Конкурс "Знатоки русского языка"
Оценка 4.8

Конкурс "Знатоки русского языка"

Оценка 4.8
Документация +5
doc
русская литература +1
17.12.2019
Конкурс "Знатоки русского языка"
Конкурс для учащихся школ
Знатоки русского языка.doc

 

 


 


«Знатоки русского языка».

Цели и задачи конкурса : 1) повторить и закрепить изученные ранее правила по русскому языку;

2) развитие устной речи, самостоятельного мышления;

3) воспитание положительных человеческих качеств.

                  ХОД  МЕРОПРИЯТИЯ :

Вступительное слово учителя.

- Русский язык – сложный учебный предмет, но в то же время социально значимый, он является и средством общения , и инструментом познания. Сегодня , надеюсь, вы увидите , поймёте , как увлекателен , разнообразен , неисчерпаем мир слова , мир русской грамоты . Знание русского языка создаёт условия для успешного усвоения всех учебных предметов.

Итак, начинаем. У нас сегодня три команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Команда 5 «А» класса – «Этимология» , команда 6 «А» класса – «Орфоэпия» и команда 7 «А» класса – «Морфология». I. Первое задание . Я раздаю каждой команде по картине известных художников. Ваша задача – составить по ней устный рассказ. Он должен быть правильно построен, речь должна быть грамотной и связной. Рассказ будет заслушан в конце конкурса. А пока пусть один из участников займется подготовкой к нему.

20161130_114118.jpg

 II. А пока переходим к следующему заданию. В форме кластера нужно будет написать морфологические признаки частей речи. Задание на время. Участники вытягивают билеты : Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Включается музыка. В конце выставляются баллы : у доски закреплены изображения деревьев без листьев – по одному для каждой команды. На деревьях рисуются листочки по количеству баллов.

 III. - Пословица – малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод. Они содержат очень мудрые слова и помогают нам понимать жизнь. Участники команд вытягивают конверты, в которых пословицы в разобранном виде. 1) Добро потеряешь – опять наживёшь, друга потеряешь – уже не вернёшь.

2) Лучше выслушать упрёки друга, чем потерять его.

3) Есть пирожки – есть и дружки, нет пирожков – нет и дружков.

20161130_120003.jpg

IV. Следующее задание – угадайте фразеологизмы.

1.    Ты держи за зубами( язык). А ты и развесил(уши). У него познаний с гулькин (нос).

2.    (Язык) до Киева доведёт. Весь город виден как ( на ладони). Они постоянно ругаются, живут как (кошка с собакой).

3.    Я его знаю как свои ( пять пальцев). Он работает спустя ( рукава). У него денег ( куры) не ( клюют).

4.    Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. На него бросают деньги и слова. ( ветер).

5.     Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом. В неё прячут концы нечестные люди. Иногда они выходят из неё сухими. ( вода)

6.     За него, схватившись, водят. Не видят дальше него. Его задирают. (нос).

20161130_121247.jpg

V.  Допиши правило.  Участникам раздаются листы, на которые надо дописать пропущенные в правилах слова. На время. Задания примерно такие : Имя прилагательное обозначает ….. Косвенным не является …..падеж. Неизменяемая часть речи - …..  Слово «кофе» ….. рода. Эта часть речи имеет склонение…..  Грамматическая основа предложения – это ….  Какой член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей?..... По цели высказывания предложения бывают …. И т.п.

VI. Угадайте литературного героя, автора и название литературного произведения.

5 класс. « Дни проходят, дочь растёт; расцвела , как майский цвет; вот уж ей пятнадцать лет… Что-то, что-то будет с ней!»

6 класс. «Он лишился матери с малолетства. От роду 23 года, росту среднего, лицом чист, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Воспитывался в Петербурге в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию».

7 класс. « Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен. Он весь как божия гроза. И он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой».

VII. Кто быстрее ? По одному участнику от каждой команды выходят в середину. Ведущий задаёт вопрос, на который надо ответить быстро и правильно. Ответы на вопрос : «Да» или  «Нет». Отвечают ученики поднятием карточек с данными надписями.

Примерные вопросы.

1.    У имени существительного есть категория лица (нет).

2.    Косвенных падежей всего пять (да).

3.     В слове СЕМЬЯ мягкий знак является разделительным (да).

4.     Орфоэпия изучает правильное написание слов (нет).

5.     Междометие – служебная часть речи. (нет).

6.     НЕ с глаголами всегда пишется раздельно (нет).

7.    Предложение может быть осложнено обращением (да).

8.    Гласные звуки бывают глухими и звонкими. (нет).

9.    Простое предложение не имеет второстепенных членов. ( нет).

10.           Обстоятельство отвечает на вопросы косвенных падежей. ( нет).

11.           ТЕПЛО – ХОЛОДНО – это антонимы. (да).

12.           Морфология изучает части речи (да).

13.          Окончание – часть слова, которая служит для образования новых слов. (нет).

14.          В слове ПОДНОЖИЕ три слога ( нет).

15.          В слове СЕРДЦЕ есть непроизносимый согласный. ( да).

VIII.  Стихотворение наизусть.

А теперь вернёмся к первому заданию и послушаем рассказы по картинам.

20161130_122334.jpg

В конце подсчитывается количество листочков на дереве каждой команды и объявляется победитель.

Спасибо за внимание и участие !

 

Конкурс "Знатоки русского языка"

Конкурс "Знатоки русского языка"

Конкурс "Знатоки русского языка"

Конкурс "Знатоки русского языка"

Конкурс "Знатоки русского языка"

Конкурс "Знатоки русского языка"

Конкурс "Знатоки русского языка"

Конкурс "Знатоки русского языка"

Конкурс "Знатоки русского языка"

Конкурс "Знатоки русского языка"

Конкурс "Знатоки русского языка"

Конкурс "Знатоки русского языка"

Конкурс "Знатоки русского языка"

Конкурс "Знатоки русского языка"
Скачать файл