Конкурсная работа «Бедный ленинградский ломтик хлеба - он почти не весит на руке».
Оценка 4.8

Конкурсная работа «Бедный ленинградский ломтик хлеба - он почти не весит на руке».

Оценка 4.8
Культурные мероприятия +1
docx
история
8 кл—11 кл +1
09.08.2021
Конкурсная работа «Бедный ленинградский ломтик хлеба - он почти не весит на руке».
Это внеклассное мероприятие, проведенное в 2020 году учителем истории совместно с обучающимися 10 класса МБОУ О(С)ОШ №1. В дальнейшем его разработка заняла 1 место в конкурсе педагогического мастерства. Это мероприятие является нестандартным, так как помимо часто используемых рассказа о событиях и показа презентации, есть практическая направленность, «вживание» участников в те далекие события. Например, говоря о малом количестве хлеба, выдаваемом на человека, есть возможность подержать эту норму в руках. Если мы говорим об ингредиентах хлеба, мы показываем их, чтобы дети осознали весь ужас блокады. Также используется региональный компонент. Так как мы проживаем в Сибири и Санкт – Петербург далеко от нас, мы обязаны объяснить учащимся свою причастность к тем событиям ВОВ. Для этого рассказываем о своих родственниках – участниках блокады Ленинграда и о жителях нашего города, которые также являлись свидетелями и участниками тех событий.
Конкурсная работа Першиковой А.Н. 20г..docx

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – открытая (сменная) общеобразовательная школа №1 города Искитима Новосибирской области

633210 Новосибирская область, город Искитим, ул.Комсомольская, 30 А

( 8(383 43) 2-95-26                                                              E–mall: [email protected]

 

 

VI региональный Конкурс педагогического мастерства «Педагогический профессионализм в практике современных образовательных систем».

 

Номинация: «Мое лучшее внеклассное мероприятие»

 

Тема работы: «Блокадный Ленинград.

«Бедный ленинградский ломтик хлеба - он почти не весит на руке».

 

 

Автор работы: Першикова Ася Николаевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ – О(С)ОШ №1 г. Искитима

 

 

 

Искитим, 2020

Цели:

1.      Расширить исторические знания и представления обучающихся о Блокаде Ленинграда.

2.      Развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся.

3.      Предать эмоциональную окраску событиям прошлого

4.      Вызвать чувство гордости за свой народ и его подвиги.

5.      Донести до учащихся информацию, что жители нашего городка участвовали в событии «Блокада Ленинграда» на примере жизни жителя города Искитима и бабушки ведущей мероприятия.

Оборудование: проектор; хлеб, заказанный в пекарне (по особому рецепту); военная форма; ингредиенты, из которых готовили хлеб (например, овес, опилки).

Тип мероприятия: комбинированный с использованием презентации и своеобразного мастер – класс (ведущие показывали из чего готовили хлеб, смешивая эти игредиенты).

 

Новизна мероприятия. Это мероприятие  является нестандартным, так как помимо часто используемых рассказа о событиях и показа презентации, есть практическая направленность, «вживание» участников в те далекие события. Например, говоря о малом количестве хлеба, выдаваемом на человека, есть возможность подержать эту норму в руках. Если мы говорим об ингредиентах хлеба, мы показываем их, чтобы дети осознали весь ужас блокады.  Также используется региональный компонент. Так как мы проживаем в Сибири и Санки – Петербург далеко от нас, мы обязаны объяснить учащимся свою причастность к тем событиям ВОВ. Для этого рассказываем о своих родственниках – участниках блокады Ленинграда и о жителях нашего города, которые также являлись свидетелями и участниками тех событий.

 

Ход внеклассного мероприятия

I.                    Организационная часть.

II.                 Постановка проблемы и задач мероприятия

III.              Рассказ  учителя

IV.              Приготовление блокадного хлеба.

V.                Заключительная часть.

 

Учитель. 22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города  Ленинграда  отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики. 2 слайд

С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий "Север", которые должны были уничтожить части Красной армии в Прибалтике, захватить военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. В этой операции участвовали финские, немецкие и испанские войска. 3 слайд

На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам  в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды. 4 – 5 слайды

8 сентября 1941 г. кольцо вокруг города замкнулось. Началась 900 – дневная блокада (около 3 лет)! Что такое блокада? Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде ни на машине. Все пути захвачены. Обороной города руководил вначале К. Е. Ворошилов, а после его отстранения — Жуков, Хозяйственной стороной занимался Косыгин, который фактически заменил первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) А. А. Жданова. Именно Косыгин организовывал движение на "Дороге жизни" и улаживал разногласия гражданских и военных властей. 6 слайд

Коричневым отмечена земля, которая захвачена фашистами. Красными звёздами – расположение Красной Армии. 7 слайд

Город во время Блокады.

         В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. войско, защищавшее город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца).

         8 сентября 1941 в результате авиационного налёта и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А. Е. Бадаева 8 слайд.

Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград. 9 слайд

На Ленинград обрушилось свыше 100 тысяч фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тысяч снарядов. Враги хотели обречь на мучительную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, взять город голыми руками. 10 – 11 слайды

 

Изначально население города было 3,2 млн. человек. Более 1,7 млн. эвакуировано. 600 тыс. ленинградцев отправились на фронт. К январю 1944 г. в городе осталось 560 тыс. жителей. Каждый день умирало 4 тыс. человек. Для сравнения в мирное время такое количество смертей фиксировали в течение 40 дней. Мужчины в блокадном Ленинграде умирали быстрее чем женщины (на каждые 100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин). К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.

Было уничтожено более 10 тыс. строений и 187 памятников архитектуры и истории. 12 – 13 слайды

Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели. Тихий голос Ольги Берггольц стал голосом самого Ленинграда.

В Доме Радио она почти ежедневно вела радиопередачи. 14 слайд

 

2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 была исполнена оркестром Радиокомитета в осажденном немцами Ленинграде. 15 слайд. Слушаем симфонию.

 

Исполнял Симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета.

В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в апреле. 16 слайд

Рабочие патрули охраняют город. 17 слайд.

Женский строительный батальон. 18 слайд.

На берегу Невы. 19 слайд.

Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт. К станкам встали их жёны и дети. 20 слайд

На заводе. 21 слайд.

Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? 22 слайд

Обратите внимание на слайд. Из меню столовой лета 1942 г.:

Щи из подорожника

Пюре из крапивы и щавеля

Котлеты из всекольной ботвы

Шницель из лебеды

Оладьи из козеина

Суп из дрожжей

Соевое молоко. Но основой был хлеб.

«Бедный ленинградский ломтик хлеба - он почти не весит на руке» (О. Берггольц). 23 слайд.

Я предлагаю решить следующую задачу:

На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось

40 граммов соломы и столько же опилок, муки в 2 раза меньше чем соломы, а отрубей на 5 граммов больше, чем муки.

Узнайте вес кусочка хлеба, который съедали жители блокадного Ленинграда.

 

Карточки блокадника и ингредиенты для изготовления хлеба.

 

В нашем городе Искитиме живет блокадник Виктор Матвеевич Павлов. Он рассказывал и о других ингредиентах, которые добавляли в хлеб – мякину и целлюлозу. Иногда на 40 % он состоял из солода, овса и шелухи. Но хлеб был почти единсвтвенным питанием ленинградцев.

(Во время рассказа учителя учащиеся в военных пилотках и рубашках, показывают ингредиенты, из которых пекли хлеб, смешивая их).

Взгляните на эти фотографии чтобы понять как жили ленинградцы в первую блокадную зиму. 24 слайд

Такие объявления висели во всех булочных Ленинграда.25 слайд

Карточка блокадника.26  слайд

«Ленинградская болезнь». 27 слайд.

Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. 28 слайд.

Самой страшной оказалась зима 1942 года. Только военно- автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера помогла выжить людям.

22 ноября на лед Ладожского озера вышла первая автоколонна грузовых автомашин ГАЗ-АА. Ледовая дорога, которая стала именоваться Военно-Автомобильной дорогой №101 (ВАД-101), начала действовать 26 ноября 1941 г. 29 слайд.

Дорога на Ладогу. 30 слайд.

Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев. На таких машинах перевозили хлеб по льду озера. 31- 32 слайды.

Расчищали дорогу, по которой шли машины с хлебом с помощью лошадей. 33 слайд.

В город везли продовольствие, а обратно стариков и голодных детей. 34 слайд.

Читает учащаяся 1.

Блокада…. Далеко как это слово

От наших мирных светлых дней.

Произношу его и вижу снова –

Голодных умирающих детей. 35 слайд

Читает учащаяся 2.

Как опустели целые кварталы,

И как трамваи мёрзли на путях,

И матерей, которые не в силах

Своих детей на кладбище нести. 36 слайд

Читает учитель со слайда надпись на табличке в блокадном Ленинграде.

«Граждане …….» 37 слайд.

Читает учащаяся 1.

Без воды, без тепла, без света

День похож на чёрную ночь.

Может, в мире силы нету,

Чтобы всё это превозмочь. 38 слайд.

Читает учащаяся 2.

Дети, плача хлеба просили,

Нет страшнее пытки такой.

Ленинграда ворот не открыли

И не вышли к стене городской. 39 слайд

Читает учащаяся 1.

В осаждённом Ленинграде

Эта девочка жила.

В ученической тетради

Свой дневник она вела.

В дни войны погибла Таня,

Таня в памяти жива:

Затаив на миг дыханье,

Слышит мир её слова:

«Женя умерла 28 декабря в

12 часов 30 минут утра 1941

года. Бабушка умерла 25 ян-

варя в 3 часа дня 1942 года..» 40 слайд

Читает учащаяся 2.

А в ночи пронзает небо

Острый свет прожекторов.

Дома нет ни крошки хлеба,

Не найдёшь полена дров.

От коптилки не согреться

Карандаш дрожит в руке,

Но выводит кровью сердце

В сокровенном дневнике:

«Лека умер 12 марта в 8 часов утра

1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля

в 2 часа дня 1942 года». 41 слайд

Читает учащаяся 1.

Отшумела, отгремела

Орудийная гроза,

Только память то и дело

Смотрит пристально в глаза.

К солнцу тянутся берёзки,

Пробивается трава,

А на скорбном Пискарёвском

Остановят вдруг слова:

«Дядя Лёша умер 10 мая

в 4 часа дня 1942 года.

Мама – 13 мая в 7 часов

30 минут утра 1942 года». 42 слайд

Читает учащаяся 1.

У планеты нашей сердце

Бьётся гулко, как набат.

Не забыть земле Освенцим,

Бухенвальд и Ленинград.

Светлый день встречайте, люди,

Люди, вслушайтесь в  дневник:

Он звучит сильней орудий,

Тот безмолвный детский крик:

«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!» 43 слайд

Читает учитель.

Таню обнаружила санитарная команда, обходившая ленинградские дома. Девочка была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года её эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Но болезнь уже была неизлечимой. 24 мая Таню перевезли в Шатковскую районную больницу. 1 июля 1944 года она умерла. Савичевы умерли все. 44 слайд

Так хоронили ленинградцев, погибших от голода, убитых при бомбёжке. Некому было делать гробы, и не было машин, чтобы отвозить их на кладбище. Трупы складывали в определённых местах и увозили на кладбище. 45 слайд

Зимой 1941-1942 г. в городе развелось много крыс. Они нападали на полуголодных и обессилевших стариков и детей. Никаких кошек или собак в городе к этому времени уже не осталось - кто не погиб и не ушел, того съели. Крысы не только уничтожали и без того скудные запасы продоволь-ствия, они были и потенциальными разносчиками чумы.

«3 декабря 1941 года. Сегодня съели жареную кошку. Очень вкусно", - записал в своем дневнике 10-летний мальчик. Тем не менее некоторые горожане, несмотря на жестокий голод, пожалели своих любимцев. 46 слайд

"Весной 1942 года полуживая от голода старушка вынесла своего кота на улицу погулять. К ней подходили люди, благодарили, что она его сохранила".47 слайд

 

"В марте 1942 года вдруг увидела на городской улице тощую кошку. Вокруг нее стояли несколько старушек и крестились, а исхудавший, похожий на скелет милиционер следил, чтобы никто не изловил зверька".

"В апреле 1942 года, проходя мимо кинотеатра «Баррикада», увидала толпу людей у окна одного из домов. Они дивились на необыкновенное зрелище: на ярко освещенном солнцем подоконнике лежала полосатая кошка с тремя котятами. Увидев ее, я поняла, что мы выжили".

В блокадном городе. 48 слайд.

Водопровод не работал. Люди ходили за водой на Неву. 49 слайд.

Но школы продолжали работать. В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуйки». Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпитале. 50 слайд

Войскам Ленинградского и Волховского фронта дан приказ: перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг другу, разбить осаду города Ленина и соединиться. 51-52 слайд

18 января 1943 год. После 7- дневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда. 53 – 54 слайды.

900 дней жил Ленинград в осаде. 900 дней и ночей шли на Ладоге смертельные бои. 55 слайд.

Снятие блокады. 56 - 57слайды

Восстановление Невского проспекта. 58 слайд.

Эти мальчики-ленинградцы. Они встретились на Дворцовой площади. Два из них были на фронте и защищали там свой город .За мужество и храбрость их наградили медалями. У мальчика в кепке тоже медали. Он голодал и мёрз в блокадном Ленинграде, тушил вместе с бойцами зажигательные бомбы, работал на заводе – делал снаряды. За это его наградили медалью «За оборону Ленинграда» и медалью за « Доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг..». 59 слайд.

930000 участников обороны Ленинграда награждены  медалью «За оборону Ленинграда». 60 слайд.

Свой город отстояв ценою бед,

Не сдали Ленинграда ленинградцы –

Да, в нём ключи чужих столиц хранятся,-

Ключей к нему в чужих столицах нет! 61 слайд

 

За годы войны и блокады заводы и фабрики Ленинграда отремонтировали 2000 танков, 1500 самолётов, изготовили 12000 миномётов, 225000 автоматов, 10 млн. снарядов и мин, множество боевых судов и автомашин. 62 слайд

Он встал, как страж на сумрачном заливе,

Вонзая шпили в огненный рассвет.

Есть города богаче и счастливей,

Есть и спокойней, но прекрасней – нет! 63 слайд

 «Город - Герой».

Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе с Москвой, Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». 70 слайд

Их теперь совсем немного-

Тех, кто пережил блокаду,

Кто у самого порога

Побывал к земному аду.

Были это дети просто,

Лишь мечтавшие о хлебе,

Дети маленького роста,

А душой почти на небе.

Каждый час грозил им смертью,

Каждый день был в сотню лет,

И за это лихолетье

Им положен Целый Свет.

Целый Свет всего, что можно,

И всего, чего нельзя.

Только будем осторожней –

Не расплещем память зря.

Память у людей конечна –

Так устроен человек,

Но такое надо вечно

Не забыть. Из века в век!

Лев Зазерский.

 

Мы заканчиваем наше мероприятие. Благодарим всех присутствующих и просим Вас попробовать хлеб, приготовленный сегодня в пекарне по особому, приближенному рецепту к блокадному. Обратите внимание, что он нарезан специально по карточной норме. Вы можете ощутить в своих руках этот невесомый кусочек, спасший много жизней. Спасибо.

 


 

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – открытая (сменная) общеобразовательная школа №1 города

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – открытая (сменная) общеобразовательная школа №1 города

Цели: 1. Расширить исторические знания и представления обучающихся о

Цели: 1. Расширить исторические знания и представления обучающихся о

Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из

Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из

К концу войны женщины составляли основную часть городского населения

К концу войны женщины составляли основную часть городского населения

На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном

На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном

Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло

Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло

Граждане …….» 37 слайд . Читает учащаяся 1

Граждане …….» 37 слайд . Читает учащаяся 1

Читает учащаяся 1. Отшумела, отгремела

Читает учащаяся 1. Отшумела, отгремела

Крысы не только уничтожали и без того скудные запасы продоволь-ствия, они были и потенциальными разносчиками чумы

Крысы не только уничтожали и без того скудные запасы продоволь-ствия, они были и потенциальными разносчиками чумы

За оборону Ленинграда» и медалью за «

За оборону Ленинграда» и медалью за «

И всего, чего нельзя. Только будем осторожней –

И всего, чего нельзя. Только будем осторожней –
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
09.08.2021