Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение – открытая (сменная) общеобразовательная школа №1 города Искитима Новосибирской области
633210 Новосибирская область, город Искитим, ул.Комсомольская, 30 А
( 8(383 43) 2-95-26 E–mall: vecherka.ososh@mail.ru
VI региональный Конкурс педагогического мастерства «Педагогический профессионализм в практике современных образовательных систем».
Номинация: «Мое лучшее внеклассное мероприятие»
Тема работы: «Блокадный Ленинград.
«Бедный ленинградский ломтик хлеба - он почти не весит на руке».
Автор работы: Першикова Ася Николаевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ – О(С)ОШ №1 г. Искитима
Искитим, 2020
Цели:
1. Расширить исторические знания и представления обучающихся о Блокаде Ленинграда.
2. Развивать интерес к самостоятельной поисковой деятельности учащихся.
3. Предать эмоциональную окраску событиям прошлого
4. Вызвать чувство гордости за свой народ и его подвиги.
5. Донести до учащихся информацию, что жители нашего городка участвовали в событии «Блокада Ленинграда» на примере жизни жителя города Искитима и бабушки ведущей мероприятия.
Оборудование: проектор; хлеб, заказанный в пекарне (по особому рецепту); военная форма; ингредиенты, из которых готовили хлеб (например, овес, опилки).
Тип мероприятия: комбинированный с использованием презентации и своеобразного мастер – класс (ведущие показывали из чего готовили хлеб, смешивая эти игредиенты).
Новизна мероприятия. Это мероприятие является нестандартным, так как помимо часто используемых рассказа о событиях и показа презентации, есть практическая направленность, «вживание» участников в те далекие события. Например, говоря о малом количестве хлеба, выдаваемом на человека, есть возможность подержать эту норму в руках. Если мы говорим об ингредиентах хлеба, мы показываем их, чтобы дети осознали весь ужас блокады. Также используется региональный компонент. Так как мы проживаем в Сибири и Санки – Петербург далеко от нас, мы обязаны объяснить учащимся свою причастность к тем событиям ВОВ. Для этого рассказываем о своих родственниках – участниках блокады Ленинграда и о жителях нашего города, которые также являлись свидетелями и участниками тех событий.
Ход внеклассного мероприятия
I. Организационная часть.
II. Постановка проблемы и задач мероприятия
III. Рассказ учителя
IV. Приготовление блокадного хлеба.
V. Заключительная часть.
Учитель. 22 июня 1941 г. Германия пересекла границы нашей страны. Темп наступления войск составлял 30 км в сутки. Захвату города Ленинграда отводилось особое место. Противник хотел захватить побережье Балтийского моря и уничтожить Балтийский флот. Немцы стремительно прорывались к городу и с июля из Ленинграда стали вывозить жителей и расположенные в городе заводы и фабрики. 2 слайд
С началом Великой Отечественной войны 22 июня 1941 удар в направлении Ленинграда был поручен группе немецких армий "Север", которые должны были уничтожить части Красной армии в Прибалтике, захватить военно-морские базы на Балтийском море и к 21 июля овладеть Ленинградом. В этой операции участвовали финские, немецкие и испанские войска. 3 слайд
На защиту города поднялись все его жители: 500 тысяч ленинградцев строили оборонительные сооружения, 300 тысяч ушли добровольцам в народное ополчение, на фронт и в партизанские отряды. 4 – 5 слайды
8 сентября 1941 г. кольцо вокруг города замкнулось. Началась 900 – дневная блокада (около 3 лет)! Что такое блокада? Из окруженного города нельзя выехать ни на поезде ни на машине. Все пути захвачены. Обороной города руководил вначале К. Е. Ворошилов, а после его отстранения — Жуков, Хозяйственной стороной занимался Косыгин, который фактически заменил первого секретаря Ленинградского обкома ВКП(б) А. А. Жданова. Именно Косыгин организовывал движение на "Дороге жизни" и улаживал разногласия гражданских и военных властей. 6 слайд
Коричневым отмечена земля, которая захвачена фашистами. Красными звёздами – расположение Красной Армии. 7 слайд
Город во время Блокады.
• В окружение попало 2 млн. 544 тыс. гражданского населения города (включая приблизительно 400 тыс. детей), 343 тыс. войско, защищавшее город. Продовольствие и топливные запасы были ограничены (только на 1-2 месяца).
• 8 сентября 1941 в результате авиационного налёта и возникшего пожара сгорели продовольственные склады им. А. Е. Бадаева 8 слайд.
Днём и ночью немцы бомбили и обстреливали Ленинград. 9 слайд
На Ленинград обрушилось свыше 100 тысяч фугасных и зажигательных авиабомб, фашисты выпустили 150 тысяч снарядов. Враги хотели обречь на мучительную смерть как можно больше людей, оставшихся в живых, взять город голыми руками. 10 – 11 слайды
Изначально население города было 3,2 млн. человек. Более 1,7 млн. эвакуировано. 600 тыс. ленинградцев отправились на фронт. К январю 1944 г. в городе осталось 560 тыс. жителей. Каждый день умирало 4 тыс. человек. Для сравнения в мирное время такое количество смертей фиксировали в течение 40 дней. Мужчины в блокадном Ленинграде умирали быстрее чем женщины (на каждые 100 смертей приходилось примерно 63 мужчины и 37 женщин). К концу войны женщины составляли основную часть городского населения.
Было уничтожено более 10 тыс. строений и 187 памятников архитектуры и истории. 12 – 13 слайды
Все то время, когда шла блокада, не замолкало ленинградское радио, где выступали поэты и писатели. Тихий голос Ольги Берггольц стал голосом самого Ленинграда.
В Доме Радио она почти ежедневно вела радиопередачи. 14 слайд
2 июля 1942 года с Урала доставили партитуру 7-й симфонии Дмитрия Шостаковича, которая 9 августа 1942 была исполнена оркестром Радиокомитета в осажденном немцами Ленинграде. 15 слайд. Слушаем симфонию.
Исполнял Симфонию Большой симфонический Оркестр Ленинградского радиокомитета.
В дни блокады множество музыкантов умерли от голода. Репетиции были свернуты в декабре. Когда в марте они возобновились, играть могли лишь 15 ослабевших музыкантов. Несмотря на это, концерты начались уже в апреле. 16 слайд
Рабочие патрули охраняют город. 17 слайд.
Женский строительный батальон. 18 слайд.
На берегу Невы. 19 слайд.
Опустели цеха ленинградских заводов. Многие рабочие ушли на фронт. К станкам встали их жёны и дети. 20 слайд
На заводе. 21 слайд.
Продовольствие в Ленинграде закончилось. А в городе около 2,5 млн. людей. Чем их кормить? 22 слайд
Обратите внимание на слайд. Из меню столовой лета 1942 г.:
Щи из подорожника
Пюре из крапивы и щавеля
Котлеты из всекольной ботвы
Шницель из лебеды
Оладьи из козеина
Суп из дрожжей
Соевое молоко. Но основой был хлеб.
«Бедный ленинградский ломтик хлеба - он почти не весит на руке» (О. Берггольц). 23 слайд.
Я предлагаю решить следующую задачу:
На изготовление дневной нормы хлеба в блокадном Ленинграде требовалось
40 граммов соломы и столько же опилок, муки в 2 раза меньше чем соломы, а отрубей на 5 граммов больше, чем муки.
Узнайте вес кусочка хлеба, который съедали жители блокадного Ленинграда.
Карточки блокадника и ингредиенты для изготовления хлеба.
В нашем городе Искитиме живет блокадник Виктор Матвеевич Павлов. Он рассказывал и о других ингредиентах, которые добавляли в хлеб – мякину и целлюлозу. Иногда на 40 % он состоял из солода, овса и шелухи. Но хлеб был почти единсвтвенным питанием ленинградцев.
(Во время рассказа учителя учащиеся в военных пилотках и рубашках, показывают ингредиенты, из которых пекли хлеб, смешивая их).
Взгляните на эти фотографии чтобы понять как жили ленинградцы в первую блокадную зиму. 24 слайд
Такие объявления висели во всех булочных Ленинграда.25 слайд
Карточка блокадника.26 слайд
«Ленинградская болезнь». 27 слайд.
Далеко за кольцом блокады есть продовольствие – мука, мясо, масло. Как их доставить? Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землёй. Эта дорога шла по воде. 28 слайд.
Самой страшной оказалась зима 1942 года. Только военно- автомобильная дорога, проложенная по льду Ладожского озера помогла выжить людям.
22 ноября на лед Ладожского озера вышла первая автоколонна грузовых автомашин ГАЗ-АА. Ледовая дорога, которая стала именоваться Военно-Автомобильной дорогой №101 (ВАД-101), начала действовать 26 ноября 1941 г. 29 слайд.
Дорога на Ладогу. 30 слайд.
Эта дорога спасла от голода многих ленинградцев. На таких машинах перевозили хлеб по льду озера. 31- 32 слайды.
Расчищали дорогу, по которой шли машины с хлебом с помощью лошадей. 33 слайд.
В город везли продовольствие, а обратно стариков и голодных детей. 34 слайд.
Читает учащаяся 1.
Блокада…. Далеко как это слово
От наших мирных светлых дней.
Произношу его и вижу снова –
Голодных умирающих детей. 35 слайд
Читает учащаяся 2.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мёрзли на путях,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести. 36 слайд
Читает учитель со слайда надпись на табличке в блокадном Ленинграде.
«Граждане …….» 37 слайд.
Читает учащаяся 1.
Без воды, без тепла, без света
День похож на чёрную ночь.
Может, в мире силы нету,
Чтобы всё это превозмочь. 38 слайд.
Читает учащаяся 2.
Дети, плача хлеба просили,
Нет страшнее пытки такой.
Ленинграда ворот не открыли
И не вышли к стене городской. 39 слайд
Читает учащаяся 1.
В осаждённом Ленинграде
Эта девочка жила.
В ученической тетради
Свой дневник она вела.
В дни войны погибла Таня,
Таня в памяти жива:
Затаив на миг дыханье,
Слышит мир её слова:
«Женя умерла 28 декабря в
12 часов 30 минут утра 1941
года. Бабушка умерла 25 ян-
варя в 3 часа дня 1942 года..» 40 слайд
Читает учащаяся 2.
А в ночи пронзает небо
Острый свет прожекторов.
Дома нет ни крошки хлеба,
Не найдёшь полена дров.
От коптилки не согреться
Карандаш дрожит в руке,
Но выводит кровью сердце
В сокровенном дневнике:
«Лека умер 12 марта в 8 часов утра
1942 года. Дядя Вася умер 13 апреля
в 2 часа дня 1942 года». 41 слайд
Читает учащаяся 1.
Отшумела, отгремела
Орудийная гроза,
Только память то и дело
Смотрит пристально в глаза.
К солнцу тянутся берёзки,
Пробивается трава,
А на скорбном Пискарёвском
Остановят вдруг слова:
«Дядя Лёша умер 10 мая
в 4 часа дня 1942 года.
Мама – 13 мая в 7 часов
30 минут утра 1942 года». 42 слайд
Читает учащаяся 1.
У планеты нашей сердце
Бьётся гулко, как набат.
Не забыть земле Освенцим,
Бухенвальд и Ленинград.
Светлый день встречайте, люди,
Люди, вслушайтесь в дневник:
Он звучит сильней орудий,
Тот безмолвный детский крик:
«Савичевы умерли. Умерли все. Осталась одна Таня!» 43 слайд
Читает учитель.
Таню обнаружила санитарная команда, обходившая ленинградские дома. Девочка была без сознания от голода. Вместе со 140 другими ленинградскими детьми в августе 1942 года её эвакуировали в село Красный Бор Горьковской области. Врачи два года боролись за ее жизнь. Но болезнь уже была неизлечимой. 24 мая Таню перевезли в Шатковскую районную больницу. 1 июля 1944 года она умерла. Савичевы умерли все. 44 слайд
Так хоронили ленинградцев, погибших от голода, убитых при бомбёжке. Некому было делать гробы, и не было машин, чтобы отвозить их на кладбище. Трупы складывали в определённых местах и увозили на кладбище. 45 слайд
Зимой 1941-1942 г. в городе развелось много крыс. Они нападали на полуголодных и обессилевших стариков и детей. Никаких кошек или собак в городе к этому времени уже не осталось - кто не погиб и не ушел, того съели. Крысы не только уничтожали и без того скудные запасы продоволь-ствия, они были и потенциальными разносчиками чумы.
«3 декабря 1941 года. Сегодня съели жареную кошку. Очень вкусно", - записал в своем дневнике 10-летний мальчик. Тем не менее некоторые горожане, несмотря на жестокий голод, пожалели своих любимцев. 46 слайд
"Весной 1942 года полуживая от голода старушка вынесла своего кота на улицу погулять. К ней подходили люди, благодарили, что она его сохранила".47 слайд
"В марте 1942 года вдруг увидела на городской улице тощую кошку. Вокруг нее стояли несколько старушек и крестились, а исхудавший, похожий на скелет милиционер следил, чтобы никто не изловил зверька".
"В апреле 1942 года, проходя мимо кинотеатра «Баррикада», увидала толпу людей у окна одного из домов. Они дивились на необыкновенное зрелище: на ярко освещенном солнцем подоконнике лежала полосатая кошка с тремя котятами. Увидев ее, я поняла, что мы выжили".
В блокадном городе. 48 слайд.
Водопровод не работал. Люди ходили за водой на Неву. 49 слайд.
Но школы продолжали работать. В классах было холодно. Везде стояли печки «буржуйки». Все сидели в шубах, шапках и рукавицах. Писали на старых газетах карандашами. Чернила замерзали на морозе. А после школы дети шли на крышу и дежурили там, тушили зажигательные бомбы или работали в госпитале. 50 слайд
Войскам Ленинградского и Волховского фронта дан приказ: перейти в наступление, пробиваясь навстречу друг другу, разбить осаду города Ленина и соединиться. 51-52 слайд
18 января 1943 год. После 7- дневных боёв войска Волховского и Ленинградского фронтов соединились и тем самым прорвали блокаду Ленинграда. 53 – 54 слайды.
900 дней жил Ленинград в осаде. 900 дней и ночей шли на Ладоге смертельные бои. 55 слайд.
Снятие блокады. 56 - 57слайды
Восстановление Невского проспекта. 58 слайд.
Эти мальчики-ленинградцы. Они встретились на Дворцовой площади. Два из них были на фронте и защищали там свой город .За мужество и храбрость их наградили медалями. У мальчика в кепке тоже медали. Он голодал и мёрз в блокадном Ленинграде, тушил вместе с бойцами зажигательные бомбы, работал на заводе – делал снаряды. За это его наградили медалью «За оборону Ленинграда» и медалью за « Доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945гг..». 59 слайд.
930000 участников обороны Ленинграда награждены медалью «За оборону Ленинграда». 60 слайд.
Свой город отстояв ценою бед,
Не сдали Ленинграда ленинградцы –
Да, в нём ключи чужих столиц хранятся,-
Ключей к нему в чужих столицах нет! 61 слайд
За годы войны и блокады заводы и фабрики Ленинграда отремонтировали 2000 танков, 1500 самолётов, изготовили 12000 миномётов, 225000 автоматов, 10 млн. снарядов и мин, множество боевых судов и автомашин. 62 слайд
Он встал, как страж на сумрачном заливе,
Вонзая шпили в огненный рассвет.
Есть города богаче и счастливей,
Есть и спокойней, но прекрасней – нет! 63 слайд
«Город - Герой».
Приказом Верховного Главнокомандующего от 1 мая 1945 года Ленинград вместе с Москвой, Сталинградом, Севастополем и Одессой был назван городом-героем за героизм и мужество, проявленные жителями города во время блокады 8 мая 1965 года Указом Президиума Верховного Совета СССР Город-герой Ленинград был награждён орденом Ленина и медалью «Золотая Звезда». 70 слайд
Их теперь совсем немного-
Тех, кто пережил блокаду,
Кто у самого порога
Побывал к земному аду.
Были это дети просто,
Лишь мечтавшие о хлебе,
Дети маленького роста,
А душой почти на небе.
Каждый час грозил им смертью,
Каждый день был в сотню лет,
И за это лихолетье
Им положен Целый Свет.
Целый Свет всего, что можно,
И всего, чего нельзя.
Только будем осторожней –
Не расплещем память зря.
Память у людей конечна –
Так устроен человек,
Но такое надо вечно
Не забыть. Из века в век!
Лев Зазерский.
Мы заканчиваем наше мероприятие. Благодарим всех присутствующих и просим Вас попробовать хлеб, приготовленный сегодня в пекарне по особому, приближенному рецепту к блокадному. Обратите внимание, что он нарезан специально по карточной норме. Вы можете ощутить в своих руках этот невесомый кусочек, спасший много жизней. Спасибо.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.