КОНФЛИКТ В ШКОЛЕ, ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
Оценка 5

КОНФЛИКТ В ШКОЛЕ, ПУТИ ВЫХОДА ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ

Оценка 5
doc
09.01.2021
КОНФЛИКТ В ШКОЛЕ, ПУТИ ВЫХОДА  ИЗ КОНФЛИКТНЫХ СИТУАЦИЙ
Т е м а1.doc

 

Т е м а: Конфликт в школе, пути выхода
из конфликтных ситуаций

Цель: профилактика конфликтов в школьной среде, поиск путей предотвращения и преодоления конфликтных ситуаций.

Задачи:

1. Ознакомление педагогов с понятием конфликта, и изучение его влияния на микроклимат в школе и самочувствие школьников и учителей.

2. Осознание и осмысление членами педагогического совета основных причин возникновения конфликтных ситуаций.

3. Определение педагогами особенностей поведения конфликтной личности, стилей разрешения конфликтов.

4. Осознание членами педсовета того, что направленность и качество разрешения конфликта определяет возможность личности выходить на новый уровень взаимоотношений и педагогического взаимодействия.

5. Восполнение пробела в подготовке учителей в области межнаучной информации о конфликтах в педагогической среде.

План проведения педсовета:

1. Вступительное слово директора. Обоснование выбора цели.

2. Сообщения по теме «Педагогические конфликты. Причины их возникновения. структура, сфера, динамика конфликта».

Анализ конфликтной ситуации, стили разрешения конфликта.

3. Выступление по результатам микроисследований в школе «Отношения в школьном коллективе».

4. Ролевая игра в группах малого состава по теме педсовета (5 групп + 1 аналитическая группа).

5. Обсуждение рекомендаций по разрешению конфликтной ситуации каждой группой.

6. Выработка решений педсовета аналитической группой на основе проведенного группами анализа.

Ход педсовета

I. Теоретическая часть.

1. Вступительное слово директора. Обоснование выбора цели педсовета.

П р е д с е д а т е л ь   п е д с о в е т а. Конфликт – столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений и взглядов людей. В основе любого конфликта лежит ситуация, включающая либо противоречивые позиции сторон по какому-либо поводу, либо противоположные цели и средства их достижения в данных обстоятельствах, либо несовпадение интересов, желаний партнеров.

Конфликты могут возникать в связи с противоречиями (информация на экране):

Межличностный конфликт возникает, когда одна сторона начинает действовать, ущемляя интересы другой. Если другая сторона отвечает тем же, то это вызывает тревожность и недоверие, накладывает отпечаток на внутреннюю жизнь коллектива и психологическое состояние конкретного человека.

Еще недавно конфликт считался всецело негативным явлением в системе взаимоотношений между людьми. В настоящее время психологи рассматривают конфликт как естественное возникновение назревших противоречий между людьми.

Направленность и качество разрешения конфликта определяют возможность личности выходить на новый уровень взаимоотношений и взаимодействия.

В зависимости от способа разрешения выделяют (информация на экране):

Д и р е к т о р. Я приглашаю коллектив к разговору по предложенной теме, так как вряд ли найдется педагог, который не сталкивался с конфликтной ситуацией в своей работе. Присутствует, увы, и разрешение конфликтов с обучаемыми путем «репрессивных мер»: злоупотребление неудовлетворительными оценками, записями в дневнике или вообще игнорирование конфликта. Деструктивный конфликт не редкость, так как связан с такими личностными особенностями педагога, как: низкая эмоциональная стабильность, доминирование эгоцентрической направленности, ошибочная самооценка, наличие мотивов на избегание неуспеха и ориентация на негативные стороны поведения других людей.

Предлагаю следующие виды совместной работы:

1) Сообщения по предложенному плану.

2) Работа в группах.

Вопросы для обсуждения были предъявлены вам заранее. Сегодня в течение 30 минут вы должны проанализировать выбранную конфликтую ситуацию с позиции возможных участников конфликта (это могут быть роли учеников, учителей, администрации, родителей), разработать свои рекомендации по решению проблемы.

Аналитическая группа, учитывая все положительное и негативное, предложенное группами, выработает проект решения.

Предлагаю следующий регламент: на выступления – 5 минут, на работу в группах – 30 минут, на презентацию работы каждой группы – 5 минут, на проект решения – 3 минуты.

2. Сообщения по теме.

Педагогические конфликты. Причины их возникновения

Все педагогические конфликты можно распределить на три группы (информация на экране):

 

 

Структура, сфера, динамика конфликта

Структура конфликтной ситуации складывается из внутренней и внешней позиций участников, из взаимодействий объектов конфликта.

Внутренняя позиция участников состоит из их целей, интересов и мотивов, она находится как бы за кадром и часто не проговаривается в ходе взаимодействия.

Внешняя позиция проявляется в речи конфликтующих, отражается в их мнениях, точках зрения, пожеланиях. Например, в классе есть трудный подросток. На уроках ведет себя вызывающе, грубит. Если во взаимодействиях с таким учеником ориентироваться в первую очередь на его поведение и его внешний вид, то напряжение во взаимоотношениях будет только расти. Чем чаще вы будете выражать строгость и нетерпение, высказывать запреты, тем большую агрессию будет он проявлять. Ваши конфликтные взаимоотношения с таким подростком могут измениться в лучшую сторону, если вы будете ориентироваться не на его внешнее поведение, а внутреннюю позицию, то есть сможете понять его интересы, цели, мотивы.

У большинства учащихся в возрасте 10–13 лет возникает комплекс самоутверждения. Подросток стремится «быть взрослым, выделиться и утвердить свое «Я». Если вы хотите ему помочь, постарайтесь найти такую деятельность, в которой он сможет добиться успеха, проявить себя и получить признание.

Объект конфликта определить бывает непросто. Вернемся к примеру с нарушением дисциплины на уроке. В этом случае учитель и ученик имеют разные объекты конфликтной ситуации. Для учителя объектом выступает дисциплина в классе, для ученика – стремление к самоутверждению. Улаживание конфликта может начаться с объединения объектов: учитель поручает, например, интересное дело, в ходе выполнения которого возникают условия для удовлетворения подростком его потребности в самоутверждении.

Сфера конфликта может быть деловой или личностной. Взаимодействующие друг с другом, учителя и ученики часто сталкиваются в конфликтных ситуациях. Однако при этом следует стремиться к тому, чтобы конфликт происходил в деловой сфере и не задевал личностную. Конфликтуйте культурно и не переходите «на личности». Конфликтовать необходимо профессионально, даже если лица, с которыми индивид имеет дело, понятия не имеют об этике. В этом и заключается особенность нравственного конфликта – что он и по форме должен быть нравственным.

Динамика конфликта складывается из трех основных  стадий: нарастания, реализации, затухания. Блокировать развитие конфликта можно на стадии его возникновения. Один из эффективных способов блокировки конфликта – переведение его из плоскости коммуникативных взаимоотношений в плоскость предметно-деятельностную. Например, в тот момент, когда вы заметили нарастание напряженности между двумя учениками, дайте им обоим какое-либо поручение, особенно если оно связано с выполнением физического труда.

Если конфликт все же «разгорелся», то подавлять его уже не так просто. Но когда конфликтующие исчерпают свои силы энергии, выплеснут эмоции и наступит стадия затухания, вот здесь возможна и эффективна воспитательная коррекция. У конфликтующих возникают чувства виновности, сожаления и даже раскаяния. На этой стадии можно проводить воспитательные беседы, выявлять и устранять причины конфликтов.

Анализ конфликтной ситуации, стили разрешения конфликта.

Для анализа конфликтной ситуации хорошо использовать «карту конфликта» X. Корнелиуса и Ш. Фэйра:

а) определить проблему конфликта;

б) выяснить, кто вовлечен в конфликт;

в) определить подлинные потребности и опасения каждого из участников.

Также необходимо выяснить, с чем мы имеем дело: с межличностным столкновением или проблемой общего противодействия управленческим решениям.

Основными причинами конфликта могут быть:

– распределение ресурсов;

– различия в целях;

– различия в представлениях и ценностях;

– различия в манере поведения и жизненном опыте.

Рассмотрим особенности поведения конфликтной личности:

– неадекватная самооценка своих возможностей и способностей (завышенная или заниженная);

– стремление доминировать любой ценой;

– консерватизм мышления, взглядов, убеждений;

– излишняя принципиальность и прямолинейность в высказываниях;

– определенный набор эмоциональных качеств личности: агрессивность, упрямство, раздражительность.

Как указывали предыдущие выступающие, особое место занимают мотивационные конфликты. Предлагаю вам психогеометрический тест для исследования мотивационной сферы педагогов. Каждый из вас получит листочек с изображением пяти геометрических фигур. Пронумеруйте фигуры по степени значимости и приоритетности для себя.

 

 

Прошу альтернативную группу собрать листочки и проанализировать мотивационную сферу участников педсовета по известной вам интерпретации фигур.

И н т е р п р е т а ц и я   ф и г у р:

Как видите, все мы разные, но налицо и «одинаковость». Лидер не один, а следовательно, есть возможность конфликта.

О столкновении интересов новаторов и консерваторов говорится во многих литературных источниках. Исследования показывают, что большинство инновационных конфликтов происходит при осуществлении управленческих нововведений. Инновационные причины разделяют на личностные и ситуативные. При построении программы управления конфликтом необходимо учитывать, что «глубинная» причина конфликта – противодействия изменениям в организации.

Выделяют следующие с т и л и  разрешения конфликта (по кн.: Виханский, О. С., Наумов, А. Н. Менеджмент. – М., 2003):

1) силой (выигрыш – проигрыш);

2) через сотрудничество (выигрыш – выигрыш);

3) уход от конфликта (проигрыш – проигрыш);

4) уход в положение другой стороны (невыигрыш – выигрыш);

5) разрешение конфликта через компромисс (невыигрыш – невыигрыш).

Выводы:

1) Конфликта не надо бояться. Он является неким индикатором того, куда надо направлять первоочередные усилия.

2) Не всегда конфликт определяется одной проблемой. Возможно переплетение внутреннего конфликта с инновационным.

3) Безусловно, разрешение конфликта через сотрудничество является преимущественным. Но иногда первоначально надо применять другие методы (уход от конфликта, силой, через компромисс и т. д.) согласно ситуации.

4) При анализе конфликтной ситуации важно рассмотреть все факторы, способствующие ее возникновению.

5) При инновационном конфликте необходим анализ быстроты внедрения новшеств. Не стоит сразу всех «включать в эксперимент», это можно делать постепенно, опираясь на инициативную группу.

3. Выступление по результатам микроисследований в школе.

Отношения в школьном коллективе

Особенность школьного коллектива состоит в том, что каждый является одновременно носителем норм, представлений, стереотипов поведения нескольких микроколлективов, референтных групп. Давайте проанализируем, насколько школьная микросфера комфортна для учеников и учителей. Психологическое самочувствие учащихся в школе прежде всего зависит:

а) от типа класса и его статуса в общей структуре школьного коллектива;

б) от статуса самого ученика в глазах учителей (репутация «отличника», «хорошиста», «троечника», «неуспевающего»);

в) от психологических особенностей личности учащегося.

При подготовке к педсовету был проведен ряд микроисследований в форме анкетирования старшеклассников (9–11 кл.).

Общий о б з о р  полученных результатов анкетирования показывает:

– каждый второй ученик в отношениях с учителями переживает конфликтные ситуации;

– значительно реже конфликты возникают между учащимися;

– если внутри классов чаще господствует атмосфера доброжелательности и взаимного интереса, то между классами царит дух разобщенности, равнодушия и даже неприязни.


Таблица 1

Характеристика взаимоотношений в школе в оценках
старшеклассников, %
(сводная таблица)

Показатели
отношений

Всего

Тип класса

Успеваемость

Испытывают
одиночество

Общеобразоват.

Лицейский

«5»

«4»

и

«5»

«4»

«3»

Не

успевают

Всегда

Иногда

Никогда

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

Наличие конфликтов с учителями:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

да

52

54

66

50

48

49

68

71

60

57

52

нет

48

46

34

50

52

51

32

29

40

43

48

Характер отношений в классе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

доброжелательность

52

55

35

20

57

61

40

36

38

50

62

взаимный интерес

41

40

33

29

55

45

29

25

13

43

46

равнодушие

13

15

33

14

11

13

15

21

30

15

11

разобщенность

14

15

27

45

13

15

15

14

32

18

8

неприязнь

3

4

3

5

3

6

9

7

6

3

враждебность

4

6

3

1

7

5

11

16

6

3

Характер отношений между классами:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

доброжелательность

24

22

21

36

25

24

15

25

26

26

взаимный интерес

15

14

9

21

15

17

17

18

15

18

16

равнодушие

32

35

19

43

37

32

29

41

42

36

28

разобщенность

19

21

9

7

26

20

20

29

43

21

18

неприязнь

13

17

23

21

14

17

15

21

45

14

13

враждебность

7

10

19

14

9

10

7

16

33

8

7

Бывают часто:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

конфликты между учащимися

13

14

27

7

13

10

17

25

20

15

11


Окончание табл.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

драки

5

7

3

4

6

11

5

7

Наличие друзей
в школе:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

есть много

51

55

33

35

54

48

47

55

22

51

65

один близкий друг (приятели)

23

20

36

43

22

20

37

30

35

27

21

только товарищи

25

26

39

14

26

24

30

28

40

29

18

нет ни друзей, ни товарищей (приятелей)

1

1

8

1

1

2

3

1

Из таблицы 1 видно, что «отличники», по их собственному признанию, не пользуются особым расположением среди сверстников, они реже имеют друзей в школе, чаще ощущают равнодушие и разобщенность в классе, сталкиваются с негативным отношением других классов. Подавляющее большинство «троечников» и неуспевающих находится в постоянном конфликте с учителями (68–70 %). Причины конфликтных отношений, по мнению «нерадивых» учеников, заключены в несправедливости педагогов» (35 %), «наличии у учителей любимчиков» (34 %), «нежелании педагогов понять учеников» (40 %). Около 40 % этой категории учащихся постоянно ощущает на себе грубость и бестактность педагогов. Ответная реакция с их стороны – проявление хамства по отношению к учителям. Это видно из таблицы 2.

Таблица 2

Причины возникновения конфликтов между
педагогами и учащимися

Причины конфликтов

Для отметивших указанную причину, %

ученика

учителя

Плохая подготовленность учеников к занятиям

19

44

Нарушения дисциплины учащимися

15

38

Несправедливое отношение учеников к педагогу

4

6

Игнорирование советов и замечаний учителя

3

18

Нежелание учиться

5

41

Слишком высокие требования учителей

16

3

Несправедливость педагога

25

12

Нежелание учителя признать свои ошибки

19

12

Наличие у педагогов любимчиков среди учащихся

15

2

Нежелание учителей понять учеников

28

17

По мнению педагогов, противостояние и конфликты с учениками происходят прежде всего из-за «нежелания детей учиться», а с точки зрения старшеклассников, причины конфликтов кроются в «нежелании учителей понять и принять своих учеников». Нам есть над чем подумать. Совершенно очевидно, что один из путей повышения уровня комфортности учителей и учащихся – усиление взаимопонимания, соблюдение взаимных интересов, анализ того, какими качествами можно учащимся завоевать авторитет у сверстников.

II. Практическая часть.

ролевая игра  в группах малого состава.

Весь коллектив делится на 5 групп, которые расходятся по кабинетам, чтобы обсудить конкретные вопросы и подготовиться к выступлению. Группы обсуждают одну проблему для учащихся разного возраста, что позволит затем при обсуждении заметить и различие и совпадение позиций. Руководители групп назначаются заранее.

1 и 2-я группы

«Конфликтно-стрессовые ситуации в младших классах».

3 и 4-я группы

«Конфликтно-стрессовые ситуации у подростков».

5-я группа

«Конфликтно-стрессовые ситуации у старшеклассников».

Каждая группа работает по четырем  направлениям:

1. Участники конфликта и влияние конфликта на них.

2. Причины возникновения конфликтной ситуации.

3. Пути предотвращения конфликтной ситуации.

4. Пути преодоления конфликтной ситуации.

2. Обсуждение рекомендаций по разрешению конфликтных ситуаций каждой группой.

Через 30 минут (можно 20–25 минут) работа продолжается в полном составе. Ответы в группах озвучиваются с позиций участников конфликтов. Это роли учеников, учителей, администрации, родителей.

3. Выработка решений педсовета.

Административная группа анализирует выступления, рекомендации, выработанные каждой группой, и предлагает проект решения педсовета.

Возможный проект решения:

1. Каждому педагогу совершенствовать коммуникационную компетентность, находить конструктивный способ общения с учащимися, не используя отметку в целях наказания.

2. Усилить взаимосвязь в работе педагога, психолога, социального педагога по профилактике возможных конфликтных ситуаций на основе диагностики межличностных отношений «учитель – ученик», «ученик – ученик».

3. При анализе конфликтной ситуации рассматривать все факторы, способствующие ее возникновению, стремиться к поиску разрешения противоречия – выработке обеими сторонами соглашения.

4. Стремиться к блокировке конфликта – переведению его из плоскости коммуникативных взаимодействий в плоскость предметно-деятельностную.

5. Применять игровые методы для профилактики и разрешения конфликтов: интроспекции (человек ставит себя на место другого), тренинги, ролевые игры и т. п.

6. Методическому совету провести семинар по теме «Психология общения», чтобы учитель в критических ситуациях не действовал вслепую, ситуативно, а применял психологические знания.


Т е м а: Конфликт в школе, пути выхода из конфликтных ситуаций

Т е м а: Конфликт в школе, пути выхода из конфликтных ситуаций

Конфликты могут возникать в связи с противоречиями (информация на экране):

Конфликты могут возникать в связи с противоречиями (информация на экране):

Предлагаю следующие виды совместной работы: 1)

Предлагаю следующие виды совместной работы: 1)

Структура, сфера, динамика конфликта

Структура, сфера, динамика конфликта

У большинства учащихся в возрасте 10–13 лет возникает комплекс самоутверждения

У большинства учащихся в возрасте 10–13 лет возникает комплекс самоутверждения

Также необходимо выяснить, с чем мы имеем дело: с межличностным столкновением или проблемой общего противодействия управленческим решениям

Также необходимо выяснить, с чем мы имеем дело: с межличностным столкновением или проблемой общего противодействия управленческим решениям

Как видите, все мы разные, но налицо и «одинаковость»

Как видите, все мы разные, но налицо и «одинаковость»

При инновационном конфликте необходим анализ быстроты внедрения новшеств

При инновационном конфликте необходим анализ быстроты внедрения новшеств

Таблица 1 Характеристика взаимоотношений в школе в оценках старшеклассников, % (сводная таблица)

Таблица 1 Характеристика взаимоотношений в школе в оценках старшеклассников, % (сводная таблица)

Окончание табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 драки 5 7 3 – – – 4 6 11 5…

Окончание табл. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 драки 5 7 3 – – – 4 6 11 5…

Нежелание учиться 5 41

Нежелание учиться 5 41

Через 30 минут (можно 20–25 минут) работа продолжается в полном составе

Через 30 минут (можно 20–25 минут) работа продолжается в полном составе
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.01.2021