Носова И.С.
Урок литературы
Тема урока: Роман Пушкина «Евгений Онегин». Композиция и художественное пространство романа
Тип урока: урок-практикум с элементами мозгового штурма, анализа стихотворного текста
Цели урока:
воспитательная: формировать систему эстетических и нравственных ценностей у подростков
обучающая: обучать осмысленному выразительному чтению, анализу текста;
развивающая: развивать коммуникативные навыки и навыки смыслового чтения.
Задачи:
· развивать чувство языка и умение видеть ключевые, лексически емкие слова, понимать их многозначность и подлинное значение в данном конкретном тексте;
· развивать коммуникативные навыки обучающихся, их умение точно выражать свою мысль, аргументировать ее и отстаивать свое мнение
Планируемые результаты:
Личностные: формирование ценностно-смысловых установок (принятие эстетической, нравственной [воспитательной], художественной ценности романа Пушкина «Евгений Онегин»), мотивация к самостоятельному чтению;
предметные: умение ориентироваться в содержании текста романа Пушкина «Евгений Онегин» и понимать его целостный смысл; находить в тексте требуемую информацию (пробегать текст глазами, определять его основные элементы, сопоставлять формы выражения информации в запросе и в самом тексте, устанавливать, являются ли они тождественными или синонимическими, находить необходимую единицу информации в тексте);
метапредметные: формирование умения структурировать текст, используя нумерацию страниц, списки, ссылки, оглавления; использовать в тексте таблицы, изображения; преобразовать текст, используя новые формы представления информации; интерпретировать текст.
Опорные понятия, термины: Композиция, элементы композиции, портрет, повествование, описание, авторские отступления, авторская характеристика.
Инструментарий учителя: голос, компьютер, экран, тексты романа и стихотворений, раздаточный материал (фрагменты текста, задания для групп, фломастеры, бумага)
Домашнее задание: исследовать структуру романа, сопоставить сюжет и фабулу в форме таблицы
Структура урока формирования новых знаний/умений
1. Мотивационный компонент.
2. Языковая разминка
3. Формулирование темы и цели урока.
4. Мозговой штурм на основе записанного обучающимися и предложенного учителем материала.
5. Чтение романа. Работа в группах
6. Введение приобретенных умений в общую систему предметных знаний по литературе и коммуникативных умений и навыков.
7. Подведение итогов урока (Рефлексия)
8. Задание на дом.
Работа в группах
Карточка 1
На основе «истории воспитания» Онегина, изложенной в первой главе, восстановите круг учебных дисциплин, преподававшихся молодому дворянину.
Запишите эти дисциплины на контрольном листе.
Подготовьте объяснение для других групп на основе ваших записей, иллюстрируя свой рассказ цитатами из текста.
Какие элементы композиции помогли вам глубже понять авторский замысел?
Карточка 2
Кто из реально существовавших людей упоминается на страницах романа? В каком контексте и с какой художественной целью вводятся эти упоминания?
Выпишите на контрольном листе эти имена и фамилии, попытайтесь распределить их по группам
Подготовьте объяснение для других групп на основе ваших записей, иллюстрируя свой рассказ цитатами из текста.
Какие элементы композиции помогли вам глубже понять авторский замысел?
Карточка 3
Сравните портреты Ольги и Татьяны из 2 главы романа
Сопоставьте портреты. Выпишите на контрольном листе основные черты героинь, попытайтесь найти слова, характеризующие отношение автора к героиням.
Подготовьте объяснение для других групп на основе ваших записей, иллюстрируя свой рассказ цитатами из текста.
Какие элементы композиции помогли вам глубже понять авторский замысел?
Деятельность учителя |
Деятельность обучаемого |
Формируемые УУД |
||||||||||
Этап 1. . Мотивационный |
||||||||||||
Приветствует учащихся. Проверяет их готовность к уроку. Создаёт мотивацию к действиям. |
Приветствуют учителя. Проверяют свою готовность к уроку. Настраиваются на совместную деятельность. |
|||||||||||
Результат совместной деятельности: создана доброжелательная психологическая атмосфера для общей работы. |
||||||||||||
Этап 2. Творческая разминка (Как вы думаете, о чем сегодня пойдет речь сегодня на уроке, если вам будет предоставлена следующая информация?? /Какие признаки романа вы знаете? Чем обыкновенный роман отличается от романа в стихах) |
||||||||||||
Подводит учащихся к формулированию темы и цели урока через самостоятельное выполнение задания. |
Записывают предложения и словосочетания в два столбика. В первый – признаки романа. Второй – чем отличается привычный роман от романа в стихах |
Познавательные УУД: структурировать знания, строить логическую цепочку рассуждений. Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия Коммуникативные УУД: владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства |
||||||||||
Результат совместной деятельности: закреплены умения применять когнитивный и эмпирический опыт в практике беседы |
||||||||||||
Этап 3. Формулирование темы и цели урока |
||||||||||||
Выслушивает предложения. Задает наводящие и проблемные вопросы |
Формулируют тему, аргументируют, отстаивают свою точку зрения. Записывают окончательный вариант |
Регулятивные УУД: осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия. Коммуникативные УУД: устное владение языковыми средствами – умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства |
||||||||||
Результат совместной деятельности: обмен знаниями по теории литературы. |
||||||||||||
Этап 4. Мозговой штурм на основе зафиксированного обучающимися во время самостоятельной работы и нового материала |
||||||||||||
Предлагает прочитать текст и ответить на вопрос: соответствует ли иллюстрация тексту. Задает наводящие вопросы |
Выдвигают свои предположения Анализируют свою и предложенную позицию. Приходят к выводу, что в сумме этих выводов не достаточно |
Познавательные УУД: анализировать и сравнивать языковой материал, структурировать знания, строить логическую цепочку рассуждений. Коммуникативные УУД: строить монологическое высказывание в устной форме, аргументировано доказывать свою точку зрения. Регулятивные УУД: осуществлять целеполагание |
||||||||||
Результат совместной деятельности: обогащение когнитивного и социального опыта. |
||||||||||||
Этап 5. Чтение строф романа. Выполнение заданий в группах |
||||||||||||
Корректирует в случае необходимости чтение, иллюстрирует прочитанное с помощью проектора |
Читают строфы романа, выделяют ключевые слова, пытаются на основе анализа передать смысл воспроизводимого текста, сделать вывод. Для подведения итогов отвечают на общий вопрос: Какие элементы композиции помогли вам глубже понять авторский замысел? |
Познавательные УУД: владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения |
||||||||||
Результат совместной деятельности: новый взгляд на творчество Пушкина-поэта, обогащение эмоциональной и когнитивной сферы |
||||||||||||
Этап 6. Введение приобретенных умений в общую систему языковых и коммуникативных умений и навыков |
||||||||||||
Формулирует задание, проверяет и корректирует его выполнение |
Выписывают из романа ключевые слова и фразы, отчитываются о проделанной работе, зачитывают написанное, корректируют. |
Регулятивные УУД: применять учебно-исследовательскую деятельность в процессе работы с текстом; осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату, вносить необходимые коррективы в действие после его выполнения, оценивать правильность выполнения действия. .Познавательные УУД логическое и абстрактное мышление, оперативная память, творческое воображение, концентрация внимания, объем словаря.
|
||||||||||
Результат совместной деятельности: закрепление и обобщение полученной информации |
||||||||||||
Этап 7. Подведение итогов урока (Рефлексия) |
||||||||||||
Просит учащихся продолжить фразу «Из того, о чем мы говорили на уроке, я уже знал .. Новой информацией для меня было…../ Сегодня я узнал, что…» Задаёт вопросы: «Какие новые мысли появились при изучении темы? Что показалось легким, а что вызвало затруднения? |
Отвечают на вопросы, рассуждают, вспоминают |
Регулятивные УУД: произвольно регулировать деятельность, оценивать её Личностные результаты: целенаправленная познавательная деятельность, формирующая систему значимых ценностно-смысловых установок (мотивация к чтению) и межличностных отношений, |
||||||||||
Результат совместной деятельности: приращение новых знаний и социального опыта |
||||||||||||
Этап 8. Задание на дом. |
||||||||||||
исследуйте еще раз структуру романа, сопоставьте сюжет и фабулу в форме таблицы |
|
Метапредметные умения: откликаться на содержание текста; - связывать информацию, обнаруженную в тексте, со знаниями из других источников; - оценивать утверждения, сделанные в тексте, исходя из своих представлений о мире; - находить доводы в защиту своей точки зрения; - откликаться на форму текста: оценивать не только содержание текста, но и его форму, а в целом – мастерство его исполнения; |
||||||||||
Результат самостоятельной деятельности: новое осмысление содержания романа и его отдельных частей. Практические навыки анализа и сопоставления. |
||||||||||||
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.