Конкурс чтецов: Абай и Пушкин – созвучие великих.
Оценка 5 (более 1000 оценок)

Конкурс чтецов: Абай и Пушкин – созвучие великих.

Оценка 5 (более 1000 оценок)
Конкурсы
docx
русская литература
10 кл—11 кл
16.01.2020
Цели: Обогатить знания учащихся о Пушкине и Абае, воспитать любовь к поэзии, чувство патриотизма, уважения к культуре другого народа; нравственное воспитание учащихся.

150.000₽ призовой фонд • 11 почетных документов • Свидетельство публикации в СМИ

Опубликовать материал

Сценарий Пушкин и Абай.docx

Задачи: познакомить с краткой биографией казахского поэта А. Кунанбаева, рассмотреть образы в стихотворениях Кунанбаева и Пушкина; 
работать над выразительным чтением; воспитывать любовь к природе, искусству. 

Оборудование: музыка, портрет, слайд, выставка книг А. Кунанбаева, А. С. Пушкина. 
Класс празднично украшен. 

Организационный момент: 
Сегодня, в нашем литературном зале мы будем говорить о двух великих поэтах, о Пушкине и Абае 


– Вы знаете, ребята, что литература – это искусство слова. Наша слава, гордость, непревзойденное достижение казахской и русской культуры, личности, ставшие подлинным символом национальной души казахского и русского народов. 
Сегодня их имена неразделимы. Что связывает людей, живших на земле в разные годы и не имевших возможности общаться лично? 
Удивительные и прекрасные имена – Пушкин и Абай! Кем они стали для нас? Время не отделяет, а приближает нас к ним. Думать о них, говорить о них – счастье. Они с нами, они наши современники, они те, кто всегда идет впереди и ведет за собой других, освещая факелом чувства и разума дорогу в будущее. Пушкин и Абай – выдающиеся поэты, гении. Великие сыны русского и казахского народов. У них были разные жизненные пути, но судьба – одна 
Бессмертен тот, чья муза без конца 
Добру и красоте не изменяла, 
Кто волновать умел сердца 
И в них будить стремленье к идеалу. 
Сегодня мы познакомимся со стихотворениями Абая Кунанбаева и Александра Пушкина. 
Знакомство с краткой биографией писателя. 
Абай Кунанбаев - великий поэт казахского народа, философ – гуманист, композитор, ювелирный мастер художественного слова. Он родился 10 августа 1845 года в Семипалатинской области на склонах гор Шынгыстау, недалеко от источника Каскабулак. Изначально поэту дали имя Ибрагим. Говорят, что наречению поэта таким именем предшествовал вещий сон его отца – Кунанбая. Во сне тот увидел великого представителя племени тобыкты – мыслителя и философа Аннет баба, который произнес имя святого сына Ибрахимом. Воспитанием мальчика занимались мать Улжан и бабушка Зере, которые были чрезвычайно обаятельными и одаренными натурами. Именно с легкой руки матери данное отцом имя "Ибрагим" было заменено ласкательным "Абай", что означает "осмотрительный, вдумчивый". Под этим именем он прожил всю свою жизнь и вошел в историю. 
Начатое в раннем детстве приобщение к устному творчеству народа и домашнее обучение у муллы было продолжено в медресе имама Ахмед - Ризы. Одновременно он учился в русской школе и к концу пятилетней учебы начинает писать стихи. 
Абай перевёл на казахский язык басни И. А. Крылова, стихотворения А. С. Пушкина, М. Ю. Лермонтова. Абай очень любил родную природу. Он написал много стихотворений, посвященных Описанию природы степи в разное время года. Абай завоевывает необычайный авторитет, огромную популярность. К нему стекаются акыны, певцы, композиторы, вокруг него толпится талантливая молодежь, создается социально - философская и литературная школы. 
Абай был талантливым композитором. Им создано около двух десятков мелодий, которые популярны и в наши дни. Абай, как властитель дум, вызывает дикую зависть, бешенное озлобление, проявившееся в самых коварных формах. Последние удары судьбы связаны со смертью близких ему людей. Он похоронен около своей зимовки в долине Жидебай, вблизи Чингизских гор, на 60 году жизни. 
Первым, кто способствовал сбору и изданию полного собрания сочинений, своду данных о жизни и деятельности Абая, был Кокбай Жанатай - улы. Громадная работа по всем линиям абаеведения принадлежит М. Ауэзову. Помимо сугубо научных исследований жизни и творчества классика казахской литературы он благодаря роману « Путь Абая" запечатлел свое имя подле Ибрагима Кунанбаева. 
Выставка книг. 
С именем другого великого поэта мы тоже знакомы – это Александр Сергеевич Пушкин. 
Александр Сергеевич Пушкин 

Понятно, что гении приходят в мир незаметно, а с Пушкиным было иначе. В день его рождения, 6 июня 1799 года, по всей России празднично звенели колокола, раздавались крики «ура». Делалось это не в честь новорожденного Сашеньки. В один день с Александром Пушкиным на свет появилась внучка императора Павла I. Поэтому был перезвон колоколов. Но есть в это совпадении символичное судьбоносное для русской культуры. Мальчика с глазами цвета чистого, лазурного неба нарекли Александром Сергеевичем Пушкиным. А.С.Пушкин – солнце русской поэзии. Для каждого человека Пушкин не только гениальный поэт, но и друг, советчик. В его произведениях мы можем найти ответы на все наши вопросы. 

Величайший русский поэт и писатель родился 26 мая (6 июня) 1799 г. в Москве в небогатой дворянской семье. В детские годы большое влияние на Пушкина оказал его дядя, Василий Львович Пушкин, знавший несколько языков, знакомый с поэтами и сам не чуждый литературным занятиям. Маленького Александра воспитывали французы-гувернеры, он рано выучился читать и уже в детстве начал писать стихи, правда, по-французски. Ранние детские впечатления отразились в первых произведениях Пушкина: поэмах «Монах», 1813; «Бова», 1814; и в лицейских стихотворениях «Послание к Юдину»,1815, «Сон», 1816. 
Окончил Царскосельский (Александровский) лицей (1817). Был близок к декабристам. Скончался от раны, полученной на дуэли. 

 

 

 


- Сегодня, в нашем литературном зале мы будем говорить о двух великих поэтах, о Пушкине и Абае 
Вы знаете, ребята, что литература – это искусство слова. Наша слава, гордость, непревзойденное достижение казахской и русской культуры, личности, ставшие подлинным символом национальной души казахского и русского народов. 
Сегодня их имена неразделимы. Что связывает людей, живших на земле в разные годы и не имевших возможности общаться лично? 
Удивительные и прекрасные имена – Пушкин и Абай! Кем они стали для нас? Время не отделяет, а приближает нас к ним. Думать о них, говорить о них – счастье. Они с нами, они наши современники, они те, кто всегда идет впереди и ведет за собой других, освещая факелом чувства и разума дорогу в будущее. Пушкин и Абай – выдающиеся поэты, гении. Великие сыны русского и казахского народов. У них были разные жизненные пути, но судьба – одна 

Бессмертен тот, чья муза без конца 
Добру и красоте не изменяла, 
Кто волновать умел сердца 
И в них будить стремленье к идеалу. 

Дорогие ребята, сегодня мы с вами собрались, чтобы почтить память А. Кунанбаева и Пушкина. Каждый из вас выучил стихотворение Кунанбаева или Пушкина, наше уважаемые гости с удовольствием послушают и оценят их. 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Цикл стихов Абая о временах года принадлежит к числу наиболее проникновенных созданий абаевской поэзии. Впервые в казахской литературе степь предстала во всем ее величии и разнообразии. 
Но Абая увлекает не только степная природа. В этой степи живет его народ. Вот почему стихи о природе – это в тоже время стихи о народной жизни, полной противоречий и контрастов. «Весна», «Лето», «Осень», «Зима». Цикл стихотворений Абая о временах года и о жизни людей в степи завершается описанием зимы. Абай рисует зиму в образе шагающего по степи старого свата, белого деда, сурового и жестокого. 

Чтец 1 Стихотворение «Зима». 

В белой шубе, плечист, весь от снега седой. 
Слеп и нем, с серебристой большой бородой, 
Враг всему, что живёт, с омрачённым челом, 
Он, скрипучий, шагает в степях, снеговой. 
Старый сват, белый дед натворил много бед. 
От дыханья его - стужа, снег и буран. 
Тучу шапкой надвинув на брови себе, 
Он шагает, кряхтя, разукрашен, румян. 
Брови грозно нависли - нахмуренный вид; 
Головою тряхнёт — скучный снег повалит. 
Злится он, словно бешеный старый верблюд, 
И тогда шестискладная юрта дрожит. 
Если дети играть Bbi6ez-aroT во двор, 
Щиплет нос он и щёки им злою рукой; 
В армяке, в полушубке дублёном пастух 
Повернулся к холодному ветру спиной. 
Конь разбить безуспешно пытается лёд, 
И голодный табун еле-еле бредёт. 
Скалит жадную пасть волк - союзник зимы. 
Пастухи, день и ночь охраняйте свой скот! 
Угоняйте на новое место табун, 
Не поспав, не умрёшь, надо быть посмелей! 
Всё же лучше, чем волк, Кондыбай и Конай. 
Деду мы не дадим пировать средь степей 

Чтец № 2 Стихотворение «ОСЕНЬ» 
Тучи мрачно окутали весь небосвод — 
Это осень в дождях и туманах ползет, 
И застывшую землю, от стужи дрожа, 
Кобылица напрасно копытом скребет. 

Нет уж больше травы на просторе степей, 
Смеха больше не слышно и гама детей, 
А деревья, иссохшие, как старики, 
Тянут к небу безлистые руки ветвей. 

Уж дымится с овечьими шкурами чан — 
Износилась одежда, весь в дырках чапан, 
Чинят женщины юрту, заплаты кладут, 
И старухи свой ткацкий наладили стан. 

Журавли в теплый край вереницей летят, 
Голодают верблюды и грустно глядят, 
Приуныли аулы — куда ни пойдешь, 
Не услышишь веселого смеха ребят. 

Старики над остывшей поникли золой, 
Молча слушают ветер, холодный и злой, 
Рыщут по степи, ищут в норах мышей — 
Дома косточки им не дадут ни одной. 

И уже ни травинки вокруг не найти, 
Пылью ветер заносит дороги в степи. 
Будь ты проклят, обычай глухой старины, 
Что мешает нам в юртах огонь развести! 
Чтец №3 ОСЕНЬ 

Ползёт ненастье. Зябко и уныло 
Сырая зависает мгла с утра. 
Играют кони в поле, ржут кобылы, 
И годовалых взнуздывать пора. 

В работе и заботах день недолог: 
Выделывают шкуры, кожи мнут, 
Плетут ремни, латают дряхлый полог, 
Просушивают скарб и шерсть прядут. 

Ни радостного возгласа, ни крика, 
Ни яркого пятна средь жухлых трав. 
По-нищенски печально и безлико 
Деревья мёрзнут, листья растеряв. 

И только отлетающие стаи, 
Спешащие к теплу иной страны, 
Аулам остающимся бросают 
Гортанный крик прощанья до весны. 

Вздыхают старики и зябнут дети, 
И коротая долгие часы, 
Я по холмам брожу, где веет ветер, 
Где бегают некормленые псы. 

Откуда виден весь наш быт убогий 
В осенней мгле темнеющего дня, 
Потёртый войлок юрт, тоска дороги, 
И степи, без единого огня. 

- Будущее молодого поколения заботило Абая. В нем он видел продолжателей дела просвещения народа, которому он сам служил. В своих стихах-обращениях Абай призывает молодежь к труду, к знаниям. 

Часто не о скоте думает молодежь. 
Тратя в забавах дни, и до беды дойдешь. 
В юности прежде всего надо учиться нам, 
Если ж учиться нельзя, честным трудом проживешь. 
Молодость, по мнению Абая, лучшая пора в жизни человека, когда у него формируются наиболее ценные качества личности. Молодости свойственны порывы к благородству и красоте, отзывчивости, человечности, искренней и честной дружбе. Именно к этому зовет Абай юные сердца. 


Чтец №4 

Добро проходит быстротечно, 
А зло в любое время вечно. 
Надежды конь, как в дни былые, 
Не рвется в выси бесконечно. 
Вонзай ты хоть двойные шпоры, 
Увяз в печали он сердечной. 
Уйдешь в одну печаль и тут же 
Их сонмы гонит ветер встречный. 
Старик – летучий страж кочевий, 
Кружа верхом, рыдает желчно. 
Чтец№5 
Зимнее утро 
Мороз и солнце; день чудесный! 
Еще ты дремлешь, друг прелестный – 
Пора, красавица, проснись; 
Открой сомкнуты негой взоры 
Навстречу северной Авроры, 
Звездою севера явись! 
Вечор, ты помнишь, вьюга злилась, 
На мутном небе мгла носилась; 
Луна, как бледное пятно, 
Сквозь тучи мрачные желтела, 
И ты печальная сидела – 
А нынче... погляди в окно: 
Под голубыми небесами 
Великолепными коврами, 
Блестя на солнце, снег лежит; 
Прозрачный лес один чернеет, 
И ель сквозь иней зеленеет, 
И речка подо льдом блестит. 
Вся комната янтарным блеском 
Озарена. Веселым треском 
Трещит затопленная печь. 
Приятно думать у лежанки. 
Но знаешь: не велеть ли в санки 
Кобылку бурую запречь? 
Скользя по утреннему снегу, 
Друг милый, предадимся бегу 
Нетерпеливого коня 
И навестим поля пустые, 
Леса, недавно столь густые, 
И берег, милый для меня. 
1829 
Чтец№6 
Узник 
Сижу за решеткой в темнице сырой. 
Вскормленный в неволе орел молодой, 
Мой грустный товарищ, махая крылом, 
Кровавую пищу клюет под окном, 
Клюет, и бросает, и смотрит в окно, 
Как будто со мною задумал одно. 
Зовет меня взглядом и криком своим 
И вымолвить хочет: «Давай, улетим! 
Мы вольные птицы; пора, брат, пора! 
Туда, где за тучей белеет гора, 
Туда, где синеют морские края, 
Туда, где гуляем лишь ветер... да я!..» 
1822 

Чтец № 7 

Когда в оковах туч мрачнеет, 
Возможно ль небу улыбнуться? 
Когда в тревоге сиротеет, 
Возможно ль сердцу встрепенуться? 
Когда тобой печаль владеет, 
Губам к улыбке не вернуться. 
Но тот, кто выдержать сумеет, 
Тому в позор не окунуться. 

Чтец №8 
И все же, если грусть чрезмерна, 
Она закрутит вас, сломает. 
Родные чужды, если скверны, 
Их злобность душу вынимает. 
Когда невежество безмерно, 
Оно вас всюду обнимает. 
Глупцов бахвальство беспримерно, 
Душа моя средь них страдает. 


Чтец № 9 
Наш холоден Ум наподобие льда, 
Горячее Сердце согреет всегда. 
Разумность и такт, прозорливость терпенья, 
В нас Воли рождает тугая узда. 
Держа в триединстве Ум, Сердце и Волю, 
Ты к цельности редкой придешь без труда. 
Но взяты поврозь, они будут ущербны, - 
Не славят явлений, где много вреда. 
Живу неспособный смеяться и плакать, 
Лишь с сердцем мятущимся, с коим – беда. 
Ум, Сердце и Воля – ничто друг без друга, 
А Знанье их суть пронесет сквозь года. 

Чтец№10 
Зимняя дорога 
Сквозь волнистые туманы 
Пробирается луна, 
На печальные поляны 
Льет печально свет она. 
По дороге зимней, скучной 
Тройка борзая бежит, 
Колокольчик однозвучный 
Утомительно гремит. 
Что-то слышится родное 
В долгих песнях ямщика: 
То разгулье удалое, 
То сердечная тоска... 
Ни огня, ни черной хаты, 
Глушь и снег... Навстречу мне 
Только версты полосаты 
Попадаются одне... 
Скучно, грустно... завтра, Нина, 
Завтра к милой возвратясь, 
Я забудусь у камина, 
Загляжусь, не наглядясь. 
Звучно стрелка часовая 
Мерный круг свой совершит, 
И, докучных удаляя, 
Полночь нас не разлучит. 
Грустно, Нина: путь мой скучен, 
Дремля смолкнул мой ямщик. 
Колокольчик однозвучен, 
Отуманен лунный лик. 
1826 


Чтец №11 
К Аллаху дорога ведет не из уст. 
Нетрудно любить на словах. 
Раденье сердечное, искренность чувств, - 
Иного не примет Аллах. 

Всю силу природную, коей велик, 
Ты тратишь на творчество, горд, 
Когда твой разумности сердца родник 
К Создателю рвением тверд. 

Величие Творца не осилить уму, 
Его не опишет язык. 
Но сущ несомненно, свидетель всему, 
Зачем, для чего Он возник?! 

Ни разум, ни чувства Его не прозрят, 
Ты сердцем воспримешь Его. 
Напрасно схоласты о догмах твердят, 
Не знают они ничего. 


Чтец №12 
Различен с природой в судьбе человек. 
Обратно ему не вернуться вовек. 
Разлуку души со своей оболочкой 
Прозвали мы смертью, взяв на сердце грех. 

Нас много, поддавшихся ходу вещей, 
И мы, оступаясь, слабей и слабей. 
Но тот, кто оставил бессмертное слово, 
Не выше ли смерти душою своей?! 

Земной суетой не заботиться как? 
Для вечности бренность – негодности знак. 
Но мира изъяны, увы, не познаешь, 
Не следуя мысли пронзающей мрак. 

Друг бренности вечному сможет ли внять? 
Им места на равных в душе не занять. 
Любитель земного, к Дню Судному глух ты, 
Кто примет такой полуверы обряд? 
Чтец №13 
Қараңғы түнде тау қалғып 
Қараңғы түнде тау қалғып, 
Ұйқыға кетер балбырап. 
Даланы жым-жырт, дел-сал ғып, 
Түн басады салбырап. 
Шаң шығармас жол-дағы. 
Сыбдырамас жапырақ, 
Тыңшығарсың сен-дағы 
Сабыр қылсаң азырақ. 

Чтец №14 
Жалғыз жалау жалтылдап 
Тұманды теңіз өрінде... 
Жат жерде жүр не тыңдап? 
Несі бар туған жерінде? 
Ойнақтап толқып жел гулеп, 
Майысар діңгек сықырлап... 
Ол жүрген жоқ бақ іздеп, 
Қашпайды бақтан бойды 
Чтец№15 
БУДЬ РАЗБОРЧИВ НА ПУТИ СВОЁМ… 

Будь разборчив в пути своём, 
Если ты талантлив – гордись 
И надёжным лишь кирпичом 
В стену строящуюся ложись. 

Убегающий видит путь, 
Догоняющий вслед спешит. 
Воля с разумом их ведут. 
Справедливость – вот свет души. 

Если воля есть, ум живёт. 
Доброты же и правды нет, - 
Впереди огонь, сзади лёд, 
И никак не уйти от бед. 

Удержи корысти порыв, 
Похвалы не ищи – смотри. 
Недостатки искусно скрыв, 
Лишь в борьбе победу бери. 

Твёрже ногу, шагай смелей, - 
И тогда не погибнет труд, 
Речи тех, кто учит детей, 
Как зерно в земле прорастут. 
Чтец№16 

Весна, весна, пора любви... 
Александр Пушкин 
Весна, весна, пора любви, 
Как тяжко мне твое явленье, 
Какое томное волненье 
В моей душе, в моей крови... 
Как чуждо сердцу наслажденье... 
Всё, что ликует и блестит, 
Наводит скуку и томленье. 
Отдайте мне метель и вьюгу 
И зимний долгий мрак ночей. 
1827 
Чтец№17 

Унылая пора! Очей очарованье!... 
Александр Пушкин 
Унылая пора! Очей очарованье! 
Приятна мне твоя прощальная краса — 
Люблю я пышное природы увяданье, 
В багрец и в золото одетые леса, 
В их сенях ветра шум и свежее дыханье, 
И мглой волнистою покрыты небеса, 
И редкий солнца луч, и первые морозы, 
И отдаленные седой зимы угрозы. 
Чтец№18 
Уж небо осенью дышало... (отрывок из поэмы Евгений Онегин) 
Александр Пушкин 
Уж небо осенью дышало, 
Уж реже солнышко блистало, 
Короче становился день, 
Лесов таинственная сень 
С печальным шумом обнажалась, 
Ложился на поля туман, 
Гусей крикливый караван 
Тянулся к югу: приближалась 
Довольно скучная пора; 
Стоял ноябрь уж у двора. 
Абай и Пушкин жили в разное время, но судьба поэтов все-таки переплелась на творческом поприще. Абаю глубоко полюбилось одно из самых задушевных произведений Пушкина «Евгений Онегин». 
Его увлекли герои романа, особенно Татьяна. В ней он увидел душевную красоту, высокую нравственность, ответственность за свои поступки, глубокое чувство долга. Абай не только перевел письмо Татьяны, но и положил стихи на музыку. «Письмо Татьяны» стало одной из любимых песен казахской молодежи, не потерявшей популярности и по сей день. 

Пушкин и Абай – вот кому мы обязаны знанием природы человека, его судеб и характеров. Именно они воспитывают в нас любовь к прекрасному, ко всему светлому. Им суждено было стать духовными учителями нового поколения. 
Абай и Пушкин – прекрасные поэты – 
Соединили две культуры на века, 
Они писали нам свои великие творенья 
И в жизнь путевку дали, а пока… 
Мы чтим их, помним и храним 
В своих сердцах плоды их вдохновенья, 
Абай и Пушкин – великие творцы, 
Что знает каждый, без сомненья.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Задача: помочь учащимся осознать и понять величие двух гениев казахского и русского народов. Пропустить их творчество через их внутренний мир.

 

Тезис: Понимаю и принимаю культуру разных народов через осознание себя как социума.

Оборудование: Портреты Абая и Пушкина, выставка книг, фильм. «Сказка о золотой рыбке», мелодия о временах года.

Слово учителя

II 1 ведущий: В созвездии блистательных имён
Явились Гении, своё представив слово.
И каждый был талантом наделён,
Так непохожим на талант другого .

2 ведущий: Пушкин в России, Абай в Казахстане - оба великие родоначальники новой литературы в своих странах. В то же время оба служили своим творчеством не только своей стране, своему народу, но и всему человечеству. Сегодня каждого из них знает действительно весь мир.

3 ведущий. Народы двух соседних дружественных стран должны хорошо знать двух своих сыновей и их великие творения.

1 ведущий: Абай и Пушкин. Пушкин и Абай.
Как много доброго нам дали эти люди.
Поёт внучатам колыбельную апа.

Звучит песня “Көзімнің қарасы».

2 ведущий: И любят сказки Пушкина все дети.

Показывается отрывок из сказки “О рыбаке и рыбке”

Учитель (К зрителям): Какие сказки А.С.Пушкина вы ещё знаете? Молодцы. Сегодня вы ещё раз доказали, что у нас в Казахстане хорошо знают и любят этого замечательного русского поэта. А знают ли в России произведения нашего Абая?

3 ведущий: Российские читатели с уважением относятся к творчеству Абая и ставят его в один ряд со всемирно известными мыслителями. Его “Слова назидания” давно стали достоянием всего человечества.

Учитель: Произведения “Слова назидания” были написаны Абаем в пожилом возрасте. В нём он размышляет о смысле жизни, даёт советы молодёжи, разоблачает человеческие пороки, пропагандирует высоконравственные качества человека.

“Слова…” написаны просто, доступно и интересно.

Послушайте некоторые из них.

На казахском языке “Слова назидания” читает учитель казахской литературы и параллельно с ней в исполнении учителя русской литературы звучит перевод ”Слов…”

Учитель: “Слово третье” “Великие мудрецы давно заметили: каждый лентяй труслив и безволен; безвольный же человек всегда хвастлив; хвастливый кроме трусливости ещё и глуп; а глупый всегда невежествен и бесчестен. Из бесчестных выходят жадные, неуживчивые и бездарные существа, никому не нужные на свете”.

“ Слово восемнадцатое” “Красивым и сильным делает человека его ум, образованность, честь и обаяние”.

“Слово тридцать первое” “Для того, чтобы запомнить советы и следовать им, нужно соблюдать четыре условия.

Первое: Надо быть сильным настолько, чтобы подавить в себе самолюбие, когда тебе дают совет.

Второе: Надо принимать умные слова сердцем, всей душой так, словно утоляешь ими жажду.

Третье: Следует по нескольку раз повторять услышанное, чтобы закрепить его в памяти.

Четвёртое: Надо держаться подальше от вещей, которые изнашивают человеческий ум и заставляют его терять свои ценные свойства”

1 ведущий: Эти произведения находят отклик, в первую очередь, у молодых читателей, которые только вступают в самостоятельную жизнь.

Стихотворение ”Обращение к акыну”

Через века, Абай, мы слышим твоё Слово.
К нему обращаемся снова и снова.
Оно знакомо с самых ранних лет,
В нём на вопросы ищем мы ответ.

* * *

Оно нас призывает к разуму, добру, 
Быть нетерпимым к подлости и злу,
Порядочность и честь сою хранить,
И всей душою Родину любить.

* * *

Мы на природу смотрим твоим взглядом,
Ты учишь: ”Любоваться ею надо!
Зимою, летом, осенью, весною
Она нас радует своею красотою”.

* * *

Нет, не напрасно на земле ты жил,
Верным словом народу родному служил.
И хоть недругов было не счесть у тебя,
Неотступно о правде писал ты всегда.

* * *

И пусть молоды мы и порою несмелы,
Рассуждаем о многом пока неумело,
Но, шагая к вершине жизненной новой,
Через века, акын, мы слышим твоё слово.

 

2 ведущий: Язык певцов природы так прекрасен
В изображении лесов, озёр, степей,
Так живописен и разнообразен,
Что вызывает восхищение людей.

Звучат стихотворения Пушкина и Абая. “Весна” и ;Зима” Абая, “Осень” Пушкина на фоне прекрасной природы

Звучит песня Абая “Желсіз тұнде жарықай».

3 ведущий: Абай был первым из казахов, кто навсегда породнил поэзию Пушкина с казахским народом. Он перевел на казахский язык отрывки из “ Евгения Онегина”, положил их на музыку. Это было большим событием.

В исполнении учителя музыки Резуновой Т.И. звучит ария Татьяны из оперы “Евгений Онегин”.

1 ведущий: Тема любви присутствует и в других произведениях А.С.Пушкина. На многие его лирические стихи положена музыка. Сейчас вы слушаете романс “Я помню чудное мгновенье”

Исполняется романс “Я помню чудное мгновенье”. В исполнении учителя музыки.

2 ведущий: Слова любви, на каком бы языке они не были сказаны или написаны, передают только самые искренние и нежные чувства, которые испытывают люди по отношению друг к другу, к родной природе, к Родине. Познакомившись с творчеством Абая и Пушкина, мы осознаём и понимаем силу этой любви, которая помогает людям жить и верить в светлое и прекрасное, вдохновляет на добрые дела и поступки.

3 ведущий: С наследием двух стран соприкасаясь,
Мы убеждаемся - оно неоценимо,
Ведь в творчестве своё м перекликаясь,
Сближают нас поэты побратимы.

1 ведущий: Казах и русский. Русский и казах,
В одном столетии пером служа народу,
Единство мыслей выразив в стихах,
Свой величие проносят через годы

2ведущий: И отдавая дань любви и уважения,
Своим кумирам и отечества сынам
Мы не даём им впасть в забвенье,
Чтобы в забвении не остаться нам.

Учитель:(Заключительное слово): Ребята, наш час поэзии “В созвездии блистательных имён”, посвящённый творчеству Абая Кунанбаева и Александра Сергеевича Пушкина подходит к завершению. Об этих замечательных людях можно говорить ещё очень долго, и я, надеюсь, что вы продолжите знакомство с их творчеством на уроках и на других мероприятиях, будете самостоятельно читать произведения Пушкина и Абая.

Я хочу поблагодарить всех, кто принимал участие в нашем мероприятии, хочу поблагодарить зрителей за внимание, за интерес, который вы привили к творчеству этих действительно великих людей!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

20 сентября 2019 года кафедрой русской филологии факультета полиязычного образования был проведен конкурс чтецов «Абай и Пушкин в моей жизни», посвященный Дню языков народа Казахстана.
Основной целью мероприятия были: обогатить и закрепить знания студентов, школьников о жизни и творчестве двух поэтов; приобщить молодежь к высокому, духовному, нравственному, всему тому, что дарит добро и красоту; способствовать воспитанию интереса к познанию творчества Абая и Пушкина.

Участвовали студенты языковых и неязыковых специальностей, учащиеся №17 школы-лицея. В конкурсе приняло участие 28 чтецов.
На мероприятии присутствовали декан факультета, кандидат филологических наук Султангубиева А.А., профессорско-преподавательский состав кафедры русской филологии.
Конкурс прошел в теплой и дружественной обстановке. Прозвучали лирические стихотворения как на казахском, так и на русском языках.
Студенты и школьники №17 школы-лицея с особым желанием и трепетом читали наизусть стихотворения выдающихся, признанных классиков мировой литературы и культуры - Абая и Пушкина.
По результатам конкурса чтецов были распределены призовые места.
Победителями конкурса среди учащихся №17 школы-лицея стали:
1 место – Эмма Зайнуллина, 11 класс (Стихотворение Пушкина «Письмо Татьяны к Онегину»).
2 место – Амира Ордиева, 11 класс (Стихотворение Пушкина «Признание»).
3 место – Ляззат Сабирбаева, 11 класс (Стихотворение Пушкина «Простишь ли мне ревнивые мечты»).
Среди студентов: 1 место- Диана Бауржанова, РЯЛ-1 курс (Стихотворение Пушкина «Письмо Татьяны к Онегину»).
1 место- Данияр Мухтаргалиев, Журналистика-1 курс (Стихотворение Абая «Өлсем, орным қара жер сыз болмай ма.»).
2 место- Алина Ермеккали, РКШ-1 курс (Пушкин «Памятник»).
2 место - Меруерт Азиева, Правоведение- 1курс (Абай «Білектей арқасында өрген бұрым»).
3 место - Айдана Сатымова, Журналистика-1 курс (Абай «Өзгеге көңілім тоярсың»).
3 место- Сәндігүл Қонысқызы, Журналистика- 1 курс (Абай «Ұяламын дегені көңіл үшін»).
Победителям были вручены дипломы 1,2,3 степеней, всем студентам и школьникам за активное участие – благодарственные письма.
Конкурс прошел на высоком уровне.

Конкурс чтецов «Пушкинские чтения» на тему «Погрузимся в творчество А.С. Пушкина».

Цели: Обогатить знания учащихся о Пушкине и Абае, воспитать любовь к

поэзии, чувство патриотизма, уважения к культуре другого народа; нравственное

воспитание учащихся.

Оборудование: стенды, книги А.С. Пушкина, портреты поэтов,

мультимедийная доска (слайды , видео о Пушкине), творческие работы учащихся

видео и аудио материалы.

1 - й ведущий: Абай и Пушкин – два светила,

Два светлых гения земли.

Поэзией сердца будили,

Гуманности учили вы.

Пройдут года, пройдут столетья,

Но помнить будут вас всегда,

Ваш слог нетленен... Это вечно...

Ведь истина всегда жива.

2 - й ведущий: Сокровища, дарованные нам Пушкиным и Абаем велики и

неоценимы. Читая их произведения хочется возвышенно мыслить и чувствовать

вместе с ними. Вот почему человечество до сих пор поклоняется этим двум светилам:

Пушкину и Абаю.

1 - й ведущий:

Мы Пушкину наш праздник посвятим,

Наполнив зал чудесными стихами.

О Пушкине сегодня говорим

Поэзии волшебными словами.

2 ведущий

Мой Пушкин! Ты мне дорог с малых лет,

Твои стихи я слышу с колыбели.

Я сказками волшебными согрет,

Что музыкой в душе моей звенели.

2 - й ведущий:

С детских лет мы слышим имя – Пушкин. В счастливые и тяжелые минуты человек

найдет созвучие своим чувствам в поэзии Пушкина. Пушкин с нами, Пушкин жив.

Благословен и день и час,

Когда с теплом родного крова

Впервые к каждому из нас

Приходит пушкинское слово.

1 ведущий.

Стихи Александра Сергеевича прекрасны. Читая, слушая их, мы представляем наяву

картины, которые рисует нам поэт. Сегодня ребята прочитают нам любимые

стихотворения Пушкина.

Итак, наш конкурс «Пушкинских чтений» начинается. В каждом конкурсе есть

победители и проигравшие. Но, думается, что вы ребята подготовились так, чтобы

обязательно победить.

 

2 ведущий. Ну а судить наш конкурс «Пушкинских

чтений» будут наши любимые учителя: завуч по учебной части Кульжан

Умурзаковна,учитель казахского  языка и

литературы Жунусова амина Кумарбековна, учитель английского языка Дуйсеманова

Улжан Жуманазаровна .

 

Чтобы послушать слова-напутствия перед

началом конкурса предоставляем слово руководителю методического объединения

гуманитарных паредметов Слушаш Турсынгалиевне. (ознакомление с пограммой

конкурса).

 

1 ведущий. Любимое время года Пушкина - осень.

Он пишет:

«Дни поздней осени бранят обыкновенно,

Но мне она мила, читатель дорогой

красою тихою, блистающей смиренно…»

2 ведущий.   Картины зимы тоже не остались без внимания

поэта. Красоту зимнего утра, зимнего вечера поэт передаёт так, как, наверное,

никто не передаст.

1 ведущий.У

каждого возраста свой Пушкин. Для маленького читателя Пушкин, прежде всего поэт

– сказочник. Специально для детей Пушкин сказок не писал, но все его сказки

любимы детьми. Каждый, кто прочитает сказки впервые, будет счастлив этим, а,

кто станет перечитывать их, будет счастлив вдвойне.

2 ведущий.

Творчество А.С. Пушкина вдохновляло известных художников, композиторов на

создание своих произведений. Известные художники Левитан, Репин, Васнецов,

Врубель, Серов иллюстрировали его произведения. Иллюстрации к сказкам Пушкина

создавали художники Билибин, Назарук, Зотов, и многие другие. Наши дети тоже

иллюстрировали любимые произведения А.С. Пушкина. И мы просим жюри оценить эти

работы по достоинству.

1 ведущий. Композитор Свиридов создал удивительный по

своей красоте цикл музыкальных произведений Музыкальные иллюстрации к повести

А.С. Пушкина «Метель». Во времена А.С. Пушкина на балах, приемах дамы и

кавалеры исполняли романсы, музицировали, танцевали.

Сейчас же мы хотим дать слово нашим

конкурсантам.

2 ведущий. Итак, наш конкурс пушкинских чтений

подошёл к концу. Сейчас жюри скажет своё слово и наградит участников

сегодняшнего праздника.

 

скачать по прямой ссылке