коноспект урока по литературе по произведению А.Толстого весна

  • Работа в классе
  • Домашнее обучение
  • docx
  • 27.09.2019
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Произведения Л.Н. Толстого изучаются с 1-го до 10-го класса как в общеобразовательных, так и в профильных классах. Большое место изучению творчества Толстого уделяет и программа национальных школ. Мы проанализировали программы под редакцией Т.Ф. Курдюмовой, А.Г. Кутузова, В.Я. Коровиной, Г.С. Меркина, С.А. Зинина, В.А. Чалмаева, А.И. Княжицкого, В.Г. Маранцмана, Г.И. Беленького и программу для национальных общеобразовательных учреждений. Как и можно было ожидать, произведения Толстого занимают в них значительное место. Хотя надо заметить, что отношение к творчеству великого писателя разное. Например, в программе под редакцией А.Г. Кутузова, в которой нашлось место для Р.Стивенсона и В.Ирвинга, О.Уальда и О.Генри и др., творчество Л.Н. Толстого представлено только романом «Война и мир» в 10-м классе. До этого времени ни с одним произведением писателя познакомить учеников нельзя. Только в 9-м классе гуманитарного профиля (!) предполагается чтение рассказа «После бала». Богатая традиция методического осмысления произведения, отражённая в работах Ц.Балталона, М.А. Рыбниковой, В.В. Голубкова, Г.И. Беленького и др., для авторов программы не существует, и аннотация к рассказу поражает своей невнятностью. В программе по литературе для школ и классов с углублённым изучением литературы под редакцией М.Б. Ладыгина в 7-м классе изучают рассказ «После бала», в 9-м — «Хаджи Мурата», в 10-м — «Войну и мир». В достаточно обширных списках для самостоятельного чтения произведений Л.Н. Толстого нет. Повесть «Кавказский пленник» по традиции предполагают изучать в 5-м классе программы под редакцией Г.И. Беленького, В.Я. Коровиной, М.Б. Лады­гина, В.Г. Маранцмана, Г.С. Меркина. Включённая в систему школьного литературного образования много десятилетий назад, она как нельзя лучше соответ­ствует задачам литературного образования и воспитания младших подростков. В ней есть всё, что нравится таким читателям: простой и динамичный сюжет — приключения, испытания, погони, борьба, понятные, чётко очерченные характеры. Всё это освещено светом жизненной правды и доброты и рассказано великолепным русским языком. Пятиклассник, скорее всего, чувствует это и с удовольствием погружается в чтение и обсуждение произведения великого мастера.
Иконка файла материала литература.docx
Конспект Учитель: Томилова Светлана Николаевна Школа: МБОУ СШ № 23 Урок: литературное чтение Класс: 3 в Цель: изучить биография А.Толстого. Познакомиться с произведением Весна Планируемые результаты: Предметные: ­ Обучить учащихся формулировать тему и идею произведения; ­ Отрабатывать умение пересказывать текст; Познавательные УУД 1.Преобразовывать   информацию   из   одной   формы   в   другую:   подробно пересказывать небольшие тексты. 2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя. 3. Ориентироваться на развороте учебника. Личностные результаты 1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции. 2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.  Регулятивные УУД 1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя. 2. Проговаривать последовательность действий на уроке. 3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией  учебника. Коммуникативные УУД 1. Р  2. Выразительно читать и пересказывать текст.  азвиваем умение слушать и понимать речь других. Этап урока Деятельность учителя ХОД УРОКА Орг.момент Актуализация  знаний Постановка  темы и цели  урока Какое вам было задано домашнее задание? Кто ещё не рассказал стихотворения наизусть. – Какие произведения о весне мы уже прочитали? Деятельность  учащихся Выучить наизусть  Вспоминают Это стихотворения.Изучение  нового – К какому литературному жанру они относятся?  – Как вы думаете, можно ли описать красоту весенней  природы в прозе? Да.  Сегодня мы прочитаем прозаическое  описание весны. Расшифруйте фамилию и имя автора этого  произведения. ЙОТСЛОТ ЙЕСКЕЛА (слайд) – Какие произведения А. Толстого вы уже читали? – что вы знаете о данном авторе? Посмотрите на интерактивную доску. Сейчас я вам  покажу и расскажу биографию Алексея Толстого. ­Что запомнили из моего рассказа об этом писателе? А что бы узнать, что сегодня будем читать откройте  стр.182. Как называется произведение? А мы с вами всё прочитаем или только какую­то главу? Прочитайте, как она называется? 2. Первичное чтение главы «Весна» А. Толстого. Учащиеся самостоятельно читают про себя. Вопросы после чтения. – О какой весне вы прочитали? – Что вы читали сейчас: описание всей весны или  одного весеннего дня?  – Что вы узнали о настроении и чувствах автора? – Каких знакомых героев встретили? Кто они? – Какие чувства испытывают они с наступлением  весны? 3. Повторное чтение главы «Весна» по абзацам с  попутным комментарием. – Что вы увидели? – Какие запахи почувствовали? – Кто находился на припёке? – Объясните выражение «стонали куры». (Издавали  протяжные звуки.) – О каких птицах автор говорит во втором абзаце? Алексей Толстой Отвечают на вопрос Рассказывают, что  запомнили. Детство Никитки Весна Сначала о приходе  весны и первых  изменениях в  природе, потом автор  описывает весеннее  утро. Читают по абзацам в  слух. Отвечают на  вопросыСловарная работа Отгадывают загадки – Как автор называет  скворцов? (Пересмешниками.) Почему? – Какой вы увидели кукушку? как рассказчик говорит  о ней? – А что вы слышите в куковании кукушки? – Как обитатели сада отнеслись к благословению  кукушки? Чему вы обрадовались? – Какие звуки, запахи разбудили Никиту? Какое  настроение было у мальчика? Почему? 4. Словарная работа.  Объясните значение слов и выражений: Лохматые ослепительные потоки солнца – яркие  солнечные лучи. Лопнули почки – раскрылись почки. Луг подернулся звездочками – на лугу распустились  первые весенние цветы. Фальшивили – неверно, неточно пели. Прозрачные березы – с молодой, еще не густой  листвой. Медовый голос – красивый голос. – Какие сравнения использует автор? Для чего? (Чтобы читатель точнее и яснее увидел описываемый предмет.) 6. Викторина «Узнай птицу». Учащиеся отгадывают загадки о птицах.  Коса костяная, пожня деревянная. ее Посер дь деревьев кузнецы куют. (Дятел.)  Пестрая крякуша ловит лягушек. (Утка.)  Ходит, спесь надуваючи. (Индюк.)  Летать летаю, птиц всех забиваю. (Орел.)  Живет в лесу, ухает, как разбойник, люди его боятся, а он людей боится. Днем молчит, ночью кричит. (Филин.)  Днем спит, ночью летает и прохожих пугает. (Сова.)  В болоте плачет, а из болота не идет. (Кулик.)  Мать, отца не знаю,но часто называю, детей знать не буду, чужим сбуду. (Кукушка.) Подведение  итогов урока Домашнее  задание ­Какая была тема урока? ­Какую цель ставили перед собой? ­О чём была проза? Отвечают  Работа со стихотворением Б. Окуджавы «Весна».1. Работа с текстом до чтения. – Заметили ли вы, в какой последовательности расположены стихи в этом разделе? (От описаний ранней весны до поздней.) – О какой весне стихи Б. Окуджавы? О чём они?  По иллюстрации дети предполагают содержание стихотворения. 2. Работа с текстом во время чтения. 1. Чтение стихотворения про себя. – Какие картины весны вы представляли, читая стихотворение? – Почему автору удалось нарисовать так много картин?  (Каждая строчка – картинка природы. Автор точен в выборе слов.) 2. Чтение стихотворения вслух по частям. – Сколько частей в этом стихотворении? (Три.) – Прочитайте первую часть. (Первые четыре строчки.) – Чему может улыбаться жук? – Что вы чувствовали, читая эти строки?  (Покой, радость, что оживает всё вокруг, надежду, ожидание прекрасного.) – Прочитайте вторую часть. (До слов «Слава Богу, что кущи и рощи…».) – О чём рассуждает автор? (О зиме.) Любит ли он зиму? – Вспомните стихи о зиме. Только ли задумчивость и грусть навевала она поэтам? Нет, и радость, и восторг, и любование. Много великолепных строк о зиме у Пушкина, Тютчева, Есенина. Что чувствует Б. Окуджава зимой? Какие сравнения он находит? (Одиночество, безысходность, темнота и неизвестность – вот что такое зима в видении автора.) Чтение 3­й части. – В чём автор пытается нас убедить? Вопросы ко всему стихотворению: – Озаглавьте части стихотворения. 1. Картина майского утра. 2. Воспоминание о зиме. 3. Вновь весна! – Какое самое главное чувство выразил автор в стихотворении? (Наслаждение весной.) – Какую строчку можно вынести в заглавие? («Наслаждается маем природа».) 3. Выразительное чтение (отрабатывается интонация перехода от одного настроения к другому, от части к части). 4. Работа по заданиям учебника (с. 181, задание 2). – Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.) – Какое умение формировали?