Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Оценка 4.9
Повышение квалификации +1
ppt
Междисциплинарный 3
Взрослым
22.02.2017
Данный материал предназначен для выступления на методическом объединении педагогов дополнительного образования. Объединяет не только теоретическую базу по данному вопросу, но и практические пути выхода из конфликтных ситуаций. Представляет интерес для самообразования педагогов школ, внешкольных учреждений и для родителей из замещающих семей.Данная презентация содержит теоретический и практический материал для самообразования педагогов.
Кузнецова ЕВ Конфликтная компетентность.ppt
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Методическое объединение педагогов
дополнительного образования Частинского района
Пермского края
Конфликтная
компетентность как
личностное и
профессиональное
качество
Составила:
ПДО ЦДТ «Алые паруса» , с.Бабка, Пермский край
Кузнецова Е.В.,
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
«Компетентность — это
способность получать
запланированный конкретный
результат» (П. Вейлл).
Чтобы стать компетентным,
недостаточно иметь большой стаж работы.
Для этого необходимо, чтобы человек
совершал переходы – от информации и
знания («знаю, что») к мысли, а от нее к
действию и поступку («знаю, как»), а от
них к целенаправленной и мотивированной
системе действий - деятельности.
И в деятельности он получает
возможность измениться сам, развить
способности, приобрести новые качества, в
т.ч. социальные, стать компетентным (В.И.
Загвязинский).
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Конфликтная
компетентность
компонент
знания
о
их
в
психических
конфликтного
оппонентов,
приемах
это профессиональное владение проблематикой конфликтов,
основывающееся на соответствующих знаниях, навыках, умениях и
качествах специалиста.
интегративное качество личности, характеризующееся наличием в
своей структуре различных компонентов.
Гностический
причинах
включает
возникновения конфликтов, закономерностях и этапах его
развития и протекания, особенностях поведения, общения и
деятельности
состояниях,
применяемых
противоборства,
психологических характеристик конфликтных личностей.
Регулятивный или конструктивный компонент предполагает
умение воздействовать на оппонентов, влиять на их оценки,
суждения, мотивы противоборства, разрешать конфликт на
справедливой и конструктивной основе, в том числе выступая в
качестве «третейского судьи», умение формировать общественное
мнение по отношению к оппонентам, организовывать работу в
постконфликтной ситуации.
содержит умения на основе
Проектировочный компонент
имеющихся знаний предвосхищать поведение и деятельность
оппонентов
на
оценивать
конфликте,
психологический климат в коллективе и т.п.
развитой
Рефлексивно-статусный
рефлексивной
отношений,
рефлексию собственного поведения и общения, отражение
иерархических отношений.
Нормативный предполагает знание корпоративных этических норм
поведения и отношений, следование им.
его
влияние
предполагает
организации
деятельности
и
наличие
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Уровни конфликтной
компетентности:
умение
начальный:
а) нулевой: умение своими действиями не
вызывать ненужных конфликтов в деловых и
служебных взаимоотношениях, не ухудшать
конфликтную обстановку среди персонала;
оказывать
б)
психологическую помощь в урегулировании
отдельных конфликтов среди персонала;
в)
средний: умение конфликтологически
грамотно осуществлять разбирательство и
урегулирование типичных конфликтов среди
персонала;
г) высокий: умение управлять конфликтами,
предвидеть их появление и своевременно
профилактировать,
регулировать
конфликтные взаимоотношения;
профессионально-конфликтологический:
д)
мастерское владение широким репертуаром
конфликтологических
способность
эффективно работать с самыми различными
видами и типами конфликтов.
тонко
техник,
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Конфликтная компетенция
специалиста
- это совокупность конфликтологических
знаний как вида профессиональных
знаний о конфликте и связанных с ним
явлений, фактов.
любые
профессиональные
знания, знания о профессиональном
конфликте
важнейшим
компонентом
профессиональной
выполняют функцию
культуры
и
информационного
для
ориентировочно-преобразующей
деятельности специалиста в ситуациях
профессионального конфликта.
выступают
- Как
и
базиса
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Показатели
сформированности
конфликтной компетенции
1)адекватно понятый конфликт
2) отсутствие ошибок в определении
трудной ситуации
профессионального взаимодействия
как конфликтной на основе системы
знаний о конфликте.
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Тест «Конфликтная ли
Вы личность?»
Инструкция: В каждом вопросе выберите по одному ответу, наиболее
соответствующему Вашему поведению.
Вопросы:
1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция?
а) не принимаю участия;
б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой;
в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя».
2. Выступаете ли на собраниях (классных часах) с критикой?
а) нет;
б) только если для этого имею веские обстоятельства;
в) критикую по любому поводу.
3. Часто ли спорите с друзьями?
а) только если это люди необидчивые;
б) лишь по принципиальным вопросам;
в) споры — моя стихия.
4. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция?
а) не буду поднимать бучу из-за пустяков;
б) молча возьму солонку;
в) не удержусь от замечаний.
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Тест
5. Если на улице, в транспорте Вам наступили на
ногу:
а) с возмущением посмотрю на обидчика;
б) сухо сделаю замечание;
в) выскажусь, не стесняясь в выражениях.
6. Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам
не понравилась:
а) промолчу;
б) ограничусь коротким тактичным замечанием;
в) устрою скандал.
7. Не повезло в лотерее. Как к этому отнесетесь?
а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе
слово никогда больше не
участвовать в ней;
б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с
юмором, пообещав взять
реванш;
в) проигрыш надолго испортит настроение.
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Оценка:
Оцените полученные результаты:
каждый ответ «а» — 4 балла;
«б» — 2 балла;
«в» — 0.
Подсчитайте общую сумму набранных
баллов.
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Итоги
От 20-28 баллов. Вы тактичны и миролюбивы,
уходите от конфликтов и споров, избегаете
критических ситуаций на работе и дома.
Может поэтому иногда называют Вас
приспособленцем.
От 10-18 баллов. Вы слывете человеком
конфликтным. Но на самом деле
конфликтуете лишь тогда, когда нет другого
выхода и все средства исчерпаны. При этом
не выходите за рамки корректности, твердо
отстаиваете свое мнение. Все это вызывает к
Вам уважение.
До 8 баллов. Конфликты и споры - это Ваша
стихия. Любите критиковать других, но не
выносите критики в свой адрес. Ваша
грубость и несдержанность отталкивает
людей. С Вами трудно как на работе, так и
дома. Постарайтесь перебороть свой
характер.
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Что такое конфликт
Конфликт - ( от лат. conflictus-
столкновение) это отсутствие
согласия между двумя или более
сторонами, которые могут быть
конкретными лицами или
группами.
Могут быть:
Конструктивными - способствуют
принятию обоснованных решений
и развитию взаимоотношений
(хорошие, полезные).
Деструктивными –
препятствующие эффективному
взаимодействию и принятию
решений (плохие).
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Упражнение «Руки»
Инструкция: соедините
ладони на уровне
груди, а затем
надавите правой
ладонью на левую.
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Классификация
конфликтов
Межгрупповые
Межличностные
Внутриличностные
(мечтаешь похудеть,
но очень трудно
отказаться от
сладкого- «душевные
муки»)
Между личностью и
группой
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Плюсы и минусы конфликта
Плюсы
- конфликт вскрывает
«слабое звено» во
взаимоотношениях
Дает возможность
увидеть скрытые
отношения
Дает возможность
выплеснуть
отрицательные эмоции,
снять напряжение
Пересмотр своих
взглядов на привычное
Способствует сплочению
коллектива при
противоборстве с
внешним врагом
Минусы
Отрицательные
эмоциональные
переживания, которые
могут привести к
различным заболеваниям
Нарушение деловых и
личных отношений между
людьми, снижение
дисциплины-ухудшение
социально-
психологического климата
Ухудшение качества
работы-сложное
восстановление деловых
отношений
Представление о
победителях или
побежденных как о врагах
Временные потери- на 1
мин. Конфликта
приходиться 12 мин.
Послеконфликтных
переживаний.
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Причины возникновения
конфликтов
привести
Конфликтогены - слова,
поступки,
действия,
к
могущие
конфликту
(например,
неучтивое обращение не
всегда
к
конфликту, думаем что
«сойдет»), на слова в
наш адрес мы отвечаем
более сильным словом.
приводит
Формула конфликта:
конфликтная ситуация
(накопившиеся
противоречия) +
повод
«последняя
конфликт.
(инциндент)
-
капля» =
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Причины возникновения
межличностных конфликтов
1. Конкуренция - люди
стремятся к одной цели, но
находятся в ситуации
конкуренции (борьба за
первенство).
Столкновение разных
жизненных принципов (кот
Леопольд- гуманист и мелкие
пакостники- мыши).
Психологическая не-
совместимость (неуживчивость
темпераментов и характеров).
Из-за взаимного непонимания
(смысла высказываний, просьб,
приказов, объяснений).
От скуки (Том и Джерри, Ну,
Погоди!).
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
«Конфликтный человек»
Холерик - обладает
повышенной возбудимостью,
легко вовлекается в
конфликт, но и быстро
«остывает».
Флегматик - трудно доступен
для убеждения, трудно
втянуть в конфликт, но и
вывести из конфликта.
Меланхолик - долго помнит
и переживает обиду.
Сангвиник - легко
успокаивается, но ему
нелегко бывает сдерживать
свои чувства, поэтому он
нередко провоцирует начало
конфликта.
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Упражнение «На мостике»
Задача:
пройти как можно
быстрее на другую
сторону.
Тот, кто заступился
за дорожку,
считается упавшим в
пропасть.
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Упражнение «Толкалки»
Инструкция:
разбейтесь на пары.
Встаньте друг на против
друга, вытянув вперед
руки, обопритесь
ладонями на ладони
партнера. Далее по моей
команде ваша задача
сдвинуть своего
противника с места.
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Упражнение «Я свой»
Инструкция: встаем в
круг и беремся за руки.
Стоять нужно на
близком расстоянии
друг от друга лицом
снаружи. Ведущий вне
круга.
Задача: доказать , что
ты свой и попасть
внутрь круга.
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Четыре способа разрешения
конфликта
1. Соперничество - высокая активность при
нежелании сотрудничать (добиться цели любой
ценой);
2. Избегание - нет ни активности, ни желания
сотрудничать (уводит разговор в сторону).
3. Приспособление - отсутствие активности при
явном желании сотрудничать (плывете по
течению).
4. Сотрудничество - высокая активность и
выраженное желание сотрудничать.
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Способы поведения в конфликте при
сотрудничестве ( Мы делили
апельсин..)
Дипломатия - вы стараетесь
рассудить, кому апельсин
нужнее.
Компромисс - чистите
апельсин и делите поровну.
Воля судьбы. Тянете
жребий.
Конструктивный поиск -
узнать кому и зачем нужен
апельсин (кого-то мучает
жажда - сок, кто-то хочет
есть - мякоть, кому - то
кожура для цукатов, а
третьему - косточки для
дерева).
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Приемы общения для разрешения
конфликтов.
Упражнение «Другими словами»
Например:
«Вы должны
принести мне
тетрадь»
- «Я была бы рада,
если бы Вы принесли
мне тетрадь».
Задание:
перефразировать
неконстуктивные
раздражающие и
обидные высказывания
«Вы должны…» ,
«Это Ваша обязанность…»,
«С Вами невозможно
разговаривать..»,
«Вы безответственный
человек.. » на
конструктивные.
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Ответы «Другими словами»
Он должен заботиться обо
мне.
Ты не должна была ходить на
ту вечеринку.
Ты ни разу в жизни для меня
ничего не сделала.
Ты должна была предвидеть
возможные трудности
Меня заставили.
Он - упрямый осел.
Он меня унизил.
Прекрати меня злить!
Ты должна мне дать
программу, книгу….
Мне хочется, чтобы он
заботился обо мне.
Я бы предпочел, чтобы
ты не ходила на
вечеринку.
Мне не хватает внимания
и заботы с твоей стороны.
Мне хотелось, чтобы ты
предвидела возможные
трудности.
Я не сумела отказаться.
Я не смогла его убедить.
Мне было неприятно.
Я начинаю злиться.
Мне хотелось бы, чтоб ты
дала мне программу,
книгу.
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Как обойти конфликт
Ответить улыбкой (не с
сарказмом и иронией).
Использовать «Я – утверждение»
- концентрируем свое внимание
на том, что мы чувствуем и
способность о этом сказать
своему сопернику, вместо «Ты –
утверждения», которое
подрывает и ведет к углублению
конфликта (вместо «Вы должны
принести мне книгу» - «Я была
бы рада, если бы Вы принесли
мне книгу»).
Способность и умение
прощать!!!- значит «отпустить»
свой гнев и не собираться мстить.
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Упражнение «согласие»
Найти в словах партнера
ЧТО-ТО, с чем можно
согласиться. («Вы совсем с
ума сошли!» -»Иногда
может показаться, что я
действую не как обычные
люди»).
«Прекратите
разговаривать со мной в
таком тоне!» - «Бывает,
что мой тон кажется
обидным для
собеседника».
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Ты совсем с ума сошла!
Ты никогда не
сдерживаешь взятые на
себя обстоятельства!
Прекрати разговаривать со
мной в таком тоне!
На нашей работе по
-настоящему работаю
только я!
Ответы «Согласие»
Иногда может
показаться, что я
действую не как
обычные люди.
Иногда я выполняю свои
обязанности, иногда мне
приходится их
нарушать.
Бывает, что мой тон
кажется обидным для
собеседника.
Да, вы действительно
тратите много времени и
сил на работу.
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Рефлексия
Притча «Солнце и ветер».
Солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг
они увидели путешественника, что шагает по дороге, и
решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее.
Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь
сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в
рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер
собрал последние силы и дул на человека сильным
порывом, но человек только лучше застегнул плащ,
съежился и пошел быстрее. Тогда за дело взялось
солнце.
«Смотри,- сказало оно ветру - я буду
действовать по- иному, ласково». И действительно,
солнце начало нежно пригревать путешественнику
спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу
свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему
стало жарко, то и совсем его снял.
Так солнце победило, действуя по доброму, с любовью.
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Спасибо за работу, всего
хорошего!
Рекомендуемая литература:
Авидон И Гончукова О. Тренинги
взаимодействия в конфликте, Материалы для
подготовки и проведения, Речь, Санкт-
Петербург, 2008.
Бороздина Г.В. Психология делового общения.
Москва, Инфра-М, 2001.
Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К.
Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи,
родители, Речь, Санкт - Петербург, 2007.
Сборник психологических тестов, Составители
Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова,
И.А.Радчук, Казань, КНПО ВТИ, 2007.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.