Проблема -незнание истории русских слов, обозначающих название вещей и одежды.
.
Задачи:
Методы решения задач:
Цель:
Определение исторических причин и предпосылок возникновения русских слов, обозначающих названия одежды, обуви.
Изучить и обобщить научный материал по данной проблеме.
Выяснить историю возникновения некоторых русских слов.
Провести наблюдения, используя художественную литературу.
Провести опрос для выяснения частотности употребления данных слов в русской речи, в том числе и в фольклоре.
Теоретический (научная литература, художественная литература, словари)
Эмпирический (наблюдения)
Интервью (опрос)
Математический (таблицы по использованию пословиц)
СИБИРСКИЙ ДИАЛЕКТ
Кàтанки – валенки.
Талина – ветла, верба..
Серѐдняя (местн.)- та часть избы, деревенского дома перед печью.
Швырóк - короткие дрова для топки печей.
Сарàна - лесное растение, луковицы которого съедобны.
Прострел – здесь: побег растения.
Заимка- земельный участок вдали от села, освоенный (вспаханный) его владельцем.
Экспериментальный опрос
Пословицы | Сколько человек её знают (%) | |
1. | Носи сапоги, да лапотки вперёд береги. | 0 |
2. | Купил сапоги, да неизбыл босоты. | |
3. | Каков женишишка, таковы и его сапожишки. | |
4. | Велик сапог на ноге живёт, а мал сапог под лавкой лежит. | |
5. | По Ивашке рубашка. | 10 (100 %) |
6. | Своя рубашка ближе к телу. | 10 (100 %) |
7. | У ленивой пряхи и про себя нет рубахи. | 7 (70 %) |
8. | Нету талану – не пришьёшь к сарафану. | 0 |
9. | Испила кума бражки, да хватились рубашку. | 2 (20 %) |
Экспериментальный опрос
№ | Фразеологический оборот | Значение (лексическое) | % объясняющих |
1. | Он в рубахе родился. | Счастлив. | 10 - 100 % |
2. | Остался в одной рубашке. | Обнищал. | |
3. | Пустить в одной рубашке. | Обобрать. | 7 - 70 % |
4. | Пьян как сапожник. | Очень сильно. | 10 - 100 % |
5. | Сапоги на посох. | В путь. | 1 - 10 % |
6. | Портной без сапог, сапожник без сапог. | Не имеет ничего от своего труда. | 3 - 30 % |
7. | Рубаха парень. | Простой, прямой, добрый. | 8 - 80 % |
Выводы:
1. Из научной литературы узнали:
слова в русском языке изменялись как в родственных связях, так и в морфемной структуре;
слова в русском языке сохраняют свою активность на протяжении многих веков.
2. Выявили: существует тесная связь между историей слова и вещью, названной им.
3. Наблюдения над художественной литературой помогли определить историческую эпоху одежды и обуви в славянской культуре.
4. Наблюдения над происхождением слов и проведенный опрос показал: наш язык живой, интересный, богатый, но знаний в области языка мало.
Область применения работы:
наглядный материал для стенда по русскому языку;
презентация для декадника по русскому языку и литературе;
материал для школьного музея;
утренник для начальных классов «Путешествие в прошлое славянского народа»
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.