«Знатоки русского языка».
Цели и задачи конкурса : 1) повторить и закрепить изученные ранее правила по русскому языку;
2) развитие устной речи, самостоятельного мышления;
3) воспитание положительных человеческих качеств.
ХОД МЕРОПРИЯТИЯ :
Вступительное слово учителя.
- Русский язык – сложный учебный предмет, но в то же время социально значимый, он является и средством общения , и инструментом познания. Сегодня , надеюсь, вы увидите , поймёте , как увлекателен , разнообразен , неисчерпаем мир слова , мир русской грамоты . Знание русского языка создаёт условия для успешного усвоения всех учебных предметов.
Итак, начинаем. У нас сегодня три команды, каждая из которых состоит из пяти человек. Команда 5 «А» класса – «Этимология» , команда 6 «А» класса – «Орфоэпия» и команда 7 «А» класса – «Морфология». I. Первое задание . Я раздаю каждой команде по картине известных художников. Ваша задача – составить по ней устный рассказ. Он должен быть правильно построен, речь должна быть грамотной и связной. Рассказ будет заслушан в конце конкурса. А пока пусть один из участников займется подготовкой к нему.
II. А пока переходим к следующему заданию. В форме кластера нужно будет написать морфологические признаки частей речи. Задание на время. Участники вытягивают билеты : Имя существительное, имя прилагательное, глагол. Включается музыка. В конце выставляются баллы : у доски закреплены изображения деревьев без листьев – по одному для каждой команды. На деревьях рисуются листочки по количеству баллов.
III. - Пословица – малая форма народного поэтического творчества, облачённая в краткое, ритмизованное изречение, несущее обобщённую мысль, вывод. Они содержат очень мудрые слова и помогают нам понимать жизнь. Участники команд вытягивают конверты, в которых пословицы в разобранном виде. 1) Добро потеряешь – опять наживёшь, друга потеряешь – уже не вернёшь.
2) Лучше выслушать упрёки друга, чем потерять его.
3) Есть пирожки – есть и дружки, нет пирожков – нет и дружков.
IV. Следующее задание – угадайте фразеологизмы.
1. Ты держи за зубами( язык). А ты и развесил(уши). У него познаний с гулькин (нос).
2. (Язык) до Киева доведёт. Весь город виден как ( на ладони). Они постоянно ругаются, живут как (кошка с собакой).
3. Я его знаю как свои ( пять пальцев). Он работает спустя ( рукава). У него денег ( куры) не ( клюют).
4. Он в голове у легкомысленного, несерьёзного человека. Его советуют искать в поле, когда кто-нибудь бесследно исчез. На него бросают деньги и слова. ( ветер).
5. Её толкут в ступе или носят в решете те, кто занимается бесполезным делом. В неё прячут концы нечестные люди. Иногда они выходят из неё сухими. ( вода)
6. За него, схватившись, водят. Не видят дальше него. Его задирают. (нос).
V. Допиши правило. Участникам раздаются листы, на которые надо дописать пропущенные в правилах слова. На время. Задания примерно такие : Имя прилагательное обозначает ….. Косвенным не является …..падеж. Неизменяемая часть речи - ….. Слово «кофе» ….. рода. Эта часть речи имеет склонение….. Грамматическая основа предложения – это …. Какой член предложения отвечает на вопросы косвенных падежей?..... По цели высказывания предложения бывают …. И т.п.
VI. Угадайте литературного героя, автора и название литературного произведения.
5 класс. « Дни проходят, дочь растёт; расцвела , как майский цвет; вот уж ей пятнадцать лет… Что-то, что-то будет с ней!»
6 класс. «Он лишился матери с малолетства. От роду 23 года, росту среднего, лицом чист, глаза имеет карие, волосы русые, нос прямой. Воспитывался в Петербурге в Кадетском корпусе и выпущен был корнетом в гвардию».
7 класс. « Его глаза сияют. Лик его ужасен. Движенья быстры. Он прекрасен. Он весь как божия гроза. И он промчался пред полками, могущ и радостен, как бой».
VII. Кто быстрее ? По одному участнику от каждой команды выходят в середину. Ведущий задаёт вопрос, на который надо ответить быстро и правильно. Ответы на вопрос : «Да» или «Нет». Отвечают ученики поднятием карточек с данными надписями.
Примерные вопросы.
1. У имени существительного есть категория лица (нет).
2. Косвенных падежей всего пять (да).
3. В слове СЕМЬЯ мягкий знак является разделительным (да).
4. Орфоэпия изучает правильное написание слов (нет).
5. Междометие – служебная часть речи. (нет).
6. НЕ с глаголами всегда пишется раздельно (нет).
7. Предложение может быть осложнено обращением (да).
8. Гласные звуки бывают глухими и звонкими. (нет).
9. Простое предложение не имеет второстепенных членов. ( нет).
10. Обстоятельство отвечает на вопросы косвенных падежей. ( нет).
11. ТЕПЛО – ХОЛОДНО – это антонимы. (да).
12. Морфология изучает части речи (да).
13. Окончание – часть слова, которая служит для образования новых слов. (нет).
14. В слове ПОДНОЖИЕ три слога ( нет).
15. В слове СЕРДЦЕ есть непроизносимый согласный. ( да).
VIII. Стихотворение наизусть.
А теперь вернёмся к первому заданию и послушаем рассказы по картинам.
В конце подсчитывается количество листочков на дереве каждой команды и объявляется победитель.
Спасибо за внимание и участие !
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.