Компьютерные и информационные технологии в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на музыкальных отделениях педагогических колледжей
Оценка 4.7

Компьютерные и информационные технологии в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на музыкальных отделениях педагогических колледжей

Оценка 4.7
Исследовательские работы
docx
музыка
Взрослым
15.01.2023
Компьютерные и информационные технологии в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на музыкальных отделениях педагогических колледжей
Данная методическая разработка рассматривает компьютерные и информационные технологии в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на музыкальных отделениях педагогических колледжей
Райкова, компьютерные и информационные технологии.docx

 

Райкова Лариса Сергеевна,

 преподаватель музыкально-теоретических

дисциплин ГПОАУ АО

«Амурский педагогический колледж»

Компьютерные и информационные технологии в преподавании музыкально-теоретических дисциплин на музыкальных отделениях педагогических колледжей

Преподавание дисциплин теоретического цикла на музыкальных отделениях педагогических колледжей как нельзя лучше подходит для использования информационно-коммуникационных технологий. Внедрение ИКТ оптимизирует образовательный процесс, видоизменяет традиционные формы подачи информации, обеспечивает легкость и удобство. Оцифрованные фото и видеоматериалы создают базу для разработки презентаций для уроков. Компьютерные образовательные программы в игровой форме предлагают виртуальное посещение музеев, картинных галерей, концертных залов, дают возможность проникнуть в тонкости творчества живописцев, композиторов, архитекторов, скульпторов. Ресурсы Интернета позволяют «оказаться» в самых интересных местах на планете и найти ответы на вопросы, возникающие при изучении теоретических дисциплин.

Информатизация теоретических уроков - одно из требований времени. Компьютер - это инструмент, с помощью которого обучение может стать более интересным и простым, а получаемые знания - более глубокими. Использование технологии мультимедиа базируется на подходах, в основе которых лежат естественное для детского возраста любопытство и средства для удовлетворения этого любопытства.

В отличие от других видов представления информации, мультимедиа презентации могут содержать десятки тысяч страниц текста и тысячи рисунков и фотографий, несколько часов видео и аудио записей, анимацию и трехмерную графику, при этом обеспечивая низкую стоимость тиражирования и длительный срок хранения. Использование электронных презентаций помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия представляемой на уроке информации.

В презентациях удобно использовать гиперссылки, которые переносят внимание с текста на иллюстрацию. Тексты, которые следует учащимся записать в тетрадь, также помещаются на слайдах, что освобождает преподавателя от продиктовки и позволяет студенту работать в привычном для него темпе. При этом важно, чтобы текст был очень лаконичным и был написан крупными буквами. Презентация удобна и для организации проверки знаний. Эта проверка может предварять новую тему (тогда слайды с вопросами или картинками располагаются перед названием новой темы), завершать урок или занимать его целиком. В последнем случае продумывается последовательность контрольного урока с учетом знаний студентов. Он может быть организован, например, в виде викторины: преподаватель показывает на экране монитора последовательно слайды с каким-либо изображением, студенты записывают в тетрадь ответ на вопрос, связанный с этим. Такие викторины используются как для закрепления материала урока, так и для проверки знаний, полученных за определённый период времени или полугодие. В целом, викторины направлены на то, чтобы процесс узнавания стал естественным и приносил удовольствие. Это позволяет преподавателю успешно работать со студентами разного уровня подготовки и разной степени заинтересованности в предмете. Также студенты составляют презентации самостоятельно, выступают с докладами как на обычном уроке, так и различных студенческих конференциях. Таким образом, простая, удобная и доступная для всех форма презентаций становится большим подспорьем в преподавании таких музыкально-теоретических предметов, как история музыки и музыкальная литература, методические основы музыкального образования детей в ДОУ и ОО.

Широкое применение ИКТ возможно на таком предмете музыкально-теоретического цикла, как сольфеджио. Как известно, каждый урок сольфеджио включает в себя несколько видов различной деятельности: пение по нотам, ритмические упражнения, слуховой анализ, музыкальный диктант, творческие задания. Такое разнообразие применяемых на уроке видов работы позволяет использовать различные информационно-коммуникационные технологии.

Так, например, использование программ – нотаторов – позволяют студенту «увидеть» «звучащую» партитуру. Начав с пассивного восприятия нотного текста, параллельного соответствующему аудиоматериалу, учащиеся начинают более осознанно понимать соответствие нотных обозначений и звучания, строение музыкальных мотивов, фраз и форм, понимать характер фактуры и драматургии, агогики и динамики.

Такие программы, как: MuseScore, GVOX Encore, Adobe Audition, Steinberg Cubase, Audacity, Cakewalk Sonar позволяют каждому компьютеру звучать целым оркестром тембров: от ударно-шумовых - до тембров органа или скрипки. Их использование позволяет музыкантам любого уровня аранжировать, редактировать и оформлять ноты вплоть до 64 нотных станов и 8 голосов на стан. Полностью поддерживает MIDI, включая такие дополнительные опции как проигрывание динамики, повторов, педальных акцентов и концовок. Эти программы знамениты своей настраиваемой панелью инструментов, что делает сочинение, аранжировку, редактирование, транспозицию и печать нот простыми даже для школьников. Со своими обширными возможностями эти софты подходят как для создания простых нотных соло, так и для сочинения целых симфоний. Безусловно, этот тип программ предоставляет новые наглядные средства обучения музыкальной грамоте. Кроме того, подобные программы предполагают появление на уроке таких новых видов деятельности, как инструментовка и элементы аранжировки.

Музыкальные конструкторы: DoReMix, Musik Generator, Dance Machine, eJay и др.– это программы, в которых имеется большое количество различных звуковых заготовок, так называемых сэмплов: ритмических рисунков ударных, баса, гитар, мелодических узоров синтезаторов, медных духовых, педалей струнных, звуковых эффектов, фраз, исполняемых голосом и др. Все эти заготовки соответствуют друг другу по ритму, гармонии, характеру тембра и громкостному балансу. Использование данных программ позволяет создать «министудию» по созданию миксов современной музыки на основе готовых сэмплов. Студенты могут загрузить заранее подготовленные музыкальные партии или записать оригинальные мелодические отрывки, а затем на собранный микс наложить свой собственный вокал. Созданные песни можно сохранять в собственном формате и как высококачественный WAV–файл.

С одной стороны – это развлекательные программы, которые позволяют конструировать из готовых кусков несложные песни и добавлять свой вокал, с другой стороны -  программы с большими возможностями, не требующие больших ресурсов, которые дают прекрасное представление о возможностях компьютера начинающим любителям музыки.

         Эти и другие мультимедийные программы становятся хорошим подспорьем преподавателю при подготовке и проведении урока теоретического цикла, а студентам - помощником в познании музыкального мира. Мы убеждены, что владение новейшими музыкально-информационными технологиями, навыками аранжировки на синтезаторе и компьютере позволит будущему специалисту-музыканту легче адаптироваться к жизненным реалиям, активнее включиться в формирование современной информационной культуры.

                                     

 

 

 

 

 

Список использованной литературы:

1. Белов Г., Горбунова И., Горельченко А. Музыкальный компьютер (новый инструмент музыканта). – С-Пб.: СМИО Пресс, 2006.

2. Белунцов В. Новейший самоучитель работы на компьютере для музыкантов. 3 издание. – М.: «ДЕСС», 2003.

3. Бороздин А. Применение музыкально-компьютерных технологий на уроках музыки в общеобразовательной школе. – Музыка и Электроника, 2006,  № 1.

4. Завырылина С. Использование информационно-компьютерных технологий в классе компьютерной аранжировки. - Музыка и Электроника, 2005, № 3.

5. Красильников И., Глаголева Н. Творческие задания для работы в «музыкальных конструкторах». – Музыка и Электроника, 2005, № 1.

6. Цоллер С. Создание музыки на ПК: от простого к сложному. – С-Пб.: «БХВ-Петербург», 2005.

 

 


 

Райкова Лариса Сергеевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Райкова Лариса Сергеевна, преподаватель музыкально-теоретических дисциплин

Использование электронных презентаций помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия представляемой на уроке информации

Использование электронных презентаций помогает преподносить учебный материал разнообразно и интересно, повышает степень восприятия представляемой на уроке информации

Такое разнообразие применяемых на уроке видов работы позволяет использовать различные информационно-коммуникационные технологии

Такое разнообразие применяемых на уроке видов работы позволяет использовать различные информационно-коммуникационные технологии

Все эти заготовки соответствуют друг другу по ритму, гармонии, характеру тембра и громкостному балансу

Все эти заготовки соответствуют друг другу по ритму, гармонии, характеру тембра и громкостному балансу

Список использованной литературы: 1

Список использованной литературы: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.01.2023