Конфликты в воинском коллективе
Оценка 4.7

Конфликты в воинском коллективе

Оценка 4.7
doc
06.11.2022
Конфликты в воинском коллективе
СПП ПР КС в ВК текст лекции - т.1.doc

Конфликты между военнослужащими оказывают заметное влияние на морально-психологическое состояние воинских коллективов и в конечном счете на боевую готовность. Поэтому для успешного руководства офицеру необходимо понимать сущность, причины и характер их проявления, знать основные пути предупреждения и способы конструктивного разрешения.

 

1. Конфликты в воинских коллективах и их причины

 

Рассмотрение социально-педагогической проблематики предупреждения и разрешения конфликтных ситуаций необходимо осуществлять, исходя из единства понимания сущности этого вопроса. Конфликт в социально-педагогическом контексте выступает как противоречие, как стадия развития противоречия, как столкновение, противодействие, как тип конкурентного взаимодействия. В общем плане его можно определить как наиболее острый способ разрешения значимых противоречий, возникающих между людьми.

Основными признаками конфликта являются:

- наличие противоречия (если противоречия нет, но субъективно одним или двумя оппонентами его наличие воспринимается как реальное, то такой конфликт называется ложным);

- взаимное противодействие, направленное на защиту своих интересов, блокировку действий оппонента, нанесение ему ущерба;

- формирование негативного отношения друг к другу на индивидуальном уровне и в общественном мнении.

По характеру конфликты могут быть внутриличностными, межличностными, межгрупповыми и межгосударственными. В воинских коллективах наиболее часто происходят межличностные конфликты, реже - межгрупповые. Конфликты подразделяются на кратковременные и затяжные, конструктивные и деструктивные, на конфликты между начальниками и подчиненными, между равными по должности и воинскому званию военнослужащими и неравными и другие. Наиболее типичными разновидностями конфликтов являются следующие:

а)   конфликты, обусловленные спецификой воинской деятельности и военно-социального взаимодействия военнослужащих: индивидуальными адаптационными трудностями военной службы; трудностями или негативными результатами выполнения конкретной служебной задачи, боязнью за свою жизнь. К ним относятся межличностные конфликты с военнослужащими других периодов службы; служебные и межличностные конфликты со своими начальниками; межличностные конфликты с военнослужащими других национальностей;

б)  конфликты, обусловленные спецификой личностно-семейных взаимоотношений военнослужащего: тяжелой болезнью, смертью близких; ссорами или разводом родителей; замужеством или изменой любимой девушки; отсутствием материального достатка у родителей, жилья у жены с детьми или необходимостью его срочного ремонта; стихийными бедствиями и др.;

в)  конфликты, связанные с состоянием здоровья военнослужащего: хроническими соматическими (телесными) заболеваниями; физическими недостатками (дефекты речи, особенности внешности, воспринимаемые как недостатки и др.).

Результаты проведенного исследования показывают, что все конфликты имеют объективные и субъективные причины.  Объективными предпосылками конфликтов в воинских коллективах являются: недостаточная обеспеченность подразделения всем необходимым для нормальной жизнедеятельности и выполнения поставленных задач (это относится как к материальным, финансовым и техническим средствам, так и к укомплектованности подразделений личным составом); слабая разработанность правовых и других нормативных процедур разрешения межличностных противоречий, возникающих во взаимоотношениях военнослужащих; субординационный тип отношений военнослужащих, продиктованный укладом воинской службы.

Исследования показывают, что наиболее конфликтными являются отношения по вертикали, и особенно отношения между подчиненными и непосредственными начальниками.  Например, на определенные временные отрезки (апрель- май) и (октябрь - ноябрь) приходится около 40% конфликтов между руководителями и подчиненными. Это связано, во-первых, с нарушением системы межличностных отношений, происходящих в результате увольнения в запас одних воинов и призыва других, и, во-вторых, с различной требовательностью командиров к организации службы вообще и боевой подготовки в частности в конце учебных периодов.

Источником конфликтов, кроме того, могут быть сложность социальной и профессиональной адаптации командиров к своему должностному статусу (в ходе исследований было выявлено, что наиболее конфликтны первые 3-4 месяца пребывания руководителя в новой должности), а также примерное равенство по возрасту ряда категорий военнослужащих – начальников и подчиненных (звенья «офицер-прапорщик», «сержант-солдат»).

Среди субъективных причин возникновения конфликтов можно выделить управленческие и собственно социально-педагогические.

К управленческим причинам относятся: принятие необоснованных или ошибочных управленческих решений; нарушение социальной справедливости при распределении не только материальных и духовных благ, но и нарядов, служебной нагрузки, периодов отпусков, при выдвижении на вышестоящую должность, при представлении к наградам, при направлении в учебные заведения; излишняя опека или подмена старшими начальниками младших в выполнении ими своих должностных обязанностей; слабая забота некоторых руководителей о престижности командных должностей; недостаточная профессиональная подготовка ряда военнослужащих.

Социально-педагогическими причинами являются: существование в некоторых подразделениях противоречащих уставным требованиям традиций и обычаев, выражающихся в перекладывании отдельными воинами своих обязанностей на сослуживцев; низкая культура общения, грубость и нетактичность, нетерпимость к чужому мнению; стремление командира утвердить свой авторитет любой ценой; отрицательная установка в восприятии руководителей подчиненными и подчиненных начальниками; напряженные, сложные взаимоотношения между военнослужащими; завышенная самооценка военнослужащего; стремление нечестным путем добиться лидерства в коллективе; негативизм в поведении отдельных военнослужащих; повышенная агрессивность и раздражительность военнослужащих.

 

2. Социально-педагогические основы

предупреждения конфликтов

 

Зная причины возникновения конфликтных ситуаций в военном коллективе, командир (начальник) может стратегически правильно организовать свою деятельность по их профилактике. Вместе с тем предупреждать конфликты можно как путем изменения отношения самих участников к конфликту, так и путем воздействия на поведение его участников.

К основным способам изменения поведения человека в ситуации, предшествующей конфликту, относятся:

- умение определить, что общение стало предконфликтным;

- стремление максимально полно понять позицию оппонента;

- терпимость к противоположным позициям;

- умение оценивать актуальную ситуацию;

- формирование постоянной готовности к принятию неконфликтного решения;

- умение улыбнуться;

- искренняя заинтересованность в общении и др.

Опытные командиры сосредоточиваются не на борьбе с зачинщиками или инициаторами конфликта, а на поиске путей разрешения противоречий, возникающих в процессе взаимодействия воинов. Поэтому среди основных направлений профилактики и предупреждения межличностных конфликтов выделяют следующие: своевременное обеспечение расчетов, взводов и рот всем необходимым для жизнедеятельности и выполнения боевых задач; соблюдение справедливости и гласности при решении различных проблем повседневной жизнедеятельности подразделений; установление соответствия между обязанностями и правами, функциями и средствами, ответственностью и властными полномочиями каждого военнослужащего; поддержание взаимоотношений между военнослужащими (особенно между начальниками и подчиненными) в соответствии с требованиями воинских уставов; комплектование расчетов с учетом индивидуальных особенностей воинов, их психологической совместимости; формирование у подчиненных настроя на решение проблем и устранение недостатков в жизни и деятельности подразделения; изучение командирами и начальниками состояния взаимоотношений воинов в подразделении и выявление возможных конфликтных ситуаций. Решаются задачи профилактики конфликтов посредством индивидуальной воспитательной работы; формирования традиций, способствующих сплочению воинского коллектива, дружбе, взаимопомощи; создания в подразделении зрелого общественного мнения о выполнении служебных обязанностей; поддержания уставного порядка; совершенствования навыков общения военнослужащих; культуры речи; проявления тактичности, терпимости к мнению других; развития умения управлять своим психическим состоянием.

 

3. Социально-педагогические

основы разрешения конфликтов

 

Большинство конфликтов в воинских коллективах разрешается при активном вмешательстве старших начальников или сослуживцев (практически в девяти случаях из десяти). Поэтому актуальной на сегодняшний день является конфликтологическая подготовка командных кадров, обеспечение конфликтологической компетентности руководителей.

Практика показывает, что почти половина всех конфликтов разрешается наиболее распространенным способом (но не наиболее эффективным) - уступкой одного из оппонентов. Выход из каждого пятого конфликта осуществляется с помощью компромисса, т.е. путем взаимных уступок сторон. Каждый уступает в чем-то принципиальном для него, но в то же время частично добивается желаемого.

Очень редко конфликтующие стороны используют такой способ разрешения конфликтов, как сотрудничество. Главное для них - не победить, а решить проблему. Этот способ наиболее эффективный, так как позволяет решить противоречие, лежащее в основе конфликта.

Иногда в затяжном конфликте стороны, устав от длительной борьбы, отказываются от нее и прекращают активные действия. В такой ситуации происходит естественное затухание конфликта. Противоречие, которое привело к нему, может остаться и служить базой для возникновения нового конфликта. Поэтому военному руководителю необходимо стремиться к тому, чтобы это противоречие было в основном или хотя бы частично разрешено.

Для того чтобы успешно разрешить конфликт среди подчиненных, руководителю целесообразно реализовать определенную схему действий, которая включает несколько взаимосвязанных и взаимозависимых этапов (см. рис.1).

Таким образом, современное состояние социально - педагогической деятельности в Вооруженных Силах характеризуется слабой реализацией всех ее возможностей. В связи с этим правильно организованная социально-педагогическая работа по предупреждению и разрешению конфликтов в воинских коллективах способствует успешному функционированию Вооруженных Сил, поддержанию их высокой боевой готовности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Рисунок 1 - Схема действий по разрешению конфликта

 

 

Учебные вопросы:

1. Конфликты в воинских коллективах и их причины.

2. Социально-педагогические основы предупреждения конфликтов.

3. Социально-педагогические основы разрешения конфликтов

 

***


Конфликты между военнослужащими оказывают заметное влияние на морально-психологическое состояние воинских коллективов и в конечном счете на боевую готовность

Конфликты между военнослужащими оказывают заметное влияние на морально-психологическое состояние воинских коллективов и в конечном счете на боевую готовность

Результаты проведенного исследования показывают, что все конфликты имеют объективные и субъективные причины

Результаты проведенного исследования показывают, что все конфликты имеют объективные и субъективные причины

Социально-педагогические основы предупреждения конфликтов

Социально-педагогические основы предупреждения конфликтов

Социально-педагогические основы разрешения конфликтов

Социально-педагогические основы разрешения конфликтов

Рисунок 1 - Схема действий по разрешению конфликта

Рисунок 1 - Схема действий по разрешению конфликта
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
06.11.2022