Конкурс «Знаем ли русский?» (5-9 классы)
Оценка 4.7

Конкурс «Знаем ли русский?» (5-9 классы)

Оценка 4.7
docx
30.05.2021
Конкурс «Знаем ли  русский?» (5-9 классы)
Внек Конк Знаем русский БМ.docx

                   МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

               «ПИЛИГСКАЯ  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»  

                

                

                

               Внеклассное мероприятие.

                Конкурс «Знаем ли  русский?» (5-9 классы)

               16.02.2018г

 

 

 

              

 

                                             Подготовил учитель русского языка и литературы,

                                                    Рашидов Рустам Абдурашидович.

 

 

 

 

 

Директор МКОУ «Пилигская СОШ»

Рамазанов Сергей Маллакурбанович  

 

                                                           2018г

 

 

Школа:  МКОУ «Пилигская СОШ».

Учитель русского языка и литературы:  Рашидов  Рустам  Абдурашидович Внеклассное мероприятие. Конкурс «Знаем ли  русский?» (5-9 классы)

.

Дата:16.02.2018г

Цель: -прививать интерес к изучению русского языка и литературы, к работе над словом и со словом через внеклассное мероприятие,

- развивать мыслительную деятельность, речетворчество учащихся, обогащение их словарного запаса,

- содействовать воспитанию познавательных интересов, активности, чувства коллективизма.

Оборудование: презентация, раздаточный материал, высказывания:

«Непродуманное слово, что недозрелое яблоко»

«Лучше споткнуться ногою, нежели словом»

«Слово толковое стоит целкового»

«Слово – знак ума

Форма работы: групповая

1 тур. Конкурс капитанов

2 тур. Разминка команд

3 тур. Блиц –ответ

Работа со зрителем

4 тур. Язык художественной литературы

5 тур. В мастерской художника слова

 

Ход конкурса

 

Вступительное слово учителя: Добрый день, любители русского языка! Я рада приветствовать Вас на нашем конкурсе «Знаем русский». Он будет состоять из пяти туров. Жюри рассудит нас. За каждый правильный ответ вы получите один балл. В случае подсказки один балл снимается.

 

Представление команд

 

1тур. Конкурс капитанов

9кл.  Слова мужского рода преобразовать в слова женского рода:

повар – повариха , портной – портниха, купец- купчиха, храбрец - нет, ворон – ворона, бык -  нет, свистун – нет, конь – лошадь, жеребёнок – нет.

10кл. Множественное число преобразовать в единственное:

 певцы – певец,  венцы – венец,  концы – конец, щипцы – нет , орехи – орех, успехи- успех,  доспехи- нет, ворота – нет, слова – слово.

 11 кл. Глаголы неопределённой формы преобразовать  в глаголы 1 лица:

мечтать – мечтаю, блистать – блистаю ,свистать – свищу, бросать – бросаю, кромсать – кромсаю, кусать – кусаю , писать – пишу, грохотать – грохочу, щебетать - щебечу.

 

2 тур. Разминка команд (поговорим об этимологии)

9кл. “Баю-баюшки, баю” из колыбельной песни. Переведите с древнего языка смысл этой привычной, но непонятной фразы. 
(Ответ: Баюшки баю, буквально “сказываю сказочки”. Баять – говорить, сказывать. Отсюда диалектное слово “байка”) 

10кл. Заимствованные слова – неотъемлемая часть любого языка. Карате (в японском – “голыми руками”), кайф (в арабском – “послеполуденный отдых”), шАбаш (в еврейском - суббота). А какое слово, заимствованное из китайского языка, в языке-источнике обозначает “большой ветер”. (Ответ: тайфун) 
11кл.
Откуда взялось выражение “жить на широкую (большую) ногу?” 
(Ответ: В XIV веке в Западной Европе знатность определялась длиною башмака. Башмак рядового дворянина был в полтора фута, башмак барона – в два фута, а князя – в 2,5 фута. Впоследствии вместо “жить на большую ногу” стали говорить “жить на широкую ногу”)

 

3 тур. Блиц - ответ

9кл.

1. Что стоит  в слове перед корнем? (приставка)

2. В каком произведении Пушкина 14 раз повторяется слово «там»? (Руслан и Людмила)

3. Являются ли слова  подводный и водитель однокоренными? (Нет)

4. Сколько падежей в русском языке? (6)

5. На какой вопрос отвечает слово в родительном падеже? (кого, чего)

6. Сколько спряжений у глагола? (2)

7. Сколько лет рыбачил старик со старухой у синего моря? (33)

8. Назовите окончание существительных 1 склонения? (ж. м.р. – а, я)

 

10кл.

1. Что, по мнению Достоевского, спасёт мир? (красота)

2. Чем заканчивается день и ночь? (мягким знаком)

3. Как называются главные члены предложения? (подлежащее и сказуемое)

4.Что напишу на конце в слове издавна? (о)

5.Нужен ли мягкий знак в слове замуж? (нет)

6.Сколько с в слове расчёт? (одна)

7.Сколько Б в слове столб? (сто)

8.Сколько звуков в русском языке? (42)

 

11 кл.

1. Кто изобрёл русский алфавит? (Кирилл и Мефодий)

2. Не буду, не хочу, не  знаю? (Слитно или раздельно пишутся эти слова? (раздельно)

3. Как называются в русском языке такие слова, как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)

4. На какие вопросы отвечают слова в Предложном падеже? (о ком, о чём)

5. Назовите местоимения 2л. (ты, вы)

6. Назовите роды литературы? (эпос, лирика, драма)

7.Как напишите наречие точь-в-точь? (через дефис и с мягким знаком)

8.На какой слог падает ударение в слове звонят? (последний)

 

Игра со зрителем.

 

Сеанс одновременной игры – пантомимы.

Что такое пантомима?

Переведите на современный язык устаревшие слова.

Какие слова называются устаревшими?

Задания болельщики  выполняют одновременно.  Пример: Каково ваше порекло? (прозвище)

1.     Покажите длани  (ладонь).

2.     Покажите потылицу (затылок).

3.     Поднимите шуйцу (левая рука).

4.     Покажите чело (лоб).

5.     Какого цвета у вас ланиты?

6.     Расправьте свои рамена.(рамо-плечо)Левую руку положите на правое рамо, а правую –на левое. (плечо).

7.      Правой рукой заденьте выю (шея).

8.     Обхватите свое чрево (живот).

9.     Помашите десницей (правая рука).

 

4 тур. Язык художественной литературы

9 класс: Назвать произведение, автора.

 Почему герой был возмущён шуткой и какой?

Он - умён, образован, влюблён в неё. Она - умна, красива, влюблена в другого. Другой ни в кого не влюблён, но делает вид, в жизни всё может пригодиться. Она – девушка с юмором, любит иногда пошутить. Взяла да и пошутила жестоко. Узнав об этом, он возмущается. Какими словами! Всё цензурные. И любовь как рукой сняло. Великая вещь – уметь мило пошутить.  (А.С.Грибоедов Комедия «Горе от ума», сумасшествием, не ожидал такого поступка от любимой девушки)

 

10 класс: Назвать автора, произведение. (Н.С.Лесков «Леди Макбет Мценского уезда»)

Холодный, ненастный день с порывистым ветром и дождем, перемешанным со
снегом, неприветливо встретил партию, выступавшую за ворота душного этапа.
Она (Катерина Львовна) вышла довольно бодро, но только что стала в ряд, как вся
затряслась и позеленела. В глазах у нее стало темно; все суставы ее заныли и
расслабели.

Назовите имя героини. Что увидела она? Почему ей стало так плохо?

(Перед Катериной Львовной стояла Сонетка в хорошо знакомых той синих шерстяных чулках с яркими стрелками. Катерина Львовна двинулась в путь совсем неживая; только глаза ее страшно смотрели на Сергея и с него не смаргивали).

 

11 класс: Назвать автора, произведение. (И.А.Бунин «Господин из Сан-Франциско»)

Он твёрдо был уверен, что имеет полное право на отдых, на удовольствия, на путешествие во всех отношениях отличное. Для такой уверенности у него был довод.

Какой довод (доводы) был у героя?

(что, во - первых, он был богат, а во-вторых только что приступил к жизни, несмотря на свои пятьдесят восемь лет. До этой поры не жил, а лишь существовал, правда, очень недурно, но всё же возлагал все надежды на будущее. Он работал не покладая рук, - китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! – и,  наконец, увидел, что сделано уже много, что он почти сравнялся с теми, кого некогда взял себе на образец, и решили передохнуть)

 

5 тур. В мастерской  художника слова (проявите творчество).

 Инсценировать басню в жанре комедии, трагедии, драмы.

 

Басня Сергея Михалкова. Две подруги.


«Красиво ты живёшь,
Любезная сестрица! —
Сказала с завистью в гостях у Крысы Мышь. —
На чём ты ешь и пьёшь,
На чём сидишь,
Куда ни глянешь — всё из-за границы!» —
«Ах, если б, душенька, ты знала, —
Со вздохом Крыса отвечала, —
Я вечно что-нибудь ищу!
Я день-деньской в бегах за заграничным —
Всё наше кажется мне серым и обычным,
Я лишь заморское к себе в нору тащу
Вот волос из турецкого дивана!
Вот лоскуток персидского ковра!
А этот нежный пух достали мне вчера —
Он африканский. Он от Пеликана!» —
«А что ты ешь? — спросила Крысу Мышь —
Есть то, что мы едим, тебе ведь не пристало!» —
«Ах, душенька! — ей Крыса отвечала. —
Тут на меня ничем не угодишь!
Вот разве только хлеб я ем и сало!..»
 ***
Мы знаем, есть ещё семейки,
Где наше хают и бранят,
Где с умилением глядят
На заграничные наклейки…
А сало… русское едят!
Источник:
http://pritchi.ru/id_5495



 

Перелетев с помойки на цветок,
Лентяйка Муха Пчелку повстречала-
Та хоботком своим цветочный сок
По малым долькам собирала…
“Летим со мной! – так, обратясь к Пчеле,
Сказала Муха, глазками вращая.-
Я угощу тебя! Там – в доме, на столе-
Такие сладости остались после чая!
На скатерти – варенье, в блюдцах – 
мёд.
И все – за так! Все даром лезет в рот!-
“Нет! Это не по мне!” – ответила Пчела.
“Тогда валяй трудись!” – лентяйка прожужжала
И полетела в дом, где уж не раз была,
Но там на липкую бумагу вдруг попала…

 

Не так ли папенькины дочки и сынки, 
Бездумно проводя беспечные деньки, 
Безделье выдают за некую отвагу 


И в лености своей, от жизни далеки, 
Садятся, вроде мух, на липкую бумагу!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов.

 

 Награждение победителей


Приложение

 

 - Герой какого произведения считал, что дверь – это прилагательное, потому что она приложена к своему месту?

 «Недоросль», «Ревизор» или «Горе от ума»
- Какой прием используют писатели в названии произведения

«Отцы и дети», «Война и мир? Аллегория, антитеза, гипербола.
- Продолжите крылатую фразу: «А Васька слушает …» ( да ест)
- Как называются в русском языке такие слова как: большой, огромный, гигантский? (синонимы)
- На какие вопросы отвечают слова в Предл. падеже? (о ком?, о чем?)
- Назовите местоимения второго лица? (ты, вы)
- Назовите три рода литературы? (эпос, лирика, драма)
- Как называется сильный ветер со снегом? (метель, вьюга, буран)
- Как называется особый материал для письма, который изготавливали из тростника в древнем Египте? (папирус)
- С каким врагом сражается Илья Муромец? с Чингисханом, со Змеем Горынычем, Соловьём- Разбойником.
- Как звали мальчика, которого воспитали волки в джунглях? (Маугли )
- Кто автор произведения «Дети подземелья», «Слепой музыкант» ? (Короленко)
- Каким ключом невозможно открыть замок? (скрипичным)
- Из какого произведения строки: «одеяло убежало, улетела простыня»? («Мойдодыр» Чуковский )
- Что означает устаревшее слово «цирюльник»? (парикмахер)
- Какой литературный прием использован Пушкиным в строках «то как зверь она завоет, то заплачет как дитя»?( сравнение)
- Как называются слова, противоположные по смыслу? (антонимы)
- Какое наречие пишется с двумя черточками и двумя мягкими знаками: бок о бок, чуть –чуть, точь – в- точь
- Завершите пословицу: «За двумя зайцами погонишься …. ? ( ни одного не поймаешь)
- Печь – это глагол или существительное? (и то и другое)
- От какого суффикса зависит написание корней – мир - - мер-, -тир- -тер-, -бир- -бер-? (-â-)
- Что означает выражение: «бить баклуши» и «считать ворон»? (бездельничать)
- Сколько –н- пишется в слове серебряный? ( одно)
- Закончите пословицу: «терпение и труд … ? ( все перетрут)
- Кто из героев народных сказок похож на мяч? ( колобок)
- К какому роду относятся слова: пальто, бюро, лото? (средний род)
- Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка)
- Можно ли у существительных неряха, соня, плакса, грязнуля определить род? ( общий род)
- Как правильно сказать: извините или извиняюсь?
- Поставьте ударение: договор или договор?
- Обладателя этой вещи все с первого взгляда принимают за отличника? (очки)


 

Скачано с www.znanio.ru

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Школа: МКОУ «Пилигская СОШ»

Школа: МКОУ «Пилигская СОШ»

Ответ: Баюшки баю, буквально “сказываю сказочки”

Ответ: Баюшки баю, буквально “сказываю сказочки”

Сеанс одновременной игры – пантомимы

Сеанс одновременной игры – пантомимы

Он работал не покладая рук, - китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! – и, наконец, увидел,…

Он работал не покладая рук, - китайцы, которых он выписывал к себе на работы целыми тысячами, хорошо знали, что это значит! – и, наконец, увидел,…

Подведение итогов. Награждение победителей

Подведение итогов. Награждение победителей

Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка) -

Какой овощ смогли вытянуть только 6 персонажей сказки? (репка) -
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.05.2021