Открытый урок по литературе в 11 классе
Тема урока: литература о Великой Отечественной войне. «У войны не
женское лицо».
Методическая цель: использование элементов технологии проблемного
обучения для развития поисковой учебнопознавательной деятельности
ученика.
Цель:
Обучающая:
1.формирование умения анализировать художественный текст произведения;
пробуждать у учащихся желание читать;
2. развивать умения интерпретировать текст художественного произведения
для выявления авторской позиции;
3.познакомить воспитанниц с героическими страницами русской литературы,
показать ее значение в годы Великой Отечественной войны;
Развивающая:
1.развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи;
2.овладение художественными образами, выразительными средствами языка;
2. развитие компетенции, способствующей формированию навыков анализа
литературного произведения;
3. развивать навыки выразительного чтения, устной монологической речи.
Воспитательная:
1. формировать жизненную позицию воспитанниц по отношению к вечным
ценностям в меняющемся мире, ведя диалог с автором.
3.показать роль женщины в Великой Отечественной войне.
Методические приемы: рассказ учителя, беседа, анализ произведений,
просмотр видео, опережающее задание.
Форма работы: индивидуальная , групповая.
Тип урока: урокмастерская
Оборудование урока: презентация, видео, тетради, учебники, раздаточный
материал, тексты художественных произведений.
Задачи:
формировать жизненные позиции воспитанниц по отношению к вечным
ценностям в меняющемся мире, организуя диалог с автором;
создать обстановку, способствующую воспитанию чувства патриотизма,
чувства гордости за героическое прошлое страны;
показать роль женщины в период Великой Отечественной войны.
На уроке были использованы элементы технологий:
технологии проблемного обучения;
технология встречных усилий;
личностноориентированная;
мультимедийные компьютерные технологии;
1объяснительноиллюстративная и информационнокоммуникативная;
обучение в сотрудничестве.
Метапредметные связи: русский язык, история, риторика, искусство кино.
Ход урока:
Да разве об этом расскажешь –
В какие ты годы жила!
Какая безмерная тяжесть
На женские плечи легла!..
М.Исаковский
I.Мобилизующий этап. Сегодня на уроке, посвященном литературе периода
Великой Отечественной войны, мы попытаемся проникнуть в атмосферу
военных лет. Почему проникнуть? Потому что для вас семнадцати
восемнадцатилетних Великая Отечественная война далёкая история.
Задание 1.Составьте ассоциативные ряды к словам «война» и «женщина» (по
34 слова). (Работа с приложением к уроку)
Читаем ассоциативные ряды, фиксируя словаассоциации на доске, чтобы
сделать очевидным вывод о том, что понятия «женщина» и «война» в сознании
человека не соотносятся между собой.(СЛАЙД № )
Какие ассоциации возникают при слове женщина?( МАТЬ,СЕСТРА,…
Какие ассоциации возникают при слове война?( Горе , разруха, защитник,
воин….
Ни одно из слов не перекрещивается, т.е. слова война и женщина не
совместимы. Но сегодня мы будем говорить о столь несовместимых словах и
понятиях как война и женщина.
Жизнь нередко готовит нам такие испытания, которые не в силах представить
человек. И не единожды в истории России женщины вместе с мужчинами
вставали на защиту своей Родины, переживали все тяготы военного времени.
Медсёстры, ваши ровесницы, под свист пуль вытаскивали с поля боя
раненых бойцов. Если для мужчины защита отечества – это долг, священная
обязанность, то женщины шли на фронт добровольно. Их не брали изза юного
возраста, но они всё равно шли. Шли и осваивали такие профессии, которые
до сих пор оставались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик. Шли и
убивали врагов не хуже мужчин. Им было трудно, но они всё равно шли. С
ужасами войны встретились русские женщины в тылу и на фронте.
II.Целеполагание.
21.Тема урока. Вы, наверное, вдумались в слова, которыми я обозначила тему
нашего урока: У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО.
2.Постановка проблемы . Как вы думаете , какие цели мы можем с вами
сегодня на уроке поставить перед собой?
Воспитанницы формулируют цель урока, опираясь на опережающее задание.
Особая трагичность войны в том, что женщина, призванная рождать жизнь, на
войне эту жизнь убивает. Но когда весь народ противостоит захватчикам
родной земли, женщинам тоже приходится воевать.
III. Изучение новой темы.
1.Работа с эпиграфом. Ключевое слово
2. Выступление воспитанницы
рассказывает Юлия Друнина.( Слово Лукмановой О.)
.Об этом нам в своих произведениях
…Едва ли случайно, что даже в 1943 году герой трагической повести В.
Кондратьева «Сашка» в момент встречи «фронта» и «тыла» вынужден был
объяснить двум чистеньким москвичкаммедсестрам, как бы опоздавшим на
романтическую войну:
«…Потом одна из них, глядя прямо Сашке в глаза, спросила:
Скажите… только правду, обязательно правду. Там страшно?
Страшно, девушки, ответил Сашка очень серьезно. – И узнать вам это
надо…чтоб готовы были…
Мы понимаем, понимаем…
Он смотрел им вслед, на фигурки их легкие, и опять комок к горлу подошел:
милые вы девчухи, живыми останьтесь только… живыми… и
непокалеченными, конечно.
Одной из «девчатсолдат» Великой Отечественной войны стала выросшая в
учительской семье юная москвичка Юлия Друнина (род.1924), которая в 1941
году добровольцем ушла на фронт. И сегодня, через 67 лет после Великой
Победы, читая стихи Юлии Друниной, мы имеем возможность оценить всю
глубину трагедии женщины (девушки, девочки), идущей дорогами войны.
3.Обратимся к текстам стихотворений Ю.Друниной
• Выразительное чтение стихотворения.(Белицкая А.)
* * *
Я ушла из детства в грязную теплушку,
В эшелон пехоты, в санитарный взвод.
Дальние разрывы слушал и не слушал
Ко всему привыкший сорок первый год.
Я пришла из школы в блиндажи сырые,
От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать»,
3Потому что имя ближе, чем «Россия»,
Не могла сыскать.
Вопрос: Какие понятия, реалии становятся воплощением прошлого (мирной
юности) и настоящего (военных будней)?
Для лирической героини Ю.Друниной жизнь раскололась на ДО и
ПОСЛЕ(позиция автора) начала войны: "детство", "школа", "Прекрасная
Дама" "грязная теплушка", "эшелон пехоты", "санитарный взвод", "блиндажи
сырые", "мать" и "перемать".
Можно продолжить таблицу «Женщина и война», начатую выше, если кто
либо рассмотрел слово «мир» как ассоциацию к слову «женщина».
Б). Выразительное чтение еще одного стихотворения Ю.Друниной
(Чудинова К.)
***
Качается рожь несжатая.
Шагают бойцы по ней.
Шагаем и мы девчата,
Похожие на парней.
Нет, это горят не хаты
То юность моя в огне...
Идут по войне девчата,
Похожие на парней.
Выпишите из стихотворения основные образы. В чем особенность их
создания?
(образы: «несжатая рожь», «бойцы шагают по ржи», «девчата, похожие на
парней», «юность в огне» и придут у выводу, что война – это нарушение
естественного хода событий: рожь сеют, чтобы вовремя убрать, юность
должна быть самым ярким периодам в жизни человека, а "девчата" не должны
быть похожи "на парней").
4. Самостоятельно познакомьтесь с другими стихотворениями
Ю.Друниной.
Работают в парах. Предложенные стихотворения:
Группа 1: «Баллада о десанте»
Группа 2:«Ты должна!»
Группа 3: «И откуда вдруг берутся силы…»
Группа 4 «Нет, это не заслуга, а удача..», «Запас прочности».
Задание: из предложенных вам стихотворений Юлии Друниной
выпишите, сгруппировав между собой, повторяющиеся словаобразы
(лексические повторы, образы, сопоставимые по сходству, контрасту и т.д.),
образы, особенно значимые, на ваш взгляд, для понимания произведения..
Расскажите о своих находках, поясните, почему именно эти слова, по вашему
мнению, важны для понимания смысла стихотворения.
45.Анализ предложенных стихотворений.
а) Выразительное чтение стихотворений. (Представитель(и) от группы.)
б) Так каков он, образ женщинывоина, созданный Юлией Друниной в её
лирике?
Как война меняет ход жизни каждого отдельного человека?
Что делает война с женщиной?
Какая она (Ю.Друнина) для вас после прочтения стихотворений?
В каких еще произведениях русской литературы рассказывается о
жестокостях войны?
Какие из них рассказывают о судьбе женщины? (В каких произведениях
русской литературы , рассказывается о судьбах женщин , опаленных войной.
Назовите авторов.)
6. Просмотр слайд-шоу «Женщина на войне» (с целью усиления
эмоционального состояния (словомузыказрительный образ), созданного
на уроке).
Обобщаем сказанное, после просмотра слайдшоу.
а) Подготовить выступление по теме «Женщина на дорогах войны в
стихотворениях Юлии Друниной».
Представитель от группы( желающие из других групп могут дополнить
ответ выступающего).
7. Рецензирование(устно).
8.Слово учителя. Всего за годы войны в различных родах войск на фронте
служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории
человечества столько женщин не участвовало в войне. Рассказывает об этом с
документальной точностью С .Алексиевич .Как она писала эту книгу
расскажет Мельник В.
9.Выступление воспитанницы. Трудно вспоминать о пережитом на фронте.
Светлана Александровна Алексиевич, готовя материалы для своей книги,
встретилась с десятками женщин, выслушала и записала их взволнованные
рассказы. Она пишет: «Начинают рассказывать тихо, а к концу почти кричат.
Потом сидят подавленные, растерянные. И ты чувствуешь себя виноватой,
знаешь, что уйдёшь, а они будут глотать таблетки, пить успокоительные».
Рассказы женщин бередят душу, заставляют поражаться их не женской,
нечеловеческой силе. И снова мучает вопрос: «Какими же надо быть, чтобы
всё это вынести?»
Что они сами рассказывают о себе со страниц документального
произведения С. Алексиевич.
510.С анотацией к книге выступит Куден Д .«Не женское это дело –
убивать», скажет одна из участниц войны. Другая распишется на стенах
поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить
войну»
Среди женщин – фронтовичек были медики, связисты, летчицы, снайперы,
стрелки, зенитчицы, политработники, артиллеристы, кавалеристы, танкисты,
десантницы, матросы, регулировщицы, шоферы, повара, пекари, партизанки,
подпольщицы, рядовые баннопрачечных отрядов.
Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и механики, водители
тяжелых танков, а в пехоте – командиры пулеметной роты, автоматчики, хотя
в языке нашем у слова «танкист», «пехотинец», «автоматчик» нет женского
рода, потому что эту работу никогда не делала женщина. Именно о них
рассказывает в своей книге С. Алексиевич.
11.Листаем страницы художественнодокументальной повести «У войны
не женское лицо» .
Вспоминает……..(Выступления воспитанниц с дом. заданиями)
12.Рассказ воспитанницы о Епистинии Федоровне Степановой.
(Шимырбаева Г.)
Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово « милосердие».
Есть и другие слова «сестра», «жена», «друг» и самое высокое – мать», но
милосердие – их суть и смысл. Женщина дает жизнь, женщина оберегает
жизнь, женщина и жизнь – синонимы.
Епистиния Федоровна Степанова (18821969)мать девяти сыновей,
отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины в годы
гражданской и Великой Отечественной войны.
Ее материнский подвиг приравняли к ратному, наградили орденом
Отечественной войны I степени. У нее было редкое имя, что в переводе с
греческого означало: «знающая». Воины страны называли ее своей матерью.
Всех своих сыновей Епистиния Федоровна запомнила уходящими. Дорога из
хутора бежала полем, а потом поднималась на пологий холм. Сыновья
поднимались на холм. Последний взмах руки на прощанье… так ушли ее
сыновья. Ушли в бессмертье.
Какое слово является ключевым?
У войны не женское лицо. Но ничего на
этой войне не запомнилось больше, резче,
страшнее и прекраснее, чем лица наших
матерей.
А.Адамович
VI. Итог урока.
6На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она
не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки»,
бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина
убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее
землю, на ее дом, на ее детей. Это была величайшая жертва, принесенная ими
на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами
мирной жизни постигаем.
Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти
поколений. С особой силой это проявляется в произведениях, запечатлевших
героические страницы жизни нации. Никогда связь искусства с жизнью народа,
сила воздействия писательского слова на события огромного исторического
значения не проявлялись так наглядно и так впечатляюще, как в годы войны.
Писатели утверждали свое право говорить "от имени Родины". Произведения,
созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого
свидетельства непосредственного участника событий. Своей жестокой рукой
война коснулась каждой семьи. Сегодня мы обращаем слова благодарности и
чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял
наши жизни на полях войны.
Как итог нашего урока звучат строки стихотворения , написанные женщиной
фронтовиком……(Подригуля Е.)
VI. Рефлексия. Возвращаемся к эпиграфу. «Какая безмерная тяжесть
на женские плечи легла?» Почему мы говорим, что у войны не женское
лицо?
VII. Домашнее задание: проанализировать отрывок из произведения С.
Алексиевич «У войны не женское лицо», выполнить задание к тексту.
Приложение
Группа 1
Ю.Друнина
БАЛЛАДА О ДЕСАНТЕ
Хочу,чтоб как можно спокойней и суше
Рассказ мой о сверстницах был...
Четырнадцать школьниц певуний, болтушек
В глубокий забросили тыл.
Когда они прыгали вниз с самолета
В январском продрогшем Крыму,
"Ой, мамочка!" тоненько выдохнул ктото
В пустую свистящую тьму.
Не смог побелевший пилот почемуто
7Сознанье вины превозмочь...
А три парашюта, а три парашюта
Совсем не раскрылись в ту ночь...
Оставшихся ливня укрыла завеса,
И несколько суток подряд
В тревожной пустыне враждебного леса
Они свой искали отряд.
Случалось потом с партизанками всяко:
Порою в крови и пыли
Ползли на опухших коленях в атаку
От голода встать не могли.
И я понимаю, что в эти минуты
Могла партизанкам помочь
Лишь память о девушках, чьи парашюты
Совсем не раскрылись в ту ночь...
Бессмысленной гибели нету на свете
Сквозь годы, сквозь тучи беды
Поныне подругам, что выжили, светят
Три тихо сгоревших звезды...
Группа 2
Ю.Друнина
ТЫ ДОЛЖНА!
Побледнев,
Стиснув зубы до хруста,
От родного окопа
Одна
Ты должна оторваться,
И бруствер
Проскочить под обстрелом
Должна.
Ты должна.
Хоть вернешься едва ли,
Хоть "Не смей!"
Повторяет комбат.
Даже танки
8(Они же из стали!)
В трех шагах от окопа
Горят.
Ты должна.
Ведь нельзя притворяться
Перед собой,
Что не слышишь в ночи,
Как почти безнадежно
"Сестрица!"
Ктото там,
Под обстрелом, кричит...
Группа 3
* * *
Ю.Друнина
И откуда
Вдруг берутся силы
В час, когда
В душе чернымчерно?..
Если б я
Была не дочь России,
Опустила руки бы давно,
Опустила руки
В сорок первом.
Помнишь?
Заградительные рвы,
Словно обнажившиеся нервы,
Зазмеились около Москвы.
Похоронки,
Раны,
Пепелища...
Память,
Душу мне
9Войной не рви,
Только времени
Не знаю чище
И острее
К Родине любви.
Лишь любовь
Давала людям силы
Посреди ревущего огня.
Если б я
Не верила в Россию,
То она
Не верила б в меня.
Группа 4
* * *
Ю.Друнина
Нет, это не заслуга, а удача
Стать девушке солдатом на войне.
Когда б сложилась жизнь моя иначе,
Как в День Победы стыдно было б мне!
С восторгом нас, девчонок, не встречали:
Нас гнал домой охрипший военком.
Так было в сорок первом. А медали
И прочие регалии потом...
Смотрю назад, в продымленные дали:
Нет, не заслугой в тот зловещий год,
А высшей честью школьницы считали
Возможность умереть за свой народ.
ЗАПАС ПРОЧНОСТИ
До сих пор не совсем понимаю,
10Как же я, и худа, и мала,
Сквозь пожары к победному Маю
В кирзачах стопудовых дошла.
И откуда взялось столько силы
Даже в самых слабейших из нас?..
Что гадать! Был и есть у России
Вечной прочности вечный запас.
Домашнее задание.
Текст для анализа .Определить проблему текста .Ответить на
вопрос:в чем необычность звучания темы войны в произведении
С.Алексиевич?
Вспоминает Ксения Сергеевна Осадчева.
«…Девятого июня сорок первого года мне исполнилось 18 лет, а меньше чем
через две недели началась эта проклятая война. Со школьной скамьи мы
пошли на строительство железной дороги Гагра – Сухуми. Я запомнила, какой
мы ели хлеб. Он был словно ёжик. В остюки и полову добавляли муки, чтоб
слиплось, и, как пчелиные соты, наполняли водой. Полежит этот хлеб на
столе, и возле него лужица водицы, мы слизывали её языком.
В сорок первом году добровольно пошла в эвакосортировочный госпиталь три
тысячи двести первый. Это был очень большой фронтовой госпиталь, который
входил в состав Закавказского и СевероКавказского фронтов и отдельной
Приморской армии. Бои шли очень жестокие, раненых было много. Меня
поставили на раздачу питания – эта должность круглосуточная, уже утро, и
надо подавать завтрак, а мы ещё раздаём ужин. Через несколько месяцев
ранило в левую ногу – скакала на правой, но работала. Потом ещё дали
должность сестрыхозяйки, это тоже надо быть на месте круглосуточно.
Тридцатого мая сорок третьего года ровно в час дня был массированный
налёт на Краснодар. Я выскочила из здания посмотреть, как успели отправить
раненых с железнодорожного вокзала. Две бомбы угодили в сарай, где
хранились боеприпасы. На моих глазах ящики взлетали выше шестиэтажного
здания и рвались. Меня ураганной волной отбросило к кирпичной стенке.
Потеряла сознание…
Когда пришла в себя, было шесть часов вечера. Пошевелила головой, руками
– вроде двигаются, елееле продрала левый глаз и пошла в отделение, вся в
крови. В коридоре встретила меня старшая сестра, она не узнала меня,
спросила: «Кто вы? Откуда?» Подошла ближе, узнала и говорит: «Где тебя
так долго носило, Ксения? Раненые голодные, а тебя нет». Быстро перевязала
голову, левую руку выше локтя, и я пошла получать ужин. В глазах темнело,
пот лился градом. Стала раздавать ужин, упала. Привели в сознание, и только
слышится: «Скорей!.. Быстрей!...» я ещё давала тяжелораненым кровь.
Двадцать месяцев никто не подменял, не сменял меня. Левая нога, опухшая
11до колена, забинтована, руку прооперировали, тоже перебинтована, голова
забинтована. В школьные годы я сдавала нормы БГТО и ГТО, но нет ещё
спортсмена в мире, который бы в таком состоянии проскакал двадцать
месяцев круглосуточно. Я проскакала и перенесла всё.
…Всё у нас сейчас восстановлено, всё утопает в цветах, а я изнываю от болей,
у меня сейчас не женское лицо. Я не могу улыбаться, я ежедневно в стоне. За
войну я так изменилась, что, когда приехала домой, мама меня не узнала…»
(С.Алексиевич. «У войны – не женское лицо». Роман – газета. 1985 г. № 10
11.)
1213141516171819