Конфликты и компромиссы в детско-родительских отношениях: что может педагог?
Оценка 4.7

Конфликты и компромиссы в детско-родительских отношениях: что может педагог?

Оценка 4.7
docx
22.01.2023
Конфликты и компромиссы в детско-родительских отношениях: что может педагог?
Конфликты и компромиссы в детско-родительских отношениях что может педагог.docx

Конфликты и компромиссы в детско-родительских отношениях: что может педагог?

Важным способом управления конфликтами является их профилактика. Профилактика конфликтов — это их предупреждение в ши­роком смысле слова. Цель профилактики конфликтов — созда­ние таких условий деятельности и взаимодействия людей, кото­рые минимизировали бы вероятность возникновения или дест­руктивного развития противоречий между ними. Предупредить конфликты гораздо легче, чем конструктивно разрешить их. Поэтому проблема конструктивного разрешения конфликтов, кажущаяся на первый взгляд более важной, на са­мом деле не является таковой.

Профилактика конфликтов не менее важна, чем умение конструктивно их разрешать. Педагог, тот человек, который обладает достаточными теоретическими и практическими знаниями в управлении конфликтных ситуаций, и может помочь семье справиться с ними.

В конфликтологическую компетентность педагога входят:

•              понимание природы противоречий и конфликтов между людьми;

•              формирование конструктивного отношения к конфликтам в организации;

•              обладание навыками неконфликтного общения в трудных ситуациях;

•              умение оценивать и объяснять возникающие проблемные ситуации;

•              наличие навыков управления конфликтными явлениями;

•              умение развивать конструктивные начала возникающих конфликтов;

•              умение предвидеть возможные последствия конфликтов;

•              умение конструктивно регулировать противоречия и конфликты;

•              наличие навыков устранения негативных последствий конфликтов.

Семейные конфликты являются одной из самых распространенных форм конфликтов. По оценкам специалистов 80-85% семей происходят конфликты, а в остальных возникают ссоры по различным поводам.

Уникальность семейных отношений обуславливает не только специфику возникновения и протекания конфликтов в семье, но и особым образом отражается на социальном и психическом здоровье всех ее членов. На отношения между супругами педагог влиять не может, а на отношения родителей и детей влиять должен.

Почему же возникают конфликты между родителями и детьми? Кроме общих причин, продуцирующих конфликтность взаимоотношений людей, выделяют психологические факторы конфликтов во взаимодействии родителей и детей.

Тип внутрисемейных отношений. Выделяют гармоничный в дисгармоничный типы семейных отношений. В гармоничной семье устанавливается подвижное равновесие, Проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного "Мы", способности членов семьи разрешать противоречия.

Дисгармония семьи - это негативный характер супружеских отношений, выражающийся в конфликтном взаимодействии супругов. Уровень психологического напряжения в такой семье имеет тенденцию к нарастанию, приводя к невротическим реакциям ее членов, возникновению чувства постоянного беспокойства у детей.

Деструктивность семейного воспитания. Выделяют следующие черты деструктивных типов воспитания: 

·         разногласия членов семьи по вопросам воспитания;

·         противоречивость, непоследовательность, неадекватность;

·         опека и запреты во многих сферах жизни детей;

·         повышенные требования к детям, частое применение угроз, осуждений.

Возрастные кризисы детей рассматриваются как факторы их повышенной конфликтности. Возрастной кризис представляет собой переходный период от одного этапа детского развития к другому. В критические периоды дети становятся непослушными, капризными, раздражительными. Они часто вступают в конфликты с окружающими, особенно с родителями. У них возникает отрицательное отношение к ранее выполнявшимся требованиям, доходящее до упрямства. Выделяют следующие возрастные кризисы детей: кризис первого года (переход от младенчества к раннему детству); "трех лет" (переход от раннего детства к дошкольному возрасту); кризис 6-7 лет (переход от дошкольного к младшему школьному возрасту); кризис полового созревания (переход от младшего школьного к подростковому возрасту - 12-14 лет); подростковый кризис 15-17 лет.

Личностный фактор. Среди личностных особенностей родителей, способствующих их конфликтам с детьми, выделяют консервативный способ мышления, приверженность устаревшим правилам поведения и вредным привычкам (употребление алкоголя и т.д.), авторитарность суждений, ортодоксальность убеждений и т.п. Среди личностных особенностей детей называют такие, как низкая успеваемость, нарушения правил поведения, игнорирование рекомендаций родителей, а также непослушание, упрямство, эгоизм и эгоцентризм, самоуверенность, лет и т.п. Таким образом, рассматриваемые конфликты могут быть представлены как результат ошибок родителей и детей.

Основными направлениями профилактики конфликтов родителей с детьми могут быть следующие:

·         повышение педагогической культуры родителей, позволяющей учитывать возрастные психологические особенности детей, их эмоциональные состояния;

·         организация семьи на коллективных началах. Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий;

·         подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса; 

·         интерес к внутреннему миру детей, их заботам и увлечениям. 

Конструктивному поведению родителей в конфликтах с детьми может способствовать следующе

·         всегда помнить об индивидуальности ребенка:

·         учитывать, что каждая новая ситуация требует нового решения;

·         стараться понять требования  ребенка;

·         помнить, что для перемен нужно время;

·         противоречия воспринимать как факторы нормального развития;

·         проявлять постоянство по отношению к ребенку;

·         чаще предлагать выбор из нескольких альтернатив;

·         одобрять разные варианты конструктивного поведения;

·         совместно искать выход путем перемены в ситуации;

·         уменьшать число "нельзя" и увеличивать число "можно": ограниченно применять наказания, соблюдая при этом их справедливость и необходимость;

·         дать ребенку возможность прочувствовать неизбежность негативных последствий его проступков;

·         логически разъяснять возможности негативных последствий;

·         расширять диапазон моральных, а не материальных поощрений;

Педагог, зная о возникающих проблемах, может выступить в качестве третьей стороны и порекомендовать способ решения или поведения в конфликтной ситуации. Но для того, чтобы родители прислушались к педагогу для начала важно расположить к себе родителя:

•      Создать позитивный микроклимат

•      Выстроить доверие

•      Проявить интерес к человеку

•      Уметь слушать и слышать

•      Использовать приемы эффективной коммуникации.

Для выстраивания оптимального общения с родителями педагог должен обладать следующими качествами:

•      Глубокое знание психологии другого человека (его ценностей, идеалов, направленности, потребностей, интересов, уровня притязаний).

•      Социальная установка на человека 

•      Безусловное принятие ребёнка — принцип предвосхищающего уважения.

•      Развитые внимательность, наблюдательность, память, мышление, воображение.

•      Воспитанность эмоциональной сферы: умение сопереживать и сочувствовать — готовность к эмпатии.

•      Самопознание и самооценка: педагогическая рефлексия (способствует умению правильно настраиваться на другого человека, выбирать соответствующий способ поведения).

•      Коммуникативные умения — умение вступать в общение, выбирать или создавать новые способы коммуникации. Владение техникой общения.

•      Речевое развитие.

•      Педагогическая интуиция.

      Что же делать, если между родителями и ребенком произошел конфликт? Как помочь педагогу в решении данного конфликта?

        В этом помогают консультации педагога.

        Порой родители подавляют желания подростка, и он вынужден отступить, подчиниться, затаив обиду на взрослых, порой родители уступают подростку, испытывая чувства возмущения, бессилия и обиды. Оба эти метода не лучше, хотя бы потому, что кто-то неизбежно оказывается в проигрыше. Но возможен и беспроигрышный вариант, который воплощает поиск решения, удовлетворяющего потребности обеих сторон – и родителей, и ребёнка.

Неконструктивные способы разрешения конфликтов:

        Родители, склонные использовать этот способ, считают, что побеждать ребенка, ломать его сопротивление необходимо. Дашь ему волю, так он «на шею сядет». Сами того не замечая, они показывают детям сомнительный пример поведения «всегда добивайся своего, не считаясь с желаниями другого». А дети очень чувствительны к манерам родителей и с раннего детства им подражают. Так что в семьях, где применяются авторитарные, силовые методы, дети быстро учатся делать то же. Они как бы возвращают взрослым преподанный урок.

        Есть и другой вариант этого способа разрешения конфликтной ситуации: мягко, но ненастойчиво требовать от ребенка выполнения своего желания. Часто это сопровождается объяснениями, с которыми ребенок в конце концов соглашается. Однако, если такой нажим – постоянная тактика родителей, с помощью которой они добиваются своего, ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы, желания и потребности не в счет». В некоторых семьях дети годами бывают побежденными. Они растут либо агрессивными, либо пассивными. Но в обоих случаях у них накапливается озлобление, обида, отношения нельзя назвать близкими и доверительными.

      «Выигрывает только ребенок»

      По этому пути идут родители, которые либо боятся конфликтов, либо готовы постоянно жертвовать собой «ради блага ребенка». В таких случаях дети растут эгоистами, не умеющими себя организовать. Дома  это может и не проявляться, но в школе, в компании у такого ребенка возникают большие трудности – им уже никто не хочет потакать. Такие ребята остаются в одиночестве, часто становятся объектом насмешек со стороны других детей.

      Неправильно разрешаемые семейные конфликты (не важно большие или маленькие) неизбежно дают «эффект накопления». И под его влиянием формируются черты характера, которые потом отражаются на взаимоотношениях выросших детей и постаревших родителей.

       Конструктивный способ разрешения конфликтов - заключается в том, что выигрывают обе стороны и родитель, и ребенок.

       Для правильного разрешения конфликтной ситуации существует пошаговая схема, которая позволяет изменить ситуацию к удовлетворению обоих сторон противостояния:

       Определение проблемы. Здесь необходимо выяснить причины неприемлемого поведения ребенка или взрослого. С этой целью полезнее всего внимательно его выслушать, а затем сообщить ему о своих потребностях и переживания

        Поиск возможных вариантов решения. Искать их надо вместе. Сначала полезно перебрать все приходящие в голову варианты, даже если они, на первый взгляд, кажутся непригодными. Это может быть своеобразный «мозговой штурм», когда предлагается любая идея и ни одна не критикуется.

        Обсуждение и оценка предложенных вариантов решения. Исходный принцип здесь один; должны быть удовлетворены потребности обеих сторон – и ребенка, и взрослого.

         Выбор лучшего решения. При этом нужно задавать друг другу вопросы: «Если мы используем эту идею, что получится? Будет ли каждый доволен? В чем ошибка этого варианта решения?»

         Оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему. При этом полезно спросить друг друга: «Исчезла ли проблема? Вы довольны тем, что мы сделали?».

 

          Проблемы «отцов и детей» избежать возможно. Для этого необходим вдумчивый подход к взаимоотношениям с вашим ребенком. Цените его как личность, но не позволяйте принижать себя. Взвешенный и конструктивный подход к самым сложным конфликтам интересов детей и взрослых приносит только положительные результаты. 

Правила работы с конфликтными ситуациями:

Не пытайтесь решить проблему немедленно – анализируйте и задавайте вопросы. Всегда есть соблазн как можно быстрее «разрядить ситуацию», ведь кажется, что конфликтов в любящей семье быть не должно. На самом деле, быстрое «сворачивание конфликта» не дает возможность понять чужую точку зрения и осознать происходящее. В каждом конфликте есть скрытая часть, поэтому первая реакция часто ошибочна. Разные представления о ситуации, глубокие переживания, сокровенные мысли – всё это не лежит на поверхности. Необходимо время, чтобы понять истинные причины разногласий. Ведь дочь могла забыть сходить в магазин не потому что она «лентяйка» или «издевается», а потому что очень переживает из-за ссоры с подругой. Конечно, от родителей не требуется копаться во внутреннем мире ребенка, это нормально, что дети не всё рассказывают родителям, иначе как они станут независимыми и самостоятельными? Дело родителей – внимательно наблюдать, слушать и анализировать, а для этого нужно воспринимать конфликт не как проблему, а как задачу для решения.

Возьмите паузу и справьтесь с эмоциями. Часто разобраться в конфликтной ситуации мешают эмоции, когда родитель испытывает приступы гнева, раздражения и бессилия. Умение «досчитать до десяти» и выдержать паузу (например, «Сейчас я не могу говорить, обсудим это за ужином») помогут взять ситуацию под контроль. Крое того, полезно быть в контакте со своими эмоциями – отслеживать в каких именно ситуациях возникают неприятные ощущения и анализировать почему так происходит? Очень часто это связанно с собственными детскими переживаниями и неприятными ситуациями, в которые мы попадали. Но здесь надо понимать, что ребенок не должен становиться заложником наших нерешенных проблем.

Если одни и те же конфликтные ситуации повторяются, стоит задуматься об установлении четких правил и договоренностей. Если и родитель, и ребенок понимают «что можно, а что нельзя», то и эмоциональных вспышек будет меньше.

Не переходите на личности, концентрируйтесь на сути разногласия. «Ты настоящий придурок!», «Ты грубиянка и хамка!», «Ты вечно витаешь в облаках! Вот и по жизни будешь неудачником!» … В ходе конфликта другая сторона часто воспринимается как «зло», и вместо того, чтобы искать причины происходящего, появляется желание сказать что-то язвительное о личности оппонента. Необходимо научиться отделять человека от проблемы, то есть концентрироваться на сути разногласия, а не на «демонизации ребенка» и навешивании на него ярлыков. Например, если речь идет о времени возвращения подростка домой, то нужно говорить именно об этой ситуации и не отвлекаться на эмоциональные всплески вроде «Ты специально меня бесишь?». Чтобы избавиться от привычки переходить на личности, можно попробовать технику позитивного прецедента – вспомните, когда у ребенка получалось справиться с какой-то сложной ситуацией, когда он был в чем-то успешен. Позитивное представление о нём не позволяет делать негативные обобщения – «У тебя всегда так! С таким и говорить не о чем!». Также очень важно сохранять контакт с ребенком и выстраивать с ним близкие отношения – понимание своего ребенка, его особенностей и переживаний, не позволит обозвать его «придурком» или навесить ярлык «неудачника».

Не ищите виноватых. Унижение ребенка и внушение ему чувства вины («Это всё из-за тебя!», «Ты виноват!») не поможет справиться с конфликтом. Это вызывает только разочарование и недоверие, а также желание ребенка в следующий раз соврать, чтобы избежать этих неприятных ощущений. Кроме того, регулярное давление на чувство вины может в итоге привести к «глухой обороне ребенка» – он просто перестанет вас воспринимать и слышать.

Найдите общую выгоду. За каждым конфликтом стоят определенные интересы родителей и ребенка. Для продуктивного решения конфликта их нужно найти и выявить: тот, который, с одной стороны, будет полезен для ребенка, а с другой – будет соответствовать воспитательной функции родителя.

Как вести с ребенком диалог?

·         Попросите его подробно высказать свою версию происходящего, выслушайте доводы, чтобы понять позицию ребенка – задавайте ему наводящие вопросы, уточняйте что именно он имеет в виду, пусть ребенок приведет конкретные примеры (например, подростки любят переводить разговор на общие темы и преувеличивать: «Ты никогда мне не доверяешь!» – не поддавайтесь на провокации и возвращайтесь к сути разговора);

·         спокойно выскажите свою точку зрения, при этом избегайте излишних обсуждений, дискуссий, назойливых нотаций – позиция должна быть сформулирована четко, понятно и немногословно; при этом сосредоточьтесь на воспитательном содержании требований, а не на желании «всё объяснить»;

·         договоритесь о вариантах решения конфликта – это может быть отказ от чего-то (сторона отказывается делать то, что намеревалась), принятие мнения оппонента (согласие с предложением/позицией другого), достижение компромисса (когда каждый идет на какую-то уступку).

Не бойтесь вступать с детьми в конфликт. Гармоничное развитие внутрисемейных отношений строится, в том числе, на способности правильно ссориться. Разногласия – это сигнал, что перемены необходимы, а значит есть возможность перестроить отношения и найти в них новые выгоды, полезные для обеих сторон. Кроме того, умение правильно конфликтовать – очень полезный навык для будущей жизни ребенка. 

            Поэтому, родителям в первую очередь необходимо научиться решать конфликты, правильно подходить к способам их решения, а также изменить свое поведение и отношение к ребенку. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Конфликты и компромиссы в детско-родительских отношениях: что может педагог?

Конфликты и компромиссы в детско-родительских отношениях: что может педагог?

Проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного "Мы", способности членов семьи разрешать противоречия

Проявляющееся в оформлении психологических ролей каждого члена семьи, формировании семейного "Мы", способности членов семьи разрешать противоречия

Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий; · подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса; · интерес…

Общие перспективы, определенные трудовые обязанности, традиции взаимопомощи, совместные увлечения служат основой выявления и разрешения возникающих противоречий; · подкрепление словесных требований обстоятельствами воспитательного процесса; · интерес…

Для выстраивания оптимального общения с родителями педагог должен обладать следующими качествами: •

Для выстраивания оптимального общения с родителями педагог должен обладать следующими качествами: •

Однако, если такой нажим – постоянная тактика родителей, с помощью которой они добиваются своего, ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы, желания и потребности не…

Однако, если такой нажим – постоянная тактика родителей, с помощью которой они добиваются своего, ребенок усваивает другое правило: «Мои личные интересы, желания и потребности не…

Оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему

Оценка, насколько хорошо намеченный способ действия разрешает проблему

Не переходите на личности, концентрируйтесь на сути разногласия

Не переходите на личности, концентрируйтесь на сути разногласия

Не бойтесь вступать с детьми в конфликт

Не бойтесь вступать с детьми в конфликт
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2023