Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» общеинтеллектуального направления для учащихся 10-11кл.
Оценка 4.6
Занимательные материалы +4
doc
обществознание +1
11 кл
19.02.2018
Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами, функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области управления личными финансами, применить полученные знания в реальной жизни.направленность курса на формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим применением, пониманием и использованием финансовой информации на настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной безопасности и благополучия.
программа кружка.doc
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« средняя общеобразовательная школа №1 » г.Маркса
"Рассмотрено" "Согласовано" "Утверждаю"
Заседанием Зам.директора по ВР Директор МОУ СОШ№ 1
Педагогического совета __________ / / _______ /О.Ю.Мунина /
Протокол №______
От______________ ______________________ _____________________
Программа кружка
«Основы финансовой грамотности»
общеинтеллектуального направления
для учащихся 1011кл.
Составитель:
учитель истории и обществознания
Обручева Елена Владимировна
1 г.Маркс
20172018 уч.год
Пояснительная записка.
1.Общие положения.
Актуальность программы продиктована развитием финансовой системы и
появлением широкого спектра новых сложных финансовых продуктов и услуг,
которые ставят перед гражданами задачи, к решению которых они не всегда
готовы.
Финансовая грамотность — необходимое условие жизни в современном мире,
поскольку финансовый рынок предоставляет значительно больше возможностей
по управлению собственными средствами, чем 5—10 лет назад, и такие понятия
как потребительский кредит, ипотека, банковские депозиты плотно вошли в
нашу повседневную жизнь. Однако в настоящий момент времени ни нам, ни
нашим детям явно недостаточно тех финансовых знаний, которыми мы
располагаем. При этом нужно учитывать, что сегодняшние учащиеся — это
завтрашние активные участники финансового рынка. Поэтому, если мы сегодня
воспитаем наших детей финансово грамотными, значит, завтра мы получим
добросовестных налогоплательщиков, ответственных заемщиков, грамотных
вкладчиков
Учебная программа рассчитана на учащихся 1011 классов и составлена с
учётом психологических особенностей подростков. Школьники 1618 лет уже
обладают необходимыми знаниями, навыками, умениями и инструментарием,
которые позволили бы правильно воспринимать темы, предлагаемые им в рамках
курса «Финансовая грамотность». Именно в выпускных классах можно изучать
темы, которые школьниками более раннего возраста не могут быть правильно
поняты и уяснены. Кроме того, школьники 11 класса после окончания школы
фактически выходят в самостоятельную жизнь, в которой знания о финансовых
институтах и об особенностях взаимодействия с ними становятся чрезвычайно
важными для полноценного вхождения в общество и достижения личного
финансового благополучия.
Содержание программы существенно расширяет и дополняет знания
старшеклассников об управлении семейным бюджетом и личными финансами,
функционировании фондового рынка и банковской системы, полученные при
изучении базовых курсов обществознания и технологии, а выполнение
творческих работ, практических заданий и итогового проекта позволит
подросткам приобрести опыт принятия экономических решений в области
управления личными финансами, применить полученные знания в реальной
жизни.
Нормативная –правовая документация.
2 Рабочая программа элективного курса составлена в соответствии с УМК
Бреховой «Финансовая грамотность», а также в соответствии со
Ю.В.
следующими документами:
1.Федеральный закон от 29.12.2012 № 273ФЗ «Об образовании в Российской
Федерации».
2.Проект Минфина России «Содействие повышению уровня финансовой
грамотности населения и развитию финансового образования в Российской
Федерации». Информация о Проекте представлена на официальном сайте
Минфина России: http://www.minfin.ru/ru/om/fingram/
3.Концепция Национальной программы повышения уровня финансовой
Федераци
Российской
грамотности
населения
иhttp://www.misbfm.ru/node/11143.
4.Стратегия развития финансового рынка российской федерации на период до
2020 годаhttp://www.ippnou.ru/lenta.php?idarticle=005586
.
Новизной данной программы
является направленность курса на
формирование финансовой грамотности старшеклассников на основе
построения прямой связи между получаемыми знаниями и их практическим
применением, пониманием и использованием финансовой информации на
настоящий момент и в долгосрочном периоде и ориентирует на формирование
ответственности у подростков за финансовые решения с учетом личной
безопасности и благополучия.
Отличительной особенностью программы данного элективного курса
является то, что он базируется на системнодеятельностном подходе к
обучению, который обеспечивает активную учебнопознавательную позицию
учащихся. У них формируются не только базовые знания в финансовой сфере,
но также необходимые умения, компетенции, личные характеристики и
установки.
Это определило цели данного курса:
формирование у учащихся готовности принимать ответственные и
обоснованные решения в области управления личными финансами, способности
реализовать эти решения;
создание комфортных условий,
коммуникативных компетенций;
формирование положительного мотивационного отношения к экономике
через развитие познавательного
интереса и осознание социальной
необходимости.
способствующих формированию
Задачи:
освоить систему знаний о финансовых институтах современного общества и
инструментах управления личными финансами;
3 овладеть умением получать и критически осмысливать экономическую
информацию, анализировать, систематизировать полученные данные;
формировать опыт применения знаний о финансовых институтах для
эффективной самореализации в сфере управления личными финансами;
формировать основы культуры и индивидуального стиля экономического
поведения, ценностей деловой этики;
воспитывать ответственность за экономические решения.
Методы и формы обучения
Для достижения поставленных целей и с учетом вышесказанного в основе
организации занятий лежат, прежде всего, педагогические технологии,
основанные на сотрудничестве и сотворчестве участников образовательного
процесса, критическом анализе полученной информации различного типа,
деятельностные технологии,
проектная и исследовательская деятельность,
игровая технология.
На занятиях учащиеся занимаются различными видами познавательной
деятельности, учатся творчески мыслить и решать практикоориентированные
экономические задачи.
Так как метод обучения – это обобщающая модель взаимосвязанной
деятельности учителя и учащихся и она определяет характер (тип)
познавательной деятельности учащихся, то методы обучения реализуются в
следующих формах работы:
Дискуссии.
Деловые встречи со специалистами финансовых структур.
Использование технических средств обучения, ресурсов интернета.
Работа с источниками экономической информации.
Интегративные технологии.
Индивидуальная проектноисследовательская деятельность.
Практикоориентированные игры.
2.Описание места учебного курса в учебном плане.
Настоящая программа предназначена для учащихся 1011 классов.
Рабочая программа рассчитана на 34 часов (1 час в неделю, 34 учебных недель).
Таблица тематического распределения количества часов
Колво часов
Название темы
Банковская система: услуги и продукты
Фондовый рынок: как его использовать для роста
доходов
Страхование
Собственный бизнес
6
6
4
4
№
1
2
3
4
4 5
6
Основы налогообложения
Личное финансовое планирование
Всего:
6
8
34час
3. Результаты освоения курса «Основы финансовой грамотности».
Структура и содержание курса предполагают, что учащиеся должны овладеть
практическими навыками планирования и оценки собственных экономических
действий в сфере управления семейным бюджетом, личными финансами.
Итогом и основным результатом обучения станет индивидуальный проект
«Личный финансовый план», при публичной презентации которого выпускники
программы покажут степень готовности принимать решения в области
управления личными финансами, основанные на анализе собственных целей и
возможностей, текущей и прогнозируемой экономической ситуации, доступных
финансовых инструментов.
При выполнении и презентации «Личного финансового плана» учащиеся
должны продемонстрировать общие проектные умения: планировать и
осуществлять проектную деятельность; определять приоритеты целей с учетом
ценностей и жизненных планов; самостоятельно реализовывать, контролировать
и осуществлять коррекцию своей деятельности на основе предварительного
планирования; использовать доступные ресурсы для достижения целей;
применять все необходимое многообразие информации и полученных в
результате обучения знаний, умений и компетенций для целеполагания,
планирования и выполнения индивидуального проекта.
Планируемые результаты обучения
Предметные результаты изучения данного курса – приобретение школьниками
компетенций в области финансовой грамотности, которые имеют большое
значение для последующей интеграции личности в современную банковскую и
финансовую среды. Кроме того, изучение курса позволит учащимся
сформировать навыки принятия грамотных и обоснованных финансовых
решений, что в конечном итоге поможет им добиться финансовой
самостоятельности и успешности в бизнесе.
Метапредметные результаты – развитие аналитических способностей, навыков
принятия решений на основе сравнительного анализа сберегательных
альтернатив, планирования и прогнозирования будущих доходов и расходов
личного бюджета, навыков менеджмента.
Личностными результатами изучения курса следует считать воспитание
мотивации к труду, стремления строить свое будущее на основе целеполагания
5 и планирования, ответственности за настоящее и будущее собственное
финансовое благополучие, благополучие своей семьи и государства.
Таким образом,элективный курс способствует самоопределению
учащегося в жизни, что повышает его социальную и личностную значимость, и
является актуальным как с точки зрения подготовки квалифицированных
кадров, так и для личностного развития ученика.
4. Содержание программы элективного курса
«Основы финансовой грамотности»
Освоение содержания элективного курса «Финансовая грамотность»
осуществляется с опорой на межпредметные связи с курсами базового уровня
обществознания, истории, технологии, математики, предметами регионального
компонента.
1. Тема. Банковская система: услуги и продукты (6ч.)
Банковская система. Как сберечь деньги с помощью депозитов. Банковские
карты, электронные финансы: как сохранить сбережения в драгоценных
металлах. Кредит: зачем он нужен и где его получить. Какой кредит выбрать и
какие условия предпочесть.
Тема 2. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов. (6ч.)
Что такое ценные бумаги и какие они бывают. Профессиональные участники
рынка ценных бумаг. Граждане на рынке ценных бумаг. Зачем нужны паевые
инвестиционные фонды и общие фонды банковского управления. Операции на
валютном рынке: риски и возможности.
Тема З. Страхование: что и как надо страховать. (4ч).
Страховой рынок России: коротко о главном. Имущественное страхование как:
защитить нажитое состояние. Здоровье и жизнь высшие блага: поговорим о
личном страховании. Если нанесен ущерб третьим лицам. Доверяй, но проверяй,
или Несколько советов по выбору страховщика. О пенсионной грамотности.
Тема 4. Собственный бизнес. (4ч)
Формы предпринимательства в РФ. Создание собственного бизнеса: что и как
надо сделать. Составление бизнесплана. Расходы и доходы в собственном
бизнесе. Налогообложение малого и среднего бизнеса. С какими финансовыми
рисками может встретиться бизнесмен.
Тема 5. Основы налогообложения. (6ч.)
6 Система налогообложения в РФ. Что такое налоги и почему их надо платить.
Основы налогообложения граждан. Права и обязанности налогоплательщиков.
Налоговая инспекция. Налоговые вычеты, или как вернуть налоги в семейный
бюджет.
Тема 6. Личное финансовое планирование. (8ч)
Роль денег в нашей жизни. Риски в мире денег.Финансовая пирамида, или как не
попасть в сети мошенников. Виды финансовых пирамид. Виртуальные ловушки,
или как не потерять деньги при работе в сети Интернет. Семейный бюджет.
Личный бюджет. Как составить личный финансовый план. Защита
индивидуальных финансовых проектов.
Итоговый контроль по курсу.
№ п/п
Тема
занятия
Кол
во
часов
5. Календарнотематическое планирование
Тип урока
Краткое содержание
Планируемые
результаты
Раздел I. Банковская система: услуги и продукты6 часов
1.
2
3.
4
1
1
1
1
Банковская
система
Как сберечь
деньги с
помощью
депозитов.
Кредит
зачем он
нужен и где
его
получить.
Какой
кредит
выбрать.
Обзорная
лекция с
элемента
ми беседы
Работа с
информац
ией,
открытие
новых
знаний
Работа с
информац
ией,
открытие
новых
знаний
Мини
проект.
развития
История
банковской
деятельности; ЦБ и
коммерческий банки.
Виды
депозитов,
особенности,
доходность
депозитам.
банковских
по
кредитов.
Виды
Принципы
кредитования.
Ипотечное
кредитование.
Необходимые
документы при
оформлении кредита.
Различать уровни
банков, банковские
операции,
банковские карты.
Различать виды
депозитов.
Приводить примеры
депозитов.
Различать виды
кредитования.
Мини –проект «В
каком банке
выгоднее взять
кредит?»
Научиться
анализировать и
сравнивать условия
по кредиту в
различных банках.
Дата
7 5
6.
1
Банковские
карты,
электронные
финансы.
Экскурсия в
банк
Выбор банковской
карты. Виды
банковских карт
(дебетовая и
кредитная).
Информация о видах
услуг и продуктах
банковской системы.
Составить
рекламные буклеты о
банковских
продуктах.
Составить
рекламные буклеты о
банковских
продуктах
Деловая
игра
«Банковс
кая
система»
Экскурси
я, беседа
со
специалис
тами
банка.
Раздел II. Фондовый рынок: как его использовать для роста доходов 6 час.
7.
8
9
10
11
1
1
1
1
1
Граждане на
рынке
ценных
бумаг.
Основные
правила
инвестирова
ния: как
покупать и
продавать
ценные
бумаги
Зачем нужны
паевые
инвестицион
ные фонды:
структура,
виды,
особенности
работы.
Управляющи
е компании и
негосударст
венные
пенсионные
фонды
Комбинир
ованный
урок.
Ценные бумаги. Виды
ценных бумаг.
Операции на рынке
ценных бумаг.
Урок –
обсужден
ие.
Комбинир
ованный
урок.
Рынок. Функции
рынка. Рынок
капитала. Инвес
тирование. Фондовый
рынок.
Инструменты личного
финансирования на
финансовых рынках и
их особенности.
Деловая
игра
«Выбирае
м ПИФ».
ПИФ. Виды и типы
ПИФов, особенности
их работы. Правила
безопасности при
обращении с ПИФами.
Различать виды
ценных бумаг,
рассчитывать
доходность ценных
бумаг.
Составление и
анализ схемы
«Структура рынка
капитала».
Анализ информации
о способах
инвестирования
денежных средств,
предоставляемой
различными
информационными
источниками и
структурами
финансового рынка.
Расчет стоимости
паев инвестиционных
фондов.
Комбинир
ованный
урок
Пенсионная система
РФ. Способы
увеличения пенсии.
Анализ различных
способов
размещения средств.
Преимущества и
недостатки.
8 1
Беседа.
Отчетность в ПФР.
Оформление и
выплата пенсий.
12
О
пенсионной
грамотности.
Встреча со
специалиста
ми
Пенсионного
фонда.
Раздел III. Страхование 4 часа
13
14
15
16
Страховой
рынок в
России.
Страхование
имущества.
Личное
страхование.
Выбор
страховщика
1
1
1
1
Обзорная
лекция с
элемента
ми
беседы.
Урок –
обсужден
ие.
Комбинир
ованный
урок.
Практику
м.
Понятие страхования.
Страхователь.
Страховка.
Страховщик. Договор
страхования. Ведущие
страховые компании в
России.
Страхование
имущества граждан.
Особенности личного
страхования.
Информация о
страховой компании и
предоставляемых
страховых
программах.
Начисление
страховых взносов на
обязательное
пенсионное
страхование за 6
месяцев
застрахованному
лицу.
Оценка роли
обязательного и
добровольного
страхования в жизни
человека.
Анализ договора
страхования,
ответственность
страховщика и
страхователя.
Алгоритм поведения
страхователя в
условиях
наступления
страхового случая.
Расчет страхового
взноса в зависимости
от размера страховой
суммы, тарифа,
срока страхования и
других факторов.
Раздел IV. Собственный бизнес 4 часа.
17
18
19.
Малый и
средний
бизнес в РФ.
Создание
собственног
о бизнеса.
Составляем
бизнесплан
Расходы и
доходы
1
1
1
Комбинир
ованный
урок
Формы
предпринимательства
в РФ. Порядок
регистрации бизнеса.
Алгоритм поведения
в создании
собственного
бизнеса.
Обучающ
ая игра
Комбинир
ованный
урок
Составление бизнес
плана
Информация об
основных видах
расходов и доходы.
Способы снижения
расходов.
Бизнесплан
Различают основные
расходы и доходы.
9 20.
Финансовые
риски
1
Практику
м
Понятие «риск». Виды
финансовых рисков.
Категории
финансовых рисков.
Раздел V. Основы налогообложения 6 часов
21
22
23
24
25
26
1
1
1
1
1
1
Налоговый
кодекс РФ.
Виды
налогов в
РФ.
Налоговые
льготы в РФ.
Права и
обязанности
налогоплате
льщика.
Налоговая
инспекция.
Экскурсия в
налоговую
инспекцию.
Открытие
новых
знаний.
Изучение налогового
законодательства РФ.
Структура налоговой
системы РФ.
Деловая
игра
«Налоги».
Практику
м.
Открытие
новых
знаний.
Классификация
налогов РФ. Принципы
налогообложения.
Назначение налоговых
льгот. Порядок и
основания
предоставления
налоговых льгот.
Права и обязанности
налогоплательщика,
налоговых органов.
Деловая
игра.
Экскурси
я.
Функции налогов.
Налоговый вычет.
Местные налоги.
Информация о
налоговой инспекции.
Отдел учета и работы
с
налогоплательщиками.
Формирование
базовых знаний о
налоговой системе РФ
как инструменте
государственной
экономической
политики.
Составление схемы
«Налоги их виды».
Вычисление
величины выплат по
индивидуальному
подоходному налогу.
Осознание
ответственности
налогоплательщика и
важности соблюдения
налоговой
дисциплины.
Расчет налогового
вычета по НДФЛ.
Расчет НДС.
Заполнение основных
разделов налоговой
декларации.
Раздел VI . Личное финансовое планирование 8часов
27
28
29
Роль денег в
нашей
жизни.
Риски в мире
денег
Семейный
бюджет.
1
1
1
Деловая игра
«Деньги
любят счет».
Комбинирован
ный урок
Ролевая игра
«Семейная
экономика».
Деньги.
Финансовое
планирование.
Номинальные и
реальные доходы.
Финансовые риски.
Финансовые
пирамиды. Виды
пирамид.
Виртуальные
ловушки.
Структура
семейного
бюджета.
Формулирование
финансовых целей,
предварительная
оценка их
достижимости.
Формулирование
способов защиты от
рисков.
Составление
семейного бюджета.
10 30
31
3233
Личный
бюджет.
Составление
личного
финансового
плана.
Защита
своего
личного
финансового
плана.
34
Итоговое
занятие
1
1
2
1
Практикум.
Урок –
проект.
Урок –
конференция.
Источники
семейного дохода.
Личный бюджет.
Дефицит.
Профицит.
Баланс.
Личный
финансовый план
(ЛФП). Этапы
построения ЛФП.
Представление
личного
финансового
плана.
Игра
викторина
Основные
понятия курса
Составление текущего
и перспективного
личного финансового
бюджета.
Личный финансовый
план.
Индивидуальный
проект «Личный
финансовый план».
Основные умения и
навыки применения
знаний при
выполнении заданий.
6. Учебнометодическое обеспечение.
1. Ю.Брехова,А.Алмосов,Д.Завьялов. Материалы для учащихся. «Финансовая
грамотность», 10 11классы. – М.: «ВИТА Пресс», 2015
2. Ю.Брехова,А.Алмосов,Д.Завьялов.КИМ «Финансовая грамотность»,
10 11классы. – М.: «ВИТА Пресс», 2015
3. Ю.Брехова,А. Алмосов,Д.Завьялов.Учебная программа «Финансовая
грамотность», 10 11 классы. – М.: «ВИТА Пресс», 2015
4. Ю.Брехова,А.Алмосов,Д.Завьялов. «Финансовая грамотность»
методические материалы для учителя, 1011 классы. – М.: «ВИТА Пресс»,
2015.
5. Н.И. Берзон, Основы финансовой экономики. Учебное пособие. 10
11классы М.: ВитаПресс, 2011 г.
6. А. Горяев, В. Чумаченко Финансовая грамота М.: Юнайтед Пресс, 2012 г.
7. А.П. Архипов, Азбука страхования: Для 1011 классов
общеобразовательных учреждений М.: ВитаПресс, 2010 г.
8. В.С. Савенок, Как составить личный финансовый план и как его
реализовать М.: Манн, Иванов и Фербер, 2011 г.
9. Материалы обучения по основам финансовой грамотности (тексты к видео
лекциям) Москва 2015г.
11 10.Интернетресурсы для ученика и учителя:
11.www.nlu.ru
12.www.banki.ru
13.www.banki.ru
14.www.nalog.ru
15.www.prostrahovanie.ru
12 13
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» общеинтеллектуального направления для учащихся 10-11кл.
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» общеинтеллектуального направления для учащихся 10-11кл.
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» общеинтеллектуального направления для учащихся 10-11кл.
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» общеинтеллектуального направления для учащихся 10-11кл.
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» общеинтеллектуального направления для учащихся 10-11кл.
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» общеинтеллектуального направления для учащихся 10-11кл.
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» общеинтеллектуального направления для учащихся 10-11кл.
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» общеинтеллектуального направления для учащихся 10-11кл.
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» общеинтеллектуального направления для учащихся 10-11кл.
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» общеинтеллектуального направления для учащихся 10-11кл.
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» общеинтеллектуального направления для учащихся 10-11кл.
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» общеинтеллектуального направления для учащихся 10-11кл.
Рабочая программа элективного курса «Основы финансовой грамотности» общеинтеллектуального направления для учащихся 10-11кл.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.