РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНОДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА
НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ В настоящее время произошли серьезные изменения в сфере образования. Принятие
нового федерального государственного образовательного стандарта не только повлекло за
собой пересмотр давно сложившейся системы образования, но и позволило педагогам по
новому выстраивать школьное образовательное пространство.
В основе построения содержания федерального государственного образовательного
стандарта общего образования лежит системнодеятельностный подход, который
предполагает: воспитание и развитие качеств личности, отвечающих требованиям
информационного общества,
задачам построения
демократического гражданского общества, толерантности, диалога культур и уважения
многонационального, поликультурного и поликонфессиального состава российского
общества. Чтобы решать эти задачи, каждому педагогу важно понять, ЧТО, ЗАЧЕМ и
КАКИМ ОБРАЗОМ изменить в своей деятельности.
инновационной экономики,
Еще в XIX веке немецкий педагог А. Дистервег говорил о том, что «сведений науки
не следует сообщать учащемуся, но его надо привести к тому, чтобы он сам их находил,
самодеятельно ими овладевал. Такой метод обучения наилучший, самый трудный, самый
редкий. Трудностью объясняется редкость его применения. Изложение, считывание,
диктовка против него детская забава…»
Системнодеятельностный подход основывается на теоретических положениях
концепции Л. С. Выготского, А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, П. Я. Гальперина,
раскрывающих основные психологические закономерности процесса обучения и
воспитания, структуру образовательной деятельности учащихся с учетом общих
закономерностей возрастного развития детей и подростков.
Положение о том, что все совершающееся в психической сфере человека укоренено
в его деятельности, развил А. Н. Леоньтьев (19031979). Он подчеркивал, что деятельность
— особая целостность. Она включает различные компоненты: мотивы, цели, действия. Их
нельзя рассматривать порознь, они образуют систему. А сама человеческая жизнь — это
«система сменяющих друг друга деятельностей». Процесс обучения как передача
информации от учителя к ученику противоречит самой природе человека – только через
собственную деятельность каждый познает мир.
Итак, системнодеятельностный подход — это организация учебного процесса, в
котором главное место отводится активной и разносторонней, в максимальной степени
самостоятельной познавательной деятельности школьника. Реализация собственной
учебной деятельности выдвигает школьника на позицию ее субъекта. В результате на уроке
возникает субъектсубъектная ситуация, в которой учитель и ученик взаимодействуют как
равноправные партнеры в совместной деятельности. Ученик действует по принципу «я
учусь». В традиционном же обучении субъектом деятельности на уроке является учитель,
ученик же ограничен как объект педагогической деятельности учителя и действует по
принципу «меня учат».
Обеспечение субъектной позиции ученика и системнодеятельностного подхода
возможно при переходе с традиционного на технологию развивающего обучения,
результатом которого должно стать развитие на основе универсальных учебных действий
личности ребенка, способной к самостоятельной творческой деятельности. Ученик должен
осознать: «Я знаю, что я умею это делать и знаю, как это делать». В учебной деятельности
пребывают учащиеся, а не педагог. Главная же задача для учителя создание и организация
условий, инициирующих действие ученика.
Система дидактических принципов.
Реализация технологии деятельностного метода в практическом преподавании
обеспечивается следующей системой дидактических принципов: 1) Принцип деятельности – заключается в том, что ученик, получая знания не в
готовом виде, а добывая их сам, осознает при этом содержание и формы своей учебной
деятельности, понимает и принимает систему ее норм, активно участвует в их
совершенствовании, что способствует активному успешному формированию его
общекультурных и деятельностных способностей, общеучебных умений.
2) Принцип непрерывности — означает преемственность между всеми ступенями и
этапами обучения на уровне технологии, содержания и методик с учетом возрастных
психологических особенностей развития детей.
3) Принцип целостности — предполагает формирование учащимися обобщенного
системного представления о мире (природе, обществе, самом себе, социокультурном мире
и мире деятельности, о роли и месте каждой науки в системе наук).
4) Принцип минимакса — заключается в следующем: школа должна предложить
ученику возможность освоения содержания образования на максимальном для него уровне
(определяемом зоной ближайшего развития возрастной группы) и обеспечить при этом его
усвоение на уровне социально безопасного минимума (государственного стандарта знаний).
5) Принцип психологической комфортности — предполагает снятие всех
стрессообразующих факторов учебного процесса, создание в школе и на уроках
доброжелательной атмосферы, ориентированной на реализацию идей педагогики
сотрудничества, развитие диалоговых форм общения.
6) Принцип вариативности — предполагает формирование учащимися
способностей к систематическому перебору вариантов и адекватному принятию решений в
ситуациях выбора.
7) Принцип творчества — означает максимальную ориентацию на творческое
начало в образовательном процессе, приобретение учащимся собственного опыта
творческой деятельности.
Представленная система принципов:
обеспечивает передачу детям культурных ценностей общества в
соответствии с основными дидактическими требованиями традиционной школы (принципы
наглядности, доступности, преемственности, активности, сознательного усвоения знаний,
научности и др.);
не отвергает традиционную дидактику, а продолжает и развивает ее в
направлении реализации современных образовательных целей;
является механизмом разноуровневого обучения, обеспечивая возможность
выбора каждым учеником индивидуальной образовательной траектории.
Формы деятельности учащихся на уроке в рамках системнодеятельностного
подхода:
1. Составление опорных конспектов в виде плана, схемы, графика, диаграммы,
рисунка и т.д. Позволяет систематизировать учебную информацию, расположить ее в
логической последовательности, выделить главное, аргументировать свою позицию,
закрепить знания и умения практически.
2. Заполнение сравнительнообобщающей таблицы, которая станет итогом анализа и
сопоставления сравниваемых фактов и обобщения исторических событий.
3. Составление биографических справок – характеристик исторических личностей.
На основе оценок деятельности личности, историками и современниками, дети учатся
давать собственную аргументированную оценку.
4. Работа с исторической картой. Этот вид учебной деятельности позволяет не
только получить систематизированную историческую информацию о том или ином событии, явлении, процессе, но и умело ориентироваться в историкогеографическом
пространстве.
5. Анализ исторических источников (документов). Один из ведущих видов
познавательной деятельности в процессе изучения истории, который способствует
формированию таких учебных умений и навыков как: анализ, синтез, сравнение,
обобщение, оценка и критическое отношение к различным интерпретациям исторических
фактов.
6. Подготовка и оформление сообщения, доклада, реферата, проекта. Этот вид
учебной деятельности способствует формированию навыков поисковой и аналитической
работы, учит грамотно оформлять в письменной форме итоги своих самостоятельных
изысканий.
7. Рецензия на ответ товарища. Эта работа способствует формированию умений
объективной само и взаимооценки учебной деятельности по определенным критериям,
навыков рефлексии и коррекции учебной работы и ее последующего воспроизводства в
соответствии с индивидуальной траекторией обучения.
8. Задания на образную реконструкцию исторических фактов:
Изложение исторических событий от имени одного из участников,
свидетелей, современников или потомков;
Изложение сути исторических событий в диалоге, споре, беседе их
непосредственных участников, представляющих разные (противоположные) мнения и
оценки.
Задача учителя — создать условия для саморазвития потенциальных возможностей
и творчества учащихся на уроках истории и обществознания:
вовлечь каждого ученика в активный познавательный процесс,
создать атмосферу сотрудничества при решении проблем,
помочь сформировать собственное и аргументированное мнение по той или
иной проблеме,
совершенствовать интеллектуальные способности учащихся.
Инновационное развитие методики преподавания истории ориентировано, прежде
всего, на формирование информационнокоммуникативной культуры учащихся. Резко
возрастает роль познавательной активности учащихся, их мотивированности к
самостоятельной учебной работе. Это предполагает все более широкое использование
нетрадиционных форм уроков, в том числе деловых и ретроспективных игр,
исследовательских, интерактивных технологий, технологий проектов.
Применяемые интерактивные методы в рамках системнодеятельностного
подхода:
Дискуссии
Дебаты (особенно хорошо проходят в старших классах)
Ролевые игры
Различные виды групповых работ
Деловые игры
Турниры знатоков
Одной из главных задач учителя является сегодня научить анализировать факты и
события, обобщать их, формулировать и обосновывать свою точку зрения; приучать не
бояться своей личной позиции, и четко осознавать на базе каких данных она
сформировалась. Совершенно очевидны проблемы деятельностного подхода на современном этапе и
практическом уровне. Хотелось бы обратить внимание на возможное решение этих
проблем.
Вопервых, на мой взгляд, «деятельностный» и «традиционный» подходы не должны
противопоставляться друг другу. Это методы, которые направлены на решение
определенных задач, и они призваны сосуществовать и дополнять друг друга с учетом
возрастных,
а также поставленных
образовательных задач.
психологических особенностей учащихся,
Вовторых, для реализации деятельностного подхода требуется решение как
минимум трех задач: увеличение количества часов на преподавание истории, которое
сейчас недостаточно даже для бойкого пересказа учителем всего объема материала;
реализация новых подходов к предъявлению содержания на новых принципах (системность,
образность, ориентированность на ученика) и разработка соответствующего методического
контента.
Втретьих, правы наши коллеги, когда пишут, что «может возникать и иная
ситуация, когда конспектирование учебника, заполнение таблиц и схем, игры на уроках,
групповые формы работы не вызывают активной внутренней деятельности школьника».
Поэтому вырисовывается еще одна задача которую нужно решать практическим путем —
это разработка и апробация интересного контента заданий к конкретному содержанию,
конкретным темам и конкретным урокам, позволяющих пробудить эту активную
внутреннюю деятельность (хотя роль личности учителя в достижении этой цели является
превалирующей). В этом направлении ориентированы разработки интерактивных
исторических карт и заданий к ним, заданий по иллюстративному ряду и условно
графической наглядности.
Говоря о системнодеятельностном подходе в образовании, нельзя отрывать это
понятие от воспитательного процесса. Только в условиях деятельностного подхода, а не
потока информации, нравоучений человек выступает как личность. Взаимодействуя с
миром, человек учится строить самого себя, оценивать себя и анализировать свои
действия. Поэтому проектная деятельность, деловые игры — это все то, что направлено на
практическое общение, что имеет мотивационную обусловленность и предполагает
создание у детей установки на самостоятельность, свободу выбора и готовит их жизни —
это и есть системнодеятельностный подход, который приносит, несомненно, свои плоды
не сразу, но ведет к достижениям.
Итак, системнодеятельностный подход в образовании — это не совокупность
образовательных технологий, методов и приемов, это своего рода философия образования
новой школы, которая дает возможность учителю творить, искать, становиться в
содружестве с учащимися мастером своего дела, работать на высокие результаты,
формировать у учеников универсальные учебные действия — таким образом, готовить их к
продолжению образования и к жизни в постоянно изменяющихся условиях.
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
РЕАЛИЗАЦИЯ СИСТЕМНО-ДЕЯТЕЛЬНОСТНОГО ПОДХОДА НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ОБЩЕСТВОЗНАНИЯ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.