   с   образцами,   установленными   наиболее   влиятельными учащимися.   Хотя   их   дразнят   за   это,   они   отказываются   изменить   своѐ   поведение. Сопротивление,   протест,   вызывающее   поведение   могут   придать   процессу   социализации необычный   характер.   Поэтому   результаты   социализации   детей   не   всегда   соответствуют ожиданиям их родителей, учителей или сверстников. Иногда можно такой процесс направить в противоположную   сторону.   Например,   однажды   группа   студентов   университета   Сассекса, отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете общественных   наук   курс   лекций   по   теории   и   практике   революций.   Вначале   руководство факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать еѐ. В этом случае предполагаемые   объекты   социализации   (т.е.   студенты)   оказали   влияние   на   агентов социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в период   политических   беспорядков   1968   г.   Тем   не   менее,   социализация   является исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение. Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев, и   его   нельзя   этому   научить.   Поскольку   же   любая   культура   избирает   лишь   определѐнные образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только частично используя биологические возможности человека. (К. Смелзер) 21 Что такое социализация? Какие две стороны процесса социализации назвал автор?  22  Какие два ограничения социализации рассмотрел автор? Какие факторы, по его мнению, обуславливают успешную социализацию?  23  Как,   по   мнению   автора,   социализация   связана   с   исполнением   социальных   ролей?   На примере любых двух социальных ролей подростка покажите эту связь (сначала назовите роль, а затем приведите соответствует) 8. Применять ее в заданном контексте Задание1 Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один   из   самых   главных   барьеров   возникает   из­за   того,   что   социальные   классы   обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы… Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение  «различие в стартовых возможностях»… Всякое социальное перемещение происходит не просто в связи с возникновением желания, а   путём   преодоления   более   или   менее   существенных   барьеров.   Даже   переезд   человека   с одного места жительства на другое предполагает определённый период адаптации к новым условиям. Все   социальные   перемещения   личности   или   социальной   группы   включают   в   процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина «под социальной мобильностью понимается любой   переход   индивида,   или   социального   объекта,   или   ценности,   созданной   или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой»… Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъём и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъём из низшего слоя в высший и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом   с   существующими   группами   этого   слоя   или   вместо   них.   Аналогично,   нисходящая мобильность   существует   как   в   форме   выталкивания   отдельных   индивидов   с   высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы… Для   того   чтобы   понять,   как   происходит   процесс   восхождения,   важно   изучить,   каким образом   отдельный   индивид   может   преодолеть   барьеры   и   границы   между   группами   и подниматься   вверх,   т.е.   повышать   свой   социальный,   профессиональный,   экономический   и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида, и связано его потребностью   добиваться   успехов   и   избегать   неудач   в   социальном   аспекте.   Актуализация этого мотива порождает в конечном счёте силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз.  Какой барьер, мешающий социальным перемещениям индивидов, автор считает одним из  главных? Используя обществоведческие знания, объясните, почему указанное автором  обстоятельство при социальных перемещениях индивидов является барьером. Задание 2 Назовите два фактора, которые, на взгляд автора, способствуют формированию ценностей.     Ценности в жизни человека и развитии общества Одним   из   компонентов   социокультурных   форм   выступают   ценности.   В   ходе   развития общества   формируются   идеи,   которые   выделяются   и   которым   приписывается   особая ценность.   Они   усваиваются   субъектом   в   опыте   и   переживаниях   удовольствия   и неудовольствия,   радости   и   негодования,   т.е.   посредством   эмоций.   На   основе   ценностей формируются критерии оценок, регулирующих отношение людей к объектам удовлетворения человеческих   потребностей.   В   процессе   жизнедеятельности   у   человека   складывается восприятие одних объектов как ценных, а других — не ценных и даже «антиценных»...     групповыми, Ценности   могут   быть   индивидуальными,   общечеловеческими. Индивидуальные   ценности   определяют   деятельность   конкретного   человека   и   могут   иметь приходящий характер, различаться, например, в зависимости от возраста индивида. Групповые ценности   (имеется   в   виду   группа   в   широком   смысле —  как   социальная   общность,   тип общества) носят более общий характер: они определяются как принятые в данной общности представления   о   желательном   типе   социокультурной   формы.   Общечеловеческие   ценности характеризуются   тем,   что   имеют   непреходящий   характер,   являются   ориентирами   для большинства людей вне зависимости от их пола, возраста, исторической эпохи, в которой они живут. Число таких ценностей ограничено. К ним, например, относят истину, красоту, добро.   Воспринятые и закрепившиеся ценности превращаются в социальные нормы, с помощью которых поддерживаются, воспроизводятся, регулируются формы деятельности людей. 9. Характеризовать (или объяснять, или конкретизировать) текст или его  отдельные положения на основе изученного курса, с опорой на контекстные  обществоведческие  знания Задание 1 Успешная социализация обусловлена тремя факторами: ожиданиями, изменением поведения и стремлением к конформизму. Примером успешной социализации может служить группа  школьных сверстников. Дети, завоевавшие авторитет среди сверстников, устанавливают  образцы поведения; все остальные либо ведут себя так же, как они, или хотят этого.  Разумеется, социализация осуществляется не только под влиянием сверстников. Мы также  учимся у своих родителей, учителей, начальников и т.д. Под их влиянием у нас формируются  интеллектуальные, социальные и физические навыки, необходимые для исполнения наших  социальных ролей. В какой­то мере они тоже учатся у нас ­ социализация не является  односторонним процессом. Индивиды постоянно ищут компромисс с обществом. Поведение  некоторых школьников расходится с образцами, установленными наиболее влиятельными  учащимися. Хотя их дразнят за это, они отказываются изменить своѐ поведение.  Сопротивление, протест, вызывающее поведение могут придать процессу социализации  необычный характер. Поэтому результаты социализации детей не всегда соответствуют  ожиданиям их родителей, учителей или сверстников. Иногда можно такой процесс направить в противоположную сторону. Например, однажды группа студентов университета Сассекса,  отличавшихся левыми взглядами, заявила, что считает целесообразным ввести на факультете  общественных наук курс лекций по теории и практике революций. Вначале руководство  факультета отвергло эту идею, но в дальнейшем было решено поддержать еѐ. В этом случае  предполагаемые объекты социализации (т.е. студенты) оказали влияние на агентов  социализации (руководство факультета), убедив их в том, что именно необходимо изучать в  период политических беспорядков 1968 г. Тем не менее, социализация является  исключительно мощной силой. Стремление к конформизму скорее правило, чем исключение.  Это объясняется двумя причинами: ограниченными биологическими возможностями человека  и ограничениями, обусловленными культурой. Нетрудно понять, что мы имеем в виду, говоря  об ограниченных биологических возможностях: человек не способен летать, не имея крыльев,  и его нельзя этому научить. Поскольку же любая культура избирает лишь определѐнные  образцы поведения из множества возможных, она тоже ограничивает социализацию, только  частично используя биологические возможности человека. (К. Смелзер)  21 Что такое социализация? Какие две стороны процесса социализации назвал автор?  22 Какие два ограничения социализации рассмотрел автор? Какие факторы, по его мнению,  обуславливают успешную социализацию?  23 Как, по мнению автора, социализация связана с исполнением социальных ролей? На  примере любых двух социальных ролей подростка покажите эту связь (сначала назовите роль,  а затем приведите соответствующие аргументы) Задание 2. 1. Талантливые личности, несомненно, рождаются во всех социальных слоях и социальных классах. Если не существует барьеров для социального достижения, можно ожидать большую социальную мобильность, когда некоторые личности быстро поднимаются и получают высокие статусы, другие же опускаются на более низкие. Но между слоями и классами существуют барьеры, мешающие свободному переходу индивидов из одной статусной группы в другую. Один   из   самых   главных   барьеров   возникает   из­за   того,   что   социальные   классы   обладают субкультурами, готовящими детей представителей каждого класса для участия в классовой субкультуре, в которой они социализированы… Просто для продвижения из одного слоя в другой или из одного социального класса в другой имеет значение  «различие в стартовых возможностях»… Всякое социальное перемещение происходит не просто в связи с возникновением желания, а   путём   преодоления   более   или   менее   существенных   барьеров.   Даже   переезд   человека   с одного места жительства на другое предполагает определённый период адаптации к новым условиям. Все   социальные   перемещения   личности   или   социальной   группы   включают   в   процесс мобильности. Согласно определению П. Сорокина «под социальной мобильностью понимается любой   переход   индивида,   или   социального   объекта,   или   ценности,   созданной   или модифицированной благодаря деятельности, от одной социальной позиции к другой»… Общество может возвышать статус одних индивидов и понижать статус других. И это понятно: одни индивиды, обладающие талантом, энергией, молодостью, должны вытеснять с высших статусов других индивидов, не обладающих этими качествами. В зависимости от этого различают восходящую и нисходящую социальную мобильность, или социальный подъём и социальное падение. Восходящие течения профессиональной, экономической и политической мобильности существуют в двух основных формах: как индивидуальный подъём из низшего слоя в высший и как создание новых групп индивидов с включением групп в высший слой рядом   с   существующими   группами   этого   слоя   или   вместо   них.   Аналогично,   нисходящая мобильность   существует   как   в   форме   выталкивания   отдельных   индивидов   с   высоких социальных статусов на более низкие, так и в форме понижения социальных статусов целой группы… Для   того   чтобы   понять,   как   происходит   процесс   восхождения,   важно   изучить,   каким образом   отдельный   индивид   может   преодолеть   барьеры   и   границы   между   группами   и подниматься   вверх,   т.е.   повышать   свой   социальный,   профессиональный,   экономический   и политический статус. Это стремление достичь более высокого статуса обусловлено мотивом достижения, который в той или иной степени имеется у каждого индивида, и связано его потребностью   добиваться   успехов   и   избегать   неудач   в   социальном   аспекте.   Актуализация этого мотива порождает в конечном счёте силу, с которой индивид стремится к достижению высшей социальной позиции или к тому, чтобы удержаться на имеющейся и не скатиться вниз.    Используя текст, обществоведческие знания и факты общественной жизни, объясните, почему открытость общества способствует усилению процессов социальной мобильности. (Приведите три объяснения.) 11.Самостоятельно раскрывать смысл ключевых обществоведческих  понятий и применять их в заданном контексте Задание1.    Какой   смысл   обществоведы   вкладывают   в   понятие  «социальный   конфликт»?  Привлекая знания   обществоведческого   курса,   составьте   два   предложения:   одно   предложение, содержащее информацию о видах социального конфликта, и одно предложение о причинах социального конфликта. Задание 2. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «социальная стратификация»? Привлекая  знания обществоведческого курса, составьте два предложения: одно предложение,  содержащее информацию о критериях социальной стратификации, и одно предложение,  раскрывающее сущность одного из этих критериев. 12.Конкретизировать примерами изученные теоретические положения и  понятия общественных наук, формирующих обществоведческий курса Задание 1. «Общество не может существовать и развиваться без социального контроля».  Укажите две любые функции социального контроля, каждую из которых проиллюстрировав  примером. Задание 2.  С помощью примеров проиллюстрируйте каждую из трех разновидностей социальных норм:  традицию, обычай, церемонию. 13.Применять обществоведческие знания в процессе решения  познавательных задач по актуальным социальным проблемам Задание 1. К какой тенденции развития межнациональных отношений можно отнести проведение  международного фестиваля молодежи? Приведите любые два других примера этой тенденции  развития межнациональных отношений. Задание 2.  После окончания технического колледжа молодой человек устроился консультантом в фирму по производству компьютеров. Спустя некоторое время он поступил на курсы повышения квалификации. Изменения произошли и в его личной жизни: он женился на дочери совладельца компании.   Завершение   учебы   на   курсах   совпало   с   его   назначением   главным   менеджером предприятия.   Иллюстрацией   какого   социального   процесса   может   служить   данный   сюжет? Какие факторы сыграли здесь решающую роль? Как они называются в социологии? 14.Систематизировать  и  обобщать социальную информацию; Задание 1. Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Семья как социальный институт».  Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах Задание 2 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме «Социальная мобильность». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. 15.Устанавливать и отражать в структуре плана структурные,  функциональные, иерархические и иные связи социальных объектов,  явлений, процессов Задание 1 Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме  «  Социальная структура общества». Составьте   план,   в   соответствии   с   которым   Вы   будете   освещать   эту   тему.   План   должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах. Задание 2  Вам поручено подготовить развёрнутый ответ по теме « Социальные отношения». Составьте план, в соответствии с которым Вы будете освещать эту тему. План должен содержать не менее трёх пунктов, из которых два или более детализированы в подпунктах.

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий по теме: «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание

Комплект учебных заданий  по теме:  «Социальная структура и социальные отношения» в рамках подготовки к ЕГЭ, 11 класс, обществознание
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
17.03.2018