Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования.docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО
ОБРАЗОВАНИЯ «ЦЕНТР ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
П. УСТЬ КАМЧАТСК
Методист Фризен надежда Викторовна
Тема: Формирование ответственного и позитивного родительства – как
фактор профилактики дезадаптации несовершеннолетних и улучшения их
социализации
Семья и школа – это берег и море. На берегу ребёнок делает свои первые
шаги, получает первые уроки жизни, а потом перед ним открывается
необозримое море знаний, и курс в этом море прокладывает школа.
Это не значит, что он должен совсем оторваться от берега.
Л.А. Кассиль
Правовая база:
Федеральный государственный образовательный стандарт.
Концепция государственной семейной политики Российской Федерации на
период до 2025 года.
Мамы и папы стремятся думать и заботиться о своем ребенке.
Но каждый ли является ответственным родителем? Ведь доброта и забота –
совсем не то же самое, что ответственность. Что же важно, когда ты –
родитель? Легко ли быть ответственным родителем и что это такое?
Наверняка каждый родитель в какойто момент жизни задается
вопросом, насколько хорошо он исполняет свои родительские функции,
сможет ли он сделать своих детей счастливыми
В обществе существует мнение о том, что с ребенком
обязательно надо дружить. Таким образом, понятие родительской
ответственности часто подменяется понятиями доброго отношения, заботы и
расположения к ребенку – это, несомненно, важные компоненты
родительства, но недостаточные.
По мнению специалистов, ответственный родитель, в первую
очередь, – зрелый человек, способный отвечать за свои поступки и за свою
жизнь, ведь, если этого нет в отношении самого себя, как можно говорить об
ответственности за маленького человека? Являясь зрелой личностью,
человек в состоянии обеспечить себя работой, жильем и создать
благоприятные условия для развития ребенка.
Какие есть современные проблемы семейного воспитания?
Социальноэкономические;
Недостаточно сформированные родительские компетенции;
Жестокое обращение в семье;
Рост социального сиротства. Феномен жестокого обращения с ребёнком
«… поведение, направленное на другого человека, которое выходит за рамки
общепринятых норм поведения и сопряжено со значительным риском
причинения физического и эмоционального вреда. Под поведением
подразумевается любое действие или бездействие, как преднамеренное, так и
непреднамеренное»
Национальный институт детского здоровья и развития человек
Что значит жестокое обращение ?
физическое насилие ;
сексуальное насилие;
пренебрежение потребностями ребёнка;
психологическое (эмоциональное) насилие.
Физическое насилие
нанесение ребёнку физических травм и телесных
повреждений, применение жестоких физических наказаний, вовлечение
ребёнка в употребление наркотиков, алкоголя, принуждение к применению
отравляющих или медицинских препаратов.
Перечень нормативных правовых актов и иных документов,
регламентирующих организацию индивидуальной профилактической
работы в отношении несовершеннолетнего и его семьи.
1. Конвенция о правах ребенка.
2. Конституция Российской Федерации.
3. Семейный кодекс Российской Федерации.
4. Федеральный закон от 24.06.1999 N 120ФЗ (ред. от 28.12.2013) «Об
основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений
несовершеннолетних».
5. Федеральный закон от 24.07.1998 N 124ФЗ (ред. 02.12.2013) «Об
основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации».
6. Федеральный закон № 442ФЗ от 28.12.2013 г. «Об основах социального
обслуживания граждан в Российской Федерации» Специалистами был проведен опрос, в ходе которого было выявлено,
что сами родители важными задачами ответственного родителя считают:
сохранение здоровья и жизни ребенка;
материальное обеспечение – обеспечить ребенка одеждой, питанием,
дать ему достойное образование;
находить время для ребенка, уделять ему внимание, проводить досуг
вместе.
Последнюю задачу родители обычно называют в последнюю очередь и
не уделяют ей достаточного внимания, считая, что обеспечивая ребенка
материально, они уже полноценно выполняют свою родительскую функцию.
В ход идут объяснения, подкрепленные тем, что взрослые большую часть
времени проводят на работе, стараясь обеспечить достойную жизнь своим
детям, и на общение у них просто не остается ни сил, ни времени. Но
необходимо помнить, что это крайне важная составляющая ответственного
родительства, и часто для ребенка семейный поход в кино в разы ценнее
покупки новой игрушки. Позже, в подростковом возрасте, отдаляясь от
семьи, погружаясь в свои субкультуры, в объяснениях ребят проскальзывает
обида на маму с папой, нередко они говорят о том, что «родители только и
делали, что работали, рядом их не было, а сейчас они мне уже не нужны».
Задачи в повышении родительской компетентности:
активизировать взаимодействие родителей с образовательной организацией;
создать условия для получения ими нового опыта;
формировать потребность в конструктивном взаимодействии с детьми;
мотивировать на личностный рост, самосовершенствование;
повысить уровень общей и педагогической культуры родителей;
снизить риск конфликтных и кризисных состояний, возникновения
затруднений в семейном воспитании.
Направления работы с родителями
Психологопедагогическое сопровождение учащихся;
Информационно просветительская деятельность;
Совместная проектная деятельность.
Психологопедагогическое сопровождение учащихся
В словаре русского языка сопровождать означает идти, ехать вместе с
кемлибо в качестве спутника или провожатого. В соответствии с этим
сопровождение ребенка по его жизненному пути это движение вместе с ним, рядом с ним. Сопровождение определяется как помощь субъекту развития в
совершении выбора самоопределения, формировании ориентационного поля,
ответственность за действия в котором несет сам субъект.
Концепция сопровождения, как направления в оказании помощи детям,
начала разрабатываться в нашей стране с середины 90х годов прошлого века.
В ее основе лежит опыт работы психологомедикопедагогических комиссий
(консилиумов) и специализированных учреждений в системе образования. В
ряде европейских стран, под сопровождением понимается «школьная
психология», которая и в науке и на практике занимается проблемами
развития детей и молодежи в контексте процессов образования и семейного
воспитания.
Важнейшей задачей модернизации образования является обеспечение
доступности качественного образования, его индивидуализация и
дифференциация, что предполагает:
•
защиту прав личности детей, обеспечение их психологической и
физической безопасности, педагогическую поддержку и содействие ребенку в
проблемных ситуациях;
•
квалифицированную комплексную диагностику возможностей и
способностей ребенка, начиная с раннего возраста;
•
реализацию программ преодоления трудностей в обучении и
развитии, участие специалистов системы сопровождения в разработке
индивидуальных программ, адекватных возможностям и особенностям детей;
•
психологическую помощь семьям детей «группы риска».
Информационно просветительская деятельность
Информационнопросветительская работа с родителями направлена на
формирование жизнеспособной личности, гуманистически ориентированной
по отношению к обществу и к себе самой, углубление и конкретизацию знаний
о предупреждении правонарушений и преступлений несовершеннолетних.
Информационнопросветительская работа с родителями имеет целью
профилактику, предупреждение возможных нарушений в семейных
отношениях и семейном воспитании. С этой целью родителей необходимо знакомить с теми формами семейных отношений и семейного воспитания,
которые могут приводить к негативным отклонениям в поведении детей и
подростков.
Информационно просветительская работа с родителями должна быть
направлена на разъяснение влияния супружеских отношений и типа семейного
воспитания на развитие негативных отклонений в поведении детей и
подростков.
Совместная проектная деятельность.
Детские годы – самые важные в жизни человека, как они пройдут,
зависит от взрослых – родителей и воспитателей.
Общение педагогов с родителями учащихся всегда было и остается
актуальным вопросом. Одна из сторон этого вопроса поиск рациональных
путей взаимодействия.
Что такое взаимодействие педагога с родителями? Чтобы точно
ответить на этот вопрос, мы обратились к словарю русского языка С.
Ожегова, где значение слова “взаимодействие” объясняется как взаимная
связь двух явлений, взаимная поддержка.
И семья, и учреждение дополнительного образования посвоему
передают ребенку социальный опыт. Но только в сочетании друг с другом они
создают оптимальные условия для вхождения ребёнка в большой мир. Путь к
диалогу этих двух социальных институтов осложнен тем, что произошла
разбалансированность процессов воспитания в семье и дополнительных
образовательных учреждениях. Сегодня потенциальные возможности семьи
претерпевают серьезную трансформацию. Педагоги отмечают снижение ее
воспитательного потенциала, изменение ее роли в процессе первичной
социализации ребенка. Современным родителям приходится нелегко изза
нехватки времени, занятости, недостаточности компетентности в вопросах
дошкольной педагогики и психологии. Нестабильность общества, социальная
напряженность, экономическое давление передвинули воспитательные
функции семьи на второе и третье места, а в ЦДОД воспитание всегда стоит
на первом месте. Эту ситуацию можно нивелировать за счет включения семьи
в образовательное пространство ЦДОД. И здесь удачной находкой оказался метод проектов, цель которого
объединение усилий образовательного учреждения и семьи в вопросах
воспитания, обучения и развития ребенка. Проекты могут быть различны по
теме и содержанию. Важно учитывать проблемы данного учреждения. Это и
изучение семьи «Моя семья», «Моё увлечение», «Семья и ребёнок» и др.
Главное, чтобы в это проект были включены все звенья – родители, дети и
педагоги. Результаты проекта должны быть освещены в присутствии всех
участников проекта.
Вывод: Работа с родителями – это многогранный труд, который
требует постоянного внимания, времени, интереса и обязательно с совместно
полученными результатами.
Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним
разговариваете, или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его
в каждый момент вашей жизни. Малейшие изменения в тоне ребенок видит
или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми
путями, вы их не замечаете.
Воспитывая детей, нынешние родители воспитывают будущую историю
нашей страны, а значит — и историю мира.
Ё
Макаренко А. С
"Компьютерный гений"
"Компьютерный гений"
"Компьютерный гений"
"Компьютерный гений"
"Компьютерный гений"
"Компьютерный гений"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.