Муниципальное
бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа № 18 им. Р.С. Рамазанова»
Тема: "Угол между прямыми"
Развивающие: развивать пространственное воображение учащихся при решении геометрических задач, геометрическое мышление, интерес к предмету, познавательную и творческую деятельность учащихся, математическую речь, память, внимание; вырабатывать самостоятельность в освоении новых знаний.
Воспитательные: воспитывать у учащихся ответственное отношение к учебному труду, волевые качества; формировать эмоциональную культуру и культуру общения.
Тип урока:Изучение нового материала.
Методы: словесный (рассказ), наглядный (презентация), диалогический.
Формируемые ууд:
Предметные: владеть понятиями угла между двумя пересекающимися прямыми, угла между двумя параллельными прямыми, угла между двумя скрещивающимися прямыми, применять эти понятия к решению задач, распознавать перпендикулярные прямые. Личностные: формировать умение контролировать процесс своей математической деятельности.
Метапредметные: формировать умение сравнивать, анализировать, строить логическое рассуждение и делать выводы.
Планируемые результаты:
учащийся овладеет понятиями угла между двумя пересекающимися прямыми, угла между двумя параллельными прямыми, угла между двумя скрещивающимися прямыми, научится применять эти понятия к решению задач, распознавать перпендикулярные прямые. Основные понятия Угол между двумя пересекающимися прямыми, угол между двумя параллельными прямыми, угол между двумя скрещивающимися прямыми, перпендикулярные прямые, перпендикулярные отрезки.
I. Организационный момент.
· Приветствие.
· Сообщение целей и задач урока.
· Мотивация изучения нового материала.
· Психолого-педагогическая настройка учащихся на предстоящую деятельность.
· Проверка присутствующих на уроке;
II. Актуализация знаний.
Метод: фронтальный опрос (устно):
1. Какие разделы изучает геометрия?
2. Какие фигуры изучает планиметрия, а какие стереометрия?
3. Каково взаимное расположение двух прямых в пространстве?
4. Сколько углов образуется при пересечении двух прямых в пространстве?
5. Как определить угол между пересекающимися прямыми?
Слад3
6. Основание призмы ABCDA1B1C1D1 – трапеция. Какие из следующих пар прямых являются скрещивающими?
Ответ: ABи CC1,A1D1и CC1.
III. Изучение нового материала.
Слайд 4
Расположение прямых в пространстве и угол между ними.
1. Пересекающиеся прямые.
2. Параллельные прямые.
3. Скрещивающиеся прямые.
Слайд 5
Любые две пересекающие прямые лежат в одной плоскости и образуют четыре неразвернутых угла.
Слайд 6
Если пересекающиеся прямые образуют четыре равных угла, то угол между этими прямыми равен 90°.
Слайд 7
Угол между двумя параллельными прямыми равен 0°.
Слайд 8
Углом между двумя пересекающимися прямыми в пространстве называется наименьший из углов, образованных лучами этих прямых с вершиной в точке их пересечения.
Слайд 9Углом между скрещивающимися прямыми a и b называется угол между построенными пересекающимися прямыми и.
Слайд 10
Угол между скрещивающимися прямыми, как и между прямыми одной плоскости, не может быть больше 90°. Две скрещивающиеся прямые, которые образуют угол в 90°, называются перпендикулярными.
Слайд 11
Угол между скрещивающими прямыми.
Пусть ABи CD – две скрещивающиеся прямые.
Возьмём произвольную точку М1 пространства и проведём через неё прямые А1В1 и C1D1, соответственно параллельные прямым AB и CD.
Если угол между прямыми А1В1 и C1D1равен φ, то будем говорить, что угол между скрещивающимися прямыми АВ и CD равен φ.
Слайд 12
Найдём угол между скрещивающимися прямыми ABи CD.
В качестве точки M1можно взять любую точку на одной из скрещивающихся прямых.
Слайд 13
Физкультминутка
Слайд 14
1. Покажите перпендикулярные скрещивающиеся прямые в окружении.
Слайд 15
2. Дано изображение куба. Найдите угол между скрещивающимися прямыми а и b.
а) 90°; б) 45°;
Слайд 16
в) 60°; г) 90°;
Слайд 17
д) 90°; е) 90°.
IV. Закрепление нового материала
Слайд 19
Физкультминутка
Слайд 20
№1.
В правильной пирамиде SABCD, все ребра которой равны 1, точка E– середина ребра SC.Найдите угол между прямыми ADи BE.
Решение:
Искомый угол = углу CBE.Треугольник SBC-равносторонний.
ВE – биссектриса угла = 60. Угол CBE равен 30.
Ответ:30°.
№263.
Какой угол называется углом между скрещивающими прямыми?
Ответ:
Углом между скрещивающимися прямыми a и b называется угол между построенными пересекающимися прямыми a1и b1, причем a1 || a, b1 || b.
№265.
Угол между прямымиaи bравен 90°. Верно ли, что прямые aи bпересекаются?
Ответ:
Неверно, так как прямые могут либо пересекаться, либо скрещиваться.
№267.
DABC – тетраэдр, точка О и F – середины ребра AD и CDсоответственно, отрезок TK – средняя линия треугольника ABC.
a) Чему равен угол между прямымиOFи CB?
b) Верно ли, что угол между прямымиOFи TK равен 60°?
c) Чему равен угол между прямымиTFи DB?
Решение:
Дано: DABC,
О – середина AD,
F – серединаCD,
ТК – средняя линия ∆АВС.
Решение:
a)
В
плоскости АВС через точку С проходит прямая АС, параллельная прямой OF(т.к.
OF – средняя линия ∆АВС, поэтому АСВ
– угол между скрещивающимися прямыми OFт
СВ. ∆АВС
– правильный, поэтому АСВ=60°.
Ответ: 60°
b)
Т.к.
OF || AC
и TK || CB,
то угол между прямыми OF
и TK равен углу между прямыми AC
и CB, т.е. 60°.
Ответ: верно.
c) Т.к.
TF || AD
(по свойству средней линии), то ADB=60°.
Ответ: 60°
V. Рефлексия
· Что мы узнали нового?
· Справились ли мы с теми задачами которые были заданы в начале урока?
· Какие задачи мы научились решать?
VI. Домашнее задание.
§4 (стр. 85-89), №268, №269.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.