Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Оценка 4.9

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Оценка 4.9
Повышение квалификации +1
ppt
Междисциплинарный 3
Взрослым
22.02.2017
Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Данный материал предназначен для выступления на методическом объединении педагогов дополнительного образования. Объединяет не только теоретическую базу по данному вопросу, но и практические пути выхода из конфликтных ситуаций. Представляет интерес для самообразования педагогов школ, внешкольных учреждений и для родителей из замещающих семей.Данная презентация содержит теоретический и практический материал для самообразования педагогов.
Кузнецова ЕВ Конфликтная компетентность.ppt

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Методическое объединение педагогов дополнительного образования Частинского района Пермского края Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество Составила: ПДО ЦДТ «Алые паруса» , с.Бабка, Пермский край Кузнецова Е.В.,

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
«Компетентность — это способность получать запланированный конкретный результат» (П. Вейлл). Чтобы стать компетентным, недостаточно иметь большой стаж работы. Для этого необходимо, чтобы человек совершал переходы – от информации и знания («знаю, что») к мысли, а от нее к действию и поступку («знаю, как»), а от них к целенаправленной и мотивированной системе действий - деятельности. И в деятельности он получает возможность измениться сам, развить способности, приобрести новые качества, в т.ч. социальные, стать компетентным (В.И. Загвязинский).

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Конфликтная компетентность компонент знания о их в        психических конфликтного оппонентов, приемах это профессиональное владение проблематикой конфликтов, основывающееся на соответствующих знаниях, навыках, умениях и качествах специалиста. интегративное качество личности, характеризующееся наличием в своей структуре различных компонентов. Гностический причинах включает возникновения конфликтов, закономерностях и этапах его развития и протекания, особенностях поведения, общения и деятельности состояниях, применяемых противоборства, психологических характеристик конфликтных личностей. Регулятивный или конструктивный компонент предполагает умение воздействовать на оппонентов, влиять на их оценки, суждения, мотивы противоборства, разрешать конфликт на справедливой и конструктивной основе, в том числе выступая в качестве «третейского судьи», умение формировать общественное мнение по отношению к оппонентам, организовывать работу в постконфликтной ситуации. содержит умения на основе Проектировочный компонент имеющихся знаний предвосхищать поведение и деятельность оппонентов на оценивать конфликте, психологический климат в коллективе и т.п. развитой Рефлексивно-статусный рефлексивной отношений, рефлексию собственного поведения и общения, отражение иерархических отношений. Нормативный предполагает знание корпоративных этических норм поведения и отношений, следование им. его влияние предполагает организации деятельности и наличие

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Уровни конфликтной компетентности: умение начальный: а) нулевой: умение своими действиями не вызывать ненужных конфликтов в деловых и служебных взаимоотношениях, не ухудшать конфликтную обстановку среди персонала; оказывать б) психологическую помощь в урегулировании отдельных конфликтов среди персонала; в) средний: умение конфликтологически грамотно осуществлять разбирательство и урегулирование типичных конфликтов среди персонала; г) высокий: умение управлять конфликтами, предвидеть их появление и своевременно профилактировать, регулировать конфликтные взаимоотношения; профессионально-конфликтологический: д) мастерское владение широким репертуаром конфликтологических способность эффективно работать с самыми различными видами и типами конфликтов. тонко техник,

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Конфликтная компетенция специалиста - это совокупность конфликтологических знаний как вида профессиональных знаний о конфликте и связанных с ним явлений, фактов. любые профессиональные знания, знания о профессиональном конфликте важнейшим компонентом профессиональной выполняют функцию культуры и информационного для ориентировочно-преобразующей деятельности специалиста в ситуациях профессионального конфликта. выступают - Как и базиса

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Показатели сформированности конфликтной компетенции 1)адекватно понятый конфликт 2) отсутствие ошибок в определении трудной ситуации профессионального взаимодействия как конфликтной на основе системы знаний о конфликте.

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Тест «Конфликтная ли Вы личность?» Инструкция: В каждом вопросе выберите по одному ответу, наиболее соответствующему Вашему поведению. Вопросы: 1. В общественном транспорте начался спор на повышенных тонах. Ваша реакция? а) не принимаю участия; б) кратко высказываюсь в защиту стороны, которую считаю правой; в) активно вмешиваюсь, чем «вызываю огонь на себя». 2. Выступаете ли на собраниях (классных часах) с критикой? а) нет; б) только если для этого имею веские обстоятельства; в) критикую по любому поводу. 3. Часто ли спорите с друзьями? а) только если это люди необидчивые; б) лишь по принципиальным вопросам; в) споры — моя стихия. 4. Дома на обед подали недосоленное блюдо. Ваша реакция? а) не буду поднимать бучу из-за пустяков; б) молча возьму солонку; в) не удержусь от замечаний.

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Тест 5. Если на улице, в транспорте Вам наступили на ногу: а) с возмущением посмотрю на обидчика; б) сухо сделаю замечание; в) выскажусь, не стесняясь в выражениях. 6. Если кто-то из близких купил вещь, которая Вам не понравилась: а) промолчу; б) ограничусь коротким тактичным замечанием; в) устрою скандал. 7. Не повезло в лотерее. Как к этому отнесетесь? а) постараюсь казаться равнодушным, но дам себе слово никогда больше не участвовать в ней; б) не скрою досаду, но отнесусь к происшедшему с юмором, пообещав взять реванш; в) проигрыш надолго испортит настроение.

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Оценка: Оцените полученные результаты: каждый ответ «а» — 4 балла; «б» — 2 балла; «в» — 0. Подсчитайте общую сумму набранных баллов.

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Итоги От 20-28 баллов. Вы тактичны и миролюбивы, уходите от конфликтов и споров, избегаете критических ситуаций на работе и дома. Может поэтому иногда называют Вас приспособленцем. От 10-18 баллов. Вы слывете человеком конфликтным. Но на самом деле конфликтуете лишь тогда, когда нет другого выхода и все средства исчерпаны. При этом не выходите за рамки корректности, твердо отстаиваете свое мнение. Все это вызывает к Вам уважение. До 8 баллов. Конфликты и споры - это Ваша стихия. Любите критиковать других, но не выносите критики в свой адрес. Ваша грубость и несдержанность отталкивает людей. С Вами трудно как на работе, так и дома. Постарайтесь перебороть свой характер.

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Что такое конфликт  Конфликт - ( от лат. conflictus- столкновение) это отсутствие согласия между двумя или более сторонами, которые могут быть конкретными лицами или группами.  Могут быть: Конструктивными - способствуют принятию обоснованных решений и развитию взаимоотношений (хорошие, полезные). Деструктивными – препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений (плохие).

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Упражнение «Руки»  Инструкция: соедините ладони на уровне груди, а затем надавите правой ладонью на левую.

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Классификация конфликтов  Межгрупповые  Межличностные  Внутриличностные (мечтаешь похудеть, но очень трудно отказаться от сладкого- «душевные муки»)  Между личностью и группой

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Плюсы и минусы конфликта  Плюсы  - конфликт вскрывает «слабое звено» во взаимоотношениях  Дает возможность увидеть скрытые отношения  Дает возможность выплеснуть отрицательные эмоции, снять напряжение  Пересмотр своих взглядов на привычное  Способствует сплочению коллектива при противоборстве с внешним врагом  Минусы  Отрицательные эмоциональные переживания, которые могут привести к различным заболеваниям  Нарушение деловых и личных отношений между людьми, снижение дисциплины-ухудшение социально- психологического климата  Ухудшение качества работы-сложное восстановление деловых отношений  Представление о победителях или побежденных как о врагах  Временные потери- на 1 мин. Конфликта приходиться 12 мин. Послеконфликтных переживаний.

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Причины возникновения конфликтов привести  Конфликтогены - слова, поступки, действия, к могущие конфликту (например, неучтивое обращение не всегда к конфликту, думаем что «сойдет»), на слова в наш адрес мы отвечаем более сильным словом. приводит  Формула конфликта:  конфликтная ситуация (накопившиеся противоречия) +  повод «последняя конфликт. (инциндент) - капля» =

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Причины возникновения межличностных конфликтов  1. Конкуренция - люди стремятся к одной цели, но находятся в ситуации конкуренции (борьба за первенство).  Столкновение разных жизненных принципов (кот Леопольд- гуманист и мелкие пакостники- мыши).  Психологическая не- совместимость (неуживчивость темпераментов и характеров).  Из-за взаимного непонимания (смысла высказываний, просьб, приказов, объяснений).  От скуки (Том и Джерри, Ну, Погоди!).

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
«Конфликтный человек» Холерик - обладает повышенной возбудимостью, легко вовлекается в конфликт, но и быстро «остывает». Флегматик - трудно доступен для убеждения, трудно втянуть в конфликт, но и вывести из конфликта. Меланхолик - долго помнит и переживает обиду. Сангвиник - легко успокаивается, но ему нелегко бывает сдерживать свои чувства, поэтому он нередко провоцирует начало конфликта.

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Упражнение «На мостике»  Задача:  пройти как можно быстрее на другую сторону.  Тот, кто заступился за дорожку, считается упавшим в пропасть.

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Упражнение «Толкалки»  Инструкция:  разбейтесь на пары. Встаньте друг на против друга, вытянув вперед руки, обопритесь ладонями на ладони партнера. Далее по моей команде ваша задача сдвинуть своего противника с места.

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Упражнение «Я свой»  Инструкция: встаем в круг и беремся за руки. Стоять нужно на близком расстоянии друг от друга лицом снаружи. Ведущий вне круга.  Задача: доказать , что ты свой и попасть внутрь круга.

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Четыре способа разрешения конфликта  1. Соперничество - высокая активность при нежелании сотрудничать (добиться цели любой ценой);  2. Избегание - нет ни активности, ни желания сотрудничать (уводит разговор в сторону).  3. Приспособление - отсутствие активности при явном желании сотрудничать (плывете по течению).  4. Сотрудничество - высокая активность и выраженное желание сотрудничать.

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Способы поведения в конфликте при сотрудничестве ( Мы делили апельсин..)  Дипломатия - вы стараетесь рассудить, кому апельсин нужнее.  Компромисс - чистите апельсин и делите поровну.  Воля судьбы. Тянете жребий.  Конструктивный поиск - узнать кому и зачем нужен апельсин (кого-то мучает жажда - сок, кто-то хочет есть - мякоть, кому - то кожура для цукатов, а третьему - косточки для дерева).

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Приемы общения для разрешения конфликтов. Упражнение «Другими словами» Например: «Вы должны принести мне тетрадь» - «Я была бы рада, если бы Вы принесли мне тетрадь». Задание:  перефразировать неконстуктивные раздражающие и обидные высказывания «Вы должны…» , «Это Ваша обязанность…», «С Вами невозможно разговаривать..», «Вы безответственный человек.. » на конструктивные.

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Ответы «Другими словами»  Он должен заботиться обо мне.  Ты не должна была ходить на ту вечеринку.  Ты ни разу в жизни для меня ничего не сделала.  Ты должна была предвидеть возможные трудности  Меня заставили.  Он - упрямый осел.  Он меня унизил.  Прекрати меня злить!  Ты должна мне дать программу, книгу….  Мне хочется, чтобы он заботился обо мне.  Я бы предпочел, чтобы ты не ходила на вечеринку.  Мне не хватает внимания и заботы с твоей стороны.  Мне хотелось, чтобы ты предвидела возможные трудности.  Я не сумела отказаться.  Я не смогла его убедить.  Мне было неприятно.  Я начинаю злиться.  Мне хотелось бы, чтоб ты дала мне программу, книгу.

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Как обойти конфликт Ответить улыбкой (не с сарказмом и иронией).  Использовать «Я – утверждение» - концентрируем свое внимание на том, что мы чувствуем и способность о этом сказать своему сопернику, вместо «Ты – утверждения», которое подрывает и ведет к углублению конфликта (вместо «Вы должны принести мне книгу» - «Я была бы рада, если бы Вы принесли мне книгу»).  Способность и умение прощать!!!- значит «отпустить» свой гнев и не собираться мстить.

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Упражнение «согласие»  Найти в словах партнера ЧТО-ТО, с чем можно согласиться. («Вы совсем с ума сошли!» -»Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди»).  «Прекратите разговаривать со мной в таком тоне!» - «Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника».

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
 Ты совсем с ума сошла!  Ты никогда не сдерживаешь взятые на себя обстоятельства!  Прекрати разговаривать со мной в таком тоне!  На нашей работе по -настоящему работаю только я! Ответы «Согласие» Иногда может показаться, что я действую не как обычные люди. Иногда я выполняю свои обязанности, иногда мне приходится их нарушать. Бывает, что мой тон кажется обидным для собеседника. Да, вы действительно тратите много времени и сил на работу.

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Рефлексия Притча «Солнце и ветер». Солнце и ветер поспорили, кто из них сильнее. Вдруг они увидели путешественника, что шагает по дороге, и решили: кто быстрее снимет его плащ, тот сильнее. Начал ветер. Он стал дуть, что есть силы, стараясь сорвать плащ с человека. Он задувал ему под ворот, в рукава, но у него ничего не выходило. Тогда ветер собрал последние силы и дул на человека сильным порывом, но человек только лучше застегнул плащ, съежился и пошел быстрее. Тогда за дело взялось солнце. «Смотри,- сказало оно ветру - я буду действовать по- иному, ласково». И действительно, солнце начало нежно пригревать путешественнику спину, руки. Человек расслабился и подставил солнцу свое лицо. Он расстегнул плащ, а потом, когда ему стало жарко, то и совсем его снял. Так солнце победило, действуя по доброму, с любовью.

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога

Конфликтная компетентность как личностное и профессиональное качество педагога
Спасибо за работу, всего хорошего!  Рекомендуемая литература:  Авидон И Гончукова О. Тренинги взаимодействия в конфликте, Материалы для подготовки и проведения, Речь, Санкт- Петербург, 2008.  Бороздина Г.В. Психология делового общения. Москва, Инфра-М, 2001.  Монина Г.Б. Лютова-Робертс Е.К. Коммуникативный тренинг: педагоги, психологи, родители, Речь, Санкт - Петербург, 2007.  Сборник психологических тестов, Составители Л.А.Богатова, В.В.Герасимова, Л.А.Кудряшова, И.А.Радчук, Казань, КНПО ВТИ, 2007.
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.02.2017