"Компьютерный гений"
Оценка 4.6

"Компьютерный гений"

Оценка 4.6
Занимательные материалы +2
docx
воспитательная работа +2
Взрослым
04.02.2019
"Компьютерный гений"
Публикация является частью публикации:
ДОКЛАД на СЕМИНАР.docx
ИГРЫ И КОРРЕКЦИОННЫЕ УПРАЖНЕНИЯ В ОБУЧЕНИИ ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ. Методист МБУДО «Центр дополнительного образования детей  п. Усть – Камчатск Фризен Надежда Викторовна Получение детьми с ограниченными возможностями здоровья и детьми­ инвалидами образования является одним из основных и неотъемлемых  условий их успешной социализации, обеспечения их полноценного участия в  жизни общества, эффективной самореализации в различных видах  профессиональной и социальной деятельности.  Дети с ограниченными возможностями здоровья – это дети, состояние  здоровья которых препятствует освоению программ дополнительного  образования вне специальных условий обучения и воспитания. Группа  учащихся с ОВЗ, детей­инвалидов чрезвычайно неоднородна. Это  определяется, прежде всего тем, что в нее входят дети с разными  нарушениями развития: нарушение слуха, зрения, речи, опорно­двигательного  аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально­волевой  сферы, с задержкой и комплексными нарушениями развития. Таким образом,  самым главным приоритетом в работе с такими детьми является  индивидуальный подход с учетом специфики психики и здоровья каждого  ребенка.  . У большинства учащихся с ОВЗ, детей­инвалидов отмечается  недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к  учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и  самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов  и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения  эффективности коррекционно­развивающего процесса в работе педагогов  дополнительного образования. Учреждения дополнительного образования являются наиболее  открытой и доступной образовательной системой в плане педагогической  помощи детям с ОВЗ и детям­инвалидам. Дополнительное образование существенно расширяет познания о  творческих возможностях ребенка и его творческом потенциале, обеспечивает дальнейший успех в избранной сфере деятельности, формирует новый круг  общения, способствует вовлечению в творческую деятельность не только  ребенка, но и его ближайшего окружения В   целях   доступности   получения   дополнительного   образования учащимися с ограниченными возможностями здоровья, детьми­инвалидами и инвалидами   организации,   осуществляющие   образовательную   деятельность, обеспечивают: а) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по зрению: адаптацию   официальных   сайтов   организаций,   осуществляющих образовательную   деятельность,   в   сети   Интернет   с   учетом   особых потребностей   инвалидов   по   зрению   с   приведением   их   к   международному стандарту доступности веб­контента и веб­сервисов (WCAG); размещение   в   доступных   для   учащихся,   являющихся   слепыми   или слабовидящими,   местах   и   в   адаптированной   форме   (с   учетом   их   особых потребностей) справочной информации о расписании лекций, учебных занятий (должна быть выполнена крупным (высота прописных букв не менее 7,5 см) рельефно­контрастным   шрифтом   (на   белом   или   жёлтом   фоне)   и продублирована шрифтом Брайля); присутствие ассистента, оказывающего учащемуся необходимую помощь; обеспечение   выпуска   альтернативных   форматов   печатных   материалов (крупный шрифт или аудиофайлы); обеспечение   доступа   учащегося,   являющегося   слепым   и   использующего собаку­поводыря, к  зданию организации, осуществляющей  образовательную деятельность,   располагающего   местом   для   размещения   собаки­поводыря   в часы обучения самого учащегося; б) для учащихся с ограниченными возможностями здоровья по слуху: дублирование   звуковой   справочной   информации   о   расписании   учебных занятий   визуальной   (установка   мониторов   с   возможностью   трансляции субтитров   (мониторы,   их   размеры   и   количество   необходимо   определять   с учетом размеров помещения); обеспечение   надлежащими   звуковыми   средствами   воспроизведения информации; в) для учащихся, имеющих нарушения опорно­двигательного аппарата: материально­технические   условия   должны   обеспечивать   возможность беспрепятственного   доступа   учащихся   в   учебные   помещения,   столовые, туалетные   и   другие   помещения   организации,   осуществляющей образовательную   деятельность,   а   также   их   пребывания   в   указанных помещениях   (наличие   пандусов,   поручней,   расширенных   дверных   проемов, лифтов,   локальное   понижение   стоек­барьеров   до   высоты   не   более   0,8   м; наличие специальных кресел и других приспособлений). Современное дополнительное образование детей находится сегодня в центре   внимания   ученых,   практиков,   педагогов   и   руководителей образовательных   учреждений,   представителей   органов   законодательной   и исполнительной власти, широкой общественности.  Дополнительное   образование   детей   объективно   признается   сегодня одной из значимых сфер социальной политики российского государства, на него возлагаются большие надежды, спектр которых очень широк: от решения частных   психолого­педагогических   вопросов   до   глобальных   социальных проблем восстановления «связи времен и поколений». Главное сегодня заключается в том, что предстоит разрешить нелегкую задачу осмысления нового содержания дополнительного образования детей в новых социокультурных условиях и происходящих законодательных изменений. Основная цель сферы современного дополнительного образования детей –   помочь   ребенку   использовать   ресурс   детства   в   интересах   развития собственной личности и сделать так, чтобы личность затем не приходила в противоречие   с   интересами   общества   и   государства.   Мир,   пригодный   для жизни детей, должен строиться с их участием.  Необходимо отметить, что дополнительное образование детей свободно от ограничений, препятствующих реализации перечисленных принципов.  Запрещено только то, что препятствует нормальному развитию детей. Не допускаются дискриминация детей, их эксплуатация, насилие и жестокое отношение,   ограничение   допуска   к   информации,   сужение   прав   или   их игнорирование,   ограничение   возможностей   получения   образования   по программам любого уровня сложности, нанесение вреда здоровью в прямой или   опосредованной   форме,   включение   в   противоправные   действия, приобщение   к   личностно   опасным   и   социально   негативным   видам деятельности. Разрешено   все,   что   стимулирует   нормальное   развитие   ребенка, способствует   его   нравственному   и   профессиональному   становлению, формированию  активной  образовательной  позиции,  обеспечивает  социально позитивную идентификацию личности до достижения совершеннолетия. Одним   из   основных   принципиально   значимых   компонентов   процесса образования   детей   с   ограниченными   возможностями   в   учреждении дополнительного   образования   представляется   включение   детей   в продуктивную   деятельность   по   формированию   планов   своей   жизни   и освоению способов их реализации. Содержание образования, предлагаемого детям   с   ограниченными   возможностями,   рассчитано   не   столько   на   учет имеющихся   ограничений,   сколько   на   компенсацию   недостающих возможностей. Одним из видов педагогической деятельности, а может и основным  видом, для детей с ОВЗ, является включение ребёнка в работу через игру. Для каждого вида заболеваний есть свои игры, которые помогают адаптироваться  и развиваться детям с ограниченными возможностями здоровья . ИГРЫ И УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ МОТОРИКИ РУКИ.   «МОЕМ РУЧКИ» ­ дети поочередно круговыми движениями охватывают кисти правой и левой руки «НАДЕВАЕМ   ПЕРЧАТКИ» ­   проводим   от   ногтя   до   основания   каждого пальца   правой   руки   собранными   вместе   всеми   пальцами   левой   руки   (и наоборот) начиная с большого пальца. «СНИМАЕМ   ВАРЕЖКУ» ­   начинаем   движение   у   основания   кисти (охватываем   поочередно   правую   и   левую   руку)   и   доходим   до   кончиков пальцев   «ИДЕТ КОЗА РОГАТАЯ» ­ все пальцы кроме среднего и указательного сжаты в кулак. При этом кисть вытянутой руки поворачивают поочередно вправо и влево. «ЗАЙЧИК   ШЕВЕЛИТ   УШКАМИ» ­   указательный   и   средний   пальцы направлены вверх, их поочередно сгибают и разгибают (остальные при этом все время сжаты в кулак). «ЗДРАВСТВУЙ ПАЛЬЧИК!» ­ в этом задании нужно поочередно коснуться большого пальца указательным, средним, безымянным пальцем и мизинцем. Когда   дети   смогут   запомнить   названия   всех   пальцев,   можно   усложнять   и конкретизировать задания, меняя последовательность касаний. «НАРИСУЙ   В   НЕБЕ   СОЛНЫШКО» ­   указательным   пальцем   «рисуем» круг, используя при этом как правую, так и левую руку. В дальнейшем можно делать это упражнение одновременно двумя руками. «МЯЧИКИ». Легкие и безопасные, их можно скатать из фольги или бумаги. предметы:   бусинки,   камешки,   монетки,   семена.   Вместе   с ребенком можно просто наполнять бутылочки и закручивать их, а можно усложнять задачу: смешать   наполнители   в  кучу   и  раскладывать   каждый   вид   в  «свой   сосуд». Каждый   из   них   будет   иметь   свой   «голос»,   кроме   того,   через   прозрачные стенки интересно отдыхая рассматривать содержимое! МАССАЖ ПАЛЬЦЕВ РУК. Можно выполнять массаж со следующим материалом: ­ зубной щёткой, ­ массажной расчёской, ­ карандашом, фломастером, ­ различные мячики, шарики, ­  грецким орехом. Упражнения с мячами, шариками ­ Учить захватывать мяч всей кистью и отпускать его; ­ катать по часовой стрелке; ­   держать   одной   рукой­другой   и   выполнять   ввинчивающие   движения, пощёлкивания, пощипывания; ­ сжимать и разжимать; ­ подбрасывать и ловить. Игры с крупами Способствуют   развитию   мелкой   моторики,   чувственного   восприятия, закрепление цвета, формы, мышления. ­ Массаж ладоней при помощи горошины или фасоли, ­ пересыпание крупы из одной ёмкости в другую (баночки, миски, стаканчики, коробочки),  «ВОЛШЕБНЫЙ МЕШОЧЕК» ­ угадывание на ощупь (различные крупы), «СУХОЙ БАССЕЙН» из фасоли и гороха, ­ выкладывание геометрических или растительных орнаментов по опорным точкам, ­ выкладывание фигурок людей и животных, цифр, букв ИГРЫ С ВОДОЙ И ПЕСКОМ Игры   с   водой хороши   тем,   что   позволяют   даже   незначительным движением – шлепком по воде – привести в движение и саму воду, и предмет, положенный в нее. Хорошо играть с предметами разными по плотности: одни будут плавать, а другие «утонут». Те из них, что будут издавать звуки, с одной   стороны,   привлекут   внимание,   с   другой   –   будут   способствовать сенсорному восприятию.   Игры   с   песком разовьют   и   усовершенствуют   тактильную чувствительность   и   моторику   кисти,   привлекут   и   удержат внимание ребенка своей   динамичностью.   Перемешивание   и   пересыпание, заполнение песком предметов, смешивание с водой и даже просеивание через сито   –   эти   нехитрые   манипуляции   успокоят   и   принесут   положительные эмоции   в   любом   возрасте.   Способствуют   развитию   мелкой   моторики, тактильные ощущения. ­ «закапывание» игрушки, предмета, ­ поиск «клада», ­ различные изображения (рисование) на песке, ­ работа с пипеткой (всасывание воды пипеткой), ­ раскрашивание воды (опыты с водой), ­ поделки с применением песка. ­ произвольно отпустить игрушку из руки в воду (по инструкции: «Дай»); ­ вынуть ­ вложить игрушку самостоятельно или с помощью взрослого; ­ покатать машину, мяч, кораблик по воде; ­ собрать из воды мелкие предметы двумя пальцами, варьируя вес, форму и величину предметов ИГРЫ С РЕЗИНКАМИ И ЛЕНТОЧКАМИ, ПРОВОЛОКОЙ Способствуют развитию мелкой моторики, ловкости пальцев рук, внимания, усидчивости, терпения; развитие чувства цвета, размера. ­ Складывать ленточки, ­ наматывать на палочку, ­ брать резинку со стола различными пальчиками, ­ растягивать резиночку разными пальцами рук Куклотерапия, пальчиковый театр Способствует   развитию   мелкой   моторики,   ловкости, ориентировка   в   пространстве,   сочетать   движения   с   речью,   развитие творческого потенциала. ­ вождение куклы, ­ одевание куклы на разные руки, ­ имитация движений и речи.   творчества, ИГРЫ С ПРИЩЕПКАМИ Способствует развитию мелкой моторики, вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, развивает чувственный опыт. ­ перекладывать с одной руки в другую, ­ доставать прищепки из корзинки, ­ прищепками «кусать» поочерёдно ногтевые фаланги, ­ «сушим платочки» (развешивание платочков на верёвочку), ­«добавлялки»   подбираем   недостающие   детали   для   предметов,   (например, для ежа – иголки, для солнца – лучики, для дома – крышу и так далее), ­ подбирать прищепки по цвету одежды, ткани. РАБОТА С КОЛЬЦАМИ. На   столе   стоит   деревянный   стержень   и   лежит   несколько   одинаковых   по размеру   колец.   Ребенку   предлагается   поочередно   надеть   эти   кольца   на стержень.   Предварительно   взрослый   объясняет   и   показывает,   как   надо выполнять эти действия. Работа с кубиками. Перед ребенком выставлено несколько кубиков одинакового размера. Малыш должен после объяснения и показа самостоятельно поставить кубики один на другой, чтобы получилась башенка, затем домик и др. РАБОТА С ДЕРЕВЯННЫМИ ИГРУШКАМИ. На  столе  разложены  складные  деревянные  матрешки,  пирамидки,  коробки. Взрослый вместе с ребенком внимательно рассматривает эти предметы. Затем ребенку   показывают,   как   открывается   игрушка,   как   ее   можно   разбирать, собирать   и   закрывать.   После   объяснения   и   показа   взрослый   предлагает ребенку выполнять действие самостоятельно. С шариками. На  стол ставят   пустую  коробку, с  обеих  сторон  от  нее  кладут  несколько шариков. Взрослый берет один шарик, который находится с правой стороны от ребенка, и бросает его в коробку, а потом предлагает ребенку сделать так же. При этом необходимо определить, насколько ребенок владеет той или другой рукой, как он схватывает шарик.  Предложите детям следующие задания: ­   Легко   нажимать   тремя   пальцами   на   грушу   пульверизатора,   при   этом получаемую   направлять   струю   воздуха   на   ватку   так,   чтобы   она   плавно двигалась по столу. ­   Между   указательным   и   средним   пальцами   натянуть   тонкую   круглую резинку. Перебирать эту резинку указательным и средним пальцами другой руки (как струны гитары). ­ Сжимаем пальцы в кулак, затем поочередно сгибаем и разгибаем каждый палец при остальных собранных в кулак. Повторять до 10 раз. ­   Сжатыми   в   кулак   кистями   сделаем   круговые   движения   влево   и   вправо. Повторим круги в ту и в другую сторону 10 раз. ­ Разведем прямые пальцы и, начиная с мизинца, последовательно сгибаем пальцы   в   кулак.   Потом,   начиная   с   большого,   возвращаем   их   в   исходное положение. ­ Поочередно сгибать пальцы правой руки (левой руки), начиная с большого пальца. ­ Согнуть пальцы правой (левой) руки в кулак, поочередно их выпрямлять, начиная с мизинца и начиная с большого. ­ Брать крупные предметы, различные по весу, материалу, форме игрушки всей кистью; ­   Брать   предметы   сразу   двумя   руками   (меняют   фактуру,   объем,   вес   этих предметов). ИГРЫ С ПЛАТОЧКОМ ­ На столе лежит платок в развернутом виде. Ребенок кладет руку на середину платка ладошкой вниз, все пальчики раздвинуты. На слова педагога «дружно  пальчики сведите» и платок в ладонь возьмите». Ребенок сдвигает пальцы, захватывает   платок   между   пальцами.   То   же   самое   проделывается   другой рукой. ­ «Змейка». Руки, согнутые в локтях стоят на столе. На слова педагога « змейка быстрая ползет, поиграть ребят зовет» ­ дети направляют платочек между мизинцем и безымянным пальцем, заводят платок между безымянным и средним, далее протягивают   между   средним   и   указательным.   Заканчивается   протягивание между указательным и большим пальцами, «змейка» ползет справа налево и обратно, начиная свой путь между большим и указательным пальцем и т.д. Направление движения «змейки» будет зависеть от той руки, двигательная функция которой наиболее сохранена.     ­ «Комочек». Платочек в развернутом виде лежит на столе. Ладонь руки кладется на угол платка. На слова педагога «и­и­и… комкать, комкать, мять наши ручки не унять» –  ребенок начинает  комкать платок  так,  чтобы он весь оказался в кулаке. ЗАДАНИЯ НА РАЗВИТИЕ МИМИКИ ЛИЦА У ДЕТЕЙ С ДЦП:  взрослый должен демонстрировать малышу, как принюхивается щенок, прислушивается птица, как кошка выслеживает мышку. Затем следует попросить ребенка повторить увиденное;  продемонстрировать удивленные глаза, попросить повторить;  описать момент счастья и удовольствия, показать, как радуется ласке котенок, а щенок – вкусному угощению;  описать   ощущение   боли,   продемонстрировать   боль   в   животе,   плач, чувство холода;  показать   момент   отвращения:   пусть   малыш   представит,   что   пьет горькое лекарство или ест лимон;  объяснить, что такое злость, показывая сердитого человека;  продемонстрировать чувство страха, потери родного дома или родных людей;  развивать   чувство   стыда   и   вины   за   свои   поступки,   научить   просить прощения. ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ПОНИЖЕННЫМ ИНТЕЛЛЕКТОМ К этой категории относятся дети с ОВЗ, проявляющейся в стойких  нарушениях познавательной деятельности, возникающих вследствие  органического поражения коры головного мозга. Это такое нарушение  развития, при котором страдает не только интеллект, но и эмоции, воля,  поведение, физическое развитие. Однако, несмотря на многочисленные  отклонения во всех сферах жизнедеятельности, дети с умеренной умственной  отсталостью способны к обучению и развитию. Педагогические средства,  принципы и методы носят в этом случае коррекционно ­ развивающий  характер и направлены на максимальное преодоление (или ослабление)  недостатков познавательной, эмоционально­волевой и двигательной сфер с  ориентацией на положительные возможности ребёнка. Наиболее адекватной формой преодоления и компенсации указанных недостатков является  двигательная активность, в которой ведущее место принадлежит подвижной  игре. ИГРА «ДОТРОНЬСЯ ДО…» Ход игры: Все играющие одеты разнообразно. Ведущий выкрикивает: «Дотронься до  синего!». Игроки должны мгновенно сориентироваться, обнаружить у  участников игры что – то синее и дотронуться до этого цвета. Цвета меняются каждый раз, кто не успел вовремя среагировать, становится ведущим. Варианты: можно называть форму и размер предмета. Затем усложняем:  «Дотронься до красного круглого». ДЕРЕВО Игра на развитие движений пальцев Ход игры: Педагог показывает образец с изображением дерева,  рассматривает его с детьми, обращая внимание на отдельные части, крону,  листья и плоды на дереве, ствол, траву, растущую под деревом.  Объясняет, что крона с листвой располагается наверху, на дереве расту т  плоды, ствол под кроной дерева, из земли растет трава и стол дерева. Потом  педагог показываем, как сделать такое же дерево, составляя его из отдельных  частей. Сначала все части правильно располагает на столе, затем переносит на рамку, и показывает, как застегнуть пуговицы, соединяя между  собой все части, чтобы они не распадались. Педагог предлагает детям сделать такое же, раздавая комплект частей. Дети постепенно раскладывают части,  составляя из них целое дерево, под контролем взрослого, затем застегивают  пуговицы. Потом дети могут поиграть с деревом самостоятельно. ВЕСЕЛОЕ РИСОВАНИЕ Игра на развитие мелкой моторики рук. Педагог показывает детям коробку с манкой и объясняет, что кроме  карандашей, красок, фломастеров можно рисовать пальчиками, различные  фигурки, предметы и изображения. Педагог показывает, как можно рисовать и как при этом легко можно стереть рисунок. Работа проводится  индивидуально, при этом возможно рисование по образцу, совместное  рисование, свободное творчество. МОЙ ДРУГ, ЦЫПЛЕНОК Игра на развитие умения вступать в контакт с окружающими. Ход игры:  Педагог показывает ребенку цыплят, говорит, что они пришли к  ним в гости и хотят, чтобы их угостили зернышками. Так как цыплята очень  маленькие они привыкли клевать зернышки с ладони, и педагог предлагает нарисовать красками на ладони зернышки и накормить цыплят. В ходе игры  педагог подбадривает и хвалит ребенка. ПОДОКОННИК С ЦВЕТАМИ Игра на развитие целостного восприятия предмета Оборудование: На плотном листе картона сюжетная картинка «Подоконник с  цветами». На сюжетной картинке под бутонами тюльпанов закреплены  кусочки липучек, также как и на обратной стороне бутонов, поэтому бутоны  тюльпанов имеют свойство вкладок. На каждом бутоне для их более удобного перемещения имеются небольшие колечки. Ход игры: (проводится индивидуально с каждым ребенком). В начале, ребенок рассматривает целую картинку «Подоконник с цветами»,  заполненную вкладками с изображением бутонов тюльпанов, по возможности  называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные  предметы по просьбе педагога. Затем педагог убирает бутоны, держась за  кольцо вкладки, перемешивает их и просит ребенка вставить вкладки бутонов тюльпанов на свои места. Если ребенок допускает ошибки при вкладывании  бутонов, то педагог указывает на контур бутонов и показывает в сравнении  контур и изображение бутона тюльпана. Педагог на протяжении всей игры  обращает внимание на правильное удерживание за колечко и их правильное  помещение в цветочный горшочек с помощью липучек. ТЕТРИС Упражнение на развитие логического мышления Оборудование: Рамка – вкладыш с шестью окнами; геометрические фигуры  прямоугольной и квадратной формы различных размеров и цветов. Ход упражнения: Педагог показывает рамку – вкладыш и объясняет, что в  окошках живут «жители» ­ геометрические фигуры. Чтобы закрыть все  окошки, необходимо правильно разместить фигурки, не оставляя в окошках  пустых мест. Педагог помогает складывать, показывая метод проб и ошибок,  а также обращает внимание детей на правильное расположение фигурок, при  этом постоянно одобряя действия ребенка. БАБОЧКА Игра на развитие движений пальцев Оборудование: Вырезанные из картона и обтянутые тканью части тела  бабочки, обшитые цветной тесьмой, целая фигурка бабочки, выполненная из  этих же частей (части соединяются с помощью пуговиц различной формы). Ход игры: Педагог показывает фигурку бабочки, рассматривает ее с детьми,  обращая внимание на отдельные части: голову, крылья разной величины,  туловище, объясняет, что голова располагается на верху, туловище под  головой, крылья по бокам. Потом педагог показывает, как сделать такую же бабочку, составляя ее из отдельных частей. Сначала все части правильно  располагает на столе, затем застегивает все пуговицы, соединяя между собой  все части, чтобы они не распадались. Педагог предлагает детям сделать точно такую же бабочку, раздавая комплект частей. Дети постепенно раскладывают  части, составляя из них целое под контролем взрослого, затем застегивают  пуговицы. Потом дети могут поиграть с бабочками. НАЙДИ МАМЕ ДЕТОК Игра на развитие слухового восприятия Оборудование: Большие карточки с изображением диких и домашних  животных, птиц: коровы, лисы, лошади, курицы и т.п.; маленькие карточки с  изображением детенышей этих животных. Ход игры: Детям раздают большие карточки с изображением диких и  домашних животных, птиц. Педагог показывает маленькие карточки с  изображением детенышей и рассказывает, кто на них нарисован, и в игровой  форме учит подбирать маленькие карточки к большим. Возможны варианты:  метод подбора животных друг к другу или нахождение соответствующих  животных по описанию. ЗАМОК «МОЛНИЯ» Упражнение на развитие навыков самообслуживания Оборудование: Плотный лист картона обшит тканью и на нем нашиты замки –  молнии в разных направлениях и различного цвета, размера (длинные,  короткие, широкие и узкие), качества (железные или пластмассовые) Ход упражнения: В ходе упражнения педагог объясняет детям назначение  замка – молнии и показывает, как им пользоваться. Вместе с детьми  отрабатываются движения застегивания и расстегивания замка. Возможна  отработка движений по словесной инструкции, когда педагог просит  застегнуть замок синего цвета и т.п. При проведении упражнения каждое  действие проговаривается: «Я застегиваю железный замок», «Я расстегиваю  длинный пластмассовый замок синего цвета» и т.п. КОРЗИНА С КОТЯТАМИ Игра на развитие целостного восприятия предмета Оборудование: На плотном листе картона сюжетная картинка «Котята в  корзинке». На сюжетной картинке под котятами закреплены кусочки липучек, также как и на обратной стороне котят, поэтому изображение котят в корзине имеют свойство вкладок. На каждом котенке для их более удобного  перемещения имеются небольшие колечки. Ход игры: (проводится индивидуально с каждым ребенком) В начале, ребенок рассматривает целую картинку «Котята в корзине», заполненную вкладками с  изображением котят, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем  педагог убирает, держась за кольцо вкладки, перемешивает их и просит  ребенка вставить вкладки котят на свои места. Если ребенок допускает  ошибки при выкладывании котят, то педагог указывает на контур котят и  показывает в сравнении контур и изображение котят. Педагог на протяжении  всей игры обращает внимание на правильное удерживание котят за колечко и  их правильное помещение в корзину с помощью липучек. ДОМАШНИЙ УГОЛОК Игра на отработку жизненно практических навыков Оборудование: Вертикальный планшет со встроенными натуральными  предметами домашнего обихода: выключатель, розетка и электровилка,  шпингалеты, крючки, навесной замок. Ход игры: Педагог показывает и рассказывает о назначении каждого из  предметов домашнего обихода. Учит пользоваться ими, отрабатывает навыки, дает четкие инструкции: «Выключи свет»; «Отключи утюг»; «Закрой  форточку» и т.п. ОБВЕДИ, ДОРИСУЙ, ЗАШТРИХУЙ Упражнение для подготовки руки к письму Оборудование: Наборы карточек с недорисованными предметами, с заданием  провести горизонтальные линии, дорисовать рисунок и обвести его по контуру и т.п. Ход упражнения: Педагог предлагает детям поиграть в игру «Веселый  карандаш» и с его помощью дорисовать предметы, обвести рисунки, буквы,  заштриховать изображения различных предметов и т.п. АКВАРИУМ Игра на развитие целостного восприятия предмета Оборудование: На плотном листе картона сюжетная картинка «Аквариум». На сюжетной  картинке под рыбками закреплены кусочки липучек, так же как и на обратной стороне рыбок, поэтому рыбки в аквариуме имеют свойство вкладок. На  каждой рыбке для их более удобного перемещения имеются небольшие  колечки. Ход игры: (проводится индивидуально с каждым ребенком) Вначале ребенок  рассматривает целую картинку «Аквариум», заполненную вкладками –  рыбками, по возможности называет изображенные предметы и ситуацию или  показывает те или иные предметы по просьбе педагога. Затем педагог  убирает, держась за кольцо вкладки – рыбки, перемешивает их и просит  ребенка вставить вкладки – рыбки на свои места. Если ребенок допускает  ошибки при вкладывании рыбок, то педагог указывает на контур рыбок и  показывает в сравнении контур и изображение рыбки. Педагог на протяжении всей игры обращает внимание на правильное удерживание рыбок за колечко и  их правильное помещение в аквариум с помощью липучек. БАНТЫ Игра на отработку практических навыков и развитие ручной моторики Оборудование: Вертикальный лист оргалита, закрепленный на стене для более удобного использования; бантики или ленточки различных цветов и размеров,  закрепленные на листе оргалита. Ход игры: Педагог предлагает детям научиться завязывать бантики или  ленточки, показывает, как это делать, каждому ребенку попробовать. Игра  проводится поэтапно, пока ребенок не научится сначала завязывать у  основания, затем складывать бантик или ленточку в двух руках и затем  только делать основной узел. ОДЕНЕМ КУКЛУ – НЕВОЛЯШКУ Игра на развитие ручной моторики Оборудование: Картонный лист с изображением и в форме куклы –  неволяшки, на головке неволяшки проделаны отверстия и закреплен шнурок  синего цвета; на фартуке и юбке куклы – неволяшки проделаны отверстия и в  них закреплены шнурки красного и зеленого цвета. Ход игры: Педагог показывает фигурку куклы – неволяшки, рассматривает ее с детьми, обращает внимание на отдельные части одежды: платок, юбку и  фартук. Педагог просит детей помочь одеть куклу – неволяшку. Педагог  объясняет, как это сделать, кончик шнурка продевает в дырочку и  прошнуровывает отдельно платочек, юбку, фартук. Дети выполняют данное  задание по образцу, по подражанию, самостоятельно и по словесной  инструкции. НАРЯДНАЯ КУКОЛКА Игра на отработку практических действий Оборудование: Кукла, сделанная из пластмассовой бутылки; «гардероб»  куклы – юбка из ленточек, прикрепляемых к поясу липучками и кнопками,  заколки различных цветов и форм, завязки – резинки для косичек, бантики. Ход игры: Педагог ставит куклу и говорит, что кукла хочет устроить  праздник и просит ее нарядить – завязать ей красивые банты, «сшить»  красивую юбку, приколоть заколки. Педагог показывает, что юбку можно  «сшить» прикрепив на ее поясе разноцветные ленточки с помощью липучек,  завязать бантики или завязки – резинки, приколоть заколки – зажимы.  Ситуация обыгрывается. Когда кукла хочет только бантики, или только  заколки и т.д. ПЕРЕЛОЖИ ИГРУШКУ Игра на развитие ручной моторики Оборудование: Мелкие предметы (бирюльки, сделанные из дерева –  бутылочка, яичко, пирамидка, графинчик, шарик, грибок, бублик, кувшинчик. Ваза, жбан, чурючок, миска, волчок, молоточек, конус, цилиндр, куб, круг,  маленький кувшинчик, квадрат, прямоугольник, пластинка, полусфера,  полукруг); подносики, прозрачный сосуд. Ход игры: Дети сидят за столами, перед каждым прозрачный сосуд, справа от  него на небольшом подносике лежат мелкие предметы. Такие же предметы на  столе у педагога. Педагог показывает пальцы рук, сложенные щепотью, берет  мелкие предметы и бросает их в сосуд, обращая внимание детей на то, что  второй рукой он держит сосуд. Потом просит их делать также. При  необходимости педагог индивидуально показывает, как сложить пальцы и как  брать предметы. После того как дети соберут все предметы правой рукой, их  высыпают на поднос, который переставляют к левой руке, теперь ребенок  должен бросать предметы левой рукой, а держать сосуд правой. ЧУДО ГЕОМЕТРИЯ Игра на практическое выделение формы и развитие воображения Оборудование: Рамка – вкладыш с прорезями геометрических фигур из  мягкого материала; различные фигурки основных цветов из такого же мягкого материала, что и сама рамка с держателями для удобного составления фигур. Ход игры: Педагог перед ребенком выкладывает рамку – вкладыш и  показывает геометрические фигуры, обращает внимание на цвет, форму и  различные комбинации сбора этих геометрических фигур. Педагог объясняет,  что для более удобного складывания фигур надо держаться за держатель,  прикрепленный к каждой фигурке. Сначала педагог дает ребенку фигурки  только к одной геометрической фигуре и предлагает угадать, как из них  можно сложить целую фигурку. Побуждает его к пробам и примериванию. В  дальнейшем можно давать весь материал, но при затруднениях снова перейти  к ограниченному количеству изображений. ПОЛЯНКА Игра на развитие целостного восприятия предмета Оборудование: На плотном листе располагаются две рабочие зоны: на  большей – фон для составления сюжета и прикрепленные к нему небольшие  кусочки липучек различного цвета, но соответствующие цветам липучек на  обратной стороне фигурок (солнышко, облака, бабочки), находящиеся во  второй небольшой зоне, также прикрепленные на липучках. Количество  липучек на обеих рабочих зонах – равное. Каждая фигурка имеет небольшое  колечко для того, чтобы было удобнее перемещать фигурку на липучке. Ход игры: Вначале ребенок рассматривает целую картинку, заполненную  прикрепленными фигурками, по возможности называет изображенные  предметы и ситуацию или показывает те или иные предметы по просьбе  педагога. Затем взрослый убирает несколько фигурок и просит ребенка  поместить их на соответствующие места. Если ребенок допускает ошибки при перемещении, то педагог указывает на обратную сторону фигурок и  показывает соответствующий цвет липучек, на котором должна быть  размещена фигурка. СОБЕРИ ДОМИК Упражнение на практическое выделение формы Оборудование: Две пластмассовые доски (на каждой 6 прорези) в форме  домиков; пластмассовые фигурки различного цвета, по форме  соответствующие прорезям. Ход игры: Педагог кладет перед ребенком первый домик (в прорези  вставлены нужные формы) и спрашивает, что на нем нарисовано, помогает  ребенку узнать предметы. Потом вынимает формы. Перемешивает их и просит ребенка снова составить из них целый домик, побуждая его в случае  затруднения примерить форму к прорези. Возможно обыгрывание различных  вариантов: заселение жильцов в домики, ремонт домика, закрывание окошек.. НАЙДИ ШАРИКУ ДОМИК Игра на развитие ручной моторики Оборудование: На плотном фанерном листе размещены и крепко закреплены:  в левом верхнем углу листа большой стакан, в котором находятся 23  небольших шарика различного цвета, но соответствующего цветам 23  неглубоких баночек (красного, синего, желтого, зеленого), расположенных  хаотично на фанерном листе; пинцет или щипцы для сахара. Ход игры: (проводится индивидуально с каждым ребенком) Педагог  выставляет перед собой и ребенком игру и рассказывает, что в большом синем домике (большом стакане) находятся маленькие цветные шарики, которые  хотят жить каждый в своем домике, а для этого им надо помочь найти свой  домик. Педагог берет щипцы или пинцет, показывает, как удобнее брать  шарики и раскладывает в соответствующие по цвету неглубокие баночки.  Затем просит ребенка сделать то же самое. При необходимости помогает.  Игра сопровождается речевыми высказываниями: «Беру красный шарик и  кладу его в красный домик», «Желтый шарик должен жить в желтом домике»  и т.п. СОЛНЫШКО Игра на развитие движений пальцев и кистей рук Оборудование: Вырезанный из фанерного листа или оргалита круг на  устойчивой подставке, раскрашенный как «Солнышко», по всему кругу  распределяются прищепки различного цвета, формы и размера. Ход игры: Педагог показывает детям круг с изображением солнышка и  объясняет, что солнышко это сказочный герой и состоит он из самого круга и  лучиков, которые в игре заменяют прищепки. Педагог показывает ребенку,  как можно снимать и прикреплять лучики к солнышку, чтобы оно лучше  светило. Возможны следующие варианты игры: ­ самостоятельное выполнение ребенком, после предварительного объяснения и показа педагогом; ­  выполнение по словесной инструкции педагога с выделением цвета, формы и  размера прищепок; ­ свободное творчество детей. ЁЖИК Игра на развитие движений пальцев и кистей рук Оборудование: Вырезанный из фанерного листа или оргалита ёжик на  устойчивой подставке, по всей спине распределяются прищепки различного  цвета, формы и размера. Ход игры: Педагог показывает детям круг с изображением ёжика и объясняет, что ёжик это лесной зверек и состоит он из туловища и иголок, которые в игре заменяют прищепки. Педагог показывает ребенку, как можно снимать и  прикреплять иголки к ежику, чтобы он смог носить грибы и ягоды на иголках. Возможны следующие варианты игры: ­ самостоятельное выполнение  ребенком, после предварительного объяснения и показа педагогом; ­  выполнение по словесной инструкции педагога с выделением цвета, формы и  размера прищепок; ­ свободное творчество детей. ПОЙМАЙ РЫБКУ Игра на развитие движений кистей рук Оборудование: 1вариант: аквариум, заполненный водой и пустой аквариум:  пластмассовые рыбки различных цветов, видов, размеров; сачки. 2  вариант:аквариум, заполненный водой и пустой аквариум; пластмассовые  рыбки различных цветов, видов, размеров с прикрепленными магнитами и  кольцом для крючка; удочки с крючками или магнитами на конце лески. Ход игры: Педагог показывает детям аквариум и рыбок и говорит, что их  можно одной рукой переложить сачком или удочкой в другой аквариум.  Показывает, как это сделать. Потом предлагает детям стать ловкими и  выполнить те же действия. Ребенок берет сачок или удочку ведущей рукой  (правой или левой). Пойманных сачком или удочкой рыбок ребенок переносит в аквариум. Педагог обыгрывает игру, предлагает детям сначала поймать  только маленьких рыбок, затем красного цвета и т.д. ДОЖДЬ ИДЕТ Игра на развитие ручной моторики Оборудование: Картонный лист с изображением травки и грибка, на листах  сверху закреплены две тесьмы, от каждой из них вниз по диагонали листа  сделано по шесть отверстий, в которые продевается тесьма – «дождик»; все  линии должны быть параллельны, фигурки зайчат (или других животных) из  картона. Ход игры: Педагог берет свой лист картона и показывает, как по травке  гуляет зайка (или другие животные). «Ой, пошел дождик», ­ говорит он,  переворачивает лист и показывает детям, как протянуть тесьму, чтобы  получился дождик. При этом обращает внимание на то, что дождик идет  сверху вниз по диагонали – и каждая тесьма протягивается в свои прорези, все они укладываются рядом. Затем педагог раздает детям листы картона, и они с его помощью выполняют задание. После этого педагог переворачивает лист и  говорит: «опять дождик пошел, прячьте скорее своих зайчат (или других  животных)». Раздает фигурки зайчиков (или других животных). Дети прячут  их под грибками. ПИРАМИДКА Упражнение на развитие соотносящихся действий Оборудование: Пирамидки разной величины и формы. Ход игры: 1 вариант: Детям раздаются пирамидки с колпачками. Педагог  разбирает свою пирамидку и предлагает детям сделать то же. Затем обращает  внимание на дырочки в колечках и показывает, как надеть их на стержень.  Дети действуют по подражанию: одной рукой придерживают основание  пирамидки, другой (ведущей) берут колечки. Кольца нанизывают в любом  порядке. При затруднениях педагог помогает, используя совместные действия и указательный жест. При повторении игры положение рук меняется: ребенок  придерживает стержень ведущей рукой, а другой нанизывает кольца. 2 вариант: Детям дают две пирамидки: одна с толстым, а другая с тонким  стержнем. Кольца обеих пирамидок снимают и перемешивают. Дети должны  правильно соотнести отверстия с нужным стержнем. Педагог учит  производить выбор путем проб, каждый раз соотнося размер отверстия с  толщиной стержня. 3 вариант: Изменяется материал. Детям предлагают пирамидки с составными  кольцами разной величины. РАЗНОЦВЕТНЫЙ МИР Игра на восприятие цвета Оборудование: На плотных листах бумаги изображены орнаменты, состоящие  из кругов различного цвета; цветные пластмассовые крышки,  соответствующие цветам орнамента. Ход игры: Педагог расставляет перед собой и ребенком один из орнаментов и  набор цветных крышек, обращая внимание на их одинаковость. Затем объясняет, как нужно собрать орнамент, чтобы он получился красивым  рисунком. При этом педагог проговаривает: «Беру красную крышечку, кладу  на красный кружочек». Ребенок самостоятельно может пробовать собрать  орнамент, накладывая крышечку на кружочек, проговаривает: «Взял такой»,  или после примеривания «Взял не такой». В ходе игры педагог обязательно  должен хвалить ребенка за правильный выбор цвета. ПОСТРОИМ ДОМИК Оборудование: Картонный лист с изображением и в форме домика, на крыше  домика сверху закреплены два шнурка каждого цвета, от каждого из них вниз  вдоль крыши по диагонали сделано четырнадцать отверстий, в которые  продевается шнурок; вокруг окна вдоль ставен по диагонали сделаны  отверстия и в них продевается шнурок коричневого цвета. Ход игры: Педагог рассматривает с детьми домик, отдельно крышу, окно,  заборчик. Могут обыгрываться различные ситуации: залатаем крышу, закроем  ставни, построим заборчик. Варианты игры с использованием шнуровки: по  образцу, по подражанию, по словесной инструкции, самостоятельно. Борякова   Н.Ю.   и   др.   Практикум   по   коррекционно­развивающим ЛИТЕРАТУРА занятиям. М., 1994. Забрамная С.Д., Костенкова Ю.А. Развивающие занятия с детьми. М., 2001. Катаева   А.А.,   Стребелева   Е.А.   Дидактические   игры   и   упражнения   в обучении умственно отсталых дошкольников. М., 1993. Осипова А.А. Диагностика и коррекция внимания. Программа для детей 5­9 лет. М., 2001. Фомина Л.В. Сенсорное развитие. Программа для детей в возрасте (4) 5­ 6 лет. М., 2001. Шмаков С.А. Игры­шутки, игры­минутки. М., 1996.

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"

"Компьютерный гений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
04.02.2019