обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем возрасте». Каждое дошкольное образовательное учреждение призвано не только воспитывать ребёнка, но и консультировать родителей по различным вопросам их воспитания.
Обновление системы дошкольного образования сегодня рассматривается, как необходимость активизации взаимодействия дошкольного учреждения с семьей. В основе ее лежит идея о том, что за воспитание детей несут ответственность родители, а все остальные социальные институты призваны поддерживать, помогать и дополнять их воспитательную деятельность. Это получило своё отражение в ряде нормативно-правовых документов, в том числе в «Концепции дошкольного воспитания», «Положении о дошкольном образовательном учреждении», Законе «Об образовании» и др. отражена взаимосвязь общественного и семейного воспитания. В ст. 18 в законе «Об образовании» прописано, что «родители являются первыми педагогами. Они
ВЗАИМОСВЯЗЬ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАНИКОВ
ОСНОВНАЯ ЦЕЛЬ:
СДЕЛАТЬ РОДИТЕЛЕЙ АКТИВНЫМИ УЧАСТНИКАМИ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПРОЦЕССА , ОКАЗАВ ИМ ПОМОЩЬ В РЕАЛИЗАЦИИ ОТВЕТСТВЕННОСТИ ЗА ВОСПИТАНИЕ И ОБУЧЕНИЕ ДЕТЕЙ.
ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ:
ОТКРЫТОСТЬ ДЕТСКОГО САДА ДЛЯ СЕМЬИ:
СОЗДАНИЕ ЕДИНОЙ РАЗВИВАЮЩЕЙ СРЕДЫ, ОБЕСПЕЧИВАЮЩЕЙ ЕДИНЫЕ ПОДХОДЫ к РАЗВИТИЮ ЛИЧНОСТИ В СЕМЬЕ И ДЕТСКОМ КОЛЛЕКТИВЕ
СОТРУДНИЧЕСТВО ПЕДАГОГОВ И РОДИТЕЛЕЙ В ВОСПИТАНИ ДЕТЕЙ
Задачи:
Повышение уровня компетентности родителей и привлечение их к сотрудничеству в вопросах развития детей.
Обеспечение информационно – просветительской поддержки выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.
Создание условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности.
Индивидуальная работа с семьями воспитанников, дифференцированный подход к семьям разного типа.
Формы взаимодействия с родителями:
Традиционные формы
1. Оформление информационных стендов
2. Информация о группе, детском саде
3. Посещение семьи ребенка
4. Родительские собрания
5. Дни открытых дверей
6. Анкетирование
7. Концерты
8. Консультации
9 .Утренники и др.
1. Сайт ДОО
2. Семейные клубы по интересам
3. Брей ринги, круглые столы, мастер-классы и др.
4. Родительская почта
5. Библиотека игр
6. Тренинги игровые
7. Дни открытых дверей
8. Семейные студии, гостиные
9. Проектная деятельность
10.Вечера для родителей
11.Диспуты
12.Кружки и клубы для родителей и др.
Нетрадиционные формы
Условия:
Компетентность и взаимосвязь специалистов, взаимодействие с родителями;
Организация предметно – развивающей среды, адекватной нарушениям развития ребенка;
Учёт закономерностей развития, возрастных и индивидуальных возможностей воспитанников;
Сочетание индивидуального подхода и групповых форм работы;
Ориентация на позитив в поведении и характере ребенка.
Соблюдение этапов сопровождения, последовательность и их преемственность;
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
В УСЛОВИЯХ ФГОС
дни общения
создание предметно – развивающей среды
оформление участков
проведение мастер – классов с участием родителей
совместные экскурсии
участие родителей в подготовке и проведении праздников, досугов
занятия с участием родителей
оформлении группы к Новому году
выставки детских работ
посещение семей воспитанников на дому
клуб «Общение»;
работа с родительским комитетом группы
общие и групповые родительские собрания
Ожидаемые результаты:
Желание родителей самостоятельно организовывать совместные, творческие игры с детьми дома и в дошкольном учреждении.
Создание позитивного микросоциума, где каждый участник (взрослый и ребенок) развивается в процессе совместной игровой деятельности.
Сплочение детского коллектива, развитию взаимопонимания между детьми и родителями.
Доверительные отношения между родителями и педагогами.
Повышение педагогической компетентности родителей и активности на уровне не только общение с педагогом, но и игровой деятельности воспитанников в ДОУ.
Направления по вовлечению родителей в совместную деятельность:
Информационно - аналитическое – (анкетирование, тестирование, опрос, «почтовый ящик» )
Познавательное –
(родительские гостиные, нетрадиционные собрания, экскурсии)
Наглядно – информационное – (через родительские уголки, папки – передвижки, мини – библиотека, выпуск газеты, сайт ДОУ)
Досуговое – (праздники, акции)
Совместная работа специалистов ДОУ (дефектолог, логопед, педагог – психолог, воспитатели, музыкальный руководитель) по реализации образовательной программы обеспечивает педагогическое сопровождение семьи на всех этапах дошкольного детства, делает родителей действительно равно ответственными участниками образовательного процесса.
Для скоординированной работы нашей группы и родителей в современных условиях были определены следующие задачи:
Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями.
Взаимодействие в тесном контакте с семьями своих воспитанников.
Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Активизация и обогащение воспитательных умений родителей.
Развитие творческого потенциала родителей и педагогов
ФРАЗЫ ДЛЯ НАЧАЛА БЕСЕДЫ С РОДИТЕЛЯМИ:
НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ:
Я БЫ ХОТЕЛА…
ВЕРОЯТНО ВЫ ОБ ЭТОМ ЕЩЕ НЕ СЛЫШАЛИ…
МНЕ ПРЕДСТАВЛЯЕТСЯ ИНТЕРЕСНЫМ ТО, ЧТО…
Я ПРИШЛА К ВЫВОДУ, ЧТО….
ХОТЬ ВАМ ЭТО И НЕ ИЗВЕСТНО…
ВЫ КОНЕЧНО ОБ ЭТОМ ЕЩЕ НЕ ЗНАЕТЕ….
ЗАМЕНА НА ЖЕЛАТЕЛЬНЫЕ:
ВЫ ХОТИТЕ…
ВЫ НАВЕРНОЕ ОБ ЭТОМ УЖЕ СЛЫШАЛИ…
ВАМ БУДЕТ ИНТЕРЕСНО УЗНАТЬ…
ДУМАЕТСЯ ВАША ПРОБЛЕМА ЗАКЛЮЧАЕТСЯ В ТОМ, ЧТО…
КОНЕЧНО ВАМ УЖЕ ИЗВЕСТНО..
КАК ВЫ ЗНАЕТЕ…
Опыт работы с родителями показал, что
В результате применения современных форм взаимодействия позиция родителей стала более гибкой.
Теперь они активные участники в жизни своих детей и группы.
Такие изменения позволяют нам говорить об эффективности использования современных форм в работе всех участников образовательного процесса родители – дети –педагоги.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.