РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Оценка 4.9

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа +3
doc
история +1
11 кл
11.03.2018
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Microsoft Office PowerPoint
Реализация системно-деятельного подхода.doc
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО­ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие нового федерального государственного образовательного стандарта не только повлекло за собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по­ новому выстраивать школьное образовательное пространство. В основе построения содержания федерального государственного образовательного стандарта   общего   образования   лежит   системно­деятельностный   подход,   который предполагает:   воспитание   и   развитие   качеств   личности,   отвечающих   требованиям информационного   общества,   задачам   построения демократического   гражданского   общества,   толерантности,   диалога   культур   и   уважения многонационального,   поликультурного   и   поликонфессиального   состава   российского общества. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.   инновационной   экономики, Еще в XIX веке немецкий педагог А. Дистервег говорил о том, что «сведений науки не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил, самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый редкий.   Трудностью   объясняется   редкость   его   применения.   Изложение,   считывание, диктовка против него детская забава…» Системно­деятельностный  подход   основывается   на   теоретических   положениях концепции   Л.   С.   Выготского,   А.   Н.   Леонтьева,   Д.   Б.   Эльконина,   П.   Я.   Гальперина, раскрывающих   основные   психологические   закономерности   процесса   обучения   и воспитания,   структуру   образовательной   деятельности   учащихся   с   учетом   общих закономерностей возрастного развития детей и подростков. Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено в его деятельности, развил А. Н. Леоньтьев (1903­1979). Он подчеркивал, что деятельность — особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. А сама человеческая жизнь — это «система   сменяющих   друг   друга   деятельностей».   Процесс   обучения   как   передача информации от учителя к ученику противоречит самой природе человека – только через собственную деятельность каждый познает мир. Итак, системно­деятельностный подход — это организация учебного процесса, в котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной  степени самостоятельной   познавательной   деятельности   школьника.   Реализация   собственной учебной деятельности выдвигает школьника на позицию ее субъекта. В результате на уроке возникает субъект­субъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как равноправные  партнеры  в совместной  деятельности.  Ученик  действует  по принципу  «я учусь». В традиционном же обучении субъектом деятельности на уроке является учитель, ученик  же ограничен  как объект  педагогической  деятельности  учителя  и действует  по принципу «меня учат». Обеспечение   субъектной   позиции   ученика   и   системно­деятельностного   подхода возможно   при   переходе   с   традиционного   на   технологию   развивающего   обучения, результатом которого должно стать развитие на основе универсальных учебных действий личности ребенка, способной к самостоятельной творческой деятельности. Ученик должен осознать: «Я знаю, что я умею это делать и знаю, как это делать». В учебной деятельности пребывают учащиеся, а не педагог.  Главная же задача для учителя создание и организация условий, инициирующих действие ученика. Система дидактических принципов. Реализация   технологии   деятельностного   метода   в   практическом   преподавании обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной деятельности,   понимает   и   принимает   систему   ее   норм,   активно   участвует   в   их совершенствовании,   что   способствует   активному   успешному   формированию   его общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений. 2) Принцип непрерывности — означает преемственность между всеми ступенями и этапами   обучения   на   уровне   технологии,   содержания   и   методик   с   учетом   возрастных психологических особенностей развития детей. 3) Принцип целостности — предполагает формирование учащимися обобщенного системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук). 4) Принцип  минимакса —  заключается в следующем: школа должна предложить ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне (определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний). 5)   Принцип  психологической   комфортности   —  предполагает   снятие   всех стрессообразующих   факторов   учебного   процесса,   создание   в   школе   и   на   уроках доброжелательной   атмосферы,   ориентированной   на   реализацию   идей   педагогики сотрудничества, развитие диалоговых форм общения. 6)   Принцип  вариативности   —  предполагает   формирование   учащимися способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в ситуациях выбора. 7)   Принцип  творчества   —  означает   максимальную   ориентацию   на   творческое начало   в   образовательном   процессе,   приобретение   учащимся   собственного   опыта творческой деятельности. Представленная система принципов:  обеспечивает   передачу   детям   культурных   ценностей   общества   в соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний, научности и др.); не   отвергает   традиционную   дидактику,   а   продолжает   и   развивает   ее   в направлении реализации современных образовательных целей;   является механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность выбора каждым учеником индивидуальной образовательной траектории. Формы деятельности учащихся на уроке в рамках системно­деятельностного подхода: 1.   Составление   опорных   конспектов   в   виде   плана,   схемы,   графика,   диаграммы, рисунка   и   т.д.   Позволяет   систематизировать   учебную   информацию,   расположить   ее   в логической   последовательности,   выделить   главное,   аргументировать   свою   позицию, закрепить знания и умения практически. 2. Заполнение сравнительно­обобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий. 3. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей. На   основе   оценок   деятельности   личности,   историками   и   современниками,   дети   учатся давать собственную аргументированную оценку. 4.   Работа   с   исторической   картой.   Этот   вид   учебной   деятельности   позволяет   не только   получить   систематизированную   историческую   информацию   о   том   или   ином событии,   явлении,   процессе,   но   и   умело   ориентироваться   в   историко­географическом пространстве. 5.   Анализ   исторических   источников   (документов).   Один   из   ведущих   видов познавательной   деятельности   в   процессе   изучения   истории,   который   способствует формированию   таких   учебных   умений   и   навыков   как:   анализ,   синтез,   сравнение, обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических фактов. 6.   Подготовка   и   оформление   сообщения,   доклада,   реферата,   проекта.   Этот   вид учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической работы,   учит   грамотно   оформлять   в   письменной   форме   итоги   своих   самостоятельных изысканий. 7. Рецензия на ответ товарища.  Эта работа  способствует формированию  умений объективной само­ и взаимооценки учебной деятельности  по определенным  критериям, навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в соответствии с индивидуальной траекторией обучения. 8. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:  Изложение   исторических   событий   от   имени   одного   из   участников, свидетелей, современников или потомков;  Изложение   сути   исторических   событий   в   диалоге,   споре,   беседе   их непосредственных   участников,   представляющих   разные   (противоположные)   мнения   и оценки. Задача учителя — создать условия для саморазвития потенциальных возможностей и творчества учащихся на уроках истории и обществознания: вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс, создать атмосферу сотрудничества при решении проблем, помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или     иной проблеме, совершенствовать интеллектуальные способности учащихся. Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано, прежде всего,   на   формирование   информационно­коммуникативной   культуры   учащихся.   Резко возрастает   роль   познавательной   активности   учащихся,   их   мотивированности   к самостоятельной   учебной   работе.   Это   предполагает   все   более   широкое   использование нетрадиционных   форм   уроков,   в   том   числе   деловых   и   ретроспективных   игр, исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов. Применяемые   интерактивные   методы   в   рамках   системно­деятельностного подхода: Дискуссии Дебаты (особенно хорошо проходят в старших классах) Ролевые игры Различные виды групповых работ Деловые игры Турниры знатоков       Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и события, обобщать их, формулировать и обосновывать свою точку зрения; приучать не бояться   своей   личной   позиции,   и   четко   осознавать   на   базе   каких   данных   она сформировалась. Совершенно очевидны проблемы деятельностного подхода на современном этапе и практическом   уровне.   Хотелось   бы   обратить   внимание   на   возможное   решение   этих проблем. Во­первых, на мой взгляд, «деятельностный» и «традиционный» подходы не должны противопоставляться   друг   другу.   Это   методы,   которые   направлены   на   решение определенных задач, и они призваны сосуществовать и дополнять друг друга с учетом возрастных,   а   также   поставленных образовательных задач.   психологических   особенностей   учащихся, Во­вторых,   для   реализации   деятельностного   подхода   требуется   решение   как минимум   трех   задач:   увеличение   количества   часов   на   преподавание   истории,   которое сейчас   недостаточно   даже   для   бойкого   пересказа   учителем   всего   объема   материала; реализация новых подходов к предъявлению содержания на новых принципах (системность, образность, ориентированность на ученика) и разработка соответствующего методического контента. В­третьих,   правы   наши   коллеги,   когда   пишут,   что   «может   возникать   и   иная ситуация, когда конспектирование учебника, заполнение таблиц и схем, игры на уроках, групповые формы работы не вызывают активной внутренней деятельности школьника». Поэтому вырисовывается еще одна задача которую нужно решать практическим путем — это разработка и апробация интересного контента заданий к конкретному содержанию, конкретным   темам   и   конкретным   урокам,   позволяющих   пробудить   эту   активную внутреннюю деятельность (хотя роль личности учителя в достижении этой цели является превалирующей).   В   этом   направлении   ориентированы   разработки   интерактивных исторических   карт   и   заданий   к   ним,   заданий   по   иллюстративному   ряду   и   условно­ графической наглядности. Говоря   о   системно­деятельностном   подходе   в   образовании,   нельзя   отрывать   это понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не потока   информации,   нравоучений   человек   выступает   как   личность.   Взаимодействуя   с миром,   человек   учится   строить   самого   себя,   оценивать   себя   и   анализировать   свои действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры — это все то, что направлено на практическое   общение,   что   имеет   мотивационную   обусловленность   и   предполагает создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни — это и есть системно­деятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды не сразу, но ведет к достижениям. Итак,   системно­деятельностный   подход   в   образовании   —   это   не   совокупность образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования новой   школы,   которая   дает   возможность   учителю   творить,   искать,   становиться   в содружестве   с   учащимися   мастером   своего   дела,   работать   на   высокие   результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия — таким образом, готовить их к продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ

РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
11.03.2018