Консект урока литературы "У войны не женское лицо"

  • Разработки уроков
  • docx
  • 17.11.2018
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Публикация является частью публикации:

Иконка файла материала Конспект урока У войны не женское лицо.docx
Открытый урок по литературе в 11 классе Тема урока: литература о Великой Отечественной войне. «У войны не  женское лицо».  Методическая цель: использование элементов технологии проблемного  обучения для развития поисковой  учебно­познавательной деятельности  ученика. Цель: Обучающая:  1.формирование умения анализировать художественный текст произведения;  пробуждать у учащихся желание  читать; 2. развивать умения интерпретировать  текст   художественного произведения для выявления авторской позиции; 3.познакомить воспитанниц с героическими страницами русской литературы,  показать  ее значение в годы Великой Отечественной войны; Развивающая:  1.развитие речи – усиление коммуникативных свойств речи; 2.овладение художественными образами, выразительными средствами языка; 2. развитие компетенции, способствующей формированию навыков анализа  литературного произведения; 3. развивать навыки выразительного чтения, устной монологической речи. Воспитательная:  1. формировать жизненную позицию воспитанниц по отношению к вечным  ценностям в меняющемся мире, ведя   диалог с автором. 3.показать роль женщины в Великой Отечественной войне.   Методические   приемы:   рассказ   учителя,   беседа,   анализ   произведений, просмотр видео,  опережающее  задание. Форма работы: индивидуальная , групповая. Тип урока: урок­мастерская  Оборудование   урока: презентация, видео, тетради, учебники, раздаточный материал, тексты художественных произведений. Задачи:  ­ формировать жизненные позиции воспитанниц по отношению к вечным  ценностям в меняющемся мире, организуя   диалог с автором; ­создать обстановку, способствующую воспитанию чувства патриотизма,  чувства гордости за героическое прошлое страны;  ­показать роль женщины в период Великой Отечественной войны. На уроке были использованы элементы технологий: ­технологии проблемного обучения; ­ технология встречных усилий; ­ личностно­ориентированная; ­ мультимедийные компьютерные технологии; 1­объяснительно­иллюстративная и информационно­коммуникативная; ­ обучение в сотрудничестве. Метапредметные связи: русский язык, история,  риторика, искусство кино. Ход урока:                                                                            Да разве об этом расскажешь –                                                         В какие ты годы жила!                                                              Какая безмерная тяжесть                                                            На женские плечи легла!..                                                                                         М.Исаковский          I.Мобилизующий этап. Сегодня на уроке, посвященном  литературе периода  Великой Отечественной войны, мы попытаемся проникнуть в атмосферу  военных лет. Почему проникнуть? Потому что для вас семнадцати ­  восемнадцатилетних Великая Отечественная война ­ далёкая история. Задание 1.Составьте ассоциативные ряды к словам «война» и «женщина» (по  3­4 слова). (Работа с приложением к уроку) Читаем ассоциативные ряды, фиксируя слова­ассоциации на доске, чтобы  сделать очевидным вывод о том, что понятия «женщина» и «война» в сознании человека не соотносятся между собой.(СЛАЙД №   ) ­Какие ассоциации  возникают при слове женщина?( МАТЬ,СЕСТРА,…  ­Какие ассоциации  возникают при слове война?( Горе , разруха, защитник,  воин….              Ни одно из слов не перекрещивается, т.е. слова война и женщина не  совместимы. Но сегодня мы будем говорить о столь несовместимых словах и  понятиях как война и женщина. Жизнь нередко готовит нам такие испытания, которые не в силах представить человек.  И  не  единожды   в  истории  России   женщины  вместе   с  мужчинами вставали на защиту своей Родины, переживали все тяготы военного времени.              Медсёстры, ваши ровесницы, под свист пуль вытаскивали с поля боя раненых бойцов. Если для мужчины защита отечества – это долг, священная обязанность, то женщины шли на фронт добровольно. Их не брали из­за юного возраста, но они всё равно шли. Шли и осваивали такие профессии, которые до сих пор оставались только мужскими: летчик, танкист, зенитчик. Шли и убивали врагов не хуже мужчин. Им было трудно, но они всё равно шли. С ужасами войны встретились русские женщины в тылу и на фронте. II.Целеполагание.  21.Тема урока. Вы, наверное, вдумались в слова, которыми я обозначила тему  нашего урока: У ВОЙНЫ НЕ ЖЕНСКОЕ ЛИЦО. 2.Постановка проблемы . Как вы думаете , какие цели мы можем с вами  сегодня на уроке поставить перед собой?  ­Воспитанницы формулируют цель урока, опираясь на опережающее задание. Особая трагичность войны в том, что женщина, призванная рождать жизнь, на  войне эту жизнь убивает. Но когда весь народ противостоит захватчикам  родной земли, женщинам тоже приходится воевать. III. Изучение новой темы. 1.Работа с эпиграфом. Ключевое слово 2. Выступление воспитанницы   рассказывает Юлия Друнина.( Слово Лукмановой О.)   .Об этом нам в своих произведениях  …Едва ли случайно, что даже в 1943 году герой трагической повести В.  Кондратьева «Сашка» в момент встречи «фронта» и «тыла» вынужден был  объяснить двум чистеньким москвичкам­медсестрам, как бы опоздавшим на  романтическую войну:  «…Потом одна из них, глядя прямо Сашке в глаза, спросила:  ­Скажите… только правду, обязательно правду. Там страшно?  ­Страшно, девушки, ­ ответил Сашка очень серьезно. – И узнать вам это  надо…чтоб готовы были…  ­ Мы понимаем, понимаем…  Он смотрел им вслед, на фигурки их легкие, и опять комок к горлу подошел:  милые вы девчухи, живыми останьтесь только… живыми… и  непокалеченными, конечно. Одной из «девчат­солдат» Великой Отечественной войны стала выросшая в  учительской семье юная москвичка Юлия Друнина (род.1924), которая в 1941  году добровольцем ушла на фронт. И сегодня, через 67 лет после Великой  Победы, читая стихи Юлии Друниной, мы имеем возможность оценить всю  глубину трагедии женщины (девушки, девочки), идущей дорогами войны.   3.Обратимся к текстам стихотворений Ю.Друниной • Выразительное чтение стихотворения.(Белицкая А.) * * * Я ушла из детства в грязную теплушку, В эшелон пехоты, в санитарный взвод. Дальние разрывы слушал и не слушал Ко всему привыкший сорок первый год. Я пришла из школы в блиндажи сырые, От Прекрасной Дамы в «мать» и «перемать», 3Потому что имя ближе, чем «Россия», Не могла сыскать. Вопрос: Какие понятия, реалии становятся воплощением прошлого (мирной  юности) и настоящего (военных будней)?  Для лирической героини Ю.Друниной жизнь раскололась на ДО и  ПОСЛЕ(позиция автора) начала войны: "детство", "школа", "Прекрасная  Дама" ­ "грязная теплушка", "эшелон пехоты", "санитарный взвод", "блиндажи сырые", "мать" и "перемать".    Можно продолжить таблицу «Женщина и война», начатую выше, если кто­ либо  рассмотрел слово «мир» как ассоциацию к слову «женщина».  Б). Выразительное чтение еще одного стихотворения Ю.Друниной (Чудинова К.) ***  Качается рожь несжатая. Шагают бойцы по ней. Шагаем и мы ­ девчата, Похожие на парней. Нет, это горят не хаты ­ То юность моя в огне... Идут по войне девчата, Похожие на парней.   Выпишите из стихотворения основные образы. В чем особенность их  создания? (образы: «несжатая рожь», «бойцы шагают по ржи», «девчата, похожие на  парней», «юность в огне» ­ и придут у выводу, что война – это нарушение  естественного хода событий: рожь сеют, чтобы вовремя убрать, юность  должна быть самым ярким периодам в жизни человека, а "девчата" не должны  быть похожи "на парней").   4. Самостоятельно познакомьтесь с другими стихотворениями  Ю.Друниной.  Работают в парах. Предложенные стихотворения: Группа 1: «Баллада о десанте» Группа 2:«Ты должна!»  Группа 3: «И откуда вдруг берутся силы…» Группа 4 «Нет, это не заслуга, а удача..», «Запас прочности». Задание: из  предложенных вам стихотворений Юлии Друниной  выпишите, сгруппировав между собой, повторяющиеся слова­образы  (лексические повторы, образы, сопоставимые по сходству, контрасту и т.д.),  образы, особенно значимые, на ваш взгляд, для понимания произведения..  Расскажите о своих находках, поясните, почему именно эти слова, по вашему  мнению, важны для понимания смысла стихотворения. 45.Анализ предложенных стихотворений. а) Выразительное чтение стихотворений. (Представитель(­и) от группы.) б) ­Так каков он, образ женщины­воина, созданный Юлией Друниной в её  лирике? ­Как война меняет ход жизни каждого отдельного человека? ­Что делает война с женщиной? ­Какая она (Ю.Друнина) для вас после прочтения стихотворений?  ­ В каких еще  произведениях русской литературы рассказывается о  жестокостях войны? ­Какие из них рассказывают о судьбе женщины? (В каких произведениях  русской литературы , рассказывается о судьбах женщин , опаленных войной.  Назовите авторов.) 6. Просмотр слайд-шоу «Женщина на войне»  (с целью усиления  эмоционального состояния (слово­музыка­зрительный образ), созданного  на уроке). Обобщаем сказанное, после просмотра слайд­шоу. а) Подготовить выступление по теме «Женщина на дорогах войны в  стихотворениях Юлии Друниной».  ­Представитель от группы( желающие из других групп могут дополнить  ответ выступающего). 7. Рецензирование(устно). 8.Слово учителя. Всего за годы войны в различных родах войск на фронте  служило свыше 800 тысяч женщин. Никогда ещё на протяжении всей истории  человечества столько женщин не участвовало в войне. Рассказывает об этом с  документальной точностью  С .Алексиевич .Как она писала эту книгу  расскажет Мельник В.  9.Выступление воспитанницы. Трудно вспоминать о пережитом на фронте.  Светлана Александровна Алексиевич, готовя материалы для своей книги,  встретилась с десятками женщин, выслушала и записала их взволнованные  рассказы. Она пишет: «Начинают рассказывать тихо, а к концу почти кричат.  Потом сидят подавленные, растерянные. И ты чувствуешь себя виноватой,  знаешь, что уйдёшь, а они будут глотать таблетки, пить успокоительные».  Рассказы женщин бередят душу, заставляют поражаться их не женской,  нечеловеческой силе. И снова мучает вопрос: «Какими же надо быть, чтобы  всё это вынести?» Что   они сами рассказывают  о себе со страниц документального  произведения С. Алексиевич.  510.С анотацией к книге выступит  Куден Д .«Не женское это дело –  убивать», ­ скажет одна из участниц войны. Другая распишется на стенах  поверженного рейхстага: «Я, Софья Кунцевич, пришла в Берлин, чтобы убить  войну» Среди женщин – фронтовичек были медики, связисты, летчицы, снайперы,  стрелки, зенитчицы, политработники, артиллеристы, кавалеристы, танкисты,  десантницы, матросы, регулировщицы, шоферы, повара, пекари, партизанки,  подпольщицы, рядовые банно­прачечных отрядов.  Были среди девушек и комсорги танкового батальона, и механики, водители  тяжелых танков, а в пехоте – командиры пулеметной роты, автоматчики, хотя в языке нашем у слова «танкист», «пехотинец», «автоматчик» нет женского  рода, потому что эту работу никогда не делала женщина. Именно о них  рассказывает в своей книге С. Алексиевич. 11.Листаем страницы художественно­документальной повести «У войны  не женское лицо» . Вспоминает……..(Выступления воспитанниц с дом. заданиями) 12.Рассказ воспитанницы о Епистинии Федоровне Степановой.  (Шимырбаева Г.) Все, что мы знаем о женщине, лучше всего вмещается в слово « милосердие».  Есть и другие слова ­ «сестра», «жена», «друг» и самое высокое – мать», но  милосердие – их суть и смысл. Женщина дает жизнь, женщина оберегает  жизнь, женщина и жизнь – синонимы. Епистиния Федоровна Степанова (1882­1969)­мать девяти сыновей,  отдавших жизнь за свободу и независимость нашей Родины в годы  гражданской и Великой Отечественной войны. Ее материнский подвиг приравняли к  ратному,  наградили орденом  Отечественной войны I степени.  У нее было редкое имя, что в переводе с  греческого означало: «знающая». Воины страны  называли ее своей матерью.   Всех своих сыновей Епистиния  Федоровна запомнила уходящими. Дорога из хутора бежала полем, а потом поднималась на пологий холм. Сыновья  поднимались на холм. Последний взмах руки на прощанье… так ушли ее  сыновья. Ушли в бессмертье. ­ Какое слово является ключевым?  У войны не женское лицо. Но ничего на          этой войне не запомнилось больше, резче,                                                           страшнее и прекраснее, чем лица наших                                                              матерей.                                                                               А.Адамович VI. Итог урока. 6­На самой страшной войне XX века женщине пришлось стать солдатом. Она  не только спасала, перевязывала раненых, а и стреляла из «снайперки»,  бомбила, подрывала мосты, ходила в разведку, брала языка. Женщина  убивала. Она убивала врага, обрушившегося с невиданной жестокостью на ее  землю, на ее дом, на ее детей. Это была величайшая жертва, принесенная ими  на алтарь Победы. И бессмертный подвиг, всю глубину которого мы с годами  мирной жизни постигаем.    ­ Литература и искусство неизменно выступают как хранители памяти  поколений. С особой силой это проявляется в произведениях, запечатлевших  героические страницы жизни нации. Никогда связь искусства с жизнью народа, сила воздействия писательского слова на события огромного исторического  значения не проявлялись так наглядно и так впечатляюще, как в годы войны.  Писатели утверждали свое право говорить "от имени Родины". Произведения,  созданные в годы войны, обладают ныне силой документа – прямого  свидетельства непосредственного участника событий. Своей жестокой рукой  война коснулась каждой семьи. Сегодня мы обращаем слова благодарности и  чтим память тех, кому мы обязаны счастьем жить на Земле, тех, кто отстоял  наши жизни на полях войны.  Как итог нашего урока звучат строки стихотворения , написанные женщиной­ фронтовиком……(Подригуля  Е.)  VI. Рефлексия. Возвращаемся к эпиграфу. «Какая безмерная тяжесть     на женские плечи легла?» Почему мы говорим, что у войны не женское  лицо? VII. Домашнее задание: проанализировать отрывок из произведения С.  Алексиевич «У войны не женское лицо», выполнить задание к тексту.    Приложение Группа 1 Ю.Друнина БАЛЛАДА О ДЕСАНТЕ Хочу,чтоб как можно спокойней и суше Рассказ мой о сверстницах был... Четырнадцать школьниц ­ певуний, болтушек ­ В глубокий забросили тыл. Когда они прыгали вниз с самолета В январском продрогшем Крыму, "Ой, мамочка!" ­ тоненько выдохнул кто­то В пустую свистящую тьму. Не смог побелевший пилот почему­то 7Сознанье вины превозмочь... А три парашюта, а три парашюта Совсем не раскрылись в ту ночь... Оставшихся ливня укрыла завеса, И несколько суток подряд В тревожной пустыне враждебного леса Они свой искали отряд. Случалось потом с партизанками всяко: Порою в крови и пыли Ползли на опухших коленях в атаку ­ От голода встать не могли. И я понимаю, что в эти минуты Могла партизанкам помочь Лишь память о девушках, чьи парашюты Совсем не раскрылись в ту ночь... Бессмысленной гибели нету на свете ­ Сквозь годы, сквозь тучи беды Поныне подругам, что выжили, светят Три тихо сгоревших звезды... Группа 2 Ю.Друнина ТЫ ДОЛЖНА! Побледнев, Стиснув зубы до хруста, От родного окопа Одна Ты должна оторваться, И бруствер Проскочить под обстрелом Должна. Ты должна. Хоть вернешься едва ли, Хоть "Не смей!" Повторяет комбат. Даже танки 8(Они же из стали!) В трех шагах от окопа Горят. Ты должна. Ведь нельзя притворяться Перед собой, Что не слышишь в ночи, Как почти безнадежно "Сестрица!" Кто­то там, Под обстрелом, кричит...  Группа 3 * * * Ю.Друнина И откуда Вдруг берутся силы В час, когда В душе черным­черно?.. Если б я Была не дочь России, Опустила руки бы давно, Опустила руки В сорок первом. Помнишь? Заградительные рвы, Словно обнажившиеся нервы, Зазмеились около Москвы. Похоронки, Раны, Пепелища... Память, Душу мне 9Войной не рви, Только времени Не знаю чище И острее К Родине любви. Лишь любовь Давала людям силы Посреди ревущего огня. Если б я Не верила в Россию, То она Не верила б в меня. Группа 4 * * * Ю.Друнина Нет, это не заслуга, а удача Стать девушке солдатом на войне. Когда б сложилась жизнь моя иначе, Как в День Победы стыдно было б мне! С восторгом нас, девчонок, не встречали: Нас гнал домой охрипший военком. Так было в сорок первом. А медали И прочие регалии потом... Смотрю назад, в продымленные дали: Нет, не заслугой в тот зловещий год, А высшей честью школьницы считали Возможность умереть за свой народ.  ЗАПАС ПРОЧНОСТИ До сих пор не совсем понимаю, 10Как же я, и худа, и мала, Сквозь пожары к победному Маю В кирзачах стопудовых дошла. И откуда взялось столько силы Даже в самых слабейших из нас?.. Что гадать!­ Был и есть у России Вечной прочности вечный запас. Домашнее задание. Текст для анализа .Определить проблему текста .Ответить на  вопрос:в чем необычность звучания темы войны в произведении  С.Алексиевич? Вспоминает Ксения Сергеевна Осадчева. «…Девятого июня сорок первого года мне исполнилось 18 лет, а меньше чем  через две недели началась эта проклятая война. Со школьной скамьи мы  пошли на строительство железной дороги Гагра – Сухуми. Я запомнила, какой мы ели хлеб. Он был словно ёжик. В остюки и полову добавляли муки, чтоб  слиплось, и, как пчелиные соты, наполняли водой. Полежит этот хлеб на  столе, и возле него лужица водицы, мы слизывали её языком. В сорок первом году добровольно пошла в эвакосортировочный госпиталь три тысячи двести первый. Это был очень большой фронтовой госпиталь, который входил в состав Закавказского и Северо­Кавказского фронтов и отдельной  Приморской армии. Бои шли очень жестокие, раненых было много. Меня  поставили на раздачу питания – эта должность круглосуточная, уже утро, и  надо подавать завтрак, а мы ещё раздаём ужин. Через несколько месяцев  ранило в левую ногу – скакала на правой, но работала. Потом ещё дали  должность сестры­хозяйки, это тоже надо быть на месте круглосуточно. Тридцатого мая сорок третьего года ровно в час дня был массированный  налёт на Краснодар. Я выскочила из здания посмотреть, как успели отправить раненых с железнодорожного вокзала. Две бомбы угодили в сарай, где  хранились боеприпасы. На моих глазах ящики взлетали выше шестиэтажного  здания и рвались. Меня ураганной волной отбросило к кирпичной стенке.  Потеряла сознание… Когда пришла в себя, было шесть часов вечера. Пошевелила головой, руками  – вроде двигаются, еле­еле продрала левый глаз и пошла в отделение, вся в  крови. В коридоре встретила меня старшая сестра, она не узнала меня,  спросила: «Кто вы? Откуда?» Подошла ближе, узнала и говорит: «Где тебя  так долго носило, Ксения? Раненые голодные, а тебя нет». Быстро перевязала  голову, левую руку выше локтя, и я пошла получать ужин. В глазах темнело,  пот лился градом. Стала раздавать ужин, упала. Привели в сознание, и только  слышится: «Скорей!.. Быстрей!...» я ещё давала тяжелораненым кровь. Двадцать месяцев никто не подменял, не сменял меня. Левая нога, опухшая  11до колена, забинтована, руку прооперировали, тоже перебинтована, голова  забинтована. В школьные годы я сдавала нормы БГТО и ГТО, но нет ещё  спортсмена в мире, который бы в таком состоянии проскакал двадцать  месяцев круглосуточно. Я проскакала и перенесла всё. …Всё у нас сейчас восстановлено, всё утопает в цветах, а я изнываю от болей,  у меня сейчас не женское лицо. Я не могу улыбаться, я ежедневно в стоне. За  войну я так изменилась, что, когда приехала домой, мама меня не узнала…»  (С.Алексиевич. «У войны – не женское лицо». Роман – газета. 1985 г. № 10­ 11.)                             1213141516171819

Посмотрите также