Конкуренция – основа подержания видовой структуры биоценоза.
Оценка 4.6

Конкуренция – основа подержания видовой структуры биоценоза.

Оценка 4.6
docx
30.05.2021
Конкуренция – основа подержания видовой структуры биоценоза.
Урок №36_9 кл Конкуренция – основа подержания видовой структуры биоценоза.docx

Урок №36                                                                            Дата урока:

Тема урока. Конкуренция - основа поддержания видовой структуры биоценоза.

Цель урока: закрепить знания об экологических взаимодействиях; сформировать понятие о конкурентных взаимодействиях, как борьбе организмов за природные ресурсы; развивать интеллектуальную сферу: внимание, память, речь, мышление; сформировать у учащихся навыки самостоятельно делать выводы; Способствовать формированию чувства ответственности за сохранение равновесия в природе; воспитывать целостное восприятие мира; формировать познавательный интерес к предмету.

Задачи урока:

развивающие:

-развитие логического мышления, внимания, памяти;

-развитие монологической речи.

обучающие:

-формировать навыки самостоятельного анализа и оценки предлагаемой информации;

-формировать навыки решения тестовых заданий;

-формировать навыки монологической речи;

-формировать навыки групповой деятельности;

-формировать навыки индивидуальной деятельности.

Воспитательные:

-бережное отношение к природе;

-привитие интереса к биологии;

Планируемые УУД:

1. личностные

  • формируется внутренняя позиция;
  • мотивация;
  • нравственно-этическая оценка.

2. регулятивные

  • волевая саморегуляция.

3. познавательные

  • постановка и решение проблем;
  • установление причинно-следственных связей.
  • построение логической цепи рассуждений.

4. коммуникативные

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстникам;
  • постановка вопросов;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

 

Цели занятия для учителя:

Создание условий для формирования у учащихся представления о типах биотических взаимоотношений и применения экологических закономерностей для решения экологических задач.

Актуализация личностного смысла учащихся к изучаемому материалу; развитие умений самостоятельно в комплексе применять полученные знания, умения, навыки, осуществлять их перенос в новые условия; создание условий для развития навыков общения.

Ожидаемые результаты:

 

  • Повышения интереса к предмету;
  • Внесение разнообразия и эмоциональной окраски в учебную работу;
  • Снижение утомляемости учащихся;
  • Развитие внимания и навыков общения.

 

Предметные результаты обучения

Учащиеся должны:

-знать определения понятий «нейтрализм», «аменсализм»,

«комменсализм», «симбиоз», «протокооперация», «мутуализм», «конкуренция», «хищничество», «паразитизм»;

-иметь представление о многообразии различных форм межвидовых отношений;

-уметь приводить примеры межвидовых взаимоотношений.

Метапредметные результаты обучения

Учащиеся должны уметь:

- определять понятия, формируемые в процессе изучения темы;

- формулировать выводы;

- применять схемы для решения учебных задач;

-организовывать совместную деятельность с учителем и сверстниками.

Личностные результаты обучения

-признание права каждого на собственное мнение.

Оборудование:  электронное приложение, проектор, видеофильмы.

Базовые понятия   и термины:   конкуренция, межвидовая, внутривидовая.

Тип урока:   комбинированный.                

Ход урока

I.Организационный этап

1. Приветствие

2.Проверка присутствия учащихся на уроке

II.        Актуализация опорных знаний и мотивация учебной деятельности

1.Проверка домашнего задания (устный опрос)

2. Обсуждение вопроса.

Сосед-конкурент - это тоже опасно.

 Он рядом живет, все как будто прекрасно,

 Но где только можно, он вас потеснит,

 Участок отнимет и свет заслонит,

 Умело обставит он вас на охоте –

 Вы даже не сразу все это поймете

 Сумеет он дом и невесту отнять,

 Останется вам только горько рыдать.

 А все почему? Потому что крупнее,

 Чуть-чуть посильнее, чуть-чуть побыстрее,

 А может быть, просто, он вас поумнее.

 Бывает и так иногда у зверей.

            О каком виде взаимоотношений между организмами написано стихотворение?

            Следовательно тема нашего сегодняшнего урока: «Конкуренция - основа поддержания видовой структуры биоценоза» . (Учащиеся записывают тему урока в тетрадях, а учитель на доске).

            Цель нашего урока – усвоение конкурентных взаимоотношений между живыми организмами в сообществе.

III.        Изучение нового материала

Объяснения учителя с элементами беседы

- что такое «конкуренция»? (Слайд 4)

 - как и где проявляются конкурентные взаимодействия?

 - какие существуют виды конкурентных взаимодействий?

Выскажете свое предположение, как в ходе эволюции могло появиться это явление.

  - скажите, пожалуйста, что тогда будет являться конкуренцией?

             Конкуренция- это взаимоотношения между организмами, которые определяются стремление занять больше пространства, получить больше пищи, света, лучшее убежище, самку и.т.д. Электронное приложение

             Конкуренция является одним из проявлением борьбы за существование. Различают конкуренцию внутривидовую и межвидовую, прямую и косвенную. Внутривидовая конкуренция является более острой, так как соперничество между особями одного вида идёт за одинаковые ресурсы, экологическую территорию.

              Ч. Дарвин назвал эти взаимоотношения борьбой за существование, но животные редко вступают в ожесточённые драки. У певчих птиц способом установление границ является пение, эту песню с большим вниманием слушает находящаяся по близости самка.

             Млекопитающие метят границы своей территории выделением пахучих желез, оставляют царапины или шерстинки на стволах деревьев. В случаях конфликтного столкновения хозяин принимает позу угрозы , пришелец, чаще всего,- позу подчинения.

 Такие взаимоотношения в природе приводят к равномерному распределению животных по территории, получения ими достаточного количества пищи.

             Растения производят значительно больше семян, чем животные- потомства. Но часть этих семян становится пищей для птиц, растительноядных животных; часть не попав в благоприятные условия, гибнет. И если на каком-то участке появилось большое количество всходов сосны, то там, периодически будет происходить процесс самоизреживания. Молодые растения будут отличаться друг от друга по времени появления и, следовательно, размерами. А так как сосна- светолюбивое растение, то отстающие в росте сосны со временем погибнут.

            Конкуренция широко распространена в природе. Конкурировать могут в природе, как близкие виды, так и представители очень далёких групп. Например: все растения конкурируют за свет, влагу, питательные вещества почвы и, следовательно, за расширение территории своего обитания. Животные борются за пищевые ресурсы и за убежища. Конкурентные взаимодействия делятся на 2 вида: внутривидовая и межвидовая.

            Работа с учебником стр. 102, электронное приложение

            Внутривидовая конкуренция – это борьба за одни и те же ресурсы, между особями одного вида. Запись в тетрадь Конкуренция происходит между растениями одного вида. Если, например, на каком-то участке появится много всходов дуба, то постепенно будет происходить их самоизреживание. Произойдет это потому, что взойдут они не все одновременно, не у всех будет одинаковый запас питательных веществ, не все они прорастут с одинаковой глубины почвы и прочее. Более крупные растения будут всасывать больше воды и минеральных веществ, больше образовывать органических веществ, быстрее расти, затенять и угнетать растения, отставшие в росте.

            Приведите примеры внутривидовой конкуренции

            Просмотр видеофильма https://vk.com/video167205200_163995579

            Межвидовая конкуренция – отрицательные отношения между двумя видами. Постоянно конкурируют между собой за пищу и жилье животные разных видов, например щука и окунь, волк и лисица, некоторые травоядные звери, кормящиеся на пастбищах, птицы, устраивающие гнезда в дуплах деревьев, и др. В отличие от растений конкурирующие животные часто пускают друг против друга в ход зубы, рога, когти, копыта, клювы.

            Приведите примеры межвидовой конкуренции

            Просмотр видеофильма

            Экологическая ниша

            Работа с учебником стр. 103

IV.  Обобщение, систематизация и контроль знаний и умений учащихся

         1. Из предложенного списка определить те, которые соответствуют конкуренции.

Примеры растений и животных

А.Густой подрост ельника

Б.Волк и олень

В.Травы под елью

Г.Лишайники

Д.Аскарида и человек

Е.Бабочка Адмирал и растение Телекия красивая

Ж.Прусак и чёрный таракан

З. Акула и рыба-прилипала

И. Пчёлы и луговые цветы

К. Синица и лягушка

 

2. Ответить на вопросы в конце параграфа, тестирование (электронное приложение)

VI. Подведение итогов урока

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

VII.     Домашнее задание

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Урок №36

Урок №36

Метапредметные результаты обучения

Метапредметные результаты обучения

Ч. Дарвин назвал эти взаимоотношения борьбой за существование, но животные редко вступают в ожесточённые драки

Ч. Дарвин назвал эти взаимоотношения борьбой за существование, но животные редко вступают в ожесточённые драки

Ж.Прусак и чёрный таракан

Ж.Прусак и чёрный таракан
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021