Конспект " Блокадный хлеб"
Оценка 4.7

Конспект " Блокадный хлеб"

Оценка 4.7
Мероприятия
docx
воспитательная работа +2
9 кл—11 кл
24.05.2023
Конспект " Блокадный хлеб"
1. формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах; 2. способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников; 3. воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.
Блокадный хлеб.docx

ГОАОУ « Траектория»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Классный руководитель: Т. А. Минакова

 

 

Цели:

1.       формировать у учащихся знания о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., ее защитниках и подвигах;

2.     способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;

3.     воспитывать патриотические чувства, историческую память, уважение к старшему поколению.

Задачи:

      1. создать условия для формирования представления о Блокаде Ленинграда развивать желание обогащать свою жизнь новыми знаниями;

      2.  расширить социальный опыт учащихся воспитание сознательной любви к Родине, уважения к историческому прошлому своего народа на примере подвигов, совершенных в годы Великой Отечественной войны;

      3. воспитывать чувство патриотизма, долга, чувство сострадания и гордости за людей, переживших блокаду и несломленных обстоятельствами.

 

Ход проведения

         Добрый вечер уважаемые гости, родители и учащиеся. 77 лет назад 27 января 1944 года была полностью снята блокада Ленинграда.

          Не все события в людской памяти сохраняются долго. Многие с течением времени забываются. И только особо значимые, яркие помнятся всю жизнь. Человечество никогда не забудет суровые годы ВОВ.

    Стоит над Невой город Большой и красивый город-герой, город-солдат, город-труженик. У каждого города есть свое лицо, своя судьба, своя история. Не раз за свою историю город менял имя. Как назывался город на протяжении своего существования? (ответы детей). Верно, Санкт-Петербург, просто Петербург, Петроград, Ленинград и снова Санкт-Петербург. Но сегодня мы будем говорить о Ленинграде. Именно так звучит тема нашего урока "Блокадный хлеб". История знает немало примеров героической обороны крепостей и городов. Но легенды седой старины и трагические страницы не столь далекого прошлого бледнеют перед той несравненной эпопей человеческого мужества, стойкости и самоотверженного патриотизма, какой была 900 дневная оборона осажденного Ленинграда в годы Великой Отечественной войны.

          Великая Отечественная война стала историческим испытанием для советского народа, предельно раскрыла его силу, подняла всех людей на борьбу с ненавистным врагом. В истории Великой Отечественной войны много печальных, тяжёлых и просто страшных страниц. Я хочу сегодня остановиться на одной из них – блокада Ленинграда. 

 

 

Арнаутов Степан читает стихотворение О. Ф. Берггольца «Блокадный хлеб»

Шестнадцать тысяч матерей

пайки получат на заре —

сто двадцать пять блокадных грамм

с огнем и кровью пополам.

...О, мы познали в декабре - 

не зря "священным даром" назван 

обычный хлеб. И тяжкий грех - 

хотя бы крошку бросить наземь: 

таким людским страданьем он, 

такой большой любовью братской 

для нас отныне освящен, 

наш хлеб насущный, ленинградский.

Учитель:

        Ребята, сегодняшнее мероприятие мы начали с этого стихотворения, так как 27 января — это день полного освобождения Ленинграда от фашисткой блокады в 1944 году. И наше мероприятие посвящено «Блокадному хлебу».

Учитель:

         Хлеб…Какое простое, повседневное слово. Оно также естественно для нас, как слова мама, солнце, вода. К сожалению, мы, поколение 20-21 века, не придаем этому слову того значения и уважения, которое оно заслуживает!

Учитель:

         Большое разнообразие хлебобулочных изделий мы видим сегодня на прилавках магазинов: душистые батоны, буханки ржаного с хрустящей корочкой, сдобные булочки, калачи, плюшки…. Такое изобилие давно не поражает нашего воображения и не дает прочувствовать ту ценность хлеба, которую он имеет.

Учитель:

  Страшное веяние нашего времени- мы перестали беречь хлеб!  А зачем?! Ведь его много, можно пойти и просто купить.

Ученик: чтение отрывка из стихотворения.

Не хлебом единым живет человек,
Но жизни без хлеба не мыслит.

Хлеб "головою" считали весь век,
Ему поклонялись, молились.
Он стоил копейки, голодных спасал
Был в семьях больших дефицитом…

Учитель:

Теперь - новый век, к хлебу новый подход… Но правильно ли это?! Чтобы понять истинную цену хлеба, поговорим сегодня о военном хлебе. О хлебе Великой Отечественной…О хлебе блокадного Ленинграда…

Учитель:

У войны, ребята, свой хлеб: небогатый, отмеренный хлебной карточкой. Хлеб суровый, но еще больше необходимый, чем в мирное время.

(Звучит песня «Священная война»)

Учитель:

         22 июня 1941 года началась жестокая, кровопролитная война. Горели города и села, гибли тысячи людей. Гитлеровцы продвигались в глубь страны, уничтожая все на своем пути.

 Учитель:

         Мужественно держал оборону Брест. Бился с врагом Курск. Жил и сражался в кольце блокады Ленинград. Жил и сражался 900 страшных голодных блокадных дней и ночей.

Учитель:

         Город, действительно, сражался. За 900 дней блокады заводы Ленинграда дали фронту более 2 тысяч танков, 1500 самолетов, 150 тяжелых морских орудий, 4500 полевых орудий разных калибров, 12 тысяч минометов, 212 тысяч единиц стрелкового оружия, более 7 миллионов артиллерийских снарядов и мин.

Учитель:

         Невиданные трудности и страдания пришлось пережить Ленинграду, который был лишен запасов продовольствия и топлива. Вышли из строя водопровод и канализация, не было электричества, дома не отапливались.

К началу осады из Ленинграда вывезли только небольшую часть жителей (менее 500 тыс. человек). Около 3 млн. человек не успели уехать. В осажденном городе осталось более 400 тыс. детей

Учитель:

           Осенью 1941 года нормы продовольствия снижались пять раз. В ноябре рабочие получали по 250 грамм хлеба в день, все остальные по – 125 граммов.

Учитель:

           Муки в этом хлебе почти не было. В состав блокадных буханок входили: 10–12% - мука ржаная обойная, остальное – жмых, шрот, сметки муки с оборудования и пола, выбойка из мешков, пищевая целлюлоза, хвоя.

 Хлеб был почти единственным питанием ленинградцев.

 

Ученица – Овчарова Олеся

Сколько это: осьмушка хлеба?
Если в граммах, то 125.

Только тот, кто на той войне не был, 
Вкуса хлеба не сможет понять.

Вы представьте, как детские руки
Прижимают кусочек к губам.
Ничего не могло быть вкуснее
Тех единственных крохотных грамм.

Учитель:

        Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба.

        Это много или мало?

        А для того времени это было много, так как этот кусочек хлеба спасал жизнь многим людям. Хлеб был единственным питанием.

Учитель:

         Врагу не удалось задушить ленинградцев в тисках голодной блокады. Ленинград оставался неприступной крепостью, где каждый житель был бойцом, а фронт и тыл слились воедино.

Учитель:

           28 декабря 1941 года. Одиннадцатилетняя ленинградская девочка Таня Савичева сделала в этот день первую запись в своем дневнике:

 Учитель:

«Женя умерла в 12.00 утра 1941 года »
«Бабушка умерла 25 января в 3 часа 1942 года»
«Лека умер 17 марта в 5 часов утра 1942 года»
 «Дядя Вася умер 13 апреля в 2 часа ночи 1942 года»
«Дядя Леша, 10 мая в 4 часа дня 1942 года »
«Мама – 13 мая в 7 часов 30 минут утра 1942 года »
«Савичевы умерли» 
«Умерли все»
«Осталась одна Таня»

  Ученик: Ферапонтов Лёша  (под музыку «Реквиема» Моцарта)

На берегу Невы,

В музейном зданье,

Хранится очень скромный дневничок.

Его писала Савичева Таня.

Он каждого пришедшего влечет.

Пред ним стоят сельчане, горожане,

От старца -до наивного мальца.

И письменная сущность содержанья

Ошеломляет души и сердца.

 Ученик – Харин Вова  

У страничек страшные строчки,

Нет запятых. Только черные точки.

"Умерли все". Что поделать? Блокада...

Голод уносит людей Ленинграда.

Жутко и тихо в промерзшей квартире,

Кажется, радости нет больше в мире.

Если бы хлебушка всем по кусочку,

Может, длиннее дневник был на строчку.

Маму и бабушку голод унес.

Нет больше силы. И нет больше слез.

Умерли дядя, сестренка и брат

Смертью голодной. Пустел Ленинград.

Пусто в квартире. В живых - только Таня.

В, маленьком сердце - столько страданья.

"Умерли все". Никого больше нет.

(в тишине зала продолжает звучать музыка)

Учитель:

         В первые страшные зиму и весну, когда люди умирали так часто, что не было ни сил, ни возможностей достойно похоронить их, Невский оказался свидетелем скорбных процессий. На саночках, просто на листе фанеры близкие везли умершего, завернутого в простыню или одеяло, досок на гроб не было.

 

Учитель:

        Страшным был итог блокады. На Пискарёвском и Серафимовском кладбищах покоятся 650 000 ленинградцев, 97 % которых умерли не от обстрелов и бомбёжек. Их жизни унёс голод… Поколение, пережившее блокаду, знает цену куску хлеба.

... Медленной, суровой вереницей идут и идут люди по Пискарёвскому кладбищу. День за днём, год за годом. Словно несут они, сменяя друг друга, почётный караул у других могил.

 

Учитель: Ребята, почтим память умерших в годы блокады Ленинграда Минутой Молчания. Звучит метроном.

Учитель:

         Правительство Советского Союза предпринимало все возможные меры, чтобы облегчить положение ленинградцев, сократить число неминуемых жертв. По льду Ладожского озера была проложена автомобильная дорога, которую прозвали «Дорогой жизни», потому что по ней везли в Ленинград продукты и хлеб.

           Работа ледовой трассы сделала возможным уже с 25 декабря повысить нормы выдачи хлеба: рабочим на 100 г, служащим, инвалидам и детям - на 75 граммов в сутки.

 

Учитель:

         Ребята! Если жизнь предоставит Вам возможность побывать в Санкт – Петербурге, бывшем Ленинграде, обязательно посетите   Пискаревское кладбище. Зайдите в маленький музей возле входа на мемориальное кладбище, там вы увидите блокадную осьмушку хлеба и листочки из дневника Тани Савичевой.

Учитель:

        Спуститесь к могилам тех, кто умер в годы блокады, мечтая наесться хлеба досыта. Не нужно цветов… не нужно красивых слов.  Простая буханка ржаного хлеба, оставленная на могиле, будет знаком уважением к погибшим и символом памяти о том, о чем нельзя забывать никогда.

Учитель:

         Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим   богатством вы владеете и как его надо беречь.

 

 Звучит песня «Блокадный хлеб» Эдуард Хиль

         Под песню желающие берут 125 грамм хлеба.

 

 

        

 

       

 

       

 


 

Скачано с www.znanio.ru

ГОАОУ « Траектория»

ГОАОУ « Траектория»

Цели: 1. формировать у учащихся знания о

Цели: 1. формировать у учащихся знания о

Арнаутов Степан читает стихотворение

Арнаутов Степан читает стихотворение

У войны, ребята, свой хлеб: небогатый, отмеренный хлебной карточкой

У войны, ребята, свой хлеб: небогатый, отмеренный хлебной карточкой

Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба

Сто двадцать пять граммов хлеба – дневная норма святого черного блокадного хлеба

Пусто в квартире. В живых - только

Пусто в квартире. В живых - только

Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете…

Каждый день, беря в руки ломоть хлеба, вспомните добрым словом всех тех, кто его создавал и создаёт, подумайте о том, каким великим богатством вы владеете…

Конспект " Блокадный хлеб"

Конспект " Блокадный хлеб"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.05.2023